Управление акционерной стоимостью компании на примере НК "Альянс"

Тип работы:
Контрольная
Предмет:
Финансы


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Содержание

Введение

1. Акционерная стоимость компании

2. Исследование акционерной стоимости компании

3. Управление акционерной стоимостью НК «Альянс»

4. Практическая часть

Список использованной литературы

Введение

Управление акционерной стоимостью компании — это совокупность целенаправленных действий по увеличению или уменьшению собственных средств компании или их компонентов, направленная на оптимизацию структуры финансирования, стоимости капитала или создание акционерной стоимости.

Система взаимного участия обществ в капиталах друг друга порождает разделение управления акционерной стоимости на внутреннее и внешнее.

Внутреннее управление акционерным акционерной стоимостью — управление капиталом одной компании.

Внешнее управление — влияние на управленческие решения в части средств акционеров другого общества вследствие владения значительным пакетом акций такого общества.

Целью данной работы является изучение особенностей акционерной стоимости компании.

1. Акционерная стоимость компании

Открытое акционерное общество является сегодня неотъемлемым элементом национальной экономической системы страны. В связи с этим мониторинг стоимости акционерного капитала компании становится актуальным вопросом не только для акционеров и менеджеров, но также и для правительства страны и иностранных инвесторов.

Стоимость компании определяет мнение инвесторов о способности ее менеджмента к управлению в условиях непрерывно изменяющейся рыночной среды. Когда компания работает на привлекательном рынке и преследует стратегию, имеющую хорошие шансы на создание устойчивых конкурентных преимуществ, ее стоимость, несомненно, повышается, в том числе за счет улучшения бизнеса. Но даже если показатели ее деятельности оцениваются как оптимистические, небольшие размеры делают компанию привлекательной мишенью.

Стоит отметить, что оценка фондовым рынком ожидаемых результатов финансовой деятельности компании отражается в таком показателе, как «отношение рыночной цены (акции) к ее бухгалтерской оценке (по сумме активов за вычетом обязательств)».

Таким образом, создание акционерной стоимости означает, что рыночная стоимость акций превышает их бухгалтерскую оценку. Причем, определяющим фактором рыночной стоимости является умение руководства фирмы использовать выгодные инвестиционные возможности. Очевидно, что по балансовой стоимости акций компании можно определить ее размер, т. е. по бухгалтерской оценке ее капитала. Рыночная капитализация есть не что иное, как функция этих двух факторов.

Проблема оптимального сочетания финансовых источников с учетом их ограниченности не имеет однозначного решения, что, в свою очередь, создает препятствия для роста эффективности управления акционерным капиталом. Его необоснованная оценка приводит к получению недостоверной информации о финансовом положении компании, в то время как достижение достаточной величины способствует поддержанию жизнеспособности хозяйствующего субъекта, сохраняя его ликвидность, устойчивость и платежеспособность. От размера собственных средств компании зависит возможность увеличения их вложений в производственную сферу, расширения рынка товаров и услуг.

Управление стоимостью в целом требует от менеджеров особого подхода, который должен концентрироваться на долгосрочных денежных потоках, а не на сиюминутных изменениях величины.

В связи с этим, уточнение теоретических основ и обоснование конкретных практических рекомендаций по совершенствованию методических подходов к управлению стоимостью акционерного капитала акционерных обществ в современных условиях является важной задачей научных исследований.

Известны следующие способы увеличения акционерного капитала:

* выпуск новых акций;

* эмиссионная премия;

* распределение бесплатных акций;

* конверсия ценных бумаг.

На регуляторном уровне установлено, что при выпуске новых акций, акционер имеет право сохранять свою долю собственности компании, которая определяется пропорционально количеству его акций. При очередной эмиссии акционерам может быть предоставлено право преимущественного приобретения новых акций по льготной цене, которое действует только в течение срока подписки. Причем, акционеры могут приобрести акции или передать право преимущественного приобретения другим лицам (существующим или потенциальным инвесторам).

На финансовом рынке принято использовать следующую формулу по расчету стоимости права на подписку:

Стоимость права на подписку = (курс старых акций — цена эмиссии) / количество прав, необходимых для покупки одной акции + 1 (1)

Рассмотрев процесс эмиссии акций с позиции увеличения стоимости компании, необходимо отметить, что при выпуске новых акций компания несет определенные расходы, в том числе:

* расходы на изготовление бланков сертификатов акций;

* расходы на рекламу;

* комиссионные посредникам и т. д.

Обращает на себя внимание и тот факт, что расходы, связанные с эмиссией новых акций, уменьшают прибыль, оставшуюся в распоряжении компании, часть которой, как известно, распределяется в виде дивидендов между акционерами. Очевидно, что уменьшение прибылей может повлечь за собой уменьшение дивидендов. Покрыть эмиссионные расходы можно за счет повышения рентабельности новых инвестиций, для осуществления которых привлекаются денежные средства.

Общепринято, что стоимость новых акций рассчитывается по формуле:

Стоимость новых акций = дивиденды в будущем периоде / прибыль (1 — эмиссионные расходы) + прирост дивидендов (в %) (2)

Эмиссионная премия представляет собой разницу между ценой эмиссии (ценой продажи) и номинальной стоимостью акции. Увеличение цены продажи акций по сравнению с номинальной стоимостью приводит к росту ликвидных средств компании. Дополнительные денежные средства инвестируются в деятельность компании.

Цена эмиссии акций устанавливается по рекомендации банков:

* выше номинальной стоимости акций;

* ниже курса старых акций.

На соотношение цены новой эмиссии и курса старых акций оказывают влияние различные факторы, в том числе объем эмиссии, среднерыночная доходность и т. д.

Распределение бесплатных акций осуществляется за счет резервов в составе собственного капитала. Статья «резервы» уменьшается, а статья «акционерный капитал» увеличивается на сумму акций, распределяемых бесплатно. Акционер может уступить (продать) свое право приобретения бесплатных акций другому лицу.

Стоимость такой сделки определяется по следующей формуле:

Стоимость права приобретения бесплатных акций = курс акции до бесплатного приобретения — (курс акции до бесплатного приобретения * количество старых акций) / (количество старых акций + количество новых акций) (3)

Если компания не в состояние своевременно и в полном объеме погасить свои обязательства перед поставщиками, кредиторами, владельцами облигаций или привилегированных акций, то по взаимному согласию сторон или без одобрения инвестора задолженность может быть конвертирована в простые акции. Конверсия долга в простые акции означает трансформацию заемного капитала в собственный капитал без проведения внешних операций (в отличие от обмена, при котором ценные бумаги данного предприятия могут обмениваться на ценные бумаги другого). Происходящее при этом уменьшение доли заемного и увеличение доли собственного капитала означает ослабление зависимости компании от внешних источников финансирования, что благоприятно сказывается на его финансовом положении.

Наиболее распространенными видами конвертируемых долгов являются конвертируемые ценные бумаги (облигации и привилегированные акции). Условия обращения конвертируемых ценных бумаг, как правило, предполагают возможность их выкупа (применительно к облигациям, как срочным ценным бумагам, — досрочного выкупа). Решение о досрочном выкупе конвертируемых облигаций принимается в том случае, если их рыночная стоимость достигает определенного уровня (цены исполнения). Решение об отзыве конвертируемых привилегированных акций принимается в том случае, если их курс простых акций возрастает до такого уровня, при котором стоимость акционерного капитала в простых акциях оказывается ниже или равна стоимости акционерного капитала в привилегированных акциях.

Стоимость капитала в конвертируемых ценных бумагах до их конверсии рассчитывается обычным способом в соответствии с их видом, после конверсии — в соответствии с новым видом.

Кроме того, на стоимость акционерного капитала компании оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы.

Учитывая все особенности способов увеличения акционерного капитала, а также с целью совершенствования методики оценки стоимости акционерного капитала, нами предлагается интегральный алгоритм осуществления оценки стоимости различных пакетов акций компаний, состоящий из пяти взаимосвязанных этапов (рис 1).

Первый этап — постановка задачи оценки. На данном этапе определяется дата оценки, а также объект оценки.

Второй этап — проведение аудита и диагностики финансово-хозяйственной деятельности компании. На данном этапе выделяются необходимые показатели финансовой отчетности компании, проводится расчет требуемых коэффициентов, а также проводится аудиторская проверка.

Третий этап — определение стоимости объекта оценки. На данном этапе проводится расчет стоимости акций.

Четвертый этап — определение влияния факторов на оценку стоимости акций. На данном этапе определяются корректирующие коэффициенты К1 и К2, влияющие на оценку стоимости акций.

Пятый этап — итоговый расчет стоимости акционерного капитала с учетом корректирующих коэффициентов К1 и К2. На данном этапе рассчитывается средневзвешенная стоимость акционерного капитала с учетом корректирующих коэффициентов К1 и К2.

Рис. 1. Интегральный алгоритм расчета стоимости акций

Окончательный расчет стоимости акционерного капитала проводится по формуле, приведенной в таблице 1.

Таблица 1. Расчет стоимости акционерного капитала компании

Формула

Значения

Сак = Скор х В

Сак — итоговая стоимость акционерного капитала в руб. ;

В — количество эмитированных акций;

Скор — стоимость одной акции.

Скор = С х К1 х К2

С — стоимость 1 акции, полученная при расчете различными методами;

К1 — корректирующий коэффициент, учитывающий количественное влияние комплексных внешних факторов;

К2 — корректирующий коэффициент, учитывающий количественное влияние комплексных внутренних факторов.

К1 = Пi (1 + Д1)

Пi — произведение внешних факторов;

I — комплексные внешние факторы;

Д1 — количественное влияние внешнего фактора.

К2 = Пj (1 + Д2)

Пj — произведение внутренних факторов;

J — комплексные внутренние факторы;

Д2 — количественное влияние внутреннего фактора.

Принципиальное отличие разработанной модели от существующих ранее заключается в следующем:

* Модель учитывает специфику отрасли компании посредством расчета факторов-корректировок К1 и К2.

* Степень влияния факторов-корректировок оценена с использованием метода экспертных оценок.

* Анализ преимуществ и недостатков методов расчета стоимости акций позволил использовать методы, приемлемые для различных отраслей экономики.

Предусмотренная возможность изменения факторов и финансовых показателей позволяет прогнозировать диапазон изменения стоимости акций компании. Следовательно, у менеджмента и руководства компании появился финансовый инструмент в виде экономико-математической модели, который позволяет не только оперативно и с достаточной точностью оценить стоимость акций, но и управлять данной стоимостью путем изменения факторов и финансовых показателей, а также определить низкоэффективные сферы ее деятельности и предложить пути изменения соответствующих показателей.

2. Исследование акционерной стоимости компании

Максимизацию акционерной стоимости (повышение капитализации) компании часто отождествляют с получением прибыли, но речь идет о принципиально различных понятиях. Повышение стоимости компании связано со снижением производственных издержек, с избавлением от непрофильного и нерентабельного в использовании имущества и т. п. и зависит, прежде всего, от уровня энергоэффективности производства. Концепция повышения акционерной стоимости компании должна быть нацелена на ее долгосрочную прибыльную деятельность.

Основные принципы указанной концепции, вызывающие положительную реакцию фондового рынка и инвесторов, известны. Это открытость, прозрачность, качественное корпоративное управление и управление активами, повышение эффективности производства, высокая энергоэффективность и грамотная информационная политика.

Качественное корпоративное управление предусматривает динамичный рост производственных и финансовых показателей. Улучшение производственных результатов в большинстве случаев требует обеспечения запланированных уровней добычи за счет как своевременного введения основных фондов (эксплуатационное бурение, сооружение объектов обустройства и др.), так и повышения эффективности использования действующих (интенсификация притоков для низкодебитных скважин, своевременный ремонт скважин и др.). Важна грамотная лицензионная политика, которая позволяет обеспечить прирост запасов углеводородов компании не только благодаря поисково-разведочным работам, но и за счет получения лицензий, участия в конкурсах и аукционах, скупки активов компаний, уже имеющих лицензии на добычу и др. Существенными факторами являются оптимизация структуры капитала компании, сокращение краткосрочной и долгосрочной задолженности, грамотная ценовая политика, оптимальные цены покупки и продажи активов, работа, нацеленная на снижение операционных издержек и др.

Следует отдельно указать на то обстоятельство, что важное влияние на результаты деятельности компании оказывает уровень энергозатрат на единицу произведенной (добытой) продукции. Большое значение имеет также эффективная дивидендная политика. Указанный фактор аналитики считают одним из определяющих (наряду с производственными успехами и уровнем энергоэффективности). Очень важен, безусловно, способствующий повышению капитализации грамотный PR. Принято считать, что, по крайней мере, одна пятая успеха любой компании обеспечивается удачной информационной политикой.

Повышению капитализации ОАО «Газпром» будет, безусловно, способствовать рост цен на газ на внутреннем рынке, а также либерализация рынка акций. Это позволит увеличить иностранное участие в уставном капитале компании.

Уже сегодня, учитывая большой разрыв между данными независимого аудита о запасах, будущем чистом дисконтированном доходе и текущей рыночной стоимостью ОАО «Газпром», а также позитивный опыт российских компаний в целенаправленном повышении капитализации («Норильский никель» и др.), можно утверждать, что компания обладает значительным (кратным) резервом ее роста.

Как показывает зарубежный и российский опыт, сам процесс управления стоимостью (капитализацией) компании должен быть организационно оформлен и контролируем изнутри, что предполагает закрепление за определенной структурной единицей компании следующих функций:

— разработку и постоянное совершенствование моделей и стратегий оценки стоимости;

— текущий мониторинг стоимости компании и ее дочерних предприятий, приобретаемых активов и др. ;

— контроль за операционными затратами и эффективностью инвестиций компании и ее дочерних организаций с позиции их влияния на текущую стоимость акций;

— подготовку (на постоянной основе совместно с заинтересованными управлениями и департаментами) конкретных рекомендаций по снижению текущих затрат (на энергоносители) и оптимизацию объемов инвестиций;

— разработку системы показателей, определяющих влияние отдельных структурных подразделений и дочерних компаний на совокупный рост стоимости компании, подготовка предложений по совершенствованию организационной структуры компании, продаже непрофильных и нерентабельных активов.

3. Управление акционерной стоимостью НК «Альянс»

стоимость акционерный капитал доход

Доходы компании

Мы заложили в наш прогноз темпы роста добычи нефти в 2004 году в 11%, а затем постепенное снижение темпов роста добычи 6% к 2010 году. Таким образом, среднегодовые темпы роста добычи составят чуть менее 7. 5%. В то же время рост нефтедобычи ставит перед компанией новые проблемы. Возможности рентабельной реализации все большего количества нефти ограничены — экспортные поставки лимитированы квотами Транснефти, а поставки нефти на внутренний рынок нецелесообразны (уровень цен в разы ниже). Выходом могло бы быть увеличение объемов перерабатываемой нефти, но перерабатывающие мощности компании ограничены.

Таблица 2. Прогноз финансовых показателей НК «Альянс» (млн. долл.)

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Выручка

8437

8606

9105

9540

9856

10 220

10 592

Себестоимость

5370

6004

6595

7109

7589

8097

8555

Коммерческие расходы

450

473

497

521

548

575

604

Прибыль от продаж

2617

2129

2014

1910

1720

1548

1433

Прочие доходы

200

208

216

225

234

243

253

Прибыль до налогообложения

2817

2337

2230

2135

1954

1791

1686

Чистая прибыль

2141

1776

1695

1623

1485

1361

1282

Еще одним источником дохода компании, пока правда не очень существенным, является газовый бизнес. Компания является лидером по развитию газовой составляющей бизнеса среди российских нефтяных компаний — добыча попутного газа в 2003 году составила 13,9 млрд. м3. Уровень использования попутного газа уже высок (около 95%), поэтому в дальнейшем прирост производства попутного газа будет несколько отставать от темпов роста добычи нефти. Развитие газодобычи более быстрыми темпами также ограничено также доступом к транспортным мощностям Газпрома. Мы заложили в наш прогноз среднегодовые темпы прироста производства газа в 5%. Но в перспективе развитие газовой составляющей представляется нам целесообразным с учетом постепенного роста внутренних цен на газ и либерализации газового рынка.

Расходы компании

В условиях ограниченности и невысокого качества запасов компания вынуждена тратить существенные средства на геологоразведочные работы (более 10% от чистой прибыли компании). Но высокие капиталовложения компании не дают приемлемой отдачи, так как в основном направляются на мелкие или истощенные месторождения в Западной Сибири. Также негативным является замедление восстановления запасов, которые в среднем у компании покрывают лишь 80% от объема добычи. Поэтому мы предполагаем, что капиталовложения компании и расходы на геологоразведку сохранятся на высоком уровне.

По нашим расчетам темпы роста себестоимость продукции будут опережать темпы роста выручки. Также в расчет была заложена инфляция, в соответствии с прогнозными ориентирами Минэкономразвития. Коммерческие расходы будут расти меньшими темпами — 5% в год. Тем не менее, темпы роста совокупных затрат, по нашим расчетам, будут опережать темпы роста выручки.

На основании прогноза финансовых результатов НК «Альянс» перейдем к оценке справедливой стоимости ее акций. Мы не ожидаем, что компания начнет активно привлекать внешние средства финансирования, так как собственные средства более чем покрывают потребности компании. Исходя их этих соображений ставка дисконтирования соответствует стоимости акционерного капитала НК «Альянс». В результате специфических корпоративных рисков, она выше, чем у остальных российских нефтяных компаний и составляет 14%.

Таблица 3. Расчет приведенной стоимости чистых денежных потоков НК «Альянс» в прогнозный период ($ млн.)

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Чистая прибыль

2141

1776

1695

1623

1485

1361

1282

Амортизация

790

829

871

914

960

1008

1058

Капиталовложения

1500

1635

1766

1800

1800

1800

1800

Изменение в рабочем капитале

50

23

11

-28

-24

-21

-20

Свободный денежный поток

1380

947

789

765

669

589

560

Ставка дисконтирования

1. 00

1. 14

1. 30

1. 48

1. 69

1. 93

2. 19

Дисконтированные денежные потоки

1380

831

607

516

396

306

255

Продисконтировав денежные потоки, генерируемые компанией в прогнозный период, мы получили приведенную стоимость денежного потока за 7 лет, которая составила $ 4.3 млрд.

Рост свободного остаточного денежного потока с 2010 года будет опережать средние темпы роста российской экономики (3−4%) и составит 5%. В этом случае приведенная остаточная стоимость компании в постпрогнозный период составит $ 2.6 млрд. Соответственно справедливая стоимость компании (сумма приведенных стоимостей денежных потоков в прогнозный и постпрогнозный период и денежных средств компании) составляет $ 11.9 млрд.

Таблица 4. Расчет справедливой стоимости компании

Остаточный денежный поток

Расчет справедливой цены акции

Свободный остаточный денежный поток (с 2011 года)

588

Приведенная стоимость денежного потока 2004−2010 гг.

4291

Темпы роста

5%

Совокупная стоимость приведенного денежного потока

8363

Ставка дисконтирования

14%

Денежные средства и эквиваленты

4985

Остаточный денежный поток

6530

Справедливая стоимость компании

11 886

Приведенная стоимость остаточного денежного потока

2610

Число акций в обращении (млрд.)

43. 4

Для перехода от стоимости компании к расчету справедливой стоимости ее акций необходимо определиться с соотношением стоимости обыкновенных и привилегированных акций и их количеством.

Также необходимо учесть, что примерно 60% акций находится в перекрестном владении, что соответствует требованиям российского законодательства, но в то же время эти акции по западным стандартам учета являются казначейскими.

Однако основным фактором, способным значительно повысить стоимость НК «Альянс» остается улучшение корпоративного управления компании. Которое будет улучшаться, даже вопреки желаниям менеджмента. Компания будет платить справедливые дивиденды, к чему ее обязывают принятые поправки в Закон об АО. А с 2007 г. компания обязана публиковать отчетность по международным стандартам, что позволит наконец-то добиться желаемого уровня прозрачности и полностью оценить стоимость НК «Альянс»

Успех рыночных преобразований в экономике России всецело связан с переходом на новые технологии функционирования и управления предприятиями, разработкой соответствующей экономико-правовой базы. Продолжающееся укрепление российской экономики во многом обусловлено благоприятной конъюнктурой мирового рынка нефти, поскольку экспорт сырьевых ресурсов был и остается одним из основных видов экономической деятельности страны.

В последние годы нефтяная отрасль России обеспечивает высокий мультипликативный эффект оживления деловой активности в экономике страны в целом и напрямую определяет динамику формирования доходов федерального бюджета.

Особое значение нефтяная отрасль имеет для российского фондового рынка, поскольку рыночная капитализация предприятий данной отрасли составляет более 75% от общей величины капитализации рынка в целом.

Таким образом, от правильного понимания роли нефтяного комплекса, нынешнего двигателя инвестиционного и хозяйственного подъема, в экономическом возрождении страны зависит не только дальнейшее выстраивание стратегии взаимоотношений нефтяного бизнеса и государства, но и закрепление высоких темпов экономического роста.

Однако сдерживающим фактором развития нефтяной промышленности является отсутствие эффективного финансового менеджмента, что стало одной из основных проблем отечественных нефтяных компаний. Способствовать ее решению и эффективно управлять существующим промышленным потенциалом — главная на сегодняшний день цель оценки и управления стоимостью бизнеса. В условиях рыночной экономики любое предприятие должно стремиться к увеличению стоимости собственного капитала, поскольку этот показатель комплексно отражает эффективность его функционирования.

Ценность действующего предприятия, выраженная в форме его стоимости, имеет большое значение. С одной стороны — это ориентир, вектор движения, с которым необходимо согласовывать все управленческие решения. С другой стороны — это тот концентратор интересов, по отношению, к которому наглядно проявляются ключевые интересы всех участников. Именно эти обстоятельства предопределили в условиях открытой экономики появление концепции повышения ценности действующего предприятия и превращения этой концепции в главный базовый принцип финансов.

Действующее предприятие, увеличивающее свою стоимость, обеспечивает не только интересы своих собственников. В настоящее время, применительно к отечественным условиям, повышение стоимости бизнеса будет свидетельствовать о перспективах бесперебойной работы и возможностях привлечения инвестиций для реконструкции существующих и организации новых производств, о способности предприятия обеспечить в настоящем и будущем определенный уровень занятости и заработной платы работникам, налоговые платежи в бюджет.

Роль оценки бизнеса в управлении действующим предприятием выражается при реализации политики регулярного контроля над его стоимостью. Определение стратегии управления активами, регулирование денежных потоков — вот главные цели оценки стоимости бизнеса. При этом оценка и управление стоимостью действующего предприятия требует участия не только его высшего руководства, но и других уровней организации, оперирующих стоимостными показателями.

Способность управлять стоимостью является важнейшим элементом корпоративной деловой стратегии, которая призвана создавать стоимость для акционеров и поддерживать преимущества компании на рынке.

Вместе с тем следует отметить, что в России существует целый ряд проблем, касающихся организации оценки бизнеса и дальнейшего развития методического, информационного, кадрового, нормативно-правового обеспечения процесса оценки бизнеса, связанных с трансформационными изменениями экономики. В условиях переходного периода западные шаблоны зачастую не подходят для оценки отечественных предприятий и требуют предварительной адаптации с учетом особенностей российской экономики.

Кроме того, вопросам специфики оценки предприятий конкретных отраслей российской промышленности, в частности, нефтяной отрасли, не уделено должного внимания. Особенности конкретных предприятий и отраслей, в которых они функционируют, предопределяют необходимость выбора адекватных подходов и методов оценки. Применение стандартных подходов и методов в оценке предприятий нередко приводит к затруднениям и серьезным ошибкам.

4. Практическая часть

Анализ и прогнозирование финансовых результатов предприятия

Финансовый менеджер компании оценивает сбытовую политику. Предстоит оценить систему доходов, затрат и финансовых результатов компании, сделать заключение о структуре затрат и спрогнозировать возможное изменение прибыли.

Таблица 5. Сведения о доходах и затратах компании в отчетном году

Показатель

Сумма руб.

1. Выручка от реализации продукции, включая НДС

15 9540

2. Затраты предприятия:

3. Расход основных материалов на производство изделий

36 537

4. Расход лакокрасочных материалов на ремонт помещений цеха и склада

8

5. Расход топлива на отопление помещений

5

6. Оплата электроэнергии, потребленной на освещение помещений

7

7. Оплата электроэнергии, потребленной на технологические цели

9

8. Заработная плата рабочим — сдельщикам, занятым в основном производстве

31 287

9. Заработная плата, начисленная по повременной системе обслуживающему персоналу и аппарату управления

13 329

10. Амортизация основных фондов и нематериальных активов

45

11. Командировочные расходы

3

12. Почтово-телеграфные расходы

2

13. Отчисления в целевые фонды на социальные нужды

11 600 160,00

14. Оплата услуг аудиторской фирмы

2

15. Уплата процентов по краткосрочной ссуде

47

16. Оплата услуг транспортной организации

4

17. Расходы на текущий ремонт оборудования

7

18. Расход вспомогательных материалов в основном производстве

6

19. Выплата процентов по облигациям предприятия

4

20. Расходы воды на технологические цели

1

21. Оплата услуг консалтинговой фирмы

3

22. Судебные издержки

2

23. Расходы на содержание законсервированного объекта (освещение, зарплата службе охраны)

8

24. Затраты по аннулированному производственному заказу

2

25. Штрафы, уплаченные покупателю за срыв сроков поставки полуфабрикатов

3

26. Прочие переменные расходы, включаемые в себестоимость продукции

4

27. Прочие постоянные расходы, включаемые в себестоимость продукции

6

28. Потери имущества в результате наводнения

41

29. Доходы от аренды складских помещений

32

30. Дивиденды по акциям других эмитентов

3

31. Возврат безденежного долга

8

32. Доходы от долевого участия в СП

3

33. Доходы от дооценки товаров

5

34. Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году

1

35. Положительные курсовые разницы по операциям в иностранной валюте

2

36. Убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году

3

37. Убытки по бартерным операциям, совершенным по более низким ценам

3

38. Транспортный налог

2

39. Налог на землю

1

40. Проценты по депозитному вкладу

3

1. На основании аналитических данных финансовой отчетности за отчетный год определить:

· прибыль от реализации;

· рентабельность продукции;

· рентабельность продаж.

2. Оценить уровень бизнес-риска компании, рассчитать порог рентабельности, запас финансовой прочности предприятия (ЗФП) и степень операционного рычага (СОР).

Решение:

Задание 1

Определим сумму отчислений в целевые фонды на социальные нужды.

Отчисления в целевые фонды на социальные нужды = Заработная плата персонала (общая сумма) * 26% (ЕСН) = 44 616 000,00 * 26% = 11 600 160,00 руб.

1. Прибыль от реализации = Выручка от реализации (без учета НДС) — Себестоимость.

Себестоимость — все издержки (затраты) понесенные предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции.

Себестоимость = 92 931 160,00 руб.

Прибыль от реализации = 135 203 389,83 — 92 931 160,00 = 42 272 229,83 руб.

2. Налогооблагаемая прибыль = Прибыль от реализации + Прочие доходы — Прочие расходы = 42 272 229,83 + 54 000,00 — 53 000,00 = 42 273 229,83 руб.

3. Рентабельность продаж = Прибыль от реализации продукции / Выручка от реализации продукции (42 272 229,83 / 135 203 389,83) * 100% = 31,27%

4. Налог на прибыль, подлежащий перечислению в бюджет = налогооблагаемая прибыль * 24% = 42 273 229,83 * 24% = 10 145 575,16 руб.

5. НДС, подлежащий перечислению в бюджет = Выручка от реализации продукции * 18% = 135 203 389,83 * 18% = 24 336 610,17 руб.

Задание 2

Для расчета порога рентабельности и запаса финансовой прочности все затраты компании разделим на переменные и постоянные, в зависимости от их связи с объемом производства и отразим в Таблице 6.

Таблица 6

Показатель

Сумма руб.

Вид затрат

Расход основных материалов на производство изделий

36 537 000,00

Переменные

Расход лакокрасочных материалов на ремонт помещений цеха и склада

8 000,00

Постоянные

Расход топлива на отопление помещений

5 000,00

Постоянные

Оплата электроэнергии, потребленной на освещение помещений

7 000,00

Постоянные

Оплата электроэнергии, потребленной на технологические цели

9 000,00

Переменные

Заработная плата рабочим — сдельщикам, занятым в основном производстве

31 287 000,00

Переменные

Заработная плата, начисленная по повременной системе обслуживающему персоналу и аппарату управления

13 329 000,00

Постоянные

Амортизация основных фондов и нематериальных активов

45 000,00

Постоянные

Командировочные расходы

3 000,00

Постоянные

Почтово-телеграфные расходы

2 000,00

Постоянные

Отчисления в целевые фонды на социальные нужды

11 600 160,00

Постоянные

Оплата услуг аудиторской фирмы

2 000,00

Постоянные

Уплата процентов по краткосрочной ссуде

47 000,00

Постоянные

Оплата услуг транспортной организации

4 000,00

Постоянные

Расходы на текущий ремонт оборудования

7 000,00

Постоянные

Расход вспомогательных материалов в основном производстве

6 000,00

Переменные

Выплата процентов по облигациям предприятия

4 000,00

Постоянные

Расходы воды на технологические цели

1 000,00

Переменные

Оплата услуг консалтинговой фирмы

3 000,00

Постоянные

Судебные издержки

2 000,00

Постоянные

Расходы на содержание законсервированного объекта (освещение, зарплата службе охраны)

8 000,00

Постоянные

Затраты по аннулированному производственному заказу

2 000,00

Постоянные

Штрафы, уплаченные покупателю за срыв сроков поставки полуфабрикатов

3 000,00

Постоянные

Прочие переменные расходы, включаемые в себестоимость продукции

4 000,00

Переменные

Прочие постоянные расходы, включаемые в себестоимость продукции

6 000,00

Постоянные

Итого постоянных затрат

25 087 160,00

-

Итого переменных затрат

67 844 000,00

-

1. Порог рентабельности рассчитывается по следующей формуле:

,

где порог рентабельности;

постоянные затраты;

доля маржинальной прибыли;

коэффициент или доля переменных затрат в выручке;

,

где переменные затраты;

выручка от реализации продукции (без НДС).

Вывод:

Порог рентабельности — это критический объем производства, при котором предприятие окупит затраченные средства. Рентабельность равна нулю при критическом объеме производства равном 29 814,51 (руб.), т. е. при объеме реализации меньше 50 174 320,00 руб. предприятие получит убыток. Фактически полученная выручка от реализации составила 135 203 389,83 руб., что на 85 029 069,83 руб. выше критического объема.

2. Запас финансовой прочности (ЗФП) рассчитывается по следующей формуле:

,

Показатель ЗФП характеризует возможность потери прибыли, а следовательно уровень бизнес — риска.

Рекомендуемый уровень ЗФП:

.

Чем выше ЗФП, тем выше и значение прибыли.

.

Вывод:

Доля ЗФП достаточна, так как она больше рекомендуемого значения, следовательно, уровень бизнес — риска предприятия невысокий.

Запас финансовой прочности или зона безубыточности составляет 85 029 069,83 руб. или 63% (85 029 069,83 / 135 203 389,83). При снижении объема реализации на 85 029 069,83 руб. или свыше 63% предприятие потерпит убытки.

3. Степень операционного рычага (СОР) рассчитывается по следующей формуле:

,

Преобразовав это выражение, получим:

.

Рекомендуемый уровень СОР:.

Чем выше СОР, тем выше риск.

Вывод:

Действие операционного рычага проявляется в том, что прибыль растет быстрее чем выручка, поскольку при росте объема реализации величина постоянных затрат не меняется. Оценим эффект операционного рычага: при изменении выручки на 1% операционная прибыль изменится на 1,59%. Так как уровень СОР у предприятия достаточен, следовательно, бизнес — риск невысокий.

Список использованной литературы

1. Финансовый менеджмент: Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов V курса «Финансы и кредит». — М.: ВЗФЭИ — 2009

2. Сидельникова Л. Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. -М.: 2000.

3. Е. С. Стоянова. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник — М.: 2000.

4. http: //www. e-xecutive. ru — «Управление акционерной стоимостью компании» Р. Борисов, И. Борисовский.

5. http: //www. cfin. ru

6. http: //economics. hse. ru «Экономика»

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой