Управленческая отчетность и ее роль в принятии управленческих решений

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Менеджмент


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Оглавление

Введение

1. Понятие и виды отчетности. Внутрихозяйственная отчетность в системе управленческого учета

2. Краткая характеристика производственно-финансовой деятельности ООО «Моргауши-хлеб». Организационная схема управления предприятием

3. Объективная необходимость децентрализации управления. Преимущества и недостатки децентрализации управления

4. Центры ответственности и места возникновения затрат как объекты возникновения затрат как объекты управленческого учета. Формирование центров затрат, ответственности. Классификация центров затрат и центров ответственности

5. Трансфертное ценообразование как инструмент оценки деятельности центров ответственности

6. Сбалансированная система показателей и ее роль в определении показателей внутренней отчетности. Содержание внутренней отчетности. Содержание внутренней отчетности в организациях потребкооперации, ее роль в контроле за деятельностью подразделений

7. Анализ действующей практики управления процессами производства и возможности использования в ней учета по центрам ответственности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

управленческая отчетность центр ответственность

Любой руководитель, принимая управленческие решения, основывается на информации: что происходит в его подразделении, компании, бизнесе? Это касается всех — руководителя отдела или управления, генерального директора, акционера или единоличного хозяина бизнеса. Естественно, возникает необходимость в получении такой информации — у каждого в разное время и в разных объемах.

По закону компания должна периодически на регулярной основе готовить целый пакет финансовой отчетности — баланс, отчет о прибылях и убытках, необходимые расшифровки и пояснения к ним. Такие документы предназначены прежде всего для внешних пользователей — контролирующих органов, банков, партнеров и т. п. Если отчетность реально отражает хозяйственные операции и финансовое состояние компании, то она, безусловно, информативна и для руководителей, однако, тем не менее, не дает ответа на очень многие, крайне важные для управления вопросы.

Кроме того, ежеквартальное и годовое подведение промежуточных финансовых итогов важно, но если не контролировать ситуацию в бизнесе на регулярной основе и не замечать вовремя проблемы с производительностью и эффективностью работы, с наличием денежных средств, то очередной период подготовки финансовой отчетности может стать бессмысленным — в компании наступит кризис.

Реальным помощником руководителя в оперативном и стратегическом управлении бизнесом является управленческая отчетность. Никто не обязывает ее составлять, но без нее руководителю очень сложно, а порой и невозможно принимать грамотные решения. Особенно это актуально в условиях, когда компаниям приходится задумываться об увеличении прибыли за счет сокращения затрат и интенсификации производства.

«Управленческая отчетность, по сути, представляет собой результат сбора и систематизации финансовой и нефинансовой информации (в том числе и натуральных показателей, данных о времени платежей и т. п.), на основе анализа которого менеджеры принимают решения для достижения своих целей. Если взять такое понимание за основу, то становится ясно: каковы цели и основные зоны ответственности, такова должна быть и система данных, с которой руководитель работает». Бухгалтерский учет: финансовый и управленческий. — М.: Финансы и статистика, 2008. С. 14

Цель данной курсовой работы — раскрыть теоретические и практические аспекты управленческой отчетности.

В связи с этим ставились следующие задачи:

— изучить организационную структуру ООО Моргауши-хлеб" и ее влияние на управленческий учет;

— раскрыть понятие управленческого учета;

— дать краткую характеристику производственно-хозяйственной деятельности ООО «Моргауши-хлеб»;

— провести анализ действующей практики управления процессами производства и т. д.

Предметом исследования является ООО «Моргауши хлеб».

При написании данной работы использовался обширный научно-практический материал отечественных и зарубежных авторов, бухгалтерская отчетность, первичная документация.

Курсовая работа включает: введение; 7 глав; заключение; список использованных источников и литературы

1. Понятие и виды отчетности. Внутрихозяйственная отчетность в системе управленческого учета

«Отчетность -- это система взаимосвязанных показателей, характеризующих условия и результаты деятельности предприятия (хозяйствующего субъекта) или составляющих его элементов (областей бизнеса) за истекший период.

Составление отчетности -- завершающий этап учетного процесса, поэтому она состоит из обобщающих итоговых показателей, которые получают в конце отчетного периода путем соответствующей обработки (группировки, обобщения и т. п.) данных текущего учета. Отчетность может содержать как количественные, так и качественные показатели как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Важно подчеркнуть, что отчетные данные не могут отражать таких хозяйственных оборотов, которых не было в текущих учетных записях. Отчетность представляет собой важнейший источник информации для анализа и принятия решений.

Применяемая на практике отчетность подразделяется на виды по трем основным признакам:

1) объему сведений, включаемых в отчеты;

2) целям, для которых составляются отчеты;

3) периодам, охватываемым отчетностью.

По объему содержащихся в отчетах сведений различают частную и общую отчетность. Частная отчетность включает информацию о результатах деятельности какой-либо структурной единицы предприятия или об отдельных направлениях ее деятельности, или о результатах деятельности по конкретным географическим регионам. Общая отчетность характеризует результаты деятельности предприятия в целом.

В зависимости от назначения (целей составления) отчетность может быть внешней и внутренней. Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей -- заинтересованных физических и юридических лиц -- о характере деятельности, доходности и имущественном положении предприятия. Составление внутренней (внутрихозяйственной) отчетности вызывается потребностью внутрифирменного управления.

В зависимости от периода, который охватывает отчетность, различают периодическую и годовую отчетность. Если бухгалтерская отчетность составлена на внутригодовую дату, ее называют периодической. Периодические отчеты составляются регулярно через определенные промежутки времени. По этому признаку различают отчетность ежедневную, еженедельную, ежедекадную, месячную, квартальную, полугодовую.

Срок представления годового отчета регламентируется соответствующими нормативными актами.

Мы будем говорить о частной внутренней отчетности, т. е. отчетности об условиях и результатах деятельности структурных подразделений предприятия, отдельных направлениях его деятельности, а также результатах деятельности по регионам.

Цель составления внутрихозяйственной (внутренней) отчетности, охватывающей все предприятие снизу доверху, -- удовлетворение информационных потребностей внутрифирменного управления путем предоставления стоимостных и натуральных данных (показателей), позволяющих оценивать и контролировать, прогнозировать и планировать деятельность структурных подразделений предприятия (отдельные направления его деятельности), а также конкретных менеджеров (управляющих).

Цель составления внутренней отчетности обусловливает ее периодичность и формы, а также набор показателей. Точность и объем приводимых данных должны варьировать в зависимости от организационно-технологических и экономических особенностей, присущих конкретному предприятию и конкретному объекту управленческого учета, цели управления применительно к данному объекту учета, содержанию полномочий и ответственности, которые делегированы конкретному структурному подразделению и его менеджеру. В связи с этим разработка внутренней отчетности является прерогативой предприятия. Содержание, формы, сроки и обязанности представления этой отчетности, а также пользователи варьируют в зависимости от условий хозяйствования на конкретном предприятии. Исключение составляет лишь финансовая отчетность отраслевых и географических сегментов предприятия, которая регулируется национальными и международными стандартами. О причинах, которые обусловили это положение, речь пойдет ниже.

Прежде чем приступить к рассмотрению внутренней отчетности по существу, необходимо дать краткую характеристику объектов управленческого учета, в разрезе которых составляется внутренняя отчетность, поскольку основные ее характеристики, в первую очередь содержание, зависят от целей деятельности объектов управленческого учета, прав и ответственности, которые им предоставляются, критериев оценки результатов их деятельности.

Выделение управленческого учета в самостоятельную область деятельности объективно по своей природе. Еще в 50-х годах в США и других развитых странах возникла потребность в эффективной системе оперативной информации о затратах и результатах, отвечающей запросам аппарата внутрифирменного управления в сложных (многоуровневых) производственно-хозяйственных системах. В новой информационной подсистеме -- управленческом учете -- не только решались чисто учетные вопросы, но и широко использовались приемы и методы из родственных областей: планирования, организации управления экономикой предприятия, математики, статистики, психологии, рыночных операций, технологии. Главная цель такой информационной подсистемы -- генерация полезной финансовой (т.е. выражаемой денежным измерителем) информации для нужд внутрифирменного управления -- определила структуру управленческого учета:

* производственный учет (традиционный учет затрат на производство и калькулирование себестоимости);

* планирование и контроль затрат и результатов;

* учетно-аналитическое обеспечение специальных управленческих решений.

В связи со сложившейся экономической ситуацией в России потребуется синтез управленческого учета и внутрипроизводственного хозрасчета. (Применение последнего в практике отечественного внутрифирменного управления имеет богатую историю.) Чтобы решить эту задачу, нужно создать на предприятии ряд организационных, управленческих, информационных, учетно-аналитических систем. Одной из таких систем является учет по центрам ответственности, хорошо разработанный в рамках управленческого учета на предприятиях экономически развитых стран. Объективная основа использования системы учета затрат (и результатов) по центрам ответственности--децентрализация внутрифирменного управления и формирование гибких организационных структур в сложных производственно-хозяйственных системах, т. е. процесс, который носит международный характер и присущ любой экономике с высокоразвитым крупным промышленным производством, в том числе и экономике России". Врублевский, Н. Д. Бухгалтерский управленческий учет. — М.: Бухгалт. учет, 2005. С. 55

2. Краткая характеристика производственно-финансовой деятельности ООО «Моргауши-хлеб». Организационная схема управления предприятием

ООО «Моргауши-хлеб» зарегистрировано 10 июля 2009 г. Находится по адресу Моргаушский р-н, с Моргауши, ул. 50лет Октября, 6. Основной вид деятельности — производство хлеба и хлебобулочных изделий.

В эксплуатации находится 1 цех, где установлены тестомесильные машины и 2 печи, они рассчитаны на производство 3 тонн хлеба в сутки. В настоящее время на хлебозаводе трудится 43 человека.

Современные автоматические линии обеспечивают высокий технологический уровень производства. Качество продукции гарантировано соответствием всего технологического процесса нормативно- технической документации, а также строжайшим физико-химическим и бактериологическим контролям.

В настоящее время завод расширяет рынки сбыта продукции и увеличивает объёмы производства.

Таблица 1

Показатели деятельности ООО «Моргауши-Хлеб» за 2010−2011 г. г.

Показатели

Годы

Отклонение, (+,-)

Темп изменения, %

прошлый

отчетный

1. Объем деятельности, тыс. руб

23 495

28 031

4536

119,3

2. Ресурсы — всего, тыс. руб. ,

в том числе:

17 107,8

20 428,5

3320,7

119,4

средняя стоимость основных средств

3610

6713

3103

186,0

средняя сумма оборотных средств

5438,8

5481,5

42,7

100,8

расходы на оплату труда

8059

8234

175

102,2

3. Прибыль, но налогообложения, тыс. руб

2578

4375

1797

169,7

4. Среднесписочная численность работников, чел.

42

43

1

102,4

5. Показатели эффективности использования

основных фондов, тыс. руб

фондоотдача

6,508

4,176

-2,33

64,2

фондоемкость

0,154

0,239

0,09

155,9

фондорентабельность

0,714

0,652

-0,06

91,3

фондовооруженность

86

156,1

70,2

181,6

6. Показатели эффективности использования

оборотных средств

оборачиваемость, в днях

85,0

71,2

-13,8

83,8

количество оборотов

276

394

117,3

142,4

7. Показатели эффективности трудовых ресурсов:

среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

16

18

2

112,6

производительность труда, тыс. руб.

559,4

651,9

92,5

116,5

8. Ресурсоотдача, тыс. руб.

1,373

1,372

-

99,9

9. Ресурсорентабельность, тыс. руб.

0,151

0,214

0,1

142,1

За анализируемый период объем деятельности ООО «Моргауши-Хлеб» вырос на 4536 тыс. руб. или на 19,3% и составила 28 031 тыс. руб.

Обеспеченность предприятия ресурсами улучшилась:

— стоимость основных средств повысилась на 3103 тыс. руб. или на 86% и составила 6713 тыс. руб. ;

— сумма оборотных средств увеличилась на 42,7 тыс. руб. или на 0,8% и составила 5481,5 тыс. руб. ;

— расходы на оплату труда повысились на 175 тыс. руб. или на 2,2% и составила 8234 тыс. руб.

Показатели использования основных средств ухудшились: фондоотдача снизилась на 25,8%, фондорентабельность снизилась на 8,7%,

Показатели эффективности использования оборотных средств улучшились: оборачиваемость в днях уменьшилась на 13,8, количество оборотов за год увеличилось на 117, 3

Показатели использования трудовых ресурсов повысились: производительность труда повысилась на 16,5%.

Таблица 2

Показатели затрат ООО «Моргауши-хлеб» в 2010—2011 гг. г.

(сумма- тыс. руб., уд. вес. — %, уровень — в % к объему деятельности)

Показатели

Годы

Отклонение (+,-)

Темп изменения, %

2009

2010

сумма

уд. вес

уровень

сумма

уд. вес

уровень

суммы

уд. веса

уровня

Затраты — всего. в т. ч.

17 728

100

75,5

23 740

100

84,7

6012

9,2

133,9

по элементам:

материальные

8549

48,2

36,4

12 386

52,2

44,2

3837

4,0

7,8

144,9

расходы на оплату

6005

33,9

25,6

8234

34,7

29,4

2229

0,8

3,8

137,1

амортизация

676

3,8

2,9

678

2,9

2,4

2

-1,0

-0,5

100,3

отчисления на соцнужды

824

4,6

3,5

2088

8,8

7,4

1264

4,1

3,9

в 2,5 р

прочие

1674

9,4

7,1

354

1,5

1,3

-1320

-8,0

-5,9

21,1

по группам и статьям:

условно-постоянные

4968

28,0

21,1

5423

22,8

19,3

455

-5,2

-1,8

109,2

условно-переменные

12 760

71,98

54,3

18 317

77,16

65,3

5557

5,2

11,0

143,6

Объем деятельности

23 495

28 031

4536

0,0

0,0

119,3

В 2011 г. общая сумма затрат ООО «Моргауши-хлеб» составила 23 740 тыс. руб., что на 6012 тыс. руб. или на 33,9% больше, чем в 2010 г. Темп роста затрат выше темпа роста объема деятельности предприятия, что связано со значительным темпом роста материальных затрат — 44,9%. Положительно можно охарактеризовать снижение условно-постоянных расходов по удельному весу и по уровню к объему деятельности.

Таблица 3

Показатели для расчета критического объема продаж

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Объем деятельности

28 031

Постоянные затраты

5423

Переменные затраты

18 317

Прибыль от продаж

5839

Индекс цен = (5423 + 18 317) / 28 031 = 0,847

Критический объем продаж = 28 031 * 0,847 = 23 742 тыс. руб.

Расчеты позволяют сделать следующие выводы:

В условиях снижения цен и сохранения натурального объема продаж критический объем продаж не зависит от соотношения переменных и постоянных затрат, но зависит от их суммарной величины и доли последней в выручке.

Возможность снижения цены, с сохранением при этом безубыточности продаж, тем больше, чем выше была рентабельность продаж в базисном периоде.

Рассчитаем точку безубыточности и построим ее график

Таблица 4

Наименование

Сумма

Постоянные затраты, тыс. руб.

5423,00

Переменные затраты, тыс. руб.

18 317,00

Выручка от продаж, тыс. руб.

28 031,00

Выпуск (Объем реализации), ед.

360 000

Средние переменные затраты на единицу продукции, тыс. руб.

0,40

Цена за единицу, руб.

25

Точка безубыточности в денежном выражении

15 651,65

Точка безубыточности в натуральном выражении

217,40

Рис. 1. График безубыточности

/

/

Рис. 2. Организационная схема управления

3. Объективная необходимость децентрализации управления. Преимущества и недостатки децентрализации управления

В начале XX в. на Западе и в 30-х годах в СССР сложился определенный тип организации производства и управления. Суть его -- жесткая централизация всех функций управления, вертикальная организационная структура, административно-командный стиль руководства. Производство территориально и организационно строилось как единая фабрика, управляющий которой может лично контролировать все параметры производственного процесса и руководить действиями подчиненных. В период после второй мировой войны четко обозначилась тенденция развития крупной промышленности в сторону усложнения организационных структур промышленных компаний. Эти изменения обусловили два фактора:

1) чисто количественное укрупнение масштабов деятельности вплоть до макроэкономических величин;

2) диверсификация направлений деятельности.

Однако сами по себе эти факторы не приводят к сдвигам в системе внутрифирменного управления, подтверждением чему служит консерватизм практики управления предприятиями (объединениями) в СССР. Решающим является действие конкурентной динамичной рыночной среды, когда многократно ускоряется процесс смены источников сырья и материалов, технологии производства, рынков сбыта, типа продукции, географии ее производства и реализации. Как следствие -- резко увеличивается число управленческих решений всех типов, поток оперативной информации нарастает подобно снежному кому, центральный орган управления перегружается, его деятельность становится неэффективной. Отсюда -- необходимость децентрализации как распределения власти (полномочий) принимать решения между различными уровнями управления.

«Как правило, менеджер (управляющий) на децентрализованном предприятии имеет право самостоятельно, без согласования с руководством оперативно принимать решения в определенных вопросах и (в виде верхнего предела) на определенную сумму денег. Другим аспектом децентрализации является распределение (делегирование) между менеджерами ответственности в части планирования и контроля затрат и результатов деятельности подразделения, за которое отвечает данный менеджер.

Какая степень децентрализации должна быть выбрана руководством высшего уровня как оптимальная? Максимизировать преимущества децентрализации над ее издержками (недостатками). В этом и состоит так называемый оптимизационный подход.

Достоинства децентрализации управления подразделениями следующие:

* для принятия решений у менеджера подразделения больше информации о местных условиях. Между тем затраты на передачу такой информации для централизованного принятия решений часто высоки. Более того, передаваемая информация может быть неполной и даже преднамеренно искаженной;

* менеджеры подразделений могут принимать более своевременные решения, что особенно привлекательно для потенциальных заказчиков;

* деятельность менеджеров подразделений становится более мотивированной, если они могут проявить инициативу. Растет чувство собственного достоинства;

* наделение менеджеров ответственностью способствует развитию управленческого таланта. Ценен не только обучающий процесс, но и накопленный на ошибках опыт;

* небольшие подразделения при решении задач имеют преимущества дружного коллектива. Действует принцип: маленькое -- это прекрасно.

* высшее управление, освободившись от бремени ежедневных решений частных вопросов, может сосредоточить свои знания и умение на стратегическом планировании деятельности предприятия в целом.

Недостатки децентрализации управления:

* принятие управляющим подразделения некомпетентных решений в результате того, что благополучие подразделения ставится выше, чем ущерб, причиненный предприятию в целом. Эта ситуация может вызываться:

-- несогласованностью целей всего предприятия и отдельного подразделения или

-- недостатком информации, по которой менеджеры подразделений могут определить влияние своей деятельности на другие хозяйственные единицы предприятия. Такие решения наиболее вероятны на предприятиях с высокой степенью самостоятельности подразделений;

* дублирование функций, в частности конторских служб;

* уменьшение лояльности по отношению к предприятию в целом. Некоторые менеджеры подразделений могут не обращать внимания на другие подразделения предприятия, не отличая их от внешних контрагентов.

В условиях децентрализации задача руководителя формулируется так: определить стратегическое направление, заручиться согласием подчиненных, дать им деньги и полномочия и оставить в покое. Хозрасчет по-американски затрагивает проблемы внутрикорпорационного «рыночного духа», внутрифирменного маркетинга, активизации роли каждого работника в управлении. Таким образом, децентрализация -- это прежде всего характеристика отношений между руководителями различного уровня в системе управления предприятия. Децентрализация--это не отрицание управления, а его новое качество, позволяющее в конечном итоге максимизировать совокупные доходы предприятия. Децентрализация управления воздействует на организационную структуру предприятия, а именно: способствует более четкому, формализованному определению всех уровней управления и всех подразделений". Карпова, Т. П. Управленческий учет: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 350 с. С. 214

4. Центры ответственности и места возникновения затрат как объекты возникновения затрат как объекты управленческого учета. Формирование центров затрат, ответственности. Классификация центров затрат и центров ответственности

«К организации управленческого учёта непосредственное отношение имеет организационная структура предприятия, объем и специфика выполняемых работ подразделениями. Построение моделей организации управленческого учёта зависит от множества факторов и поэтому их выбор индивидуален для каждого предприятия». Ивашкевич, В. Б. Бухгалтерский управленческий учет. — М.: Юристъ, 2006. С. 478

В виде отдельных составляющих частей управленческого учёта на ООО «Моргауши-хлеб» представлены следующие виды деятельности:

— снабженческо-заготовительная;

— производственная;

— финансово-сбытовая;

— организационная.

Все виды деятельности тесно связаны между собой и не могут существовать обособленно в рамках одного предприятия. В то же время затраты имеют свои особенности формирования и конкретно характеризуют процессы, совершаемые в подразделениях. Степень детализации затрат и последовательность их обобщения по предприятию определяется для каждого подразделения.

Основными критериями здесь являются цели управления, система контроля издержек, уровень специализации подразделений и величина их затрат. В практике ООО «Моргауши-Хлеб», наметились следующие подходы к построению аналитического управленческого учёта:

по центрам возникновения затрат;

по центрам ответственности за возникающие затраты;

по центрам рентабельности производства отдельно взятого продукта.

Построение учёта затрат в соответствии с организационной структурой позволяет связать деятельность каждого подразделения с ответственностью конкретных лиц, оценить результаты каждого подразделения и определить их вклад в общие результаты деятельности предприятия.

Центры возникновения затрат — это обособленные структурные подразделения предприятия, в которых имеется возможность организовать нормирование, планирование и учёт издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.

Система учёта предусматривает измерение расходов без измерения выхода продукции. Во многих случаях измерить продукцию либо невозможно, либо не нужно. Например, объем услуг, оказываемых плановыми службами или бухгалтерией.

На промышленных предприятиях центры возникновения затрат представляют собой отдельные объекты аналитического учёта. Порядок обобщения расходов повторяет соподчинённость в организационной структуре управления

Рис. 3. Центры возникновения затрат на ООО «Моргауши-хлеб».

На ООО «Моргауши-хлеб» выбору состава затрат учитывается по местам их возникновения:

При варианте, когда обобщаются все затраты, присущие данному месту их возникновения, более реально в системе контроля за издержками использовать бюджетно-сметный метод и метод выявления отклонений от норм с определением причин и виновников отклонений.

Система учёта, в которой предусматривается составление отчетов по данным сравнения сметных (стандартных) показателей с фактическими, называется учётом по центрам ответственности. А каждое подразделение, возглавляемое конкретным менеджером, называется, центром ответственности.

Центр ответственности -- это такая группировка затрат, которая позволяет совместить в одном учётном процессе места возникновения затрат: производство, цех, участок, бригаду с ответственностью возглавляющих их менеджеров.

Центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятием и как любая система имеет вход и выход. Вход: сырье, материалы, полуфабрикаты, часы труда и разных типов услуг. Центр ответственности выполняет заданную ему работу с этими ресурсами. На выходе центра ответственности -- продукция (продукты или услуги), которая идет в другой центр ответственности или реализуется на сторону. Таким образом, деятельность каждого центра ответственности может быть оценена с точки зрения эффективности.

Эффективная деятельность — производство заданного объема продукции при минимальном использовании производственных ресурсов, либо максимальное производство объема продукции при заданном размере производственных ресурсов. В центре ответственности действует принцип «затраты -> объем переработки сырья -> прибыль».

По отношению к процессу производства центры ответственности подразделяют на: основные и функциональные; по отношению к внутреннему хозяйственному механизму: хозрасчетные и аналитические.

Основные центры ответственности организуют контроль по месту возникновения затрат; функциональные -- обеспечивают контроль над затратами, возникшими во многих местах, но под воздействием одного центра ответственности.

Хозрасчетные центры ответственности обычно совпадают с местами возникновения затрат, им присущ контроль в момент возникновения затрат; аналитические не связаны системой внутренних хозрасчетных отношений, они строят системы контроля за отдельными затратами.

Цель учёта по центрам ответственности состоит в обобщении данных о затратах и доходах по каждому центру ответственности с тем, чтобы отклонения от заданного этому центру можно было отнести на конкретное лицо. Система, которая строится на составлении отчетов об исполнении смет, где сравниваются фактические и сметные данные, называется учётом по центрам ответственности.

Организация учёта, планирования и контроля по местам возникновения затрат и центрам ответственности показывает, что для оценки результатов деятельности каждого подразделения необходимо определять величину прибыли, получаемую каждым конкретным центром ответственности. Это особенно важно при внутрихозяйственных, хозрасчетных отношениях.

Центр рентабельности -- разновидность центров ответственности, в которых доход есть денежное выражение выпущенной продукции; расход -- денежное выражение использованных ресурсов, а прибыль -- разница между доходом и расходом.

Центр рентабельности -- это экономика предприятия в миниатюре. Использование модели управления по центрам рентабельности позволяет на больших предприятиях децентрализовать ответственность за прибыль.

Формирование центров рентабельности не всегда эффективно. Если выпускается однородная продукция (уголь, цемент и т. п.), которая измеряется в натуральных показателях, то нет необходимости измерять объем производства в стоимостных показателях. Достаточно определить собственные затраты каждого подразделения и соотнести их на тонну продукта, выпущенного предприятием. Нецелесообразно формировать центры рентабельности о случаях, когда центры ответственности оказывают услуги другим центрам (например, услуги отдела внутреннего аудита оказываются без указания цены услуг), а также в случаях при установлении трансфертных цен, когда возникают разногласия среди управленцев разных центров и вызывают интерес к краткосрочным результатам, принося вред предприятию в целом при решении долгосрочных перспектив развития.

Исходя из общих условий организации управленческого учёта, формирование центров рентабельности требует наличия полномочий центров по решению вопросов выпуска продукции или соотнесения выпуска продукции и затрат на её производство. Полуфабрикат подразделения может быть использован внутри предприятия или реализован на сторону; применения полуфабрикатного варианта сводного учёта затрат; на производство с хорошо организованным учётом затрат по местам их возникновения и достаточно объективной системой внутренних. хозрасчетных отношений.

Основными предпосылками формирования и организации учёта по центрам затрат, ответственности и рентабельности являются четкое разграничение затрат на зависящие от функций того или иного центра, на постоянные и переменные, на прямые — как наиболее просто контролирующие прибыль отдельного продукта; калькуляция себестоимости с полным распределением затрат на уровне предприятия как метод выявления отношения к себестоимости материального и живого труда; выделение в учёте трех элементов издержек материальных, трудовых и накладных; планирование прибыли и контроль за расходами.

Рис. 4. Проект мест возникновения затрат на ООО «Моргауши-хлеб»

Производственные места возникновения затрат складываются из многих мест потребления ресурсов различного технологического уровня. Основные -- изготавливают продукцию, выполняют работы, оказывают услуги на сторону. Вспомогательные -- обслуживают внутренние технологические процессы. В основных центрах ответственности затраты учитывают в разрезе объектов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг, в обслуживающих -- в поэлементном разрезе издержек

Условные места возникновения затрат заняты изготовлением продукции из отходов.

5. Трансфертное ценообразование как инструмент оценки деятельности центров ответственности

В условиях рыночных отношений, когда отдельным структурным подразделениям предоставлена определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность, часто возникает необходимость определить цену продукта или услуги, по которой один центр ответственности передает свою продукцию другому центру ответственности. Процесс установления внутренних расчетных цен между центрами ответственности одного и того же предприятия называется трансфертным ценообразованием.

Трансфертное ценообразование предполагает четкое фиксирование факта приемки-передачи между центрами ответственности изделия (услуги). На основании таких цен становится возможной объективная оценка функционирования каждого центра ответственности организации. Трансфертное ценообразование является оптимальным, если оно обеспечивает максимально возможный маржинальный доход. При этом должны соблюдаться условия:

1) цели менеджеров различных уровней управления и организации в целом совпадают;

2) руководителям центров ответственности предоставляется необходимая финансовая и хозяйственная самостоятельность;

Трансфертная цена может формироваться на основе:

рыночных цен -- в этом случае цены не зависят от взаимоотношений и квалификации менеджеров центров ответственности, но использование рыночных цен возможно при наличии развитого рынка продукции и услуг, при этом необходимы дополнительные затраты на сбыт и обработку информации об уровнях рыночных цен на конкретных рынках сбыта;

себестоимости (нормативной, переменной или полной фактической) по принципу «себестоимость плюс», т. е. в трансфертную цену закладывается помимо выбранного показателя себестоимости фиксированный в виде процента размер прибыли;

договорных цен, сформированных под воздействием рыночной конъюнктуры и затрат на производство продукции (оказание услуг), -- в этом случае трансфертная цена рассчитывается как сумма удельной переменной себестоимости и удельного маржинального дохода, утраченного продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж.

Под трансфертным ценообразованием понимают процесс установления трансфертной цены, которая всегда привязана к конкретному товару (услуге) и субъекту, который этот товар (услугу) продает/покупает. Практически в любой организации существует обмен полуфабрикатами (услугами) между отдельными подразделениями. Трансфертное ценообразование как система представляет собой совокупность элементов (центров ответственности) и связей между ними (трансфертная цена).

Система трансфертного ценообразования должна мотивировать менеджеров подразделений к принятию эффективных решений и предоставлять информацию для их обоснованности. Это возможно тогда и только тогда, когда менеджеры, стремясь увеличить прибыль своего подразделения, также увеличивают и прибыль всей компании.

Решения о величине трансфертных цен должны отражаться на прибыльности подразделений и представлять собой обоснованный критерий измерения деятельности подразделения, ибо при передаче товаров или оказании услуг доходы одного подразделения превращаются в расходы другого.

Система трансфертного ценообразования не должна нарушать автономию подразделений. Недопустимо наделять менеджеров дополнительной ответственностью и в то же время централизованно назначать внутренние цены.

Управление фирмой эффективно только тогда, когда между центрами ответственности существуют контрактные отношения. Можно выделить контрактные отношения между руководителями и подразделениями, контрактные отношения между самими подразделениями (например, если они оказывают друг другу услуги или покупают друг у друга продукты), а также между подразделениями и общими службами. Общие службы могут также оказывать друг другу услуги, например, иметь общую платежную ведомость. Головной офис компании не может устанавливать контрактные отношения с другими отделами. Единственная его задача — давать рекомендации Совету директоров и осуществлять контроль от его имени.

6. Сбалансированная система показателей и ее роль в определении показателей внутренней отчетности. Содержание внутренней отчетности. Содержание внутренней отчетности в организациях потребкооперации, ее роль в контроле за деятельностью подразделений

Сбалансированная Система Показателей (ССП — система bcs) (Balanced Scorecard, BSC) — наиболее популярная, признанная в мире концепция управления реализацией стратегии, разработанная профессорами Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом (США).

Сбалансированная Система Показателей (ССП) обеспечивает целенаправленный мониторинг деятельности предприятия, позволяет прогнозировать и упреждать появление проблем, органично сочетает уровни стратегического и оперативного управления, контролирует наиболее существенные финансовые и нефинансовые показатели деятельности (KPI) предприятия. Степень достижения стратегических целей, эффективность бизнес-процессов и работы всего предприятия в целом, каждого его подразделения и каждого сотрудника определяется значениями так называемых ключевых показателей эффективности (KPI), которые тесно связаны с системой мотивации сотрудников. Показатели с их целевыми и граничными значениями определяются таким образом, чтобы максимально охватить все критические области, влияющие на реализацию стратегии.

Таким образом, Сбалансированная Система Показателей (ССП) — это система измерения эффективности деятельности всего предприятия (система стратегического планирования), основанная на видении и стратегии, которая отражает наиболее важные аспекты бизнеса. Концепция Сбалансированной Системы Показателей (ССП) поддерживает стратегическое планирование, реализацию и дальнейшую корректировку стратегии, путём объединения усилий всех подразделений предприятия.

Основное преимущество Сбалансированной Системы Показателей (ССП) состоит в том, что она пронизывает всю структуру предприятия и инициирует согласованные оперативные действия персонала, направленные на реализацию стратегии. Вся информация, связанная со стратегическими целями, доступна сотрудникам всех уровней. Обработанная и проанализированная информация, согласованная с тактическими и стратегическими аспектами деятельности, становится знанием. Наличие такого корпоративного знания -- главная ценность предприятия, важнейший элемент принятия обоснованных эффективных решений.

Сбалансированная Система Показателей (ССП) помогает руководителям быстро получать ценную обобщенную информацию о деятельности предприятия для улучшения качества процесса принятия решений. Концепция Сбалансированной Системы Показателей помогает представить стратегические цели предприятия на стратегической карте в виде декомпозиции целей. Стратегическая карта (strategy map) — это описание стратегии с помощью причинно-следственных связей на каждом уровне управления предприятия. Такую модель реализации стратегии удобно использовать как для контроля достижения целей, так и для их модификации.

Сбалансированная Система Показателей (ССП) обеспечивает слаженное взаимодействие сотрудников предприятия и снабжает все уровни управления предприятия представлениями о том, каким образом можно улучшить процесс принятия решений и приблизиться к поставленным целям. Успешность реализации стратегии зависит от достижений и инициативы сотрудников, правильного распределения ресурсов и выстраивания обратных связей. Участвуя в определении ключевых показателей и реализации стратегии, сотрудники имеют возможность повысить собственную квалификацию и улучшить эффективность предприятия в целом. За счет вовлечения персонала в процесс реализации стратегических решений предприятие превращается в гибкую структуру, где каждый работник одинаково понимает поставленные цели. Такое предприятие способно быстро реагировать на опасные тенденции и принимать соответствующие управленческие решения.

Сбалансированная Система Показателей (ССП) помогает предприятию в оптимизации собственных бизнес-процессов и выравнивает эти бизнес-процессы со стратегией. Ключевые управленческие процессы такие как, бизнес планирование, прогнозирование, бюджетирование и т. д., увязываются с показателями эффективности предприятия (KPI) и им присваиваются приоритеты. Благодаря Сбалансированной Системе Показателей, предприятие может более оптимально управлять своими бюджетными средствами исходя из стратегии, а не из личных предпочтений отдельно взятых руководителей, что обеспечивает связь между приоритетами и действиями.

Каждому ключевому показателю эффективности (KPI), используемому для измерения степени достижения определенной стратегической цели, должен быть назначен человек, который несет персональную ответственность за достижение этим показателем установленных плановых значений. Сбалансированная Система Показателей позволяет предприятию определить ключевые области своего бизнеса и назначить ответственных людей за эти области.

Выгоды использования Сбалансированной Системы Показателей (ССП):

Сбалансированная Система Показателей (ССП) предоставляет руководству предприятия полную картину бизнеса.

Сбалансированная Система Показателей (ССП) позволяет упредить возникновение критических ситуаций.

Методология Сбалансированной Системы Показателей (ССП) облегчает взаимодействие на всех организационных уровнях и дает понимание всеми участниками стратегии и стратегических целей.

Сбалансированная Система Показателей (ССП) обеспечивает стратегическую обратную связь и обучение.

Сбалансированная Система Показателей (ССП) помогает преобразовать огромный объём данных, получаемых из множества информационных систем предприятия в информацию, доступную для понимания.

Внутренняя управленческая отчетность является наряду с Планом счетов управленческого учета системообразующим элементом, тем основным хребтом, на котором держится вся управленческая структура. Внутренняя отчетность — это совокупность упорядоченных показателей и другой информации. В ней дается интерпретация отклонений от целей, планов и смет, без чего управленческий учет остается формальным скоплением цифровых данных, непригодных для целей внутреннего управления.

Требования к построению и содержанию внутренней отчетности, выработанные наукой и практическим опытом, характеризуют самую суть данного элемента управленческого учета. Причем имеют значение как формальные, так и существенные требования.

Перечислим формальные требования к внутренней отчетности с краткими пояснениями:

целесообразность — информация, обобщаемая во внутренних отчетах, должна отвечать цели, ради которой она была подготовлена;

объективность и точность — внутренние отчеты не должны содержать субъективного мнения и предвзятых оценок, степень погрешности в отчетах не должна мешать принятию обоснованных решений. Оперативность, быстрота представления отчетности не может не влиять на точность информации, но следует стремиться к минимизации данного фактора;

оперативность отчетности заключается в том, что она должна представляться к сроку, когда она является необходимой для принятия решений;

краткость — в отчетности не должно быть излишней, избыточной информации. Чем отчет меньшего объема, тем более оперативно можно осмыслить его содержание и принять нужное решение;

сопоставимость отчетности заключается в возможности использовать отчетную информацию для работы разных центров ответственности. Отчетность должна быть сопоставима также с планами и сметами;

адресность — внутренняя отчетность должна попасть к ответственному руководителю и другим заинтересованным лицам, но при условии соблюдения степени конфиденциальности, установленной в организации;

эффективность — издержки на составление внутренней отчетности должны быть сопоставлены с выгодами от полученной управленческой информации.

Целью внутренней отчетности является обеспечение управленческого персонала всех уровней необходимой управленческой информацией. Требования к содержанию отчетности должны сформулировать руководители центров ответственности и другие лица, относящиеся к управленческому персоналу и заинтересованные во внутренней управленческой информации. Менеджеры должны разъяснить бухгалтерам и другим исполнителям, составляющим внутреннюю отчетность, какая информация, в каком виде и объеме, в какие сроки им необходима.

Для менеджеров имеют значение не только содержание информации, но и способы ее доставки, формы отчетности, грамотно составленные сведения. Внутренняя отчетность должна обеспечить быстрый обзор и оценку фактических результатов, их отклонений от цели, определение существующих недостатков сегодня и на будущее, выбор оптимальных вариантов управленческих решений. Разработать отчетность, позволяющую получить информацию для решения комплекса проблем, весьма не просто. Добиться удовлетворительных результатов можно только совместными усилиями руководителей и бухгалтеров, других специалистов-экономистов, плановиков и т. п.

Специальные требования к внутренней отчетности состоят в следующем:

гибкая, но единообразная структура;

понятность и обозримость информации;

оптимальная частота представления;

пригодность для анализа и оперативного контроля;

непосредственно в отчетных формах должна приводиться первичная аналитическая информация: отклонения от целей, норм и смет доходов, ранжирование отклонений и т. п.

Гибкая, но единообразная структура отчетной информации вытекает из самой сути внутреннего управления и управленческого учета. Информация обратной связи и контроля должна иметь достаточную внутреннюю гибкость, обеспечивающую реагирование на изменяющиеся цели и потребности управляющих центрами ответственности. Вместе с тем необходимо обеспечить информационное единообразие. Система управленческого учета и внутренней отчетности не может находиться в стадии перманентного изменения. Она может меняться только дискретно в связи с существенными изменениями в характере деятельности организации.

Гибкость и единообразие внутренней управленческой информации обеспечивается тем, что на самом первичном уровне регистрации накапливается необходимый объем данных, которые затем могут отбираться и группироваться в требуемом информационном контексте. Если вы не сможете охватывать необходимые данные на этапе их ввода, то впоследствии вам будет трудно получить нужную в каждом случае информацию.

То же относится к группировке издержек. Каждый центр ответственности хочет получать отчеты, содержащие информацию для своих собственных целей. Система информации должна быть разработана так, чтобы существовало определенное единообразие данных для группировки и сравнения. Бухгалтерский учет по определению стремится к единообразию, это знает каждый бухгалтер.

Понятность и обозримость информации сводится к тому, что каждая отчетная форма должна содержать только ту информацию, которая необходима данному конкретному менеджеру. Чрезмерная детализация отчетной информации, ее перегруженность многими малосущественными показателями затрудняет понимание отчетности, ведет к использованию в управлении не той информации, которая позволила бы найти самое верное решение. По закону Паркинсона число цифр, включаемых в отчет, часто превышает пределы возможностей, обеспечиваемых отчетом.

Итак, чрезмерная детализация отчетности — враг понятности, а следовательно, действенности отчетности. Наиболее существенные примеры чрезмерной детализации:

размерность количественных показателей доведена до абсолютной точности. Вместо показателя объема на сумму 10 926 462 руб. 18 коп. следует записать 10 926 тыс. руб., или даже 10,9 млн руб., что намного обозримее детальной цифры, величина которой воспринимается с трудом;

отклонения отражаются буквально по всем статьям. Отклонение в 100 руб. приводится рядом с отклонением в 100 тыс. руб., в результате их можно понять как равновеликие. Мелкие отклонения распыляют внимание управляющего, ограничивают понимание информации;

статьи отчета детализируются по функциям «объем продаж», «издержки на продажи» без связи с видами продукции, секторами рынка и т. п. В данной ситуации имеем детализацию «наоборот»;

множество посторонних показателей, которые не контролируются данным центром ответственности.

Оптимальная частота представления отчетности является производной от назначения информации и возможностей принятия решений, т. е. от факторов, определяющих использование отчетов в управлении. Одни отчеты нужны чаще, другие реже. Периодичность представления внутренней отчетности колеблется в значительных пределах.

Внутренние отчеты могут быть ежегодными, ежеквартальными, ежемесячными, еженедельными, ежедневными или представляться по мере возникновения отклонений. Нет необходимости увеличивать частоту представления отчетов, если невозможно принять решение на основе такого отчета. Если премирование персонала производится поквартально, то нет смысла в ежемесячной информации выполнения условий премирования. Агрегирование информации и частота ее представления коррелируют между собой. На низовых уровнях управления необходимы более частые и более детальные отчеты. С переходом на более высокие уровни отчетность представляется все реже и содержит более укрупненные агрегированные показатели.

Не следует думать, что все отчеты нужны на третий день по окончании месяца. Все зависит от необходимости принимать оперативные решения, от потребности в дополнительных сведениях и пояснениях.

На основе внутренней отчетности принимаются решения на всех уровнях управления организацией. Важным элементом в принятии решений является время, которое проходит от получения отчета до выработки решения и претворения его в управляющие действия. Существенное значение при этом имеют доступная форма внутреннего отчета, расположение и подача соответствующей информации. Не может быть стандартного набора внутренней отчетности с едиными формами и информационной структурой. Внутренняя отчетность индивидуальна. Она отрицает шаблонный подход. Можно выделить классификационные признаки, характеризующие общие подходы к характеристике форм отчетности.

«По содержанию информации внутренние отчеты подразделяются на комплексные, тематические (по ключевым показателям), аналитические.

Комплексные итоговые отчеты представляются обычно за месяц или за иной отчетный период (квартал, полугодие и т. п.) и содержат информацию о выполнении планов и использовании ресурсов за данный период; представляются регулярно и отражают доходы и расходы по центрам ответственности, исполнение сметы издержек, рентабельность, движение денежных средств и иные показатели для общей оценки и контроля.

Тематические отчеты по ключевым показателям представляются по мере возникновения отклонений по наиболее важным для успешного функционирования показателям, таким, как объем продаж, потери от брака, недопоставки по заказам, график производства продукции и другим, не входящим в оценочные, плановым показателям, подконтрольным центру ответственности.

Аналитические отчеты подготавливаются только по запросам руководителей и содержат информацию, раскрывающую причины и следствия результатов по отдельным аспектам деятельности. Например, причины, влияющие на перерасход ресурсов, уровень продаж по секторам рынка, всесторонняя оценка причин изменения рентабельности, анализ рынка и использования производственной мощности, факторы риска деятельности в определенных направлениях и т. п.

Рис. 5. Классификация внутренней отчетности

По уровням управления различают оперативные отчеты, текущие и сводные отчеты. Оперативные отчеты представляются на низовом уровне управления в центрах ответственности. Они содержат подробную информацию для принятия текущих решений. Составляются еженедельно и ежемесячно.

Текущие отчеты содержат агрегированную информацию для среднего уровня управления в центрах прибыли, центрах инвестиций, составляются с периодичностью от ежемесячного до ежеквартального.

Сводные отчеты представляются для высшего управленческого персонала организации, по которым принимаются стратегические решения и осуществляются общий контроль деятельности и контроль управленческого персонала на среднем, иногда — на нижнем уровне. Периодичность колеблется от ежемесячных до ежегодных отчетов.

Оперативная информация, предназначенная для низовых центров ответственности, не должна в неизменном виде представляться на высший уровень управления. Нижний уровень — это оперативные решения по согласованию и выполнению производственных планов, использованию ресурсов подразделения. Данная информация должна обобщаться, агрегироваться в более общие показатели для представления на средний уровень управления. На высшем уровне требуется еще большая степень обобщения информации.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой