Формирование знаний о растениях посредством ухода за ними у детей пятого года жизни

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Педагогика


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Выпускная квалификационная работа

Тема: «Формирование знаний о растениях посредством ухода за ними у детей пятого года жизни»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей среднего дошкольного возраста.

1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях у детей среднего дошкольного возраста.

1.2 Пути и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста.

1.3 Содержание и методика формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей среднего дошкольного возраста.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними.

2.1 Констатирующий этап эксперимента.

2.2 Методика формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.

2.3 Контрольный этап эксперимента

Заключение

Приложение

Список литературы

Введение

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения, разрушения, сохранения всего разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты.

В нашей стране это Закон Р Ф «Об охране окружающей природной среды» и Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30. 03. 1998. № 4/1−6). Таким образом, экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольного учреждения. В этих документах подчеркивается роль знаний, как основы будущего мировоззрения личности.

И.П. Подласый дал такое определение знаниям — это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; коллективный опыт человечества, результат познания объективной деятельности.

Проблема формирования знаний рассматривается в трудах таких педагогов как: А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, Л. А. Венгер.

В педагогической литературе раскрываются различные подходы к формированию знаний в дошкольном возрасте. Так, например, в работах А. П. Усовой представлена роль знаний как основной формы обучения дошкольников и пути формирования знаний.

Л.В. Венгер рассматривал знания, как средство развития подсознательных способностей. Н. Н. Поддьяков подчеркивал необходимость формирования системы знаний. В целом, все ученые сходятся в одном, знания- это необходимый компонент в формировании полноценной личности ребенка.

Исходным звеном воспитания осознанного правильного отношения дошкольников к природе, являются конкретные знания, отражающие ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения роста и развития. Возможность усвоения таких знаний детьми среднего возраста раскрыты такими психолого-педагогическими исследователями как П. Г. Саморукова, И. А. Федотова, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Возможность таких знаний обоснована работами детских психологов А. Е. Запорожца, Н. Н. Поддьякова.

Экологические знания — это знания, которые помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную позицию, познавательный опыт в целом. Экологические знания становятся основой экологического воспитания.

Знания рассматриваются как аспект умственного воспитания. По мнению С. К. Козловой, умственное воспитание — это планомерное, целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение принять усвоение знаний в деятельности.

По мнению Л. С. Выготского, у дошкольников формируются знания только в процессе активной деятельности, которым является труд. В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов для удовлетворения своих потребностей».

Необходимость трудового воспитания обосновали следующие педагоги: Р. С. Буре в книге «Учите детей трудиться», где рассматриваются разновидности коллективного труда; В. И. Логинова разработала методику моделирования трудовых процессов для детей; В. Г. Нечаева рассматривала основные направления в трудовом воспитании детей дошкольного возраста, раскрыла некоторые особенности труда, определила методы руководства трудом дошкольников. М. М. Марковская выделила знания о комнатных растениях, которые должны быть сформированы у детей пятого года жизни: «дети должны знать название 4−5 растений, называть их части (стебель, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения, отмечать форму листьев»; детей нужно научить выполнять следующие операции по уходу за комнатными растениями: поливать их водой комнатной температуры, знать какое растение нуждается в поливе, а какое нет, протирать пыль; дать понятие о факторах развития растений: свет, тепло, влага, уход за ними человека.

С.Н. Николаева выделяет экологическое значение труда, определяет условия активного взаимодействия с природой. Все это позволяет приобрести детям необходимые знания об окружающем мире и, в том числе, о комнатных растениях.

Дошкольный возраст — это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому именно этот возраст является наиболее благоприятным для приучения детей к труду и формированию знаний о комнатных растениях.

В последние годы в практике пользуются новыми программами, где определен круг знаний детей о природе. Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру; в программе «Детство», раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» представляет знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений; «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой определяет объем, содержание и требование к знаниям детей о природе (растительном и животном мире).

Однако, наблюдения показывают, что дети пятого года жизни в достаточной мере имеют лишь знания о животных, тогда как знания о растениях поверхностны, недостаточно осознаны. Это происходит из-за фрагментарности, отсутствия системного подхода к формированию у детей знаний о растениях, что подтверждается анализом планов воспитательно-образовательной работой в ДОУ, где занятия по экологическому образованию планируются в среднем 1−2 раза в месяц, причем из них занятие по ознакомлению с растениями всего одно в 2 месяца.

Комнатные растения: из них надо выбрать растения, похожие на дерево, траву или куст. Неприхотливые, цветущие, желательно с одноцветными цветами (примула, бегония, герань, бальзамин, кливия), с широкими плоскими листьями (фикус), контрастными листьями (традесканция, драцена).

Эти виды комнатных растений украшают детский сад и в то же время очень удобны для осуществления образовательных и воспитательных задач. С помощью комнатных растений проводятся занятия по ознакомлению детей с растениями, прививают трудовые навыки по уходу за ними.

В результате полипрограммирования и возникает практика отбора содержания знаний, поэтому данная проблема является актуальной. Исходя из актуальности, был выделен методологический аппарат.

Методологический аппарат:

Тема: «Формирование знаний о растениях посредством ухода за ними у детей пятого года жизни».

Объект исследования: умственное воспитание детей пятого года жизни.

Предмет исследования: педагогические условия формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.

Цель исследования: выделить и опытно-экспериментальным путем проверить условия, способствующие формированию знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить условия формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.

2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.

3. Раскрыть и опытно-экспериментальным путем апробировать методику формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.

4. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов.

Методика исследования: наблюдения, беседы, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.

Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей среднего дошкольного возраста

1. 1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях у детей дошкольного возраста

Дети пятого года жизни получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, через книги и телевидение, в формирующейся учебной деятельности. Знания формируются как в стихийном познании природы, так и в процессе направленного умственного воспитания. Знания являются результатом умственного воспитания. Знания - это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; коллективный опыт человечества, результат познания объекта и деятельности (И.П. Подласый). Знания - результат познания, научные познания, научные сведенья; совокупность сведений в какой-нибудь области (С.И. Ожигов).

Как показал ряд педагогических и психологических исследований, дошкольное детство нельзя рассматривать как период накопления лишь отдельных конкретных представлений о вещах. На протяжении этого периода наблюдаются существенные сдвиги в умственном развитии, формируются общие представления и понятия, складываются важные мыслительные операции - умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Знания рассматриваются как аспект умственного развития. Знания ребенок приобретает в процессе учебной деятельности.

Умственное воспитание — это специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников системы элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, а так же на развитие способностей детей. Глубокому изучению формирования знаний посвятил свои работы Л. С. Выготский. Благодаря этим исследованиям стало возможно комплексное изучение интеллекта на всех его уровнях, что позволяет разносторонне воздействовать на умственное развитие (12).

Умственное развитие - это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влияние воспитательных воздействий. Вклад в развитие умственного воспитания внесли такие ученые, как Н. Н. Поддьяков, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. Результаты этих исследований показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее.

Детский сад - первое самое ответственное звено в общей системе народного образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий детей, который обеспечивает успешное умственное развитие его. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами (А, В, Запорожец, Л. А. Венгер, В.С. Мухина).

Важная и наиболее сложная проблема умственного развития дошкольников — формирование у них активности и самостоятельности мыслительной деятельности. В процессе умственного развития ребёнка тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно — действенная, наглядно — образная и логическая. Тесная взаимосвязь этих мышлений позволяет говорить об общих закономерностях развития мыслительной деятельности у дошкольников. Вместе с тем каждая форма характеризуется своими особыми средствами и способами осуществления и выполняет специфические функции в общем процессе умственного развития детей.

Умственное развитие ребенка происходит как в процессе системного обучения на занятиях в детском саду, так и в процессе повседневной жизни ребенка.

Важную роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания. Умственное воспитание выступает как формирование у детей определенного объема знаний об окружающих предметах и явлениях (общественной жизни, живой и неживой природе) и способов мыслительной деятельности - умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать простые обобщения.

Успешность умственного развития зависит от характера усваиваемых знаний, а также от методов обучения. Впервые она была представлена в работах Л. С. Выготского (12). Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога с детьми с целью приобретения последними знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития способностей. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение.

Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно- исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков (58). Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями, определённым опытом, и теми, кто их усваивает (А.Н. Леонтьев). Обучение затрагивает всю жизнедеятельность обучаемого: обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально- оценочного отношения к миру, к самому себе (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения внесли Е. Н. Водовозова, П. Ф. Лесгафт, Е. И. Флерина. Они тесно связывали дошкольное обучение с ознакомлением с окружающей жизнью, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы.

Сложность исследования проблемы обучения и развития обусловлена недостаточной разработанностью, как понятия «обучение», так и понятия «развитие». В ряде исследований основные закономерности обучения выводятся из особенностей познавательной деятельности детей (А.П. Усова). Действительно, при поверхностном анализе процесса обучения на первый план выступает тот неоспоримый факт, что обучение должно строиться с учетом личного уровня развития ребенка. В противном случае он не усвоит новые знания, новые способы мыслительной деятельности. Однако, важно подчеркнуть, что личный уровень познавательной деятельности детей является результатом стихийных форм предшествующего обучения.

Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения. Мировоззрение - это система взглядов человека на природу, общество, труд. Мировоззрение - могучее орудие в творческой, преобразующей деятельности человека. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умений сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним.

Исследования А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, П. Г. Саморуковой выявили, что наиболее высокого уровня умственного развития можно добиться в том случае, если давать детям не разрозненные сведения, а систематизированный круг знаний, отражающих существенные связи и зависимости в той или иной области действительности (связь между ростом растений и условиями их существования). Условия систематизированных знаний развивают у ребенка умение вычленять основные стороны действительности и увязать их в целостное знание о мире, создают важные предпосылки для владения такими формами теоретического мышления, которые особенно ценны при современных требованиях к обучению в детском саду (В.В. Давыдова, Л.Ф. Обухова) (22).

Наиболее заметные сдвиги в умственном развитии детей происходят в процессе обучения на занятиях, которые в связи с этим рассматриваются как главный фактор умственного воспитания. Этот факт имел подтверждение в ряде научно-экспериментальных работ (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, М. Ф. Талызина, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, Н.А. Менчинская).

В педагогике многие авторы занимались вопросами умственного развития: Л. В. Выготский, Л. В. Занков, Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. Л. В. Занков отмечал, что для умственного развития важно не только накопление фондов знаний, но и своего рода умственных приемов, операций, хорошо «отработанных» и прочно закрепленных, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. Он считал, что общее развитие отличается от умственного тем, что охватывает не только познавательные процессы, но так же волю и чувства. Л. С. Выготский подчеркивал, что центральный вопрос умственного развития - формирование осознанности и произвольности. Свое положение о том, что обучение должно идти впереди развития, он подкрепляет идеей, имеющей практическое значение, о «зоне ближайшего развития», на которую должен ориентироваться педагог.

Д.Б. Эльконин, исследуя значимость и роль содержания знаний в умственном развитии ребенка, создает обоснованную характеристику критериев его отбора. В содержание обучения должны входить не только научные определения и факты, но и рассуждения, доказательства, аргументы, позволяющие одновременно с овладением знаний формировать способы познавательной деятельности для получения этих знаний.

Знания - продукт определённых познавательных действий ребёнка. При формировании новых знаний необходима организация новых познавательных действий детей. На основе этих положений в дидактике разработано определение методов обучения. Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога и руководимых им детей с целью приобретения детьми знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения и развития способностей. В обучении имеет место познавательная и связанная с ней практическая деятельность детей, имеющая образовательное и воспитательное значение.

В целом, проблема методов обучения получила за последние годы существенное развитие. При разработке этой проблемы дошкольные научные работники опирались на теоретические исследования ведущих педагогов Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, И. Я. Лернера, Г. И. Щукина.

Большой интерес представляют исследования Ю. К. Бабанского. Он выделял три основные группы обучения:

стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности детей;

организация и осуществление учебно-познавательных действий;

контроль и самоконтроль эффективности учебно-познавательной деятельности.

Данная группа методов имеет различные, конкретные формы проявления в зависимости от возрастной специфики обучаемых детей (6).

В дошкольном возрасте основным мотивом обучения является познавательный интерес. Именно наличие у детей познавательного интереса к обучению повышает эффективность этого процесса и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями.

Познавательный интерес проявляется в постоянно активном стремлении человека к познанию, к открытию, к получению новых, полных и глубоких знаний. Познавательные интересы имеют особое значение в развитии детей, главным содержанием жизни которых является обучение. Устойчивый познавательный интерес активно содействует глубокому усвоению знаний, формированию научного мировоззрения, убеждённости.

В ряде случаев получены сведения о том, что познавательная деятельность тесно связана с практической, преобразующей деятельностью самих детей, и в значительной мере определяются ею. Усвоенные с помощью взрослого способы практического преобразования предметов выступают как мощный инструмент познания окружающего мира вещей. Особое значение данные способы имеют для обнаружения скрытых, непосредственно не воспринимаемых сторон, свойств, связей предметов (Г.И. Минская, Е. Е. Лысенко, Е.И. Корзайова).

Исходным звеном формирования знаний о растениях является система конкретных знаний, отражающих ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленности к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми среднего дошкольного возраста доказана психолого-педагогическими исследователями: П. Г. Саморуковой, И. А. Комаровой, И. А. Федотовой, Н. Н. Кондратьевой, Е. Ф. Терентъевой.

Спецификой системы знаний является ее построение на конкретно-ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию наглядно-образного мышления. В целом, все ученые сходятся в одном: знания - необходимый компонент формирования полноценной личности ребенка (С.Н. Николаева).

Ознакомление с природой занимает особое место в умственном воспитании детей. Большая часть знаний, которыми дети овладевают в детском саду - это конкретные сведения и факты из области живой и неживой природы. Однако, решающими для умственного развития являются обобщённые знания, усваиваемы в ряде научно-экспериментальных работ (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, М. Ф. Талызина, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, Н.А. Менчинская).

Введение в детские сады систематического обучения на занятиях явилось важным этапом развития дошкольного воспитания в нашей стране. Занятия являются основной формой обучения в детском саду. Именно на занятиях процесс обучения может быть построен в соответствии со всеми основными требованиями дидактики.

Эффективность умственного воспитания, прежде всего, зависит от содержания занятий, от того, какие знания, в какой системе и последовательности необходимо дать детям дошкольного возраста.

Опираясь на первоначальный опыт и личные впечатления детей, педагог, прежде всего, пополняет их представления конкретными существенными сведениями. Они необходимы для формирования у дошкольников отчётливого разностороннего, обобщённого знания о познаваемом явлении. Для этого педагог старается в первую очередь заполнить существенные пробелы в знаниях детей, помогает увидеть главное в наблюдаемом явлении, заставляет внимательнее всмотреться в действия человека, чтобы понять их назначение.

В ходе обучения ребёнок овладевает знаниями постепенно, поэтапно. Условно можно выделить несколько таких этапов. Каждому этапу соответствует определённый уровень знаний и возможностей ребёнка в осмыслении природных явлений, а также определённая направленность педагогического руководства умственной деятельностью дошкольников.

На первом этапе происходит количественное накопление конкретных сведений о конкретном явлении. Задача педагога - управлять процессом ознакомления детей с определёнными явлениями таким образом, чтобы они усваивали наиболее существенные его признаки, чтобы представления складывались у детей отчётливо, неискажённо.

На втором этапе под руководством воспитателя продолжается увеличение общего объёма конкретных признаков и одновременно опыта, которое, взаимодействуя с вновь усваиваемыми знаниями, обусловливает порождение новых, неожиданных знаний, выступающих в виде догадок, предположений. Эти знания не всегда отчётливы, однако, они дают тот материал, который является основой активной мыслительной деятельности детей, на определённом этапе которой ребёнок приходит к достаточно ясным суждениям.

Отбор сведений о природе осуществляется с учётом их воспитательного характера, научной достоверности, конкретности и доступности детям дошкольного возраста.

Содержание знаний, усваиваемых детьми, должно быть воспитывающим (С.А. Козлова «Педагогика», стр. 204).

У детей формируют элементарные, но научно достоверные знания о явлениях природы, подчёркивающие их взаимозависимость и материальность мира, роль человека в природе.

Знания должны быть доступными всем дошкольникам; они усложняются от группы к группе, становятся более детализированными и в то же время более обобщёнными. Знания должны быть конкретными.

Овладение ребёнком определёнными знаниями, его подъём на новую ступень умственного развития позволяет ему осмыслить новые, ещё не совсем ясные горизонты знаний. У него возникают неясные контуры новых связей и отношений в той или иной области действительности, т. е. одновременно возникают неясные знания, догадки, вопросы.

Содержание и структура усваиваемых знаний формируют познавательные способности и мышление воспитанников. Освоение способов умственной деятельности осуществляется лишь в процессе усвоения и применения знаний.

Наиболее заметные сдвиги в умственном развитии детей происходят в процессе обучения на занятиях, которые в связи с этим рассматриваются как главный фактор умственного воспитания, начинается систематизация представлений детей об отдельных сторонах явлений природы. Складываются небольшие упорядоченные «островки» знаний, и в первую очередь там, где отчётливо выделены и осмыслены существенные признаки явления, установленные связи.

В дальнейшем всё большее количество сторон явления приобретают для ребёнка отчётливость, между ними устанавливаются определенные взаимосвязи, и знания выстраиваются в единую, связную систему. У ребёнка образуется целостное представление о явлении. На установлении с детьми связей и отношений между всеми сторонами явления и должно быть сосредоточено главным образом внимание педагога. В результате у дошкольников складываются одновременно и дифференцированные, и обобщённые представления о явлении.

Переход от одного этапа к другому происходит в ходе целенаправленного педагогического руководства процессом детского познания. Соблюдение определённой последовательности в формировании представлений детей о растениях делает этот процесс более управляемым, а складывающиеся у детей знания - более отчётливыми, полными и упорядоченными.

В тоже время при знакомстве дошкольников с растениями следует учитывать как своеобразие познаваемого объекта, так и познавательные возможности и особенности (возрастные и индивидуальные) самих детей.

В дошкольном возрасте необходимо учить детей различать и называть наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности деревья, кустарники, травянистые растения. Воспитанников детского сада знакомят и с комнатными растениями, учат узнавать, различать и называть наиболее яркие, часто встречающиеся из них (34).

В дошкольном возрасте детям доступны знания о потребностях растений: для жизни, роста и развития растения нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Ребята учатся различать части растений (лист, стебель, корень, цветок), узнают о функциях некоторых из них. Очень важно дать воспитанникам элементарные знания об охране растений.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для умственного и словесного развития.

Идеи К. Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е. Н. Водовозовой, Е. И. Тихеевой, которые уделяли много внимания природе, как средству воспитания детей дошкольного возраста. Общим для периода 1950- 1970-х годов стал вывод о том, что дети дошкольного возраста в условиях организованного взрослым педагогического процесса с успехом усваивают разнообразные знания о природе, эти знания развивают детей в умственном плане, а при эмоциональной их подаче становятся основой положительного отношения к природе.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детские психологи (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашали необходимость:

· усложнения содержания обучения — привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей деятельности;

· построения системы знаний, усвоение которых обеспечило бы эффективное умственное развитие ребенка.

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентъева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно, зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой (42).

1.2 Пути и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни

Процесс формирования знаний происходит как в стихийной форме, так и в процессе целенаправленного обучения.

Обучение - процесс целенаправленной передачи исторического опыта, организации формирования знаний, умений и навыков (А.П. Усова).

В обучении используются наглядные, словесные, игровые, практические методы. Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога с детьми с целью приобретения последними знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития способностей. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение.

Суть обучения заключается не только в том, как доносит до детей новые знания педагог, но и в том, какова деятельность самих детей - носит ли она чисто познавательный характер или действия ребёнка практические (Л.С. Выготский).

Экологические знания - это знания, которые помогают сформировать у детей определённое отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию, познавательный опыт в целом.

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребёнка, умением сочувствовать, удивляться, заботиться о живых организмах, умением видеть красоту окружающего мира.

Важным педагогическим условием формирования знаний о растениях является использование наблюдения, так как оно повышает интерес к природе, создаёт условия для применения знаний, в новой ситуации стимулирует развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.

Наблюдению, как важному методу познания природы, придавали очень большое значение. В 50−70-е годы проводились исследования, которые позволили вскрыть особенности познания дошкольниками природы через наблюдение (Э.И. Залкинд, А. Н. Васильева, П.Г. Саморукова). Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о растениях, деревьях, кустарниках.

Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщённые представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности (23).

В исследованиях утверждается, что наблюдение - это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребёнка.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания хорошо усваивались. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объёму и содержанию.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приёмы, организующие активное восприятие детей: задаёт вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Познание дошкольниками явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность.

Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования -обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях растений, их структуре.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Обучение детей моделированию должно быть связанно с использованием обследовательских действий. Важно учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов природы. Например, при сравнении двух растений - учить вначале обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня.

С дошкольниками можно создавать и использовать различные модели. Важнейшими из них являются календари природы, календари наблюдений за ростом и развитием растения. Календарь интересно рассматривать детям, потому что они сами рисовали, сами трудились.

Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы.

Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. Этот материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений).

Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.

В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр — игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

Дидактические игры — игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о растениях. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков, обобщать и классифицировать.

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях.

Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов.

Творческие игры природоведческого содержания - это те, в которых дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Самостоятельный характер творческих игр не даёт возможности воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений. Воспитатель должен приглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить.

Для того чтобы знания детей о растениях были осознаны, в детском саду используются несложные опыты. Опыт — это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к растениям, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Также воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода - создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте. Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышления, будить их воображение, чувства.

Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить их глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.

После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы - помочь детям глубже узнать растения, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

Беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями: для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией, просмотром кинофильма); для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о растениях.

В каждой беседе решается задача развития речи детей. В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды:

· установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д. ;

· эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач;

· итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о растениях. Итоговая беседа проводится по мере накопления детьми представлений о растениях и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. В ходе такой беседы задаются различные вопросы: репродуктивные и поисковые. Используется сравнение по признакам различия и сходства. Можно опираться на опыт детей.

1.3 Содержание и методика формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей среднего дошкольного возраста

По мнению Л. С. Выготского у дошкольников формируются знания только в процессе активной деятельности, которой является труд (9).

Особое значение труда видел К. Д. Ушинский. Он писал: «Тело, сердце и ум человека требуют труда и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу. Но воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду».

Известный советский педагог В. С. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитанием, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых не возможно жить человеку».

Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение природы для удовлетворения своих потребностей.

Одним из средств формирования знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста является трудовая деятельность, а именно деятельность детей в процессе ухода за растениями (33).

Трудовое воспитание — целенаправленный процесс формирования знаний о труде взрослых и воспитание уважения к людям труда, обучение простейшим трудовым навыкам и воспитание интересов к труду, воспитание трудолюбия и самостоятельности, воспитание умения трудиться в коллективе.

В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают их, знакомясь с условиями их обитания. У них развивается любознательность, познавательный интерес. Труд становится важным средством умственного развития детей (В.Г. Нечаева).

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Для детей средней группы в уголке природы помещаются растения, требующие новых приемов ухода. В процессе труда воспитатель продолжает учить детей отмечать сходство и различия между растениями по форме, величине, окраске листьев и цветов, формировать интерес и любовь к растениям, умение замечать изменения в их развитии. Это расширяет их представление о живых растениях, вызывает живой интерес к ним.

К основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относится ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детям различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работы воспитанниками и всей группой.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе детей приучают трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих связей. Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию правильного отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным (С.Н. Николаева. Программа «Юный эколог»).

По сравнению с предыдущим возрастом значительно усложняется организация коллективного труда. Здесь имеет место общий труд и труд совместный. При организации общего труда дети подразделятся на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается один. Например, коллективная уборка в уголке природы. Имеет место и более сложный вид коллективного труда — труд совместный. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

По организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиваться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена, подобрать инвентарь для работы. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы и указания. В процессе руководства трудом детям ставится задача развития контроля и самоконтроля, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя. Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству. Воспитатель вместе со всеми детьми оценивает работу с точки зрения выполнения задания.

Особенностью руководства трудом в средней группе является то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает детей не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, готовить весь необходимый инвентарь.

С.Н. Николаева рекомендует организовывать экологический подход к проведению труда в природе. Это заключается в том, что его надо рассматривать как процесс создания условий для живых существ — обитателей детского учреждения. В процессе труда внимание должно быть направлено на растения, за которыми осуществляется уход: их состояние и самочувствие, условия, в которых они находятся в данной момент. Труд в природе — это прежде всего гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребенка, это понимание благоприятного или неблагоприятного состояния обитателей уголка природы, это — сочувствие и жалость, это — желание, чтобы им было хорошо. И только во вторую очередь труд в природе — это правильные действия и операции с правильными условиями и оборудованием (46).

Экологический подход к организации детского труда по уходу за комнатными объектами — это демонстрация и осознание посреднической роли человека в существовании всех тех, кого он решил выращивать. Человек и его труд — средообразующий фактор в жизни, необходимо, чтобы это понимали воспитатели и формировали такое же понимание у детей.

В организации любого труда в природе необходимо четко выделить три этапа:

1. осмотр — наблюдение живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;

2. трудовая деятельность в том наборе и объеме, которое были определены при осмотре;

3. заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов.

Смысл начального наблюдения — вызвать необходимость трудовых условий. Смысл завершающего наблюдения — дать ребенку почувствовать удовлетворение, получить положительные эмоции от проделанной работы.

Уголок природы необходим в детском саду, поскольку дети постоянно наблюдают за комнатными растениями, и это дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказ взрослых.

В средней группе детского сада дети уже имеют некоторые знания, навыки по уходу за комнатными растениями, осознают свои обязанности. П. Г. Саморукова рекомендует воспитателю иметь возможность с середины года приучать их к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей. Они могут договориться, кто за какими объектами будет ухаживать. Педагог в этом случае «подсказывает» детям выбор объектов, следит за тем, чтобы они бережно обращались с растениями, работали аккуратно, дружно и доводили начатое дело до конца.

Следует так поставить работу, чтобы дети сообщали воспитателю об её окончании и просили проверить сделанное. Вначале ребенок оценивается в конце каждого дня. Дети рассказывают всей группе, как они ухаживают за растениями, что нового, интересного заметили. Поэтому целесообразно периодически производить осмотр уголка природы со всеми детьми. Это вызывает еще больший интерес к работе, повышает ответственность детей за выполнение своих обязанностей. При оценке работы следует подчеркнуть хорошее состояние растений с тем, чтобы доставить детям удовольствие и радость от результатов своей работы.

Время от времени дети привыкают к коллективной уборке уголка природы: они моют комнатные растения, протирают полки на которых стоят растения. Здесь очень важно так распределить поручения, чтобы дети могли окончить работу одинаково, важно поддерживать у них согласованность в работе, правильные взаимоотношения.

В уголке природы надо подобрать растения, которые были бы интересны детям. Растения должны быть похожи на дерево и кусты (герань и бальзамин), неприхотливыми, ярко цветущими (кливия, примула), с широким плотными листьями (фикус, герань). Воспитателю, безусловно, нужно знать особенности каждого растения, которые находятся в группе.

При определении необходимости полива у детей должен быть «избирательный подход» к растениям при обследовании. Если у растения земля светлая, сухая на ощупь, то оно нуждается в поливе; у другого темная, влажная — оно не требует полива. Детей этого возраста продолжают обучать поливке растений в связи с переходом на зимний режим и в соответствии с биологическими особенностями растений. Правилами полива растений дети могут пользоваться в соответствии с полученными знаниями, каждый раз обдумывая, что и как делать.

По мере необходимости дети рыхлят почву у комнатных растений, определяя потребность в этом по трещинам на земле, по стеканию воды во время поливки. Если корни растений расположены близко к поверхности земли, например как у бегонии, рыхлить землю надо особенно осторожно. Дети помогают воспитателю подкармливать растения, убеждаясь при этом в том, что растения, которые подкармливают, цветут гораздо дольше и красивее, чем те, которые не подкармливали.

Дети усваивают новые и закрепляют усвоенные ранее приемы содержания растений в чистоте. Они учатся протирать «варежкой» пыль с листьев растений так, чтобы не повредить растения. Детям объясняют, что растениям нужно тепло, свет и вода. Если растение особенно светолюбивы (бегония, фикус, примула), а есть тенелюбивые (бегония-Рекс, кливия).

Для того, чтобы дети понимали необходимость ухода за объектами уголка природы, воспитатель предлагает им решить, что надо делать, для чего, как все делать по правилам, и проверять, как каждый ребенок выполняет все процессы (рыхлит землю, поливает, моет листья), при этом от детей требуется бережное отношение к растениям.

При подборе обитателей уголка живой природы следует учитывать ряд требований, что поможет избежать ошибок и обеспечит эффективность воспитательного и образовательного воздействия труда и наблюдений детей. Вот эти требования:

1. Растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.

2. Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызывать и удерживать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.

3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

4. Растения должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.

5. Уголок природы — место труда и наблюдения детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

6. Необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и т. д.

Знания детей средней группы о комнатных растениях получают существенные дополнения. Дети узнают о том, что растениям для роста и развития нуждаются в тепле, свете, влаге и человеческом уходе. Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие- в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой