Управление денежными потоками компании

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Финансы


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Содержание

Введение

1. Теоретические основы управления денежными потоками компании

1. 1 Понятие управления денежными потоками компании

1.2 Особенности организации финансовых потоков компании

1.3 Направления оптимизации движения финансовых потоков компании

2. Финансовый анализ ТОО «Софт Эл»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ТОО «Софт Эл»

2.2 Анализ движения денежных средств предприятия

3. Мероприятия по улучшению эффективности управления денежными потоками

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Основными результатами структурных преобразований в нефтегазовой, химической и металлургической промышленности стало создание корпораций, контролирующих всю цепочку производства, начиная от разведки и добычи и заканчивая конечной переработкой и сбытом продукции, что определило целесообразность внедрения в практику управления современных методов ведения финансово-хозяйственной деятельности.

В условиях дефицита финансовых средств созданы механизмы централизованного управления финансами дочерних предприятий компании, которые обеспечивают значительное увеличение объема производства, снижение себестоимости выпускаемой продукции, минимизацию налоговых платежей и оптимизацию инвестиционного процесса.

Несмотря на значительный прогресс в направлении создания механизма управления корпоративными финансами, все его элементы функционируют с недостаточно высокой степенью эффективности. Система финансирования добывающих и перерабатывающих дочерних предприятий, существующая в условиях развитой экономики и создающая для компании специфические рамочные условия для интенсивного развития, в условиях современном Казахстане только начинает свое формирование. Общепринятые во всем мире механизмы рынка финансового капитала не играют существенной роли в качестве инструментов масштабного привлечения необходимых финансовых ресурсов, что определяет основную, хотя и, в сравнении с опытом деятельности зарубежных корпораций, несколько специфическую задачу финансового менеджмента казахстанских компаний. Данная задача заключается в стабильном обеспечении финансирования деятельности этих компаний за счет перераспределения собственных финансовых средств.

В этой связи особую актуальность приобретает изучение опыта организации финансового управления крупнейших корпораций с точки зрения организации финансовых потоков как на уровне всей компании, так и на уровне ее секторов производства и структурных подразделений.

С помощью потоковых схем операции компании, связанные с движением материальных и финансовых ресурсов, структурируются на составляющие и поддаются визуальной и числовой интерпретации. Поэтому управление денежными потоками следует рассматривать в качестве базовой технологии управления финансово-хозяйственной деятельностью вертикально-интегрированного холдинга, именно в этой области они наиболее эффективны, поскольку деятельность холдинга сопряжена с образованием большого количества внутренних и внешних финансовых и организационных связей, требующих специфических методов и приемов их контроля и анализа.

Целью курсовой работы является изучение процесса управления денежными потоками компании.

Для достижения цели данной работы решены следующие задачи:

1. раскрыта сущность и классификация финансовых потоков;

2. рассмотрены особенности организации финансовых потоков корпораций;

3. определены основные направления оптимизации финансовых потоков в компании.

Предметом исследования является процесс формирования финансовых потоков в компании.

1. Теоретические основы управления денежными потоками компании

1. 1 Понятие управления денежными потоками компании

Развитие финансового менеджмента на современном этапе предъявляет повышенные требования к применению новых технологий в управлении экономическими процессами, особенно их динамикой в заданном направлении. В соответствии с этим особую актуальность приобретает развитие концепции финансовых потоков как одной из базовых в рамках финансового менеджмента, характеризующей процесс управления финансовыми оборотами предприятия.

Потоковый подход рассматривается как важный элемент оперативного и стратегического планирования предприятия. Экономия возникает не только в результате налогового планирования, хотя этот фактор в планировании финансовых потоков играет существенную роль, -- основной эффект достигается благодаря оптимизации свободных остатков финансовых средств, минимизации рисков, учету долгосрочных факторов развития компании. [4, c. 171]

В условиях функционирующего предприятия в результате всех видов его хозяйственной деятельности из общего денежного оборота выделяется специфическая форма денежных потоков (финансовый поток), обеспечивающая формирование и использование финансовых ресурсов предприятия.

Финансовый поток представляет собой совокупность движений финансовых ресурсов, сгруппированных по какому-либо признаку, связанных с формированием и использованием капитала, получением результата от его использования -- чистой прибыли и представленных в виде функции во времени.

Финансовый поток в своей простейшей форме есть одноразовое (одноактное) перемещение (трансферт) денежных средств из одной структуры в другую или между различными звеньями одной и той же структуры. Финансовый поток отличается от обычного денежного потока рядом признаков. Обычный денежный поток, в отличие от финансового, есть акт обмена равновеликими эквивалентами, выраженными в товарной (продавец) и денежной (покупатель) формах. Финансовый поток безэквивалентен: исходящая денежная сумма не возмещается ничем. Получатель денежной суммы приобретает ее, а отправитель полностью утрачивает эту сумму.

Таким образом, специфическая природа одноактного финансового потока совсем иная, чем природа обычного эквивалентного денежного потока. Это свойство финансовых потоков означает, что они могут не быть эквивалентными, возмездными. Тем самым простые (одноактные) финансовые потоки по своей экономической природе не возмещают и не компенсируют источников своего возникновения. Так, в простейшем случае обязательство предприятия уплатить аренду за использование государственного имущества не находится в причинной связи с возвратом из бюджета излишне перечисленных сумм налогов.

В более сложной форме отсутствие такой причинно-следственной зависимости проявляется во многих формах взаимосвязей между предприятием и его контрагентами, банковской сферой. Это свойство финансовых потоков находит отражение в существовании целого ряда финансовых категорий и определяет многие стороны финансовых отношений. Выручка от реализации товаров предприятия не имеет, как правило, закрепленного целевого характера по своему назначению. Она в большей своей массе используется на финансирование расходов без предметно-функциональной привязки к характеру расходов.

Схемы организации финансовых потоков в компании определяются спецификой внутрикорпоративных финансовых взаимоотношений между центральной и дочерними компаниями, включающих в себя следующие основные элементы:

— финансово-кредитные взаимоотношения головной и дочерних компаний, включая способы взаимодействия по минимизации налоговых платежей, а также взаимодействия в инвестиционной сфере; [4,c. 15]

— взаимоотношения по производству и реализации готовой продукции;

— отношения между субъектами корпоративной структуры по вопросам осуществления обшей научно-технической политики.

Финансовые потоки компании следует рассматривать как совокупность всех потоков:

— внутри материнской компании;

— по отдельной дочерней компании:

— между дочерними компаниями;

— между дочерними и головной компаниями;

— между корпорацией как единым хозяйствующим субъектом и окружающей средой (государство, контрагенты, финансовая инфраструктура).

Подход к исследованию организации финансовых потоков включает в себя два основных аспекта. Первый аспект строится на базе управления эффективностью движения финансовых ресурсов в дочерних и материнской компаниях на основе анализа финансового состояния каждой структурной единицы. Второй аспект -- управление распределением потоков финансовых средств внутри компании между структурными подразделениями, а именно: распределение консолидированной прибыли и привлеченных средств для финансирования внешних и внутренних проектов компании, построение схем по оптимизации налогообложения.

Основными особенностями, влияющими на перераспределение ресурсов внутри компании, являются:

— внутренние особенности компании (тип, способ образования);

— производственные особенности дочерних компаний;

— организационная структура построения деятельности компании и финансовая взаимосвязь между структурными звеньями;

— организационная структура управления в компании (определение центров ответственности, центров прибыли, центров затрат и т. д.).

1.2 Особенности организации финансовых потоков компании

Специфика движения финансовых потоков в казахстанских компаний корпораций определяется воздействием организационных и административных механизмов регулирования (применение системы внутрикорпоративных цен. Финансово-кредитных схем для осуществления внутренних взаиморасчетов и распределения консолидированной прибыли, организация внутрифирменного кредитования).

Координацией операций, связанных с добычей и переработкой сырья, занимаются специально созданные дочерние структуры. Поскольку сырье и полуфабрикаты реализуются исключительно на внутрикорпоративном рынке, соответственно, входящий финансовый поток по текущей деятельности производственных предприятий жестко регулируется и контролируется материнской компанией посредством использования механизма внутрикорпоративных цен.

Реализуя экономический механизм управления стоимостью продукции, корпорация в состоянии сформировать собственный внутренний рынок, базирующийся на регулируемых затратах, внутрикорпоративных ценах, различных фиксированных платежах и т. д. Такой механизм в условиях отсутствия режима благоприятствования со стороны государства на республиканском и региональном уровнях создает для корпоративной группы ряд преимуществ:

— возможность соизмерять затраты и конечный финансовый результат, эффективнее использовать имущественный комплекс;

— возможность использовать внутренние финансово-кредитные возможности в управлении прибылью, перераспределять средства на выпуск более конкурентоспособной продукции;

— поддержание автономности предприятий.

Внутрикорпоративные цены должны учитывать в большей степени характеристики конкретного предприятия, чем совокупную прибыль компании, и соответствовать рентабельности инвестированного капитала, обеспечивающей покрытие постоянных затрат при производстве бюджетного объема. Коэффициент рентабельности устанавливается в рамках политики компании и может усредняться по производственному предприятию или по сектору производства в целом.

Таким образом, формирование финансовых потоков по основной деятельности компании определяется созданными внутри группы рамочными экономическими условиями. Для дочерних добывающих и перерабатывающих компаний подобная структура финансового управления означает возникновение некоторого организационного компромисса между плановыми и рыночными условиями осуществления хозяйственной деятельности. Сравнивая достигнутые различными казахстанскими компаниями финансовые результаты, следует признать, что этот компромисс оказался на первоначальном этапе формирования рыночной экономики наиболее эффективной формой организации хозяйственной деятельности как для материнской, так и для дочерних компаний.

Однако на современном этапе, в условиях продолжающегося роста корпоративных структур, диверсификации производства, применение подобных механизмов накладывает серьезные ограничения на собственные возможности управления денежными потоками дочерних компаний. «Административные способы» установления цен внутри группы приводят к получению искаженной информации о результатах хозяйственной деятельности структурных подразделений. Отсутствие информации о реальной рентабельности производств, наличие в объединении «скрытых» убыточных предприятий являются основными причинами снижения эффекта синергизма группы.

Сбыт готовой продукции в компании осуществляется также специализированными компаниями, созданными непосредственно для реализации продукции на внутреннем и мировом рынках. Анализ финансово-хозяйственной деятельности сбытовых подразделений показывает, что именно на этой стадии формируется основная часть валового дохода от реализации продукции. Поскольку затраты в этом секторе производства не превышают 10--15% совокупных затрат, то будет логичным утверждать, что именно в сбытовых дочерних компаниях формируется прибыль объединения и концентрируются входящие финансовые потоки по текущей деятельности всего холдинга.

Входящий финансовый поток в сбытовых структурах является ключевым показателем, поскольку его величина является индикатором эффективности финансово-хозяйственной деятельности всей компании.

Важным аспектом при анализе схем организации финансовых потоков по основной деятельности в компании является выбор механизма внутрикорпоративных расчетов за реализуемую продукцию. Исследования казахстанской практики функционирования корпораций позволяют выделить два способа проведения расчетов внутри группы, определяющие синхронность движения материальных и финансовых потоков каждой дочерней компании:

1) Специализированные по видам деятельности дочерние предприятия реализуют добытое ими сырье или переработанный продукт, последовательно становясь собственником сырья или готовой продукции. Это и обусловливает цепной механизм взаиморасчетов, или «технологическую цепочку». В конце «цепочки», когда она замыкается на потребителе продукции, происходит начало исходного финансового потока, то есть сбытовые компании рассчитываются с предприятиями переработки, а те, в свою очередь, с добывающими предприятиями.

Основным фактором в определении момента времени поступления средств на счета производственных компаний становится принятый сбытовыми компаниями механизм расчетов с внешними покупателями. При этом любые задержки в поступлении средств на счета торговых компаний могут стать причиной цепочки неплатежей у производственных дочерних предприятий, а следовательно, увеличивается вероятность нарушения сроков по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

2) Дочерние компании не осуществляют расчетов между собой, и вся произведенная ими продукция поступает в головную компанию. Таким образом, все предприятия компании находятся под одной «крышей», или «зонтиком».

В данной схеме распорядителем финансовых ресурсов на каждой стадии технологического цикла выступает головная компания -- управляющая компания компании. Дочерние предприятия в данном случае оказывают головной компании услуги по добыче и переработке сырья.

Реализация продукции на внешнем рынке осуществляется, как правило, через специально созданного для этого посредника, с которым заключается договор комиссии. Торговая компания за комиссионное вознаграждение (0,5--2% от выручки) заключает от своего имени контракты с покупателями продукции на поставку продукции. Все средства за реализованную продукцию числятся на счетах сбытовых компаний (комиссионеров), и использование их происходит по поручениям головной компании (комитента). 9, c. 89] При данном варианте финансовые потоки от реализации продукции компании концентрируются в материнской компании и на основе утвержденного бюджета движения платежных средств по каждой дочерней структуре и принятого в группе механизма централизованного распределения средств переводятся на счета дочерних компаний.

Важное значение с точки зрения управления денежными потоками имеет анализ структуры источников финансирования капитальных вложений, позволяющий определить особенности формирования и использования финансовых средств по инвестиционной и финансовой деятельности в рамках корпоративной структуры.

Сфера управления инвестициями для большей части крупных корпораций является централизованной. Центром инвестиций выступает корпорация в целом. Это необходимо для того, чтобы обеспечить эффективный механизм внутреннего перелива капитала и не допустить нерационального распыления ресурсов в подразделениях. Централизованное инвестиционное планирование в крупной компании невозможно вследствие большого масштаба деятельности, полномочия в отношении локальных инвестиций могут делегироваться на места. Как правило. Для дочерних предприятий, входящих в состав компании, устанавливаются верхние лимиты по капитальным вложениям.

Финансирование капитальных вложений осуществляется за счет собственной прибыли дочерних предприятий и средств, поступивших за счет централизованного распределения материнской компании. Такая ситуация является особенно распространенной среди добывающих и перерабатывающих предприятий; сектор сбыта, как показывает практика, часто находится в непосредственном распоряжении корпоративного центра; сформированная прибыль прямо направляется на капитальные вложения в другие сектора бизнеса, и только ее часть (5--10%) дополняет общую структуру источников капитальных вложений сбытовых подразделений.

Финансовые потоки между секторами добычи, переработки и сбыта формируются таким образом, что большая часть прибыли аккумулируется в секторе сбыта. Подтверждением этому является структура источников капитальных вложений: добывающие и перерабатывающие компании практически не финансируют свою деятельность за счет прибыли. Основными источниками капитальных вложений служат амортизация (60-- 70%) и средства корпоративного центра; в секторе сбыта, наоборот, -- амортизация и собственная прибыль, тогда как средства корпоративного центра составляют примерно 0--5%. [1, c. 26]

Внутреннее перераспределение потоков прибыли позволяет производственным предприятиям поддерживать самостоятельное функционирование с точки зрения источников капитальных вложении и осуществлять инвестиционные проекты внутри Республики Казахстан.

На основании анализа особенностей организации финансовых потоков в корпорациях представляется целесообразным сделать ряд теоретически важных выводов.

Управление денежными потоками в казахстанских компаниях определяется применением системы централизованного контроля, которая позволяет поддерживать необходимое сочетание централизации и децентрализации в области управления и осуществлять оперативный контроль над деятельностью всей компании. Система централизованного контроля позволяет делать эффективной и систему обратной связи в процессе текущей деятельности.

Усиление подконтрольности внутри корпоративных структур, что сегодня имеет место в нашей стране и таит в себе многие опасности, тем не менее способствует повышению управляемости компании. При этом главной задачей становится управление денежными потоками входящих в его состав дочерних предприятий, позволяющее поддержать их платежный баланс и обеспечить необходимую ликвидность (балансирование расходов и источников финансирования). Такой подход делает возможным увидеть общую картину по предприятиям и овладеть ситуацией о направлениях движения всех видов финансовых ресурсов.

Как показывает казахстанская практика функционирования корпоративных структур, процесс внутрикорпоративного управления постоянно развивается и совершенствуется, позволяя отыскивать пути для наиболее эффективного функционирования и развития корпораций. Он включает в себя разработку стратегий и координацию деятельности структурных подразделений -- в поисках оптимального соотношения централизации управления и уровня самостоятельности внутренних хозяйствующих субъектов.

Процесс управления денежными потоками состоит в грамотном распределении обязанностей между материнской и дочерними компаниями, их увязывании. На уровне самой компании должны решаться задачи управления в области привлечения средств, обеспечения сбыта и ускорения расчетов с контрагентами, тогда как функции финансового планирования и управления запасами товарно-материальных ценностей, дебиторской и кредиторской задолженностью должны выполняться дочерними предприятиями.

Целью финансового управления на уровне материнской компании является упорядочивание финансовых потоков между предприятиями, для обеспечения возможности их своевременного высвобождения и направления в оборотные средства, что необходимо для финансирования текущей деятельности. Финансовое управление также позволяет устранять взаимную задолженность между дочерними предприятиями и ставить преграду возможным финансовым нарушениям. В функции управления денежными потоками компании включается решение вопросов обоснования принимаемых решений -- в области установления цен на производимую продукцию и структуры ее отгрузки, разработки политики формирования запасов и осуществления инвестиций.

Таким образом, управление денежными потоками компании включает в себя разработку стратегии, где материнской компании отводится выполнение следующих процедур:

— контролирование потребности в оборотных средствах дочерних предприятий. При произведении расчетов достоверной величины прироста потребности предприятий в оборотных средствах становится возможным их сбалансирование с реальными источниками финансового обеспечения, включая собственные и заемные средства;

— увязывание объема сбыта с необходимым объемом отпуска производимой продукции потребителям. Здесь производятся расчеты «точки безубыточности» (на базе данных о постоянных и переменных расходах), являющейся отправным пунктом для экономических расчетов планируемого производства.

Основой для проводимых расчетов являются данные, которые представляют дочерние предприятия как результат своей финансово-экономической деятельности. При этом дочернее предприятие может осуществлять и собственный ее анализ, рассчитывать потребность в оборотных средствах и прогнозировать прибыль, при условии возможности контролирования получаемых данных материнской компанией.

Дочерние структуры, как самостоятельные юридические лица, должны иметь право автономно проводить производственно-хозяйственную политику. Головная компания не должна вмешиваться в оперативно-распорядительную деятельность своего дочернего предприятия. Только в исключительных случаях на решения дочерних фирм может быть наложено «вето», но сами эти случаи должны быть специально оговорены в уставе дочерних предприятий.

1.3 Направления оптимизации движения финансовых потоков компании

движение финансовый поток компания

Ключевой задачей в рамках концепции управления денежными потоками в компании является разработка схем оптимизации их движения, обеспечивающих эффективное управление ликвидностью и резервами консолидированных финансовых ресурсов.

Как показывает практика, современные взаимоотношения между предприятиями компании, их дебиторами и кредиторами и связанными с ними финансовыми структурами очень разветвлены. Денежные средства должны пройти через десятки счетов, чтобы завершился полный цикл расчетов. Обслуживание такой цепочки занимает до десяти дней, и все это время финансовые средства находятся не в производственной, а в банковской сфере. 6, c. 14]

Подобные финансовые переплетения в несколько раз увеличивают время прохождения платежей и ведут к увеличению дебиторской и кредиторской задолженностей дочерних компаний холдинга.

Используемые механизмы внутрикорпоративных цен и схемы расчетов за отгруженную продукцию существенно ограничивают уровень ликвидности производственных предприятий, становясь определяющими факторами возникновения цепочки неплатежей в рамках компании.

Следует также отметить, что возникновение цепочки неплатежей непосредственно связано с функционированием в группе низкорентабельных и убыточных дочерних компаний. Как правило, на них материальные затраты особенно высоки. Такие предприятия сами становятся началом цепочки неплатежей, из-за отсутствия средств не расплачиваясь с другими дочерними компаниями компании.

Одним из направлений решения существующих проблем является создание в рамках компании кредитных центров -- унифицированной системы безналичных расчетов, позволяющей выразить в денежной форме и урегулировать все виды встречных обязательств и требований предприятий компании, участвующих в расчетах через уполномоченные банки, а также перераспределить финансовые потоки между структурными подразделениями посредством использования механизма внутрикорпоративного кредитования.

Кредитный центр осуществляет деятельность по определению взаимных обязательств дочерних фирм компании, участвующих в клиринговых расчетах, ведет счета участников клиринга и проводит расчеты по результатам клиринга. Центр способствует:

— ускорению и оптимизации расчетов, увеличению оборачиваемости собственных средств предприятий, участвующих в проведении клиринговых схем расчетов;

— сокращению темпов роста дебиторской и кредиторской задолженностей, рационализации использования временно свободных ресурсов банков, способствующих проведению клиринговых расчетов, в том числе на кредитование оборотных средств предприятий компании.

Кроме кредитования расчетов при клиринге, центр является источником внутреннего кредитования дочерних компаний компании для финансирования производственной и инвестиционной деятельности на условиях срочности, возвратности и платности.

В данном случае кредитный центр выступает не в качестве непосредственного источника финансирования, а выполняет роль передаточного инструмента. На основе взаимного кредитования сбытовых компаний компании и кредитного центра на счетах последнего формируется фонд денежных средств, который направляется в производственные компании в форме внутрикорпоративного кредита. Этот механизм построен на использовании разного уровня процентных ставок (кредитной и депозитной).

Основными преимуществами внутрикорпоративного кредита в данном случае являются:

— процентная ставка по привлекаемым средствам ниже, чем рыночная кредитная ставка;

— минимизация затрат, связанных с получением кредита;

— быстрота получения.

Система внутрикорпоративного кредитования, во-первых, оптимально распределяет ресурсы между сбытовыми дочерними компаниями в целях максимизации прибыли, получаемой от эксплуатации ресурсов на рынке, во-вторых, обеспечивает функционирование производственных компаний в соответствии с потребностями компании согласно бюджету движения платежных средств и бюджету капитальных вложений.

Финансовый результат по операциям взаимного кредитования для сбытовых компаний компании определяется как прибыль (убыток), полученная от использования привлеченных от кредитного центра средств за вычетом платы за них (либо полученная плата за ресурсы, размешенные в кредитном центре, за вычетом упущенного дохода, который мог бы быть получен при эксплуатации этих ресурсов на внешнем рынке).

Поскольку в добывающие и перерабатывающие компании средства направляются безвозмездно, поэтому экономический эффект кредитования для производственных предприятий компании представляет собой экономию, равную стоимости привлекаемых ресурсов, как если бы займы предоставлялись «внешним» заимодавцем с учетом рыночной стоимости кредита.

Реализация на практике механизма внутрикорпоративных кредитных центров обеспечит для корпораций сбалансированность входящих и исходящих финансовых потоков, оперативный контроль за финансовыми оборотами дочерних компаний, управление их дебиторской и кредиторской задолженностью, оптимизацию политики заимствований, что, соответственно, существенно снизит зависимость дочерних предприятий от внешних заемных источников. Сформированный за счет системы внутрикорпоративного распределения финансовый поток может быть направлен на финансирование инвестиционных программ, имеющих стратегическое значение для компании.

2. Финансовый анализ ТОО «Софт Эл»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ТОО «Софт Эл»

Деятельность ТОО «Софт Эл» регулируется Гражданским Кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственности от 22. 04. 1998 г., Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31. 01. 2006 г.

ТОО «Софт Эл» является субъектом малого предпринимательства, со среднегодовой численностью работников не более Пятидесяти человек и общей стоимостью активов в среднем за год не свыше шестидесяти тысяч месячных расчетных показателей.

Наименование товарищества:

— на государственном языке — «Софт Эл» жауапкершілігі шектеулі серіктестігі;

— на русском языке: товарищество с ограниченной ответственностью «Софт Эл».

Местонахождение товарищества: Республика Казахстан, Акмолинская область, город Степногорск, 6 мкр., 29 дом.

Основной целью деятельности ТОО «Софт Эл» является извлечение дохода.

Для достижения указанной цели ТОО «Софт Эл» осуществляет следующие виды деятельности:

— производство безалкогольных напитков;

— производство и реализация хлеба и хлебобулочных изделий;

— коммерческо-посредническая деятельность во всех ее видах и формах (поручение, комиссия, маклерская, дистрибьюторская и т. п.), кроме запрещенных действующим законодательством;

— оптовая и розничная торговля товарами народного потребления и продукцией производственно- технического назначения (кроме подакцизных);

— производство товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения;

— общественное питание;

— производство строительных материалов;

— экспорт и импорт товаров (продукции, работ и услуг), другая внешнеэкономическая деятельность;

— сбор, хранение, переработка и реализация неликвидов, вторичного сырья, отходов производства;

— транспортные и транспортно-экспедиционные услуги;

— сервисное обслуживание автотранспорта: ремонт и техническое обслуживание;

— дереводобывающее и деревообрабатывающее производство;

— производство и переработка сельхозпродукции, включая продукцию животноводства (скотоводство, коневоде) во, пчеловодство и др.) и растениеводства (картофелеводство, овощеводство, садоводство и др.);

— разработка, покупка и реализация современных технологий, «ноу-хау», лицензий, программного продукта, микропроцессорного и других систем компьютерной техники, других объектов интеллектуальной собственности;

— оказание информационных услуг;

— заготовка (закуп) у населения и юридических лиц продуктов и сырья сельского хозяйства (кроме зерна);

— производство мебели;

— ведение гостиничного хозяйства;

— сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

— оказание медицинских (врачебных) услуг;

— операции с недвижимостью;

— оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров, организация автосервиса, включая ремонт, содержание и обслуживание стоянок;

— организация платных автостоянок, мотелей, кемпингов, автосервис;

— организация бытового обслуживания населения;

— оказание услуг предприятиям, организациям и населению в строительстве промышленных, гражданских объектов и офисов, включая сварные работы;

— электромонтажные и электроналадочные работы;

— другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РК.

Сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие законодательству РК, признаются действительными. В случае если для осуществления какого-либо вида деятельности необходимо специальное разрешение (лицензия, сертификат), то Товарищество осуществляет данный вид деятельности только после получения соответствующего разрешения (лицензии, сертификата).

Уставной капитал ТОО «Софт Эл» составляет 143 800 тенге.

ТОО «Софт Эл» возглавляет директор.

Перечисленные сотрудники и отделы выполняют возложенные на них обязанности, а именно:

— директор: принимает, увольняет и налагает дисциплинарные взыскания на работников в соответствии с законодательством о труде; дает указания работникам по всем вопросам, связанным с деятельностью предприятия;

— главный экономист: анализирует выполнение плана выпуска продукции по объему и ассортименту;

— главный инженер: изучает состояние эксплуатации машин и оборудования;

— зам. директора по производству: разрабатывает нормы расхода сырья, материалов и комплектующих изделий, устанавливает разряд работы, составляет технологические карты, определяет потребность в различных видах материалов, устанавливает нормы затрат по изделиям;

— главный бухгалтер: анализирует выполнение сметы затрат на производство, себестоимости продукции, использование прибыли, финансовое состояние, платежеспособность предприятия.

< h4>Для наиболее детальной характеристики ТОО «Софт Эл» проведем анализ основных экономических показателей, характеризующих его деятельность. Исходные данные для анализа приведены в таблице 4.

Таблица 4 — Основные экономические показатели деятельности ТОО «Софт Эл» за 2010 г. — 2012 г.

Наименование показателя

Исследуемый период

Абсолютное отклонение 2012 г. от 2010 г.

Темп роста 2012 г. к 2010 г., %

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Выручка от реализации продукции, тыс. тг.

41 374,00

65 600,00

80 709,00

39 335,00

195,00

Себестоимость реализованной продукции, тыс. тг.

39 341,00

64 222,00

78 807,00

39 466,00

200,00

Прибыль от реализации, тыс. тг.

2033

1378

1902

-294,00

85,00

Прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. тг.

852,00

-395,00

767,00

-85,00

90,00

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. тг.

7932,00

8328,50

11 243,50

3311,50

142,00

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. тг.

7691,50

10 067,00

13 239,50

5548,00

172,00

Материальные затраты, тыс. тг.

32 618,00

51 658,00

63 478,00

30 860,00

195,00

Среднесписочная численность, чел.

167

203

250

83

149,70

Производительность труда, тыс. р/чел.

247,75

323,15

322,84

75,09

130,00

Фондоотдача, р/р

5,22

7,88

7,18

1,96

138,00

Фондоемкость, р/р

0,19

0,13

0,14

-0,05

74,00

Материалоотдача, р/р

1,27

1,27

1,27

0,00

100,00

Материалоемкость, р/р

0,79

0,79

0,79

0,00

100,00

Затраты на 1 тенге реализованной продукции, тг.

0,95

0,98

0,98

0,03

103,00

Оборачиваемость оборотных средств, раз

5,38

6,52

6,10

0,72

113,00

Рентабельность продукции, %

5,00

2,00

2,00

-3,00

40,00

Рентабельность продаж, %

5,00

2,00

2,00

-3,00

40,00

При анализе основных показателей деятельности ТОО «Софт Эл» из таблицы 4 видно, что с 2011 г. по 2012 г. выручка от реализации продукции значительно возросла.

Аналогично изменению выручки произошло и изменение себестоимости реализованной продукции. За анализируемый период себестоимость увеличилась на 39 466 тыс. тг, то есть в 2 раза в 2012 г. по сравнению с 2010 г.

Прибыль от реализации за анализируемый период снизилась на 294 тыс. тг. или на 15%, и прибыль отчетного периода также снизилась на 85 тыс. тг. или на 10%.

Материальные затраты увеличились с 32 618 тыс. тг. в 2010 г. до 63 478 тыс. тг. в 2011 г, т. е. на 30 680 тыс. тг. или 95%. Увеличение материальных затрат объясняется ростом объемов производства. Материалоотдача же за анализируемый период вовсе не изменилась, то же самое произошло и с материалоемкостью.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов возросла: в 2009 году она составляла 7932 тыс. тг., а в 2012 г. 11 243,5 тыс. тг. или 42%.

Также наблюдается за анализируемый период рост фондоотдачи, который характеризует выход готовой продукции на 1 тенге ресурсов. В 2010 году она составляла 5,22 р/р, а уже в 2012 г. она составила 7,18 р/р. Рост фондоотдачи обусловлен превышением темпов роста объема выпуска продукции над темпами роста среднегодовой стоимости производственных фондов. Повышение фондоотдачи приводит при прочих равных условиях к снижению суммы амортизационных отчислений, приходящейся на 1 тенге готовой продукции.

На протяжении всего анализируемого периода численность персонала увеличилась на 83 человека или на 49,70%. Повышение производительности труда на 30% связано с увеличением интенсивности труда.

Среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась на 5548 тыс. тг. или 72%, также увеличилась и оборачиваемость оборотных средств: если в 2010 г. она составляла 5,38 оборота, то уже в 2012 г. этот показатель был равен 6,10 оборотов. Рост данного показателя характеризует увеличение размера объема выручки от реализации продукции в расчете на 1 тенге оборотных средств, а также свидетельствует о более эффективном использовании оборотных средств.

Затраты на 1 тенге реализованной продукции за анализируемый период возросли на 0,03 тг, т. е. 3%. Данный незначительный прирост характеризуется равномерными изменениями выручки от реализации.

Проанализировав основные показатели рентабельности предприятия, можно сделать следующие выводы: рентабельность продукции невысокая, и за анализируемый период она снизилась на 3%. Это свидетельствует о снижении прибыльности продукции, также снижается и рентабельность продаж на 3%, т. е. это свидетельствует о снижении эффективности деятельности предприятия. Важным фактором роста рентабельности является работа предприятия по ресурсосбережению, что приведет к снижению себестоимости, а, следовательно, росту прибыли.

Одним из важнейших условий успешного управления предпринимательской фирмы является анализ ее финансового состояния, так как результаты в любой сфере предпринимательской деятельности зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов.

Проведем оценку ликвидности и платежеспособности ТОО «Софт Эл» за период с 2010 г. по 2012 г.

Под ликвидностью подразумевается способность активов к быстрой и легкой мобилизации. Основные моменты банковской ликвидности находили свое отражение в экономической литературе, начиная со второй половины ХХ в., в связи с убыточной деятельностью государственных банков, а также с процессов образования коммерческих банков. Например, о важности соблюдения соответствия между сроками активных и пассивных операций с позиций ликвидности экономисты писали еще в конце ХIХ в.

Ликвидность — легкость реализации, продажи, превращения материальных или иных ценностей в денежные средства для покрытия текущих финансовых обязательств.

< h4>Ликвидность — способность активов превращаться в деньги быстро и легко, сохраняя фиксированной свою номинальную стоимость.

Анализ ликвидности предприятия — анализ возможности для предприятия покрыть все его финансовые обязательства.

Коэффициент ликвидности — показатель способности компании вовремя выполнять свои краткосрочные финансовые обязательства.

Анализ ликвидности баланса по относительным показателям за весь рассматриваемый период представлен в таблице 5.

Таблица 5 — Анализ ликвидности баланса по относительным показателям за 2010−2012 гг.

Наименование коэффициента

Значение коэффициента

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,01

0,00

0,01

Коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности

0,13

0,05

0,03

Коэффициент текущей ликвидности

1,03

0,69

0,70

Коэффициент покрытия краткосрочных средств собственными источниками формирования

0,03

-0,63

-0,58

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности

0,26

0,35

Так как на конец анализируемого периода и Коэффициент текущей ликвидности находится ниже своего нормативного значения (2,0), и Коэффициент покрытия краткосрочных средств собственными источниками формирования ниже своего (0,1), рассчитывается показатель восстановления платежеспособности предприятия. Показатель восстановления платежеспособности говорит о том, сможет ли предприятие, в случае потери платежеспособности в ближайшие шесть месяцев ее восстановить при существующей динамике изменения показателя текущей ликвидности. На конец периода значение показателя установилось на уровне 0,26, что говорит о том, что предприятие не сможет восстановить свою платежеспособность, так как показатель меньше единицы.

Анализ платежеспособности на базе расчета чистых активов за весь рассматриваемый период представлен в таблице 6.

Таблица 6 — Анализ платежеспособности на базе расчета чистых активов за 2010−2012 гг.

Наименование показателя

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Активы, принимающие участие в расчете

1. Нематериальные активы

2354,0

2178,0

3145,0

2. Основные средства

5674,0

5264,0

4267,0

3. Инвестиции, учитываемые методом долевого участия

0,0

0,0

0,0

4. Инвестиционная недвижимость

0,0

0,0

0,0

5. Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения

0,0

0,0

0,0

6. Прочие Долгосрочные активы

0,0

0,0

0,0

7. Запасы

5357,0

5326,0

9712,0

8. Долгосрочные активы, предназначенные для перепродажи

3496,0

2483,0

5536,0

9. Дебиторская задолженность

2028,0

1993,0

2853,0

10. Денежные средства

99,0

42,0

251,0

11. Прочие краткосрочные активы

16,0

77,0

77,0

12. Итого активов (1−11)

19 024,0

17 363,0

25 841,0

Пассивы, принимающие участие в расчете

13. Долгосрочные обязательства по займам и кредитам

0,0

0,0

0,0

14. Прочие долгосрочные обязательства

0,0

0,0

0,0

15. Краткосрочные обязательства по займам и кредитам

1199,0

4245,0

3238,0

16. Кредиторская задолженность

0,0

0,0

0,0

17. Прочие краткосрочные обязательства

4171,0

6761,0

15 865,0

18. Прочие краткосрочные пассивы

4493,0

1356,0

4043,0

19. Итого пассивов (13−18)

9863,0

12 362,0

23 146,0

20. Стоимость чистых активов (12−19)

9161,0

5001,0

2695,0

За анализируемый период величина чистых активов, составлявшая на конец 2010 года 9161,0 тыс. тенге, снизилась на -4160,0 тыс. тенге. (темп уменьшения чистых активов составил -45,4%), и на конец 2011 года их величина составила 5001,0 тыс. тенге, а на конец 2012 года 2695,0.

Анализ платежеспособности на базе расчета чистых активов за 2010−2012 гг. представлен в диаграмме ниже (Рисунок 2).

Рисунок 2 — Анализ платежеспособности на базе расчета чистых активов за 2009−2011 гг.

Рентабельность в отличие от прибыли вполне отражает окончательные результаты хозяйствования, так как показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

Значения показателей рентабельности ТОО «Софт Эл» за весь рассматриваемый период представлены в таблице 7.

Таблица 7 — Показатели рентабельности за 2009−2011 гг.

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Общая рентабельность, %

2,06%

-3,85%

3,31%

Рентабельность продаж, %

4,91%

2,10%

2,36%

Рентабельность собственного капитала, %

-31,31%

-35,69%

69,36%

Рентабельность акционерного капитала, %

0,00%

0,00%

0,00%

Рентабельность краткосрочных активов, %

-28,21%

-29,84%

16,58%

Общая рентабельность производственных фондов, %

5,05%

-16,57%

11,78%

Рентабельность всех активов, %

-15,08%

-14,55%

10,33%

Рентабельность финансовых вложений, %

0,00%

0,00%

0,00%

Рентабельность производства, %

5,17%

2,15%

2,41%

Рассматривая показатели рентабельности, прежде всего, находясь в условиях рыночной экономики, следует отметить, что и на начало, и на конец анализируемого периода величина прибыли до налогообложения, деленная на выручку от реализации (показатель общей рентабельности) находится у ТОО «Софт Эл» ниже среднеотраслевого значения, установившегося на уровне 10,0%. На начало периода показатель общей рентабельности на предприятии составлял 2,1%, а на конец периода -3,9% (изменение в абсолютном выражении за период — (-5,9%)). Это следует рассматривать как отрицательный момент и искать пути повышения эффективности деятельности организации.

Снижение рентабельности собственного капитала c -31,31% до -35,69% за анализируемый период было вызвано увеличением собственного капитала на -4160,0 тыс. тенге.

За анализируемый период значения большинства показателей рентабельности либо уменьшились, либо остались на прежнем уровне, что следует скорее рассматривать как негативную тенденцию (Рисунок 3).

Рисунок 3 — Показатели рентабельности за 2009−2011 гг.

Точка безубыточности — это уровень производства или другого вида экономической деятельности, при котором величина выручки от реализации произведенного продукта, работ, либо услуг равна постоянным издержкам производства и обращения этого продукта (постоянные издержки — издержки предприятия, не зависящие от объёма производимой продукции). Чтобы получать прибыль, собственник должен производить количество продукта, иметь объем деятельности, превышающие величину постоянных издержек, соответствующую точке безубыточности. Если же объем ниже соответствующего этой точке, деятельность становится убыточной.

Анализ точки безубыточности за весь рассматриваемый период представлен в таблице 8.

Таблица 8 — Анализ точки безубыточности за 2009−2011 г.

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Выручка

41 374,0

65 600,0

80 709,0

Переменные затраты

19 670,5

32 111,0

39 403,5

Постоянные затраты

19 670,5

32 111,0

39 403,5

Точка безубыточности

37 498,4

62 900,7

76 992,6

Валовая маржа

21 703,5

33 489,0

41 305,5

Отклонение от точки безубыточности в абсолютном выражении

3875,6

2699,3

3716,4

Запас прочности по точке безубыточности

9,4%

4,1%

4,6%

Отклонение от точки безубыточности в абсолютном выражении показывает при снижении выручки, на какую величину предприятие перестанет получать прибыль. Значение показателя, на начало анализируемого периода составлявшее 3875,57 тыс. тенге., уменьшилось на -1176,27 тыс. тенге., что следует рассматривать как отрицательную тенденцию, и составило на конец анализируемого периода 2699,30 тыс. тенге.

Запас прочности по точке безубыточности, показывающий, на сколько процентов может быть снижена выручка, также уменьшился на -5,25%, что следует рассматривать как отрицательную тенденцию, и составил на конец анализируемого периода 4,11%

Точка безубыточности, за весь рассматриваемый период, а также основные показатели, влияющие на нее, представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 — Точка безубыточности за 2009−2011 гг.

Устойчивое финансовое состояние предприятия зависит, прежде всего, от улучшения производительности труда, рентабельности производства, выполнения плана по прибыли. Рациональному размещению средств предприятия способствует правильная организация материально-технического обеспечения производства, оперативная деятельность по ускорению денежного оборота. Поэтому оценка финансовой устойчивости производится на завершающей стадии анализа финансово-хозяйственной деятельности; оценка финансовой устойчивости проводится с целью установить, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия.

2.2 Анализ движения денежных средств предприятия

В процессе кругооборота оборотные средства неизбежно меняют свою функциональную форму, и в сфере обращения в результате реализации готовой продукции превращаются в денежные средства.

Денежные средства — наиболее ликвидные активы и долго не задерживаются на данной стадии кругооборота. Однако в определенном размере они постоянно должны присутствовать в составе оборотных средств, иначе предприятие может быть признано неплатежеспособным.

Главная цель анализа движения денежных средств предприятия — оценить способность предприятия зарабатывать денежные средства в размере и в сроки, необходимые для осуществления планируемых расходов (см. таблицу 9).

Таблица 9 — Анализ движения денежных средств в ТОО «Софт Эл» за 2009 — 2011 гг.

Наименование показателя

2009 г., тыс. тг.

2010 г., тыс. тг.

2011 г., тыс. тг.

Абсолютное отклонение 2011 г. к 2009 г., тыс. тг.

Темп роста 2011 г. к 2009 г., %

Остаток денежных средств на начало периода

25

99

42

17

168,00

Основная деятельность:

Поступление от реализации

15 301

22 707

39 993

24 692

261,37

Авансы полученные от покупателей

3078

3746

5303

2225

172,28

Прочие поступления

680

-

5068

4388

745,29

Итого поступлений

19 059

26 453

50 364

31 305

264,25

Платежи за товары и услуги

1845

2766

4099

2254

222,17

Заработная плата

1484

2923

5205

3721

350,74

Платежи в бюджет

1199

4245

3238

2039

270,06

Прочие расходы

2300

1157

562

-1738

24,43

Итого выплат

6828

11 091

13 104

6276

191,91

Инвестиционная деятельность

-

-

-

-

-

Финансовая деятельность

Поступление кредитов и займов

1692

-

1100

-592

65,01

Выплаты дивидендов

-

-

-

-

-

Итого расходов

1692

-

1100

-592

65,01

Остаток денежных средств на конец периода

86

42

251

165

291,86

За анализируемый период с 2009 г. по 2011 г. произошли изменения в движении денежных средств. Увеличился остаток денежных средств как на начало периода, так и на конец анализируемого периода. Остаток на начало периода увеличился на 17 тыс. тг. в 2011 г. по сравнению с 2009 г. или на 68%, а остаток на конец периода увеличился почти в 3 раза или на 165 тыс. тг. в 2011 г. по сравнению с 2009 г.

Наибольший темп роста наблюдается по поступлениям денежных средств на основную деятельность. Данные поступления значительно возросли в 2011 г. по сравнению с 2010 г. и составили 50 364 тыс. тг. (2011 г.) или увеличились в 2,5 раза. Увеличились и выплаты за сырье и материалы, по оплате труда, по платежам в бюджет на 6276 тыс. тг. или 91,91%. Заметен и тот факт, что на предприятии отсутствуют поступления в инвестиционную деятельность. Сократились расходы по финансовой деятельности на 592 тыс. тг. или 34,99%.

Таким образом, проанализировав движение денежных средств в ТОО «Софт Эл», можно сделать вывод, что от эффективности управления денежными средствами зависит финансовое состояние предприятия и возможность быстро адаптироваться в случаях непредвиденных изменений на финансовом рынке.

3. Мероприятия по улучшению эффективности управления денежными потоками

Рациональное формирование денежных потоков способствует ритмичности операционного цикла компании и обеспечивает рост объемов производства и реализации продукции. При этом любое нарушение платежной дисциплины отрицательно сказывается на формировании производственных запасов сырья и материалов, уровне производительности труда, реализации готовой продукции, положения компании на рынке и т. п. Даже у компании, успешно работающих на рынке и генерирующих достаточную сумму прибыли, неплатежеспособность может возникать как следствие несбалансированности различных видов денежных потоков во времени.

С другой стороны, управление денежными потоками является важным фактором ускорения оборота капитала компании. Это происходит за счет сокращения продолжительности операционного цикла, более экономного использования собственных и уменьшения потребности в заемных источниках денежных средств. Следовательно, эффективность работы компании полностью зависит от организации системы управления денежными потоками. Данная система создается для обеспечения выполнения краткосрочных и стратегических планов предприятия, сохранения платежеспособности и финансовой устойчивости, более рационального использования его активов и источников финансирования, а также минимизации затрат на финансирование хозяйственной деятельности.

Компания «Северсталь» может достичь улучшения эффективности использования денежных потоков путем решения следующих задач:

1. Улучшение управления кредиторской задолженностью.

Как показал анализ использования финансовых потоков компании при сокращении суммы долговых обязательств сумма выплат по долговому финансированию возросла, что говорит о неэффективном управлении кредиторской задолженностью.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой