Формирование музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Педагогика


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Содержание

  • Введение
  • 1. Проблема формирования музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
    • 1.1 Музыкальная культура детей как психолого-педагогическая проблема
    • 1.2 Значение театрализованной деятельности в формировании музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста
  • 2. Исследование проблемы музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
    • 2.1 Выявление уровня сформированности музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста
    • 2.2 Влияние театрализованной деятельности на формирование музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложение

Введение

В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение детей старшего дошкольного возраста в процесс освоения музыкальной культуры, которая обладает огромным потенциалом в их воспитании. В этот период дошкольника характеризует эмоциональность, активность, проявление интереса, что позволяет ему приобщиться к культуре.

Вопросы формирования музыкальной культуры дошкольников исследованы в меньшей степени, что связано с возросшей актуальностью рассмотрения вопросов формирования культуры личности дошкольника только в последнее десятилетие.

В современной действительности, в век технического прогресса, необходимо научить ребенка видеть красоту окружающего мира, развивать у него чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведение искусства, красоту и богатство родной природы, быть наблюдательным и любознательным.

Выдающиеся музыканты и педагоги-просветители Б. Л. Яворский и Д. Б. Кабалевский одним из путей решения проблемы формирования музыкальной культуры видели в использовании педагогами театрализованной деятельности.

Актуальность работы обусловлена недостаточной разработанностью данной темы для практических работников дошкольных учреждений.

Цель работы — изучить влияние театрализованной деятельности на формирование музыкальной культуры детей у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования — формирование музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — формирование музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Гипотеза: если на занятиях с младшими дошкольниками использовать театрализованную деятельность, то уровень музыкальной культуры будет повышаться.

Задачи работы следующие:

1) на основе анализа проблемы исследования раскрыть степень ее разработанности на современном этапе

2) выявить уровень сформированности развития музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста;

3) разработать программу по повышению уровня музыкальной культуры

4) сделать выводы.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при построении диагностической работы в условиях ДОУ.

Методы исследования:

1) методика Л. В. Школяр «Выбери музыку».

2) Методика «Музыка и ее настроение»

3) Методика Т. С. Комаровой на определение уровня «театрализованной деятельности»

При написании работы использовались труды известных ученых, таких как Гогоберидзе А. Г., Голицына Н. С., Калиниченко А. В., Божович, Л.И., Выготский Л. С., В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова и другие.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Проблема формирования музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

1.1 Музыкальная культура детей как психолого-педагогическая проблема

Проблема детского творчества не всегда воспринимается современными семьями, воспитывающих детей дошкольного возраста. Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 2009. — С. 39. Только некоторые родители создают дома все условия для развития музыкально — творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится.

Исследования итальянских медиков показали, что музыка может оказывать терапевтический эффект, а лучшие образцы классической музыки помогают детям расти духовно и физически здоровыми Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.- М.: 2007. — С. 14.

Из всего вышесказанного вытекает противоречие, заключающееся в взросшем внимании общества к музыкальной культуре и снижении требований к музыкальному материалу, который предлагается детям в окружающем их пространстве.

Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста невозможно без развития у них музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности. Чем она активней и разнообразней, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития, и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.

Содержание понятия музыкальная культура ребенка в трудах основоположников отечественной методики музыкального воспитания, начиная с теоретических работ 20-ых годов 20 века, раскрывалось через анализ содержания общеэстетических составляющих музыкальной культуры личности.

Так, Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский, выступая против сухого обучения музыке, подчеркивали важность воспитания потребности общения с музыкой, способности эстетического восприятия и оценки музыки. Эстетические переживания, суждения, оценку музыки В. Н. Шацкая напрямую связывала с успешностью музыкальной деятельности. Программа музыкального воспитания Д. Б. Кабалевского, по сути, развивала идеи педагогики 20-ых годов, и ставила целью воспитание личности ребенка через освоение им музыкальной культуры, формирование человека через искусство, т. е. рассматривала формирование музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его духовной культуры.

Театрализованная деятельность развивает эстетический вкус, создает фундамент музыкальной культуры ребёнка, как части его общей духовной культуры в будущем Буре Р. С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. — М.: 2006. — С. 24.

Вопросы формирования музыкальной культуры дошкольников исследованы в меньшей степени, что связано с возросшей актуальностью рассмотрения вопросов формирования культуры личности дошкольника только в последнее десятилетие Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.- М.: 2007. — С. 38.

Поискам путей формирования отдельных сторон музыкальной культуры дошкольников посвящены исследования К. В. Тарасовой (музыкальность), Н. А. Чичериной (предпосылки музыкального вкуса), И. В. Груздовой (эмоциональная отзывчивость на музыку), А. В. Шумаковой (эмоциональная отзывчивость на музыку), Г. А. Никашиной (эстетические чувства), Е. В. Могилиной, (музыкальные способности).

Впервые рассмотрение всего комплекса качеств, связанных с музыкальным развитием дошкольника через призму понятия «музыкальная культура дошкольника» предпринято О. П. Радыновой. В ее трактовке музыкальная культура дошкольника — это «интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания — эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности» Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка — М. :2009. — С. 24. В этом определении находится непосредственное указание на роль таких компонентов музыкальной культуры, как музыкальная деятельность, музыкальное сознание, музыкальные способности, оценочное отношение. Схожим образом рассматривает структуру музыкальной культуры дошкольника А. И. Катинене, выделяя музыкальную деятельность, музыкальный опыт, музыкально-эстетическое сознание. При этом исследователь говорит о необходимости систематически развивать музыкальную культуру ребенка, начиная с 4- ех летнего возраста.

Таким образом, формирование основ музыкальной культуры ребенка предполагает целенаправленную работу:

-По развитию музыкальности ребенка

-По формированию умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности

-По формированию музыкальных интересов, предпосылок вкуса, оценочного отношения как компонентов музыкального сознания

-По формированию ценностного отношения к музыке.

Основным признаком музыкальной культуры является ее духовная сфера, что позволяет рассматривать музыкальную культуру как самостоятельный пласт духовной культуры. Ее составляют различные виды музыкальной деятельности.

О.П. Радынова определяет музыкальную культуру дошкольника как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней она выделяет два компонента:

1) индивидуальную музыкальную культуру ребенка, включающую музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

2) музыкальную культуру дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Развитие музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста происходит путем развития активного восприятия музыки в процессе творческой деятельности.

Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи является важным фактором решения общей проблемы -- развития музыкальной культуры личности ребенка Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. -М. :2008. -С. 33. Создание родителями условия для свободного развития и сохранения духовного мира ребенка, сотворчество семьи и детского сада оказывают огромное влияние на развитие музыкально-эстетической культуры в целом.

1.2 Значение театрализованной деятельности в формировании музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Большое воспитательное значение в формировании музыкальной культуры дошкольников принадлежит театрализованной деятельности. Участвуя в различных постановках, дети через художественный образ, музыку, костюм, декорации познают окружающий мир.

Театрализованная деятельность — это отражение мира и его условная, игровая модель, которая является самодостаточной, универсальной формой полихудожественной деятельности ребёнка, охватывает все стороны художественно-творческого развития личности, приобретает общенаучный статус источника и средства формирования его художественной и музыкальной культуры.

Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.- М.: 2007. — С. 32. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов Козлова, С. Нравственное воспитание детей в современном мире / C. Козлова // Дошкольное воспитание. — 2001. -№ 9. — с. 100.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Голицына Н. С. Развитие игровой деятельности дошкольников. -М.: 2004. — С. 11 Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события Фалькович Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников:.- М.: 2008. -С. 25.

В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

-воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

-овладение импровизационными умениями;

— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности

-совершенствование познавательных процессов.

Театральная деятельность это самый распространённый вид детского творчества, она близка и понятна ребёнку. Надо сказать, что театральная деятельность в детском саду присутствует почти во всех режимных моментах: зарядка, прогулка, занятия, праздники и развлечения, подвижные и сюжетно-ролевые игры.

Театрализованные занятия можно разделить на следующие виды:

-показ кукольных спектаклей взрослыми и детьми

-игры-драматизации

-обыгрывание песенок, потешек, пестушек

-разыгрывание сказок, инсценировок

-детская риторика

-этюды на развитие эмоций, мимики, жестов

-режиссерские игры

В театрализованной деятельности используются музыкальные произведения, которые влияют на развитие человека. Об этом свидетельствуют работы В. С. Соловьева, П, А, Флоренского, И. А. Ильина. В исполнительстве ребенок выражает свое отношение к окружающему миру, у него формируется взаимосвязь интеллектуального и эстетического начал, тем самым у ребенка развивается музыкальная культура.

Театрализованная деятельность — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций Козлова, С. Нравственное воспитание детей в современном мире / C. Козлова // Дошкольное воспитание. — 2001. -№ 9. — с. 98. Театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, что способствует развитию музыкальной культуры.

Театрализованная деятельность развивает музыкальную культуру дошкольника, так как при проведении представлений и игр, дети учатся петь, танцевать. У них развивается слух и чувство ритма.

Велико значение театрализованной деятельности и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи) Овчарова, Р. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. -М. :2008. — С. 30. Наконец, театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Тематика и содержание театрализованной деятельности имеет нравственную направленность, персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1994. — С. 77.

Театрализованная деятельность развитию внимания, эмоциональной сферы личности, творческих способностей, отдельных черт характера, развиваются артистических способности. Формируется эмоциональная отзывчивость на музыку, дети учатся соотносить содержание музыки со зрительным рядом, формируется музыкальный слух. У детей зарождается эмоциональная отзывчивость на то, что они делают.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно -- эстетического воспитания, развитию музыкальной культуры и творческих способностей.

2. Исследование проблемы музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

2.1 Выявление уровня сформированности музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальное исследование проводилось в ДОУ № 71 города Тольятти. В исследовании принимало участие 30 детей старшего дошкольного возраста.

Цель эксперимента — определить уровень сформированности музыкальной культуры посредством театрализованной деятельности.

Задачи исследования:

1) определить критерии и показатели уровня сформированности музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста;

2) разработать рекомендации по формированию музыкальной культуры посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

3)провести диагностику сформированности уровня музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

В теоретической части мы установили, что понятие «музыкальная культура» включает в себя:

-эмоциональную отзывчивость;

-творческую музыкальную деятельность;

— музыкально-образное мышление и воображение;

-музыкально-эстетическое сознание;

-эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке.

Поэтому для того, чтобы выявить уровень сформированности музыкальной культуры у старших дошкольников мы использовали следующие методики:

1) методика Л. В. Школяр «Выбери музыку».

2) Методика «Музыка и ее настроение»

3) Методика Т. С. Комаровой на определение уровня «театрализованной деятельности»

Для того чтобы узнать на сколько развита у детей театрализованная деятельность и эмоциональная отзывчивость на музыку, нами были определены уровни, показатели, критерии и оценочные баллы.

Таблица 1

Уровни

Показатели и критерии

баллы

Достаточный уровень

Способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки

— Воспроизведение мимических, двигательных реакций ритмического рисунка.

— Проявление у ребенка интереса к слушанию музыки

— Эмоциональная активность и отзывчивость в процессе слушания.

-Ребенок понимает идею постановки, умеет комбинировать замысел, планировать игру, во время проигрывания роли умеет импровизировать, принятие роли сопровождается положительными эмоциями, развито внимание и чувство сопереживания.

-Верно определяет настроение музыки и ее характер

3

Уровень близкий к достаточному

Сосредоточенность внимание в процессе всего восприятия.

— Правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности

— Воспроизведение мимических, двигательных реакций ритмического рисунка.

— Проявление у ребенка интереса к слушанию музыки

2

Чтобы ребенок понял идею постановки ему следует объяснить ее несколько раз, не всегда он умеет планировать игру, но во время спектакля хорошо импровизирует. Принятие роли не всегда сопровождается положительными эмоциями. Ребенок не всегда внимателен за происходящими событиями в спектакле, но он сопереживает и жалеет героев спектакля.

-Неуверенно определяет характер музыки и ее настроение

3

Недостаточный уровень

-Сосредоточенность внимание в процессе всего восприятия.

— Правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности.

— Проявление у ребенка интереса к слушанию музыки

— Эмоциональная активность в процессе слушания.

-Не может определить характер и настроение музыки

-Чтобы ребенок понял идею постановки ему следует объяснить ее несколько раз, не всегда он умеет планировать игру, но во время спектакля хорошо импровизирует. Принятие роли не всегда сопровождается положительными эмоциями. Ребенок не всегда внимателен за происходящими событиями в спектакле, но он сопереживает и жалеет героев спектакля.

1

Рассмотрим методику Л. В. Школяр «Выбери музыку» (Приложение 1)

Цель этой методики — выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений-стимулов.

Для этого детям мы дали прослушать 2 серии музыкальных произведений.

1-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе».

2-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история».

Дети должны были прослушать данное задание и выявить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них.

В процессе проведения данного задания была проведена оценка действий каждого ребенка. Данные исследования были занесены в таблицу (Приложение 2).

Анализ полученных данных представлен в Таблице 2.

Таблица 2. Уровень эмоционально-смыслового содержания музыки

Уровни

количество человек

%

достаточный уровень

5

17

уровень близкий у достаточному

12

40

недостаточный уровень

13

43

По данным таблицы мы составили диаграмму.

Рис. 1 Уровень развития эмоционально-смыслового содержания музыки

Из результатов диаграммы видно, что у 17% детей преобладает достаточный уровень анализа эмоционально -смыслового содержания музыки, у 40% - близкий к достаточному уровень и у 43%- недостаточный уровень.

Таким образом, можно сделать вывод, что у старших дошкольников плохо развит анализ эмоционально-смыслового содержания музыки.

Рассмотрим методику «Музыка и ее настроение» (Приложение 3)

Данная методика помогает проверить наиболее полное эмоциональное переживанию ребенком музыкального произведения.

В ходе диагностики использовался следующий музыкальный репертуар: «Осенняя песнь» из «Детского альбома» и марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Детям предлагается для прослушивания (1−1,5 мин) два отрывка: «Осенняя песнь» из «Детского альбома» и Марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

После этого мы попросили ребят описать услышанную музыку, определить характер музыки и ее настроение.

В процессе проведения данного задания была проведена оценка действий каждого ребенка. Данные исследования были занесены в таблицу (Приложение 4).

Таблица 3. Уровень эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения

Уровни

количество человек

%

достаточный уровень

6

20

уровень близкий у достаточному

14

47

недостаточный уровень

10

33

На основе данных таблицы мы составили диаграмму:

Рис. 2 Уровень эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения

Из диаграммы мы видим, что у 47% испытуемых преобладает достаточный уровень эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение, у 33%- недостаточный уровень, у 20%-достаточный уровень.

Далее мы диагностировали уровень театрализованной деятельности детей. Конспект урока представлен в Приложении 5. Для этого мы использовали методику Т. С. Комаровой.

Методика предполагает наблюдение за дошкольниками во время театрализованного представления и заполнение таблицы (Приложение 6), в которой определяется уровень развития следующих характеристик: замысел, роль, восприятие.

Данная таблица состоит из 2-х критериев. Каждый критерий включает в себя характеристики, за присутствие которых у детей, засчитывался 0,5 балл.

Все подробные подсчеты указаны в Приложении 7

На основе данных мы составили следующую таблицу.

Таблица 4. Уровень развития театрализованной деятельности

Уровни

количество человек

%

достаточный уровень

5

20

уровень близкий к достаточному

16

53

недостаточный уровень

9

27

На основе таблицы была построена диаграмма.

Рис. 3. Уровень развития театрализованной деятельности

Из нее видно, что только у 20% детей наблюдается высокий уровень развития театрализованной деятельности, у 53%-средний уровень и у 27% -низкий уровень.

Для подведения итогов уровня развития музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста полученные результаты по всем трем методикам сведены в общую таблицу (Приложение 8)

Далее для того, чтобы посчитать общий уровень развития музыкальной культуры у старших дошкольников, мы определили среднее количество баллов по всем методикам.

Согласно этому мы посчитали, у скольких детей преобладает достаточный уровень, близкий к достаточному и недостаточный уровни. Все подробно описано в Приложении 9.

Далее все данные мы занесли в следующую таблицу.

Таблица 5. Уровень развития эстетических эмоций у старших дошкольников

Уровень развития

Баллы

Количество человек

%

достаточный

2,6−3 балла

4

13

близкий к достаточному

1,6−2,5 баллов

16

53

недостаточный

0−1,5 баллов

10

34

На основе данных таблицы была построена диаграмма.

Рис. 4. Уровень развития эстетических эмоций

Из данных можно сделать вывод, что у большинства детей- 53%- уровень музыкальной культуры находится на уровне близкому к достаточному, у 13% -достаточный уровень и у 34% -недостаточный уровень.

Поэтому мы разработали программу, которая поможет повысить уровень развития музыкальной культуры у старших дошкольников.

2.2 Влияние театрализованной деятельности на формирование музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста

Для развития музыкальной культуры были подобранны театрализованные игры и представления для детей старшего дошкольного возраста.

Данные театрализованные мероприятия проходили два раза в неделю.

Таблица 6

Тема

Задачи

Форма

«Теремок на новый лад»

Пробудить интерес детей к театрализованной деятельности, Формировать умение эмоционально — двигательно проживать роль;

Развивать артистические способности у детей;

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в процессе подготовки и проведении представления.

Музыкально-театрализованное представление

2. «Красная шапочка»

Развивать творчество, интерес к театрализованным представлениям, эстетические чувства, музыкальный слух, ритмическое и ладовое чувства.

Музыкально-театрализованное представление

3. «В мире сказок Шарля Перро»"

Научить детей «вживаться» в предложенный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное состояние.

Музыкально-театрализованное представление

4. «Пир на весь мир»

Развивать творчество, музыкальный слух, ритмическое и ладовое и эстетические чувства. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности,

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в процессе подготовки и проведении представления.

Театрализованное представление

5. «Путешествие в Сказкоград»

Воспитывать интерес к театрализованной деятельности,

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в процессе деятельности.

Музыкально-театрализованная спортивная игра

Подобранные нами театрализованные игры и представления способствуют развитию музыкальной культуры у ребенка.

Например, в музыкально-театрализованном представлении «Теремок на новый лад» (Приложение 10) дети активно участвуют в представлении, сопереживают героям, радуются за них.

На театрализованном представлении «Красная шапочка» (Приложение 11) у ребят развиваются артистические способности. Они «вживаются» в образы, проникают и осмысливают его эмоциональное состояние.

В музыкально-театрализованных представлениях «В мире сказок Шарля Перро»" (Приложение 12) и «Пир на весь мир» (Приложение 13) у детей развиваются артистические способности, музыкальный слух, ритмическое и ладовое чувства. Дети вживаются в образ и осмысливают его.

На музыкально-театрализованной спортивной игре «Путешествие в Сказкоград» (Приложение 14) у ребят развиваются творческие способности. Воспитывается интерес к музыкальной культуре, желание импровизировать.

Таким образом, мы видим, что средствами музыкальной деятельности воспитатель может сделать жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества.

Чтобы проверить влияние подобранных нами театрализованных мероприятий на развитие уровня музыкальной культуры, мы, как и в первом этапе провели диагностику.

Методики констатирующего этапа эксперимента были использованы вторично на контрольном этапе экспериментального исследования, что позволило получить следующие данные.

На первом этапе контрольного эксперимента была проведена методика Л. В. Школяр «Выбери музыку».

Ответы испытуемых представлены в приложении 15.

Повторное проведение данной методики дало следующие результаты:

Таблица 7. Уровень эмоционально-смыслового содержания музыки

Уровни

количество человек

%

достаточный уровень

11

37

уровень близкий у достаточному

13

43

недостаточный уровень

6

20

На основе данных таблицы мы составили диаграмму.

Рис. 5 Уровень развития эмоционально-смыслового содержания музыки

Обрабатывая результаты, имеем, что у большинства испытуемых -43%-наблюдается уровень близкий к достаточному, у 37% -достаточный уровень, у 20% недостаточный уровень развития эмоционально-смыслового содержания музыки.

Также мы провели методику «Музыка и ее настроение».

Ответы испытуемых мы представили в приложении 16.

Данные ответов мы обобщили и занесли в следующую таблицу:

Таблица 8. Уровень эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения

Уровни

количество человек

%

достаточный уровень

13

43

уровень близкий у достаточному

14

47

недостаточный уровень

3

10

На основе данных таблицы была построена диаграмма.

Рис. 6 Уровень эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения

Таким образом, мы видим, что у большинства детей- 47% наблюдается уровень близкий к достаточному, у 43%-достаточный уровень и у 10%-недостаточный уровень отзывчивости на музыкальные произведения.

Далее мы диагностировали уровень театрализованной деятельности детей. Конспект урока представлен в Приложении 14. Для этого мы использовали методику Т. С. Комаровой.

Ответы испытуемых представлены в приложении 17. Все данные мы обобщили в таблицу:

Таблица 9. Уровень развития театрализованной деятельности

Уровни

количество человек

%

достаточный уровень

9

20

уровень близкий к достаточному

17

53

недостаточный уровень

4

27

На основе данных таблицы мы составили диаграмму.

Рис. 7 Уровень развития театрализованной деятельности

Таким образом мы видим, что у большинства детей-57%-наблюдается уровень близкий к достаточному, у 30%- достаточный уровень и у 13% недостаточный уровень развития театрализованной деятельности.

Далее для того, чтобы посчитать общий уровень развития музыкальной культуры у старших дошкольников, мы определили среднее количество баллов по всем методикам (Приложение 18)

Далее все данные мы занесли в следующую таблицу.

Таблица 10. Уровень развития эстетических эмоций у старших дошкольников

Уровень развития

Баллы

Количество человек

%

достаточный

2,6−3 балла

7

23

близкий к достаточному

1,6−2,5 баллов

21

70

недостаточный

0−1,5 баллов

2

7

На основе данных таблицы была построена диаграмма.

Рис. 8 Уровень развития эстетических эмоций у старших дошкольников

Из диаграммы мы видим, что у большинства испытуемых -70%- уровень развития музыкальной культуры находится на уровне, близком к достаточному, у 23%-достаточный уровень и у 7%-недостаточный уровень развития музыкальной культуры. Данные показатели выше показателей контрольного этапа, что говорит о том, что использование на занятиях театрализованной деятельности способствует развитию у детей дошкольного возраста музыкальной культуры.

Заключение

Театрализованная деятельность — большой заряд положительных эмоций для детей.

В курсовой работе в обобщенном виде излагаются основные результаты, формулируются основные выводы, касающиеся теоретических, экспериментальных и итоговых аспектов работы.

Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования музыкальной культуры посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, и требует дальнейшего теоретического осмысления.

Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что невысокие показатели уровня проявления у детей старшего дошкольного возраста развития музыкальной культуры связано со следующими факторами: отсутствует налаженная система работы по формированию музыкальной культуры по средствам театрализованной деятельности у старших дошкольников; недооценивается потенциальные возможности развития музыкальной культуры посредством театрализованной деятельности; недостаточная методическая подготовленность воспитателей; недостаточная представленность в образовательных программах наиболее значимых аспектов исследуемой проблемы.

Анализ результатов эксперимента свидетельствует о том, что у старших дошкольников не в полной мере развиты эстетические эмоции.

На основе результатов констатирующего эксперимента, а так же исследований в области становления и развития исследований литературы по данной проблеме, нами были разработаны специальные театрализованные представления и игры, которые способствуют развитию музыкальной культуры посредством театрализованной деятельности.

Результаты повторной диагностики позволили установить, что разработанные нами театрализованные представления повысили уровень формирования музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность формируют музыкальную культуру у дошкольников. Главным условием формирования музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста является их правильная организация, подготовка и проведение, а так же непосредственное участие детей и взрослых.

Список использованной литературы

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович Л.И. — СПб.: Питер, 2009. — 399 с.

2. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали/Р.С. Бере // Ребенок в детском саду.- 2006.- № 5. — С. 16 — 17

3. Буре, Р. С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. /Р.С. Буре. — М.: Просвещение, 2006. — 141 с.

4. Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. / Н. А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 2009. — 79 с.

5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада. / под ред. А. М. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989. — 96 с.

6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии/Л.С. Выготский. -М. :Просвещение, 2008. -325с.

7. Гогоберидзе, А. Г. Примерная основная общеобразовательная программа «Успех»: образовательная область «Музыка» / А. Г. Гогоберидзе // Дошкольное Воспитание. — 2011. — № 8. -- С. 9.

8. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская.- М.: Академия, 2007. — 320с.

9. Голицына Н. С., Калиниченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие / Н. С. Голицына,.А. В. Калиниченко. -М.: Айрис-пресс, 2004. — 112 с.

10. Еникеев М. И. Общая психология: учебник для вузов. /М.И. Еникеев — М.: Приор, 2000. -145с.

11. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике. / Г. М. Коджаспирова.- М.: ИКЦ «МарТ», 2005. -448с.

12. Козлова, С. Нравственное воспитание детей в современном мире / C. Козлова // Дошкольное воспитание. — 2001. -№ 9. — с. 98 — 101

13. Крылов А. А. Психология./ А. А. Крылов.- М.: Проспект, 2008 г. -587с.

14. Кулагина И. Ю. Возрастная психология/ И. Ю. Кулагина. -М.: УРАО, 1999 г. -247с.

15. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1984. — 272 с.

16. Овчарова, Р. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. / Р. В. Овчарова, Н. В. Мельникова Н.В. — СПб.: Амалтея, 2008. — 304 с.

17. Фалькович Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. / Т. А. Фалькович.- М.: ВАКО, 2008. -325с.

Приложения

дошкольник музыкальный театрализованный педагогический

Приложение 1

Музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста: «Выбери музыку»

Тема: Выбери музыку

Цель: выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений.

В ходе диагностики использовался следующий музыкальный репертуар: «Осенняя песнь» из «Детского альбома» и марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Детям предлагается для прослушивания (1−1,5 мин) два отрывка: «Осенняя песнь» из «Детского альбома» и Марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Далее педагог просит детей ответить на следующие вопросы:

— Какая музыка вам больше понравилась?

-Почему?

-Какой характер у музыки?

-Какое настроение у музыки?

-Почему вы так считаете?

Приложение 2

имя и фамилия

количество баллов

1

Оля В.

1

2

Сергей П.

3

3

Дарья М.

2

4

Саша Ф.

2

5

Виталий А.

1

6

Вика А.

2

7

Анна В.

3

8

Юля В.

2

9

Маша А.

1

10

Ирина Л.

1

11

Сережа Ш.

2

12

Вова И.

2

13

Инна Е.

2

14

Наташа Ч.

2

15

Кира Ц.

1

16

Елена З.

1

17

Наташа З

1

18

Виктор Р.

3

19

Паша М.

1

20

Степа В.

1

21

София Ц.

2

22

Надя Ж.

2

22

Заур И.

2

23

Саша В.

1

24

Тамара Т.

1

25

Петр О.

1

26

Валя В.

3

27

Полина К.

2

28

Дарина У.

3

29

Света С.

1

30

Яна К.

1

Приложение 3

Методика «Музыка и ее настроение»

Тема: Музыка и ее настроение

Цель: проверить наиболее полное эмоциональное переживанию ребенком музыкального произведения.

Педагог предлагает прослушать детям следующие серии музыкальных произведений:

1-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе».

2-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история».

Далее педагог просит детей ответить на следующие вопросы:

— Какая музыка вам больше понравилась?

-Почему?

-Какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру? Какое отличается от них?

Приложение 4

имя и фамилия

количество баллов

1

Оля В.

2

2

Сергей П.

2

3

Дарья М.

3

4

Саша Ф.

3

5

Виталий А.

2

6

Вика А.

3

7

Анна В.

3

8

Юля В.

2

9

Маша А.

1

10

Ирина Л.

1

11

Сережа Ш.

1

12

Вова И.

2

13

Инна Е.

2

14

Наташа Ч.

1

15

Кира Ц.

1

16

Елена З.

3

17

Наташа З

1

18

Виктор Р.

2

19

Паша М.

1

20

Степа В.

2

21

София Ц.

3

22

Надя Ж.

2

22

Заур И.

2

23

Саша В.

3

24

Тамара Т.

1

25

Петр О.

1

26

Валя В.

2

27

Полина К.

2

28

Дарина У.

2

29

Света С.

1

30

Яна К.

2

Приложение 5

Театрализованное представление для дошкольников

Сказка «Лесная история»

Рассказчик: На полянке, под сосной,

Жил- был заинька косой,

Но не просто белый заяц,

А известный всем портной

(Выходит Заяц)

Заяц: Да! Я Заяц не простой,

Самый лучший я портной!

Что, друзья, мне сшить для вас?

Я приму любой заказ?

Рассказчик: О том, что есть в лесу портной,

Узнал лохматый пес,

И он примчался к мастерской

И свой заказ принес!

(Выходит собака Дружок)

Дружок: Днем и ночью дом большой я стерегу,

Службу верно и усердно я несу! Гав!

Заяц: Ну зачем же так кричать?

Что желаешь заказать?

Дружок: Ты мне, Заинька, скорей,

Шапку новую пошей.

Ночью холодно. Боюсь,

Очень скоро простужусь!

Заяц: Завтра встретимся мы снова,

Будет шапочка готова!

Дружок: Буду очень, очень рад!

Позову к тебе зверят, Кого встречу на дороге, Чтоб заказов было много!

(Дружок убегает, на полянку выходят мышки.)

Рассказчик: Мышки- модницы спешат,

Платья пестрые шуршат.

Мышки: Здравствуй, заинька- косой,

Мы слыхали — ты портной.

Сшей перчатки нам скорей,

Ждем мы к ужину гостей.

Кошка: Не меня ли в гости ждете?

Гость такой как я в почете!

Мыши: Кошка, кошка, ой беда!

Разбегайтесь, кто куда!

(убегают)

Кошка: Заяц, мой тебе привет!

Узнаешь меня иль нет?

Заяц: Не угодно ли присесть?

Кошка: Небольшое дело есть!

Для моей пушистой спинки

Сшей мне, зайка, пелеринку!

Заяц: За обновой будьте в среду,

Буду ждать я вас к обеду.

Кошка: Что ж. надеюсь я на Вас,

До свиданья!

Заяц: В добрый час!

(Заяц берет под музыку и шьет)

Заяц: Пелеринку дошиваю,

Мех покрепче прикрепляю.

Самую осталось малость.

Ой, иголочка сломалась!

Не сходить ли мне к ежу,

Может даст коль попрошу!

(подходит к домику ежа)

Заяц: Здравствуй, ежик!

Ежик: Здравствуй, зайка!

Посмотри сюда на милость-

Мои валенки прохудились!

Зайка, зайка, эй, скорей

Мои валенки подшей!

(Под музыку заяц шьет валенки)

Заяц: Вот, готово!

Ежик: Ну и ну! (смотрит на валенки) Как тебя отблагодарю?

Заяц: Ежик, я сегодня сразу много получил заказов,

А иголок не осталось и последняя сломалась!

Ежик: Я за эти валенки дам иголок маленьких

(дает коробочку с иголками)

Заяц: Побегу скорей домой! (убегает в домик)

Рассказчик: Хорошо в лесу зимой

Рыжим белкам под сосной

Они танцуют и поют

Очень весело живут

(Песня Белочек)

Заяц: Эй вы, белки- озорницы,

Рыжехвостые сестрицы,

Хватит прыгать вам без толку

По осинам и по елкам

Белки: Здравствуй, зайка,

Шубки белкам залатай-ка.

В шубках снежною порой

Будет нам тепло зимой!

Заяц: Ваши теплые обновы

Завтра будут все готовы!

Рассказчик: Спрятались белки, а Заинька побежал к себе домой.

В лесу тихо — ель скрипит,

Кто-то к нам сюда спешит.

О! Да это бурый мишка,

Что он бродит здесь топтыжка?

Да еще он не один,

Рядом тут сыночек с ним!

Медвежонок: Не хочу, не буду спать,

Очень жесткая кровать!

Где печенье, шоколадка?

Медведь: Спи, Мишутка, сладко, сладко!

Медвежонок: Не хочу, не буду спать,

Буду лапу я сосать!

Исполняется «Колыбельная песня»

Рассказчик: Засыпает медвежонок, ночь в лесу… Не спит только хитрая лиса.

(Выходит Лиса)

Лиса: О шляпках и нарядах

Я думаю всегда,

Но кто же будет шить их?

Конечно заяц, да, да, да!

К нему скорее побегу,

Его я быстро украду!

(Бежит под музыку, останавливается у дома Зайца.

Стучится. Заяц открывает дверь.)

Лиса: Здравствуй, заинька- косой,

Знаю — модный ты портной,

Платье бархатное сшей

Мне, голубчик, поскорей!

Заяц: Платье? (Трет глаза, Лиса подкрадывается сзади).

Хорошо, сошью!

(Лиса берет мешок)

Лиса: Ап! (накрывает мешком)

Посидишь в мешке косой,

Славный заинька- портной!

Поскорее б унести лапы,

Пока спит Дружок лохматый!

(появляется Дружок)

Дружок: Кто-то ходит здесь в лесу.

Чую рыжую Лису!

Здесь Лисица?

Рассказчик: Да!

Дружок: Не уйти ей никуда!

Вот она! Стоять! Ни с места!

Лапы вверх! Что за спиной?

Лиса: Если так уж интересно,

Здесь мешок совсем пустой!

Дружок: Я не верю — покажи!

(Лиса убирает мешок, выходит Заяц)

Лиса: Ой, простите вы меня!

Вас не буду огорчать

И портного обижать!

Рассказчик: Что ж простим ее друзья?

Звери: Простим!

Заяц: И на праздник пригласим!

Демонстрацию моделей

Проведем у старой ели.

Рассказчик: А готовы ли обновы?

Заяц: Все заказы в срок готовы!

Рассказчик: Всех в лесу портной обшил,

Никого не позабыл!

(Начинается дефиле костюмов зверей)

Рассказчик: Мышки — в новеньких перчатках

Сшиты по последней моде,

К платьям пестреньким подходят

(Проходят мышки, встают на свои места)

И, изящно выгнув спинку,

Кошка в новой пелеринке.

(Кошка идет, встает с мышками)

Еж в подшитых валенках,

Протопает удаленько.

(Ежик встает на свое место)

Белочкам по шубке,

(Выходят Белочки)

Штанишки для мишутки

(Белочки и медведи встают на свои места)

Шапка — для Дружка,

В платье бархатном Лиса-

Настоящая краса!

(Выходит Лиса)

Рассказчик: Ох, и чудная у ели демонстрация моделей!

Все звери: Заяц — просто молодец!

Тут и сказочке конец!

Приложение 6

графа

критерии

замысел

Интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки, планирование игры

Комбинирование замысла — соединение нескольких знакомых литературных сюжетов, придумывание нового для постановки, построение единой сюжетной линии, логическое перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, описание образов предполагаемой постановки

роль

Принятие роли сопровождается активностью, радостью, интересом. При постановке возможна импровизацией

Передача образа происходит через использование средств выразительности (слова, действия), соответствующих атрибутов

восприятие

Ребенок любит смотреть, наблюдать за происходящими событиями в спектакле. Воспроизведение впечатлений — выражает свое эмоциональное состояние, настроение любыми доступными средствами детской художественной деятельности

Сопереживание — ребенок сочувствует, сопереживает героям спектакля, эмоционально реагирует на происходящие события, спектакль в целом

Приложение 7

имя и фамилия

количество баллов

1

Оля В.

1

2

Сергей П.

2

3

Дарья М.

2

4

Саша Ф.

2

5

Виталий А.

1

6

Вика А.

3

7

Анна В.

2

8

Юля В.

2

9

Маша А.

2

10

Ирина Л.

1

11

Сережа Ш.

2

12

Вова И.

3

13

Инна Е.

2

14

Наташа Ч.

1

15

Кира Ц.

3

16

Елена З.

3

17

Наташа З

3

18

Виктор Р.

1

19

Паша М.

1

20

Степа В.

2

21

София Ц.

2

22

Надя Ж.

2

22

Заур И.

2

23

Саша В.

1

24

Тамара Т.

1

25

Петр О.

2

26

Валя В.

2

27

Полина К.

2

28

Дарина У.

1

29

Света С.

1

30

Яна К.

2

Приложение 8

№ пп

Имя и фамилия

Методика 1

Методика 2

Методика 3

1

Сергей П.

2

2

1

2

Дарья М.

2

2

2

3

Саша Ф.

3

3

2

4

Виталий А.

3

3

2

5

Вика А.

2

2

1

6

Анна В.

3

3

3

7

Юля В.

3

3

2

8

Маша А.

2

2

2

9

Ирина Л.

1

1

2

10

Сережа Ш.

1

1

1

11

Вова И.

1

1

2

12

Инна Е.

2

2

3

13

Наташа Ч.

2

2

2

14

Кира Ц.

1

1

1

15

Елена З.

1

1

3

16

Наташа З

3

3

3

17

Виктор Р.

1

1

3

18

Паша М.

2

2

1

19

Степа В.

1

1

1

20

София Ц.

2

2

2

21

Надя Ж.

3

3

2

22

Заур И.

2

2

2

22

Саша В.

2

2

2

23

Тамара Т.

3

3

1

24

Петр О.

1

1

1

25

Валя В.

1

1

2

26

Полина К.

2

2

2

27

Дарина У.

2

2

2

28

Света С.

2

2

1

29

Яна К.

1

1

1

30

Оля В.

2

2

2

Приложение 9

№ пп

Имя и фамилия

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Общий балл

Уровень

1

Сергей П.

2

2

1

1,7

БН

2

Дарья М.

2

2

2

2

БД

3

Саша Ф.

3

3

2

2,7

Д

4

Виталий А.

3

3

2

1,3

Н

5

Вика А.

2

2

1

1,7

БД

6

Анна В.

3

3

3

3

Д

7

Юля В.

3

3

2

2,7

Д

8

Маша А.

2

2

2

2

БН

9

Ирина Л.

1

1

2

1,3

Н

10

Сережа Ш.

1

1

1

1

Н

11

Вова И.

1

1

2

1,3

Н

12

Инна Е.

2

2

3

2,3

БД

13

Наташа Ч.

2

2

2

2

БД

14

Кира Ц.

1

1

1

1

Н

15

Елена З.

1

1

3

1,7

БД

16

Наташа З

3

3

3

3

Н

17

Виктор Р.

1

1

3

1,7

БД

18

Паша М.

2

2

1

1,7

БД

19

Степа В.

1

1

1

1

Н

20

София Ц.

2

2

2

2 БД

21

Надя Ж.

3

3

2

2,7

Д

22

Заур И.

2

2

2

2

БД

22

Саша В.

2

2

2

2

БД

23

Тамара Т.

3

3

1

2,3

БД

24

Петр О.

1

1

1

1

Н

25

Валя В.

1

1

2

1,3

Н

26

Полина К.

2

2

2

2

БД

27

Дарина У.

2

2

2

2

БД

28

Света С.

2

2

1

1,7

БН

29

Яна К.

1

1

1

1

Н

30

Оля В.

2

2

2

2 БД

Приложение 10

Театрализованное представление «Теремок на новый лад»

Цель:

-Познакомить детей с приёмами инсценирования хорошо знакомой сказки.

-Развивать выразительность речи, умение передавать эмоциональное состояние героев.

-Упражнять в подражательных движениях и голосовых имитациях.

-Воспитывать чувство товарищества, сострадания.

Действующие лица:

Роль ведущего исполняет взрослый.

Два мышонка, две лягушки, лисичка, два зайчонка, два волка, медведь.

(Зал оформлен, как лесная полянка. Чуть в стороне стоит теремок.)

Ведущий.

Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру

И прилежному труду,

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!

Теремок на новый лад

Вам покажет детский сад!

Стоит в поле теремок-теремок!

Он не низок, не высок, не высок.

Вдруг по полю-полю мышки спешат…

(Звучит музыкальная тема мышек.)

Мышата.

Что за терем-теремок?

Он не низок, не высок!

Ну да ладно, так и быть, в теремочке будем жить!

Ведущий. Забежали мышата в теремок и стали там жить поживать! В теремочке тепло, а на улице ветер дует, холод навевает. И вот по полю скачут лягушки-квакушки.

(Звучит музыкальная тема выхода лягушек.)

Лягушки.

Ква-ква да ква-ква-ква!

Пожелтела вся трава!

Мёрзнут лапки и живот…

В теремочке кто живёт?

Кто-кто в теремочке живёт?

Кто-кто в невысоком живёт?

Мышки. Мы, мышки-норушки! А вы кто?

Лягушки. А мы, лягушки-квакушки! Пустите нас к себе жить.

Мышки. А что вы умеете делать?

Лягушки. А мы умеем танцевать!

(Исполняется танец под песню «Про лягушек и комара»)

Лягушки. Понравился вам наш танец?

Мышки. Понравился! Заходите к нам жить.

Ведущий. Забежали лягушки-квакушки в теремок и стали жить в нём вместе с мышатами. А в лесу уже и травка пожелтела, и листочки с деревьев опадают. Всё чаще идёт дождь. И тут бегут к теремку зайки-побегайки.

(Звучит музыкальная тема зайчат.)

Зайчата.

Мы зайчишки-шалунишки,

Мы по ельничку бежали,

Мы дорогу в свою норку

С перепугу потеряли…

Кто-кто в теремочке живёт?

Кто-кто в невысоком живёт?

Мышата. Мы, мышки-норушки!

Лягушки. Мы лягушки-квакушки! А вы кто?

Зайчата. А мы зайки-побегайки! Пустите нас к себе жить!

Вместе. А что вы умеете делать?

Зайчата. А мы лучше всех умеем делать зарядку!

(Делают несколько физических упражнений под музыку.)

Зайчата. Понравилась вам наша зарядка?

Вместе. Понравилась! Заходите к нам жить.

Ведущий. Забежали зайчата в теремок, и стали жить в нём все зверушки вместе! Но что такое? Почему так кусты колышутся? Кто же это бежит к теремку?

(Звучит музыкальная тема лисички.)

А, да это лисичка-сестричка!

Лисичка.

По лесам, по кустам,

Ходит рыжая лиса!

Ищет норку- где-нибудь

Приютиться и уснуть!

Кто-кто в теремочке живёт?

Кто-кто в невысоком живёт?

Мышата. Мы, мышки-норушки!

Лягушки. Мы, лягушки-квакушки!

Зайчата. Мы, зайки-побегайки!

Вместе. А вы кто?

Лисичка. А я лисичка-сестричка! Пустите меня к себе жить!

Вместе. А что ты умеешь делать?

Лисичка. Я умею песни петь!

(Исполняет песню «Про муравья»)

Лисичка. Понравилась вам моя песня?

Вместе. Понравилась! Заходи к нам жить.

Ведущий. Вот и лисичка поселилась в теремке! До чего же всем зверям весело! Кто двор метёт, кто пироги печёт, кто забор красит. Всем дел хватает! А осень уже совсем вступила в свои права. Весь день дождь льёт, ветер завывает, а скоро, наверно, и снежок выпадет. И вот к теремку спешат волчищи-серые бочищи.

(Звучит музыкальная тема волка.)

Волки.

Осень наступила,

Звери ждут зиму.

Волку, братцу серому,

Скучно одному.

Спрятался куда-то

Весь лесной народ.

Чья же это хата?

Кто же в ней живёт?

Кто-кто в теремочке живёт?

Кто-кто в невысоком живёт?

Мышки. Мы, мышки-норушки!

Лягушки. Мы, лягушки-квакушки!

Зайчата. Мы, зайки-побегайки!

Лиса. Я, лисичка-сестричка!

Вместе. А вы кто?

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой