Фольклорные занятия в воспитании

Тип работы:
Учебное пособие
Предмет:
Педагогика


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Введение

Педагогикой издавна осознавалась важность народного творчества для общего развития ребенка и необходимость применения его в воспитании. Но каждый исторический период выдвигает на первый план свои задачи. В наше время наиболее активной является проблема сохранения национальных традиций, установление связей между старой, преимущественно крестьянской, и современной культурами. При этом значение фольклора вряд ли можно переоценить. Второй проблемой, которую приходится решать педагогам и которая неразрывно связана с первой, является установление способов и путей возвращения народной песни, игры в детскую среду. Причем наибольшая сложность заключается в том, чтобы не просто добиться механического воспроизведения пляски, игры, а вернуть ей живое естественное существование.

Эти подходы отражены в фольклорной программе «Гусельки», разработанной как дополнение к типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» — министерства просвещения РСФСР под ред. М. А. Васильевой и к курсу «Музыка в начальной школе» под ред. Д. Б. Кабалевского. Основной формой работы по этой программе являются фольклорные занятия, цель которых — формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам по основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных и творческих способностей детей через различные формы народного фольклора, овладение богатством народного слова, выраженного в сказках, закличках, дразнилках, колядках, попевках.

В пособии широко представлен фольклорный материал, соответствующий ведущим комплексным темам для каждого месяца, а также варианты фольклорных занятий и развлечений из известных сборников С. Мерзляковой, Н. Метлова, М. Медведевой. Часть представленных сценариев является авторской адаптацией народных игр и развлечений, сделанной на основе собственного опыта.

Фольклорные занятия заключают в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: от праздничного выступления до выхода на лужайку в лес. Воспитатель должен иметь в памяти большой запас песенок, потешек, считалок, загадок, поговорок, пословиц, скороговорок и тактично, с чувством меры, умело включать их в повседневный быт детей, в занятия.

Данное пособие поможет педагогу выбрать наиболее приемлемые формы фольклора, а также способы их использования в зависимости от имеющихся условий и возможностей; моделировать общение детей с народным фольклором в свободной разнообразной форме, учитывая их желание, интересы, индивидуальные склонности и потребности.

Пояснительная записка

Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восстановление образа человека культуры как личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения.

Национальная культура находится в гармонии с национальным характером, она психологически адекватно выражает и реализует его в художественной форме. Родная культура входит в сознание человека на правах порождающего начала. С культурой других народов, с мировой культурой человек вступает в диалог, взаимодействуя с ними с позиций одной, уже «присвоенной» культуры.

Одним из удивительных явлений культуры, к которому история вела людей далекими и трудными дорогами, является самоценность человека, восхождение к ценностям детства, его бережение и защита, что составляет неотъемлемую часть русской историко-культурной педагогической традиции. Целостность этических и эстетических идеалов, системы ценностей и реализующих эту систему в жизни моделей поведения очень важна для формирования личности ребенка именно в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знания, а на уровне образа жизни. Педагог детского сада имеет значительно большие возможности для воспитания в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее.

Однако педагогическая практика, к сожалению, не исчерпывает всех возможностей фольклора в духовно-эмоциональном развитии детей. Во многом это связано с ограниченностью репертуара, неразработанностью конкретно-методических приемов работы с данным материалом,

Предлагаемая фольклорная программа «Гусельки» разработана как дополнение к типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» — министерства просвещения РСФСР под ред. М. А. Васильевой и к курсу «Музыка» в начальной школе под ред. Д. Б. Кабалевского.

Она призвана решать следующие задачи: 1) развитие речи, движений, творческих и музыкальных способностей ребенка через различные формы народного фольклора; 2) формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослым; 3) овладение богатством народного слова, выраженного в сказках, закличках, дразнилках, колядках, попевках; 4) обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основной программы, художественно-творческой деятельности детей на основе музыкального и речевого фольклора.

Программа предназначается для детей 6−7 лег детских образовательных учреждений, рассчитана на 38 занятий (1 час в неделю). Работа по фольклорной программе ведется параллельно типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» или курсу «Музыка» в начальной школе. В ней учтены все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения (упражнения, игры, хороводы, пляски), игра на народных инструментах. Составлен план проведения праздников и развлечений по народной тематике. Программа имеет тематическое построение. Система фольклорных занятий спланирована на основе дат народного календаря, которые представлены не просто как занятия, а как небольшие праздники. При этом дети не только получают интересную информацию, но и проникаются духом любви к родной земле-кормилице, радостью и благодарностью к ее щедрости.

Цель фольклорных занятий — обогащение и расширение нравственных и эстетических представлений ребят, удовлетворение их разнообразных познавательных интересов, развитие индивидуальных потребностей и творческих способностей.

Занятия объединены, а своеобразные блоки различной тематики, которые могут быть вариативными, чтобы каждый педагог мог выбрать то, что соответствует его возможностям (состав группы, условия дошкольного учреждения и т. д.). Работа по блокам предполагает интеграцию разных видов художественной деятельности на интересном для детей содержании и концентрацию внимания на этом содержании, осваиваемом в разных видах деятельности (чтение произведений детского фольклора, слушание народной музыки и ее исполнение, творческие импровизации в ритмике, пении, игре на народных музыкальных инструментax).

Фольклорное занятие выносится третьим занятием и проводится 40−50 минут в форме занимательной игры, спектакля.

Основная стержневая идея программы, объединяющая весь изучаемый материал и раскрывающаяся специфическими средствами учебного материала, звучит так: все в мире, в природе, в обществе взаимосвязано и находится в определенной зависимости друг от друга. Она осознается детьми при рассмотрении взаимосвязи между живой и неживой природой, между трудом и жизнью общества, явлениями природы и народными приметами, традициями, народными праздниками. Эта идея обуславливает структурное единство всего содержания и системность знаний, позволяя целенаправленно подбирать учебный материал в соответствии с ведущими комплексными темами для каждого месяца.

Основополагающей методической позицией на фольклорных занятиях стало моделирование процесса художественного творчества, основывающееся на принципах построения фольклорных занятий — импровизации, образно-игрового вхождения в музыку, художественного фольклорного исполнения произведения, создания образно-игрового «фона» на всем протяжении фольклорного занятия, требующих от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения.

Поскольку цель музыкального воспитания — воспитание человека музыкой, в программе на первое место выходит проблема развития личности ребенка, обогащение его духовного мира. Навыки, умения и специфические знания о музыке у ребенка должны формироваться незаметно, как бы исподволь, в процессе работы над музыкальными образами, над выражением их духовного содержания, а не над самими навыками.

Формирование у детей целостного представления о народном искусстве необходимо связывать с идеей «прорастания» содержания программы в часы свободной самостоятельной деятельности, которая должна складываться на тех же принципах, что и содержание музыкальной деятельности на занятиях. Педагог моделирует общение детей с народным фольклором в свободной разнообразной форме, учитывая их желания, интересы, индивидуальные склонности и потребности. Свободная деятельность детей должна представлять собой игру, содержание которой позволит детям побывать в воображаемых ситуациях, где фольклор, музыкальный и поэтический, выступает инструментом познания окружающей жизни и взаимоотношений между людьми.

Музыкальная работа в часы свободной деятельности проводится под девизом «Музыкальное путешествие в старину». Дети имеют возможность послушать русские народные произведения в исполнении оркестров русских народных инструментов под управлением Осипова, Андреева, казачьи песни в исполнении Кубанского народного хора под управлением В. Захарченко. Проводятся игры-импровизации на фольклорные сюжеты, которые включают ситуации, вовлекающие детей в разнообразные виды художественной деятельности. Например, «Русский перепляс» (решается посредством хореографии и импровизации на народных музыкальных инструментах); «Гусляр — Садко» (слушание былинных напевов, русских народных скоморошин, песен).

Примерное планирование фольклорных занятий

Месяц

Название блока

Тема занятия

Праздники и

развлечения

Дата праздно-вания

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март-Апрель

Апрель

Май

Июнь

Август

Веселая ярмарка

Осень в России

Кубань моя — родимый край

Это русская сторонка — это Родина моя!

Зимушка-зима

Святки

Честная масленица

Русский сувенир

Приди весна с радостью

Христианские праздники

Как у наших у ворот

Лето пришло — все расцвело!

1. Будет хлеб — будет песня

2. Без труда — нет добра

3. Веселый скоморох

4. Осенняя ярмарка

1. Восенушка-осень!

2. Осенние посиделки

1. Край наш кубанский

2. Кубанские посиделки

1. Богатыри земли русской

2. Гусли звончатые

3. Сказка быль, да в ней намек

4. В гостях у сказки

1. Шутки-прибаутки

2. Зимние забавы

3. Зимний вечер

1. Сею, вею, посеваю

2. Рождественский праздник

3. Крещение Господне

4. Святочные вечерки

5. Русский перепляс

1. Встреча масленицы

2. Широкая масленица

3. Проводы зимы

1. Русские матрешки

2. Дымковские барышни

3. Русская игрушка

1. Весну закликаем

2. Солнцу красному слава

3. К нам весна-красна идет

1. Вербное воскресение

2. Светлое Христово воскресенье

3. Вознесение и троица

1. Русские напевы

2. Озорные частушки

3. Емелина неделя

1. Уж я сеяла ленок

2. Приехала купаленка

3. Спасовка-лакомка

Праздник осени, урожая

Воздвиженье. Посиделки-капустники

Покров-конец хороводам, начало посиделкам

Осенняя ярмарка

Новый год

Святки (новогоднее-рождественский цикл)

Рождество

Крещение

Татьянин день

Сретенье-встреча зимы с весной

Масленница

Евдокия — начинали кликать весну

Весеннее равноденствие

Встреча весны

Благовещенье

Вербное воскресенье

Пасха

Соловьиный праздник

Вознесение и троица

Праздник Ивана Купалы

День Петра и Павла

Праздник рыбаков

Спас медовый

Спас яблочный

Праздник урожая

21. 09

27. 09

14. 10

14. 11

7−19. 01

07. 01

19. 01

25. 01

15. 02

27. 02−05. 03

14. 03

22. 03

07. 04

15. 05

07. 07

12. 07

14. 08

19. 08

28. 08

Методические рекомендации к фольклорным занятиям

Занятия 1−4. Будет хлеб — будет песня. Без труда - нет добра. Веселый скоморох. Осенняя ярмарка

Данные четыре занятия объединены в блок «Веселая ярмарка». Основная тема его — важнейшие мотивы осени: хлеб, труд, дары природы, обильный урожай, любование плодами земли и человеческого труда.

Первое из перечисленных занятий — «Будет хлеб — будет песня!» — нацелено на расширение знаний и представлений детей об окружающей жизни, приметах осени, хлебе, земледельческом празднике — жатва. Педагогу следует подобрать к занятию интересные и выразительные произведения музыкального и речевого фольклора, скажем, пословицы, поговорки, приметы, шутливые прибаутки, песни о хлебе, труде, об осени, овощах. Дети инсценируют русские народные песни, которые способствуют раскрытию темы, составляют танцевальные композиции с осенними листьями, с веточками рябины, разыгрывают жанровые сценки. Можно включить в содержание занятия разучивание народных игр со словом: «Трактора», «Пахари и жнецы», «Мукомол», «Дуйте ветры» и т. д., помогающих совершенствовать движения детей, их дикцию, артикуляцию, произношение отдельных звуков. Кроме того, используются импровизации в пении, сочинение мелодий на фольклорные тексты приговорок, закличек, потешек. Эффективным приемом в данном случае может быть «подсказка» музыкального характера, состоящая из начальной интонации, продолжить которую предстоит детям.

Тема данного занятия развивается на следующем — «Без труда — нет добра». Хорошо, если на занятиях по познавательной активности, экскурсии в музей дети знакомились с работой людей осенью, значением их труда, с орудиями сельскохозяйственного труда и их назначением. Важно подчеркнуть, что орудие груда — это продолжение человеческой руки, которое помогает в работе, поэтому человек бережно, заботливо относился к своим помощникам — плугу, мотыге, бороне.

Начать занятие можно рассказом педагога о том, что месяц сентябрь в народе считался месяцем сбора урожая. На полях начинали копать картофель, пекли пирожки с картофелем, делали вареники, картофельные котлеты, запеканку, драники. Повсеместно начиналась уборка лука, которой издавна (как и чеснок) считался средством от сглаза и порчи, поэтому хозяйки связками вешали его при входе в избу, а также в местах содержания скота. Лук зашивали в амулеты, которые воины одевали на грудь, собираясь в поход. Важно отметить также, что 27 сентября начинали рубить на зиму капусту и вечерами собирались на посиделки-капустники. Капуста издревле была одним из основных овощей на столе русского человека: из нее пекли пироги, варили щи и ласково говорили: «Вейся ли, вейся капустка! Вейся ли, вейся ли, белая!» Желательно вспомнить и разучить с детьми новые пословицы, загадки, шутливые прибаутки о труде, трудолюбии. Дети инсценируют их, обыгрывают, по желанию сочиняют певческие импровизации на выученные тексты, исполняют трудовые частушки. Можно разучить русские народные песни, в которых описывается трудовой процесс: «Я на камушке сижу», «Капустка», «В темном лесе», «Уж я сеяла, сеяла ленок» и др.

Закончить занятие нужно народной пословицей — «Песня — в труде помощница!».

Задача занятия — «Веселый скоморох» — познакомить детей с русскими народными играми и забавами, закрепить навыки выполнения народных танцевальных движений. Целесообразно начать его с прихода в гости Веселого Скомороха, который пляшет под веселую задорную музыку, а затем рассказывает о себе. Дети узнают, что в старину, во времена князей Олега и Владимира скоморохи были самыми почетными гостями на княжеских пирах и народных гуляньях. Тогда не было оркестров народных инструментов, но люди не менее чем сегодня нуждались в музыке. И скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок не только на пирах и свадьбах, но и на многолюдных народных сборищах. Они своим весельем, «гудьбой», песнями и плясками не только развлекали толпу, но и заставляли ее подражать себе. Игры, песни, пляски, смех — все это сливалось в одну пеструю, шумную картину!

После этого Скоморох играет с детьми в народные игры, танцует, проводит забавные конкурсы. Следует обратить внимание на то, что скоморохи были не только плясунами и шутниками. Они были мастера на все руки: и циркачи, и артисты, и музыканты. А играли они на гуслях, свирелях и бубнах.

Под русскую народную мелодию дети импровизируют на народных музыкальных инструментах индивидуально, подгруппами, в оркестре. Важно подчеркнуть, что импровизация как принцип работы реализуется во всех формах общения — педагога, детей, музыки. Ее ценность — не умение создавать музыкальные конструкции, а потребность, готовность выразить душевное состояние, важную мысль, впечатления.

Следующее занятие — «Осенняя ярмарка» — может быть проведено как игра-ярмарка, во время которой дети как бы переносятся на ярмарочную площадь, где стоят разукрашенные лотки, прилавки с бутафорскими овощами, фруктами. Хорошо, если педагог сможет привнести в занятие настроение балагурства, шутливости, дать детям почувствовать озорство, веселье русской ярмарки.

Так, дети вместе с воспитателем могут украсить себя элементами народного костюма (бусы, ленты, кокошники, платочки, кушаки, фуражки с цветочками и т. д.). В ходе занятия звучат ярмарочные заклички, выкрики, перевертыши, небылицы, потешки, проводятся народные игры со словом. Важно максимально вовлечь детей в атмосферу занятия. Пусть они вспомнят знакомые песни, частушки, забавы, игры, подберут соответствующие движения для их инсценирования. Создание образно-игрового «фона» на всем протяжении фольклорного занятия требует от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, соображения.

Музыкальная игра должна быть наполнена тем смыслом, который она искони имела и имеет в народном искусстве: исполнить песню — значит сыграть песню!

В заключении можно предложить детям свободную пляску и катание на карусели.

Занятия 5-6. Восенушка — осень! Осенние посиделки

Предлагаемые два занятия объединены общей темой «Осень в России». Они призваны не только расширить кругозор ребят, закрепить их знания, но и активизировать творческие проявления, раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка. Несомненно и большое воспитательное значение этих занятий, связанное с формированием у детей уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремления сохранять и обогащать его как бесценную сокровищницу прекрасного.

Первое из перечисленных занятий — «Восенушка — осень!» посвящается подготовке осеннего праздника в детскому саду и нацелено на расширение знаний и представлений детей об осенних явлениях, приметах, полученных на занятиях первого блока. Разумнее всего провести данное занятие непосредственно на предполагаемом материале праздника. Вместе с педагогом дети слушают песни об осени, водят хороводы, разучивают пляски, играют в игры, разыгрывают шуточные диалоги. Можно разучить пословицы, поговорки, присловия, приметы об осени. В народе говорили: «Осень — перемен восемь», «В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина». Здесь уместен краткий рассказ педагога о рябине, которая считалась деревом-оберегом и поэтому ее сажали у ворот и калиток. Осенью кисти рябины срывали и вешали под крышу дома. Рябиновые бусы предохраняли детей от сглаза и порчи. Из садовых сортов рябины варили очень вкусное варенье, сок ее очень полезен и людям и птицам.

Представления, полученные детьми на данном занятии, значительно расширяются на занятиях по познавательной активности, изобразительной деятельности. Дети рисуют с натуры пейзажи золотой осени, самостоятельно составляют композиции, изготавливают праздничные снопики зерновых культур, игрушки из соломы.

Занятие «Осенние посиделки» познакомит детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом — посиделками, с самобытностью русского народа, проявляющейся в мастерстве народных умельцев, в устном народном творчестве (песнях, потешках, плясках). При подготовке к проведению занятия можно разучить с детьми старинные русские песни, подобрать старинные народные игры, потешки, считалки, загадки. Сделать выставку изделий, выполненных в традициях народных ремесел (кружево, прядение, вязание, роспись досок). Перед занятием затемнить окна, лампу поместить у стола, приготовить «горницу» к приему гостей, используя стилизованные элементы русской избы (повесить расшитые рушники, вдоль стен расставить лавки).

Ведущая-«хозяйка» приглашает дорогих гостей в избу, рассаживает на скамьи дубовые. Затем говорит, что в давние времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы, а хлеб в закрома засыпали — коротали долгие осенние вечера вместе на посиделках. В каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потешках и забавах да умением и мастерством блеснуть. На посиделки обязательно приходили с работой, чтобы напрясть пряжи из льна, шерсти, связать кружево, носочки, варежки. Любили петь русские народные песни «Ох, ты, ноченька, ночка темная», «Выйду ль я на реченьку» и др. Педагог может исполнить одну из них. Здесь уместно рассказать детям о том, что в старину считалось очень удачным жениться и выходить замуж 14 октября — в праздник Покров Пресвятой Богородицы. С этого дня девушки начинали прясть, а само название месяца — октябрь — означало «месяц очистки льна», который сначала вымачивали, отбивали, мяли, трепали, чтобы он был мягкий, нежный, а потом пряли и ткали ткань. Можно показать детям старинные прялки, рассмотреть украшения на них. Рассказать, что с точки зрения наших предков, одежда должна была не только сохранять тепло, но и защищать человека от всевозможных неблагоприятных влияний и воздействий. Поэтому вся процедура обработки льна, прядения и ткачества, а также последующего шитья и украшения одежды была глубоко мифологически осмыслена и магически организована. Все подготовительные работы осуществлялись девушками на посиделках. В народе говорили: «Какова пряха, такова на ней и рубаха».

Дети вместе с педагогом исполняют русские народные песни «Прялица», «Уж я сеяла, сеяла ленок», «Во кузнице», инсценируют их. Затем играют в народные игры «Дед Сысой», и др., исполняют частушки под балалайку.

К этому периоду хорошо приурочить и разговор о русском народном костюме — мужском и женском; рассмотреть иллюстрации, изображающие русский народный костюм. Дома при желании дети могут сшить сарафаны для кукол, сделать простые украшения в народном стиле из фольги, старых бус, проволоки, кожи. По мотивам русских народных вышивок выполнить рисунки и аппликации.

Занятия 7−8. Край наш кубанский. Кубанские посиделки

Занятия, объединенные в блок «Кубань моя — родимый край» знакомят ребят с жизнью и бытом кубанского казачества, его неповторимыми традициями, с предметами декоративно-прикладного искусства Кубани, с казачьими народными играми и забавами, прибаутками и частушками, которые помогают почувствовать красоту кубанского края, его неповторимую природу, широту, раздолье, создают эмоциональную готовность к дальнейшему познанию его и изучению.

Первое занятие «Край наш кубанский» можно начать с рассказа педагога о Краснодарском крае, о Кубани, о казаках. Приведем краткие сведения, которые могут быть использованы на занятии.

Когда-то очень давно, из разных концов земли приехали сюда гордые, непокорные люди, которым скверно жилось на родине и которые прежде всего ценили свободу. Понравились им эти места. Жили они здесь привольно, простор им был большой, власти над ними никакой не было и управлялись они сами собой. От этого их и прозвали казаками, что значит по-татарски «вольные люди». На войне всем заправлял атаман (предводитель), а в мирное время круг — общее собрание всех казаков. Шло время. Стали казаки верно служить царю русскому: воевать, стеречь границы, покорять новые земли. И рассеялись казаки по всей России. Их так и называли: Запорожские казаки, Донские, Терские, Забайкальские, Кубанские. Были это казаки люди храбрые, удалые, умели воевать славно, жить ладно. Жизнь их была полна приключений, увлекательных происшествий, была овеяна легендами, притчами, сказками.

На занятии дети слушают казачьи песни в исполнении Государственного кубанского казачьего хора под управлением В. Захарченко — «Посияла баба конопэль», «Да в саду дерево цветет» и др. Следует обратить внимание на то, что в кубанской казачьей песне с особой любовью воспевается образ женщины, которую сравнивают и с красным солнцем, и с ясной зоренькой, сизой голубкой, весной, стройной вишней, цветущей калиной. Можно разучить с детьми народные казачьи песни «Ой, на горе калина», «Посею лебеду», «Дивчинонька по грибы ходыла». Знакомые детям песни можно инсценировать, обыгрывать, предложить детям поиграть, повеселиться, «удаль в играх показать, свои косточки размять».

Педагог сообщает, что казачий дом называется курень, знакомит с его обстановкой, предметами быта, мужским и женским кубанскими костюмами, показывает иллюстрации.

Знания, полученные на занятии, закрепляются в повседневной жизни детой, когда они слушают стихи кубанских поэтов о Кубани, Краснодарском крае, знакомятся с характерными узорами и цветами кубанской вышивки, учатся вышивать «крестом», шить предметы из цветных лоскутков.

При подготовке и проведении занятия рекомендуем использовать книгу Бойко И. Н. Плясовые припевки Кубани. Краснодар: фольклорно-творческий центр народов Северного Кавказа «Отрада», 1993.

Тема данного занятия развивается на следующем — «Кубанские посиделки». При этом на основе фактических знаний, полученные на первом занятии, проводится моделирование процесса художественного творчества в различных видах музыкальной деятельности. В результате дети подводятся к умению входить в музыку, воссоздавать ее, которое особенно рельефно реализуется в народных музыкально-поэтических произведениях, где исполнители становятся в положение творца-поэта, творца-музыканта, как бы заново создающих для себя и для слушателей музыкально-поэтическое произведение.

Сначала педагог предлагает детям вспомнить, чем занимались на посиделках парни и девчата, обращает внимание на то, что на Кубани народные умельцы славились резьбой по дереву, изготовлением оружия, чеканкой. Затем дети исполняют народные казачьи песни, частушки, инсценируют их, разучивают народные игры. Одновременно дети могут сочинить свои мелодии на фольклорные тексты. С этой целью используется музыкальный диалог, в процессе которого педагог подводит их к открытию все новых и новых граней образа, как бы вызывая к жизни те музыкальные интонации, с помощью которых можно передать различные переживания, то, что дети чувствуют.

Закончить занятие можно кубанским переплясом. Весьма эффективным приемом работы в данном случае может быть выполнение детьми характерных танцевальных движений (кубанских перетопов) за воспитателем, показ лучшего детского исполнения. Жест, движение, пластика обогащают эмоциональное состояние ребят, способствуют естественному выражению того или иного чувства, переживания.

Занятия 9−12. Богатыри земли русской. Гусли звончатые. Сказка быль, да в ней намек. В гостях у сказки

Перечисленные занятия относятся к блоку «Это русская сторонка — это Родина моя!»

Задача первого занятия — «Богатыри земли русской» — познакомить детей с песнями, плясками, хороводами, играми русского народа, воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Это знакомство может проходить в форме игры с элементами рассказа педагога. С детьми можно заранее разучить пословицы о Родине, потешки, считалки, народные игры, хороводы: «Земелюшка-чернозем», «У меня ль во садочке», «Лебедушка» и др. Следует обратить большое внимание на дикцию детей, правильное пропевание окончаний слов, особенно на слог «ся», т. к. таких слов очень много в русских народных песнях: «уродился», «умывалася», «собиралася», «поклонюся» и т. д. Если дети затрудняются спеть песню в подлиннике (т. е. в данной тональности), то допускается транспонирование песни на полтона вниз, или, наоборот, повышение тональности на полтона.

В начале занятия педагог рассказывает детям о том, что «Наше отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное; матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет от всяких врагов… Много есть на свете кроме России всяких государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина».

Это занятие проводится 21 ноября — в Михайлов день, который считался покровителем воинов. Педагог подчеркивает, что русские люди крепко любили свою Родину и храбро защищали от врагов. Знали, что отстоять ее можно, если «Один за всех, все за одного». «Русские ни с мечом, ни с калачом не шутили. Врагов себе не искали, друзьями дорожили». Здесь уместно рассказать об оружии и доспехах древнерусских воинов, об их ратных подвигах, исторических героях, например, Александре Невском, Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче. Можно прочитать отрывки из былин о богатырях русских, рассмотреть иллюстрации к ним.

Желательно послушать музыкальные произведения-отрывки из «богатырской симфонии» А. Бородина и симфонической кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева.

Переходя к следующему этапу занятия, педагог подчеркивает, что русские люди берегли родную землю, воспевали ее красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, березе белой, травушке шелковой. Дети водят хороводы, исполняют песни, играют на русских народных инструментах. Педагог закрепляет у детей знания, полученные на музыкальных занятиях, работает над качеством движений, обучает некоторым приемам игры на народных музыкальных инструментах, закрепляет знание детьми музыкальных терминов.

Второе занятие по данной теме — «Гусли звончатые» — познакомит детей со свойствами и особенностями народных музыкальных инструментов. Дети слушают звучание оркестра русских народных инструментов, «Былинные наигрыши» в исполнении Д. Локшина (гусли), находят общее и различное у народных инструментов, учатся различать их тембровую окраску, импровизировать на них, знакомятся с определениями «народная музыка», «народный оркестр».

Знакомя детей с такими русскими народными инструментами как жалейка, рожок, гусли, гармонь, баян, балалайка, домра, колотушка и др., необходимо сосредоточить внимание детей на изобразительности звука, сравнить его с каким-либо физическим действием: качанием колыбели, движением мехов гармошки, стуком дождя, бегом лошадки. На данном этапе можно предложить ребенку свои ассоциации, образы, а с возрастом у него появится свое видение и прочувствование музыкального произведения. На занятии следует показать изображения музыкальных инструментов, использовать иллюстрации из детских книг, репродукции картин русских художников. Хорошо, если с концертом выступят ученики городской музыкальной школы и дети смогут «вживую» услышать и увидеть баян, балалайку, домру.

Для поиска фактического материала педагогу лучше всего воспользоваться книгой Ю. Васильева, А. Широкова «Рассказы о русских народных инструментах» (М., Советский композитор, 1976). Очень интересны содержащиеся в этой книге сведения об истории возникновения самих музыкальных инструментов, их классификации, о создателе первого оркестра русских народных инструментов В. В. Андрееве.

Педагог может сообщить детям, что во времена праздничных гуляний собиралось много народных музыкантов. Играли на балалайках, гармошках, ложках, свистульках, трещотках, даже на стиральных досках и пилах. Веселью не было конца. Знакомя с бубенцами, объяснить, что раньше они служили праздничным оформлением сбруи в упряжках лошадей (в «тройках»). Послушать русскую народную песню «Над полями, да над чистыми». Показывая колотушку, рассказать о том, что раньше, охраняя свое жилье и себя от недругов и зверя лесного, сторож, обходя деревню, стучал колотушкой, а сейчас это инструмент народного оркестра. Педагог показывает приемы игры на инструментах, предлагает детям поиграть на них.

В заключении воспитатель предлагает детям поиграть небольшими ансамблями и в оркестре под русские народные мелодии «Я на горку шла», «Барыня», «Полянка» и др., сплясать русскую, используя движения, характерные для русских народных плясок, исполнить частушки.

Занятия — «Сказка быль, да в ней намек» и «В гостях у сказки» обогащают детей яркими, красочными впечатлениями, активизируют их восприятие, внимание, воображение, творческие проявления, учат сопереживать артистам, персонажам сказок. Особое внимание следует уделить поэтическому образу сказочных героев, рассмотреть репродукции картин художника В. Васнецова «Аленушка», «Иван царевич на сером волке».

Воспитатель в русском костюме может взять на себя роль сказочницы, которая читает сказку в былинном стиле, немного нараспев. Заранее продумываются декорации, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение. Хорошо использовать в качестве музыкального фона «Былинные наигрыши» в исполнении Д. Локшина (гусли), а также русские народные наигрыши «Комаринская», «Барыня», «По улице мостовой».

Педагог рассказывает детям откуда пришли к нам волшебницы-сказки, какую долгую жизнь они прожили до встречи с нами. Предлагает вслушаться в слово «сказка» (выделяет интонацией). Сказка сказывается, рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали — и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными. В сказке происходят самые невероятные чудеса: разговаривают реки, деревья, звери лесные, а если случится беда — помогут Солнце, Ветер, Месяц. Даже времена года могут оживать в сказках.

После этого дети инсценируют фрагменты русских народных сказок, передают характерными движениями образы сказочных персонажей, изображая величавую птицу, простодушного Иванушку, доброго молодца, храброго богатыря. Взрослый помогает детям воплотить свой замысел, придать ему интересную форму, создать определенный настрой.

Основное время на занятиях отводится творческой исполнительской деятельности, ведь персонажи, своеобразная их эмоциональная характеристика — это творчество самих детей. Желательно создать спокойную творческую обстановку, подобрать характерные элементы костюмов, уточнить движения, при этом активизируя всех детей группы, не лишая возможности участия в занятии каждого ребенка.

Доброжелательность и чуткость педагога, дружеская поддержка детей группы помогут раскрыться каждому ребенку, будут способствовать развитию его музыкальных и творческих способностей.

Занятия 13−15. Шутки, прибаутки. Зимние забавы. Зимний вечер

Данные три занятия объединены в блок «Зимушка-зима», который призван расширить знания детей о зимних явлениях природы, признаках зимы, погодных народных приметах, праздниках.

Первое из перечисленных занятий — «Шутки-прибаутки» — знакомит детей с пословицами, поговорками, считалками, прибаутками, загадками широко используемыми в детских играх. Фольклорный материал способствует овладению родной речью, ее выразительной лексикой. Короткий текст потешки легко усваивается детьми, а яркий образ, динамичность вызывают у них желание двигаться. Так, можно предложить детям инсценировать потешки «Барашеньки-крутороженьки», «Ваня-простота», «Андрей-воробей», «Скок, поскок» и другие, а в дальнейшем использовать на новогоднем празднике. Желательно в играх пользоваться игровыми зачинами, т. е. водящего выбирать по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

Важно отметить также, что игра — это состязание в ловкости, быстроте, находчивости и сноровке. Но не только! Есть игры, где нужно уметь петь, танцевать и даже исполнять какие-то роли. А есть игры, где требуется искусство «артиста», умение на время превратиться в Зайца, Волка, Медведя. Такие игры напоминают театральные зрелища.

После этого дети играют в народные игры «Звонари», «Волк и зайцы», «У медведя во бору», «Бояре», «День и ночь» и т. д. (по выбору педагога). Каждому времени года в народе соответствовали свои игры.

Тема данного занятия развивается на следующем — «Зимние забавы», которое лучше провести на участке детского сада. Педагог обращает внимание детей на то, что наши предки 7 декабря отмечали первый зимний праздник, который назывался «Санница». В это время проводились веселые эстафеты, игры, соревнования на лыжах, коньках, санках, метание в цель снежками, взятие «снежного городка» или «крепости».

Особенно важно заранее подготовить условия для такого проведения занятия: обеспечить место, необходимый инвентарь, вспомнить наиболее подходящие игры, а если дети их не знают, то разучить с ними. Желательно на занятиях разучить песни о зиме, считалки, припевки, дразнилки, небылицы, выкрики. Игровой фольклор близок, понятен детям, насыщен юмором и яркими игровыми образами — словом, так и настраивает на игру, влечет в нее, создает игровой стиль и тон, какую-то удивительно располагающую к игре родную атмосферу.

Накануне педагог может принести в группу письмо в красивом конверте от Деда Мороза, который хочет «поиграть да повеселиться, посмотреть какие вы ловкие, да смелые, да проворные, да умелые» и приглашает ребят на спортивную площадку.

На следующий день дети в облегченной одежде выходят на зимний участок, где их встречают Зимушка-зима, Дед Мороз, Снежная Баба, Емеля, Баба-Яга. Целесообразно постепенно ввести сказочных персонажей в игру. Так, Дед Мороз может провести игры «Карусель», «Беги в круг», «Хоккей», хоровод «Зайка», где дети произносят стихи и делают движения, иллюстрирующие текст. Затем можно распределить детей на две команды — «Пингвин» и «Тюлень» и провести эстафеты. Например, цепочная эстафета: 1. На санках с горки. 2. Бег по лабиринту. 3. Лазание через заборчик. 4. Короткие лыжи. Зимушка-зима проводит гонки на санках по расчищенной дорожке (по командам). Каждая пара детей, сидя на санках, по сигналу Зимы начинает, отталкиваясь ногами, двигаться к флажку. Тот, кто приехал быстрее, получает снежинку. Побеждает команда, которая получила больше снежинок. Дети могут поплясать со Снежной Бабой, поиграть в снежки.

Дед Мороз хвалит всех детей, награждает спортивными значками и прощается до будущего года. А Емеля угощает подарками из волшебной печи.

При подготовке к занятию педагог может воспользоваться книгой Агамова Н. С, Слепцова И. С, Морозова И. А. Народные игры для детей. М., 1995.

Занятие «Зимний вечер» нацелено на расширение знаний детей о национальной традиционной культуре (о сезонных изменениях в природе; о праздниках, обычаях, приметах русского народа; о бытовых традициях русского народа), подробно знакомит с народными шутками да прибаутками, загадками, песнями. Детям повествуется о том, чем занимались наши предки (бабушки и дедушки) в долгие зимние вечера в крестьянской избе, о зимних праздниках, гаданиях, верованиях. Бабушки ткали и шили замечательные русские наряды, а девушки и парни — вышивали, шили, плели лапти, корзинки и, конечно же, пели песни, сочиняли сказки, пословицы, поговорки, небылицы.

Занятие желательно провести в зале, оформленном в стиле русской избы, в оформлении использовать вышитые рушники, предметы русского быта, изделия из дерева и т. д. Воспитатель в русском костюме может исполнить роль народной сказительницы, говоря немного нараспев, подражая народному говору.

Начать занятие можно рассказом о том, что холодной зимой так коротки дни, рассвет наступает поздно. Не успеет день в своей красе показаться, как его быстро сумерки гонят, а за ними тянутся длинные зимние ночи. Вот такие длинные зимние вечера и становились вечерами загадок, шуток да прибауток. После этого педагог загадывает детям загадки, объясняя при этом откуда они взялись, какую интересную и долгую жизнь прожили на земле до встречи с нами. Знакомя со скороговорками следует подчеркнуть, что они желанные гости на народных праздниках. Соберется молодежь и устраиваются соревнования: кто кого переговорит, кто скажет быстрее и без ошибок.

Затем загадки, шутки, скороговорки разучиваются с ребятами, устраиваются конкурсы на лучшее исполнение, вручаются шуточные призы.

Важно отметить также, что скороговорку можно пропеть, получится забавная песенка, да и слова запомнятся лучше. Предложить детям придумать свои мелодии на слова загадок, скороговорок.

В заключении ребята могут исполнить знакомые им народные танцы, песни, инсценировать их. Ведь русская народная песня обладает огромной художеcтвенно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами. А интересное содержание народных песен, потешек, прибауток, обилие гласных и простой ритмический рисунок делают их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

При подготовке и проведении занятия рекомендуем использовать сборник: Гармошечка-говорушечка. М., Музыка, вып. 5, 1987.

Занятия 16−20. Сею-вею, посеваю. Рождественский праздник. Крещение Господне. Святочные вечерки. Русский перепляс

Перечисленные занятия относятся к блоку «Святки» и знакомят детей с новогодне-рождественским циклом, получившим название Святок; Святых вечеров. Основные атрибуты празднования — ряжение и колядование.

На первом занятии — «Сею-вею, посеваю» — педагог сообщает детям, что в старину новогодние праздники длились 2 недели, которые назывались святками. Святки начинались Рождеством Христовым и заканчивались Крещением, так день встречи Нового года находился как раз посредине: первая неделя святок как бы завершала уходящий год, а вторая — открывала новый, наступающий. Детям объясняется смысл всех святочных действий — это попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год.

Важно отметить также, что праздник Святки связан с поворотом солнца на весну, с удлинением светового дня. «Хоть на воробьин нос, а прибавился день», — говорили крестьяне. По представлению древних восточных славян, в это время возрождается солнце. Человек стремился помочь солнцу сдвинуться с места, проснуться и начать путь по небосводу.

Здесь уместно рассказать детям об одном из основных новогодних ритуалов — посевании. В канун зимнего солнцеповорота, вечернюю тишину улиц нарушали песни, смех, шутки. От дома к дому ходили группы ребятишек, парней, девушек. У каждого дома они пели специальные приветственные песни — колядки, овсени, в которых величали хозяев дома, желали в новом году хорошего урожая, здоровья. Поэтому колядовщиков везде с радостью встречали и старались щедро угостить. Если же хозяева оказывались скупы, то могли услышать в свой адрес недобрые пожелания.

После этого можно разучить с детьми колядки «Овсень, овсень», «Коляда-моляда», «Тетенька добренька», «Сею-вею, посеваю» и др.

Желательно отметить, что колядовали и на Новый год, и накануне Крещения. Так первый день Нового года нередко включал в себя утренний приход в дома детей-«сеятелей». Они ходили с корзинками или торбочками, наполненными зерном. Придя в дом, они обсыпали зерном углы дома и хозяев, приговаривая: «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!..». Детей-засевальщиков всегда благодарили, одаривали сладостями, орехами, для них выпекали обрядовое фигурно печенье в форме домашних животных: «коровки», «козульки» и пр., чтобы скот хорошо плодился.

Следует объяснить детям, что само слово «коляда» (древнее «колада») означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» — специальный мешок-угощение, колядовщики ели совместно вкругу, а «мехоноска» — человек, который нес мешок или корзину для сбора продуктов.

Затем педагог сообщает, что в старину при колядовании обычно надевали маски, изображающие разных животных — медведя, козла, журавля, колядовщики разыгрывали сценки, пели, играли, плясали. Ребята разучивают обрядовую песенку «Где коза ходит, там жито родит… «, разыгрывают сценки «Конь» или «Коза». Можно провести русские народные подвижные игры «Жмурки», «Пятнашки» или предложить детям поплясать.

В детском саду в ходе новогодних торжеств дети 6−7 лет, заранее подготовленные, могут ходить колядовать в младшие группы.

Следующее занятие — «Рождественский праздник» — познакомит детей с религиозным праздником Рождества Христова. Педагог объясняет, что религиозные праздники вплетались в народные и придавали им возвышенность и святость. На Руси праздник начинали дети до семи лет, так как они считались безгрешными и только их пожелания могли исполниться. Праздник рождения солнца, рождения Нового года, рождения младенца Христа. Все это связано с рождением новой жизни, с детьми как утро человеческой жизни.

В первой части занятия педагог может рассказать детям о том, что Рождеству предшествовал Сочельник, когда в русской печке пеклись сочни (тонкие пресные лепешки-коржи с конопляными семечками внутри). В этот день не разрешалось есть до первой звездочки на вечернем небе. Вечернюю звезду ждали с нетерпением. К вечеру бегали во двор, на улицу или выглядывали в окно, чтобы не пропустить появления ожидаемой звездочки.

После этого следует обратиться к тексту библейского предания о рождении Христа. Повествование желательно сопровождать показом слайдов шедевров мировой живописи: «Поклонение волхвов» П. Веронезе, «Мария с младенцем Иисусом» Э. Мурильо, «Исцеление слепого» Л. Карраччи, «Поругание Христа» А. ван Дейка, «Свершилось» М. Буонарроти и др.

При подготовке к проведению занятия можно, в частности воспользоваться книгой: Детская библия в рассказах для детей. Свящ. П. Воздвиженского. Книга богато иллюстрирована и может служить источником не только фактических данных, но и наглядного материала.

Затем дети слушают легенду о том, почему в рождество принято наряжать елку. Когда родился Иисус Христос в небе загорелась звездочка. Она возвестила о рождении сына Божьего, святого человека. Мать Мария положила Христа на сено и все пришли к нему поклониться. Все живые существа, деревья и кустарники отправились к нему с подарками. Лишь елочке нечего было ему подарить, она встала в сторонке и загрустила. Тогда звездочка коснулась ее макушки, и сотни маленьких огоньков осветили ее снизу доверху. Венценосный младенец улыбнулся, и все вокруг осветилось лучезарным сиянием. В этот момент зажигается наша рождественская елка в зале и начинается карнавал.

Педагог напоминает ребятам о древних обычаях рядиться в карнавальные костюмы, маски, чтобы быть неузнанными, предлагает выбрать костюмы по своему желанию. Вместе с воспитателем дети колядуют. В руках у них восьмиконечная рождественская звезда, мешки, колокольчики, трещотки, ложки. Все принимают участие в обрядовом действе. Под веселую плясовую музыку дети, взявшись за руки, идут по залу змейкой за воспитателем. Останавливаются возле домиков, приплясывают, поют колядки, разученные на прошлом занятии, имитируют разбрасывание зерен. По желанию дети сочиняют свои колядки (по подобию народных), например: «Слава дому сему, слава саду моему…» Можно разучить колядку «Христос Спаситель».

После колядования дети водят хороводы, играют в игры, читают стихи, поют песни — «В лесу родилась елочка», «Ах вы, сени, мои сени», «Ох ты, зимушка-зима» и др.

Очень коротко педагог может рассказать о том, что Рождество — пора гаданья. Это было самое время девушкам узнать свою судьбу. Гадали об урожае, о погоде, о личной судьбе.

Задача занятия «Крещение Господне» — познакомить детей с праздником, главным событием которого является освещение воды в проруби — иордани, традициями, такими понятиями, как «смотрины», «крещенский праздник». Рассказать о народных приметах, обогатить словарный запас детей.

В начале занятия имеет смысл вспомнить тему предыдущих занятий: дети могут рассказать о празднике Святки, легенду о рождении Христа, о колядовании, посевании, исполнить колядки.

Затем педагог может сообщить детям о том, как величают январь («крыша зимы», «шапка», «просинец»). Между тем январь — перелом зимы, перезимье. Недаром говорят: Новый год — к весне поворот. Январь — году начало; зиме середка. Месяц январь — зимы государь. Дети вместе с воспитателем вспоминают свои наблюдения на прогулке за воронами, синицами и т. д., знакомятся с народными традициями, приметами. В частности, если воробьи дружно утепляют свои укрытия — через несколько дней наступают сильные морозы. Вороны сидят на верхушке деревьев — к морозу; Дрова в печи горят с треском — к морозу. Все предвещает наступление крещенских морозов. Интересно, что по традиции накануне большого праздника крестьяне выполняли целый ряд действ, которые призваны были способствовать будущему урожаю, здоровью, благополучию. Они мелом чертили крестики на стенах и дверях — от нечистой силы. Считалось, что нечистая сила вся собиралась перед Крещением. Считали, что крещенский снег целителен. Старухи ходили к стогам сена и собирали с них снег. На нем хорошо белилась холстина, он полезен для умывания и в бане. Верили, что крещенский снег избавит людей от недугов, а «баня все исправит — красоты прибавит». Народ ходил в полночь на Крещение за водой на реку. В эту пору «вода в ней колышется». Ее считали целительной.

После этого педагог рассказывает о самом празднике — Крещении Господнем. В этот день, по преданию, на реке Иордань крестили Иисуса Христа. Главное событие дня — водосвятие (освещение воды в проруби — иордани). Торжественный крестный ход, молебствие. Народ верил: прорубь и место вокруг ее обладают чудесной силой. Славой венчали удальцов, кто купался в проруби. На Крещение устраивались смотрины. Наряженные девушки выстраивались около иордани, а парни выглядывали себе невест.

Разумеется, педагог может познакомить детей с разнообразными гаданиями, ведь Крещенский сочельник (18 января) — главный вечер святочных девичьих гаданий. Желательно рассмотреть иллюстрации на эту тему, послушать стихи А. С. Пушкина.

В заключении можно предложить ребятам послушать специальные гадальные (подблюдные) песни с характерным названием. Подблюдными они назывались потому, что во время гаданий неотъемлемым атрибутом было блюдо. Гадания с использованием подблюдных песен имели характер предсказаний, в которые глубоко верили. Поэтому песни заканчивались устойчивым припевом: «Кому вынется, тому сбудется, тому сбудется, не минуется, Слава!»

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой