Учёт финансовых результатов в торговле

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Экономические науки


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические исследования финансовых результатов предприятия

1.1 Теоретическое исследование оптовой и розничной торговли. Специфика финансовых результатов в торговле

1.2 Исследование понятийного аппарата системы учёта финансового результата

1.3 Теоретические модели бухгалтерского учёта финансовых результатов

2. Характеристика бухгалтерского учёта финансовых результатов в ОАО «Орелсортсемовощ»

2.1 Характеристика ОАО «Орелсортсемовощ»

2.2 Учёт доходов и расходов ОАО «Орелсортсемовощ»

2. 3Бухгалтерский учёт налоговых обязательств по налогообложению на прибыль ОАО «Орелсортсемовощ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Финансовый результат предприятия рассматривается как изменение собственного капитала в процессе финансово-хозяйственной деятельности за определённый период времени. В бухгалтерском учёте финансовый результат определяют путём подсчёта и балансирования всех доходов и расходов за отчётный период. Безусловно, более предпочтительная ситуация для любой организации — превышение доходов над расходами, то есть прибыль. Но, к сожалению, так получается не всегда. В процессе работы у предприятия могут возникнуть и убытки.

В торговле существует своя специфика учёта финансовых результатов. Для того чтобы её определить, необходимо тщательно изучить данную отрасль.

В условиях рыночной экономики основным показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия является прибыль. Это связано с тем, что для предприятий, несущих полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности, основной целью становится не обеспечение наибольшего объёма товарооборота, а получение максимально возможной прибыли. При этом не менее важным является и правильное, разумное распределение прибыли.

Именно поэтому выбранная тема написания курсовой работы крайне актуальна на сегодняшний день.

Цель курсовой работы — изучить теоретическую информацию по учёту финансовых результатов в торговле и сравнить с практикой учёта на исследуемом предприятии.

Задачами курсовой работы являются:

· теоретическое исследование оптовой и розничной торговли и специфика учёта финансового результата в ней;

· исследование понятийного аппарата системы учёта финансового результата;

· рассмотрение теоретических моделей бухгалтерского учёта финансовых результатов;

· исследование ОАО «Орелсортсемовощ» и учёта финансовых результатов данной организации;

· исследование бухгалтерского учёта налоговых обязательств по налогообложению на прибыль ОАО «Орелсортсемовощ».

Объект исследования — финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Орелсортсемовощ». Предприятие как объект исследования интересно тем, что занимается и оптовой, и розничной торговлей.

Предмет исследования — учёт торговой деятельности ОАО «Орелсортсемовощ».

Многие учёные посвятили свои труды исследованию оптовой и розничной торговли, системе учёта и формирования финансовых результатов в ней. В написании данной курсовой работы мне очень помогли работы таких современных учёных, как М. Н. Агафонова, Р. Т. Челюбеева, М. И. Фомина. Особое внимание я уделила исследованию нормативно правовой базы. Очень полезным оказалось изучение ПБУ 9/99 и 10/99, а также главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации.

1. Теоретические исследования финансовых результатов предприятия

1.1 Теоретическое исследование оптовой и розничной торговли. Специфика финансовых результатов в торговле

Торговля представляет собой отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которой является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже.

Различают оптовую и розничную торговлю.

Оптовая торговля — это продажа — торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в рознице. Оптовая торговля осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров), причём цены предусматривают особые дилерские скидки. Среди торговых компаний определённое их число занимается только оптовой торговлей.

Оптовая торговля охватывает совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствами производства, так и предметами потребления. Как правило, при оптовой торговле товар закупается крупными партиями. Закупки оптом осуществляют посреднические организации с целью последующей перепродажи предприятиям розничной торговли.

Оптовая торговля позволяет изготовителям с помощью посредников сбывать товары с минимальными контактами с потребителями. На товарном рынке оптовая торговля представляет собой активную часть сферы обращения.

Основными задачами оптовой торговли являются:

· маркетинговое изучение рынка, спроса и предложения на продукцию;

· размещение производства товаров в необходимых потребителю ассортименте, количестве и качестве;

· своевременное и полное обеспечение товарами в широком ассортименте посреднических, розничных предприятий, потребителей;

· организация хранения товарных запасов;

· организация планомерного завоза товаров из регионов производства в район потребления.

Комитетом РФ по торговле утверждены:

1. Методические рекомендации по бухгалтерскому учёту затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли (Письмо от 20 апреля 1995 г. № 1−150/32−2).

2. Методические рекомендации по учёту и оформлению операций приёма, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (Письмо от 10 июля 1996 г. № 1−794/32−5).

Предметом бухгалтерского учета в оптовой торговле является хозяйственная деятельность торговой организации.

Реализация товаров в оптовой торговле регулируется договорами: купли-продажи, поставки, мены, комиссии, перевозки и некоторыми другими договорами.

Оптовая торговля стремительно развивается. Оборот оптовой торговли по Орловской области в 2007 году составил 46 726,3 миллионов рублей, в 2008 — 56 795,5 миллионов рублей. Ситуация ухудшилась после кризиса 2008 года. Сильно снизились все экономические показатели. Это не могло не отразиться на торговле. И в 2009 году оборот оптовой торговли по Орловской области составил 40 581,9 миллионов рублей. В 2010 году экономическое положение региона стало улучшаться, и оборот оптовой торговли организаций всех видов деятельности в январе — октябре 2010 года составил 42,8 миллиардов рублей, что в сопоставимых ценах на 14% больше, чем годом ранее. Эти данные представлены в таблице 1, а наглядно они отображены на рисунке 2.

Таблица 1 — Оборот оптовой торговли по Орловской области.

Рисунок 2 — Оборот оптовой торговли по Орловской области.

Таким образом, отчётливо виден стремительный рост оборотов оптовой торговли до 2008 года, за чем последовал значительный спад. Ситуация начала улучшаться к 2010 году. Можно спрогнозировать незначительный рост оборотов оптовой торговли в 2011 году.

Что касается розничной торговли, то ГОСТ РФ Р 51 303−99 «Торговля. Термины и определения», действующий на территории Российской Федерации с 1 января 2000 года, определяет её как торговлю товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Развитие розничной торговли в значительной степени содействует удовлетворению потребностей населения и оказывает воздействие на производство и потребление.

В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Этот переход совершается путём купли-продажи.

Розничный товарооборот является одним из наиболее важных показателей деятельности организаций розничной торговли. Состав розничного товарооборота определён Инструкцией по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от формы собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, утверждённой Государственным комитетом РФ по статистике 01. 04. 1996 г. № 25. Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реализации строго за отчётный период на основании первичных документов.

Важным условием развития розничного товарооборота является правильно организованный бухгалтерский учёт. Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле является учёт товаров. Поэтому необходимо обеспечить полный учёт их поступления и выбытия.

Задачами бухгалтерского учёта в розничной торговле являются:

· обеспечение совместно с другими службами организации розничной торговли материальной ответственности за товары;

· проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;

· проверка полноты и своевременности оприходования товаров, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров;

· обеспечение контроля за соблюдением нормативов товарных запасов, выявления неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

· установление контроля за правильным проведением инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов;

· обеспечение контроля за правильной организацией и формированием цен.

В основе решения перечисленных задач лежат следующие основные принципы учета товаров:

1. Единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятий розничной торговли.

2. Возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день).

3. Организация учета в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности.

Розничная торговля, так же как и оптовая, развивается. Только влияние кризиса различно. Если в оптовой торговле была отмечена тенденция резкого спада оборотов после 2008 года, то в розничной торговле такой тенденции не наблюдается. Наоборот, происходит постепенное увеличение оборотов. Так, в 2007 году они составили 38 569,9 миллионов рублей, в 2008 году — 52 705,2 миллиона рублей, в 2009 — 53 636,2 миллиона рублей. Оборот розничной торговли сложился в сумме 50,8 млрд. рублей и составил 110% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2009 года. Непродовольственных товаров реализовано на сумму 27,1 млрд. рублей (53% товарооборота), пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий -на 23,7 млрд. рублей (47%). Эти данные представлены на рисунке 3 и в таблице 2.

Рисунок 3 — График оборотов розничной торговли по Орловской области.

Таблица 2 — Оборот розничной торговли по Орловской области.

Годы

Оборот розничной

торговли — всего

в том числе:

оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка

продажа товаров на розничных рынках

и ярмарках

Миллионов рублей (в фактически действовавших ценах)

2000

9536,5

6594,1

2942,4

2001

12 091,5

8410,5

3681,0

2002

15 654,5

11 191,4

4463,1

2003

17 895,9

12 892,9

5003,0

2004

21 357,1

15 546,7

5810,4

2005

26 082,8

19 589,0

6493,8

2006

29 415,3

22 920,6

6494,7

2007

38 569,9

32 727,1

5842,8

2008

52 705,2

46 624,1

6081,1

2009

53 636,2

47 389,3

6246,9

В процентах к итогу

2000

100

69,1

30,9

2001

100

69,6

30,4

2002

100

71,5

28,5

2003

100

72,0

28,0

2004

100

72,8

27,2

2005

100

75,1

24,9

2006

100

77,9

22,1

2007

100

84,9

15,1

2008

100

88,5

11,5

2009

100

88,4

11,6

В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

2000

105,7

105,7

105,7

2001

108,7

109,3

107,2

2002

116,7

119,9

109,3

2003

103,3

104,1

101,3

2004

108,4

109,6

105,5

2005

112,2

115,8

102,7

2006

105,9

109,9

93,9

2007

123,1

134,1

84,5

2008

121,3

126,1

92,4

2009

91,6

91,5

92,5

Информация о доходах и расходах организации от торговой деятельности обобщается на балансовом счёте 90 «Продажи». Этот счёт предназначен для определения финансового результата.

Доходом от торговой деятельности является товарооборот (без вычитаемых налогов, то есть НДС, акцизов, экспортных пошлин). Расходом от торговой деятельности являются затраты на приобретение товаров (себестоимость товаров) и затраты, связанные с продажей товаров (расходы на продажу).

Доход от торговой деятельности в бухгалтерском учёте признаётся при следующих условиях:

1. Организация имеет право на получение этого дохода, вытекающее из конкретного договора или подтверждённое иным соответствующим образом.

2. Сумма дохода может быть определена.

3. Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдёт увеличение экономических выгод организации.

4. Право собственности (владения, пользования и распоряжения) на товар перешло от организации к покупателю.

5. Доходы, которые произведены или будут произведены в связи с продажей товара, могут быть определены.

Расходы признаются в бухгалтерском учёте при наличии следующих условий:

1. Расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота.

2. Сумма расходов может быть определена.

3. Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдёт уменьшение экономических выгод организации.

Таким образом, торговля — постоянно развивающаяся и динамичная отрасль. Она зависит от многих экономических и неэкономических факторов.

Безусловно, любая торговая организация стремится максимизировать свою прибыль. В целях формирования и распределения прибыли необходимо правильно организовать её учёт.

1.2 Исследование понятийного аппарата системы учёта финансового результата

Изучение бухгалтерского учёта финансовых результатов предполагает исследование таких понятий, как финансовый результат, прибыль, убыток, доходы, расходы, отчёт о прибылях и убытках.

Финансовые результаты -- итоги хозяйственной деятельности компании и ее подразделений, выраженные в виде финансовых показателей, таких, как прибыль (убытки), изменение стоимости собственного капитала, дебиторская и кредиторская задолженность, доход.

Прибыль -- превышение в денежном выражении доходов (выручки от товаров и услуг) над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг.

Следует различать экономическую и бухгалтерскую прибыль.

С экономической точки зрения прибыль — это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами.

Бухгалтерская прибыль — это увеличение в течение отчётного периода капитала (средств, вложенных собственниками) предприятия в результате хозяйственной деятельности.

С точки зрения бухгалтерского подхода прибыль также можно определить как разницу между доходами организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимости оценки её активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и её расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала.

Сопоставить подходы к определению бухгалтерской и экономической прибыли позволяет следующее уравнение:

экономическая прибыль = бухгалтерская прибыль — неявные издержки

Большинство учёных считают, что прибыль теснейшим образом связана с неопределённостью будущих экономических явлений, которые нельзя достоверно предсказать, а можно говорить лишь о той или иной вероятности их возникновения. Этот взгляд пропагандировался профессором Чикагского университета Ф. Найтом, который утверждал, что вся подлинная прибыль связана с неопределённостью, а неопределённость всегда таит в себе риск. Таким образом, прибыль можно рассматривать как своеобразную плату за риск.

С вышеуказанной точкой зрения согласуется взгляд на прибыль как вознаграждение за техническое усовершенствование и успешную предпринимательскую деятельность.

Американский учёный Джозеф Шумтешер утверждал: «Доходы, получаемые с помощью новых технических усовершенствований, и составляют прибыль». В соответствии с данным определением прибыль носит временный характер и меняется с появлением новых открытий и изобретений.

В некоторых источниках прибыль рассматривается как монопольный доход. Крупная фирма может получить его при помощи установления более высоких цен на рынке, а следовательно, путём завоевания этого рынка и превращения совершенной конкуренции в несовершенную.

Перечисленные выше точки зрения на прибыль не исключают друг друга, а зачастую совпадают.

По мнению профессора Я. В. Соколова, «финансовый результат (прибыль) есть увеличение в течение отчётного периода оценки актива за счёт изменения его доходности».

Из рассмотренных выше взглядов и подходов к определению прибыли следует, что в экономической литературе нет единообразного понимания прибыли предприятия, поэтому подход к её исчислению всегда будет зависеть от целей, которые поставлены заинтересованными пользователями, от оценки доходов и расходов для их включения в финансовую отчётность.

«Доход — важнейший объект бухгалтерского наблюдения, составляющий основу увеличения прибыли и соответственно капитала собственника».

Доходами организации признаётся увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Классификация доходов, порядок признания доходов в бухгалтерском учёте и отражение в бухгалтерской отчётности производится в соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту 9/99 «Доходы организации».

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (арендная плата).

К прочим доходам организации в соответствии с п. 7 ПБУ 9/99 относятся следующие доходы:

· Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

· Поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

· Поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

· Прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

· Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

· Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счёте организации в этом банке.

Поступления от юридических и физических лиц (п. 3 ПБУ 9/99), не признающиеся доходами организаций, представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 — Поступления юридических и физических лиц, не признающиеся доходами организации.

В соответствии с международными стандартами разработано ПБУ 10/99 «Расходы организации». В нём установлены правила формирования в бухгалтерском учёте информации о расходах коммерческих организаций.

В Положении расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Это определение соответствует международным нормам.

По мнению американских учёных Р. Энтони и Дж. Риса, «расходы представляют собой ресурсы для зарабатывания доходов в течение текущего периода». Они приводят к сокращению нераспределённой прибыли отчётного периода и соответственно капитала.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ и оказанием услуг:

· Расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

· Расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и другие). Элементы расходов от обычных видов деятельности представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 — Элементы расходов от обычных видов деятельности.

К прочим расходам в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» относятся следующие расходы:

· расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

· расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

· расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

· расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

· проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

· расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

· отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учёта (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и так далее), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности.

Не признается расходами организации выбытие активов:

· в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов)

· вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

· (см. текст в предыдущей редакции)

· по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п. ;

· в порядке предварительной оплаты материально — производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

· в виде авансов, задатка в счет оплаты материально — производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

· в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Классификация расходов организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 — Классификация расходов организации.

Отчёт о прибылях и убытках — обязательная составная часть финансовой отчётности. Основное назначение — информирование пользователей об эффективности деятельности организации. Отчёт о прибылях и убытках показывает результаты деятельности организации за отчётный период (квартал, год и т. д.) и то, каким образом она получила прибыли и убытки, то есть путём сопоставления доходов и расходов.

Наиболее упрощённый отчёт о прибылях и убытках содержит информацию лишь о выручке и затратах по форме:

Выручка (доход) — расходы = прибыль (убыток)

На практике известны 2 способа группировки статей в отчёте о прибылях и убытках:

· одноступенчатая форма

· многоступенчатая форма (представлена в таблице 3)

Таблица 3 — Структура многоступенчатой формы отчёта о прибылях и убытках

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Доходы от реализации

40 679

(-) Себестоимость реализованной продукции

21 174

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Валовая прибыль (убыток)

19 505

(-) Операционные расходы

17 166

Прибыль (убыток) от основной деятельности (прибыль от продаж)

2 339

(-) Прочие расходы

499

(+) Прочие доходы

323

Прибыль до налогообложения

2 778

Налог на прибыль

2

Чистая прибыль

1 820

Таким образом, изучив мнения различных учёных по поводу теоретического обоснования таких экономических и бухгалтерских категорий, как прибыль, доход, расход и т. д., сформируем ту теоретическую базу, которую мы будем использовать при дальнейшем написании курсовой работы. Эти данные представим в сводной таблице 4.

Таблица 4 — Теоретическая база по исследованию финансовых результатов.

Термин

Определение

Финансовый результат

Итог хозяйственной деятельности компании и ее подразделений, выраженный в виде финансовых показателей, таких, как прибыль (убытки), изменение стоимости собственного капитала, дебиторская и кредиторская задолженность, доход.

Прибыль

Увеличение в течение отчётного периода капитала (средств, вложенных собственниками) предприятия в результате хозяйственной деятельности.

Доход

Увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Расход

Уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Итак, категорию финансовых результатов и его составляющих исследовали многие учёные, такие как Ф Найт, Дж. Шумтешер, Я. Соколова и др. Их взгляды на данные понятия несколько отличаются от современных определений. Поэтому за основу написания курсовой работы возьмём термины из ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, а также из учебников современных авторов.

1.3 Теоретические модели бухгалтерского учёта финансовых результатов

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Поэтому финансовые результаты занимают одно из важнейших мест в системе бухгалтерского учёта.

Виды деятельности, по которым финансовый учёт должен заниматься определением финансового результата, представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 — Виды деятельности для определения финансового результата.

Такое деление очень важно, так как позволяет определить удельный вес доходов, которые были получены как от основной деятельности предприятия, так и из других источников.

Отражать обособленно прибыль от основной деятельности, от финансовой деятельности и чрезвычайную прибыль на счетах бухгалтерского учёта удобно и для принятия управленческих решений.

Модель бухгалтерского учёта финансовых результатов на предприятии может быть представлена следующим образом (рисунок 8):

Рисунок 8 — Модель бухгалтерского учёта финансовых результатов.

Документальное оформление.

Различные стороны производственной, сбытовой, финансовой деятельности предприятия получают денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в отчёте о прибылях и убытках (форма Ф-2).

Отчет о прибылях и убытках — это документ, который раскрывает финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Отчетным периодом признаются:

· квартал;

· полугодие;

· девять месяцев;

· год.

Таким образом, отчет о прибылях и убытках составляется нарастающим итогом с начала года.

В Отчете о прибылях и убытках отрицательные величины и те показатели, которые необходимо вычесть (т.е. все расходы), записывают в круглых скобках.

В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и прочие.

Заполнение Отчёта о прибылях и убытках регламентировано рядом документов (рисунок 9):

Рисунок 9 — Регламентация Отчёта о прибылях и убытках.

Таким образом, показатели финансовых результатов деятельности предприятия отражены в Отчёте о прибылях и убытках, который имеет строго регламентированную форму.

Учёт доходов.

Финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации определяют на счетах бухгалтерского учета путем сопоставления доходов и расходов. Величина, получаемая вычитанием из доходов, или выручки, себестоимости реализованной продукции, прочих расходов и убытков, и представляет собой прибыль предприятия.

Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает доходы доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения. Очевидно, что организации могут считать обычными видами деятельности те, которые предусмотрены их уставами, систематически осуществляются и приносят доход. Кроме того, согласно ПБУ 9/99, если при систематическом получении дохода величина его составляет более пяти процентов от доходов от обычных видов деятельности, то он должен быть отражен в составе доходов от обычных видов деятельности.

Учёт расходов.

В Отчёте о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), коммерческие, управленческие и чрезвычайные расходы.

Для того чтобы определить финансовый результат от обычных видов деятельности, нужно рассчитывать себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных в отчетном и в предыдущих отчетных периодах, а также переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды (с учетом корректировок в зависимости от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров).

Коммерческие и управленческие расходы, являющиеся неотъемлемой частью фактической себестоимости проданной продукции, товаров (работ, услуг), могут полностью включаться в себестоимость продаж отчетного периода или распределяться. Как правило, они распределяются в производствах с длительным циклом изготовления продукции (работ, услуг) и существенными остатками незавершенного производства. В этом случае управленческие расходы могут распределяться между стоимостью (ценой) продаж и незавершенным производством, а часть коммерческих расходов — между стоимостью проданной продукции и остатками отгруженной, если порядок выручки от продаж признается не по мере передачи прав владения (пользования, распоряжения) на поставленную продукцию (отгруженный товар), а после поступления оплаты.

Выбранный вариант распределения коммерческих и управленческих расходов должен быть закреплен в учетной политике организации.

Прочие расходы зачисляются на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок. Прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно.

Аналитический учёт финансовых результатов.

Аналитический учет на счете 99 «Прибыли и убытки» ведут отдельно по дебетовым и кредитовым операциям с выделением основных видов операций, формирующих балансовую прибыль (убыток):

· от реализации продукции, работ, услуг и товаров;

· от реализации и прочих операций с основными средствами;

· от реализации прочих активов, в том числе нематериальных активов, ценных бумаг, валютных ценностей;

· от курсовых валютных разниц;

· от участия в деятельности других организаций;

· дивиденды от акций и проценты по облигациям и займам.

Аналитический учет по счету 90 ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией. В аналитическом учете по счету 90 организации наряду со стоимостью продукции и вырученными суммами отражают ее количество и качество.

Аналитический учет реализованной продукции имеет целью выявить эффективность реализации отдельных видов или групп продукции (товаров), выполненных работ и оказанных услуг. В аналитическом учете отражаются выручка от реализации, налог на добавленную стоимость и акцизы, себестоимость и финансовый результат (прибыль или убыток) от реализации.

Учёт финансовых результатов проводится в несколько этапов:

1. Определение прибыли (убытка) от продаж как разницы между доходами в виде выручки и расходами в виде себестоимости продаж. Информация об этих показателях формируется на счете 90 «Продажи».

2. Определение прибыли (убытка) от обычной финансовой деятельности путем сложения результата от продаж с прочим результатом, раскрытым на бухгалтерском счете 91 «Прочие доходы и расходы». Размер именно этой бухгалтерской прибыли корректируется для целей налогообложения.

3. Определение нераспределенной (чистой) прибыли или непокрытого убытка от обычной хозяйственно-финансовой деятельности путем вычета из предыдущего показателя суммы начисленных платежей по налогу на прибыль и штрафных налоговых и приравненных к ним санкций, информация о которых содержится на итоговом счете 99 «Прибыли и убытки».

4. Определение нераспределенной прибыли или непокрытого убытка от обычной хозяйственно-финансовой деятельности на основе информации, также содержащейся на счете 99 «Прибыли и убытки».

Учёт продажи товаров.

Организации получают основную часть прибыли от продажи продукции, товаров, работ и услуг (реализационный финансовый результат). Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) определяют как разницу между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и затратами на её производство и продажу.

Реализационный финансовый результат от продаж выявляется на бухгалтерском счёте 90 «Продажи» и определяется в виде разницы между суммой выручки (без косвенных налогов и платежей — НДС, акцизы и т. п.), отражаемой по кредиту счёта 90, и суммой фактической себестоимости проданной продукции, работ, услуг, отражаемой по дебету этого же счёта. При этом в расчёт принимаются также доходы и расходы от операций, составляющих предмет деятельности организации.

Субсчета, которые могут быть открыты к счёту 90 «Продажи», представлены на рисунке 10.

Рисунок 10 — Субсчета к счёту 90.

Субсчёт 90/9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчётный месяц.

В конце каждого месяца сопоставляются итоги оборотов по указанным субсчетам: сумма итогов дебетовых оборотов — по счетам 90/2, 90/3, 90/4, 90/5 с итогом кредитовых оборотов по субсчету 90/1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток от продаж за месяц. Эта сумма записывается заключительным оборотом отчетного месяца по дебету счета 90/9 и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» (в случае прибыли) или по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 90/9 (в случае убытка).

Таким образом, по окончании каждого месяца на синтетическом счете 90 «Продажи» никакого сальдо не имеется. Однако все субсчета этого счета имеют дебетовое или кредитовое сальдо, величина которого накапливается, начиная с января отчетного года. До конца отчетного года никаких списаний по субсчетам счета 90 «Продажи», как правило, быть не должно.

В декабре отчетного года после списания финансового результата за указанный месяц внутри счета 90 «Продажи» производятся заключительные записи по закрытию всех субсчетов. Для этого оборотами со всех субсчетов списываются соответствующие сальдо на счет 90/9. Счета 90/2, 90/3, 90/4, 90/5 закрываются записями по кредиту в дебет счета 90/9. Сумма со счета 90/1 списывается с дебета в кредит счета 90/9. В результате произведенных записей по состоянию на 1 января нового отчетного года ни один из субсчетов счета 90 «Продажи» сальдо не имеет.

Организация синтетического учёта финансовых результатов.

Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним.

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет счета 90 «Продажи».

Схема записей на счёте 90 в течение месяца представлена на рисунке 11.

Рисунок 11 — Схема записей на счёте 90 «Продажи».

На счёте 91 учитываются прочие доходы и расходы. Структура и порядок использования этого счета аналогичны счету 90 «Продажи».

Субсчета, которые заводят к счёту 91 «Прочие доходы и расходы» представлены на рисунке 12.

Рисунок 12 — Субсчета к счёту 91 «Прочие доходы и расходы»

Порядок учета операций с использованием указанных субсчетов аналогичен порядку, рекомендованному для учета операций на счете 90 «Продажи»: по счетам 91/1 «Прочие доходы» и 91/2 «Прочие расходы» записи производятся накопительно в течение отчетного года, сальдо прочих доходов и расходов ежемесячно списывается со счета 90/9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки», а в конце отчетного года счета 91/1 «Прочие доходы» и 91/2 «Прочие расходы» закрываются на счет 91/9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Схема записей на счёте 91 «Прочие доходы и расходы» представлена на рисунке 13.

Рисунок 14 — Схема записей на счёте 91.

Конечный результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия (чистая прибыль или чистый убыток) выявляется на счёте 99 «Прибыли и убытки». Показатели, из которых складывается финансовый результат, представлены на рисунке 15.

Рисунок 15 — Показатели, из которых складывается финансовый результат.

По окончании отчетного года счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. Заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 «Прибыли и убытки» на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

В течение месяца на счете 99 «Прибыли и убытки» отражаются чрезвычайные доходы и расходы, как результат форс-мажорных событий. Они всегда возникают по причинам, не зависящим от администрации. В системе счетов, отражающих финансовые результаты деятельности предприятия за отчётный год, формируется вся необходимая информация о показателях, содержащихся в финансовой отчётности о прибылях и убытках (рисунок 16).

Рисунок 16 — Взаимосвязь счетов для отражения финансовых результатов.

бухгалтерский учет прибыль налогообложение

Налоговый учёт финансовых результатов.

Налоговый учет предназначен для накопления и обработки информации, необходимой для исчисления организациями соответствующих налогов и исполнения обязанности по их уплате в бюджет.

Основные задачи налогового учета в отношении организаций-налогоплательщиков определены п. 1 ст. 23 НК РФ:

· ведение в установленном порядке учета доходов и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

· представление в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, а также документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогового учета являются:

· факты хозяйственной деятельности по реализации товаров (работ, услуг);

· активы, прибыль, доходы;

· стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

· иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристики, если с наличием таких объектов у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговый учёт финансовых результатов осуществляется исчислением налога на прибыль.

Чтобы определить налоговую базу по налогу на прибыль, организация должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, произведенных для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.

В соответствии со статьей 252 НК РФ любые затраты могут быть приняты к уменьшению налогооблагаемой прибыли при одновременном соблюдении следующих условий:

— затраты связаны с деятельностью, приносящей прибыль;

— затраты экономически обоснованы;

— затраты документально подтверждены.

Итак, важнейшие среди показателей финансовых результатов — показатели прибыли, составляющей в условиях рыночной экономики основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширения воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счёт прибыли также выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими организациями.

Таким образом, показатели прибыли — важнейшие для оценки производственной деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

Бухгалтерский учёт финансовых результатов призван обеспечить достоверность и своевременность информации о прибыли, убытках для дальнейших управленческих решений и уплаты соответствующих налогов.

2. Характеристика бухгалтерского учёта финансовых результатов в ОАО «Орелсортсемовощ»

2.1 Характеристика ОАО «Орелсортсемовощ»

ОАО «Орелсортсемовощ» находится по адресу: Орловский район, посёлок Знаменка, пер. Зелёный, д. 10 А.

Организация начала своё существование 22 июня 1934 года как государственное предприятие и называлась «Володарскоеоблсортсемовощ». До 1992 года она меняла только название и оставалась государственной. С 16 октября 1992 года произошло преобразование организации ОАО «Орелсортсемовощ»

Форма собственности — частная. Уставный капитал составляет 2 092−00 рублей. В состав акционеров входят 3 физических лица. Доли в уставном капитале оплачены полностью. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Целью деятельности общества является извлечение прибыли. Для реализации поставленной цели ОАО «Орелсортсемовощ» осуществляет следующие виды деятельности:

· оптовая и розничная торговля семенами, растениями, удобрениями;

· фасовка семян и удобрений;

· оптовая и розничная торговля товарами народного потребления;

· производство продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления;

· организация и проведение выставок, выставок продаж, ярмарок, аукционов, конкурсов;

· аренда и субаренда зданий, сооружений, оборудования и прочего имущества.

Общее собрание акционеров — высший орган управления ОАО «Орелсортсемовощ», через который акционеры реализуют своё право на участие в управлении организацией. Общее собрание акционеров создало ревизионную комиссию в количестве 3 человек, осуществляющую контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации, и она является подотчётной непосредственно Общему собранию акционеров.

Совет директоров — орган управления ОАО «Орелсортсемовощ», отвечающий за деятельность единоличного исполнительного органа в лице генерального директора и осуществляет контроль. В состав Совета директоров ОАО «Орелсортсемовощ» входит 5 физических лиц.

Генеральный директор — орган управления ОАО «Орелсортсемовощ», руководящий его текущей деятельностью и реализующей стратегию, определённую Советом директоров и Общим собранием акционеров.

Структура ОАО «Орелсортсемовощ» представлена на рисунке 17.

Рисунок 17 — Организационная структура ОАО «Орелсортсемовощ»

Управление, осуществляющее текущую деятельность организации, состоит из таких звеньев, как генеральный директор, коммерческий отдел, финансовый отдел, производственный отдел. Все отделы организации должны вести свою деятельность на основании Положений об отделе и Должностных инструкций. В ОАО «Орелсортсемовощ» работники отделов осуществляют свою деятельность на основании должностных инструкций. Отсутствие положений об отделах, говорит о том, что организация не может эффективно организовать свою деятельность и оценить результаты работы её работников.

Основным звеном является генеральный директор, действующий на основании устава, в компетенцию которого входят все вопросы, касающиеся текущей деятельности предприятия.

Коммерческий отдел возглавляет коммерческий директор. Он, в первую очередь, отвечает за работу с клиентами и прибыль компании, разрабатывает и курирует продвижение товаров компании на рынке. В общем, можно сказать, что основная цель работы коммерческого директора — максимальное извлечение прибыли и её эффективное распределение. В состав коммерческого отдела входит отдел маркетинга. Работниками этого отдела являются менеджеры и продавцы. Менеджер организовывает работу по рекламированию производимой продукции с целью продвижения на рынки сбыта, информируя потребителей о преимуществах, качествах и отличительных свойствах рекламируемых товаров и услуг. Непосредственно продажей занимаются продавцы.

Финансовый отдел возглавляет финансовый директор. Его функции представлены на рисунке 18.

Производственный отдел возглавляет директор по производству. Он занимается организацией своевременного выпуска качественной продукции службами предприятия, находящимися в его непосредственном подчинении, обеспечивает внедрение в производство новейших методов и систем планирования и организации производства.

На данном предприятии производится расфасовка семян, и поэтому существует производственный отдел. Руководителем производственного отдела является заведующий производственным отделом. В его подчинении находится отдел расфасовки и кладовщики. Кладовщик осуществляет руководство работами по приёму, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей на складах, по их размещению с учётом наиболее рационального использования складских площадей, облегчения и ускорения поиска и отпуска, а также сохранности товарно-материальных ценностей.

Рисунок 18 — Функции финансового директора.

Бухгалтерский учёт в ОАО «Орелсортсемовощ» осуществляет бухгалтерия как самостоятельное структурное подразделение, возглавляет её главный бухгалтер. При ведении бухгалтерского учёта бухгалтерская служба руководствуется не только законодательными актами, законами и постановлениями, но и приказами и распоряжениями внутреннего распорядка.

В состав бухгалтерской службы входит 5 человек: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер-кассир, бухгалтер-аналитик и бухгалтер. Все обязанности между сотрудниками бухгалтерии распределены и описаны в приложении к учётной политике.

Структура бухгалтерии отражена на рисунке 19.

Рисунок 19 — Структура бухгалтерской службы ОАО «Орелсортсемовощ».

В соответствии с должностной инструкцией главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учёта хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учёте учётную политику. Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчётов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчётности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы. Руководит работниками бухгалтерии.

В основе ведения бухгалтерского учёта ОАО «Орелсортсемовощ» лежит учётная политика. Её составляет главный бухгалтер и оформляет в виде приказа. Утверждает учётную политику руководитель предприятия.

Учётная политика для бухгалтерского учёта в ОАО «Орелсортсемовощ» разработана на основании ПБУ 1/98 «Учётная политика организации». Она разрабатывается ежегодно в соответствии с законодательством по бухгалтерскому учёту. Налоговая учётная политика и учётная политика в целях бухгалтерского учёта оформлены единым приказом. Таким образом, учётная политика ОАО «Орелсортсемовощ» состоит из двух частей: учётная политика для целей бухгалтерского учёта и налогового учёта.

Элементы учётной политики для бухгалтерского учёта представлены на рисунке 20.

Рисунок 20 — Разделы учётной политики для бухгалтерского учёта.

В организационно-техническом разделе отражается структура бухгалтерии, форма бухгалтерского учёта (автоматизированная), порядок и сроки проведения инвентаризации и т. д. В методологическом разделе указаны способы и методы ведения бухгалтерского учёта (в частности, основных средств, нематериальных активов, материалов), приводится рабочий План счетов.

Предприятие имеет в собственности имущество, отражаемое на самостоятельном балансе. Предприятие располагает и собственными, и арендованными основными средствами. По данным Приложения к бухгалтерскому балансу за 2009 год (Приложение 2) балансовая стоимость основных средств на конец года составила 7 634 тыс. руб., а остаточная балансовая стоимость — 3 954 тыс. руб. К основным средствам, находящимся на балансе предприятия, относятся:

· здания (административное здание, производственный цех) на сумму 2 320 тыс. руб., в том числе гараж, магазин, склад, 4 торговых павильона (стационарные);

· сооружения на сумму 456 тыс. руб., сюда входят: часть автомобильной дороги, беседка, 6 торговых павильонов (не стационарных, которые можно переносить);

· машины и оборудование на сумму 2 657 тыс. руб. — расфасовочные автоматы, контрольно-кассовый машины, организационная техника, торговое оборудование, мешкозашивочная машина и фасовочная машина;

· из транспортных средств у предприятия находятся легковые и грузовые автомобили на сумму 1 812 тыс. руб. ;

· производственный и хозяйственный инвентарь на сумму 380 тыс. руб. — офисная мебель, электронагреватель, водонагреватель.

Сравнивая с данными за 2007 год, можно заметить рост стоимости основных средств на предприятии. Так, стоимость машин и оборудования увеличилась на 255 тыс. руб., транспортных средств — на 941 тыс. руб., производственного и хозяйственного инвентаря — на 244 тыс. руб. Динамика стоимости основных средств представлена в таблице 5.

Таблица 5 — Динамика стоимости основных средств.

Наименование показателя

Стоимость основных средств на конец 2007 года, тыс. руб.

Стоимость основных средств на конец 2009 года, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Здания

2 320

2 320

0

0

Сооружения и передаточные устройства

456

456

0

0

Машины и оборудование

2 402

2 657

111

11

Транспортные средства

871

1 812

208

108

Производственный и хозяйственный инвентарь

136

380

279

179

Из данных таблицы видно, что к концу 2009 года значительно увеличилась стоимость машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Орелсортсемовощ» представлен в таблице 6. Он проведён на основе таких показателей, как выручка, себестоимость, прибыль (убыток) от реализации и финансово-хозяйственной деятельности и некоторых других с учётом индекса инфляции, который в 2009 году составил 1,12. Анализ проведён на основании Отчета о прибылях и убытках за 2008 и 2009 гг. (Приложения 1 и 3) и Ежеквартального отчёта бухгалтера за 1 квартал 2010 года.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой