Управление затратами предприятия на примере ООО "Шанс"

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Экономика


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Дипломная работа

на тему Управление затратами предприятия на примере ООО"Шанс"

Введение

Современное рыночное состояние требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе внедрения новых технологий, материалов, эффективных форм хозяйствования и управления производством.

Изначально целью создания любого предприятия были удовлетворение потребностей человека и получение прибыли. Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов зависит от многих факторов, и в первую очередь от величины затрат на производство продукции, выполнения работ или оказания услуг.

В условиях развития рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Исчисление этого показателя необходимо для определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; расчета экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организационно- технических мероприятий.

От уровня себестоимости продукции при прочих неизменных условиях зависит уровень прибыли. Чем экономнее организация использует материальные, трудовые и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем эффективнее производственный процесс, тем больше будет прибыль.

Цель дипломной работы заключается в разработке мероприятий по повышению эффективности управления затратами ООО «Шанс».

Задачи работы:

— рассмотреть сущность и структуру затрат;

— охарактеризовать классификацию издержек обращения в торговых предприятиях;

— изучить методы управления затратами;

— охарактеризовать деятельность ООО «Шанс»;

— проанализировать финансовое состояние предприятия;

— разработать мероприятия по управлению затратами;

— оценить эффективность данных мероприятий.

Объект исследования — ООО «Шанс».

Предмет исследования — затраты предприятия.

В соответствии с поставленной целью нами была выбрана следующая структура работы. В первой главе рассматривается теоретическая сторона управления затратами, дается их понятие, раскрываются особенности затрат в торговом предприятии, а также методы управления затратами.

Вторая глава целиком посвящена исследованию деятельности ООО «Шанс». Здесь дается краткая характеристика объекта исследования, проводится его финансовый анализ, выявляются основные проблемы.

Третья глава содержит основные выводы, касающиеся проведенного исследования, а также предложения и рекомендации по решению выявленных проблем и совершенствованию управления затратами ООО «Шанс».

В работе использованы следующие методы исследования — диалектический метод, дедуктивный и индуктивный методы, методы анализа и синтеза, метод сравнения и сопоставления, статистико-математические методы: абсолютных и относительных величин, показателей динамики и др.

В работе исследована литература российских и зарубежных авторов, таких как Артеменко В. Г., Вахрушина М. А., Ковалев А. И., Савицкая Г. В., Шеремет А. Д., Шнайдерман Т. А. и др., а также материалы конкретного предприятия.

Глава I. Теоретические основы управления затратами на предприятии

1. 1 Сущность и структура затрат

Среди качественных показателей деятельности предприятия важное место занимает такой показатель, как себестоимость продукции (услуг). В нем как в синтетическом показателе отражаются многие стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. От уровня себестоимости продукции (услуг) зависят объем прибыли и уровень показателей рентабельности. Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем выше эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль.

Исчисление себестоимости продукции (услуг) предприятию необходимо для:

— оценки выполнения плана по данному показателю и определению его динамики;

— определения рентабельности производства и отдельных видов продукции (услуг);

— выявления резервов снижения себестоимости продукции (услуг);

— определения цен на продукцию;

— обоснования решения о производстве новых видов продукции (услуг) и снятии с производства устаревших изделий и т. д. [23, с. 231]

Себестоимость продукции (услуг) является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность производственного объединения, предприятия. Себестоимость продукции (услуг) — это затраты предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность [23, с. 231].

Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

— расходы по обычным видам деятельности;

— прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

— расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально — производственных запасов;

— расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально — производственных запасов для целей производства продукции (услуг), выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

— материальные затраты;

— затраты на оплату труда;

— отчисления на социальные нужды;

— амортизация;

— прочие затраты.

Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.

При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Прочими расходами являются:

— расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

— расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

— расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

— расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции (услуг);

— проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

— расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

— отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

— штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

— возмещение причиненных организацией убытков;

— убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

— суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

— курсовые разницы;

— сумма уценки активов;

— перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно — просветительского характера и иных аналогичных мероприятий.

В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).

В соответствии с требованиями налогового учета расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

В состав прочих расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности:

1) расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу).

2) расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком

3) расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, в частности на подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление или приобретение бланков, регистрацию ценных бумаг, расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в том числе расходы на услуги реестродержателя, депозитария, платежного агента по процентным (дивидендным) платежам, расходы, связанные с ведением реестра, предоставлением информации акционерам в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы;

4) расходы, связанные с обслуживанием приобретенных налогоплательщиком ценных бумаг, в том числе оплата услуг реестродержателя, депозитария, расходы, связанные с получением информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы;

5) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

6) расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;

7) судебные расходы и арбитражные сборы;

и другие расходы в соответствии со ст. 265 Налогового Кодекса Р Ф.

Соотношение отдельных экономических элементов в общих затратах определяет структуру затрат на производство. В различных отраслях промышленности структура затрат на производство неодинакова; она зависит от специфических условий каждой отрасли.

В торговле затраты подразделяются на себестоимость реализованных товаров и издержки обращения.

1.2 Характеристика и классификация издержек обращения в торговых предприятиях

Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения — издержки на торговлю (зарплата продавцов и т. д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т. д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров [32, с. 195].

Все затраты торгового предприятия представлены в виде единовременных и текущих. Единовременные чаще всего выступают в виде инвестиций, текущие — в виде издержек обращения.

Издержки включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортировку, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности [31, с. 187].

В общую сумму общественных затрат на обращение товаров включаются и издержки обращения в сфере потребления, связанные с нахождением, покупкой и доставкой покупателями товаров на дом. Издержки потребления составляют примерно половину всех издержек сферы обращения и почти в полтора раза превосходят величину текущих затрат торговли.

Однако не все затраты торгового предприятия можно относить на издержки обращения. Так, затраты и потери, возникающие в результате небрежного отношения к собственности, убытки, образующиеся по причине наличия дебиторской задолженности, не востребованной в срок, штрафы и пени, уплачиваемые вследствие невыполнения хозяйственных договоров, и прочие подобные потери не должны учитываться как издержки обращения. Указанные расходы необходимо взыскивать с виновных лиц, либо списывать на результаты хозяйственной деятельности.

Издержки торговли составляют более 40% общих издержек обращения по товарам личного потребления, в том числе около 65% приходится на розничные торговые предприятия или торговые сети. Соотношение различных звеньев торговли в издержках обращения не является постоянным [27, с. 152].

В издержках обращения торговли все большее значение приобретают расходы, связанные с подготовкой квалифицированных кадров, улучшением условий труда, охраной здоровья работников.

Издержки обращения торговых предприятий классифицируются по:

1) по участию в образовании стоимости товара:

По этому признаку все издержки обращения делятся на чистые и дополнительные.

В основе этого деления стоит различие между производительным и непроизводительным трудом. Наличие товарного производства обусловливает наличие и товарного обращения, а это есть единство двух процессов. Первый процесс связан с доведением товаров как потребительных стоимостей от производства до потребителя с продолжением процесса производства в сфере обращения. Затраты труда здесь называются дополнительными издержками обращения. Они по своей природе не тождественны издержкам производства, так как последние связаны с созданием новых потребительных стоимостей, а дополнительные издержки обращения связаны лишь с перемещением, хранением, доработкой и упаковкой уже созданных потребительных стоимостей [33, с. 93].

Второй процесс связан с осуществлением реализации товаров (превращением товарной формы стоимости в денежную и наоборот, то есть со сменой форм стоимости). Затраты труда здесь называются чистыми издержками обращения. Чистые издержки обращения — это расходы, связанные с обслуживанием процесса купли-продажи товаров: денежные и кредитные расчеты, ведение учета, расходы на рекламу, изучение спроса, расходы по содержанию административно-управленческого аппарата и т. д.

С теоретической точки зрения это деление устанавливает границу материального производства, которое проходит в сфере обращения, позволяет правильно исчислить в денежном выражении величину национального дохода, созданного в сфере обращения.

С практической точки зрения это помогает правильно понять процессы, происходящие в сфере обращения, и выявить пути разумного формирования затрат. Однако раздельного учета и планирования дополнительных и чистых издержек не существует, так как продолжающиеся в сфере товарного обращения процессы производства товаров тесно связаны с процессами реализации.

Чистые издержки обращения -- это затраты торговых предприятий, которые, являясь общественно необходимыми, непроизводительны по своей сути. Существование чистых издержек обращения обусловлено тем, что процесс доведения товаров до потребителя производится путем купли-продажи и смены формы стоимости. К чистым издержкам обращения торговых предприятий относятся расходы, связанные с рекламой, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и др. [38, с. 72]

Дополнительные издержки обращения -- это затраты торговых предприятий, которые обусловлены продолжением процессов производства в сфере обращения. К дополнительным издержкам относятся расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и др.

2) по подотраслям деятельности:

По этому признаку можно выделить издержки обращения:

— розничных торговых предприятий;

— оптовых торговых предприятий;

— предприятий общественного питания.

3) по выполняемым задачам:

По выполняемым торговыми предприятиями задачам издержки обращения бывают операционными, обусловленными непосредственным продвижением товаров из сферы производства в сферу обращения и административно-управленческими, вызванными организацией хозяйственной деятельности.

Операционные издержки обращения -- это расходы торговых предприятий, которые связаны с осуществлением основной деятельности, т. е. обусловлены непосредственным продвижением товаров из сферы производства в сферу обращения. К операционным расходам относятся транспортные расходы, заработная плата персонала, расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, инвентаря, расходы на текущий ремонт, расходы по хранению и подготовке товаров к продаже и другие.

Административно-управленческие издержки -- это расходы торговых предприятий, которые связаны с деятельностью аппарата управления, то есть обусловлены организацией хозяйственной деятельности конкретного предприятия. К административно-управленческим издержкам относятся расходы по заработной плате управленческих работников, почтово-телеграфные, канцелярские расходы и расходы по командировкам и другие.

4) по способу отнесения на отдельные товарные группы и товары:

По этому признаку все издержки обращения торговых предприятий делятся на прямые и распределительные (косвенные).

Прямые издержки обращения -- это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов могут быть отнесены к определенной товарной группе без дополнительных расчетов.

Распределительные (косвенные) издержки -- это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов невозможно отнести к определенной товарной группе, вследствие чего их распределяют между товарными группами после предварительных расчетов [28, с. 103].

5) по степени зависимости от изменений объема товарооборота:

По этому признаку все издержки обращения делятся на две основные группы: а) условно-переменные, связанные с изменением объема товарооборота и б) условно-постоянные, величина которых полностью или частично не зависит от объема товарооборота.

Условно-переменные издержки обращения -- это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых уменьшается с изменением объемов товарооборота. К условно-переменным относятся транспортные расходы, расходы по оплате труда, по хранению и подготовке товаров к продаже, потери товаров, проценты за пользование кредитом и др.

Условно-постоянные издержки обращения -- это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении объемов товарооборота. К условно-постоянным относятся расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений и инвентаря, износ спецодежды, расходы на рекламу и др.

Деление издержек на переменные и постоянные в значительной мере является условным, так как учитывает влияние только одного фактора: изменения объема товарооборота. Однако на величину издержек обращения торговых предприятий одновременно оказывает влияние множество факторов, поэтому характер их изменения может быть различным в зависимости от конкретной ситуации;

6) по составу:

Различают простые и комплексные статьи издержек обращения.

К простым относятся издержки, представляющие собой экономически однородные расходы. Например, транспортные расходы, расходы на оплату труда, амортизация основных средств и другие.

Комплексные издержки состоят из разных элементов: расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, прочие расход и другие.

7) по рациональности использования:

Издержки можно разделить на производительные и непроизводительные.

Производительные дают полезный результат: расходы, связанные с реализацией товаров, обеспечивают торговому предприятию получение товарооборота и прибыли.

Непроизводительные расходы полезного результата не дают, но они часто неизбежны в процессе торгово-хозяйственной деятельности.

8) по экономическому составу: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.

9) По степени зависимости от качества, торгового обслуживания издержки обращения могут быть: а) связанные с повышением качества обслуживания покупателей, б) и непосредственно не связанные с качеством обслуживания населения.

К первой группе издержек, связанных с повышением качество обслуживания покупателей нужно отнести расходы на заработную плату, на аренду, содержание и ремонт торговых помещения и инвентаря, установку и эксплуатацию холодильного оборудования, на подготовку товаров к продаже, рекламу на развитие новых видов услуг населению и др. Остальные затраты относятся ко второй группе.

Номенклатура статей издержек обращения.

В соответствии с классификацией по видам затрат для целей учета, анализа и планирования разработаны номенклатура статей и состав расходов, включаемых в издержки обращения и производства предприятий торговли. Номенклатура статей издержек обращения утверждена Комитетом Российской Федерации по торговле и обязательна к применению всеми торговыми предприятиями независимо от формы собственности и содержит 14 основных комплексных статей:

1. транспортные расходы;

2. расходы на оплату труда;

3. отчисления на социальные нужды;

4. расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;

5. амортизация основных средств;

6. расходы на ремонт основных средств;

7. износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, другого малоценного имущества и быстроизнашивающихся материалов;

8. расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

9. расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

10. расходы на рекламу;

11. затраты по оплате процентов за пользование займом;

12. потери товаров и технологические отходы;

13. расходы на тару;

14. прочие расходы.

Торговым предприятиям предоставлено право сокращать или расширять перечень статей издержек обращения в пределах затрат, предусмотренных типовым Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Соотношение отдельных видов затрат в общей сумме издержек обращения называется структурой издержек обращения.

Таким образом, классификация издержек обращения довольно разнообразна и позволяет разграничить их по большому количеству признаков.

1. 3 Методы управления затратами

Себестоимость отдельных видов продукции (услуг) определяется путем составления калькуляций, в которых показывается величина затрат на производство и реализацию единицы продукции (услуг). Калькуляции составляются по статьям расходов, принятым в данной отрасли промышленности. Различают три вида калькуляций: плановую, нормативную и отчетную. В плановой калькуляции себестоимость определяется путем расчета затрат по отдельным статьям, а в нормативной — по действующим на данном предприятии нормам, и поэтому она в отличие от плановой калькуляции в связи со снижением нормативов в результате проведения организационно-технических мероприятий пересматривается, как правило, ежемесячно. Отчетная калькуляция составляется на основе данных бухгалтерского учета и показывает фактическую себестоимость изделия, благодаря чему становятся возможными проверка выполнения плана по себестоимости изделий или услуг и выявление отклонений от плана на отдельных участках производства. [12, с. 304]

Планирование себестоимости продукции (услуг) предусматривает возможное ее снижение и обеспечение на этой основе оптимального уровня затрат на производство и рост накоплений.

Планирование себестоимости может быть текущим и перспективным. Перспективный план разрабатывают на ряд лет. Текущее планирование (планирование на год) предусматривает уточнение перспективных планов на основе данных плановых смет и калькуляции затрат на производство.

Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции (услуг) используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции (услуг), снижение себестоимости сравнимой товарной продукции (услуг) и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции (услуг). [16, с. 295]

Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (услуг) (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции (единицу услуги) в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном расчете, планировании и сравнительном анализе.

Показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции (услуг) применяется для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции (услуг) на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий либо сопоставимые услуги. Под сравнимой понимают такую продукцию или услуги, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий. 40, с. 134]

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции (услуг) — наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции (услуг) в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции (услуг) в целом по отрасли.

Предприятия, выпускающие разнородную продукцию или оказывающие различные услуги, планируют снижение себестоимости сравнительной продукции (услуг) и величину затрат на 1 рубль товарной продукции (услуг). Расчет планового уровня затрат на производство предусматривает следующую последовательность.

Определяют изменения уровня затрат в планируемом периоде под влиянием ряда факторов из учета результата анализа себестоимости продукции (услуг) в базисный год. В свою очередь уровень себестоимости в базисном году отражает величину текущих затрат на 1 рубль товарной продукции (услуг).

Величина себестоимости товарной продукции (услуг) планируемого года определяется уровнем затрат базисного года и запланированным объемом производства товарной продукции (услуг) в оптовых ценах предприятия.

Задания по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции (услуг) устанавливаются в процентах к предыдущему году. Сравнимая товарная продукция, запланированная к выпуску, оценивается по плановой и среднегодовой себестоимости предшествующего года.

Экономия по плану снижения себестоимости — это разность между среднегодовой стоимостью товарной продукции (услуг) за предшествующий год и плановой величины себестоимости. Отношение этой экономии к среднегодовой себестоимости товарной продукции (услуг) предшествующего года отражает величину планового снижения себестоимости сравнимой товарной продукции (услуг). [34, с. 299]

Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:

— по длительности расчетного периода — месячная, квартальная, годовая, за ряд лет;

— по характеру данных, отражающих расчетный период, — фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;

— по масштабам охватываемого объекта — цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т. п. [21, с. 171]

Себестоимость продукции (услуг) находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции (услуг) и зависит от изменения условий производства и реализации продукции (услуг). Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции (услуг) и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

Управление себестоимостью выражается в анализе себестоимости по видам, статьям и элементам и поиск резервов ее снижения.

В сфере услуг управление себестоимостью значительно отличается от производственных отраслей. Поэтому в качестве способов управления можно рассмотреть метод ABC.

Основное отличие метода АВС (activity — based costing) от традиционного метода распределения накладных расходов заключается в том, что методология АВС отрицает принцип прямого соответствия накладных и прямых затрат, а в качестве базы распределения выбирает виды деятельности или процессы, то есть предлагает функциональный принцип распределения [35, с. 277]. Метод АВС на практике часто называют функциональным, или пооперационным, учетом затрат.

Особенностью метода АВС является то, что в каждом конкретном случае для распределения накладных затрат используются другие показатели (базы распределения), отличные от объема производства. АВС-подход определяет виды деятельности (процессы, операции), которые вызывают возникновение затрат, и исследует основные носители затрат для этих видов деятельности.

Носитель затрат (cost driver) — это некий фактор, который наилучшим образом показывает, почему ресурсы потребляются в процессе определенного вида деятельности и, следовательно, почему данный вид деятельности приводит к затратам. Для каждого вида деятельности устанавливается определенный вид драйвера затрат. Например, для такой деятельности, как обработка документации, в качестве драйвера затрат целесообразно выбрать количество обработанных заказов. Это так называемые операционные драйверы затрат. В качестве драйвера затрат может выступать время: время наладки оборудования, время проверки качества продукции. Правильному выбору драйвера затрат по использованию АВС-метода уделяется особенное внимание, поскольку от этого зависит точность исчисления себестоимости продукции.

Когда виды деятельности и носители затрат определены, то эта информация используется для распределения накладных затрат на объекты затрат.

Применение системы АВС оправдано при следующих условиях:

— когда производственные накладные расходы достаточно высоки по сравнению с прямыми затратами, особенно с затратами на прямой труд.

— когда существует большое разнообразие производимых продуктов.

— когда существует значительное разнообразие накладных ресурсов (косвенный труд, косвенные материалы, др.), использующихся при производстве продукции.

— когда потребление накладных ресурсов прямо не зависит от объема производства [35, с. 215].

Теоретическая основа метода АВС заключается в наблюдении, что у организации в распоряжении находится определенный объём ресурсов, используемых в производственном процессе и позволяющих осуществлять производственные функции. Все виды ресурсов характеризуются затратами на них, которые распределяются сначала на отдельные функции пропорционально объёму потребления этих ресурсов. Для этого суммируются издержки каждого центра затрат по конкретной функции. Затем издержки по каждой функции относят на носители затрат. Носителем затрат может выступать изделие (товар, услуга), конкретный клиент, заказ. Носитель затрат включает, соответственно, приходящуюся на него долю затрат каждого центра по всем производственным операциям. Отсюда следует, что такое распределение основано на причинно-следственной связи затрат с обусловливающими их факторами.

Основным преимуществом учёта и калькулирования затрат по функциям является более точное по сравнению с традиционным методом распределения затрат исчисление себестоимости продукта, что обусловливает более обоснованные решения по ценообразованию. Такое преимущество обеспечивается концентрацией внимания на основных производственно-технологических функциях, выбором показателей, наиболее полно их характеризующих. В условиях рыночной конкуренции все более важным является и то, что расходы на осуществление операций составляют большую часть добавленной стоимости. При росте эффективности выполнения основных и обслуживающих операций продукция и услуги предприятий становятся более конкурентоспособными и привлекательными для потребителей.

Схема калькулирования по данному методу в сравнении с традиционной показана на рис. 1.1.

Калькулирование по традиционной системе:

/

Калькулирование по АВС-методу:

/

Рис. 1.1 Сравнение традиционного подхода к калькулированию и АВС-метода [37, с. 239]

Известная схема калькулирования себестоимости — прямые затраты плюс распределяемые косвенные — при АВС-методе трансформируется. Себестоимость определяется как стоимость прямых расходов плюс доля косвенных (КР) каждого вида деятельности, включаемых в себестоимость данной продукции. В свою очередь доля косвенных расходов определяется как произведение стоимости драйвера затрат (Ri) данного вида деятельности на его количественную величину (Ki), соотносимую с конкретным объектом калькулирования.

Одним из важнейших объектов применения данного метода в отношении непроизводственных затрат является непосредственно сфера услуг. Сфера услуг по определению предполагает, что потребители получают в результате ее деятельности в большей степени нематериальные, чем материальные продукты. Природа «продукта» в сфере услуг предполагает, что структура затрат в типичном случае полностью отличается от таковой в производственной сфере. Затраты в сфере услуг большей частью являются косвенными.

Стимулом для применения метода АВС в сфере услуг может служить желание обеспечить большее понимание поведения затрат на предоставляемые услуги с целью совершенствования процесса принятия решения и контроля затрат. Применение АВС в сфере услуг требует четкого представления о том, какие услуги оказывает предприятие, чтобы определить какие именно виды деятельности являются ключевыми. Все шаги по использованию АВС стандартны. Примеры объектов затрат в некоторых сферах услуг: в гостиничном бизнесе — комната, в общественном питании — столовый прибор, услуги бухгалтерские, аудиторские, юридические — подлежащие оплате часы, образование — количество человек [25, с. 49].

В сфере услуг труднее, чем в производственной, количественно описать выпуск продукции, поэтому в качестве объекта затрат более обоснованно и удобно выбирать потребителей услуг, нежели саму услугу. Концентрация на потребителе является в этом виде деятельности превалирующим фактором.

Первоначально применение системы АВС на предприятиях было вызвано стремлением к более точному учету затрат на единицу продукции. В настоящее время технология учета по видам деятельности значительно расширила свои границы. Исследования показали, что данный метод должен использоваться не только как способ распределения накладных расходов, то есть метод учета, а как инструмент управления затратами. Из учета затрат по видам деятельности выделилось направление управления по видам деятельности (АВМ) и бюджетирование по видам деятельности (АВВ) [25, с. 51].

Управление затратами в разрезе отдельных операций, а не продуктов и даже не подразделений предприятия дает новые возможности для эффективного планирования и контроля затрат и, в конечном счете, для их снижения. Она позволяет обосновывать управленческие решения по ценообразованию. АВС — информацию можно использовать как для текущего управления, так и для принятия стратегических решений. На уровне тактического управления, эту информацию можно использовать для формирования рекомендаций по увеличению прибыли, повышению эффективности деятельности предприятия, на стратегическом — как помощь в принятии решений относительно реорганизации предприятия, изменения ассортимента продуктов и услуг, выхода на новые рынки, диверсификации.

Нужно иметь в виду, что оценка показателей на основе АВС, как и при традиционном калькулировании, индивидуальна для каждой конкретной ситуации. Основная проблема применения системы на практике — значительное усложнение учета затрат и повышение трудоемкости калькулирования.

Использование АВС-анализа снижает влияние субъективного фактора, когда необходимо принять решение об организации снабжения по отдельным группам (например, следует ли организовывать тендеры по определенной номенклатуре), что тоже очень важно для руководства, собственников и контролирующих подразделений

Итак, себестоимость продукции (услуг) является одним из основных факторов, влияющих на эффективность деятельности предприятия. От того, насколько предприятие эффективно использует резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции (услуг), зависит эффективность деятельности предприятия в целом.

Глава II. Анализ деятельности ООО «Шанс»

2.1 Краткая характеристика предприятия

Объектом исследования выступает ООО «Шанс» — магазин продуктов, расположенный по адресу: г. Тосно, ул. Чехова, павильон у дома 5. Предприятие было зарегистрировано в 2003 г.

Основным видом деятельности предприятия является осуществление розничной торговли продуктами питания. Также имеется подразделение по оптовым продажам продуктов.

Основной целью деятельности ООО «Шанс» являются:

— наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей потребителей продукцией, реализуемой предприятием в соответствии с уставными видами деятельности;

— получение прибыли и реализация на ее основе социально-экономических интересов членов трудового коллектива и учредителей.

В соответствии с Уставом часть чистой прибыли, размер которой определяется Общим собранием, распределяется пропорционально количеству долей, которыми владеют участники. Порядок и сроки выплаты чистой прибыли определяется Общим собранием. Кроме того, необходимо отметить, что прибыль направляется на обновление товарного ассортимента, на цели НИОКР, совершенствование материально-технической базы функционирования деятельности общества и другие затраты, возмещаемые за счет прибыли.

В соответствии со штатным расписанием ООО «Шанс» содержит 21 штатную единицу:

1. Генеральный директор

2. Главный бухгалтер.

3. Продавцы розничной торговли (4 чел.)

4. Продавцы оптовой торговли (2 чел.)

5. Администратор торгового зала (2 чел.)

6. Кассир (4 чел.)

7. Товаровед.

8. Менеджер по снабжению.

9. Водитель-грузчик (2 чел.).

10. Уборщица (1 чел.).

11. Кладовщик (2 чел.).

Схема организационной структуры магазина представлена на рисунке 2.1.

/

Рис. 2.1 Схема организационной структуры ООО «Шанс»

Как видно из рисунка, предприятие имеет линейно-функциональную структуру управления, в соответствии с которой выделяется два направления работы: экономическая сфера и основная сфера деятельности предприятия.

Средний возраст работников магазина 35 лет, все имеют специальное торговое образование. В коллективе хороший психологический климат, характеризующийся отношениями взаимопомощи и поддержки, духом коллективизма и совместной ответственности за результаты работы. Основной состав работников имеет стаж работы от 3 до 5 лет, но в последний год коллектив обновляется молодыми специалистами.

С каждым работником организации заключается Трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом РФ, содержащий основные права и обязанности сторон, срок трудового договора, размер оклада, условия труда и отдыха, условия предоставления отпуска, график работы.

Правила работы магазина, Закон «О защите прав потребителей» соблюдаются полностью.

В магазине «Шанс» процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента реализуемых в нем товаров, то есть количества товарных групп. Затем определяется глубина ассортимента, то есть количество видов и разновидностей товаров внутри каждой группы.

В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных видов товаров ассортимент предлагаемых к продаже товаров определяется самостоятельно магазином.

Рассмотрим технологию закупок и продаж предприятия (рис. 2. 2).

Товары поставляются в основном по автомобильным дорогам с использованием транспортных средств, как предприятия и поставщиков. Поставщики в основном постоянные, т.к. предприятие старается поддерживать связь с проверенными людьми, с теми, кому привыкли доверять. К тому же основными принципами выбора поставщиков являются:

— географический принцип — близость поставщика к потребителю, а значит, не бывает задержек с доставкой, и чем ближе поставщик, тем транспортные расходы ниже и ниже стоимость хранения;

— партнерство — некоторые поставщики предоставляют скидки постоянным клиентам, а также возможность отгрузки в кредит.

Небольшое количество материалов приобретается службой снабжения в розничных магазинах без заказа. Основными видами поставляемых ресурсов являются товары, материалы и канцтовары для офиса, упаковочные материалы, тара и др.

/

Рис. 2.2 Структура и последовательность операций торгово-технологического процесса

Сбоев в поставках, как правило, не бывает, т.к. среди поставщиков достаточно жесткая конкуренция. Срок поставки зависит от срока оплаты и от договоренности между поставщиком и покупателем. Обычно предприятие закупает столько товаров, сколько по их расчетам используется в ближайшее время. Величина запаса зависит от размера заказа. Можно сказать, что длительное хранение товаров на предприятии не предусмотрено. Во-первых, это зависит частично от того, что на предприятии ООО «Шанс» небольшой склад товаров и материалов. Во-вторых, и в основном, из-за невыгодности, т.к. многие продукты не выдерживают долгое хранение.

Рассмотрим технологию организации торгового процесса в ООО «Шанс».

Ассортимент товаров формируется и регулируется товароведом магазина. Ассортимент магазина является полным на 94% и при этом характеризуется стабильностью, поскольку его обновление происходит не часто. Обновление ассортимента товаров в среднем осуществляется 1 раз в квартал и чаще всего связан с сезонностью. Это объясняется тем, что договора с поставщиками товаров заключаются на длительный срок и изменения ассортимента планируются заранее.

Ассортиментный перечень магазина включает виды и разновидности продуктов, которые постоянно должны быть в продаже. Наличие такого перечня способствует лучшему обслуживанию покупателей, так как позволяет постоянно иметь в продаже необходимую им обувь за счет поддержания полноты и стабильности (устойчивости) ассортимента.

Товары в магазин в основном поступают автомобильным транспортом. Причем используется и транспорт магазина и в некоторых случаях товар доставляет поставщик (в соответствии с условиями договора). Как правило, с каждым поставщиком заключается общий типовой договор, который предполагает наличие заявок на поставку каждой партии товара (при этом количество необходимого товара определяется товароведом в зависимости от спроса и наличия товаров на складе) в период всего срока действия договора.

Ассортимент товаров в магазине достаточно широкий и включает от 2 до 20 наименований по каждой товарной группе продовольственных товаров. Упаковка товара зависит от его вида, но в целом все товары поступают в магазин упакованными и готовыми к продаже.

На все поступившие товары и тару, где это необходимо, имеются сертификаты.

Отдела маркетинга предприятие не имеет, поскольку в этом нет необходимости. Однако спрос на отдельные товарные группы отслеживает товаровед и учитывает при составлении ассортиментного перечня.

Уровень цен соответствует среднему в данном районе.

2.2 Горизонтальный, вертикальный и агрегированный анализ

По данным бухгалтерской отчетности предприятия составим агрегированный баланс (табл. 2. 1).

Таблица 2.1 Агрегированный баланс ООО «Шанс»

Наименование статей баланса

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Актив

Внеоборотные активы

182

264

772

Оборотные активы

997

1061

1374

Пассив

Собственные средства

620

925

1488

Долгосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства

559

400

158

Баланс

1179

1325

2146

Анализ финансовой деятельности предприятия представлен на основе данных бухгалтерской отчетности за период 2010−2010 гг.

Источниками информации являются: годовой бухгалтерский баланс (форма 1) за 2009−2010гг. и отчет о прибылях и убытках (форма 2) за данный период.

Таблица 2.2 Горизонтальный анализ баланса ООО «Шанс»

Показатели

На конец 2008

На конец 2009

На конец 2010

Изменение в 2009 году к 2008 г.

Изменение в 2010 г. к 2009 г.

Изменение 2010 г. к 2008 г.

Тыс. руб.

Темп роста,%

Тыс. руб.

Темп роста,%

Тыс. руб.

Темп роста,%

Актив

Внеоборотные активы, всего

182

264

772

82

145,05

508

292,42

590

424,18

нематериальные активы

16

0

-

16

-

16

-

основные средства

182

264

276

82

145,05

12

104,55

94

151,65

незавершенное строительство

480

0

-

480

-

480

-

Текущие активы, всего

988

1029

1351

41

104,15

322

131,29

363

136,74

запасы

222

487

1030

265

219,37

543

211,50

808

463,96

денежные средства

93

37

246

-56

39,78

209

664,86

153

264,52

дебиторская задолженность (платежи до 12 мес)

673

505

98

-168

75,04

-407

19,41

-575

14,56

Пассив

уставный и добавочный капитал

165

57

57

-108

34,55

0

100,00

-108

34,55

Нераспределенная прибыль

455

868

1432

413

190,77

564

164,98

977

314,73

Заемные средства, всего

559

400

658

-159

71,56

258

164,50

99

117,71

из них — долгосрочные обязательства

0

0

500

0

-

500

-

500

-

краткосрочные обязательства, всего

559

400

158

-159

71,56

-242

39,50

-401

28,26

в том числе — краткосрочные кредиты и займы

0

0

0

0

-

0

-

0

-

ВАЛЮТА БАЛАНСА

1179

1325

2146

146

112,38

821

161,96

967

182,02

Общая величина баланса имеет тенденцию к росту, причем этот рост ускоряется. Значительно возрастают внеоборотные активы, что связано со строительством нового торгового павильона, а также покупкой нематериальных активов в 2010 г. (компьютерные программы).

Оборотные активы также возрастают, однако при этом значительно выросли товарные запасы, что неблагоприятно для предприятия.

Согласно отраженным в таблице данным в отчетном периоде наблюдается увеличение общей суммы капитала за счет незавершенного строительства и увеличения нераспределенной прибыли прошлых лет. Увеличение текущих активов вызвано ростом товаров на складе, а это является отрицательным фактором работы предприятия. Хранение товаров для перепродажи не только увеличивает расходы, но и снижает оборотоспособность капитала. Данное обстоятельство может свидетельствовать о неэффективной сбытовой политике фирмы.

Что касается размера капитала, наблюдается его значительное увеличение на начало отчетного периода за счет получения прибыли. Размер кредиторской задолженности к началу 2010 года снизился, была погашена практически полностью задолженность перед внебюджетными фондами и перед персоналом по оплате труда, большая часть задолженности перед бюджетом и поставщиками.

Проведем анализ структуры баланса (вертикальный анализ).

Таблица 2.3 Вертикальный анализ баланса ООО «Шанс»

Показатели

2008

2009

2010

Изменение уд. веса, %

Тыс. руб.

уд. вес, %

Тыс. руб.

уд. вес, %

Тыс. руб.

уд. вес, %

2009 к 2008

2010 к 2009

Актив

Внеоборотные активы, всего

182

15,44

264

19,92

772

35,97

4,49

16,05

нематериальные активы

16

0,75

0,00

0,75

основные средства

182

15,44

264

19,92

276

12,86

4,49

-7,06

незавершенное строительство

480

22,37

0,00

22,37

Текущие активы, всего

988

83,80

1029

77,66

1351

62,95

-6,14

-14,71

запасы

222

18,83

487

36,75

1030

48,00

17,93

11,24

денежные средства

93

7,89

37

2,79

246

11,46

-5,10

8,67

дебиторская задолженность (платежи до 12 мес)

673

57,08

505

38,11

98

4,57

-18,97

-33,55

Пассив

0,00

0,00

уставный и добавочный капитал

165

13,99

57

4,30

57

2,66

-9,69

-1,65

Нераспределенная прибыль

455

38,59

868

65,51

1432

66,73

26,92

1,22

Заемные средства, всего

559

47,41

400

30,19

658

30,66

-17,22

0,47

из них — долгосрочные обязательства

0

0

500

23,30

0,00

23,30

краткосрочные обязательства, всего

559

47,41

400

30,19

158

7,36

-17,22

-22,83

в том числе — краткосрочные кредиты и займы

0

0

0

0,00

0,00

ВАЛЮТА БАЛАНСА

1179

100,00

1325

100,00

2146

100,00

0,00

0,00

Можно сделать следующие выводы:

1. Основную долю в стоимости недвижимого имущества занимают основные средства, в валюте баланса в среднем 17%. На конец отчетного периода увеличение стоимости основных средств составило 94 тыс. руб., в 1,6 раз.

2. Текущие активы Общества составляет в основном запасы товаров, которые занимают в 2010 году 48% от общей суммы баланса.

3. Велика доля дебиторской задолженности (по оптовой торговле), однако к 2010 г. она существенно снизилась.

4. Обращает на себя внимание значительная доля нераспределенной прибыли — около 60%, что свидетельствует о высоких финансовых результатах деятельности.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой