Управленческий учет и его значение в современных условиях

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Экономические науки


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Содержание

  • Введение
  • 1. Значение и сущность управленческого учета
  • 1.1 Понятие управленческого учета
  • 1.2 Управленческий учет и его место в информационной системе организации
  • 1.3 Организация управленческого учета
  • 2. Значение управленческого учета в деятельности предприятия ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева»
  • 2.1 Характеристика предприятия ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева»
  • 2.2 Элементы управленческого учета, применяемые на предприятии ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева»
  • 2.3 Роль информации управленческого учета в деятельности предприятия ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева»
  • 3. Предложения по постановке управленческого учета в ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И. И. Кацева»
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

В начале XX в. в США начал появляться управленческий учет как управление издержками, и до конца 30-х гг. эта система в основном и была направлена на управление издержками. В бывшем СССР данное направление внутрифирменного управления воплотилось во внутризаводский хозяйственный расчет. После кризиса в 1929 — 1932 гг. система управленческого учета в Америке начала приобретать несколько иной вид. Это было управление издержками, направленное на управление всей внутренней структурой предприятия.

Впервые управленческий учет был официально признан в 1972 г. американской ассоциацией бухгалтеров, разработавшей программу подготовки специалистов по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтера-аналитика.

В настоящее время управленческий учет применяется во многих крупных и средних фирмах во всех видах бизнеса — в промышленности, торговле, в сферах образования, медицины и др.

В экономически развитых странах на постановку и ведение управленческого учета затрачивается до 90% рабочего времени и других ресурсов в общих затратах на постановку и ведение бухгалтерского учета.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях ведение управленческого учета является одним из важнейших условий, позволяющих руководству предприятия принимать правильные управленческие решения, что в результате дает возможность получить максимальную прибыль.

Объектом исследования является ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И. И. Кацева».

Предметом изучения является управленческий учет ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И. И. Кацева».

управленческий учет информационная система

Цель данной курсовой работы — рассмотреть значение и сущность управленческого учета. Исходя из цели можно выделить следующие задачи:

рассмотреть понятие и сущность управленческого учета;

рассмотреть какое место занимает управленческий учет в информационной системе предприятия;

рассмотреть организацию управленческого учета;

изучить значение управленческого учета в деятельности предприятия ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И. И. Кацева»;

Период исследования — 2011 г.

При выполнении данной курсовой работы использовалась теоретическая и методическая литература по бухгалтерскому (управленческому) учету, нормативно-правовые акты РФ. Кроме того, были использованы данные бухгалтерского и управленческого учета и отчетности исследуемого предприятия.

1. Значение и сущность управленческого учета

1.1 Понятие управленческого учета

По словам М. А. Бахрушиной, «современный управленческий учет можно определить как вид деятельности в рамках одной организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации» [3, c. 11].

Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.

Управленческий учет представляет собой одновременно систему и область исследований. Он является важным элементом системы управления предприятием. Бухгалтерский управленческий учет — связующее звено между учетным процессом и управлением предприятием.

Изучение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод о том, что он служит для:

1) предоставления необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу;

2) исчисления фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов и смет;

3) определения финансовых результатов по реализованным изделиям или их группам, новым технологическим решениям, центрам ответственности и другим позициям [5, c. 34].

Следует отметить, что в отечественной практике понятие управленческого учета используется мало. Многие его элементы входят в сложившуюся в России систему бухгалтерского учета (учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции); оперативный учет; экономический анализ (анализ себестоимости продукции, обоснование принимаемых решений, оценка выполнения плановых заданий и др.).

1.2 Управленческий учет и его место в информационной системе организации

Традиционно на всех этапах деятельности предприятия к бухгалтерской информации предъявлялись такие требования, как объективность, достоверность, своевременность и точность. Однако на современном этапе совершенствования управления, становления рыночной экономики предъявление только этих требований оказывается недостаточно. В современных условиях предоставляемая информация должна быть высокого качества и эффективной, удовлетворять потребностям как внешних, так и внутренних пользователей информации. Это означает, что бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальному числу её пользователей на разных уровнях управленческой иерархии. Предоставляемая информация должна быть необходимой, существенной и целесообразной, исключающей лишние показатели.

Очевидно, что для удовлетворения выше названных требований необходимо разделить всю систему бухгалтерского учета на две подсистемы: финансовую и управленческую.

Финансовый учёт охватывает информацию, которая используется не только для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам, т. е. сторонним пользователям. Управленческий же учет предназначается для решения внутренних задач управления предприятием и является его «ноу — хау».

В составе управленческого учёта информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается с целью наиболее чёткого и достоверного отражения результата деятельности структурных подразделений и определения доли участия в получении прибыли предприятия, эффективность производственной деятельности представлена в учёте как процесс сопоставления фактических и стандартных затрат и результатов от произведённых расходов [11, c. 45].

В современных условиях управленческий учет через свои функции выступает в качестве основного информационного фундамента управления внутренней деятельностью предприятия, его стратегией и тактикой. Основное его назначение — это производство информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.

Система управленческого учета позволяет обобщать, обрабатывать и анализировать информацию, поступающую от основных структурных блоков системы управления компанией (общего управления, администрирования, финансового управления, управления кадрами, производства, маркетинга, информационных технологий).

Система управленческого учета — неотъемлемая составляющая управления компанией, прежде всего стратегического управления, поскольку все управленческие решения, принимаемые в компании на основе оперативных данных управленческого учета и анализа, имеют долгосрочные последствия и напрямую или опосредованно направлены на реализацию стратегии компании [13, c. 62].

Оптимальная система управленческого учета, позволяющая менеджменту оперативно получать необходимую учетную и аналитическую информацию в релевантной форме, является стратегическим ресурсом компании и обеспечивает компанию преимуществом посредством:

1) управления издержками (управление затратами — одна из ключевых стратегических целей компании; минимизация издержек и повышение степени их прозрачности на основе данных управленческого учета и анализа — серьезное преимущество перед конкурентами и ответ на потребность внешней среды);

2) внедрения новейших технологий и инструментария (информация, полученная на основе управленческого учета, — внутренний продукт компании, сформированный в зависимости от её специфики.) [17, c. 201];

3) формирования информации для выполнения основных управленческих функций (система управленческого учета нацелена на формирование информации в форме, необходимой для выполнения основных управленческих функций и задач, а именно: для формирования внутренней отчетности и ее анализа; управления финансами4 управления издержками; стратегического планирования; корпоративного инвестирования; бюджетирования) [17, c. 205].

Таким образом, компания как экономическая система зависит от собственной системы управленческого учета и анализа, обеспечивающей ее необходимой информацией. Специфика формирования учетной информации обусловлена характеристиками и особенностями внутренней среды организации.

1.3 Организация управленческого учета

Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью [9, c. 119].

Ответственность за организацию управленческого учета в организациях несут руководители организаций. В зависимости от объема учетной работы они могут:

· учредить службу управленческого учета как структурное подразделение, возглавляемое соответствующим руководителем;

· ввести в штат бухгалтерии должности специалистов по управленческому учету (бухгалтеров-аналитиков).

Для обеспечения рациональной организации управленческого учета большое значение имеет разработка плана его организации.

План организации управленческого учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план счетов и их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников, занимающихся управленческим учетом.

При составлении плана документации и документооборота используют соответствующие разделы плана организации финансового учета, дополняя их первичными документами, используемыми только в управленческом учете [4, c. 51].

При разработке плана счетов для управленческого учета необходимо иметь в виду, что действующий в настоящее время План счетов бухгалтерского учета позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета. При этом допускается использование однокруговой (монистической) и двухкруговой (дуалистической) систем учета производственных затрат.

Однокруговая система учета затрат может осуществляться без использования и с использованием системы счетов управленческого учета.

При первом варианте для целей управления информация финансового учета группируется в специальных регистрах, которые могут дополняться расчетными и другими данными. [8, c. 249]

При втором варианте для обеспечения взаимосвязи между финансовым и управленческим учетом следует использовать для учета расходов по элементам затрат счета 30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты». Учтенные на этих счетах расходы по окончании месяца списывают на счет 37 «Отражение общих затрат», а со счета 37 — в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу». Одно-круговую систему учета затрат целесообразно применять в некрупных и средних организациях, поскольку она основана на использовании одинаковых оценок в финансовом и управленческом учете и вследствие этого ограничены возможности контроля затрат. [12, c. 77]

Двухкруговую систему учета затрат целесообразно использовать в крупных организациях. При данной системе финансовый и управленческий учет имеют самостоятельные планы счетов. Возможно также выделение для управленческого учета обособленных счетов.

Для согласования данных финансового и управленческого учета используют переходные и зеркальные счета. Переходные счета обеспечивают перенос информации из финансового учета — в управленческий и из управленческого учета в финансовый, а зеркальные счета — численное согласование данных финансового и управленческого учета и выявление возможных расхождений.

Планы отчетности и технического оформления составляют на основе этих планов в финансовом учете. В них добавляют формы отчетов и средства регистрации информации, используемые в управленческом учете.

В плане организации труда работников службы управленческого учета определяются структура аппарата данной службы, ее штат, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ.

В средних и крупных организациях в состав службы управленческого учета можно включить следующие группы (отделы, бюро, секторы): планирования, материальная, учета затрат труда и его оплаты, производственно-калькуляционная, учета продажи продукции, аналитическая.

Группа планирования составляет главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации, бюджеты структурных подразделений организации и другие частные бюджеты (бюджеты продаж, закупок, производственный и т. п.), операционный бюджет, который детализирует посредством частных бюджетов статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков, финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый период, специальные бюджеты для отдельных видов деятельности или программ (социального развития, научно-исследовательских работ и т. п.). [8, c. 166]

Материальная группа выполняет следующие функции:

· осуществляет выбор поставщиков материальных ресурсов, контроль за их поступлением, хранением и использованием;

· разрабатывает нормы расхода сырья и материалов на осуществление производственной деятельности, нормы наличия сырья и материалов на складах;

· принимает участие в выборе и разработке форм первичных документов и учетных регистров для учета поступления, наличия и отпуска всех видов сырья и материалов;

· разрабатывает формы отчетов о расходе сырья и материалов;

· осуществляет выбор цен для оприходования и расхода сырья и материалов.

Группа учета затрат труда и его оплаты занимается нормированием труда, определяет расценки для оплаты труда, ведет учёт затрат труда по установленным объектам учета, контролирует использование фонда заработной платы, принимает участие в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.

Производственно-калькуляционная группа определяет перечень центров затрат и центров ответственности, устанавливает статьи затрат по каждому центру затрат, разрабатывает формы учетных регистров и отчетов по затратам и выпуску продукции, осуществляет калькулирование себестоимости продукции по центрам затрат и организации в целом и контроль за эффективным использованием производственных ресурсов. [18, c. 57]

Группа учета продажи продукции определяет порядок учета выпуска и продажи продукции, состав покупателей, исчисляет фактические затраты по продаже продукции, себестоимость проданной продукции по ее видам, зонам продажи, разрабатывает формы отчетов по продаже продукции, выявляет прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации в целом.

Аналитическая группа анализирует эффективность деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации в целом, выявляет резервы повышения эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации и организации в целом, принимает участие в разработке бюджетов организации (совместно с группой планирования). [18, 61]

Таким образом, все выше перечисленные группы предоставляют достоверную информацию в достаточно короткие сроки руководителям организации для дальнейшего принятия эффективных управленческих решений.

2. Значение управленческого учета в деятельности предприятия ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева»

2.1 Характеристика предприятия ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева»

Открытое акционерное общество «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева», именуемое в дальнейшем «Общество», является правопреемником государственного предприятия «Южно-Сахалинский хлебокомбинат», преобразованного в акционерное общество открытого типа «Южно-Сахалинский хлебокомбинат» в соответствии с Указом президента РФ от 01. 07. 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества».

Общество зарегистрировано администрацией г. Южно-Сахалинска от 28. 04. 1995 г. № 232, в дальнейшем переименовано в открытое акционерное общество «Южно-Сахалинский хлебокомбинат» (изменения зарегистрированы администрацией г. Южно-Сахалинска 29. 07. 1996 г. № 632), далее переименовано в открытое акционерноее общество «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева» (изменения зарегистрированы администрацией г. Южно-Сахалинска 07. 04. 1998 г. № 1322) и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной ИМНС России № 1 по Сахалинской области 17. 09. 2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1 026 500 523 840.

Общество руководствуется в своей деятельности Гражданским Кодексом Р Ф, Федеральным законом от 26декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и настоящим Уставом.

Фирменное наименование Общества на русском языке: полное — Открытое акционерное общество «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева», сокращенное — ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева».

Количество акционеров Общества не ограничено.

Место нахождения Общества: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Хлебная, 6. По данному адресу располагается единоличный исполнительный орган — генеральный директор.

Основное производство представляют два структурных подразделения, которые территориально обособленны и занимаются производством следующих видов продукции:

Хлебозавод № 1 — хлеб, тесто;

Хлебозавод № 2 — булочки, кондитерские изделия, тесто;

Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Основными видами деятельности являются:

производство хлеба и мучных кондитерских изделий;

реализация продукции собственного производства и других товаров;

организация торговли (оптовой, розничной, коммерческой, аукционной, комиссионной), создание сети торговых учреждений и их эксплуатация;

сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества.

Общество самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.

Реализация продукции, выполнение работ, услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым Обществом самостоятельно.

Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 1 560 400 руб. Все акции, размещенные Обществом, являются именными. Общее количество акций: 15 604 штук номинальной стоимостью 100 рублей каждая.

Общество имеет право выпустить дополнительно к размещенным акциям 25 000 штук объявленных акций номинальной стоимостью 100 рублей каждая на общую сумму 390 100 000рублей. (Приложение 1)

Организация ведет автоматизированный бухгалтерский учет с использованием программы «1С-Бухгалтерия», версия 7.7 Программа предназначена для ведения бухгалтерского учета, печати первичных документов, расчета итоговых показателей, формирования отчетов для налоговых органов. С точки зрения бухгалтеров, данная программа была выбрана потому, что она чрезвычайно удобна, проста в освоении и универсальна.

В таблице 2.1 приведены основные показатели деятельности организации за 2010, 2011 г. (Приложение 9)

Таблица 2.1. Показатели деятельности ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева»

Наименование показателя

За январь — декабрь 2011 г.

За январь — декабрь 2010 г.

Отклонение в 2011 г. по отношению к 2010 г.

Абсол. (+/-)

Относит. (%)

Выручка тыс. руб.

552 407

534 762

+17 645

+3,0

Себестоимость продаж, тыс. руб.

366 449

367 019

-570

-0,2

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

20 809

(4 152)

+24 961

+601,2

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

11 146

(8 097)

+19 243

+237,7

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

8 664

(6 631)

+15 295

+230,7

Производительность труда, тыс. руб.

97,944

87, 208

+11

+112,3

Среднесписочная численность персонала, чел.

470

511

-41

-8,1

Среднемесячная заработная плата, руб.

32 852

33 110

-258

-0,8

Из выше приведенных показателей следует, что за последний год организация получила прибыль от продаж в размере 20 809 тыс. руб., что равняется 3,8% от выручки. В прошлом периоде, напротив, был получен убыток в размере 4 152 тыс. руб.

По сравнению с прошлым периодом в текущем наблюдался рост выручки от продаж на 17 645 тыс. руб. при одновременном уменьшении на 7 316 тыс. руб. расходов по обычным видам деятельности.

Наблюдается снижение численности работников предприятия на 41 человек, что тем не менее, не повлияло на производительность труда, которая увеличилась на 12,31%.

2.2 Элементы управленческого учета, применяемые на предприятии ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева»

На ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева» управленческого учета, как целостной системы, не существует, а его отдельные функции на предприятии выполняет производственный учет.

Так на предприятии рассчитывается себестоимость по каждому наименованию единицы продукции, а на хлебокомбинате их более тысячи наименований, кроме этого, составляются калькуляции по определённым цехам и в общем по производству продукции (хлебобулочный и кондитерский цех) (Приложение 6). На важнейшие виды продукции, такие как хлеб, составляются развернутые плановые калькуляции, в которых расшифровываются затраты на сырье, материалы, электроэнергию, топливо, оплату труда, страховые взносы и т. д. Это очень трудоёмкая, но и необходимая работа, которую выполняет экономист. Он составляет плановую калькуляцию на месяц (Приложение 5), либо на квартал придерживаясь следующих этапов:

1. Экономист определяет приблизительный размер портфеля заказов на следующий год.

2. С учетом объемов подсчитываются возможные затраты на производство и сбыт продукции. Производится расчет себестоимости по технико-экономическим факторам. При этом выделяются следующие группы факторов:

повышение технического уровня производства;

улучшение организации производства и труда;

изменение объема и структуры производимой продукции;

отраслевые особенности.

3. Рассчитывается итоговая производственная себестоимость и заносится в калькуляцию.

4. Рассчитывается полная себестоимость и также заносится в калькуляцию.

5. С учетом процента рентабельности рассчитывается стоимость товарной продукции.

6. Указываются свободно-отпускные цены с учетом НДС и без него.

7. Указывается оптовая цена за 1 кг.

8. В конце запланированного отчетного периода сравниваются плановые показатели и фактические.

9. Выясняются причины отклонений и выносятся оптимальные управленческие решения.

На ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева» применяется попередельный метод учета затрат и калькулирование себестоимости продукции, т.к. попередельный метод учета применяется на предприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукцией (хлебобулочные изделия), при которой преобладают термические производственные процессы с превращением сырья в готовую продукцию в условиях непрерывного и, как правило, краткого технологического процесса или ряда последовательных производственных процессов, каждый из которых или группа которых составляют отдельные самостоятельные переделы (фазы, стадии) производства. В качестве объекта учета и калькулирования могут быть приняты как отдельные виды, так и группы продукции, объединенные по признаку однородности сырья и материалов, выработки на одном и том же оборудовании, сложности производства и обработки, однородности назначения и т. д. При этом расходы могут учитываться по цеху (переделу, фазе, стадии) в целом.

При этом хлебокомбинат имени И. И. Кацева применяет комбинированный способ расчета единицы продукции:

1. Способ пропорционального распределения затрат — его применение обусловлено одновременным выпуском нескольких видов продукции. Затраты распределяют пропорционально выпущенной продукции.

2. Способ прямого расчета при позаказном методе — с единичным характером производства, учет затрат ведется по отдельным производственным заказам (производство тортов на заказ).

Таким образом, на предприятии управленческий учет, как единая система, не осуществляется, но элементы и предпосылки его возникновения уже существуют и успешно применяются, позволяя организации выживать при жесткой конкуренции и сохранять финансовую устойчивость.

2.3 Роль информации управленческого учета в деятельности предприятия ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева»

Современный управленческий учет обеспечивает руководителей информацией, необходимой для принятия управленческих решений. В том или ином виде он охватывает практически все грани деятельности организации.

На ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева» управленческого учета, как целостной системы, не существует. Но существует производственный учет (или процесс учета затрат). В процессе учета затрат происходит сбор, измерение и группировка финансовой и нефинансовой информации, касающейся затрат на приобретение и использование ресурсов в организации. По сути, учет затрат является составной частью финансового и управленческого учета в той его части, которая касается сбора и анализа данных о затратах организации.

Как говорилось выше, предпоследним этапом работы экономиста является сравнение плановых и фактических показателей в конце отчетного периода, после чего становятся видны отклонения. Если отклонение весьма значительное, то проводится экономический анализ. Результаты анализа выносятся на обсуждение с генеральным директором и главным бухгалтером.

Так в себестоимости фактически выпущенной продукции приведены плановые затраты по всему хлебокомбинату, по которым можно судить об отклонении (Приложение 6).

Таблица 2. 2

Себестоимость фактически выпущенной продукции за сентябрь 2012 г., тыс. руб.

Статьи затрат

План

Факт

Отклонения

Основное сырье

5224,60

5893,39

+668,79

Вспомогательное сырье

6334, 20

6366,72

+32,52

Топливо

516,40

1093,38

+576,98

Электроэнергия

364,50

671,54

+307,04

Зарплата основная

5148, 20

4101,32

-1046,88

Зарплата дополнительная

0,00

1305,24

+1305,24

Начисления на зарплату

1565,00

1229,66

-335,34

Упаковочные материалы

991,40

1594,496

+603,1

Общепроизводственные

7619,30

7544,22

-75,08

Общехозяйственные

4997,50

4451,38

-546,12

Расходы на продажу

6246,90

4830,95

-1415,95

При сравнении фактических и плановых показателей наблюдается увеличение стоимости основного сырья на 668, 79 тыс. руб., причиной которому послужило повышение транспортных затрат, перерасход по вспомогательному сырью на 32,52 — допускается небольшое отклонение. Далее по топливу наблюдается перерасход на 576,98, что составляет достаточно большое отклонение, которое необходимо вынести на обсуждение с директором и главным бухгалтером, тоже самое касается и электроэнергии, по которой перерасход составил 307,04, и зарплаты дополнительной — 1305,24, упаковочные материалы — 603,1. По всем остальным статьям наблюдается экономия.

На заседании руководства рассматриваются причины значительного отклонения фактических показателей от плановых как в сторону повышения, так в сторону уменьшения, также принимаются решения, которые в будущем отчетном периоде повлияют на величину затрат и снизят себестоимость продукции. По основному сырью наблюдается увеличение стоимости на 668,79 тыс. руб., причиной которому послужило увеличение стоимости всех сортов муки, вследствие увеличения транспортных затрат. Одним из предложенных вариантов руководством была смена поставщика, что в данных рыночных условиях оказалось малоуспешным предложением, так как очень сложно подобрать надежного поставщика с высоким качеством продукции (в данном случае — муки) и своевременными поставками. Таким образом, по причине невозможности снижения затрат на основное сырье необходимо снизить затраты по другим статьям.

Так, например, стоимость топлива превысила норму на 576, 98 тыс. руб., что является значительным отклонением и потребовало от руководства решительных мер, таких как переход с мазута на газ, в дальнейшем — это позволит снизить расход не только топлива, но и электроэнергии и, следовательно, себестоимость продукции.

Исходя из того, что численность работников снизилась, мы видим, что основная зарплата также уменьшилась, пропорционально этому снизились и начисления. При этом производительность труда осталась на прежнем уровне благодаря новому оборудованию.

За счет того, что предприятие в данном отчетном году начало начислять резерв отпусков, наблюдается резкое увеличение размера дополнительной зарплаты, но в дальнейшем это позволит равномерно учитывать расходы на оплату отпусков в течение года и избежать необоснованного завышения себестоимости продукции и искажения финансовых результатов.

Таким образом, информация производственного учета достаточно важна для аппарата управления, так как предоставляет всю необходимую информацию о недостатках в производстве продукции, на основании которой в дальнейшем принимаются эффективные управленческие решения, позволяющие держаться организации на плаву и получать максимально возможную прибыль.

3. Предложения по постановке управленческого учета в ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И. И. Кацева»

Как говорилось выше, на ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева» управленческого учета, как целостной системы, не существует, а его отдельные функции на предприятии выполняет производственный учет.

Руководству хлебокомбината можно посоветовать создать отдел планирования, в который будут входить следующие экономисты: ведущий экономист, экономист по труду. Разделение основных обязанностей, полномочий, относящихся к конкретной должности в организации необходимо для тщательного анализа области и показателей, на которой специализируется экономист, детальной проработке всех затруднительных моментов (одному экономисту не под силу осуществить всю указанную работу).

Таким образом ведущий экономист выполняет следующие должностные обязанности:

выполнять работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства;

подготавливает исходные данные для составления проектов производственной и коммерческой деятельности предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли;

выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции;

ведет учет экономических показателей результатов производственный деятельности предприятия и его подразделений;

выполняет работы по формированию, ведет и хранению базы данных экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных;

выполняет расчет фактической себестоимости на фактически выпущенную продукцию — ежемесячно;

подготавливает по соответствующим формам периодическую отчетность в установленные сроки:

Корректировка отчета П-1 (по данным бухгалтерии);

Отчет 1-натура — годовой;

Отчет 1-оптовые цены — ежемесячно;

Отчет 1-ДАП — ежемесячно;

Отчет 1-МОН — квартальный;

Отчет 1-МОН — годовой;

Отчет о выполнении норм выработки по цехам — ежемесячно;

Обработка производственных отчетов.

Принятый дополнительно на работу экономист должен выполнять следующие должностные обязанности:

расчет среднесписочной численности работающих — ежемесячно;

расчет баланса рабочего времени;

проводить маркетинговые исследования рынка труда по должностям;

анализировать эффективность и оптимизировать систему оплаты и стимулирования труда;

разрабатывать нормативные и регламентирующие документы по вопросам оплаты и стимулирования труда;

разрабатывать методики, алгоритмы, программы и выполнять расчеты по оплате труда.

При этом с ведущего экономиста снимаются некоторые должностные обязанности и переносятся на экономиста по труду, чем распределяют нагрузку на двух работников и способствует большей производительности труда и улучшению качества работы.

Экономист по труду призван оптимизировать затраты на труд: так в хронометраже указаны соотношения выпускаемой продукции к затраченному времени и труду (табл.3. 1), но установленные по старым стандартам и с момента создания данные соотношения не пересматривались.

Таблица 3. 1

Условный хронометраж на ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И.И. Кацева».

Наименование продукции

Объем выпуска продукции, тонн

Затраченное время, ч

Оплата за произведенную продукцию

1

Хлеб «Островной»

70

104

5 365,41

2

Хлеб «Украинский»

70

104

5 009,79

При работе на новом оборудовании предполагается затратить меньше труда и времени на тот же объем работы, что и раньше. Это означает, что и установленная плата за определенное количество сделанной продукции будет меньше (табл. 3. 2)

Таблица 3. 2

Условный хронометраж на ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И.И. Кацева».

Наименование продукции

Объем выпуска продукции, тонн

Затраченное время, ч

Оплата за произведенную продукцию

1

Хлеб «Островной»

70

68

3 508,15

2

Хлеб «Украинский»

70

68

3 275,63

Затраты на оплату труда и социальные взносы тоже уменьшатся, а, следовательно, и себестоимость произведенной продукции (таблица 3.3 и 3. 4)

Таблица 3. 3

Фактическая калькуляция на хлеб «Островной» за 9 месяцев 2012 г. (Приложение 5)

Наименование статьи расходов

Хлеб «Островной»

Хлеб «Островной»

Отклонение, +/-

Количество

165,913

165,913

-

Основное сырье

2 210 687

2 210 687

-

Вспомогательное сырье

37 191

37 191

-

Топливо

311 679

311 679

-

Электроэнергия

66 427

66 427

-

Зарплата основная

475 721

311 048

-164 673

Зарплата дополнит.

151 397

151 397

-

Начисления на зарплату

142 629

93 314

-49 315

Общепроизвод.

2 304 498

2 304 498

-

Общехозяйст.

1 359 737

1 359 737

-

Итого

7 059 966

6 845 978

-213 988

Расходы на продажу

1 475 685

1 475 685

-

Полная себестоимость

8 535 651

8 321 663

-213 988

Товарная продукция

8 096 535

8 096 535

-

Прибыль

-439 116

-225 128

+213 988

Таким образом, на примере таблицы 3.3 видно, что за счёт снижения размера заработной платы на 164 673 руб. и, соответственно, снижения начислений на зарплату на 49 315 руб. снизилась полная себестоимость хлеба на 213 988 руб. За счет этого предприятие сможет уменьшить убыток по данному виду продукции на 213 988 руб.

Такой же расчет проведем и по второму виду хлеба в таблице 3.4.

Таблица 3. 4

Фактическая калькуляция на хлеб «Островной» за 9 месяцев 2012 г. (Приложение 5)

Наименование статьи

Хлеб «Украинский»

Хлеб «Украинский»

Отклонение, +/-

Количество

55,746

55,746

-

Осн. сырье

575 445

575 445

-

Вспом. сырье

11 317

11 317

-

Топливо

104 722

104 722

-

Эл. энергия

22 318

22 318

-

Зарплата осн.

165 131

107 970

-57 161

Продолжение таблицы 3. 4

Зарплата доп.

52 552

52 552

-

Начисления на зарплату

49 509

32 391

-17 118

Общепроизвод.

774 301

774 301

-

Общехозяйст.

456 865

456 865

-

Итого

2 212 160

2 137 881

-74 279

Расходы на продажу

495 823

495 823

-

Полная себестоимость

2 707 983

2 633 704

-74 279

Товарная продукция

1 982 165

1 982 165

-

Прибыль

-725 818

-651 539

+74 279

Как и в таблице 3. 3, наблюдается уменьшение убытка на 74 279 руб., за счёт обоснованного снижения основной зарплаты на 57 161 руб. и снижения начислений на зарплату на 17 118 руб.

Таким образом, при выполнении данных рекомендаций ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И.И. Кацева» сможет не только уменьшить свои убытки по социально-значимым видам продукции, таким как хлеб, но и получить большую прибыль с других своих наименований продукции. Либо сможет снизить цены на свою продукцию, чем привлечь большее число покупателей и увеличить объемы производства, что является немало важной целью в условиях жесткой конкуренции.

Заключение

В настоящее время многие элементы управленческого учета входят в сложившуюся в России систему бухгалтерского учета (учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции).

Но компания как экономическая система все же сильно зависит от собственной системы управленческого учета и анализа, обеспечивающей ее необходимой информацией. Специфика формирования учетной информации обусловлена характеристиками и особенностями внутренней среды организации.

На ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева» управленческого учета, как целостной системы, не существует, а его отдельные функции на предприятии выполняет производственный учет. Информация которого достаточно важна для аппарата управления, так как предоставляет всю необходимую информацию о недостатках в производстве продукции, на основании которой в дальнейшем принимаются эффективные управленческие решения, позволяющие держаться организации на плаву и получать максимально возможную прибыль.

При данных условиях достаточно важным предложением для хлебокомбината — ввести на предприятии программу 1С, конфигурация «Управление производственным предприятием», которая поможет добиться максимальной управляемости компанией, чувствовать изменения рынка и иметь возможность быстро на них реагировать.

Таким образом, программа поможет вовремя предоставлять нужную информацию руководителям и, тем самым, обеспечивать высокое качество управленческих решений.

Список использованной литературы

1. Андросов А. М. Бухгалтерский учет и отчетность в России // - М.: Менатеп — Информ, 2010 г. — 450с.

2. Бакаев В. А. Нормативная база бухгалтерского учета. Сборник. — М: ИНФРА-М, 2009 г. — 375с.

3. Бахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер. — М.: ИКФ Омега-Л; Высш. шк., 2002. — 528 с.

4. Безбородова Т. И. Бухгалтерский (управленческий) учёт: Курс лекций. — Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2010. — 110 с.

5. Булгакова С. В. Бухгалтерский управленческий учёт для бизнес-решений: Учебное пособие. — Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. — 109 с.

6. Бухгалтерский учет: Учебник/ А. С. Бакаев, П. С. Безруких, Н. Д. Врублевский и др. / Под ред.П. С. Безруких. — 4-е изд. перераб. и доп. — М: Бухгалтерский учет, 2009 г. — 533с.

7. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Ю. А. Бабаева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г. — 289с.

8. Вахрушина М. А. «Бухгалтерский управленческий учет». М, 2001. — 341с.

9. Волкова О. И. «Управленческий учет». М, 2006. — 347с.

10. Воронова Е. Ю., Улина Г. В. «Управленческий учет на предприятии». М, 2006. — 297с.

11. Дмитриева Е. Л., Наумова Н. В., Москаленко Н. В. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебное пособие. — Тамбов: Издательство ТГТУ, 2010. — 80 с.

12. Егорова Л. И. Бухгалтерский (управленческий) учет: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. — 121 с.

13. Жарикова Л. А. Управленческий учёт. Учебное пособие. — Тамбов: Изд-вo ТГТУ, 2004. — 136 с.

14. Забродин И. П., Ушакова Н. В. Учёт затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях: Учебное пособие. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 20 с.

15. Захарьин В. Р. Теория бухгалтерского учета. Учебник. // - М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2006. — 304с.

16. Кожинов В. Я. Современный бухгалтерский учет: учебник — М: издательство"Альфа-Прес", 2010. — 768с.

17. Ивашкевич В. Б. «Бухгалтерский управленческий учет». М, 2003. — 408с.

18. Керимов В. Э. «Управленческий учет». М, 2003. — 265с.

19. Козлова Е. П. Бухгалтерский учет. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 464 с. ;

20. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие — М.: Инфра — М., 2010 г. — 717с.

21. Краснова Л. П., Шалашова Н. Т., Ярцева Н. М. Бухгалтерский учет: Учебник. — М.: Юристъ, 2007 г. — 252с.

22. Ламыкин И. А. Бухгалтерский учет — М: Филинъ, 2008 г. — 341с.

23. Палий В. Ф., Палий В. В. Финансовый учет: Учебн. Пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008 г. — 268с.

24. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета и аудита в РФ. Учеб. — М.: Юристъ, 2006. — 255 с.

25. Хахонова Н. Н. Основы бухгалтерского учета и аудита. Серия Учебники Феникса. Ростов н/Д: Феникс, 2007 г. — 480с.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой