Упражнения для освоения с водой

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Спорт и туризм


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Роль подготовительныХ упражнений для освоения с водой

2. Учет индивидуальных особенностей занимающихся

3. Подбор подготовительных упражнений для освоения с водой

4. Последовательность выполнения подготовительных упражнений для освоения с водой

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Упражнения для освоения с водой обязательны для выполнения занимающимися всех возрастов и любого уровня подготовленности -- от не умеющих держаться на поверхности воды до хорошо плавающих «по-своему». Они служат основным учебным материалом на первых уроках плавания, а также для проведения игр и развлечений на воде. Все эти упражнения выполняются на мелком месте (глубина воды — до уровня пояса или груди занимающегося).

1. РОЛЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ С ВОДОЙ

Подготовительные упражнения для освоения с водой помогают освоиться с новой, непривычной, средой и подготовиться к овладению техникой спортивного плавания. Эти упражнения обязательны для занимающихся любого возраста и любого уровня подготовленности -- от не умеющих держаться на поверхности воды до хорошо плавающих неспортивными способами. Они являются основным учебным материалом первых уроков плавания, когда дети учатся постепенно преодолевать страх, опуская лицо в воду, неприятные ощущения от попадающей в рот, глаза, уши воды, всплывать и лежать на воде, открывать глаза в воде, делать выдох в воду, скользить по поверхности воды. Упражнения для освоения с водой выполняются на задержке дыхания после вдоха, т. е. в режиме дыхания, нехарактерном для плавания. Это улучшает плавучесть тела и помогает быстрее почувствовать, что на поверхности воды можно держаться без всяких усилий. Освоение с водой происходит одновременно с изучением простейших упражнений, являющихся элементами техники спортивного плавания.

Основные задачи которые решаются в процессе обучения:

--быстрое освоение с водой, ликвидация чувства страха перед новой, непривычной средой;

--ознакомление с температурой, плотностью, вязкостью и сопротивлением воды;

--формирование умения опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой, голенью (это необходимо в дальнейшем для овладения гребковыми движениями руками и ногами).

2. УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

Принято выделять несколько этапов обучения.

1-й этап. Ему соответствует младший дошкольный возраст (3--4 года). Начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Заканчивается этот этап, когда ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно (с помощью взрослого) передвигаться по дну бассейна, совершать простейшие действия, играть.

2-й этап. Ему соответствуют младший и средний дошкольный возраст (4−5 лет). Основная задача — приобретение детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно уверенно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности (всплывать, лежать, скользить), а также самостоятельно выполняют дыхательное упражнение «вдох-выдох» (не менее 10 раз подряд).

3-й этап. Ему соответствует старший дошкольный возраст (6 лет). Основная задача -- обучение плаванию избранным способом. К концу этого этапа дети должны проплывать 10--15 м на мелководье разученным способом в полной координации.

4-й этап. Ему соответствуют старший дошкольный и младший школьный возраст (6--7 лет). Основная задача -- совершенствование техники избранного способа плавания, выполнение простых поворотов и прыжков в воду. Дети приобретают умение плавать на глубокой воде.

Освоение различных движений осуществляется путем многократного их повторения; количество повторений должно возрастать постепенно. Учитывая, что повторение движений является однообразной деятельностью и утомляет детей, на одном занятии надо предлагать им разнообразные упражнения. Дошкольники на основе подражания лучше осваивают целостные двигательные акты, поэтому надо создавать у них целостное представление об изучаемом способе плавания. В связи с особенностями развития мышления детей в этом возрасте (конкретность, предметность, сильно выраженная способность к подражанию и др.) очень большое значение при обучении плаванию имеет показ, который должен со-провождаться доступными для детей пояснениями инструктора.

Большое место в мышлении ребенка-дошкольника занимает образ. В обучении плаванию целесообразно применять образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений. Например, такие названия, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Раки», «Акула» и др., помогают создать у ребенка реальные представления о выполнении упражнений, обеспечивают правильное овладение ими.

В работе с детьми 4--6 лет не следует использовать большое количество команд и подсчетов при разучивании упражнений.

Овладение навыком плавания достаточно сложно для дошкольников; в связи с этим в процессе обучения надо использовать значительное количество разнообразных подготовительных упражнений и игр.

Дозировка нагрузки для девочек и мальчиков одинакова, но изменяется в зависимости от возраста: детям 3--4 лет дается несколько меньшая нагрузка, чем детям 5 лет.

Исправлять ошибки дошкольников в процессе занятий плаванием нужно в определенной последовательности. Так, нельзя исправлять одновременно несколько ошибок -- это рассеивает внимание детей. Чаще всего у дошкольников ошибки связаны с недостаточной степенью общей физической и координационной подготовленности. Надо стремиться к тому, чтобы дети освоили общую схему движений избранного способа плавания, и не требовать от них точности в технике.

Успешность обучения повышается, если ведущий занятия взрослый (тренер или родитель) находится в воде. При обучении дошкольников необходимо соблюдать стандартные требования безопасности (см. главу 8, раздел 8.2.). Занятия по плаванию, начатые в младшем дошкольном возрасте, способствуют успешному обучению каждого ребенка жизненно необходимому навыку — с учетом индивидуальных особенностей его развития, уровня физической подготовленности и состояния здоровья, открывают хорошие перспективы для систематических занятий плаванием.

3. ПОДБОР ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ С ВОДОЙ

Упражнения выполняются одновременно с изучением простейших элементов техники плавания. Основа хорошей техники -- правильное положение тела в воде и правильное дыхание. Упражнения для освоения с водой выполняются в течение первых 5--6 занятий. Осваивая их, занимающиеся учатся погружаться с головой в воду и открывать глаза, всплывать и правильно лежать на поверхности, выдыхать в воду и скользить по поверхности, сохраняя горизонтальное положение тела, характерное для техники спортивного плавания. Подготовительные упражнения выполняют на мелком месте, стоя по пояс или по грудь в воде: большинство из них делается с задержкой дыхания на вдохе. Как только занимающиеся освоятся с водой, почти все подготовительные упражнения исключаются из программы занятий. Постоянно выполняются и совершенствуются, только упражнения на скольжение и выдох в воду. Упражнения, знакомящие с плотностью и сопротивлением воды. Упражнения этой группы воспитывают у занимающихся чувство опоры о воду ладонью, предплечьем, стопой и голенью (что необходимо для постановки гребковых движений), приучают не бояться воды. 1. Движение в воде туда и обратно, вначале шагом, а потом бегом. 2. Ходьба с поворотами и изменением направления. Всплывание и лежание на поверхности воды. Эти упражнения позволяют занимающимся почувствовать состояние невесомости и научиться в горизонтальном положении лежать на поверхности воды на груди и на спине.

4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ С ВОДОЙ

1. Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик бассейна.

2. Ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно — сначала шагом, потом бегом.

3. Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег.

4. Ходьба по дну без помощи рук со сменой направления движения.

5. Ходьба приставными шагами без помощи рук с переходом на бег.

6. То же правым боком.

7. Ходьба по дну, наклонившись вперед: руки вытянуты вперед, кисти соединены.

8. «Кто выше выпрыгнет из воды?» Присесть, оттолкнуться ногами и руками от воды и выпрыгнуть вверх.

9. Поочередные движения ногами (как удар в футболе), отталкивая воду подъемом стопы и передней поверхностью голени.

10. Поочередные движения ногами брассом.

11. Бег вперед с помощью попеременных гребковых движений руками.

12. То же с помощью одновременных гребковых движений руками.

13. Бег вперед спиной, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.

14. То же, помогая себе одновременными гребковыми движениями руками.

15. Стоя на дне, шлепать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки; ладонями с широко расставленными пальцами; ладонями с плотно сжатыми пальцами.

16. «Полоскание белья». Стоя на дне, выполнять движения руками вправо-влево, вперед-назад с изменением темпа движений.

Рис. Упражнения для освоения с водой

освоение вода плавание спортивный

ВЫВОДЫ

Все упражнения для освоения с водой выполняются на задержке дыхания после вдоха. Это увеличивает плавучесть тела занимающихся и помогает им быстрее почувствовать, что они легче воды и могут без всяких усилий держаться на ее поверхности.

Освоение с водой происходит одновременно с изучением простейших упражнений, которые являются элементами техники спортивных способов плавания.

Особое внимание уделяется упражнениям в скольжении, которые содействуют выработке равновесия, горизонтального положения тела, улучшению обтекаемости тела при плавании, тренируют умение занимающихся напрягать мышцы туловища и вытягиваться вперед, увеличивая длину скольжения.

Практически скольжение -- основное упражнение для выработки рациональной рабочей позы пловца и оптимальных мышечных усилий, направленных на поддержание горизонтального положения тела.

Элементарные гребковые движения руками и ногами (типа «Полоскание белья», «Лодочка», «Футбол», «Пишем восьмерки» и др.) вырабатывают чувство воды: умение опираться о воду, чувствовать ее ладонью, предплечьем, стопой, голенью, что является основой для постановки рационального гребка.

Умение дышать и открывать глаза в воде, получаемое на первых уроках, также является необходимой составляющей грамотного передвижения в воде.

Навыки погружения в воду с головой облегчают овладение такими элементами прикладного плавания, как ныряние в длину и глубину. После того, как обучаемые научатся погружаться в воду с головой, всплывать и лежать на воде, необходимость в выполнении некоторых упражнений для освоения с водой (например, «Поплавок», «Медуза») отпадает, и они больше не включаются в уроки. Упражнения для освоения с водой обязательны для выполнения занимающимися всех возрастов и любого уровня подготовленности -- от не умеющих держаться на поверхности воды до хорошо плавающих «по-своему». Они служат основным учебным материалом на первых уроках плавания, а также для проведения игр и развлечений на воде.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белиц-Гейман С.В. Плавание/ М: Просвещение 2000

2. Булгакова Н. Ж. Плавание / М: Просвещение 2001

3. Васильев В. С. Обучение детей плаванию / М: Физкультура и спорт 1999

4. Кислов А. А., Панаева В. Г. Нептун собирает друзей / М: Просвещение 1998

5. Макаренко Л. П. Плавание / М: Физкультура и спорт 1999

6. Фирсов З. П. Плавание для всех / М: Физкультура и спорт 2001

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой