Формирование и распределение прибыли на предприятии

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Экономика


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

http: //www. . ru/

Федеральное агентство по образованию

Уральский филиал

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова»

в г. Екатеринбурге

Курсовая работа

Тема: Формирование и распределение прибыли на предприятии

(на примере ОАО «Уралтурбо»)

Дисциплина «Экономический анализ»

Исполнитель Репин Н. А.

Группа 5ФК16Д

Руководитель Самсонова И. А.

Екатеринбург,

2010

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты формирования и распределения прибыли

1.1 Прибыль в системе показателей хозяйственной деятельности предприятия

1.2 Содержание и задачи анализа прибыли, источники информации

1.3 Методики оценки финансового результата

2. Анализ формирования и распределения прибыли на примере ОАО «Уралтурбо»

2.1 Характеристика предприятия

2.2 Оценка эффективности работы предприятия

2.3 Формирование прибыли (Факторный анализ прибыли)

3. Проблемы и рекомендации по совершенствованию системы формирования и распределению прибыли

Заключение

Список используемых источников

Приложение А. Коэффициенты, характеризующие ФУ предприятия

Введение

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития.

Важнейшим качественным показателем, характеризующим работу предприятий, является прибыль. Прибыль — показатель хозяйственной деятельности предприятия. В нем синтезируются результаты работы предприятия по расширению производства, снижению производственных затрат, сокращению непроизводственных расходов, повышению качества продукции, рациональному использованию основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Значимость прибыли предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями.

При развивающихся рыночных отношениях ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности.

Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Таким образом, актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что прибыль предприятия является основным показателем эффективности деятельности предприятия.

Целью данной курсовой работы является изучение прибыли предприятия и путей ее увеличения, используя финансовую отчетность ОАО «Уралтурбо»

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:

1) Изучить теоретические аспекты формирования и распределения прибыли;

2) Сделать анализ формирования и распределения прибыли на примере ОАО «Уралтурбо»;

3) Рассмотреть основные проблемы и дать рекомендации по совершенствованию системы формирования и распределения прибыли;

Объект исследования — ОАО «Уралтурбо»

Предмет исследования — Аспекты формирования и распределения прибыли.

Теоретической основой являются труды таких авторов, как Савицкая Г. В., Соломатин А. Н. другие. Также были использованы материалы из журнала Деловой квартал. Основной страницей в Интернете был сайт посвященный самой организации, в основе которой лежит деятельность предприятия и ее Бухгалтерский баланс http: //www. urtu. ru/index. php? id=35.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования и распределения прибыли. Проанализированы методики оценки финансового результата.

Во второй главе дана характеристика предприятия ОАО «Уралтурбо». Приведен анализ Формирование прибыли путем Факторного анализа. Дана Оценка эффективности работы предприятия.

Третья глава посвящена проблеме формирования и распределения прибыли на предприятии. Предложены мероприятия по их устранению.

1. Теоретические аспекты формирования и распределения прибыли

1.1 Прибыль в системе показателей хозяйственной деятельности предприятия

Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимает денежную форму. Она является частью выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на производство. В отличие от прибыли, доход предприятия представляет собой реализованную вновь созданную стоимость (часть выручки, которая остается после вычета из нее материальных затрат на производство продукции).

Сущность прибыли может рассматриваться с различных позиций. Наиболее распространенным является рассмотрение прибыли с функциональной точки зрения и с позиции происхождения.

Основоположником функционального подхода является американский экономист П. Самуэльсон. Он определял прибыль как безусловный доход от факторов производства; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности; как монополистический доход в определенных рыночных ситуациях; как этическую категорию.

Сторонники немецкой экономической школы (Ф. Хайек, Д. Сахал) рассматривают прибыль с позиции ее происхождения, а именно как «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе; прибыль «неожиданную», полученную при благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах, признанную органом государственной власти или соответствующим законодательством (легализованную).

Прибыль — это денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговым предприятием [10].

Прибыль — это сумма, на которую доход превышает затраты. Чаще всего прибыль определяют как разность между полной выручкой и полными издержками, т. е. как чистую выручку [4, c. 38].

Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от их реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении в соответствии с главой 4 настоящей Инструкции, а также суммами налогов и сборов, уплачиваемых согласно установленному законодательными актами порядку из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг).

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений [10, с. 113].

Вместе с тем предпринимательская деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собственников имущества, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование финансовых ресурсов, в том числе прибыли.

Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет следующие функции:

Оценочную. То есть дает возможность провести оценку эффективности работы предприятия (получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью).

Распределительную. Ее сущность заключается в том, что прибыль предприятия является инструментом распределения доходов.

Стимулирующую. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия [10, с. 220].

Прирост прибыли может быть достигнут не только благодаря увеличению трудового вклада коллектива предприятия, но и за счет других факторов. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли. Этот анализ имеет важное значение и для внешних субъектов (государственных органов, банков и др.).

Прибыль на предприятии рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие его деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.

С учетом этого различают следующие функции прибыли:

— инвестиционная — поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;

— результативная — фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;

— финансирующая — часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;

— стимулирующая — часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала.

Так, в процессе хозяйственной деятельности предприятия получают финансовые результаты, которые выражаются прибылью или убытком. Они представляют собой сумму финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг), товаров, основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов, а также доходов (расходов) от внереализационных операций. Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.

Различают прибыль отчетного периода (до выплаты процентов и налогов), налогооблагаемую прибыль и прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия (чистая прибыль) [1, с. 115].

Прибыль (убыток) представляет собой сумму финансовых результатов от реализации продукции (товаров, работ, услуг), основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и прибыли (убытков), полученных от внереализационных операций. При этом прибыль /убыток от реализации продукции, товаров, работ, услуг определяется как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах (валовым доходом) и издержками производства (обращения) реализованной продукции, товаров, работ, услуг и суммами налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в соответствии с установленным порядком из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяется или по мере ее оплаты (поступления денежных средств на счета в учреждения банка либо в кассу предприятия), или по мере ее отгрузки (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на ряд лет исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров, принятой учетной политики.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и нематериальных активов рассчитывается как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах и их остаточной стоимостью, а также расходами, связанными с их реализацией, и налогами, относимыми на реализацию.

Прибыль (убыток) от реализации материальных ценностей и других активов исчисляется как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах и затратами на их приобретение, реализацию и налогами, относимыми на реализацию [12].

В результате производственно-хозяйственной деятельности, предприятия могут иметь прибыли или убытки от внереализационных операций: суммы полученных (уплаченных) штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций (за исключением сумм санкций, вносимых в бюджет в соответствии с законодательством); прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; некомпенсируемых убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций; потерь от списания долгов и дебиторской задолженности, поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные; прочих доходов (потерь, расходов), относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков, и др.

Большую часть прибыли отчетного периода составляет прибыль от реализации продукции, работ и услуг (около 90%). Допущенные предприятием убытки от прочей реализации и по внереализационным операциям снижают его прибыль.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), представляет собой разность между налогооблагаемой прибылью и налоговыми платежами за счет нее. Указанная прибыль остается в распоряжении предприятия и может направляться на создание резервного фонда оплаты труда, резервного фонда для общественных нужд, фонда накопления, фонда потребления и других специальных фондов по усмотрению предприятия согласно учредительным документам [4, с. 315].

Рассмотрим подробнее методику формирования прибыли предприятия в соответствии с нормами действующего законодательства. При этом следует отметить, что первоочередное значение для предприятия имеет прибыль отчетного периода, так как именно с формированием и налогообложением прибыли связано формирование чистой прибыли предприятия.

Прибыль отчетного периода определяется следующим образом:

Прибыль отчетного периода

=

Прибыль (убыток) от реализации товаров, работ, услуг.

+

Прибыль (убыток) от прочей реализации

+

Внереализационные доходы, уменьшенные на сумму внереализационных расходов

1. Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от их реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, а также суммами налогов и сборов, уплачиваемых, согласно установленному законодательными актами порядку, из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг).

2. Прибыль (убыток) от реализации основных средств определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от реализации основных средств, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых, согласно установленному законодательными актами порядку, из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и остаточной стоимостью основных средств, а также затратами по реализации основных средств.

Безвозмездная передача товаров (работ, услуг) и иных ценностей (в том числе товарно-материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг) в пределах одного собственника по его решению или уполномоченного им органа в объем реализации не включается.

При определении прибыли от реализации товаров принимаются издержки, приходящиеся на фактически реализованные товары.

3. В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы, поступившие в собственность получателя от операций, непосредственно не связанных с производством товаров (работ, услуг) включая доходы, полученные от операций по сдаче имущества в аренду (лизинг), а также безвозмездно полученные денежные средства и иные ценности (в том числе основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), кроме передачи этих ценностей в пределах одного собственника.

К расходам от внереализационных операций, учитываемым для определения облагаемой налогом прибыли в порядке относятся: расходы по аннулированным производственным заказам (договорам), по производствам, не давшим продукции; отчисления в резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями, а также с отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством; восстановление резерва при восстановлении сомнительных долгов; суммы штрафов, пеней, неустоек и других видов санкций за нарушение условий договоров (учитываются в составе внереализационных расходов при определении облагаемой налогом прибыли в том отчетном периоде, в котором указанные средства перечислены с банковского счета организации); суммы возмещения убытков; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания и другие расходы, не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) [12].

Далее определяется налогооблагаемая прибыль. Она формируется следующим образом:

Налогооблагаемая прибыль

=

Прибыль отчетного периода

-

Выплаты (дивиденды), облагаемы налогом на доходы

-

Налог на недвижимость

-

Льготируемая прибыль

К выплатам (дивидендам) относятся:

— выплаты участнику (акционеру) организации при ее ликвидации либо при выходе участника (акционера) из состава участников организации в денежной или натуральной форме и в размере, превышающем сумму его взноса (вклада) в уставный фонд, определенную без учета увеличения такого взноса (вклада), произведенного за счет собственных источников этой организации. При этом размер выплат участнику (акционеру) и сумма его взноса (вклада) подлежат пересчету в доллары США по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь соответственно на день выплат и на день внесения взноса (вклада). Для участника (акционера) коммерческой организации с иностранными инвестициями сумма взноса (вклада) определяется с учетом суммы разницы, зачисленной в резервный фонд такой организации;

— выплаты участникам (акционерам) организации в виде долей (паев, акций) этой же организации, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций (паев), произведенного за счет собственных источников организации, если такие выплаты изменяют процентную долю участия в уставном фонде организации хотя бы одного из участников (акционеров) [12].

Кроме этого, прибыль к налогообложению уменьшается на сумму налога на недвижимость исчисленного в соответствии с Законом Р Ф от 09. 12. 1991 N 2003−1 т. «О налоге на недвижимость», Изменения, внесенные Федеральным законом от 28. 11. 2009 N 283-ФЗ.

Льготы, применяемые при исчислении прибыли зависят от организационно-правовой формы предприятия.

Налог на прибыль

=

Налогооблагаемая прибыль * ставка налога на прибыль (24%)

100%

Транспортный сбор:

Транспортный сбор

=

(Налогооблагаемая прибыль — налог на прибыль) * 4%

100%

Таким образом, чистая прибыль предприятия будет равна:

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

=

Налогооблагаемая прибыль

-

Налог на недвижимость

-

Налог на прибыль

-

Транспортный сбор

Таким образом, финансовые результаты работы предприятия (прибыль, убыток) формируются в результате реализации продукции (товаров, работ, услуг), основных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных и прочих активов, а также внереализационных доходов и расходов.

1.2 Содержание и задачи анализа прибыли, источники информации

Основными аналитическими и управленческими задачами анализа прибыли являются:

Оценка прибыльности производственной и коммерческой деятельности предприятия, поскольку прибыль является основным показателем хозяйственной деятельности;

Оценка деятельности предприятия в динамике, что достигается путем сопоставления данных предыдущего и отчетного периодов;

Оценка выполнения плана, реализуется при сравнивании плановых показателей с фактическими;

Выявление и количественное измерение влияния факторов формирования показателей прибыли и оценка ее качества;

Изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;

Планирование прибыли на предстоящий период;

Выявление резервов роста прибыли;

Разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.

Основной же задачей, как и при анализе других показателей, является реальное отражение хозяйственного процесса на предприятии для принятия правильных управленческих решений.

Анализ должен показать также влияние на прибыль нарушений договорной, технологической и финансовой дисциплины.

Источниками информации для анализа формирования и использования прибыли на предприятии являются:

— формы (расчеты) плана экономического и социального развития или бизнес-плана по формированию прибыли, «Расчетный баланс доходов и расходов» (финансовый план);

— формы бухгалтерской отчетности № 1 «Бухгалтерский баланс», № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

— данные текущего бухгалтерского учета по счету 99 «Прибыли и убытки» [1, с. 114].

Типовой план счетов и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организации (в ред. Приказа Минфина Р Ф от 07. 05. 2003 № 38н), утвержденная Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н.

Типовой план счетов и Инструкция предназначены для ведения бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

Типовой план счетов представляет собой систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета, на которых происходит регистрация и группировка фактов хозяйственной деятельности (имущества, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

В соответствии с Разделом VIII «Финансовые результаты» Инструкции по применению типового плана счетов бухгалтерского учета установлены счета учета, предназначенные для обобщения информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период.

Доходы в зависимости от их характера, условий получения и направления деятельности организации подразделяются на:

-доходы по видам деятельности;

-операционные доходы;

-внереализационные доходы.

Расходы организации подразделяются на:

-расходы по видам деятельности;

-операционные расходы;

-внереализационные расходы.

Формы бухгалтерской отчетности:

— Бухгалтерский баланс

— Отчет о прибылях и убытках

— Отчет о движение денежных средств

-отчет об изменении капитала

— Приложение к бухгалтерскому балансу

-Доходные вложения в материальные ценности

Порядок представления данных в отчете о прибылях и убытках зависит от признания организацией доходов, исходя из характера своей деятельности, вида доходов, размера и условий их получения (доходы от обычных видов деятельности или прочие поступления — операционные, внереализационные).

1. 3 Методики оценки финансового результата

Большинство существующих в настоящее время методик анализа деятельности предприятия, его финансового состояния повторяют и дополняют друг друга, они могут быть использованы комплексно или раздельно в зависимости от конкретных целей и задач анализа, информационной базы, имеющейся в распоряжении аналитика.

Так, согласно методике анализа А. Д. Шеремета и А. И. Бужинского финансовое положение предприятий характеризуется размещением его средств и состоянием источников их формирования [22].

Основными показателями для оценки финансового состояния являются:

— уровень обеспеченности собственными оборотными средствами;

— степень соответствия фактических запасов активов нормативным и величине, предназначенной для их формирования;

— величина иммобилизации оборотных средств;

— оборачиваемость оборотных средств и платежеспособность.

По мнению авторов данной методики, важнейшим этапом анализа финансового состояния является определение наличия собственных и приравненных к ним средств, выявление факторов, повлиявших на их изменение в изучаемом периоде. Для расчета наличия собственных и приравненных к ним оборотных средств применяются следующие показатели:

а) источники собственных средств;

б) источники средств, приравненных к собственным;

в) вложение средств в основные фонды и внеоборотные активы.

Отдельно проводится анализ основных составляющих собственных и приравненных к ним средств — оборотной части уставного фонда и средств, являющихся непосредственной собственностью предприятия. Прибыль, находящаяся в обороте, исчисляется как разница между балансовой прибылью и суммой использованной и отвлеченной прибыли.

Далее проводится анализ обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами. При этом сопоставляется фактическое их наличие с нормативом, который также утратил свое значение в настоящее время. Предприятие частной собственности само решает вопрос об объеме денежных средств и имущества в обороте. Единственным регулятором государства в данном вопросе является соблюдение условия — выплаты пайщикам не должны влиять на величину Уставного фонда, то есть, Уставный фонд не может быть источником платежей участникам, выплата производятся непосредственно из прибыли.

Авторы данной методики также включают в анализ финансового состояния понятие иммобилизации (отвлечения) оборотных средств. Иммобилизацией считается:

— превышение средств и затрат на капитальное строительство над источниками финансирования;

— задолженности;

— расходы, не перекрытые средствами специальных фондов и целевого финансирования.

Приведенное понятие иммобилизации в рыночной экономике утрачивает свое значение. Предприятие должно использовать точные расчеты для финансирования своих стратегических программ, а также самостоятельно решать строить или модернизироваться. Это касается капитального ремонта, капитальных вложений. К тому же в настоящее время предприятие с негосударственной формой собственности практически не использует специальные ссуды банка. Учитывая все это, задолженность практически отсутствует, и понятие иммобилизации сводится к узкому кругу хозяйственных просчетов.

Анализ состояния нормированных оборотных средств применим в условиях планового ведения хозяйства. В связи с переходом к рынку он преобразуется в анализ сырья, полуфабрикатов, материалов, готовой продукции и имеет иное экономическое значение: запасы сырья должны сохраняться для обеспечения необходимого технологического процесса, а остатки готовой продукции должны быть сведены к минимуму.

Поскольку понятия нормируемые оборотные, средства и ненормированные оборотные средства утратили смысл, то целесообразно оборотные средства подразделить на запасы и затраты, денежные средства и прочие активы. Авторы рассматриваемой методики предлагают также проводить анализ заемных средств по видам кредитов и ссуд.

Анализ платежеспособности рассматривается в данной методике очень узко. Определяется только сальдо дебиторской и кредиторской задолженности. Положительным считается превышение дебиторской задолженности над кредиторской (активное сальдо). Оптимальным вариантом считается формула: отсутствие задолженности, как самому предприятию, так и другим.

Обобщение результатов анализа финансового состояния проводится с помощью сальдового приема. Составляется расчет внеплановых вложений оборотных средств и источников их покрытия. В этом расчете отражается влияние двух групп взаимосвязанных финансовых показателей.

Предлагается также рассматривать показатель оборачиваемости оборотных средств. Его составляющие полностью отвечают требованиям плановой экономики: твердое материально-техническое снабжение, заданные сверху покупатели и заказчики. В современных условиях понятие оборачиваемости оборотных средств сохраняется, но используются иные, диктуемые рыночной экономикой подходы к его формированию.

Таким образом, указанная методика анализа финансового состояния предприятия основана на принципах планового ведения хозяйства. В настоящее время она может быть применена лишь на ограниченном круге предприятий государственной формы собственности и в бюджетных организациях, но не в полном объеме. Это связано с тем, что существенно изменилась информационная база анализа, которая не обеспечит аналитика — исследователя необходимыми исходными данными (например, в современной бухгалтерской отчетности отсутствуют нормативы устойчивых пассивов). Ряд ключевых моментов анализа потеряли значение в условиях перехода к рыночным отношениям (иммобилизация, оборачиваемость оборотных средств), методика не адаптирована к высоким темпам инфляции.

В методике анализа финансового состояния под редакцией С. Б. Барнгольц и Б. И. Майданчика подход к анализу несколько глубже. Во главе исследования ставится непосредственное изучение баланса предприятия [8]. Этому предшествует установление степени достоверности информации, содержащейся в балансе, путем ее сопоставления с другими источниками информации.

Основными критериями устойчивости финансового состояния являются:

— платежеспособность хозяйствующего субъекта,

— соблюдение финансовой дисциплины,

— обеспечение собственными оборотными средствами.

По мнению авторов, основными признаками неплатежеспособности и неудовлетворительного финансового состояния являются: просроченная задолженность и длительное непрерывное пользование платежными кредитами. Конечно, эти факторы можно отнести и к показателям неудовлетворительного финансового состояния предприятия, но их недостаточно для такого однозначного вывода.

Особенностью данной методики является изучение причин, вызвавших изменение суммы собственных оборотных средств. Причины изменений изучаются по каждому источнику (уставный фонд в части оборотных средств, остаток нераспределенной прибыли и другие). Анализ всех оборотных, средств предприятия проводится во взаимосвязи с их источниками. Интересен также подход к способу выявления излишних у предприятия материалов: сопоставление их остатков на несколько месячных дат с расходом за эти же месяцы. Отсутствие расходов остатков материалов как незначительное его изменение свидетельствует о наличии ненужных материалов.

При анализе использования кредитов под оборотные средства важными являются моменты:

— обеспеченность кредита,

— своевременность погашения кредита,

— недопустимость иммобилизации кредитов в неполноценные запасы и убытки.

Что касается анализа денежных средств и расчетов, акцентируется внимание на задолженности по истечению сроков иска.

Следующая группировка задолженности по причинам образования. Различается допустимая и недопустимая задолженность. Прежде всего, дебиторская задолженность возникает в связи с операциями по сбыту и поставке. Она называется задолженностью по товарным операциям. Недопустимая ее часть возникает вследствие задержки платежей покупателями, нарушения поставщиками договоров.

Для обобщения анализа финансового состояния в рассматриваемой методике используется также баланс внеплановых вложений оборотных средств и их источников. Приводится целая система общих и частных показателей оборачиваемости оборотных средств. Методика анализа включает также составление плана мероприятий по мобилизации резервов и укреплению платежеспособности предприятий. В качестве мероприятий рекомендуется, например, ликвидация остатков ненужных материалов и полуфабрикатов, снижение объемов незавершенного производства, взыскание сумм по претензиям.

Данная методика является более логичной и применима для крупных материалоемких производств с участием государственного капитала. Однако, как и предыдущей, ей присущи недостатки: ограниченность информативной базы, ориентация преимущественно на плановую систему хозяйствования, отсутствие поправок на инфляцию.

B настоящее время наиболее широко используются методика В. Ф. Палия, а также методика А. Д. Шеремета, Р. С. Сайфулина, Е. В. Негашева.

Методика В. Ф. Палия широко известна, издана массовым тиражом, ею пользуются значительное число предприятий, консультационным и инвестиционных фирм. Однако на сегодняшний день эта методика не удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к анализу. Во-первых, с 1992 года, существенно изменена информационная основа анализа, т. к. изменена форма баланса. Последний сочетает в себе баланс — брутто и баланс — нетто. Методика же В. Ф. Палия ориентирована на поэтапное преобразование баланса-брутто в баланс-нетто.

Во-вторых, нормативная база, заложенная в методике В. Ф. Палия, уже не удовлетворяет новым экономическим условиям и, прежде всего высоким темпам инфляции.

В-третьих, она слабо формализована и в недостаточной степени удобна для компьютерной обработки, имеет негибкий характер.

Анализ содержания методики В. Ф. Палия показывает, что в ней содержится ряд спорных моментов. Например, В. Ф. Палий указывает на то, что если в структуре оборотных средств увеличивается удельный вес денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности при соответствующем уменьшении доли материальных оборотных средств, то это изменение можно признать положительным, если не уменьшаются возможности нормальной производственной деятельности предприятия. Автор делает вывод, что с финансовой точки зрения структура оборотных средств значительно улучшалась, повысилась их возможная ликвидность.

Действительно, этот вывод совершенно справедлив, но только для определенных условий, когда темпы инфляции очень низкие и высока сбалансированность экономики: в условиях же высоких темпов инфляции, разбалансированности экономики, разрыва хозяйственных связей, предприятия вынуждены значительно увеличивать запасы товарно-материальных ценностей, так как, во-первых, цены на них растут постоянно, во-вторых, разрываются существующие хозяйственные связи и поступление товарно-материальных ценностей может прекратиться или значительно снизиться, в-третьих, сами денежные средства значительно быстрее обесцениваются, чем товарно-материальные ценности и основные средства. Поэтому, чем выше темп инфляции, тем меньше в структуре имущества должно быть активов, обесценивающихся в первую очередь, то есть денег. При этом структура имущества становится менее гибкой с финансовой течки зрения, но зато более устойчивой к инфляции.

В настоящее время предлагается множество и других методик, основанных, как правило, на применении аналогичного зарубежного опыта оценки финансового состояния предприятий. При этом некоторые авторы предлагаемых методик, пытаются напрямую перенести его в условия России. Далеко не всегда это правомерно. Например, во многих случаях неверно в качестве нормативной базы финансовых коэффициентов принимать критические значения, используемые на Западе.

Для достижения сопоставимости финансовых показателей Запада и России авторами одной из методик предлагается ранжированный подход к выбору их критических значений с учетом реальных условий нашей экономики. Авторы такого подхода, однако, не указывают сам способ ранжирования, а излагают лишь общие положения.

Принципиально новым в данной методике является то, что наряду с системой показателей финансового состояния авторы вводят блок показателей «доходности акций» и блок «оценки уровня менеджмента». Блок оценки уровня менеджмента включает показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия, состав учредителей; наличие дочерних фирм, объекты долевого участия, популярность в регионе, состояние фондов.

Отдельные специалисты, даже не экономисты, предлагают свои специфические подходы к анализу финансового состояния предприятий. Например, Л. Философов, профессор, доктор технических наук предлагает в процессе приватизации использовать методику анализа финансового состояния, во многом основанную на методах, используемых для аналогичных целей американскими и западноевропейскими аналитиками. Всего он предлагает рассчитывать восемь показателей.

Первые пять — являются основными и влияют на прогноз возможного банкротства акционерных обществ:

1. Отношение мобильного капитала к общим активам — характеризует долю в активах акционерных обществ средств, находящихся в мобильной форме;

2. Отношение накопленного капитала к общим активам — характеризует эффективность работы АО в прошлом; для всех АО это отношение можно представить равным 0, поскольку деятельность их в качестве АО только начинается;

3. Отношение прибыли к общим активам — характеризует прибыльность АО;

4. Отношение капитала к общему долгу — характеризует качество активов АО (долю в них заемных средств);

5. Отношение объема продаж к общим активам — характеризует эффективность использования активов для производства, пользующейся спросом продукции. Кроме того, Л. Философов предлагает использовать еще три показателя, характеризующие отдельные стороны финансового положения предприятий;

6. Отношение текущих активов к текущим обязательствам отражает ликвидность баланса (способность предприятия оплачивать текущие долги);

7. Отношение общего долга к общим активам — показатель, являющийся дополнительной характеристикой качества активов;

8. Отношение прибыли к капиталу — характеризует прибыльность предприятия.

2. Анализ формирования и распределения прибыли на примере ОАО «Уралтурбо»

2. 1 Характеристика предприятия

ОАО Уралтурбо основано в 1990 году, и все эти годы успешно работает на рынке запасных частей для предприятий газовой и энергетической промышленности.

Главная цель деятельности ОАО Уралтурбо определяется как комплексное и своевременное удовлетворение потребностей заказчика в запасных частях.

На сегодняшний день нами освоено производство широкой номенклатуры запасных частей для паровых и газовых турбин, в том числе 19 видов турбинных лопаток, освоен ремонт роторов газовых турбин, создан архив конструкторской и технологической документации, закуплено современное оборудование, позволяющее сокращать сроки и трудоемкость изготовления продукции. Поддержка производства — это современный инженерный центр, оснащенный компьютерной техникой и специализированным программным обеспечением. Компания предлагает изготовление и поставку как штатных, так и модернизированных узлов и деталей турбин.

На предприятии работает высокопрофессиональный коллектив, состоящий из специалистов с высшим техническим и экономическим образованием. Руководство компании — это квалифицированные специалисты по паро- и газотурбостроению, большинство из них — выпускники теплоэнергетического факультета Уральского политехнического института (ныне УГТУ), Бауманского технического университета, Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Благодаря высокой квалификации коллектива и сбалансированному взаимодействию подразделений предприятия происходит постоянное повышение качества продукции и расширение номенклатуры выпускаемых изделий и производимых ремонтов.

2. 2 Оценка эффективности работы предприятия

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность деятельности предприятия. Важнейшим, среди которых является показатель прибыли. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в отчете о прибылях и убытках (форме № 2)

Таблица 3 — Основные показатели деятельности за 2007−2009 г. г. в тысячах рублей

Показатели

2007г

2008 г.

Отклонения (+, -)

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

573 445

642 587

+69 142

Себестоимость реализации

470 725

548 785

+78 060

Коммерческие расходы

-

-

-

Прибыль от реализации

102 720

93 802

-8918

Прочие внереализационые доходы и расходы

1383

(2371)

1296

(3024)

-87

Прибыль (убыток) до налогообложения

101 079

89 669

-11 410

Прибыль (убыток) отчетного года

76 820

68 141

— 8679

Как видно из данных таблицы, на предприятии наблюдается положительная динамика основных показателей. Выручка от реализации выросла в 2008 на 69 142тысяч рублей по сравнению с предыдущим годом. Себестоимость тоже увеличилась на 78 060 тысяч рублей в 2008 году по сравнению с 2007 годом.

Прибыль от реализации снизилась: на 8918 тыс. рублей в 2008 году. Что повлияло на снижение чистой прибыли. (-8679)

Немаловажную роль в распределении прибыли играет такой показатель как платежеспособность, предприятию важно иметь денежные средства, с помощью которых сможет обеспечить себе погашение своих обязательств. Величина этих денежных средств напрямую зависит от прибыльности предприятия. Если предприятие платежеспособно и ликвидное о нем можно сразу сказать

Предприятие считается платежеспособным, если соблюдается следующее условие: ОА> КО.

Таблица 5 — Анализ показателей платежеспособности и ликвидности предприятия

АКТИВЫ

ПАССИВЫ

А1

Быстрореализуемы активы (ДС+КФВ);

(с 260+с 250)

П1

Наиболее срочные обязательства (кредиторы)

(с620)

А2

Средне реализуемые активы А (ДЗ)

(с230+с240)

П2

Остальные краткосрочные обязательства

(с690-с620)

А3

Медленно реализуемые, А (З)+НДС

(с210+с220)

П3

Долгосрочные обязательства

(с590)

А4

Трудно реализуемые, А (ВОА)

(с190)

П4

Постоянные пассивы

(с490)

Начало года

Конец года

А1=13 420

<

П1=88 946

А1=58

<

П1=118 535

А2=47 827

>

П2=88 946−88 946=0

А2=200 090

>

П2=134 873−118 535=16338

А3=189 506+706

=190 212

>

П3=165

А3=135 410+767

=88 946

>

П3=10

А4=42 397

<

П4=205 949

А4=37 210

<

П4=239 802

УСЛОВИЯ АБСОЛЮТНОЙ ЛИКВИДНОСТИ:

А1> =П1

А2> =П2

А3> =П3

А4< =П4

Вывод: Бухгалтерский баланс предприятия показывает, что условия абсолютной ликвидности не соблюдены, т.к. кредиторская задолженность больше величины денежных средств.

Расчет финансовых коэффициентов, применяемых для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия

Таблица 6 — Финансовые коэффициенты, применяемые для оценки Л и П предприятия

Наименование показателя

Что показывает

Способ расчета

1.К абсолютной (быстрой) Л

Кабл

Какую часть краткосрочных обязательств предприятие может погасить в ближайшее время (на дату составления ББ)

Кал=А1/(П1+П2)

(с260+с250)/с690

2.К текущей (уточненной) Л

Ктл

Прогнозируемые платежные возможности предприятия в условиях современного проведения расчетов с дебиторами

Ктл=(А1+А2)/(П1+П2)

((с250+с260)+

(с230+с240))

/с690

3.К Л при мобилизации средств

Клмс

Степень зависимости платежеспособности предприятия от МПЗ с точки зрения мобилизации ДС для погашения КО

Клмс=А3/(П1+П2)

(с210+с220)/с690

4.К общей Л

Кол

Достаточность оборотных средств предприятия для покрытия КО. Характеризует также запас Ф прочности вследствие превышения оборотных, А над КО.

Кол=(А1+А2+А3)/(П1+П2)

((с260+с250)+(с230+с240)+

(с210+с220))/с690

5.К собственной платежеспособности Ксп

Характеризует долю ЧОК в КО, т. е. способность предприятия за счет чистых оборотных, А (СОС) К долговые О

Ксп=ЧОК/КО

(П4-А4)/(П1+П2)

Цель нахождения коэффициентов ликвидности:

Дать оценку финансового состояния предприятия, используя коэффициентный анализ Ликвидности и Прибыльности предприятия

Таблица 7 — Финансовые коэффициенты оценки Л и П предприятия

Расчет коэффициента

Отклонение

Комментарий

На начало года

На конец года

1. 13 420/88946

=0,15

58/(118 535+16338)

=0,0043

-0,15

Рекомендуемое значение 0,15−0,2

2. (13 420+47827)/ 88 946=0,7

(58+200 090)/ (118 535+16338)=1,5

+0,8

В норме. И имеет тенденцию к увеличению

3. 190 212/88946

=2,3

88 946/(118 535+16338)=0,7

+1,6

Величина коэффициента характеризует достаточность мобилизации запасов для покрытия краткосрочных обязательств (0,5−0,7)

4. 13 420+ 47 827+190212/88 946=2,8

58+200 090+88946/(118 535+16338)=2,1

-0,7

Достаточно ресурсов для покрытия краткосрочных обязательств (1−2)Понижение коэффициента

5. (205 949−42 397)/ 88 946=2,3

(239 802−37 210) /(118 535+16338)=1,5

-0,8

Коэффициент характеризует способность предприятия возместить за счет чистых оборотных активов краткосрочные обязательства

Вывод: Платежеспособность и ликвидность предприятия характеризуются достаточностью оборотных средств для покрытия краткосрочных обязательств на начало периода и обратным показателем ликвидности к концу отчетного периода.

И наконец, показатели рентабельности. Это одни из наиболее важных показателей при оценке деятельности предприятия, которые отражают степень прибыльности деятельности предприятия.

Показатели рентабельности предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в предприятие. Они широко используются для оценки финансово — хозяйственной деятельности предприятиями всех отраслей.

Таблица 10 — Коэффициенты рентабельности.

Коэффициент

Формула

Расчет

Результат

Вывод

1. Рентабельность реализованной продукции

1. 1Рентабельность продукции (Ррп)

П/С,

где П — прибыль от реализации товаров, С — полная себестоимость реализации продукции (товаров)

642 587/548785

1,17

Показывает, сколько прибыли от реализации продукции приходится на один рубль полных затрат

2. Рентабельность производства (Рп)

БП/(ОС + МПЗ)

140/(120+210)(ср)

89 669/201229

0,44

Отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль производственных ресурсов

3. Рентабельность активов

3.1 Рентабельность активов (Ра)

БП/А (ср)

140/300

89 669/334822,5

0,26

Отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль совокупных активов

3.2 Рентабельность ВОА (Рвоа)

БП/ВОА

140/190(ср)

89 669/39803,5

2,25

Отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль внеоборотных активов

3.3 Рентабельность О А (Роа)

БП/ОА (ср)

290(ср)

89 669/295069

0,30

Отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль оборотных активов

3.4 Рентабельность чистого оборотного капитала (Рчок)

БП/ЧОК

140/ОА-КО (290−690)(ср)

89 669/18159,5

0,48

Отражает величину чистой прибыли, приходящейся на каждый рубль И (авансированного капитала)

4 Рентабельность собственного капитала (Рск)

ЧП/СК

190/490(ср)

68 141/222875,5

0,30

Отражает величину чистой прибыли, приходящейся на каждый рубль СК

Анализ показал, что предприятие имеет высокий потенциал и высокую эффективность работы. Предприятие формирует прибыль и распределяет его так, что в дальнейшем вложенные средства эффективно работают и приносят должный положительный результат.

2. 3 Формирование прибыли (Факторный анализ прибыли)

Более полный анализ для рассмотрения данной темы может предоставить анализ прибыли.

Анализ прибыли проводится с целью выявления и оценки достигнутых финансовых результатов, определения факторов, их обусловивших, тенденции развития, резервов дальнейшего увеличения массы прибыли и уровня рентабельности хозяйственной деятельности предприятия.

При условии, что индекс цен в 2008 году составил 1,007.

Таблица 1 — Анализ форм прибыли

Показатели

2007

2008

Отклонение

Отчетный год в % к пошлому

Товарооборот, руб.

573 445

642 587

69 142

112,06

Товарооборот в сопоставимых ценах, руб.

573 445

638 120,2

64 675,16

111,28

Издержки обращения, руб.

357 728

467 477

109 749

130,68

Уровень издержек

62,3823

72,74 922

10,36 695

116,62

Прибыль от продаж, руб.

102 720

93 802

-8918

91,32

Рентабельность продаж

17,9

14,5

-3,31 523

81,49

Прочие доходы, тыс. руб.

1383

1296

-87

93,71

Прочие расходы, тыс. руб.

2371

3024

653

127,54

Прибыль до налогообложения

101 079

89 669

-11 410

88,71

Чистая прибыль (24%)

76 820

68 141

-8679

88,70

Рентабельность общая

13,4

10,6

-2,8

79,16

Результаты анализа данных таблицы позволяют оценить сложившуюся ситуацию следующим образом, наблюдается рост объема продаж в отчетном периоде по сравнению с прошлым, как в действующих ценах (12,06%), так и в сопоставимых (11,28%). Рост объема товарооборота обеспечен не за счет ценового фактора, а за счет роста продаж в физическом выражении.

Темп прироста товарооборота (12,06%) относительно снижающихся темпов прибыли от реализации товаров (-8,68%), повлияло на снижение уровня рентабельности с 17,91% в 2007 году до 14,59% в 2008 году.

Рекомендуется более подробно проанализировать издержки обращения по статьям, необходимо уменьшить постоянную часть издержек и увеличить переменные издержки обращения. Пересмотреть договорные обязательства, проанализировать поставщиков и при необходимости сменить их. Предприятие производственное, поэтому наблюдаются большие расходы по себестоимости.

Более конкретное представление о количественном влиянии на прибыль показателей, её формирующих, дает факторный анализ прибыли.

Сумма прибыли зависит от объема товарооборота, то есть физической массы реализованных товаров, и фактора цен, среднего уровня валового дохода и издержек обращения, прочих доходов и расходов.

Таблица 2 — Алгоритм расчета влияния факторов на динамику прибыли предприятия

Факторы

Порядок расчета

Сумма, руб.

1. Изменение общего объема товарооборота в действующих ценах, в том числе за счет:

12 385,86

1.1. ценового фактора

800,14

1.2. физического объема реализации

11 585,13

2. Изменение уровня издержек обращения

-66 616,65

2. Изменение прочих доходов

(1296−1389)

93

3. Совокупное влияние факторов на чистую прибыль предприятия

-54 138,39

прибыль финансовый факторный

Факторный анализ прибыли, позволяет сделать вывод, о том, что положительное влияние на сумму прибыли от реализации товаров в основном оказало изменение товарооборота и физического объема реализации. Воздействие этих факторов увеличило прибыль на 12 385,86 тыс.р. Рост уровня издержек обращения на 16,62% отрицательно повлияло на изменение суммы прибыли. В целом за счет этих факторов сумма прибыли от реализации сократилась на 54 138,39 тыс.р.

Влияние на прибыль оказал рост операционных расходов (127,54), как в 2007 году (2371 тыс. р), так и в 2008 году (3024 тыс.р.). Снижение прочих доходов на 87 тыс. р., отрицательно складывается на росте прибыли.

Таким образом, совокупное влияние всех перечисленных факторов на величину чистой прибыли привело к её сокращению в отчетном году по сравнению с базисным на 8679тыс. р.

3. Проблемы и рекомендации по совершенствованию системы формирования и распределению прибыли

Руководство предприятия должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов организация будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности будет вкладываться капитал. Забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого предприятия.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой