Хозяйство аттического крестьянина в комедиях Аристофана

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Литературоведение


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Введение

Основной целью данной работы является реконструкция хозяйства древнегреческого аттического крестьянина периода классики. В ходе работы будет произведен детальный анализ аграрной жизни земледельца, именно он является предметом этого исследования.

Что такое Греция периода классики и чем интересен для нас именно этот период? Необходимо вспомнить, что Греция в 5 веке до нашей эры — это сильное развитое государство, с подъемом в политической и экономической сфере жизни. Это время наивысшей демократии, что обусловило развитие искусства, в особенности театра. Это период, когда на повестку дня ставились самые смелые и злободневные вопросы, что нашло ярчайшее отражение в театральном ремесле, переживавшем небывалый расцвет. В это время жили и творили вошедшие в историю и доказавшие свое мастерство комедиографы, особое место среди которых занимает Аристофан, названный по праву отцом комедии. Собственно в дальнейшем для рассмотрения поставленной выше проблемы мы будем пользоваться именно его произведениями.

Возникает вопрос, какого было место крестьянина в этом обществе? Как он сам рассматривал свое положение? Что значило земледелия для простого человека? Как функционировала эта сложная система крестьянского хозяйства? На эти и многие другие вопросы нам предстоит ответить в данной работе.

Прежде чем перейти к самому исследованию, стоит сразу сказать, что характер хозяйства крестьянина 5 века д. н.э. был в большей степени натуральным с некоторыми оговорками, о чем подробнее будет написано далее. Немаловажно понимание структуры полиса и закономерностей его функционирования.

Главный предмет нашего изучения — это крестьянин, человек среднего достатка, проживающий на территории в 4−6 га, имеющий чаще всего 1−2 рабов в своем хозяйстве. Из всего этого следует, что нам предстоит познакомиться с понятием «крестьянин», сильно отличающимся от принятого в русской историографии, что не должно смущать.

Принимая во внимание все особенности работы с источниками данного типа, стараясь избежать подводных камней, мы постараемся наиболее полно и понятно изложить материал по поставленной выше проблеме и досконально изучить хозяйство аттического крестьянина.

Для рассмотрения данной проблемы необходимо обратиться к нарративным источникам, которые помогут получить достоверную информацию о хозяйстве и быте аттического крестьянина указанного периода. Наиболее подходящими оказались древнегреческие комедии, историю которых принято делить на три периода: древняя аттическая (от первых представлений в 487/486 г. до 404 г.), средняя (от 404 до 323 г.) и новая, началом которой так же условно считается 323 г., а писать в этом жанре продолжали еще несколько столетий.

Нас интересуют работы Аристофана (ок. 450 — ок. 385 до н.э.), одного из трех наиболее известных творцов древней аттической комедии, который был признанным еще при жизни мастером социальной сатиры. Его перу принадлежат, по мнению биографов, 44 комедии, 4 из которых в прошлом считались подложными. Тем не менее, эта цифра действительно велика, так как при подсчетах получается, что за 41 год работы он написал 40 комедий. Главной тематикой его произведений являлась жизнь Афин, которая находит настолько широкое отражение в его произведениях, что комедии являются ценнейшим источником для изучения истории Греции последней трети V в. Для рассмотрения проблемы хозяйства аттического крестьянина в качестве источников в данной работе были использованы лишь три из них: «Ахарняне (425), «Облака» (423) и «Мир» (421), дошедшие до нас в полной сохранности. По своему типу они принадлежат к историческим источникам частного происхождения (по общепринятой классификации, созданной В.Н. Татищевым).

Необходимо отметить специфику данного типа источников и конкретно трех выбранных комедий.

Сюжеты дошедших до нас комедий фантастические. К примеру, земледелец Дикеополь заключает мир со спартанцами для одного себя («Ахарняне»), другой достигает мира Богов при помощи навозного жука («Тишина»), однако это всего лишь оболочка, в которую облачена острая сатира, но об этом чуть позже. Вернемся к специфике работы в процессе изучения этих источников.

Во-первых, древняя греческая комедия представляла собой карикатуру на реальные события своего времени, высмеивая пороки и недостатки общества или конкретных людей. Это дает исследователю возможность с точностью увидеть настоящую картину происходящего, вникнув в специфический юмор, который объяснялся тем, что каждая из комедий была злободневна и нацелена на свой круг зрителей.

Во-вторых стоит посмотреть на условия того времени, в которое творил автор. Это был период радикальной демократии, которая противопоставлялась самим Аристофаном умеренной и значительно ей уступала, по мнению комедианта. Тем не менее, такая внутриполитическая обстановка располагала к написанию политически направленных произведений. Главной сюжетной линией большинства комедий являются внешне или внутриполитические события, как в «Ахарнянах» и «Тишине». Это предопределило наличие большого объема материала для изучения соответствующих проблем, в то время как тема хозяйства простого аттического крестьянина не занимала и не могла занять центральное место композиции и была лишь фоном для главного действия. Из этого следует скудность данных и необходимость поиска информации «между строк».

В-третьих, анализ полученных при изучении источников данных требует осторожности, так как есть тенденция к приукрашению мирной жизни земледельца в антитезе с военной деятельностью. Аристофан видит свой идеал в размеренной спокойной земледельческой жизни, без бессмысленных для простого народа войн. Эта позиция отчетливо видна в комедии «Тишина» или «Мир». Также идеализация сельской жизни, простой и здоровой, свойственна античной литературе, земледельцы нередко изображались как носители гражданских добродетелей. В связи с этим нельзя забывать о критическом подходе к исследуемому материалу.

Наконец, стоит отметить лингвистическую особенность комедий. Лексика отличается разнообразием и отсутствием сложных терминов, что объясняется широким кругом зрителей, для которых они ставились. Это исключает возможность искажения информации, которое происходит, когда древние события объясняются современными терминами, обозначающими понятия, которых в то время не существовало. Эта проблема перед нами не стоит, так как тексты дошедших до нас комедий отличаются хорошей сохранностью.

Отойдя от темы проблематики источников, хочется коснуться темы их литературного своеобразия и отметить литературный гений Аристофана. Комедии наполнены литературными приемами, направленными на лучшее восприятие зрителями всей комичности ситуации: это и красочные эпитеты с метафорами, яркие гротески и невероятные сравнения. Особенностью построения фраз во многих группах стихов является обилие однородных членов, в которых иногда соединяются и несоединимые понятия (например, конкретные и абстрактные явления их духовной и материальной жизни). Такой прием, конечно, производит комическое впечатление, не говоря уже о его значении для создания феерического ритма. Бессоюзие (асидентон) — вообще один из любимейших способов организации текста у Аристофана, и только таких случаев, где число однородных членов превышает 5, можно насчитать до трех десятков, а уж сочетаний с меньшим числом членов — вообще несметное множество. Во многих случаях автор старается индивидуализировать речь действующих лиц. Бросается в глаза разница между ученой речью Сократа и грубоватой простотой языка Стрепсиада. Получаются комичные недоразумения, когда последний, по-своему, превратно понимает слова Сократа. Сократ, например, говорит, что у ученых не принято почитание (nomisma) богов. Стрепсиад думает, что речь идет о монетах («Облака» 247−249). Из всего этого видно, что Аристофан — прирожденный гений сатиры. В завершение хочется привести слова В. Н. Ярхо: «Это богатство языка представляется столь естественным, что к нему даже как-то не подходит слово „прием“, хотя, конечно, стилистика древней комедии — это целая область со своей поэтикой, едва ли когда-нибудь повторившейся в истории мировой драматургии».

Таким образом, поводя итог всему выше сказанному, стоит еще раз отметить своеобразие и специфику данного типа источников, что накладывает свой отпечаток на образ работы исследователя. Более того, данные источники нельзя назвать полными, так как комедии были рассчитаны на современную их написанию публику, которой не требовалось детального объяснения. Этот факт делает необходимостью ознакомление со всевозможными материалами, которые могут расширить знания по данной проблеме. И, безусловно, не стоит забывать о том, что любой исторический источник — это единство объективного и субъективного по понятным причинам. Создать свое непредвзятое мнение довольно сложно, так как исследователь в любом случае смотрит на проблему через призму взглядов и тенденций, господствовавших во время жизни автора, даже если исключить его собственный субъективизм и поверить всему, что отражено в источнике.

Начать обзор стоит со статьи Василия Ивановича Кузищина, опубликованной в выпуске журнала «Вопросы истории» в 1996 года, несмотря на то, что она является одной из самых поздних использованных здесь работ. Она помогает понять тенденции в отношении людей к рассматриваемой нами проблеме во времена Аристофана. Автор показывает эволюцию отношения общества к труду, приводя в пример ситуацию VII—VI вв.ека, когда люди высокого и среднего положения считали своей обязанностью лишь предаваться праздности и развлечениям, в сравнении с обстановкой V—IV вв.еков, на протяжении которых наблюдается рост уважения труду. Он также касается в своей статье различных аспектов труда населения аттической Греции, однако более полно эта тема раскрыта в труде других исследователей.

Одним из них является В. Н. Андреев со статьей «Аграрные отношения в Аттике в V—IV вв. до н.э.». В данной работе произведено детальное исследование аграрного вопроса с обращением к каждому аспекту сельского хозяйства. Автор с детальной точностью рисует картины аренды, продажи земли, способов ее обработки, просчитывает максимальное и минимальное количество собираемого с нее урожая, рассматривает рыночную стоимость продуктов. Проведенная автором работа требует высокой оценки и необходима в данном исследовании.

Немного шире рассматривает данную проблему Г. А. Кошеленко в своей работе «Греческий полис и проблемы развития экономики». Автор смотрит на факторы развития древнегреческой экономики и первое место отводит полисам. Он детально рассматривает хозяйственные отношения между полисами и другими землями, в конечном счете, выделяя наиболее характерные товары экспорта (изделия ремесленного производства, вино, оливковое масло) и импорта (древесина, различные металлы). Изучая полисы, Г. А. Кошеленко отводит значительное место проблеме образования внутри них городов с их экономическими и хозяйственными функциями. Показано, как происходит распределение товаров между жителями, отмечено значение рынков, особенно в удовлетворении одной из главных экзистенциальных потребностей человека — пищевой. Автор аргументирует каждый свой тезис, обращаясь к таким деталям, как, например, наличие мелкой бронзовой разменной монеты для доказательства широкого распространения рыночных отношений внутри города.

Тема развития и функционирования греческого полиса поднята также Ю. В. Андреевым в его статье «Греция в архаический период и создание классического греческого полиса». Эта работа показывает условия складывания классического греческого античного полиса, изменение его структур во времени, особенности хозяйственного устройства. Данная работа необходима для понимания более узкой темы, поставленной нами.

Также мною были использованы два труда, призванные воссоздать жизненный и творческий путь древнегреческого драматурга-комедиографа Аристофана — это работы Головни В. В. и Соболевского С. И. Данные исследования представляются ценными для понимания скрытого юмора, заключенного в комедиях. Также авторы проводят анализ некоторых произведений с анализом проблем, так или иначе, в них затронутых. Однако этим работам стоит отвести второстепенное место в данном исследовании, так как заявленной теме соответствуют лишь некоторые фрагменты. Тем не менее, при их отсутствии было бы невозможно до конца понять и прочувствовать условия написания комедий, их тематическую направленность, как очевидную, так и скрытую. Таким образом, эти работы погружают исследователя в работу, задают тон, однако особой информативностью именно по данной проблеме не отличаются.

Последней стоит упомянуть статью В. Н. Ярхо, написанную для юбилейного сборника комедий Аристофана. Нацеленная на широкий круг читателей, она помогает на раннем этапе исследования вникнуть в проблему и понять ее суть.

При работе с историографией встретились свои подводные камни. Говорить о своеобразном стиле и подходе каждого из авторов — излишне. Однако главная мысль и нить исследований у большинства из них схожи, что не является странным, так как сложно говорить о наличие яркой тенденциозности во взглядах исследователей того или иного времени, этот же факт объясняет позитивный подход. Греция — это излюбленный предмет исследования историков, лишенный явной политизации. Это объясняет тот факт, что все работы написаны в едином ключе, разумеется, с упором на разные проблемы.

1. Земледелие

1.1 Земледелец как главный герой комедии. Ценности, идеалы

Начать стоит с того, что вообще значило хозяйство для аттического крестьянина, было ли это подсобным занятием в его жизни или же первостепенным и жизненно необходимым? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к главным героям трех выбранных нами комедий, что само по себе говорит уже о том, что проблема земледельческих хозяйств тревожила умы людей. Особенно ярко значение сельского хозяйства видно в противопоставлении с войной. Так, крестьянин из «Ахарнян» видит самое большое горе в своей жизни в том, что вражеский отряд увел у него двух волов — основу всего его пашенного хозяйства. Только по одному этому примеру видно, что роль хозяйства в жизни простого аттического крестьянина была, несомненно, очень важной.

Другой пример — это Дикеополь, главный герой той же комедии, само его имя переводится как «честный гражданин», что говорит нам о симпатиях автора. Он активно борется за право вести привычный для него образ жизни земледельца, в конце концов, заключая абсурдный мир для одного себя. Сюжет как минимум неправдоподобен, но для нас важна другая деталь: земледелец видит истинную ценность в ведении хозяйства, он не боится идти наперекор общественному мнению, так как он убежден в своей правоте. Показательны и мечты Дикеополя:

«Крепкой дедовской мотыгой я вскопаю виноград.

Возле молодых смоковниц посажу зеленый ряд.

Дальше — свежих лоз побеги, хоть и стар я, возращу.

Хутор весь маслин родимых темной рощей обсажу.

Чтобы маслом натирались в новолунье ты да я. «

(«Ахарняне», 995−999)

Можно привести и другой пример. Крестьянин Тригей, главный герой «Облаков», отправляется на небеса для того, чтобы освободить богиню Мира и Тишины, что тождественно в данном случае прекращению войны и возвращению к мирному земледельческому образу жизни. Вот как передает автор настроение людей, добившихся своей цели:

«Нет, во всем обаянье чудесной красы

Дай счастливым влюбленным глядеть на тебя!

Десять лет и три года в тоске и слезах

Мы взывали к тебе.

От усобиц избавь нас, от свары и драк".

(Тригей Тишине, «Мир», 988−992)

Из всего этого ясно видно, что крестьяне осознают ценность своих хозяйств, они стремятся к их обработке, несмотря на войну, в которой, казалось бы, легко обогатиться. Но это обстоятельство объясняется тем, что крестьяне не причисляют себя к низкому слою населения, более того, они гордятся своим положением и держатся за него. Доказательством тому служат слова Стрепсиада, героя комедии «Облака», который с тоской вспоминает о своем земледельческом образе жизни до женитьбы и остро противопоставляет его изнеженности своей жены, которая происходила из другого слоя населения:

«Пускай бы удавилась сваха подлая,

На матери твоей меня женившая.

Чудесной, тихой жил я жизнью сельскою,

В уюте, и в достатке, и в спокойствии

Средь пчел, вина, оливок и овечьих стад.

Тут в жены взял племянницу Мегаклову,

Родню Кесиры, важную, надутую.

Женился, спать пошел с ней, от меня землей

Воняло, сеном, стойлом и достатками.

От барышни — помадой, поцелуями…"

(«Облака», 42−51)

Вот как он жил: «прекрасную деревенскую жизнь среди своих баранов, пчел и оливковых деревьев, не зная горестей и забот»,

Земледельцы Аристофана четко осознают значимость и важность своего дела, что видно из приведенных выше строк.

Таким образом, подводя итог всему выше сказанному, стоит сказать, что сельское хозяйство, а, главным образом, земледелие были опорой и основой крестьянского хозяйства. Мы увидели, что среди ценностей аттических крестьян возможность нормального ведения хозяйства занимает первое место, и их совсем не прельщают военные перспективы. Война для них — это разрушительное бедствие, лишающее их главного в жизни — своих угодий, скота, садов.

1.2 Структура земледелия и орудия труда

Говоря о земледелии и его специфике в той или иной области, нужно, прежде всего, обратиться к исторической географии и посмотреть на рельеф и плодородные качества почвы. Аттика в этом смысле не была идеальным местом для ведения земледелия. Это гористая местность, с немногочисленными плодородными долинами, что определило здесь развитие террасного земледелия.

Именно с него и стоит начать этот параграф. Главной выращиваемой на склонах гор культурой был виноград. Не секрет, что греческие вина были популярны далеко за пределами Греции, о чем говорят находки греческих амфор и пифосов, предназначенных для транспортировки вина и масла. Винное производство составляло важную часть экономики Греции того времени. Чтобы не быть голословными, обратимся к текстам комедий, из которых видно, как страдает народ из-за потери своих, из года в год обрабатываемых виноградников: «Смертью отомщу им за поля мои истоптанные, смертью за сожженные сады и виноградники» («Ахарняне», 231−232), или: «Где там! — вдвое лишь бушует, наши нивы жжет огнем, наши грозди выжимает, топчет, давит виноград» («Ахарняне», 987−988).

Из авторских ремарок видно, что вино было широко используемым продуктом, его предлагали гостям, как сейчас предлагают чай, вот примеры таких ремарок: «наливает вино», «поднимает чашу вина». Можно также говорить о теоретических знаниях правильного разведения винограда, к примеру, в комедии «Мир» есть указание на то, что в сорванный в дождливый сезон виноград наиболее ценен для изготовления вина, а вот виноградные листья собирать пока земля мокрая нежелательно. Все это свидетельствует о наличии своеобразной культуры ухода за виноградниками.

Другой сельскохозяйственной культурой, хорошо адаптировавшейся к горным условиям, были оливки. Их употребляли в пищу во всех видах: свежими, солеными, маринованными, а также в качестве технической жидкости для ламп. О широком распространении оливок говорит тот факт, что ими кормили даже свиней! Такой пример можно найти в комедии «Ахарняне», когда отец приходит к Дикеополю на рынок для того, чтобы продать своих дочерей подвидом свинок, и тем самым спасти и себя и их от голода: «Едите, свинки, желуди? Оливки, брюкву смоквы?» («Ахарняне», 801−802).

О техническом использовании масла свидетельствует строчка из комедии «Облака»: «Нет масла в ночнике у нас ни капельки» (57).

Но кроме террасного земледелия практиковалось также и пашенное, выращивались в основном зерновые культуры. Остановимся поподробнее на каждой.

Самой распространенной культурой был ячмень, он являлся добавкой ко всевозможным напиткам, из него пекли лепешки: «Вот вам корзина с ячменем!» («Мир», 948). Недостатка в ячмене не наблюдалось: «Ты ж ячмень возьми и зрителей осыпь зерном!» («Мир», 961−962). И: «Пусть у разбойников в плену жрет хлеб сухой». («Мир», 449).

Тем не менее, он даже был предметом молитв:

«Пусть Элладе обилье и милость пошлют,

Пусть богато ячмень уродится у нас".

(«Мир», 1321−1322)

На втором месте стоит пшеница, которую использовали для готовки и разнообразной выпечки: «Женка, эй, бобов отсыпь нам полные пригоршни три, и муки прибавь пшеничной, и маслин не пожалей!» («Мир», 1144−1445).

И: «Пирог спечен. Коврижки подрумянены» («Мир», 669).

Рожь также присутствовала в рационе аттического крестьянина: «Надул меня торговец на две меры ржи» («Облака», 640).

Тем самым, можно с уверенностью сказать, что древний аттический крестьянин обладал довольно большим набором знаний относительно взращивания посевных культур. В текстах комедий также встречаются указания на сезон сбора и посева, на неблагоприятные засушливые года, которые становились мучительными для всего населения.

Стоит поговорить и о других культурах. Известным фактом, не требующим доказательств, является отсутствие сахара, открытие которого для Греции совершилось в период походов Александра Македонского. Но ошибочно полагать, что грекам были чужды сладости. Универсальным растением, не требовавшим особых условий хранения, было фиговое дерево. Плоды этого дерева добавлялись в разном виде в пищу: «Зайди во двор и фиг три мерки вынеси!» («Мир», 1219).

И:

«А потом горстку фиг с ветки рву,

Спелость пробую на вкус.

Фиги тают, так сочны!"

(«Мир», 1165−1167)

Кроме фиговых плодов в ходу был такой сладкий продукт, как мед. Вопрос наличия пчеловодного хозяйства остается открытым, так как по материалам комедии нельзя дать положительного ответа, но и утверждать, что было лишь бортничество, тоже не является возможным:

«Облейте медом маковник

И скумбрию сварите" («Ахарняне», 1040)

Для выпечки использовались приправы, к примеру — тмин. Вообще, пекари были широко распространены в то время, а любой уважающий себя человек должен был уметь испечь хотя бы самое простое блюдо, так как выпечка была непременным атрибутом празднования, к примеру, тех же Дионисий.

«…Уж не захочет ли Побиться об заклад на хлебцы тминные» («Ахарняне», 772). И: «Мне соли с тмином положи и луковиц!» («Ахарняне», 1099).

Последней культурой, на которой хотелось бы остановиться, так как она довольно часто упоминается Аристофаном, играет роль менового товара, как, впрочем, и большинство продуктов, является чеснок. Судя по комедиям, централизованного хозяйства, занимающегося выращиванием чеснока, не было, он упоминается в связи с частными сельскохозяйственными владениями. Дикеополь восклицает:

«Ах, горе мне!

Ах, воры одоманты! Где чеснок мой, где?

Сейчас чеснок отдайте!"

(«Ахарняне», 164−165)

Или другая ситуация, когда уже упомянутый крестьянин пришел продавать своих дочерей на рынок Дикеополя, тут чеснок выступает своеобразной валютой:

«За связку чесноку продам одну тебе,

За соли горсть — другую".

(«Ахарняне», 813−814)

Также выращивали привычные для нас овощи: капусту, огурцы. Земледельцы аттики освоили все необходимые им культуры. Однако об уровне развития земледелия нельзя судить исключительно по разнообразию сортов и наименований. Важным критерием являются орудия труда, используемые при той или иной операции.

Внимательно читая комедии, исследователь понимает, что орудия труда были самыми, что ни на есть примитивными: кирка, лопата, мотыга, соха, вилы:

«Мотыгами все поле разрываете» («Ахарняне», 765)

И:

«И с киркой и с сохой возвратиться в поля,

В виноградники, на огороды" («Мир», 1318)

И:

«Видит Зевс, блестит мотыга навостренным лезвием

И на солнышке сверкают вилы зубьями тремя!

Как чудесно, как нарядно выстроились их ряды!

Как мне хочется вернуться поскорей на хутор мой

И перекопать лопатой залежалый чернозем!" («Мир», 565−570)

Подводя итог данному параграфу, стоит еще раз сказать, насколько разнообразным был рацион аттического крестьянина. Все комедии пропитаны глубоким уважением к труду на земле и к самим культурам, некоторые из них присутствуют в текстах молитв. Обращает на себя внимание то, что ни разу крестьянин не пожаловался на тяжелую учесть земледельца, наоборот, все жалобы обращены против войны, которая мешает взвалить на свои плечи все тяготы земледелия.

2. Скотоводство

После детального рассмотрения земледелия стоит обратить внимание на другую, не менее важную отрасль хозяйства — скотоводство. Для начала нужно ответить на вопрос: чем был для греков скот?

Ответ стоит искать в образе жизни греков, который складывался на протяжении не одного столетия. Во-первых, скот издавна использовался в ритуальных целей для принесения жертв божествам. Этот обычай мы видим и у аттических крестьян в комедии «Мир», которые специально оговаривают тот факт, что богиня Тишина не переносит крови и насилия, привычного в поклонении другим божествам:

«Резни не любит Тишина-владычица,

Ее алтарь не терпит крови. В дом зайди,

Там заколи и вынеси нам окорок!

А эту для хорега сохраним овцу". («Мир», 1019−1022)

Во-вторых, почитание животных не мешало людям использовать их в пищу. Напротив, в любом доме считалось правилом хорошего тона всегда иметь мясо для гостя. Подтверждения тому имеются в комедиях:

«Привез тебе говядины». — Говорит Тригей Гермесу" («Мир», 193).

Или:

«Мне балыку, меня тошнит от луковиц!»

«С жирком свинины положи мне жареной!» («Ахарняне», 1102)

Более того, мы видим, что в употребление идут все пригодные для этого части животного:

«Какая будет выпивка трехдневная,

Жратва какая: почки, пышки, потрохи" («Мир», 716−717).

Или:

«Все сделано, клади на угли окорок,

А я за сердцем сбегаю и потрохом!" («Мир», 1039−1040)

Или:

«Язык отдельно режут». («Мир», 1060)

Показательно наличие техники долгого хранения мясных изделий, к примеру, колбас:

«Эй, раб, возьми колбасы и неси сюда!» («Ахарняне», 1119)

В-третьих, причиной разведения скота была необходимость тягловой силы в сельском хозяйстве, особенно в равнинных районах, где была необходима пахота. Таким животным стал вол, ценность которого не подлежит сомнению. Достаточно привести в пример строчки из комедии «Ахарняне», в которой крестьянин жалуется на врагов, которые увели его единственных волов. Теперь он видит для себя самое мрачное будущее, так как именно они составляли основу его хозяйства:

«Погиб я, увели волов моих… (1023)

…Мою опору, золото! Я с ними жил

Как сыр в навозе". (1026−1027)

И:

«Ослеп я вовсе, плача по волам моим». (1029)

Кроме тягловой силы, греки ценили в животных и другие качества. К примеру, овцеводство зародилось как пищевая отрасль, однако вскоре шерсть научились обрабатывать и применять в ремесленном производстве. Еще одним фактором, сделавшим овцу довольно распространенным животным, была ее неприхотливость и умение жить в гористой местности, а Аттика, как уже упоминалось ранее, большей частью имела именно такой рельеф:

«Здесь плющ, овец блеянье, виноградный сок». («Мир», 535)

О пищевой ценности тоже забывать не стоит:

«Топор возьми! По-поварски

Зарежь овцу" («Мир», 1018).

И так, посмотрим, что получилось при ответе на вопрос о значении и использовании скота. Аттические крестьяне были не понаслышке знакомы с животноводством, знали цену животным и научились использовать все продукты, получаемые от них, рационально. Скот для обычного крестьянина был средством жертвоприношения, подсобной единицей в пахотном хозяйстве, пищей, богатой белками и другими, необходимыми человеку, веществами, источником шерсти и молока.

Такой большой спектр функций, выполняемых скотом, наводит на мысль, что уход за животными был важным и нужным делом. Пастушество уже было довольно развитым институтом сельского хозяйства:

«Я ж говорил: «вот вырастешь, и коз в горах

Пасти пойдешь, как твой отец, кожух надев" («Облака», 71−72).

В этих строках можно увидеть черту наследственности, отец хочет, чтоб сын пошел по его стопам, он готов передать все теоретические знания, наблюдения за повадками, знания об особенности местности, на которой будет проводиться выпас.

Подводя итог всему вышесказанному, надо отметить, что скотоводство было развитой, многоструктурной отраслью сельского хозяйства в Аттике. Потеря головы скота ощущалась и отождествлялась самим крестьянином со стихийным бедствием, ставящим под угрозу продуктивность его хозяйства. Древнегреческие крестьяне не только использовали блага природы и животного мира, они научились оказывать скоту должный уход, приспособились к природным условиям. Таким образом, говоря о ведущей роли земледелия в хозяйстве аттического крестьянина, нельзя принижать значение скотоводства, обеспечивавшего крестьянина необходимыми продуктами.

3. Рынок

В предыдущих главах мы детально разобрали весь процесс земледелия и скотоводства. Крестьянин мог обеспечить себя сем необходимым, полагаясь на собственный труд и благоприятные погодные условия. Однако не стоит считать систему хозяйства древнегреческого крестьянина натуральной и замкнутой. Еще на рубеже 8−7 века до н.э. произошло отделение ремесла от земледелия, начал складываться рынок. Ко времени интересующему нас он уже успел приобрести некоторые характерные черты. Что представляла собой торговля для аттического крестьянина? Каково было ее значение? Каков был наиболее стандартный набор товаров на рынке? Как происходила рыночная торговля в полисах? На эти и другие вопросы предстоит ответить в этой главе.

В.Н. Андреев в своем труде отметил одну очень характерную проблему исследования рынка и товарооборота в целом. Афинский рынок и покупка разнообразных припасов на нем — постоянная тема в комедии и других произведениях афинской литературы. Правда, невозможно определить, какая доля продаваемых на рынке продуктов сельского хозяйства ввозилась, а какая производилась в самой Аттике. Нужно всегда иметь это ввиду, однако в данном исследовании мы не будем дифференцировать товары по вышеприведенному признаку, так как это не играет определяющей роли в работе по поставленной проблеме.

Для понимания условий функционирования и своеобразной направленности древнеаттического рынка необходимо обратиться к внешней ситуации. Вспомним, что изучаемое нами время — период непрекращаемых войн, что само собой подразумевает спрос на предметы вооружения, изготавливаемые городскими ремесленниками, то есть это свидетельствует о торговых связях города и сельскохозяйственной округи. Вооружение и становится главным предметом торговли. Эта ситуация комически описана Аристофаном в комедии «Мир». Автор замечательно показал, что значил для простых крестьян мир в антитезе с войной. И что мы видим? Война заканчивается, и к Тригею идут люди-ремесленники, товар которых стал никому не нужен. Автор от лица главного героя высмеивает их деятельность, придумывая нелепые и порой оскорбительные места для применения товаров вооружения в повседневной жизни мирного крестьянина. Этот эпизод показывает нам основные товары рынка. Вот с какими словами в дом Тригея, главного героя комедии, после спасения богини Тишины и Мира приходит оружейник:

«И ремесла и хлеба ты лишил меня,

И вот его, и мастера-копейщика!" («Мир», 1212−1213).

Тригей соглашается купить товары у внезапно ставших ненужными мастеров, однако он делает это с сарказмом.

«Хочу я эти копья у него купить» («Мир», 1261).

«Возьму для частокола по сто штук за грош» («Мир», 1263).

Та же ситуация разворачивается перед нами по приходу «шлемщика»:

«За эти шлемы. А теперь? Кому продам?» («Мир», 1253).

И Тригей отвечает ему:

«Ступай и шлемы предложи египтянам!

Слабительное будут в нем размешивать" («Мир», 1254−1255).

Приведенные выше цитаты показывают, что пользовалось на рынке большим спросом в период творчества Аристофана, то есть в период постоянных войн. Перечислим еще раз эти предметы: шлемы, копья, щиты, защитные предметы вооружения, боевые трубы и так далее.

Продолжая изучение рынка, мы видим и предметы далеко не военной направленности. Это то, что нужно простому земледельцу для ежедневного использования в хозяйстве и в быту:

«Тригей, дружок любезный! Сколько радости

Принес ты нам, вернувши Тишину! Никто

И за полушку кос не покупал у нас.

А нынче за пять драхм я продаю косу.

А тот три драхмы за кувшин с селян берет.

Прими ж в подарок лучшую косу, Тригей,

Кувшин возьми, бери и это! Даром все!

Мы разжились в торговле. И за то теперь

К тебе пришли на свадьбу с подношеньями".

(«Мир», 1198−1206)

Тут стоит отметить, что существовало домашнее ремесло и к услугам городских ремесленников прибегали нечасто, лишь в том случае, если было нужно изделие из металла высокого качества.

Данные о рынке открывают перед исследователем сведения о таком виде занятий древнегреческого крестьянина, как охота. Ранее это не было рассмотрено в данной работе, но стоит отметить, что охота играла большую роль в жизни людей. Главным ее назначением было чисто прагматическое, для обеспечения себя пищей или же иными продуктами в процессе торговли и обмена. Посмотрим на рынок Дикеополя из «Ахарнян»:

«Цесарки, утки, перепелки, голуби, гусыни, чайки…

…Еще принес я зайцев, ласок, кроликов,

Кротов, бобров, лягушек, кошек, белочек,

Куниц, лисиц, угрей копайских свеженьких…" («Ахарняне», 875−880).

Из этого набора товаров можно сделать вывод об использовании меха и шкур животных для ремесленного производства, что говорит о значительном развитии данной отрасли.

Как правило, крестьянин среднего или мелкого землевладения не имел больших продуктовых излишков от своего хозяйства, но если год был урожайным, или скот давал хороший приплод, то он мог также продать свой товар на рынке. Продажа сельскохозяйственных продуктов осуществлялась как самими земледельцами, так и через перекупщиков. С такими словами Тригей обращается к богине:

«Рынок весь нам до верху добром завали!

Ранним яблоком, луком мегарским, ботвой,

Огурцами, гранатами, злым чесноком,

Рубашонками маленькими для рабов.

Беотийцев увидеть позволь нам опять

С куропатками, с кряквами, с гусем, с овцой,

Пусть в корзинках притащат копайских угрей

А кругом мы толпимся, кричим, гомоним,

Рвем из рук и торгуемся" («Мир», 999−1008).

Подведем промежуточный итог и еще раз ответим на вопрос, какие товары были популярны и востребованы у крестьян на рынке в Аттике. Во-первых, это предметы вооружения и все, необходимое для ведения войны, главный потребитель — крестьянин воин. Во-вторых, это предметы хозяйственной направленности, наибольшим спросом пользовавшиеся у крестьян. В-третьих, это продукты, полученные путем охоты или рыболовства, которые шли как в пищу, так и для ремесленного производства. И, наконец, это разнообразные продукты питания, так или иначе произведенные крестьянами-земледельцами, логично будет предположить, что эти товары пользовались популярностью у остальных категорий людей, не имевших соответствующего хозяйства, и были экспортируемы в город.

Теперь стоит коснуться более узкой проблемы, а именно в какой форме функционировали крестьянские рынки? Обратимся к Аристофану, однако наложим описанную им картину на исторические сведения. Рынок — это место торговли и общения для крестьян. Будучи поначалу структурой частнохозяйственной, он постепенно приобрел качественно новый характер центра экономической жизни полиса. В комедиях Аристофана мы несколько раз находим упоминания о рынках. И делая поправку на то, что комедиограф не ставил своей целью показать нам особенности хозяйства его времени, можно говорить о том, что рынок действительно был неотъемлемой частью жизни крестьянина, даже несмотря на его полноценное хозяйство, способное в какой-то степени функционировать замкнуто при наличии необходимости.

Как известно, торговля невозможна без наличия единого эквивалента, будь то шкурки животных, или бумажные банкноты. Ни о том, ни о другом применительно к изучаемому нами времени говорить не приходится. Как уже было сказано выше, доказано наличие мелкой бронзовой монеты в обиходе крестьян. У Аристофана мы видим сведения об использовании дхарм:

«А тот три драхмы за кувшин с селян берет». («Мир», 1202)

Подводя итог данной главе, стоит сказать, что аттические крестьяне — это тот слой населения, которого рыночное хозяйство коснулось меньше, чем кого-либо, однако его зачатки мы находим и на уровне крестьянских общин. Торговля была призвана удовлетворять потребности населения, в этой связи стоит заметить, что основным материалом для исследования были комедии Аристофана, что означает то, что мы можем с уверенностью констатировать все сказанное выше применительно лишь ко времени жизни комедиографа. Аристофан сумел показать зависимость рынка от политических и внешнеполитических настроений. Однако закончить эту главу хочется все-таки словами Андреева В. Н., который очень точно отозвался о значении рынка для аттического крестьянина: «Аттический крестьянин, производящий для себя почти все необходимое, не зависящий от колебания цен на рынке … как всякий крестьянин, глубоко привязанный к земле своих предков, мог удерживать свой участок неопределенно долгое время даже при ухудшающихся экономических условиях».

4. Жилище и быт

Что представлял собой стандартный участок крестьянина? Как он жил?

Довольно интересными являются выводы чешского ученого Я. Нечирки, использованные в работе В. Н. Андреева. Он поспорил с господствовавшим в науке мнением, что сельские жители Аттики жили в небольших городках или селениях, вокруг которых простирались обработанные поля и выдвинул свою гипотезу, впоследствии поддержанную учеными. Из нее следует следующее: в Аттике и других областях Греции был распространен и иной тип аграрного поселения — так сказать, «усадебный» (homestead farms): землевладельцы имели прямо на своих участках служебные и жилые постройки. Данные комедий Аристофана подтверждают эту гипотезу.

Теперь нужно выяснить, кто вел хозяйство на этой территории. Как нетрудно заметить, главные герои комедий имеют семью, двух-трех рабов и ведут совместное хозяйство. Тут важно абстрагироваться от исконно русского понятия «крестьянин», которое несет в себе совершенно иное значение.

Дом стоял на участке земли, к которому, надо полагать, примыкали постройки хозяйственного характера, где держали скот. Около дома находился приусадебный участок для земледелия. В «Ахарнянах» описано, как был разворован участок крестьянина, и пропало самое ценное — потоптали чеснок.

Домашний быт крестьянина вполне для нас понятен. Обратимся к текстам комедий и приведем пару цитат:

«Отставь обратно чашу, ковш подай сюда,

Вино разлить мне по кувшинам надобно…" («Ахарняне», 1068−1069).

«Неси скорей поднос для пирожков сюда!» («Ахарняне», 1124).

Дальнейшее цитирование излишне, так как, в общем и целом, можно констатировать наличие у крестьянина всего необходимого для жизни. К примеру, были продуманны способы длительного хранения пищи, о чем свидетельствуют горшки, кувшины и прочая утварь.

В зависимости от того, каким ремеслом занимался земледелец кроме своей основной деятельности, был обставлен дом крестьянина. В «Ахарнянах» нам показан дом человека, которых хранит костюмы и детально описана его комната. Можно с большой уверенностью предположить, что и у людей других направленностей были свои особенности жизни и быта.

Неотъемлемой частью жизни были праздники, отмечание которых становилось бурным и веселым мероприятием с поеданием выпечки, приношением жертв богам. Жизнь крестьянина протекала большей частью в своих угодьях, что обуславливает довольно высокий уровень быта, так как на протяжении многих лет он находился в одном месте и делал его наиболее комфортным для жизни.

Заключение

На этом наше исследование заканчивается. Стоит подвести итоги и посмотреть на результаты, полученные нами в ходе работы.

Для начала, следует отметить широту информации в источнике, которая помогла срисовать и проанализировать точную картину изучаемого. Аристофан — народный писатель своего времени, близость его комедий для читателя означает для нас точность содержащейся в них информации, которой можно доверять.

Крестьянин-земледелец — вот тот, кем стремились быть и гордились. Уровень самосознания и самооценки был сильно развит, статус земледельца был на голову выше статуса ремесленника, что объяснялось тем, что ремесленник — это чаще всего пришлый человек, не имеющий гражданских привилегий. Земледельческая община, называемая полисом, вела свою жизнь, обеспечивая крестьян почти всем необходимым.

Отвечая на вопрос о структурной составляющей крестьянского хозяйства, мы выявили такие компоненты, как земледелие, скотоводство, торговля и в меньшей степени ремесло, бывшее домашним. Это свидетельствует о высокой степени развития общества и экономики.

Для понимания специфичный черт каждого из компонентов необходимо обратить внимание на внешние факторы, что мы собственно и постарались сделать выше. Аристофан жил в неспокойное время, и его взгляд, как человека, пережившего всё, что он описывает, несет особую ценность. Многие вещи остаются незаметными, когда у людей к ним отношение как к данности, в условиях войны же приходится расставлять приоритеты, люди сравнивают свое бедственное положение пускай даже не с самым безоблачным прошлым, достаточно вспомнить мечты и молитвы крестьян о самом простом и насущном. В таких условиях лучше всего видны мельчайшие детали, что придает исследованию особый оттенок.

Теперь, по окончании исследования, перед нами стоит как будто бы живой крестьянин из плоти и крови, со своими проблемами и радостями, со своими ценностями и устоями. Одной из поставленных целей было погружение в ту эпоху, чтобы понять и объяснить поведение крестьян в той или иной ситуации, создать визуальный образ земледельца, прожить с ним его стандартный день, показать со всех сторон хозяйство и быт. Если нам это удалось, то цель можно считать достигнутой.

В конце работы, хочется сказать, что каким бы полным мы не старались сделать данное исследование, все равно еще довольно много темных пятен и вопросов, на которые нельзя дать однозначных и точных ответов. Эти обстоятельства требуют дальнейшего изучения.

Библиографический список

земледелие комедия скот крестьянин

1. Андреев В. Н. Аграрные отношения в Аттике в V—IV вв. до н.э. // Античная Греция. Т.1., М., 1983.

2. Головня В. В. Аристофан М., 1955.

3. Кошеленко Г. А. Греческий полис и проблемы развития экономики // Античная Греция. Т.1., М., 1983.

4. Кузищин В. И. Трудовая этика и античный полис // Вопросы истории. М., 1996. № 8

5. Соболевский С. И. Аристофан и его время. М., 2001.

6. Ярхо В. Н. Аристофан — великий художник утопист // Аристофан. Комедии. Фрагменты. М., 2008.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой