Упрощенная система налогообложения

Тип работы:
Дипломная
Предмет:
Финансы


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

  • Содержание
  • Введение
  • Глава 1. Роль и значение упрощенной системы налообложения в бюджетной системе
  • Глава 2. Анализ применения упрощеннной системы налогообложения (на примере ИФНС № 2 по ЦАО г. Омска)
    • 2.1 Характеристика ИФНС № 2 по ЦАО г. Омска
    • 2.2 Результаты постановки на учет налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения
    • 2.3 Анализ сумм начисленного и уплаченного единого налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения
    • упрощенный налогообложение бюджетный плательщик

Введение

Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России федеральным законом № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г, который утратил силу 1 января 2003 г. За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, и уточнялись некоторые положения. Результатом такой работы явилось введение в действие с 1 января 2003 г новой упрощенной системы налогообложения, которая сочетала некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения и накопленный опыт за время ее применения. И с тех пор многие организации предпочли перейти на упрощенную систему налогообложения. Но некоторые фирмы до сих пор не приемлют эту налоговую систему, считая ее сложной в применении. Известно, что невысокие доходы многих малых предприятий с трудом позволяют честно платить все налоги, а упрощенная система налогообложения — это законный способ налоговой оптимизации, о котором знают далеко не все, к тому же для бухгалтера этот специальный режим означает сокращение трудоемкости бухгалтерского и налогового учета.

Сущность упрощенной системы как специального налогового режима и ее привлекательность для многих заключается в замене целого ряда налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период [6].

Упрощенная система может применяться хозяйствующими субъектами на территории РФ и не требует принятия какого-либо законодательного акта субъекта РФ.

Целью введения УСНО является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.

Цель упрощенной системы налогообложения заключается в уменьшении налогового бремени, упрощение налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Достижение указанных целей способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом.

Целью преддипломной практики является ознакомление с функциональными обязанностями должностных лиц по профилю специалиста финансов и кредита.

Задачей практики является сбор необходимых исходных данных к выполнению дипломного проекта, формирование способностей самостоятельного выполнения работ и обретение навыков исследований.

Объектом исследования в период прохождения практики является отдел камеральных налоговых проверок № 2 ИФНС № 2 по ЦАО г. Омска.

За время прохождения практики была изучена законодательная, правовая и нормативная документация, были проанализированы приказы Правительства Р Ф и Правительства Омской области, первичные финансовые, налоговые документы, инструкции. По данной тематике изучены периодические и литературные источники.

Глава 1. Роль и значение упрощенной системы налообложения в бюджетной системе

С развитием рыночных отношений и приобретением ими цивилизованных форм все больший, интерес со стороны субъектов предпринимательства вызывают модели налогообложения малого и среднего бизнеса. Удовлетворяющими подобный интерес системами являются специальные налоговые режимы и прежде всего упрощенная система налогообложения. Эффективное использование специальных режимов в качестве источников доходов не менее важно и для бюджета. Не стоит забывать и о регулирующей функции указанных налогов, стимулирующей экономику в предпринимательской сфере [9].

В связи с тем, что все поступления от применения УСН идут в региональные бюджеты, а российским законодательством субъектам федерации разрешено применять дифференцированную ставку по УСН от 6% до 15%, этот налоговый режим становится еще одним действенным инструментом в руках региональных властей для стимулирования предпринимательской среды (в том числе за счет роста числа предпринимателей) и пополнения доходной части региональных бюджетов [6].

В 2009 году в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило налогов от предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на сумму 92,1 млрд. рублей. Снижение к уровню 2008 года составило на 10,3 млрд. рублей или на 10,1%.

9 субъектов Российской Федерации все-таки смогли добиться увеличения поступлений по УСН. Наибольших темпов роста по данному налогу достигли Дагестан — 116,8%, Калмыкия — 114,0%, Чеченская Республика — 113,8%, Республика Ингушетия — 106,0%.

Наибольшие потери (свыше 20%) понесли 14 субъектов: Новосибирская, Костромская, Свердловская, Псковская, Липецкая, Вологодская, Омская (22%), Орловская, Челябинская, Калининградская области, Забайкальский и Пермский край, Чувашская Республика, Еврейская автономная область [14].

Следует отметить, что в единственном регионе — Ненецком автономном округе, с 2008 года поступления в консолидированный бюджет субъекта по налогу от предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения отсутствуют. В 2007 году поступление данного вида налога по указанному региону составило 56,4 млн. рублей.

По данным на 1 ноября 2010 года в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило налогов от предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на сумму 105,2 млрд. рублей, что выше аналогичного периода прошлого года на 22%. По всем субъектам, за исключением Чеченской Республики, где снижение составило 6%, темпы роста данного налога выше соответствующего периода прошлого года.

Как показывает государственная статистика в 2008 году количество малых предприятий в г. Москве увеличилось лишь на 3100, а в г. Санкт-Петербург их количество осталось на прежнем уровне. Сокращение малых предприятий зафиксировано также в 10 регионах. Наибольшие потери понесли Воронежская область (сокращение на 2600 предприятий) и Хабаровский край (сокращение на 1900 предприятий). Вместе с тем, следует отметить Чеченскую Республику, количество малых предприятий на территории которой в 2008 голу увеличилось в 10 раз (с 0,4 до 4,3 тыс. предприятий). Это увеличение дало хороший результат в 2009 году в увеличении поступлений по УСН на 13,8%, но уже на 01. 01. 2011 г. указанное снижение составило на 6%.

Лидирующее место в рейтинге субъектов РФ по среднему поступлению налогов на малый и средний бизнес на 1 малое предприятие в течение 2007−2008 гг. занимает Ямало-Ненецкий автономный округ. Среднее поступление налогов на малый бизнес на 1 малое предприятие за 2007 год в Ямало-Ненецком автономном округе составило 499,8 тыс. рублей. В 2008 году — 462,5 тыс. рублей (с падением к 2008 году на 7,5%). В тройку лидеров входят также: Чукотский автономный округ, в котором среднее поступление налогов от малого бизнеса на 1 малое предприятие в 2008 году составило 458,3 тыс. рублей (с ростом к уровню 2007 года на 66,3%), Сахалинская область — 364,0 тыс. рублей (с ростом к уровню 2007 года на 59,2%). Всего 65 субъектов РФ, у которых среднее поступление налогов на малый и средний бизнес на 1 малое предприятие составило свыше 100 тыс. рублей [10].

В структуре доходов консолидированного бюджета Омской области доля доходов от единого налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения занимает не значительную часть. В 2008 году доля доходов от единого налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения составила 0,04% или 1382,2 млн руб. В 2009 году доля данного вида дохода в общей структуре доходов Омской области сократилась и составила 0,03% или 1077,3 млн руб.(на 22,06%). В 2010 году доля дохода составила также 0,03% в общем объеме поступлений, но в абсолютном значении произошло увеличение до 1255,7 млн руб. (на 16,5%). По данным 2011 г. доход от единого налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения в структуре бюджета Омской области составил 44 215 млн руб. (0,4%), что на 952 млн руб. больше чем в 2010 год (Табл. 1)[16].

Таблица 1 Доходы бюджета Омской области 2008−2011 гг.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Сумма (млн. руб)

Доля (%)

Сумма (млн. руб)

Доля (%)

Сумма (млн. руб)

Доля (%)

Сумма (млн. руб)

Доля (%)

Всего поступило доходов в консолидированный бюджет Омской области, из них:

33 015,00

100

33 444,5

100

42 167,3

100

44 215

100

Единый налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения

1 382,20

0,04

1 077,30

0,03

1 255,70

0,03

1 606

0,4

При анализе налоговой базы и структуры начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения Омской области за 2008−2010 гг. можно сделать следующие выводы (Приложения 2,3).

В 2008 году налоговая база составила 27 130 825 тыс. руб., в том числе по объекту — доход 24 511 555 тыс. руб., по объекту — доходы, уменьшенные на величину расходов на 2 619 270 тыс. руб., что составляет 90% и 10% соответственно от общей налоговой базы.

В 2009 году налоговая база составила 24 069 760 тыс. руб., то есть наблюдается ее сокращение на 89,71% по сравнению с 2008 годом.

В 2010 г. наблюдается рост налоговой базы на 17,85% по отношению к 2009 г. и составила 1 947 953 тыс. руб.

Рис. 1 Структура налоговой базы в зависимости от объекта налогообложения 2008−2010 года (тыс. руб.)

Сумма налога исчисленного за налоговый период в 2008 году составила 1 863 592 тыс. руб. на организации приходится 1 176 239 тыс. руб., на ИП-687 353 тыс. руб. В общей сумме исчисленного налога налог с дохода составляет 78,91%, налог с дохода, уменьшенного на величину расходов 21,09%.

В 2009 году произошло сокращение суммы исчисленного налога за налоговый период по сравнению 2008 годом на 11,31% (на 210 735 тыс. руб.) в частности налог с дохода сократился на 11,52%, налога с доходов, уменьшенных на величину расходов-10,51%.

Рис. 2 Сумма исчисленного за налоговый период налога за 2008−2010 (тыс. руб.)

В 2010 году сумма уплаченного налога увеличилась на 15,09% или 244 275 тыс. руб., в большей мере за счет исчисленного налога с доходов (16,95%).

Рис. 3 Сумма налога, подлежащая уплате 2008−2010 гг. (тыс. руб.)

Сумма минимального налога, подлежащая уплате в 2008 году составила 96 587 тыс. руб., наибольшая доля по уплате минимального налога принадлежит организациям 79,10%. В 2009 году произошло не значительное снижение суммы минимального налога на 1% и составила 95 640 тыс. руб.

Рис. 4 Сумма минимального налога, подлежащая уплате 2008−2010 гг. (тыс. руб.)

В 2010 г. сумма минимального налога увеличилась на 20,06% и составила114 824 тыс. руб., что на 19 188 тыс. руб. больше чем в 2009 г.

Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложении в Омской области в 2008 году составило 35 954 ед. из них организаций 12 498 ед. и ИП 23 456 ед. При этом наибольшее количество налогоплательщиков выбрало в качестве объекта налогообложения доходы 2619 ед., из них наибольшая доля приходится на ИП-75,27%.

В 2009 году наблюдается сокращение числа налогоплательщиков на 6% (на 2162 ед.). В 2010 г. число налогоплательщиков увеличилось на 238 ед. и составило 34 030 ед. [16].

Количество индивидуальных предпринимателей, получивших патенты на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента в Омской области не зарегистрировано.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства была введена с 1 января 1996 г., то есть применяется уже более 17 лет, и первоначально этот льготный налоговый режим применялся наряду с налоговыми льготами для малых предприятий по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость

С 1 января 2003 г. часть вторая НК РФ была дополнена гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», которая заменила действовавший до этого аналогичный специальный налоговый режим, который в значительной степени был усовершенствован. Последующие поправки в эту главу НК РФ сделали этот специальный налоговый режим еще более льготным и привлекательным для малого бизнеса [10].

Глава 2. Анализ применения упроженнной системы налогообложения (на примере ИФНС № 2 по ЦАО г. Омска)

2.1 Характеристика ИФНС № 2 по ЦАО г. Омска

  • В 02. 07. 1990 г. создана Государственная налоговая инспекция по Куйбышевскому району города Омска. Приказом Государственной налоговой инспекции по Омской области № 20 от 28. 03. 1997 г. Государственная налоговая инспекция по Куйбышевскому району города Омска преобразована в Государственную налоговую инспекцию № 2 по Центральному административному округу города Омска.
    • С 15. 07. 1999 г. инспекция преобразована приказом Управления МНС России по Омской области № 76 от 02. 07. 1999 г. в Инспекцию Министерства Р Ф по налогам и сборам № 2 по Центральному административному округу города Омска.

Сегодняшнее название Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу города Омск присвоено 24. 11. 2004 г. в результате реорганизации по приказу Управления Федеральной налоговой службы по Омской области № 330 от 24. 11. 2004 г.

  • Отдел камеральных проверок № 2 является структурным подразделением Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу города Омск.
    • Структурное подразделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, положением об инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска, нормативными и иными правовыми актами ФНС России, правовыми актами Управления Федеральной налоговой службы по Омской области.
    • Руководство и контроль деятельности структурного подразделения осуществляет заместитель начальника Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска, осуществляющий координацию и контроль деятельности структурного подразделения.
    • Структурное подразделение возглавляет начальник структурного подразделения, который подчиняется непосредственно заместителю начальника Инспекции, осуществляющему координацию и контроль деятельности структурного подразделения.
    • Основными задачами структурного подразделения являются:
    • — контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, состоящими на учете в Инспекции, законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей;
    • — проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщиков юридических лиц;
    • — осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности структурного подразделения;
    • — отбор налогоплательщиков юридических лиц для включения в план выездных налоговых проверок.
    • Структурное подразделение осуществляет следующие функции:
    • — проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов (кроме НДС), служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов налогоплательщиков юридических лиц;
    • — организация работы по получению информации о деятельности налогоплательщиков из внешних источников (в том числе косвенной информации от органов энергосбыта о физических объемах потребленных энергетических (электро- и теплоэнергии) ресурсов, от предприятий Водоканала о потреблении водных ресурсов, от других организаций о потреблении иных материальных ресурсов; информации от правоохранительных органов и других контролирующих органов, организаций МПС России, Минтранса России, ГИБДД МВД России о перевозимых крупных партиях товаров, информации о пользователях природными ресурсами, других данных). Мониторинг и анализ указанной информации в целях качественного и результативного проведения контрольных мероприятий;
    • — осуществление отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок и анализ эффективности данного отбора по результатам проведенных выездных налоговых проверок указанных налогоплательщиков юридических лиц;
    • — проведение предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика юридического лица, находящегося в процессе ликвидации;
    • — анализ схем уклонения от налогообложения налогоплательщиков юридических лиц, выработка предложений по их предотвращению;
    • — проведение камерального анализа, налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов;
    • — работа с убыточными организациями с целью пресечения случаев неполного отражения в учете хозяйственных операций, выявление случаев фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, выявление схем ухода от налогообложения, а также обеспечение своевременного и полного контроля за соблюдением указанной категорией налогоплательщиков действующего законодательства о налогах и сборах, выявление из их числа организаций, допускающих нарушения налогового законодательства, принятие комплекса мер, направленных на недопущение необоснованного заявления налоговых убытков;
    • — осуществление контроля за правильностью исчисления регулярных платежей за пользование недрами и иных обязательных платежей при пользовании природными ресурсами;
    • — осуществление контроля за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
    • — осуществление лицензионного контроля за соискателями лицензий (лицензиатами), осуществляющими деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
    • — оформление результатов камеральных налоговых проверок;
    • — передача в юридический отдел материалов камеральных налоговых проверок для проведения правовой экспертизы;
    • — обеспечение ввода и обработки в базу «Системы ЭОД» данных решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов камеральных проверок, обеспечение вручения (отправки) указанных решений налогоплательщикам;
    • — участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях);
    • — выявление юридических лиц, обладающих признаками недействующего юридического лица, при наличии оснований инициирование процедуры исключения из ЕГРЮЛ;
    • — осуществление взаимодействия с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности структурного подразделения;
    • — работа с органами, уполномоченными лицами, обязанными в соответствии с законодательством о налогах и сборах представлять в налоговые органы информацию, необходимую для налогового контроля;
    • — участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков по вопросам находящимся в компетенции структурного подразделения;
    • — формирование установленной отчетности по предмету деятельности структурного подразделения;
    • — подготовка информационных материалов для руководства Инспекции по вопросам находящихся в компетенции структурного подразделения;
    • — участие в организации и осуществлении мероприятии по профессиональной подготовке и переподготовке кадров для налоговых органов, проведении совещаний, семинаров по вопросам входящих в компетенции структурного подразделения;
    • — ведение в установленном порядке делопроизводства, хранение и сдача в архив документов структурного подразделения.
    • Структурное подразделение для осуществления своих основных функций имеет право:
    • — запрашивать и получать от структурных подразделений Инспекции согласно установленному порядку необходимые статистические, аналитические и другие данные, документы, заключения и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции структурного подразделения;
    • — взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по вопросам, входящим в компетенцию структурного подразделения;
    • — вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции структурного подразделения;
    • — готовить проекты решений и других документов по вопросам, относящимся к компетенции структурного подразделения;
    • — давать заключения по проектам документов, представленным на заключение другими структурными подразделениями Инспекции;
    • -пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФНС России.
    • Работа структурного подразделения строится на основе планов работы Инспекции и структурного подразделения, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и персональной ответственности каждого государственного гражданского служащего структурного подразделения за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.
    • План работы структурного подразделения утверждается начальником Инспекции.
    • Структурное подразделение решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Инспекции, Управления Федеральной налоговой службы по Омской области и другими территориальными органами ФНС России, с соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления, иными органами и организациями.
    • Руководство структурным подразделением осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности начальником Инспекции по согласованию с Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    • Начальник структурного подразделения:
    • — руководит деятельностью структурного подразделения на основе принципа единоначалия;
    • -распределяет обязанности между государственными гражданскими служащими структурного подразделения;
    • -участвует в подборе, расстановке кадров структурного подразделения;
    • -создает условия для повышения профессиональной подготовки государственных гражданских служащих структурного подразделения и внедрения передовых приемов и методов работы;
    • -вносит начальнику Инспекции предложения о поощрении государственных гражданских служащих структурного подразделения, наложении на них дисциплинарных взысканий;
    • -принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для государственных гражданских служащих структурного подразделения;
    • — представляет интересы Инспекции в государственных органах и различных организациях по вопросам, входящим в компетенцию структурного подразделения, в соответствии с установленным порядком;
    • -планирует и контролирует деятельность структурного подразделения, в том числе по вопросам взаимодействия с другими структурными подразделениями Инспекции в связи с выполнением возложенных на структурное подразделение задач;
    • -разрабатывает и представляет начальнику Инспекции для утверждения должностные регламенты сотрудников структурного подразделения.
    • Начальник структурного подразделения несет персональную ответственность за осуществление возложенных на структурное подразделение функций, в том числе, за выполнение в рамках компетенции структурного подразделения, планов и показателей деятельности Инспекции.

2.2 Результаты постановки на учет налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения

Переход налогоплательщиков на УСН осуществляется в заявительном порядке. Организации подают заявление по ф. 26. 2−1 в налоговый орган по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели по месту жительства. Заявление подается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН.

Согласно положениям пункта 2 статьи 346. 13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданная организация вправе подать заявление о применении УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Кодекса [7].

В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (Письмо ФНС России на тему заявления о применении УСН от 12. 05. 11 № КЕ-4−3/7644@).

Перейти на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик может при соблюдении установленных статьей 346. 12 НК РФ ограничений:

· размер дохода по итогам 9 месяцев того года в котором подается заявление о переходе на УСН, не должен превышать 15 млн руб. (до 2010 года включительно). Данная величина предельного размера доходов для применения УСН с 2011 года составляет 45 млн руб. (данное ограничение применяется только для организаций);

· размер дохода за календарный год в период применения УСН не должен превышать 20 млн руб. (с 2010 года и по 2012 год данная величина составляет 60 млн руб.);

· среднесписочная численность работников не более 100 человек;

· стоимость амортизируемых основных средств и нематериальных активов не более 100 млн руб. ;

· доля участия юридических лиц в предприятии, перешедшем на УСН, в целом не может превышать 25%;

· отсутствие филиалов или представительств;

· осуществление любого вида деятельности, за исключением (п. 3 ст. 346. 12 НК РФ):

— банковской;

— страховой;

— негосударственного пенсионного фонда или инвестиционного фонда;

— профессионального участника рынка ценных бумаг;

— ломбарда;

— производства подакцизных товаров, добычи и реализации полезных ископаемых;

— игорного бизнеса;

— нотариусов, адвокатов, и иных форм адвокатских образований.

На примере ИФНС № 2 рассмотрим результаты постановки на учет налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Таблица 2 Анализ постановки на учет налогоплательщиков применяющих УСН в ИФНС № 2

Показатели

2009 г. (ед.)

2010 г. (ед.)

2011 г. (ед.)

2010 г. к 2009 г. (%)

2011 г. к 2010 г. (%)

Количество зарегистрированных плательщиков УСН

4203

4450

4430

105,9

99,55

Подано заявлений на применение УСН, в т. ч.

446

294

367

65,92

124,83

объект доход

226

169

176

74,78

104,14

объект доход уменьшенный на величину расхода

220

125

191

56,82

152,80

Отказано в применении УСН

10

1

1

10,00

100,00

Перешли на др. налоговый режим

0

0

0

0

0

Окончило деятельность в этом же году в т. ч.

11

8

11

72,73

137,50

объект доход

5

5

9

100,00

180,00

объект доход уменьшенный на величину расхода

6

3

2

50,00

66,67

Количество плательщиков УСН в 2009 г. составило 4203 ед., в 2010 году их количество возросло на 5,9%, но в 2011 сократилось на 0,4% или на 20 налогоплательщиков. Популярность УСН в 2010 году выросла в связи с последними нововведениями в УСН: размер дохода за календарный год в период применения УСН не должен превышать 60 млн руб.

Рис. 5. Количество зарегистрированных налогоплательщиков УСН за 2009−2011 гг. в ИФНС № 2

Из всего количества плательщиков применяющих упрощенную систему налогообложения организации начавшие применение с 2009 года составляют от общего количества 10%, в 2010 году 6,6%, а в 2011 году 8,3%. Причинами снижения количества поданных заявлений на применение УСН называют неблагоприятные последствия экономического кризиса, а так же замену ЕСН страховыми взносами. Плательщики единого налога взимаемого в связи с применением УСН наряду с остальными налогоплательщиками с 2010 года стали плательщиками страховых взносов. В итоге налоговая нагрузка на плательщиков, которые применяют УСН, вместо 14% (пониженная ставка страховых взносов в 2010 году) с 2011 года увеличилась до 34%, то есть налоговая нагрузка увеличилась в 2,5 раза, в то время как для плательщиков налога по общей системе налогообложения в 1,5 раза. Столь значительное повышение в условиях кризиса фискальной нагрузки на фонд оплаты труда создаст почву для массовых увольнений работников и может заставить работодателей вернуться к практике конвертных выплат [12].

Из таблицы 2 видно, что количество поданных заявлений на применение УСН сократилось в 2010 г. на 35% по сравнению с 2009 годом, в 2011 году подано на 17,7% заявлений меньше по сравнению с 2009 году, но при сравнении 2010 г. и 2011 г. возросло на 24%, это характерно как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей в независимости от объекта обложения (рис. 6). Это связано с неблагоприятной экономической обстановкой в 2008—2010 гг.

Рис. 6. Динамика темпов роста количества поданных заявлений на применение УСН за 2009−2011 гг.

Если оценивать структуру налогоплательщиков подавших заявления, по указанному объекта налогообложения, то в 2009 году и в 2010 году большим количество плательщиков был выбран объект «доход» 50, 68% и 57,48% соответственно, чем объекта налогообложения «доход уменьшенный на величину расхода». В 2011 году наблюдается обратная ситуация налогоплательщиков выбравших для себя объект налогообложения «доход уменьшенный на величину расхода» оказалось 52,04%

За период 2009 — 2011 гг. наибольшее количество отказов в применении УСН было в 2009 году 10 ед., в 2010 г. и в 2011 г. 1 ед. Основная причина отказа: не своевременность подачи заявления для перехода на упрощенную систему налогообложения.

Количество налогоплательщики перешедшие с УСН на другие режимы налогообложения в течении налогового периода равно 0 в период с 2009—2011 гг. В 2008 году их количество составляло 2 организации.

В 2009 г. прекратили свою деятельность до окончания налогового периода 11 налогоплательщиков, в 2010 г. на 27,27% меньше и составило 8 ед., в 2011 г. -11 организаций.

Организации которые формально удовлетворяют критериям применения УСН, основными причинами «не перехода» на УСН называют:

· опасения бизнеса выйти за рамки установленных критериев. Налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с того отчетного периода, в котором было допущено превышение критериев. При этом необходимо обязательно уведомить налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней. К тому же организации придется восстановить бухгалтерский учет, пересчитать налоги и доплатить их в бюджет. Чтобы восстановить бухгалтерский учет, следует провести инвентаризацию и сформировать остатки по счетам, это процесс достаточно трудоемкий;

· «забота о контрагентах» (часто эта причина называется торговыми предприятиями). Заказчикам «неудобно» работать с предприятиями, находящимися на УСН, поскольку последние не являются плательщиком НДС и заказчики не могут учесть уплаченный НДС и уменьшить сумму, необходимую к уплате этого налога в бюджет (24% ответивших)[12].

2.3 Анализ сумм начисленного и уплаченного единого налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения

Целью применения упрощенной системы налогообложения с точки зрения экономики является создание благоприятной бизнес-среды, стимулирование роста предпринимательства, увеличения налоговых поступлений является в данном случае производной. Российский опыт применения упрощенной системы налогообложения показал, что снижение налоговой нагрузки на бизнес, перешедший на УСН, за счет сокращения теневого оборота и роста производства привел в конечном итоге к росту налоговых поступлений. Следовательно, чем больше хозяйствующих субъектов смогут воспользоваться УСН, тем лучше будут «чувствовать себя» не только предприниматели, но и, в итоге, бюджеты [5].

По данным ИФНС № 2 по ЦАО г. Омска сумма начисленного налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения в 2008 году составила 350 тыс. руб., в 2009 году сумма налога сократилась на 42 тыс. руб. или на 22% и составила 308 тыс. руб. В 2010 году сумма начисленного налога не только увеличилась по сравнению с 2009 годом на 19,85% или 61 тыс. руб., но и превысила уровень 2008 года на 19 тыс. руб. составив 369 тыс. руб. (Приложение 3,4).

На долю организаций приходится 71% от суммы исчисленного налога в 2008 году, в 2009 году — 68,5%, в 2010 году -76,39%.

Сумма начисленного и уплаченного налога увеличилась в 2010 году ввиду увеличения размера дохода за календарный год в период применения УСН не должен превышать 60 тыс. руб. (хотя организации, перешедших на применение УСН стало меньше по данным предыдущего параграфа), следовательно что и налоговая база для уплаты налога возросла.

Наибольшая сумма налога начислена при применении в качестве объекта налогообложения доход. Ее доля в 2008 году составила 79,14% от общей суммы исчисленного налога, в 2009 году- 80,52% и в 2010 году -80,76%.

Рис. 7. Суммы исчисленного и уплаченного налога взимаемого в связи с применение УСН за 2008−2010 гг. (тыс. руб.)

Сумма уплаченного за налоговый период налога при применении УСН в 2009 году сократилась по сравнению с 2008 году на 35 тыс. руб. (на 13%) и составила 237 тыс. руб., в 2010 году сумма уплаченного налога возросла до 281 тыс. руб. что на 18,5% больше по сравнению с 2009 годом.

Сумма недоимки составила в 2008 году -78 тыс. руб., в 2009 году -71 тыс. руб. и в 2010 году — 88 тыс. руб.

Но рост количества организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСН, и как следствие — рост налоговых поступлений от УСН в 2010 году, объясняется не только обычной популярностью среди реальных организаций малого сектора, но и популярностью среди организаций, которые хотят осуществить минимизацию налогообложения.

Заключение

Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения дает множество преимуществ налогоплательщикам, которые используют данный режим. Во-первых, переход на упрощенную систему является добровольным, что само по себе положительно, так как не всем предприятиям выгодно применение УСН.

Во-вторых, объект, выбираемый налогоплательщиками, по их желанию изменяется ежегодно, поэтому организация может не беспокоиться, если вдруг ее доходы вырастут в разы (при объекте «доходы»), или наоборот, снизятся расходы (при объекте «доходы — расходы»), что приведет к увеличению суммы единого налога. Налогоплательщики могут «спланировать» тот объект, который будет для них выгоднее в том или другом налоговом периоде.

В-третьих, налогоплательщики обязаны подавать налоговую декларацию только по итогам налогового периода. Это значительно снизит документооборот, что является большим плюсом. Ну и в-четвертых, то, что в бюджет необходимо заплатить сумму, гораздо меньшую, чем при общем режиме налогообложения, является основным и неоспоримым преимуществом налогообложения.

Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения очень важен, так как в условиях мирового финансового кризиса субъектам малого и среднего бизнеса, составляющих основу экономики любого развитого государства, очень сложно удержаться «на плаву» и не обанкротиться. Упрощенная система налогообложения дает возможность данным предприятиям снизить свои расходы и направить часть денежных средств на стабилизацию своей деятельности.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ: текст с изменениями дополнениями на 1 августа 2010 г. -М. :ООО «Рид Групп», 2010. -864с.

2. Приказ ФНС России от 16. 12. 2010 г. №ШТ-7−1/688 «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по итогам 2010 года»

3. Приказ ФНС России от 30. 12. 2009 г. №ММ-3−1/693 «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по итогам 2009 года»

4. Приказ ФНС России от 21. 12. 2008 г. №ММ-3−10/691 «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по итогам 2008 года»

5. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник/ И. М. Александров. — М.: «Дашков и Ко», 2009. — 296 с.

6. Дмитриева Н. Г. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ Н. Г. Дмитриева, Д. Б. Дмитриев. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 416с.

7. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система РФ: учебник/ В. Г. Пансков. — М.: Юрайс, 2011. — 680с.

8. Брыгалин А. В. Новое в налогообложении в 2012 году: изменения во второй главе НК РФ/А.В. Брылагин// Налоги и финансовое право. -2011. -№ 2. -с. 39−82

9. Золотухин М. Особенности применения специальных налоговых режимов в соответствии с гл. 26.2 и 26.3 НК РФ/ М. Золотухин// контроль, ревизия, проверка. -2011. -№ 2.- с. 36−52

10. Красилов Н. В. изменения в налоговом законодательстве в 2011 году/ Н.В. Красилов// Налоги. -2011. -№ 3. -с. 45−92

11. Крылов Д. В. Переход на УСН/ Д.В. Крылов// Бухгалтерский учет. -2011. -№ 4.- с. 65−72

12. Стеблина И. В. УСН как альтернативная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства/ И.В. Стеблина// Российский налоговый курьер. -2010. -№ 12.- с. 22−27

13. Опыты на живом бизнесе [Электронный ресурс]/ М. Орлов-Электрон. Дан. -М.: Большой бизнес, 2010 г.- Режим доступа: http: //www. bolshoybusiness. ru/archive/41/999/, свободный. — Загл. с экрана.

14. http: //www. nalog. ru

15. http: //www. r55. nalog. ru

16. http: //mf. omskportal. ru

Приложение 1

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Омской области за 2008−2010 гг.(тыс. руб.)[2,3,4].

Приложение 2

Динамика налоговой базы и структуры начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения Омской области за 2008−2010гг. (тыс. руб.)[2,3,4].

Приложение 3

Структуры начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в ИФНС № 2 2008−2010 гг. (тыс. руб.)[

Приложение 4

Динамика структуры начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в ИФНС № 2 2008−2010 гг. (тыс. руб.)

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой