Художественное переживание, как условие изменения ценностных ориентаций личности

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Психология


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Введение

Факт недостаточности изученности той части психологической науки, где она пересекается со сферой искусства, а именно — психологии искусства, признают многие теоретики и исследователи. Существует очень небольшое количество научных трудов, касающихся психологии искусства, самый известный из которых — «Психология искусства» Л. С. Выготского, написанный еще в 1925 г. Тогда еще сама мысль о том, что у искусства (а не у создающих его людей) есть своя психология, была совершенно оригинальной. Оказалось, что «искусство строится из „кристаллов“, ценность которых не зависит от психологических качеств тех, что их выращивает и созерцает» [6, с. 412]. При этом, «будучи созданием или объектом познания конкретных лиц, художественный образ несет печать выпавших на их долю испытаний «[6, с. 412]. В своей работе Л. С. Выготский доказывал, что изучение искусства невозможно без психологии.

И вопрос о том, без какой части психологии, был им разрешен «высвечиванием» особой формы человеческой активности, названной Выготским эстетической реакцией, появляющейся в результате «работы» эстетического переживания. Любое произведение искусства создано с расчетом, пусть даже неосознанным, — вызвать эстетическую реакцию. В своей знаменитой книге Л. С. Выготский впервые обозначил проблему роли структурных характеристик художественного текста в преобразовании эмоциональной сферы.

В данной работе мы попытаемся изучить и исследовать изменение другой сферы психологии — смысловой, а точнее, изменение одной из структур смысловой сферы личности — ценностных ориентаций, под влиянием эстетической (художественной) реакции, центральным местом которой является описанный Выготским феномен катарсиса.

Психологи до сих пор не могут прийти к согласию относительно того, что такое ценность, и есть ли у психологии необходимость в этом понятии. Некоторыми учеными были предложены концепции ценностей (В. Франкл, А. Маслоу и др.), к сожалению, не вошедшие в широкий научный обиход. Понятие ценностной ориентации личности возникает для объяснения социально-значимого поведения. При этом, «выражая определенные качества личности, ценностная ориентация в то же время является и средством реализации определенных общественных целей» [2]. Ценностные ориентации, выступающие в сознании в форме ценностных представлений, как правило, хорошо осознаются, поэтому доступны для экспериментального изучения.

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния катартических эффектов художественного переживания на изменение ценностных ориентаций личности.

Задачи, которые были поставлены нами в данной работе:

Построение теоретической модели исследования.

Создание экспериментальной процедуры исследования.

Практическое изучение феномена художественного переживания как фактора, влияющего на ценностные ориентации личности.

Объектами исследования выступают студенты 4-х курсов г. Красноярска.

Предмет исследования — изменение ценностных ориентаций.

Гипотеза заключается в предположении, что художественное переживание является условием изменения ценностных ориентаций личности (на примере художественного фильма); характер изменений ценностных ориентаций личности зависит от содержащихся в идее фильма ценностных представлений.

Методологической и теоретической основой работы являются идеи Л. С. Выготского об эстетической реакции, и ее центральном и необходимом моменте — катарсисе; представления смыслового подхода в отечественной психологии, развиваемые А. Н. Леонтьевым, и как их продолжение — концепция смыслов Д. А. Леонтьева.

Методы исследования: опросник М. Рокича «Ценностные ориентации», заключающийся в прямом ранжировании ценностей, анкетирование, самоотчет по фильму.

1. Изучение представлений о смысловой сфере личности

1. 1 Смысловой поход к изучению личности

Личность в психологии изучают в русле двух подходов к человеку, двух методологий — естественнонаучной и гуманитарной.

Естественнонаучный подход рассматривает человека как часть мира, природы, Вселенной, «включенной в систему законов мироздания и причинно-следственных зависимостей «[12, с. 11]. Этим представлениям соответствует и методология естественнонаучного эксперимента, изучающего личность с позиции равнодушного, отстраненного, «объективного» наблюдателя.

В рамках гуманитарного подхода человек признается свободным, не являющимся частью, элементом системы, стоит выше природы, которую активно преобразует, создавая свой собственный, духовный мир, который и является источником активности личности. Здесь исследователя интересует внутренний мир личности, познаваемый с позиции собеседника. И, хотя названные подходы к изучению личности так различны, различия между ними постепенно сокращаются за счет заимствования сторонами у друг друга некоторых представлений о личности.

Таким образом, в психологической науке наблюдается «тенденция к построению интегративного подхода к изучению человека» [12, с. 12], соединяющего в себе достоинства двух методологий.

А. Н. Леонтьев в своей смысловой концепции попытался применять одновременно объективный подход к изучению личности и интерсубъектный подход к ее пониманию.

Как показывает анализ литературы, попытки обратиться к понятию смысла как к объяснительному понятию предпринимались как направлениями науки, стремящимися к объективному описанию «человека в мире», так и подходами, постигающими «мир в человеке».

Концепция А. Н. Леонтьева предполагает сочетание анализа процессов и функций личности с анализом устройства внутреннего мира личности, «описание мира человека не извне, а изнутри, через призму личностных структур, опосредующих его мировосприятие» [12, с. 13].

Для анализа личности необходимо выделить элементы, в которых отражались бы ее реальные отношения с миром, и эта необходимость ведет к смысловой сфере как к предмету психологии личности. В основе представлений об этой сфере лежит понятие личностного смысла, введенное А. Н. Леонтьевым. Это понятие отражает личностность человеческого сознания, и его связь с реальными жизненными отношениями с миром. Личностный смысл выступает как «пристрастное отношение процессов психики к процессам жизни субъекта, его сознания к бытию» [12, с. 19].

В процессе жизни человек осваивает определенную часть общечеловеческого опыта, при этом каждое новое усваиваемое содержание преломляется через сформированные структуры внутреннего мира. Но, будучи усвоено, новое содержание не остается неизменным, а изменяется по особым законам динамики внутреннего мира, которые, к сожалению, остаются малоизученными.

Д. А. Леонтьев предлагает структуру личности, в которой находит свое место и внутренний мир личности. В структуре личности выделены три иерархических уровня:

низший уровень, включающий характер, способности и роли;

второй уровень — внутренний мир человека, содержащий смысл, отношения, конструкты; к этому же уровню относится и смысл жизни;

высший уровень ядерных структур личности, состоящий из представлений о свободе, ответственности, духовности; концепции «Я» личности.

Внутренний мир — это то, что присуще только человеку и вместе с тем каждому человеку. Личность живет в мире, «отношения с которым она строит с помощью своего внутреннего мира на основе логики жизненной необходимости — логики, в свете которой каждое действие или обстоятельство выступает как имеющее в контексте всей жизни личности определенный смысл, то есть определенное место и роль» [15, с. 25]. Внутренний мир включает в себя преломленную особым образом реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека.

Основными составляющими внутреннего мира являются присущие человеку, основанные на его уникальном личностном опыте устойчивые смыслы значимых объектов, и личностные ценности, являющиеся источниками этих смыслов. В психологии для обозначения того, что называется внутренним миром личности, используется понятие ценностно-смысловой сферы личности.

1.2 Понятие личностного смысла: эмоции и эффекты трансформаций психического образа

За понятием личностного смысла стоит феноменология эмоциональных явлений. Эмоции отражают отношение к значимым явлениям и объектам, сообщают нам своем языке оценку значимости сопровождаемых ими образов, то есть оценку отношения соответствующих объектов к реализации потребностей личности. Эмоции выполняют функцию внутренней регуляции деятельности, «отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, их значения для осуществления жизни личности» [9, с. 168]. Эмоции имеют явно выраженный ситуационный характер, выражают оценку определенной ситуации. Важнейшая особенность эмоций состоит в способности к обобщению и коммуникации, именно поэтому эмоциональный опыт личности шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, он складывается также и «в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, и в частности, передаваемых средствами искусства» [9, с. 170]. Особый вид эмоций составляют эстетические эмоции, выполняющие очень важную функцию в развитии смысловой сферы личности.

Личностный смысл проявляется также в эффектах трансформаций психического образа, среди которых выделяют:

трансформации пространственных характеристик (искажение размеров, преувеличение значимых объектов, расстояний);

трансформация временных параметров (при оценивании отрезков времени);

трансформации причинно-следственных отношений;

трансформации вероятностных характеристик;

искажение самих объектов (ошибки узнавания);

субъективная интерпретация неопределенной информации.

В искусстве эти феномены выступают наиболее выпукло, так как оно отражает не реальную действительность, а субъективный образ мира, преобразованного в этом образе, и лишь в этом преобразовании получающего оценочные характеристики. И для человека нет иного мира, кроме того, который он «воспринимает преломленным через призму своих смысловых структур» [11, с. 11].

Трансформации, вносимые в образ, так меняют его, чтобы его личностный смысл максимально соответствовал направленности актуальных смысловых установок. Личностный смысл характеризует само содержание образа, а процессам, участвующим в построении образа, соответствует другой вид смысловых структур — смысловые установки, влияющие именно на направленность протекания познавательных процессов. Отсюда вытекает следующее определение личностного смысла: «составляющая образов восприятия и представления соответствующих объектов и явлений, отражающая их жизненный смысл для субъекта и презентирующая его субъекту посредством эмоциональной окраски образов и их трансформаций» [11, с. 12].

Проблема личностных смыслов, их образования, взаимодействия между собой — одна из наиболее интересных в психологии и привлекающих внимание исследователей разных направлений и школ, где личностные ценности играют важнейшую роль в саморегуляции субъекта, активно относящегося к внешнему и внутреннему миру. Смысловые образования существуют как в осознаваемой, так и в неосознаваемой форме, образуя, по выражению Л. С. Выготского, «утаенный» план сознания…

1. 3 Понятие ценности, ее место и роль в структуре мотивации личности

До сих пор не существует единого мнения о том, что такое ценность, и нужно ли это понятие психологии. Концепции ценностей, которые были предложены А. Маслоу и В. Франклом, по мнению Д. А. Леонтьева, очень продуктивные, не получили широкого признания. Существует предположение, что это произошло из-за различного понимания отношений между личностью и социумом. Это различие воплотилось в двух формах: асоциальности западной психологии и пансоциальности советской психологии 30 — 70-х гг.

Асоциальность в понимании человека проявлялась в том, что все социальное рассматривалось как «внешнее по отношению к индивиду и чуждое ему» [14, с. 35]. Влияние социальной природы на развитие личности исследователи рассматривали как давление, к которому человек более или менее приспосабливается. В таком понимании индивидуальные ценности не имели никакого отношения к социальной реальности.

Пансоциальность советской психологии, наоборот, сводила основу развития и формирования личности к социальным образцам, ценности понимались как социальные образования.

Таким образом, в этих двух подходах, различных по своей сути, наблюдается общее — отчуждение индивидуального и социального, внутреннего и внешнего. Попыткой преодоления этого разрыва выступает культурно-историческая психология, предполагающая, что «человек не только изначально находится в социокультурном окружении, но и строит себя из него как из строительного материала» [14, с. 37]. Культура и общество выступают здесь не как что-то внешнее по отношению к индивиду, а как материал для развития.

Проанализировав различные определения ценностей, Д. А. Леонтьев пришел к выводу о трех формах существования ценностей [8]:

общественные идеалы — выработанные обществом обобщенные представления о совершенстве в различных областях жизни;

предметное воплощение этих идеалов в действиях или произведениях конкретных людей;

мотивационные структуры личности («модели должного»), выполняющие функцию побуждения к предметному воплощению в деятельности общественных идеалов.

Эти три формы переходят одна в другую. Существенно упрощая, этот переход можно описать следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью, затем в виде «моделей должного» начинают побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей, которое, в свою очередь, становится основой для формирования общественных идеалов и т. д.

Механизм становления личностных ценностей описывается в понятиях интериоризации личностью социальных ценностей. Существует предположение, что «усвоение ценностей больших социальных групп и общностей всегда опосредовано ценностями малых референтных для индивида групп» [14, с. 38].

Таким образом, личностные ценности являются генетически производными от ценностей социальных общностей разного масштаба. Личностные ценности выполняют функцию внутренних носителей социальной регуляции, находящихся в структуре личности.

В существующей литературе можно найти три варианта для понимания психологической природы личностных ценностей:

Ценность ставится в один ряд с понятиями «мнение», «представление» и т. п. Ценности здесь не обладают самостоятельной побудительной силой, а находят ее в других источниках.

Рассматривание индивидуальных ценностей как вид социальных установок или интересов, приписывание ценностям «направляющей или структурирующей функции, к которой сводится эффект ценностной регуляции» [14, с. 38].

Ценность стоит в одном ряду с понятиями мотива и потребности. Здесь ценности обладают реальной побудительной силой.

По мнению Д. А. Леонтьева, более верным является третий подход. Описать соотношение понятий мотива, потребности и ценностей можно при помощи двухуровневой модели мотивации, предложенной Е. Ю. Патяевой. Автор различает два уровня мотивационных образований:

1. конкретно-ситуативные, релевантные конкретной деятельности;

2. устойчивые, внеситуативные, обобщенные.

По функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности относят к виду устойчивых мотивационных образований. Их мотивирующее действие не ограничено конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнью человека в целом, и изменение в системе ценностей — событие чрезвычайно кризисное в жизни личности. Также несколько авторов (Жуков, 1976; Рокич, 1973 и др.) независимо друг от друга предложили два класса ценностей — ценности-цели жизнедеятельности (терминальные ценности) и ценности-принципы жизнедеятельности (инструментальные ценности). Эти два класса ценности совпадают с предложенными Е. Ю. Патяевой двумя видами мотивационных образований.

Потребности похожи на ценности своей внеситуативностью, устойчивостью, мотивирующей функцией. Таким образом, с функциональной точки зрения потребности и ценности оказываются почти неразличимыми. Но различия все-таки можно найти, рассмотрев феноменологию потребностей и личностных ценностей [14].

Таблица 1.3.1. Различия между потребностями и личностными ценностями.

Показатель

Потребности

Личностные ценности

Источник

Индивидуальные отношения с миром

Коллективный опыт социальной общности

Относительная значимость и побудительная сила

Постоянно меняются

Неизменны

Зависимость от момента

Сильная

Отсутствует

Субъективная локализация

«внутри»

«снаружи»

Характер воздействия

«толкают»

«притягивают»

Направленность

На желаемое состояние

В желательном направлении

Насыщение и дезактуализация

Временно возможны

Невозможны

Форма репрезентации

Связи с объективными условиями жизни

Идеал («модель должного»)

Критерии необходимости

Индивидуальные

Социальные

1. 4 Виды смысловых структур, понятие ценностной ориентации личности

Разделение смысловых структур на виды осуществляется исходя из двухуровневой модели Е. Ю. Патяевой, уже упоминавшейся ранее. Аналогично выделяется модель смысловой регуляции деятельности (Д. А. Леонтьев).

1-уровень представляют конкретно — ситуативные образования, релевантные конкретной единичной деятельности; к этому уровню относят личностный смысл и смысловую установку.

2-й уровень составляют устойчивые, обобщенные, внеситуативные образования, имеющие отношение ко всей жизнедеятельности субъекта. На этом уровне находятся потребности и личностные ценности, различия между которыми приведены выше.

Таким образом, «личностные ценности, выступая автономными по отношению к потребностям, „подключают“ индивидуальную жизнедеятельность к жизнедеятельности социума, освещают жизненный смысл объектов и явлений действительности под углом зрения устойчивых интересов развития социального целого, преломленных и осмысленных субъектом в качестве ценностных ориентиров его жизни, формулируются как идеалы, модели должного» [2].

Понятие ценностной ориентации личности возникает для объяснения социально-значимого поведения. Среди психологов нет единого мнения об истоках этого понятия, некоторые авторы связывают понятие ценностной ориентации с понятием социальной установки (аттитюда), другие — с теорией Т. Парсонса. В большинстве исследований ценности рассматриваются с точки зрения социальной психологии, представляются как социальное явление. Выражая определенные качества личности, ценностная ориентация в то же время является и средством реализации определенных общественных целей.

М. Рокич, автор известной методики «Ценностные ориентации», также рассматривает ценности под социально-психологическим углом зрения. Он определяет ценность как «устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально или социально предпочтительный перед, или наряду с каким-либо иным способом поведения или существования в аналогичной ситуации» [2]. Способы существования названы Рокичем терминальными, смысловыми ценностями, а способы поведения — инструментальными, операциональными ценностями.

Исследователи терминальных ценностей делят их на два класса в зависимости от их направленности, на социум (интерперсональные) или на индивиды (интраперсональные). У каждого человека соотношение этих ценностей индивидуально, оно и определяет поведение и позицию человека.

Некоторые авторы (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) не сводят ценностно-смысловую сферу только к знаемому. По их мнению, существуют:

план обыденного сознания, состоящий из верований, истинность которых не ставится под сомнение;

уровень, где происходит «решение задачи на смысл» — необходимо осмысление, прежде чем личностно принять то или иное явление или объект.

Понятие ценностной ориентации воплощает в себе попытку изучения личности неразрывно от социума, т. к. ценностные ориентации, являясь функцией социальной среды, в то же время представляют собой целостную характеристику сущности личности. Ценностные ориентации «образуют содержательную основу мотивации поведения и выражают внутреннюю основу отношений личности с действительностью» [2].

Ценностные ориентации являются достаточно изученным понятием, хотя различные школы и направления определяют его по-разному:

цели, стремления, жизненные идеалы (В. Б. Ольшанский);

конкретное отношение к окружающей среде (В. В. Водзинская);

нравственность личности (О. И. Зотова) и т. д.

А. В. Битуева [2] предлагает определение, отражающее внеситуативность и обобщенность ценностных ориентаций. Ценностные ориентации — широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно — предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, т. е. выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей.

Ценностные ориентации в идеалах, интересах, целях, и находят свое проявление в «вербализованных программах и реальном поведении людей» [2]. Ценностные ориентации, выступающие в сознании в форме ценностных представлений, как правило, хорошо осознаются, поэтому доступны для экспериментального изучения.

В 70-е гг. различные авторы стали обращать на проблему расхождения между декларируемыми и реальными ценностями. Наиболее убедительные экспериментальные данные были получены Е. Е. Насиновской, которая использовала методику косвенного постгипнотического внушения. Другие авторы (М. Б. Кунявский, В. Б. Моин, И. М. Попова) указывают на три группы причин, которыми могут объясняться расхождения между декларируемыми ценностными конструктами сознания и реально побуждающими деятельность человека личностными ценностями:

Реально действующие ценности не всегда адекватно осознаются и вербализируются субъектом в силу ограниченности его интеллектуальных возможностей, действия защитных механизмов и т. д.

Адекватно осознаваемые ценности могут неадекватно вербально репрезентироваться в силу речевых табу и другого рода преград.

Рассогласования могут определяться наличием конкурирующих компонентов вербального поведения или сознания.

В результате психологического анализа [19] можно сделать следующие выводы:

недостаточно устоявшаяся и плохо структурированная система личностных ценностей и/или недостаточно развитая рефлексия не позволяет человеку адекватно определить роль и значимость ценностей в его жизни;

значимость тех или иных ценностей может субъективно преувеличиваться или преуменьшаться под влиянием механизмов стабилизации самооценки и психологической защиты;

разные ценности имеют различное происхождение: одни по механизму образования относятся к «социальным», а другие являются результатом индивидуальной рефлексии; эти разнородные по происхождению ценности смешиваются, что затрудняют адекватное осознание ценностей.

2. Построение теоретической модели исследования

ценностный психический катартический личность

2.1 Динамика смысловых образований

В отличие от изучения структуры и функций смысловых образований, которым уделяется достаточное внимание, остается неизученным вопрос о динамике смысловых образований. В некоторых исследованиях авторы обращались к смысловой динамике, но при этом «ограничивались представлениями о смыслообразовании — придании мотивом смысла целям и обстоятельствам деятельности и соответственно действиям и операциям» [10, с. 13]. Изучение динамики смыслов актуально в наше время, учитывая повышение интереса к вопросам динамики личности, прежде всего применительно задач психотерапии, психокоррекции, воспитания и т. д.

Для решения задачи изучения динамики смысловых образований наиболее адекватным, по мнению Д. А. Леонтьева, представляется смысловой подход, развиваемый в русле деятельности теории А. Н. Леонтьева. Д. А. Леонтьев [10] различает три класса процессов динамики смыслов:

1. Смыслообразование — процесс, достаточно хорошо изученный (А. Н. Леонтьев, О. К. Тихомиров, Б. С. Братусь), — это «процесс распространения смысла от ведущих, смыслообразующих образований к частным, периферическим, производным в конкретной ситуации развертывающейся деятельности» [10, с. 15].

К процессам смыслообразования относится и опредмечивание актуальных потребностей, когда какой-либо предмет становится мотивом деятельности, приобретая смысл [16], и «окрашивание» личностным смыслом фрагментов образа мира — трансформации психического образа, рассмотренные ранее. В процессе смыслообразования не происходит изменения содержание смыслов; исходное содержание лишь находит для себя новые измененные формы, оно меняет лишь форму своего проявления в деятельности субъекта. В результате процесса смыслообразования объекты или явления приобретают для субъекта личностный смысл.

Источником смысла могут выступать мотивы (мотивационный механизм смыслообразования), устойчивые смысловые диспозиции (диспозиционный механизм), значимые параметры или атрибуты (атрибутивный механизм смыслообразования) — высвечивание смысла объектов под углом зрения ценностей, а в большей степени — индивидуальных категориальных школ, определяющих значимость характеристик объектов или явлений [17].

2. Смыслоосознание — рефлексивное решение задачи на смысл посредством сознания смысловых связей. Задача на смысл — задача определения места объекта или явлений в жизни субъекта; она ставится как по отношению к собственным действиям, так и по отношению к объектам действительности. Решение такой задачи приводит к изменениям, происходит вербализация смысла и расширение контекста осмысления предметного содержания, возможно подключение новых смысловых контекстов.

3. Смыслостроительство — перестройка глубинных смысловых структур; этот процесс динамики смыслов отличается от двух других способностью перестройки посредством «соизмерения и упорядочивания отношений субъекта с миром, в том числе путем творческой перестройки прежних связей» [10, с. 19]. А смыслообразование и осознание смыслов являются процессами, обеспечивающими смысловой структуры личности. Выделено три класса ситуаций, в которых можно наблюдать процессы смыслостроительства [10].

Критические ситуации в жизни субъекта, в которых невозможно реализовать внутренние необходимости жизни. Такие ситуации описаны Ф. Е. Василюком в его монографии [5]. Это стресс, фрустрация, конфликт и кризис, которые выражаются в нарушении смыслового соответствия сознания и бытия субъекта. Процесс смыслостроительства осуществляется в деятельности переживания, это внутренняя работа по устранению смыслового рассогласования сознания и бытия, обеспечивающая повышение осмысленности жизни. Переживание — это «преодоление разрыва в жизни"[5, с. 25]. Процесс переживания отделён от процесса жизнедеятельности субъекта, это остановка в жизни, необходимая для осмысления сложившейся ситуации, это работа по производству смысла. Реальное разрешение критической ситуации возможно путём изменения смысловых структур личности в соответствии с изменившимися жизненными отношениями.

Личностные вклады — ситуации взаимодействия со смысловым миром другой личности. Переосмысление себя, своих отношений с миром происходит при встрече с другой точкой зрения на одни и те же события, явления; причём точкой зрения равноценной. Но смысловые перестройки происходят в результате не любого общения, для этого необходимо какое — либо разрушение смысловых структур, на основе которых возможно построение новых смыслов. Также необходимым условием смысловой перестройки в условиях диалога является значимость Другого. Психологическим анализом механизмов такого взаимодействия занимается концепция отражённой субъективности. Отражённая субъективность — это «форма идеальной представленности человека в моей жизненной ситуации, выступающая как источник преобразования этой ситуации в значимом для меня направлении» [21, с. 18]. Другой, отражаясь в субъекте, изменяет его взгляд на вещи, ставит иные цели, в результате чего вещи приобретают иной личностный смысл.

А. В. Петровский выделяет три основные генетически преемственные формы проявления отраженной субъективности:

запечатленность субъекта в эффектах межиндивидуальных влияний — переживание индивидом влияния, оказываемого на него другим;

представленность субъекта как идеального значимого другого — переживание присутствия внутри себя иной смысловой перспективы, обнаружения двух смысловых фокусов, находящихся в диалоге друг и другом;

претворенный субъект — слияние и взаимопроникновение смыслов Я и Другого, перестройка смысловой структуры Я.

Отраженная субъектность — это «смысловая форма репрезентации одного человека другому, выступающая как движение преобразования жизненных отношений к миру последнего» [21, с. 21].

художественное переживание — ситуации воздействия искусства на личность. Такое воздействие не вытекает автоматически из любого контакта человека с художественным произведением.

Д. А. Леонтьев выделяет три теоретических обоснования рассмотрения процессов художественного восприятия в контексте динамики смысловых процессов:

а) необходимость определенной внутренней работы сознания, которую часто описывают как сотворчество зрителя для полноценного художественного восприятия. Эта внутренняя работа заключается во внутренних трансформациях и обычно обозначается термином «художественное переживание»;

б) личностные смыслы рассматриваются многими авторами как содержание художественного произведения, а их трансляция — как основная психологическая функция произведения;

в) художественная деятельность часто описывается как общение автора со зрителями, опосредованная художественным произведением.

2. 2 Художественное переживание как условие изменения ценностных ориентаций личности

Художественное произведение — это материальное воплощение мыслей, чувств, смыслов автора. При восприятии субъект изменяет воспринимаемый образ под влиянием своего индивидуального опыта, вносит в него новые элементы, дополняет недостающие, и таким образом участвует в творческом акте, в создании нового художественного образа. Художественное произведение — своеобразное «звено», сплавляющее воедино процесс творчества автора и эстетическое восприятие зрителя.

При эстетическом восприятии человек не может оставаться нейтральным к воспринимаемому образу, появляются эмоции, соответствующие психические переживания. Эмоциональность эстетического восприятия изначально заложена в художественном произведении, зашифрована тем или иным образом создавшим его автором. При восприятии художественного произведения зритель раскодирует, «оживляет» в своих собственных переживаниях, эмоциях овеществленные художником в произведении чувства, стремления, смыслы.

Общаясь с художественным произведением, зритель также сталкивается с «выраженным в нем смысловым видением мира, присущим его автору. Это — представление о мире в свете отношения к нему человека, мир, пропущенный через другую личность» [10, с. 22]. Взаимодействие с объективированным в произведении миром автора и представляет собой художественное переживание. Внесение (или невнесение) в сознание зрителя нового смыслового содержания и позволяет говорить о реальном восприятии художественного произведения. Должно произойти соотнесение личного смыслового опыта зрителя со смысловым опытом художника, воплощенном в произведении.

В том случае, если «взаимодействие смыслового содержания произведения с личным опытом реципиента приводит к реальным трансформациям последнего в художественном произведении, художественное переживание завершается эффектом катарсиса» [10, с. 23].

По мнению Л. С. Выготского, эстетическая реакция как таковая сводится к катарсису, то есть сложному превращению чувств, когда мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные. Катарсис можно назвать истинным эффектом художественного произведения. Выготский говорит о законе эстетической реакции: она заключает в себе аффект, развивающийся в двух противоположных направлениям, которой в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находит свое уничтожение. Это и есть катарсис, «аффективное противоречие», являющееся центральной частью эстетической реакции.

Е. Ю. Аронова [1] говорит о следующих особенностях организации «эстетического катарсиса»:

наличие двух (эмоционального и смыслового) моментов эстетического катарсиса, объединенных в акте эстетического переживания;

эмоциональное переживание обусловливает погруженность в образность произведения, ощущение личной сопричастности к происходящему (в течение времени воздействия произведения);

наличие художественной противоречивости и художественного драматизма (смысловая наполненность эмоций и эмоциональность смыслов в реакции эстетического катарсиса).

Вышеперечисленные особенности эстетического катарсиса определяют «противоречия, его обуславливающие:

субъектно-предметные противоречия (отношения «Я» — художественный образ);

субъектно-объектные противоречия (отношения «Я» — «Не-Я», «Я" — Другое «Я»);

субъект — субъектные противоречия (отношения «Я» — «Идеальное Я»);

собственно предметные противоречия — противоречия художественной образности" [1, с. 15].

Секрет действенности искусства — в художественной форме, которая «вводит мир произведения в непосредственное и непринужденное соприкосновение с внутренним миром личности» [10, с. 23].

Условием возможности смысловых перестроек под воздействием искусства является готовность личности к таким перестройкам, его открытость иной смысловой перспективе. Возможна иная, защитная установка, обеспечивающая нечувствительность к воздействию искусства; одна из её форм — эстетская установка. По мнению О. Уайльда, один «один из способов не любить искусство — это любить его рационалистически» [10, с. 23].

3. Практическая часть исследования

3.1 Обоснование подбора методов исследования, описание проделанной работы

В данной работе нам представляется интересным вопрос о том, как происходит изменение одной из смысловых структур, описанных выше — ценностных ориентаций, в результате художественного переживания, точнее, под влиянием катартических эффектов художественного переживания.

Поэтому гипотеза данного исследования заключается в следующем: художественное переживание может выступать условием изменения ценностных ориентаций личности (на примере художественного фильма); характер изменений зависит от ценностей, заложенных в идею фильма. Для исследования ценностных ориентаций личности наиболее методически обоснованным, и из-за этого получившим широкую известность и большую популярность, является опросник, разработанный М. Рокичем.

Рокич выделяет следующие основные признаки человеческих ценностей [19]:

общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

все люди обладают одними и теми же ценностями, но в разной степени;

ценности образуют системы;

источники личностных ценностей находятся в культуре, обществе;

влияние ценностей прослеживается почти во всех социальных явлениях, заслуживающих изучения.

Рокич понимает ценности как что — то глубоко личное, они не закреплены за отдельной ситуацией, а универсальны, могут быть привлечены в разных случаях. Для диагностики личностных иерархий ценностей Рокич разработал метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка — терминальные и инструментальные ценности. Методика М. Рокича была адаптирована в России, и получила большую популярность, чему особо способствовало исследование Г. И. Саганенко [19], которая проводила сравнение различных стандартизованных методов изучения ценностей, и сделала вывод, что по надежности и устойчивости прямое ранжирование списков превосходит все варианты оценочного шкалирования каждой ценностей и уступает только методу парного сравнения, технически приемлемого только для небольших списков ценностей. Все эти перечисленные ценности позволили включить опросник М. Рокича в экспериментальную процедуру данного исследования, имеющую следующий вид:

методика Рокича «Ценностные ориентации личности», состоящая в прямом ранжировании двух списков ценностей (терминальных и инструментальных).

Инструкция: «Сейчас Вам будут предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом). Ваша задача — присвоить каждой ценности ранговый номер по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите список и выберите ценность, которая для Вас наиболее значима и поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная займет 18-е место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию. То же самое проделайте со вторым списком».

Просмотр художественного фильма, служащего источником художественного переживания, способного изменить ценностные ориентации личности.

Ответы на вопросы по фильму с целью выяснить впечатления, переживания по поводу фильма:

Опишите Ваши впечатления от фильма (в т. ч. понравился или не понравился), почему? Опишите мысли, рассуждения, идеи, ассоциации, возникшие у Вас. Что Вы можете сказать о фильме?

Как Вы думаете, о чем этот фильм? В чем, по Вашему мнению, был замысел режиссера, создавшего фильм?

Что Вам конкретно понравилось или не понравилось в фильме, почему?

Сюжет

Актеры

Музыка

Фильм в целом

Что — то другое.

какой момент (сцена) фильма произвел наибольшее впечатление; может быть, эмоциональное потрясение, почему? Были ли такие моменты, какие?

Какие эмоции Вы испытали во время просмотра? С какими моментами фильма связаны эти эмоции?

Как Вы относитесь к музыке Бьорк?

Порекомендовали ли бы Вы этот фильм своим друзьям (и что сказали бы при этом)? Почему?

Вторичное проведение методики Рокича для проверки изменений ценностных ориентаций испытуемых непосредственно после фильма.

Через три недели после просмотра испытуемые еще раз заполняют методику «Ценностные ориентации» — чтобы проверить, изменились ли ценностные ориентации по сравнению с ситуацией до фильма и после него, было ли влияние ценностной идеи фильма лишь временным, ситуативным впечатлением или более длительным изменением отношение испытуемых к тем или иным ценностям в жизни.

Ответы на вопросы:

Объясните, что значат понятия, которые Вы поставили на 1, 2, 3 места, когда заполняли методику первый, второй, третий раз (для списков, А и Б); почему эти ценности заняли первые места, почему они значимы для Вас?

Напишите о 3−5 значимых событиях в Вашей жизни (приятных и неприятных). Какие это события; почему они имеют значение для Вас, как они повлияли на Вашу жизнь?

Произошли ли какие-либо яркие события в Вашей жизни за три недели со времени просмотра фильма (этот вопрос для исключения влияния какого-либо события, способного изменить ценностные ориентации личности за это время)?

Повлиял ли фильм на Ваше отношение к чему — либо, мнение о ком — то или о чем-то?

Выберите из двух списков ценностей те, которые, по Вашему мнению, содержатся в идее этого фильма.

Объектами данного исследования выступили 14 студентов 4 курса вузов города Красноярска.

Предмет исследования — изменение ценностных ориентаций.

В качестве фильма, способного вызвать необходимую эстетическую реакцию, чтобы возникло соответствующее художественное переживание, была выбрана кинолента датского режиссера Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» (музыкальная драма). Этот фильм получил главный приз в Каннах 2000 г., и был назван критиками и «самым важным фильмом года», и «событием с большой буквы».

Отзывы о фильме самые разные, и со стороны профессиональных критиков, и со стороны зрителей всего мира, но почти никогда не оставляет равнодушным, при этом он может нравиться или не нравиться, но часто задевает самые глубинные струны человеческой души. Этот фильм о почти слепой женщине, которой очень нравятся мюзиклы; она ограничивает себя и своего сына во всем, даже жертвует собой — и все ради операции для своего сына. Она наивна по природе, беззащитна из-за плохого зрения, и из-за несправедливо страдает.

Это содержание фильма, но еще более он впечатляет своей формой — необычный способ съемок; музыка и песни Бьорк, странные и экзотичные, причудливым образом вплетены в сюжет фильма, все это способствует обострению сопереживания со стороны зрителей.

3.2 Анализ и интерпретация результатов

Как уже упоминалось ранее, исследование проходило в несколько этапов. Первая, основная часть эксперимента состояла из 4-х частей:

1) первое заполнение методики М. Рокича «Ценностные ориентации»;

2) просмотр фильма «Танцующая в темноте»;

3) самоотчет;

4) второе заполнение методики Рокича.

Вторая часть исследования осуществлялась через три недели и состояла из двух частей:

1) третье заполнение методики «Ценностные ориентации»;

2) вопросы по фильму и т. д.

В эксперименте участвовали 14 студентов 4-х курсов г. Красноярска.

В результате по каждому из участников были получены любопытные и очень индивидуальные данные, источниками которых были заполнены методики ответа на вопросы. В качестве примера мы приводим несколько ярких описаний тех личностных картин, которые получились в результате.

3.2.1 Случай 1

Испытуемый мужского пола, 21 год, не женат.

При первом заполнении методики поставил на первые места (соответственно с 1 по 5) ценности из списка, А (терминальные):

1- активная деятельная жизнь;

15 — счастливая семейная жизнь;

6 — любовь;

4 — интересная работа;

9 — общественное признание и т. д. ;

последние пять мест занимают:

4 — красота природы и искусства;

7 — материально обеспеченная жизнь;

17 — творчество;

16 — счастье других;

13 — развлечения;

Ценности из списка Б (инструментальные) — первые пять мест:

8 — образованность;

1- аккуратность;

9- ответственность;

16 — честность;

17 — эффективность в делах и т. д. ;

последние пять мест, с 14 по 18, занимают:

11 — самоконтроль;

12 — смелость в отстаивании своего мнения;

7 — непримиримость к недостаткам в себе и других;

13 — твердая воля;

3 — высокие запросы.

Таким образом, в первоначальном выборе ценностей можно обозначить предпочтения испытуемого, они направлены, в основном, на реализацию ценностей самореализации (А 1, 4, 9) и личной жизни (А 15, 6). Способы поведения, которых он стремится придерживаться для достижения жизненных целей (список Б: 8, 1, 9, 16, 17), наводят на мысль о постепенном пути реализации своих интересов, тщательно, но эффективном и ответственном образе действий. При этом для испытуемого оказываются не важны, или он считает необходимым реализовывать их после достижения первостепенных, ценности, А 5, 7, 17, 16, 13. Он считает, что сначала нужно «устроить» свою жизнь, сделать ее более устойчивой, приобрести надежные ориентиры в жизни в виде семьи и работы, а потом он будет заниматься творчеством, любоваться природой и произведениями искусства и т. д. Ему важна интересность работы, а не материальная обеспеченность. В картине, которую мы здесь нарисовали, наш испытуемый совсем не предстает ветреным и легкомысленным, напротив, он обладает определенными ориентирами в жизни, и видимо, поставил себе цель добиваться их путем ответственности, тщательности и продуктивности. При этом для него является первоначальной реализация собственных целей, чем интересы других людей.

После просмотра фильма он ответил на вопросы первой серии следующим образом (далее мы приводим выдержку из ответов):

О фильме испытуемый сказал: «Напряженный фильм. Вообще я считаю, что такие фильмы не следует пускать в общий прокат, т.к. мне кажется, что после двух-трех таких фильмов у человека со слабой психикой могут возникнуть серьезные проблемы. Лично мне было не по себе, на протяжении всего фильма я … испытал только состояние глубокой подавленности — депрессии».

«Это фильм о человеческой мечте, „упорности“ человека в достижении своей мечты, вместе с этим о человеческом эгоизме, т.к. человек, стремясь притворить свою мечту в жизнь (сделать ее реальной), не замечает проблемы не только людей вообще, но и своих ближних. В результате каждый из двух человек поплатился».

«Не понравился момент, когда полицейский украл деньги, в этот момент я почувствовал какое-то тягостное бессилие героини перед сложившимся обстоятельствами».

«Наиболее сильное эмоциональное потрясение испытал в момент казни. Я сам пользовался помощью психолога после потери близких мне людей, поэтому как бы у меня остались еще некоторые остаточные явления».

На вопрос об испытанных эмоциях указал на то, что «иногда было чуть-чуть смешно», в дополнение к тому, что ранее говорил о «состоянии глубокой подавленности».

На вопрос, порекомендовали ли бы Вы этот фильм своим друзьям, ответил: «Никогда», подчеркнув это слово тремя линиями.

Таким образом, испытуемый, проникнувшись трагедией героини, со-переживая и сочувствуя ей, «вспоминал» свою боль, безысходность и свое собственное бессилие при потере близких людей, словно заново переживал все происшедшие. Фильм задел струны его души, задел больно; и поэтому фильм ему не понравился, точнее, ему не понравилась боль, которую он испытал; при этом можно говорить о том, что процесс переживания субъектно-объектной противоречивости в отношениях «Я» — художественный образ все-таки произошел.

Во второй раз испытуемый поставил на первые пять мест в списке А:

1 — активная деятельная жизнь;

15 — счастливая семейная жизнь;

6 — любовь;

4 — интересная работа;

8 — наличие хороших верных друзей;

последние пять мест в списке, А занимают:

16 — счастье других;

17 — творчество;

5 — красота;

13 — развлечения;

7- материально обеспеченная жизнь.

На первых пяти местах в списке Б находятся:

8 — образованность;

1 — аккуратность;

17 — эффективность в делах;

4- жизнерадостность;

5 — исполнительность;

последние пять мест, с 14 по 18, занимают:

2 — воспитанность;

18 — чуткость;

11 — самоконтроль;

7- непримиримость к недостаткам в себе и других;

3 — высокие запросы.

Таким образом, в списке, А в числе ценностных предпочтений, появляется новое — ценность хороших и верных друзей, она появляется в замену ценности общественного признания, которая смещается на 6-е место. Счастье других поднимается с 17-го на 14-е место, ценность материально обеспеченной жизни становится еще менее значимой, творчество поднимается с 16-го на 15-е место. В списке Б на 5-го с 3-е место поднимается ценность эффективности в делах; на 5-м месте появляется исполнительность, на 4-м жизнерадостность; честность и ответственность смещаются на места ниже 5-го. Чуткость меняет свое положение с 13-го на 15-е место, — становится менее ценной, как и воспитанность — с 8-го на 14-е, самоконтроль — с 14-го на 16-е место.

Таким образом, здесь можно наблюдать влияние фильма на изменение ценностных ориентаций, становится более значимой ценность хороших и верных друзей, которую испытуемый выделяет в самоотчете, как и ценность счастья других (см. ответ на вопрос 2). В самоотчете можно найти и ценность эффективности в делах, которая также была значима для него и в первый раз. Испытуемый оценивает значимость ценностей ответственности и твердой воли ниже, чем раньше, возможно, потому, что испытал «тягостное бессилие героини», которая была честной и держала данное ею слово, но поплатилась за честность своей жизнью; словно делает вывод, что, даже придерживаясь «хороших» ценностей в жизни, можно за это пострадать.

В третий раз испытуемый поставил на первые пять мест в списке А:

1 — активная деятельная жизнь;

15 — счастливая семейная жизнь;

6 — любовь;

8 — наличие хороших и верных друзей;

4 — интересная работа;

последние пять мест, с 14-го по 18-е, занимают:

11 — продуктивная жизнь;

5 — красота природы;

17 — творчество;

7- материально обеспеченная жизнь;

13 — развлечения.

В списке Б первые пять мест распределились следующим образом:

1 — аккуратность;

17 — эффективность в делах;

8 — образованность;

5 — исполнительность;

4- жизнерадостность;

на последних пяти местах, с 14-го по 18-е, находятся:

18 — чуткость;

11 — самоконтроль;

7 — непримиримость к недостаткам в себе и других;

9 — ответственность;

3 — высокие запросы.

Ценность верных друзей становится еще более значимой, интересная работа смещается на пункт ниже. Наименее предпочтительные ценности сместились на 1−2 пункта ниже или выше. Эффективность стала более значимой (с 3 на 2-е место), также на один пункт поднялись аккуратность, исполнительность. Ответственность стала менее значимой (с 13-го на 17-е место), самоконтроль и непримиримость поднялись на один пункт.

Основные различия между терминальными ценностями в списках А1 иА3 приведены в таблице:

Таблица 3.2.1.1.

Название ценности

Место в списке А1

Место в списке А3

Интересная работа

4

5

Общественное признание

5

6

Наличие хороших и верных друзей

11

4

Между иерархиями ценностей были определены различия ранговой корреляции Спирмена

rs= ,

где d — разница между рангами, N — число ценностей.

Корреляция между иерархиями терминальных ценностей А1 и А2 rs1,2=0. 9050 является статистически значимой и положительной. Основные расхождения приходятся на ценности 8 — наличие хороших верных друзей (значимость повысилась), 10 познание — значимость уменьшилась (с 6-го по 11-е).

Достоверность связи определялась по выборочному коэффициенту корреляции рангов (по В. Ю. Урбаху, 1964 г.). Связь признается достоверной, если, и тем самым более достоверна, если. При N=18 rsэмп является достоверной, если rsэмп превышает критическое значение rs для данного N или равно ему.

0. 47 (р=0. 05)

rsкр=

0. 60 (р=0. 01)

Корреляция между иерархиями А2 и А3 rs2,3 =0. 9876, и также является достоверной и положительной. Значительных расхождений не наблюдается.

Корреляция иерархиями А1 и А3 rs1,3 =0. 8637, является достаточно сильной, достоверной, положительной, основные расхождения относятся к ценностям 8 — наличие хороших и верных друзей (поднялись с 1-го на 4-е), 10 — познание (потеряло значимость с 6-го на 12-е место), 16 — счастье других (поднялось с 17-го на 13-е место).

Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей Б1 и Б2 rs1,2=0. 5954, является достоверной, среднего значения, положительной. Расхождения наблюдаются относительно ценностей 2 — воспитанность (понижение с 8-го на 14-е), 6 — независимость (поднялось с 12-го на 6-е место), 9 — ответственность (понижение с 3-го на 13-е), 12 — смелость в отстаивании своего мнения (поднялась с 15-го на 7-е), 13 — твердая воля (поднялась с 17-го на 8-е место).

Корреляция между иерархиями Б2 и Б3 rs2,3 =0. 9711, признана достоверной и положительной, это сильная связь между значениями. Расхождения относятся к ценности 9 — ответственность (снижение с 3-го на 13-е место).

Корреляция между иерархиями Б1 и Б3 rs1,3 =0. 4901, является умеренной по значению, достоверной и положительной. Основные расхождения связаны с ценностями 9 — ответственность (снижение с 17-го на 7-е), 16 — честность (понижение с 4-го на 12-е место).

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой