Финансы торговой организации и пути улучшения их использования на примере ООО "Торговая сеть Соседи"

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Финансы


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Реферат

Курсовая работа: ___ с., 1 рис., 12 табл., 23 источника, 2 приложения

ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ, ЛИКВИДНОСТЬ, ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ, ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Целью данной работы является анализ финансового состояния ООО «Торговая сеть Соседи», а также разработка мероприятий, направленных на повышение показателей финансовой и хозяйственной деятельности ООО «Торговая сеть Соседи».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

изучение сущности изучения финансового состояния предприятия;

изучение системы показателей оценки финансового состояния предприятия;

анализ финансового состояния ООО «Торговая сеть Соседи»;

анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Торговая сеть Соседи»;

расчет и оценка показателей платежеспособности и финансовой устойчивости ООО «Торговая сеть Соседи»;

разработка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости предприятия.

Объектом исследования является ООО «Торговая сеть Соседи».

Предметом исследования является финансовое состояние ООО «Торговая сеть Соседи».

Основными источниками получения информации являются: действующие нормативные правовые акты Республики Беларусь, специальная литература по экономике и анализу хозяйственной деятельности предприятия, бухгалтерская и статистическая отчетность и др.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

платежеспособность финансовая устойчивость показатель

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические аспекты диагностики финансового состояния предприятия
  • 1.1 Цели и задачи диагностики финансового состояния
  • 1.2 Показатели финансового положения предприятия
  • 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Торговая сеть Соседи»
  • 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Торговая сеть Соседи»
  • 2.2 Анализ деловой активности и финансовой устойчивости
  • 2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
  • 3. Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия
  • 3.1 Обоснование выбора мероприятий и их сущность
  • 3.2 Оценка предложенных мероприятий
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Введение

Финансовое состояние организации зависит от результатов его торговой, инвестиционной и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение организации. И, наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие — ухудшение финансового состояния организации и ее платежеспособности.

Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд торговли необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнения расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования. Главная цель финансовой деятельности — решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития торговли и получения максимума прибыли.

В показателях финансового состояния отражаются уровень использования капитала и рабочей силы, положение расчетов и влияние формирования выручки, налогов, платежей и сборов на величину чистой прибыли как источника создания фондов накопления и социальной сферы организации, на ее платежеспособность.

В конечном итоге, функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться в рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами торговли; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т. д.

Все вышесказанное обусловило актуальность данной выпускной квалификационной работы.

Целью данной работы является анализ финансового состояния ООО «Торговая сеть Соседи», а также разработка мероприятий, направленных на повышение показателей финансовой и хозяйственной деятельности ООО «Торговая сеть Соседи».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

изучение сущности изучения финансового состояния предприятия;

изучение системы показателей оценки финансового состояния предприятия;

анализ финансового состояния ООО «Торговая сеть Соседи»;

анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Торговая сеть Соседи»;

расчет и оценка показателей платежеспособности и финансовой устойчивости ООО «Торговая сеть Соседи»;

разработка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости предприятия.

Объектом исследования является ООО «Торговая сеть Соседи».

Предметом исследования является финансовое состояние ООО «Торговая сеть Соседи».

Основными источниками получения информации являются: действующие нормативные правовые акты Республики Беларусь, специальная литература по экономике и анализу хозяйственной деятельности предприятия, бухгалтерская и статистическая отчетность и др.

1. Теоретические аспекты диагностики финансового состояния предприятия

1.1 Цели и задачи диагностики финансового состояния

Диагностика финансово-хозяйственного состояния предприятия — это комплексное системное изучение финансового состояния фирмы и факторов, влияющих на него, с целью прогнозирования уровня доходности капитала фирмы, выявления возможностей повышения эффективности ее функционирования. Способность фирмы успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в постоянно изменяющейся внутренней и внешней предпринимательской среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и финансовую устойчивость свидетельствует о ее устойчивом финансовом состоянии и наоборот.

Основная цель диагностики финансового состояния — получение небольшого числа ключевых, т. е. наиболее информативных показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика, как правило, интересует не только текущее финансовое состояние фирмы, но и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т. е. ожидаемые параметры финансового состояния [4,c. 82].

Основные функции диагностики финансового состояния:

1. своевременная и объективная оценка финансового состояния фирмы, установление ее «болевых точек» и изучение причин их образования;

2. выявление факторов и причин достигнутого состояния;

3. подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

4. выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния фирмы и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности, прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

Основными задачами диагностики финансового состояния являются:

1. выявление факторов, влияющих на ее финансовое состояние;

2. выявление изменений показателей финансового состояния;

3. оценка количественных и качественных изменений финансового состояния;

4. оценка финансового положения фирмы на определенный момент времени;

5. определение тенденций изменений финансового состояния фирмы.

В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности, которые интересуют не только работников самой фирмы, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы. Практически все пользователи финансовых отчетов фирмы используют методы анализа финансового состояния фирмы для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Собственники анализируют финансовое состояние фирмы для обеспечения стабильности положения фирмы на рынке и повышения доходности ее капитала. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты для минимизации своих рисков по вкладам и займам. Таким образом, субъектами анализа могут выступать как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности фирмы пользователи информации. К первой группе пользователей относятся: существующие и потенциальные собственники средств фирмы, в том числе [10, c. 152]:

1. акционеры, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством организации;

2. существующие и потенциальные кредиторы и инвесторы, использующие результаты финансового анализа для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предпринимательской фирме как к клиенту;

3. поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;

4. государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют налоговую политику;

5. персонал фирмы, интересующийся данными анализа ее финансового состояния с точки зрения стабильности уровня их заработной платы и перспектив работы на данном предприятии;

6. руководители фирмы.

Вторая группа субъектов финансового анализа — это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности предпринимательской фирмы, однако изучение финансового состояния фирмы им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей отчетности. К этой группе относятся:

— аудиторские фирмы, проверяющие соответствие данных бухгалтерской отчетности соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;

— консультанты по финансовым вопросам, которые на основе результатов анализа финансового состояния разрабатывают рекомендации своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную предпринимательскую организацию;

— биржи ценных бумаг, принимающие решение о приостановке деятельности какого-либо предприятия;

— законодательные органы;

— юристы, нуждающиеся в информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;

— профсоюзы, заинтересованные в информации о финансовом состоянии фирмы для определения своих требований в отношении заработной платы членам профсоюзов и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данная фирма;

— пресса и информационные агентства, использующие результаты анализа финансового состояния фирмы для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных предприятий и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;

— торгово-производственные ассоциации, использующие данные о финансовом состоянии предпринимательских фирм для статистических обобщений по отраслям и для сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне.

Финансовый анализ подразделяется на внешний и внутренний. Такое разделение анализа является несколько условным, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т. е. анализа, проводимого за пределами предприятия заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Анализ на основе только отчетных данных содержит весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия и не позволяет раскрыть всех секретов фирмы.

Особенностями внешнего финансового анализа являются [10, c. 152]:

— множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

— разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

— наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

— ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

— ограничение задач анализа как следствие предыдущего фактора;

— максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Основное содержание (задачи) внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

— анализ абсолютных показателей прибыли;

— анализ относительных показателей рентабельности;

— анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

— анализ эффективности использования заемного капитала;

— экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации, кроме финансовой отчетности, также и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и пр.

1.2 Показатели финансового положения предприятия

Финансы предприятий — это совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений предприятия.

Финансы предприятия обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала и финансовые отношения с государственным бюджетом, внебюджетными фондами, налоговыми органами, банками, страховыми компаниями, и др. При этом они выполняют две функции: воспроизводственную; контрольную.

Воспроизводственная функция состоит в обслуживании денежными ресурсами кругооборота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности предприятия.

Контрольная функция заключается в контроле за результатами производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Финансовая стратегия предприятия строится на определённых принципах организации:

1. Жесткая централизация финансовых ресурсов, обеспечивающая предприятию быструю маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности;

2. Финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств предприятия и основные направления их расходования;

3. Формирование крупных финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможного колебания рыночной конъюнктуры;

4. Безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнёрами.

Главной задачей финансовой стратегии является достижение самоокупаемости предприятия.

Эффективность работы каждого предприятия во многом зависит от полной и своевременной мобилизации финансовых ресурсов и правильного их использования для обеспечения нормального процесса производства и расширения производственных фондов. В этой связи для каждого предприятия важное значение имеет правильная организация финансовой работы

Финансовая работа представляет собой систему экономических мероприятий по определению финансовых ресурсов в объемах, необходимых для обеспечения выполнения планов экономического и социального развития предприятий, осуществления контроля за их целевым и эффективным использованием.

Основными задачами финансовой работы являются:

мобилизация финансовых ресурсов в размере, необходимом для обеспечения нормального процесса производства и расширения производственных фондов в объемах, установленных планами;

изыскание путей увеличения прибыли и повышения рентабельности производства;

своевременное выполнение обязательств перед различными звеньями финансово кредитной системы перед бюджетом по внесению установленных налогов и платежей, перед централизованными внебюджетными фондами — по оплате установленных платежей, перед банками — по возврату кредитов и уплаты процентов за них;

своевременное выполнение обязательств перед поставщиками по оплате товарно-материальных ценностей, перед работниками — по оплате их труда;

контроль за сохранностью, использованием оборотных активов и ускорением их оборачиваемости;

контроль за рациональным и целевым использованием финансовых ресурсов.

Финансовая работа состоит из:

финансового планирования и прогнозирования;

оперативной финансовой работы;

анализа и контроля за финансовой деятельностью предприятий

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. На основании доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта, охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.

Современные условия функционирования коммерческих организаций определяют необходимость систематического проведения финансового анализа как основы принятия обоснованных управленческих решений по укреплению положения организации на рынке, улучшению коммерческой деятельности, позволяет определить направление финансовой стратегии и политики, обеспечивающие субъекту хозяйствования стабильное финансовое положение. Устойчивое финансовое состояние является основой эффективной коммерческо-производственной деятельности и экономического развития субъектов хозяйствования.

Результаты производственно-хозяйственной деятельности зависят от воздействия факторов объективного и субъективного характера. На объективные факторы (изменение цен, тарифов, ставок, норм амортизации и т. д.) предприятие не может оказывать влияние. Они, как правило отражают действие экономических законов и являются внешними по отношению к ней. Субъективные факторы полностью зависят от работы предприятия, умелого руководства организацией в целом, её производственными и хозяйственными подразделениями, а также от управления её финансами.

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Торговая сеть Соседи»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Торговая сеть Соседи»

ООО «Торговая сеть Соседи» осуществляет свою торгово-хозяйственную деятельность на потребительском рынке г. Минска и по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью.

Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, не отвечает по обязательствам своих акционеров.

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения.

Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак. Общество создано без ограничения срока.

ООО «Торговая сеть Соседи» было создано в соответствии с действующим на территории РБ законодательством. В своей деятельности оно руководствуется Уставом и Учредительным договором, а также Гражданским кодексом и соответствующими законодательными актами в сфере предпринимательской деятельности.

ООО «Торговая сеть Соседи» самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность. Основу планов составляют договоры, заключаемые с заказчиками, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.

На ООО «Торговая сеть Соседи» четыре учредителя. Все учредители (заинтересованные лица) могут принять участие в управлении, что отвечает их интересам, с одной стороны, а с другой, соответствует целям самого партнерского предприятия — получить максимальную прибыль — за счет четкой структуры управления отдельным направлением торговли.

Сегодня, 24 универсама «Соседи» работают в самом востребованном и перспективном формате «магазин у дома».

Универсамы работают по принципу самообслуживания, круглосуточно, 7 дней в неделю.

В инфраструктуру каждого универсама входит автомобильная парковка.

Организационная структура управления на предприятии ООО «Торговая сеть Соседи» строится по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему и представлена в виде схемы на рис. 2.1.

Рисунок 2.1 — Организационная структура ООО «Торговая сеть Соседи»

Приведенная организационная структура предприятия является линейно-функциональной, то есть характеризуется совмещением в звеньях функций и полномочий и обладает следующим преимуществом — единоначалие, простота связей и определенность зависимостей.

Она на предприятии обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные — консультировать, помогать разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Функциональные звенья осуществляют всю подготовку процесса продажи и саму продажу, подготавливают варианты решений вопросов, связанных с руководством процессом реализации.

Проанализируем численность персонала ООО «Торговая сеть Соседи». К административно — управленческому персоналу относится директор, его заместитель по общим вопросам, бухгалтер, менеджер по службе, товаровед, и администратор. К торгово-оперативному — все остальные за исключением младшего обслуживающего персонала.

Таблица 2.1 — Анализ динамики численности работников ООО «Торговая сеть Соседи» в 2009—2011 годах

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

Темп роста, %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

к 1-му году

ко 2-му году

А

1

2

3

4

5

6

7

8

Численность работников, всего

120

100

136

100

104

100

86,67

76,47

В том числе:

-административно-управленческий персонал

22

18,33

22

16,18

21

20, 19

95,45

95,45

— торгово-оперативный персонал

79

65,83

95

69,85

63

60,58

79,75

66,32

— вспомогательный персонал

19

15,83

19

13,97

20

19,23

105,26

105,26

За исследуемый период произошло значительное снижение общей численности работников предприятия — на 32 человека. Наиболее сильно была снижена доля торгово-оперативного персонала — на 12,16% или 32 человека. Данное изменение, по нашему мнению, является негативным фактором для функционирования торгового предприятия данного типа. Численный состав административно-управленческого персонала снизился на одного человека, однако его доля в общей структуре персонала выросла. Относительно вспомогательного персонала произошло увеличение численности на одного человека, что в общей структуре дало увеличение доли почти на 8%.

Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности ООО «Торговая сеть Соседи» представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2 — Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности ООО «Торговая сеть Соседи» за 2010−2011гг.

Показатели

Ед. изм.

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+; -)

Темп изме-нения, %

А

Б

1

2

3

4

Товарооборот

тыс. руб.

73 247

82 009

8 762

111,96

Площадь

м2

250

250

-

100,00

Товарооборот на 1 м² торговой площади

тыс. руб. /м

293

328

35

111,96

Численность работников всего

чел.

128

120

-8

93,75

Производительность труда одного рабочего

тыс. руб. чел.

572

683

111

119,43

Среднегодовая стоимость основных фондов

тыс. руб.

3 421

3 278

-143

95,82

Фондоотдача

руб.

21,41

25,02

3,61

116,86

Фондоемкость

руб.

0,05

0,04

-0,01

80,00

Фондовооруженность

руб.

26,72

27,31

0,59

102,21

Коэффициент эффективности использования основных фондов

6

4

-2

67,53

Оборотные средства

тыс. руб.

78 072

123 306

45 234

157,94

Время обращения оборотных средств

дни

384

541

158

141,06

Скорость обращения оборотных средств

обороты

0,94

0,67

-0,27

71,28

Коэффициент участия оборотных средств в обороте

1,07

1,50

0,44

140, 19

Коэффициент рентабельности оборотных средств

0,27

0,11

-0,16

40,74

Себестоимость проданных товаров, услуг

тыс. руб.

41 232

59 495

18 263

144,29

Валовая прибыль

сумма

тыс. руб.

32 015

22 514

-9 501

70,32

уровень к товарообороту

%

44

27

-16

62,80

Издержки обращения

сумма

тыс. руб.

3 152

3 886

734

123,29

уровень в % к товарообороту

%

4

5

0

-

Прибыль от продаж

сумма

тыс. руб.

28 863

18 628

-10 235

64,54

рентабельность продаж

%

39

23

-17

-

Прибыль до налогообложения

тыс. руб.

27 733

17 948

-9 785

64,72

Рентабельность предприятия

%

38

22

-16

-

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

тыс. руб.

6 656

4 308

-2 348

64,72

Чистая прибыль

сумма

тыс. руб.

21 077

13 640

-7 437

64,72

рентабельность конечной деятельности

%

29

17

-12

-

Оборот розничной торговли вырос на 8762,00 тыс. руб. (11,96%), это является позитивным моментом в деятельности торгового предприятия.

Себестоимость проданных товаров, так же выросла на 18 263,00 тыс. руб. (44,29%), но ее темп роста превышает темп роста оборота розничной торговли, что можно оценить негативно.

За счет более быстрого роста себестоимости, чем товарооборот, валовая прибыль снизилась на 9 501,00 тыс. руб. (29,68%). Кроме этого произошел рост издержек обращения на 734 тыс. руб. или 23,29%, что так же оценивается негативно.

Все это в итоге привело к значительному снижению от продаж на 10 235,0 тыс. руб. (35,46%), что естественно привело к снижению рентабельности продаж с 39,41 до 22,71%, однако хотелось бы отметить такой позитивный момент как высокое значение самого показателя рентабельности.

Снижение прочих расходов и налога на прибыль, конечно снизили темп снижения чистой прибыли и рентабельности конечной деятельности, но все же их значения достаточно высоки, так чистая прибыль отчетного года составила 13 640,48 тыс. руб., а рентабельность конечной деятельности 16,63%.

Оценивая эффективность использования отдельных видов ресурсов, можно отметить, что фактором, дестимулирующим интенсификацию торгового процесса организации, явилось неэффективное использование основной части торгового потенциала организации — оборотных средств: при увеличении среднегодовой их стоимости на 45 233,50 тыс. руб. (19,51%) скорость обращения снизилась на 0,27 оборота, в результате время обращения оборотных средств выросло на 158 дней, приведшая к относительному вовлечению денежных средств. Данная тенденция является негативным моментом в деятельности организации, и говорит о снижении эффективности использование оборотных средств.

Более эффективно из всех ресурсов в отчетном периоде в сравнении с прошлым использовались основные средства: их средняя стоимость уменьшилась на 143,0 тыс. руб. (4,18%), а фондоотдача повысилась на 16,85%, в тоже время как коэффициент эффективности использования основных фондов снизился на 32,46%.

Достаточно эффективно в отчетном периоде использовалась торговая площадь: при не изменении ее размера, отдача с каждого квадратного метра площади выросла на 35,05 тыс. руб., или на 11,96%.

По большей части интенсивным является использование трудовых ресурсов. Среднесписочная численность работающих на предприятии снизилась на 8 человек и составила 120 человек. При этом производительность труда одного работающего за отчетный год возросла на 111,17 тыс. руб. и составила 683,41 тыс. руб.

Обобщая результаты анализа, можно сделать вывод о том, что в целом ресурсный потенциал организации используется неэффективно, что позволяет нам дать негативную оценку хозяйственной деятельности исследуемого объекта.

2.2 Анализ деловой активности и финансовой устойчивости

Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обуславливается в немалой степени его деловой активностью. Деловую активность можно охарактеризовать как процесс устойчивости хозяйственной деятельности организации, направленный на обеспечение ее положительной динамики и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности. Значение анализа деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов организации и в выявлении резервов их повышения.

Анализ динамики основных показателей оборачиваемости и рентабельности оформлены в следующей таблице.

Таблица 2.3 — Анализ динамики основных показателей деловой активности ООО «Торговая сеть Соседи» за 2010−2011 гг.

Показатели

Ед. изм.

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+; -)

Темп роста, %

А

1

2

3

4

5

1. Выручка от продаж

тыс. руб.

73 247

82 009

8 762

112

2. Чистая прибыль (нераспределенный убыток)

тыс. руб.

21 077

13 641

-7 437

65

3. Средняя величина активов

тыс. руб.

81 493

126 583

45 091

155

4. Средняя величина собственного капитала

тыс. руб.

30 872

32 339

1 468

105

5. Средняя стоимость внеоборотных активов

тыс. руб.

3 421

3 278

-143

96

6. Средняя стоимость оборотных активов

тыс. руб.

78 072

123 306

45 234

158

7. Коэффициент оборачиваемости активов (стр. 1/стр. 3)

0,90

0,65

24,12

72

8. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (стр. 1/стр. 4)

2,37

2,54

0,16

107

9. Отдача внеоборотных активов (стр. 1/стр. 5)

руб.

21,41

25,02

3,61

117

10. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (стр. 1/стр. 6)

0,94

0,67

-0,27

71

11. Время обращения оборотных активов (стр. 6/стр. 1) х360

дни

383,71

541,28

157,57

141

12. Рентабельность (убыточность) активов (стр. 2/стр. 3) х100

%

25,86

10,78

-15,09

42

13. Рентабельность (убыточность) собственного капитала (стр. 2/стр. 4) х100

%

68,27

42,18

-26,09

62

В ходе анализа деловой активности ООО «Торговая сеть Соседи» выявлено следующее. Коэффициент оборачиваемости активов в отчетном 2011 году снизился на 0,25 оборота, что означает снижение эффективности их использования. Повышение коэффициента оборачиваемости собственного капитала на 7% является признаком более высокой деловой активности. Отдача внеоборотных активов повысилась на 3,61 руб. или на 17%. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов снизился на 0,27 обор. Время обращения оборотных активов увеличилось на 158 дней, означает замедление оборачиваемости активов. Эта ситуации оцениваются отрицательно, так как означают спад экономического потенциала организации.

Далее следует углубить оценку деловой активности организации и определить длительность операционного и финансового циклов.

Операционный цикл характеризует общее время, в течении которого финансовые ресурсы омертвлены в запасах и дебиторской задолженности и является определяющим фактором времени обращения общей величины оборотных активов.

Финансовый цикл или цикл обращения денежных средств представляет собой время, в течении которого денежные средства отвлечены из оборота.

Анализ динамики операционного и финансового циклов ООО «Торговая сеть Соседи» оформлен в следующей таблице.

Таблица 2.4 — Анализ динамики операционного и финансового циклов предприятия ООО «Торговая сеть Соседи» за 2010−2011гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

Отклонение

(+; -)

Темп роста, %

А

1

2

3

4

1. Выручка от продаж, тыс. руб.

73 247

82 009

8 762

112

2. Средняя стоимость запасов и затрат, тыс. руб.

1 880

2 493

613

133

3. Расходы на производство продукции

45 143

40 394

-4 749

89

4. Средняя величина дебиторской задолженности, тыс. руб.

74 466

118 949

44 484

160

5. Средняя кредиторская задолженность, тыс. руб.

48 883

90 137

41 254

184

6. Время обращения запасов, дни

15

22

7

148

7. Время обращения дебиторской задолженности, дни

366

522

156

143

8. Время обращения кредиторской задолженности, дни

240

396

155

165

9. Продолжительность операционного цикла, дни

381

544

163

143

10. Продолжительность финансового цикла, дни

141

149

8

106

Продолжительность операционного цикла повысилось на 163 дня, а значит период, проходящий с момента поступления товарно-материальных ценностей до момента получения оплаты за проданную продукцию увеличилось, такая ситуация оценивается негативно. Продолжительность финансового цикла также увеличилось на 8 дней, что говорит о замедлении расчетов, оценивается отрицательно. Негативно оценивается рост времени обращения дебиторской задолженности на 156 дней, что означает ухудшение состояния расчетов с дебиторами. Отрицательно оценивается увеличение времени обращения кредиторской задолженности на 155 дней, что означает несвоевременное погашение обязательств перед кредиторами. Время обращения запасов увеличилось на 7 дней, что свидетельствует об увеличении сроков их оборачиваемости. Эта ситуация оценивается отрицательно. Финансовая устойчивость организации в общем виде определяется уровнем обеспеченности активов источниками их формирования и характеризуются системой абсолютных и относительных показателей. Расчет показателей излишка (недостатка) источников формирования запасов и затрат оформлен в таблице 2.5.

Таблица 2.5 — Идентификация уровня финансовой устойчивости на основании абсолютных показателей излишка (недостатка) источников формирования запасов и затрат по ООО «Торговая сеть Соседи» за 2010−2011 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

Отклонение

(+; -)

Темп роста, %

А

1

2

3

4

1. МПЗ с НДС по приобретенным ценностям

2 805

3 278

473

117

2. Собственные оборотные средства

42 115

23 003

-19 112

55

3. Излишек (недостаток) СОС для формирования МПЗ. (стр. 2-стр. 1)

39 310

19 725

-19 585

50

4. Краткосрочные кредиты и займы

0

0

0

-

5. Кредиторская задолженность товарного характера

63 308

113 980

50 672

180

6. Общая величина нормальных источников формирования запасов и затрат (НИФЗ). (стр. 2+стр. 4+стр. 5)

105 423

136 983

31 560

130

7. Излишек (недостаток) нормальных источников формирования МПЗ.

(стр. 6-стр. 1)

102 618

133 705

31 087

130

Из таблицы 2.5 видно, что на предприятии ООО «Торговая сеть Соседи» как на начало отчетного периода так и на конец отчетного года сложилась абсолютная финансовая устойчивость, о чем говорит следующее соотношение: СОС > З.

2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности

Оценка платежеспособности и ликвидности организации позволяет охарактеризовать возможности своевременного проведения расчетов по краткосрочным обязательствам и осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов. Анализ ликвидности баланса путем сопоставления соответствующих групп активов и пассивов оформлен в следующей таблице.

Таблица 2.6 — Анализ ликвидности баланса ООО «Торговая сеть Соседи» за 2010−2011 гг.

АКТИВ

2010 год

2011 год

ПАССИВ

2010 год

2011 год

Платежный излишек (+), недостаток (-)

2010 г

2011 г

1

3

3

4

6

6

7

8

1. Наиболее ликвидные активы

301

57

1. Наиболее срочные обязательства

64 739

115 534

-64 438

-115 477

2. Быстро реализуемые активы

104 768

135 202

2. Краткосроч-ные пассивы

64 739

115 534

40 029

19 668

3. Медленно реализуемые активы

2 805

3 278

3. Долгосроч-ные пассивы

1 813

6 402

992

-3 124

4. Трудно реализуемые активы

3 216

3 339

4. Постоянные пассивы

44 738

19 940

-41 522

477 085

БАЛАНС

111 290

141 876

БАЛАНС

111 290

141 876

Х

Х

Анализ таблицы 2.6 показал, что баланс ООО «Торговая сеть Соседи» как на начало так и на конец отчетного периода отличается от абсолютно ликвидного.

Для конкретизации оценки уровня ликвидности необходим анализ значений и динамики относительных показателей ликвидности (коэффициентов).

Таблица 2.7 — Анализ динамики показателей ликвидности ООО «Торговая сеть Соседи» за 2010−2011 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

Отклонение

(+; -)

Темп роста, %

А

1

2

3

4

1. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,005

0,001

-0,004

11

2. Коэффициент критической ликвидности

1,60

1,16

-0,44

72

3. Коэффициент текущей ликвидности

1,67

1, 20

-0,47

72

Коэффициент абсолютной ликвидности равен 0,001, ниже оптимального значения. Показывает, что лишь 0,01% краткосрочных обязательств могла быть погашена на эту дату за счет денежных средств, при оптимальном 20%. Это связано с отсутствием краткосрочных финансовых вложений и недостаточным наличием денежных средств. Коэффициент критической ликвидности — 1,15, выше оптимального значения. Срочные обязательства могут быть погашены за счет имеющихся денежных средств и ожидаемых поступлений от дебиторов. На конец периода коэффициент текущей ликвидности равен 1,2, что выше оптимального значения. Это связано с достатком оборотных средств. Однако данные коэффициенты имеют тенденцию к снижению, что говорит о снижении ликвидности предприятия.

С целью улучшения финансового состояния организации ООО «Торговая сеть Соседи» необходимо:

1) В части дебиторской и кредиторской задолженности:

предварительное ознакомление с финансовым состоянием контрагента;

систематический контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, поскольку значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской создает угрозу платежеспособности организации и требует дополнительных источников финансирования текущих активов;

ориентация на увеличение количества покупателей и заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монополистами;

использование современных форм управления дебиторской задолженностью (договор цессии, факторинговые услуги, учет векселей);

совершенствование договорной работы;

своевременное выявление и устранение причин возникновения дебиторской задолженности нетоварного характера.

2) В части денежных средств:

ускорение инкассации денежных средств;

применение наиболее рациональных форм расчетов (например, расчеты с поставщиками с использованием авансовых платежей или аккредитива с депонированием средств организации менее выгодны, так как обуславливают досрочный отток денежных средств и временную иммобилизацию соответствующих финансовых ресурсов).

3. Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия

3.1 Обоснование выбора мероприятий и их сущность

Главным негативным моментом в деятельности предприятия является снижение чистой прибыли в отчетном 2011 году по отношению к предыдущему периоду на 35%. Также негативно оценивается превышение темпа роста дебиторской задолженности (130%) над темпом роста выручки (112%), что может быть вызвано проблемой с оплатой за продукцию или услуги, либо активным предоставлением потребительского кредита покупателям, т. е. отвлечением части текущих активов и иммобилизации части оборотных средств из производственного процесса.

Увеличившаяся дебиторская задолженность, а так же снижение эффективности ее использования говорят о том, что на предприятии проблеме работы с дебиторами уделяется не достаточное внимание. Средства, вовлеченные в дебиторскую задолженность, оказываются замороженными на период ее погашения, это тормозит увеличение темпов воспроизводства. Необходимо снижать дебиторскую задолженность, в частности за счет проведения эффективной работы с дебиторами.

Для оптимизации структуры обязательств предлагается использование факторинга.

Факторинг — это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.

В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор).

Благодаря договору факторинга поставщик может сразу получить от фактора плату за отгруженный товар, что позволяет ему не дожидаться оплаты от покупателя и планировать свои финансовые потоки. Таким образом факторинг обеспечивает предприятие реальными денежными средствами, способствует ускорению оборота капитала, повышению доли производительного капитала и увеличению доходности. Помимо финансирования оборотных средств при факторинге банк покрывает значительную часть рисков поставщика: валютные, процентные, кредитные и ликвидные риски.

При этом покупатель, заключая договор факторинга, получает возможность вернуть долг через более длительный срок по сравнению с коммерческим кредитом (в отдельных случаях долг пролонгируется под дополнительные обязательства), разрешается также частичное погашение долга, что стимулирует покупку товаров через факторинговые компании.

На предприятии ООО «Торговая сеть Соседи» ухудшились расчеты с дебиторами, поэтому рекомендуется использовать факторинговую систему, которая дает 100% гарантию оплаты в среднем 85% от суммы счета.

Чтобы сократить величину комиссионных расходов предприятию необходимо воспользоваться факторингом с регрессом. При факторинге с регрессом факторинговая компания берет на себя риск несвоевременной оплаты, но кредитный риск остается на продавце. В случае, если покупатель не заплатил вовремя, продавец по истечении льготного периода возвращает средства факторинговой компании. Риск для продавца становится меньше, так как каждый покупатель предварительно проходит процедуру профессиональной оценки платежеспособности.

При факторинге без регресса в случае несвоевременной уплаты факторинговая компания продолжает работать с покупателем самостоятельно. Соответственно, весь риск неуплаты принимает факторинговая компания.

При банковском кредитовании заемные средства, в лучшем случае, сразу оседают в дебиторской задолженности, в худшем — могут обесцениться на банковском счете.

Деньги, полученные по факторингу, всегда находятся в работе и приносят прибыль.

Кредит отражается в пассивах, уменьшая чистую стоимость компании. Факторинг — забалансовый инструмент, позволяющий без увеличения пассивов демонстрировать увеличение выручки и прибыли в несколько раз.

Например, если предприятие возьмет в банке кредит 100 000 рублей под 12% годовых, получаете 100 000 рублей единым платежом. Впоследствии, каждый месяц выплачивается 1 000 рублей за использование кредита и в конце года нужно вернуть банку 100 000 рублей. Или банк может предоставить кредитную линию, в пределах которой берутся деньги по мере необходимости, но за такую привилегию приходится платить заранее (далеко не всем компаниям эта услуга доступна). Если же предприятию вдруг потребуется дополнительный ресурс, весь процесс оформления придется проходить заново.

Если предприятие ООО «Торговая сеть Соседи» передает на факторинг 100 000 рублей в месяц, за год использует 1,2 млн. рублей (12×100 000). Если предположить, что стоимость факторинговых услуг составляет 2% от объема переуступленной задолженности, затраты предприятия в год по факторингу составят 12×2 000 или 24 000 рублей, что есть 2% от 1,2 млн. И в конце года предприятие никому ничего не должно.

Стоимость факторингового сервиса составляет до 2,5% от оборота.

Рассмотрим преимущества и условия факторинга нескольких факторинговых компаний (таблица 3. 1).

Таблица 3.1 — Условия предоставления факторинга с регрессом

Название факторинговой компании

Срок рассмотрения пакета документов предоставляемых в ФК, дн

Величина незамедлительного финансирования, %

Величина комиссионных расходов, %

ООО «ВТБ Факторинг»

5

90

2,0

Газпромбанк

7

85

1,9

Сомбелбанк

5

80

2,5

Проминвестбанк

10

70

1,5

Сумма дебиторской задолженности на конец 2011 года составляет 134 320 тыс. руб., в том числе по покупателям и заказчикам — 35 192 тыс. руб.

Проведем выбор факторинговой компании (таблица 3. 2).

Таблица 3.2 — Выбор факторинговой компании

Название факторинговой компании

Величина финансирования, %

Величина комиссионных расходов, тыс. руб.

Величина дебиторской задолженности, тыс. руб.

Сумма на руки, тыс. руб.

Сумма комиссионных расходов, тыс. руб.

ООО «ВТБ Факторинг»

90

2

35 192

31 673

704

Газпромбанк

85

1,9

35 192

29 913

669

Сомбелбанк

80

2,5

35 192

28 154

880

Проминвестбанк

70

1,5

35 192

24 634

528

Факторинговая компания ООО «ВТБ Факторинг» может предложить самый наибольший процент незамедлительного финансирования (90%), а так как у предприятия стоит вопрос о наискорейшем возврате как можно большей части дебиторской задолженности, поэтому воспользуемся услугами именно этой компании.

Схема факторинга предлагаемая ООО «ВТБ Факторинг»:

1. У предприятия имеется договор поставки с отсрочкой платежа.

2. Предприятие передает в факторинговую компанию необходимые документы и заключаете с ней договор факторинга.

3. Факторинговая компания оплачивает предприятию до 90% суммы поставки.

4. Покупатели оплачивают факторинговой компании 100% суммы поставки.

5. Факторинговая компания возвращает предприятию остаток за вычетом комиссии.

Для постоянных клиентов, факторинговая компания ООО «ВТБ Факторинг», может повысить процент незамедлительного финансирования до 95%.

При использовании факторинга, сумма дебиторской задолженности предприятия ООО «Торговая сеть Соседи» в части покупателей и заказчиков снизится с 35 192 тыс. руб. до 3519 тыс. руб. (35 192 тыс. руб. — 31 673 тыс. руб.). Дополнительная выручка составит 31 673 тыс. руб. Вырученные денежные средства можно направить на погашение краткосрочной кредиторской задолженности предприятия или на формирование собственного капитала. Затраты на использование факторинга составят 2% от суммы факторинга — 704 тыс. руб.

Далее проведем оценку предложенных мероприятий на предприятии ООО «Торговая сеть Соседи» по использованию факторинга.

3.2 Оценка предложенных мероприятий

В таблице 3.3 отражено изменение основных технико-экономических показателей ООО «Торговая сеть Соседи» при реализации мероприятий: использование факторинга.

Таблица 3.3 — Основные технико-экономические показатели

Показатели

Ед. изм.

2011 г.

Прогноз

Отклонение (+; -)

Темп роста, %

А

Б

1

2

3

4

Выручка, в том числе:

тыс. руб.

82 009

113 682

31 673

138,6

факторинговое финансирование дебиторской задолженности

тыс. руб.

0

31 673

31 673

-

Себестоимость

тыс. руб.

59 495

60 199

704

101,2

Средний уровень затрат

%

73

53

-20

73,0

Среднесписочная численность работников

чел

120

120

0

100,0

Производительность труда одного работника

тыс. руб.

683

947

264

138,6

Валовая прибыль

тыс. руб.

22 514

53 483

30 969

237,6

Средний уровень валовой прибыли

%

27,5

47,0

20

171,4

Издержки обращения

тыс. руб.

3 886,0

3 886,0

0

100,0

Прибыль (убыток) от продаж

тыс. руб.

18 628

49 597

30 969

266,2

Рентабельность продаж

%

22,7

43,6

21

192,1

Прочие расходы

тыс. руб.

680

680

0

100,0

Прибыль (убыток) до налогообложения

тыс. руб.

17 948

48 917

30 969

272,5

Налоговые платежи

тыс. руб.

4 308

9 783

5 476

227,1

Чистая прибыль (убыток)

тыс. руб.

13 641

39 134

25 493

286,9

Рентабельность деятельности

%

16,6

34,4

18

207,0

Таким образом, при прочих равных условиях, рост выручки составит 31 673 тыс. руб. или на 38,6%. Средний уровень затрат снизится с 73% до 53%. Рост производительности труда вырастит на 264 тыс. руб. /чел. и составит 947 тыс. руб. /чел. Валовая прибыль и прибыль от продаж вырастут в 2,4 и 2,7 раза соответственно. Рентабельность продаж увеличится с 22,7% до 43,6%. Рост чистой прибыли составит 39 134 тыс. руб. или в 2,9 раза. Рентабельность деятельности вырастит с 16,6 до 34,4%.

Далее рассмотрим как изменится баланс предприятия ООО «Торговая сеть Соседи» (табл.3. 4).

Таблица 3.4 — Прогноз баланса

ПАССИВ

2011 год

Прогноз

Изменение

I. Внеоборотные активы

3 339

3 289

-50

II. Оборотные активы

138 537

132 357

-6 180

В том числе:

0

Запасы

2 729

2 729

0

НДС

549

549

0

Дебиторская задолженность

134 320

102 647

-31 673

Денежные средства

57

25 550

25 493

Прочие оборотные активы

882

882

0

БАЛАНС

141 876

135 646

-6 230

ПАССИВ

2011 год

Прогноз

Изменение

III. Капитал и резервы

19 940

45 433

25 493

Уставный капитал

1 220

1 220

0

Нераспределенная прибыль

18 720

44 213

25 493

IV. Долгосрочные обязательства

6 402

6 402

0

V. Краткосрочные обязательства

115 534

83 811

-31 723

БАЛАНС

141 876

135 646

-6 230

Актив баланса увеличен на сумму денежных средств, полученную от дополнительной выручки, и уменьшен на сумму дебиторской задолженности, переданной на факторинг. Денежные средства предприятия распределены на пополнение собственного капитала и покрытие краткосрочных обязательств.

Эффективность предлагаемых мероприятий подкрепим расчетами финансовых коэффициентов, показателей платежеспособности и рентабельности, как основных составляющих финансовой устойчивости предприятия.

Таблица 3.5 — Прогноз финансовых коэффициентов

Показатель

Нормативное значение

На начало 2012 года

На конец 2012 года

Изменение

1

2

3

4

5

Коэффициент автономии

?0,5

0,14

0,33

0, 19

Коэффициент маневренности собственного капитала

?0,5

0,83

0,93

0,10

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,1−0,2

0,24

0,63

0,39

Коэффициент критической ликвидности

0,7−1,0

1,40

1,86

0,46

Коэффициент текущей ликвидности

1,5−2,0

1, 20

1,58

0,38

Представленный прогноз финансовых коэффициентов свидетельствует о существенном улучшении финансовой устойчивости компании. Коэффициент автономии увеличился на 0,19 п., коэффициент маневренности собственного капитала вырос на 0,10 п. Показатели ликвидности и платежеспособности существенно улучшаются.

Заключение

В ходе проведенного анализа организации ООО «Торговая сеть Соседи», выявлено следующее.

Оборот розничной торговли вырос на 8762,00 тыс. руб. (11,96%), это является позитивным моментом в деятельности торгового предприятия.

Себестоимость проданных товаров, так же выросла на 18 263,00 тыс. руб. (44,29%), но ее темп роста превышает темп роста оборота розничной торговли, что можно оценить негативно.

За счет более быстрого роста себестоимости, чем товарооборот, валовая прибыль снизилась на 9 501,00 тыс. руб. (29,68%). Кроме этого произошел рост издержек обращения на 734 тыс. руб. или 23,29%, что так же оценивается негативно.

Все это в итоге привело к значительному снижению от продаж на 10 235,0 тыс. руб. (35,46%), что естественно привело к снижению рентабельности продаж с 39,41 до 22,71%, однако хотелось бы отметить такой позитивный момент как высокое значение самого показателя рентабельности.

Снижение прочих расходов и налога на прибыль, конечно снизили темп снижения чистой прибыли и рентабельности конечной деятельности, но все же их значения достаточно высоки, так чистая прибыль отчетного года составила 13 640,48 тыс. руб., а рентабельность конечной деятельности 16,63%.

Оценивая эффективность использования отдельных видов ресурсов, можно отметить, что фактором, дестимулирующим интенсификацию торгового процесса организации, явилось неэффективное использование основной части торгового потенциала организации — оборотных средств: при увеличении среднегодовой их стоимости на 45 233,50 тыс. руб. (19,51%) скорость обращения снизилась на 0,27 оборота, в результате время обращения оборотных средств выросло на 158 дней, приведшая к относительному вовлечению денежных средств. Данная тенденция является негативным моментом в деятельности организации, и говорит о снижении эффективности использование оборотных средств.

Более эффективно из всех ресурсов в отчетном периоде в сравнении с прошлым использовались основные средства: их средняя стоимость уменьшилась на 143,0 тыс. руб. (4,18%), а фондоотдача повысилась на 16,85%, в тоже время как коэффициент эффективности использования основных фондов снизился на 32,46%.

Достаточно эффективно в отчетном периоде использовалась торговая площадь: при не изменении ее размера, отдача с каждого квадратного метра площади выросла на 35,05 тыс. руб., или на 11,96%.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой