Экономика железнодорожного транспорта

Тип работы:
Реферат
Предмет:
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Содержание

1. Объемные и качественные показатели использования подвижного состава в пассажирском движении

2. Рабочее время на транспорте

Список использованных источников

1. Объемные и качественные показатели использования подвижного состава в пассажирском движении

Пассажирские перевозки имеют определенные особенности. Все объемные показатели работы подвижного состава в пассажирском движении рассчитываются несколько иначе, чем в грузовых перевозках. Работа подвижного состава в пассажирском движении связана с графиком и расписанием движения пассажирских поездов. При разработке расписания движения поездов учитываются объемы пассажиропотока по направлениям. Время отправления и прибытия поездов на наиболее значимые (по пассажиропотоку) станции в пути следования пассажирских составов устанавливается с учетом удобства для пассажиров и времени в пути следования.

Для того, чтобы оценить работу подвижного состава, а также своевременное выполнение всех его функций используют технико-эксплуатационные показатели, которые подразделяются на количественные, качественные и экономические.

Количественные показатели:

— отправление пассажиров (этот показатель характеризует объем работы сети, дорог или отделений дорог по перевозке пассажиров; количество отправленных пассажиров определяется по числу проданных билетов);

— пассажирооборот (пассажирокилометры, пасс. -км). Определяет выполненную железными дорогами работу по перевозке пассажиров с учетом расстояния перевозки. Пассажирокилометры вычисляют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки с последующим суммированием этих произведений (пасс. -км — это перевозка одного пассажира на 1 км). Выполненные пассажирокилометры получают из отчетов билетных касс и группы учета и отчетности (на крупных станциях);

— работа подвижного состава (поездокилометры). Вычисляется умножением числа поездов по каждому маршруту на его протяженность в километрах с последующим суммированием этих произведений;

— число используемых составов для обеспечения данного объема пассажирских перевозок.

Качественные показатели:

— участковая скорость поездов (определяется делением поездокилометров на поездочасы, при этом в поездочасах учитывают и время всех стоянок поезда);

— маршрутная скорость — средняя скорость движения поезда по всему маршруту его следования от станции формирования до станции назначения (в дальнем движении);

— населенность на вагон — это среднее число пассажиров, приходящихся на вагон, занятый под перевозку пассажиров. Данный показатель исчисляется делением пассажирокилометров на вагонокилометры. Небольшая населенность (менее 60% вместимости поезда) означает, что поезда курсируют с большим числом свободных мест; населенность считается высокой при загрузке свыше 60% вплоть до превышения допустимых норм. В последнем случае размеры движения пассажирских поездов следует увеличивать; пассажирский транспорт движение перевозка

— средняя дальность поездки пассажиров (определяется делением пассажирокилометров на число отправленных пассажиров. Этот показатель используется при планировании и анализе структуры пассажирооборота);

— среднесуточный пробег состава. Определяется делением общего числа поездокилометров (работа подвижного состава) на количество используемых составов.

Пассажирские перевозки характеризуются большой неравномерностью по направлениям и во времени, что ухудшает показатели использования вагонов, вызывает непроизводительные затраты. Неравномерность перевозок характеризуется коэффициентом, который представляет собой отношение объема перевозок к максимальный месяц к среднемесячному за год. Особенно велик разрыв между объемом перевозок в летнее и зимнее время в прямом сообщении.

Экономические показатели:

— себестоимость пассажирских перевозок. Характеризует затраты железных дорог на производство единицы продукции по пассажирским перевозкам в денежном выражении. За единицу работы принимают 10 пасс. -км. Себестоимость 10 пасс. -км определяют делением всех расходов по пассажирским перевозкам на объем выполненной работы;

— доходная ставка — это доход (в коп.), приходящийся на единицу продукции (10 пасс. -км); получается от деления общей суммы доходов от перевозок пассажиров на общие выполненные пассажирокилометры и умножения полученного результата на десять;

— прибыль от пассажирских перевозок — это превышение общей суммы доходов от пассажирских перевозок над общей суммой затрат на эти перевозки. Кроме доходов, получаемых железными дорогами от перевозки пассажиров, багажа и почты, есть еще местные доходы, поступающие от комиссионных сборов, которые взимаются с пассажиров за оформление проездных документов, хранение ручной клади в камерах хранения, за оказание услуг носильщиками и т. п. ;

— рентабельность пассажирских перевозок. Измеряется в процентах и определяется отношением прибыли к стоимости основных производственных и оборотных средств, отнесенных на эти перевозки. К основным средствам относятся вокзалы, пригородные павильоны, транспортно-уборочные машины и прочее оборудование стоимостью свыше 50 руб., а оборотные средства включают, например, материалы, топливо, малоценный инвентарь стоимостью менее 50 руб. ;

— производительность труда работников, занятых на пассажирских перевозках. Измеряется в пассажирокилометрах, приходящихся на одного работника эксплуатационного штата.

Показатели транспортной работы определяют преимущества и особенности вида транспорта. Одни показатели характеризуют возможности транспорта, другие позволяют потребителю оценить и выбрать наиболее приемлемый вариант транспортного обслуживания. В работе железнодорожного транспорта все показатели использования подвижного состава взаимосвязаны, каждый имеет определенное влияние на результаты хозяйственной деятельности ЖДТ. Главной проблемой в работе железной дороги является очень высокая стоимость эксплуатационных расходов, высокая себестоимость, большие капитальные вложения на сооружение постоянных и вспомогательных устройств, а также подъездных путей.

Экономически обоснованным является снижение эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок.

2. Рабочее время на транспорте

Режим рабочего времени -- это порядок распределения нормы рабочего времени работника в конкретной организации в течение определенного календарного периода (сутки, неделя, месяц и т. д.).

Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, -- трудовым договором (ст. 100 ТК РФ).

Видами режима рабочего времени являются:

-- ненормированный рабочий день;

-- работа в режиме гибкого рабочего времени;

-- сменная работа;

-- разделение рабочего дня на части.

Режим рабочего времени в соответствии с ч. 1 ст. 100 ТК РФ может устанавливаться следующими документами:

-- правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с коллективным договором и (или) иными соглашениями;

-- трудовым договором, если режим работы работника отличается от общего режима в организации.

Ненормированный рабочий день -- особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 ТК РФ).

Привлекать к работе работника, которому установлен ненормированный рабочий день, можно как до начала рабочего дня, так и после его окончания (письмо Роструда от 07. 06. 2008 N 1316−6-1).

Перечень должностей, которым установлен ненормированный рабочий день, работодатель вправе определить самостоятельно, зафиксировав в локальном нормативном акте (ст. 101 ТК РФ). С актом необходимо ознакомить работников под роспись.

В трудовой договор с работником, которому устанавливается ненормированный рабочий день, необходимо включать условие о таком режиме работы (абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон (ст. 102 ТК РФ).

Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других).

Установление такого режима должно быть закреплено в локальном нормативном акте (ст. 100 ТК РФ) и (или) в трудовом договоре с работником.

Основным элементом такого режима являются скользящие (гибкие) графики работ. В соответствии с п. 2.1 Рекомендаций по применению режимов такие графики включают в себя:

-- фиксированное время (в течение которого работник обязан находиться на рабочем месте);

-- переменное (гибкое) время в начале и конце рабочего дня (в течение которого работник самостоятельно решает, когда приступить к работе или окончить ее);

-- перерыв для питания и отдыха (не включается в рабочее время);

-- продолжительность учетного периода (в течение которого работник должен отработать норму рабочего времени, установленную для данной категории лиц).

При использовании режима гибкого рабочего времени применяется суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ), а на работодателя возлагается обязанность по организации условий для отработки работником суммарного количества рабочих часов. При введении суммированного учета работник должен отработать в течение учетного периода (рабочего дня, недели, месяца, квартала, но не более чем одного года) установленное законом для данной категории работников суммарное количество часов.

При необходимости режим гибкого рабочего времени может быть введен уже после заключения трудового договора, например, после обращения работника с просьбой о его установлении.

Сменная работа -- работа в две, три или четыре смены -- вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

Работа в течение двух смен подряд запрещается (ст. 103 ТК РФ).

Список использованных источников

1. Терёшина Н. П., Галабурда В. Г., и др., Экономика железнодорожного транспорта Под ред. Н. П. Терёшиной, Б. М. Лапидуса — М.: УМЦ ЖДТ, 2008.

2. Терёшина Н. П., Епишкин И. А. Экономика железнодорожного транспорта. Курс лекций по дисциплине «Экономика железнодорожного транспорта» для студентов экономических специальностей и направлений подготовки. — М: МИИТ, 2012. — 346 с.

3. Ершова, Е. А. Трудовое право в России /Е.А. Ершова.- М.: Статут, 2007.- 405с.

4. Корнийчук, Г. А. Организация работы с кадрами на предприятиях автотранспорта /Г.А. Корнийчук.- М.: Статут, 2007. -154 с.

5. Винниченко Н. Г., Данилин В. Ф. Анализ хозяйственной деятельности железных дорог / и др.; Под общ. ред. Н. Г. Винниченко. — М.: Транспорт, 2005. — 408 с.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой