Финансовая деятельность туристического предприятия

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Спорт и туризм


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы организации финансов туристического предприятия
    • 1. 1 Экономическая сущность финансов туристических предприятий
    • 1.2 Сущность, роль и значение анализа финансовой деятельности туристического предприятия
    • 1.3 Методы финансовой диагностики туристических предприятий
  • Глава 2. Характеристика хозяйственной деятельности туристического предприятия
    • 2.1 Общая характеристика туристического предприятия
    • 2.2 Основные показатели деятельности предприятия
  • Глава 3. Анализ и оценка финансовой деятельности туристического предприятия
    • 3.1 Анализ имущественного потенциала туристического предприятия
    • 3.2 Анализ финансового состояния туристического предприятия
    • 3.3 Мероприятия по оптимизации финансовой деятельности туристического предприятия
  • Вывод
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Введение

Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

Задачей деятельности туристических фирм и целой сети турагенств является организация комплексного обслуживания туристов. Услуги в туризме разнообразны: перевозки, размещение, питание, экскурсии, развлекательные и бытовые услуги и т. д.

Индустрия путешествий получает все большее признание как сектор народного хозяйства, имеющий стратегическое значение для получения иностранной валюты, диверсификации экспортной базы, создания рабочих мест и сокращения региональных диспропорций. Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства.

Однако развитие туризма в Украине в настоящее время находится лишь на начальном этапе. По сравнению с другими странами туристская активность украинских граждан остается на низком уровне в связи с низкой платежеспособностью. Таким образом, туристские организации работают в условиях жесткой конкурентной борьбы за клиента.

Жесткая конкурентная борьба между организациями индустрии туризма приводит к появлению новых моделей организации и управления туристской деятельностью компаний, учитывающих процессы глобализации и интеграции бизнеса, что связано со стремлением получения преимуществ в проведении маркетинговых исследований, снабжении, производстве, продвижении, распределении и сбыте услуг, в повышении профессионализма персонала, в уменьшении различного рода рисков.

Борьба за выживание и расширение бизнеса становится повседневной заботой для многих объектов инфраструктуры туризма.

Для этого организациям необходимы денежные средства, получение которых возможно с помощью привлечения клиентов, развития их лояльности и стимулирования расходов на приобретение ими туристских услуг.

Туристическое предприятие нуждается в разработке такой модели управления, которая бы отвечала цели повышения эффективности деятельности и вместе с тем давала бы возможность сохранить его стабильность и финансовую независимость в условиях конкуренции. Основой такой управленческой модели является систематическое осуществление качественного финансового анализа, благодаря которому можно принимать соответствующие решения.

На основе финансового анализа оценивают степень финансовой устойчивости предприятия, деловую активность, эффективность предпринимательской деятельности, как предприятия, так и его партнеров.

Финансовая устойчивость является принципом выживания и основой стабильного состояния. Она отображает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты на его развитие.

В связи с этим в настоящее время представляется актуальным анализ финансовой деятельности предприятий и выявление основных факторов, способствующих повышению эффективности основной деятельности предприятий.

Целью написания данной работы является комплексное изучение финансовой деятельности туристического предприятия для получения объективной оценки достигнутых результатов и поиска реальных путей дальнейшего повышения эффективности деятельности.

При написании работы были поставлены следующие задачи:

— раскрыть сущность и значимость анализа финансовой деятельности туристических предприятий;

— изучить методы экономического анализа для оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности;

— выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей предприятия задачам обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ, задачам удовлетворения будущих потребностей рынка;

— на основе расчета и анализа ряда показателей, характеризующих финансовую деятельность туристического предприятия, дать ясное представление об его развитии;

— разработать пути повышения эффективности функционирования туристического предприятия.

В качестве конкретных методов проведения исследования использованы приемы и методы финансового анализа и финансового менеджмента, важное место среди которых занимает обработка статистических данных, методы логической интерпретации, а также анализ финансово-экономической деятельности предприятий.

Глава 1. Теоретические основы организации финансов туристического предприятия

1.1 Экономическая сущность финансов туристических предприятий

Основу финансовой системы составляют финансы предприятий.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств и доходов предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений [5].

Объектом распределительных отношений, которые возникают в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия выступает выручка от реализации товаров и услуг.

Можно выделить три уровня этих отношений.

I уровень — внутренние отношения — это перераспределительные процессы, связанные с формированием фонда возмещения и обособления валового дохода предприятия.

II уровень — внутренние отношения второго рода — это перераспределительные процессы, связанные с формированием фонда оплаты труда и обособления чистого дохода предприятия.

III уровень — внешне распределительные отношения — это экономические отношения относительно распределения чистого дохода и формирования валовой прибыли.

Внешние отношения возникают:

— с другими предприятиями и организациями относительно поставки сырья, материалов, реализации продукции, предоставления услуг;

— с банковской системой относительно расчетов за услуги при получении и погашении кредитов, купли и продажи валюты и другие операции;

— со страховыми компаниями относительно страхования коммерческих и финансовых рисков;

— с товарно-сырьевыми и фондовыми биржами относительно операций с производственными и финансовыми активами;

— с налоговой службой относительно уплаты налогов и других платежей;

— с инвестиционными компаниями и фондом госимущества по приватизации;

— с аудиторской службой.

Графически эти отношения можно отобразить схемой, которая приведена в Приложении 1.

Финансовые ресурсы предприятия — это денежные средства, которые оно имеет в своем распоряжении. Они могут направляться на развитие производства, содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, сферы потребления, а также могут оставаться в резерве.

Первоочередное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда создается уставный фонд (капитал).

Уставный капитал представляет собой сумму вкладов основателей объекту хозяйствования. Его источником в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступает [8]:

— бюджетное финансирование;

— отраслевые централизованные денежные фонды и резервы, которые создаются в министерствах;

— акционерный капитал;

— паевые взносы физических и юридических лиц;

— долгосрочный кредит.

Главным источником финансовых ресурсов на действующем предприятии выступает выручка — стоимость реализованной продукции, разные части которой в процессе распределения выручки принимает форму денежных доходов и накоплений.

Существуют принципы распределения денежных поступлений, из которых можно выделить основные:

— первоочередное выполнение финансовых обязательств перед государством;

— максимальное обеспечение нужд расширенного воспроизводства (отчисления в фонд амортизации);

— направление части дохода на материальное стимулирование работников (отчисления в фонд оплаты труда);

— направление части прибыли на удовлетворение социальных нужд.

Источники формирования финансовых ресурсов делятся на собственные и заемные.

Собственные ресурсы принадлежат организации на правах собственности (за исключением унитарных организаций). Источники формирования генерируются непосредственно самой компанией (внутренние источники финансирования) либо привлекаются с фондового рынка (привлеченные источники).

Собственными источниками финансирования экономического роста служат прибыль и амортизационные отчисления. Основная роль в обеспечении экономического роста принадлежит прибыли. Что касается амортизационных отчислений, то теоретически они являются источником простого воспроизводства; в действительности же амортизация может выступать одним из источников расширенного воспроизводства.

Собственные финансовые средства используются для текущей деятельности и экономического роста, выступают в виде капитализированной прибыли и начисленной амортизации.

Источниками формирования собственных ресурсов, привлеченных с фондовых рынков, являются средства частных и институциональных инвесторов (финансовых посредников).

С качественной стороны внутреннее финансирование (самофинансирование) играет определяющую роль в формировании способа финансирования и финансовой политики организации.

Заемные средства, используемые организацией, аккумулируются компанией на возвратной, платной основе и выступают в виде финансовых обязательств, подлежащих погашению в обусловленные договором сроки.

Основными источниками и формами аккумуляции долгосрочного заемного капитала являются долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы сторонних организаций, лизинг различных видов имущества, ресурсы частных и институциональных инвесторов в форме эмиссии корпоративных облигаций; бюджетные ресурсы разных уровней, бюджетное кредитование, инвестиционный налоговый кредит; кредитные ресурсы внебюджетных фондов и т. д.

Основная часть заемных средств привлекается фирмой посредством рынка банковских кредитов. В настоящее время банки являются самыми крупными финансовыми посредниками. В последнее время активизировался рынок корпоративных облигаций.

Заемное финансирование в определенной мере увеличивает финансовый риск, вместе с тем повышает возможности экономического роста, что обусловливает необходимость поддержания соотношения между заемными и собственными средствами, обеспечивающего финансовую устойчивость фирмы, экономически оправданную степень риска потери устойчивости при оптимальном уровне прибыли и рентабельности деятельности компании. При отсутствии контроля над соотношением между собственными и заемными средствами высокие темпы роста продаж часто приводят к непропорциональному росту долгового финансирования и угрозе банкротства [27].

Ведущими принципами управления финансами являются:

— интегрированность в общую систему предприятия. Это означает, что в какой сфере деятельности ни принималось бы управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на формирование денежных потоков и результаты финансовой деятельности;

— комплексный характер формирования управленческих решений — все решения в области финансового менеджмента прямо или косвенно взаимосвязаны; при этом их влияние на результаты финансовой деятельности может носить противоречивый характер;

— высокий динамизм управления;

— многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений;

— ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

Управление финансами направлено на реализацию стратегических и тактических финансовых решений.

Принятие любых стратегических и тактических решений в управлении финансами начинается, опосредуется и заканчивается финансовым и экономическим анализом — процессом исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. Финансовый анализ направлен на оценку финансовых возможностей компании для определения стратегических целей, эффективности принятых финансовых и инвестиционных решений через показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, доходности деловой и рыночной активности корпорации внутри страны и за рубежом.

Анализ является неотъемлемым звеном управления: он основывается на учетной информации в виде финансовой отчетности и данных управленческого учета; позволяет сопоставлять отчетные данные с планами и стандартами, проводить внутренний аудит, обеспечивать интерпретацию результатов. Субъектом управления финансами является высший управленческий персонал предприятия, определяющий финансовую стратегию и контролирующий оперативные финансовые решения, специализированные отделы и службы по управлению финансами предприятия.

Таким образом, финансы предприятий выполняют следующие задачи [17]:

— создание финансовых ресурсов для развития предприятия;

— улучшение финансового состояния предприятия;

— повышение рентабельности производства;

— поиск оптимального варианта управления;

— финансовая поддержка новых прогрессивных технологий, усовершенствование производства продукции.

1.2 Сущность, роль и значение анализа финансовой деятельности туристического предприятия

В условиях перехода экономики Украины к рыночным отношениям, существенного расширения прав предприятий в области финансово-экономической деятельности значительно возрастает роль своевременного и качественного анализа финансового состояния предприятий, оценки их ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и поиска путей повышения и укрепления финансовой стабильности, оздоровления предприятий и выхода из кризисного состояния.

В традиционном понимании сущность финансового анализа состоит в оценке и прогнозировании финансового состояния предприятия по данным финансовой отчетности.

Финансовый анализ является одним из основных элементов финансовой политики предприятия.

Финансово-хозяйственное положение предприятия, различные аспекты его производственной, финансовой и инвестиционной деятельности по тем или иным причинам интересуют многих субъектов экономических и административных отношений.

Оценка финансового состояния представляет интерес для:

- самого предприятия, которое хочет знать реальное состояние дел на своем предприятии и разрабатывать меры по повышению эффективности деятельности;

— инвесторов, заинтересованных в эффективности и снижении риска при инвестировании свои средств;

— кредиторов и поставщиков, которые желают убедиться в платежеспособности предприятия;

— партнеров по бизнесу, которые хотят установить с предприятием стабильные и надежные деловые отношения;

— других структур.

Однако причины, вызывающие этот интерес, а, следовательно, требования и задачи, которые эти субъекты ставят перед анализом финансово-хозяйственной деятельности, могут существенно различаться. Конкретное содержание процесса анализа финансово-хозяйственной деятельности, его временной период, требования к содержанию и форме представления используемой при анализе финансовой информации, набор рассчитываемых показателей — все это определяется тем, для кого и с какой целью осуществляется анализ.

Для обеспечения качественного и подробного финансового анализа нужно овладеть общими концептуально-методическими принципами в его подходах и трактованиях.

Финансовый анализ — это процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития, это средство накопления, трансформации и использования информации финансового характера [6].

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Он выступает прерогативой наивысшего звена управленческих структур предприятия, способных влиять на формирование финансовых ресурсов и потоки денежных средств, эффективности управленческих решений, связанных с определением цены продукции, заменой оборудования или технологии, экономического роста предприятия.

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который составляется с двух взаимосвязанных разделов финансового и управленческого анализа (рис. 1. 1).

Рис. 1.1. Виды анализа хозяйственной деятельности

Основное содержание внешнего финансового анализа — предоставление информации многочисленным пользователям о прибыльности деятельности предприятия, его платежеспособности, финансовой независимости, рыночной стоимости и т. п. Поскольку внешний анализ базируется на ограниченном количестве информации о деятельности предприятия, он не дает возможности раскрыть все причины успеха или неудач предприятия.

Внутренний финансовый анализ проводится для использования его результатов руководством предприятия. Основное содержание этого анализа — факторный анализ прибыли (убытка), рентабельности, поиска точки безубыточности, анализ инвестиционных проектов и др.

Более подробно составляющие финансового и управленческого анализа представлены в Приложении 2.

Особое значение в современных условиях хозяйствования приобретает своевременная и объективная оценка финансового состояния предприятия при существовании различных форм собственности, поскольку никакой владелец не должен пренебрегать потенциальными возможностями увеличения прибыли (дохода) фирмы, которые можно получить только благодаря своевременному и объективному анализу финансового состояния предприятий.

Систематический анализ финансового состояния предприятия, его платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости необходим еще и потому, что доходность любого предприятия и размер его прибыли во многом зависят от его платежеспособности.

Финансовый анализ является основой для управления финансами предприятия. В обобщенном виде он включает в себя три главных элемента:

1) оценка финансовых потребностей предприятия;

2) распределение потоков денежных средств в зависимости от конкретных планов предприятия, определение дополнительных объемов привлечения финансовых ресурсов и каналов их получения — кредиты, поиск внутренних резервов, дополнительный выпуск акций, облигаций;

3) обеспечение системы финансовой отчетности, которая бы объективно отображала процессы и обеспечивала контроль за финансовым состоянием предприятия.

Финансовый анализ содействует решению вопроса текущего движения финансовых ресурсов, их формирования и использования, текущего и долгосрочного планирования деятельности. Он является средством объединения финансового и общего менеджмента в части анализа, а также финансового обеспечения стратегии предприятия.

Без финансового анализа невозможно планирования, прогнозирование, бюджетирование, эффективное размещение финансовых ресурсов, аудит.

Менеджеры туристского предприятия, собирающиеся расширять свою деятельность и привлекать финансовые ресурсы, должны уметь определять и проводить финансово-экономическую стратегию развития на несколько лет. Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия за ряд лет (хотя бы за три года) является определяющим при работе, как с отечественными, так и с иностранными инвесторами [13].

Потенциальные инвесторы запрашивают у намечающих осуществление инвестиционных проектов предприятий заверенные аудиторами формы финансовой отчетности, содержащие данные о наличных активах, возникших обязательствах, результатах финансово-хозяйственной и прочей деятельности за соответствующие периоды. Это является традиционной стандартной процедурой в деятельности банков и других инвестиционных институтов.

Специалисты туристского предприятия, ответственные за привлечение дополнительных финансовых средств, должны быть в состоянии осуществлять работу с финансовой отчетностью и проводить ее анализ методами, сходными с используемыми представителями финансового рынка. Это предполагает также, что такие специалисты должны знать и критерии, на которых базируются аналитики финансовых институтов при оценке финансово-хозяйственного состояния предприятий при принятии решений о предоставлении запрашиваемых ими финансовых средств.

Более того, перспективные туристские фирмы должны заранее готовить себя к выходу на рынок финансовых капиталов с целью привлечения средств, необходимых для ускоренного развития и расширения масштабов деятельности. Это, прежде всего, должно предполагать проведение их финансово-бухгалтерскими подразделениями такой стратегии, которая в процессе производственной, хозяйственной и финансовой деятельности могла бы обеспечить в сравнительно короткие сроки выход по показателям финансовой отчетности на уровень, характерный для финансово устойчивых и привлекательных для инвесторов предприятий [15].

Итак, финансовый анализ имеет важное значение в экономической деятельности предприятия, поскольку дает возможность:

1) выявлять резервы улучшения финансового состояния предприятия;

2) объективно оценивать рациональность использования всех видов финансовых ресурсов;

3) своевременно принимать меры, направленные на повышение платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия;

4) обеспечивать оптимальное производственное и социальное развитие коллектива за счет использования выявленных в результате анализа резервов;

5) обеспечить разработку плана финансового оздоровления предприятия.

1.3 Методы финансовой диагностики туристических предприятий

Методом экономического анализа является диалектический способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

- использование системы аналитических показателей, всесторонне характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации;

— изучение причин изменения этих показателей;

— выявление и измерение причинно-следственных связей между ними.

Методика анализа — это система правил и требований, гарантирующих эффективное приложение метода.

В совокупности метод и методика представляют методологическую основу экономического анализа.

Все аналитические методы можно сгруппировать в две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные) [20].

К качественным (неформализованным, логическим) методам относятся аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним относятся:

— метод сравнения;

— метод построения систем аналитических таблиц;

— метод построения систем аналитических показателей;

— метод экспертных оценок;

— метод сценариев;

— психологические и морфологические методы и т. п.

Методы финансового анализа приведены в Приложении 3.

Количественные (формализованные) методы — это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного с помощью уже логических методов.

Количественные методы можно разделить на бухгалтерские, статистические, классические методы анализа, экономико-математические и т. д.

Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные).

К наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:

— метод абсолютных, относительных и средних величин;

— метод сравнения;

— вертикальный анализ;

— горизонтальный анализ;

— трендовый анализ;

— факторный анализ;

— анализ с помощью финансовых коэффициентов;

— метод экспертных оценок.

В процессе сбора данных получают информацию о значениях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления (совокупности). Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений может быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих показателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет определенное значение и занимает важное место в аналитическом процессе.

Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта.

Относительные показатели представляют отношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя.

Относительными величинами являются не только соотношения разных показателей в один и тот же момент времени, но и одного и того же показателя в разные моменты (например, темп роста).

Относительные величины применяются в разных видах анализа, в зависимости от конкретной экономической задачи, они облегчают процесс финансового анализа. В зависимости от поставленной аналитической задачи могут использоваться разные виды относительных величин.

Средняя величина является важным специальным статистическим показателем, используемым для обобщения данных. Средняя величина — это показатель «середины» или «центра» исследуемых данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень в расчете на единицу совокупности в конкретных условиях места и времени.

Метод сравнения — самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Это во многом обусловлено особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами. При сравнении пользуются разными приемами, например шкалами. Выделяют четыре основных характеристики шкал: описание; порядок; расстояние; наличие начальной точки [21].

Вертикальный анализ — представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.

Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:

— переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;

— относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.

Трендовый анализ — часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд — это путь развития. Тренд определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Сейчас на уровне отдельной организации расчетным периодом времени является месяц или квартал. Анализ временных рядов позволяет решать следующие задачи:

— изучить структуру временного ряда, включающую тренд — закономерные изменения среднего уровня параметров, а также случайные колебания;

— изучить причинно-следственные взаимосвязи между процессами;

— построить математическую модель временного ряда.

Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Различают следующие типы факторного анализа:

— функциональный и вероятностный,

— прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный),

— одноступенчатый и многоступенчатый,

— статический и динамический,

— пространственный и временной,

— ретроспективный и перспективный.

Основными этапами факторного анализа являются:

— Отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели.

— Классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода.

— Определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.

— Моделирование взаимосвязей между результативным показателем и факторами.

— Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

— Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

Создать факторную систему — это значит представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, которые воздействуют на величину этого явления и находятся с ним в функциональной зависимости.

Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках.

Применение финансовых коэффициентов основано на теории, предполагающей существование определенных соотношений между отдельными статьями отчетности.

Предпочтительные значения коэффициентов зависят от отраслевых особенностей предприятий, от размеров предприятий, оцениваемых обычно годовым объемом продаж и среднегодовой стоимостью активов. На предпочтительные величины коэффициентов, кроме того, может влиять общее состояние экономики, фаза экономического цикла.

Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы [12]:

— платежеспособность;

— прибыльность, или рентабельность;

— эффективность использования активов;

— финансовая устойчивость;

— деловая активность.

Экспертные методы используются в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока очень сложны.

Экспертные методы основываются на интуиции, в них преобладают субъективные начала. Примером использования экспертного метода может служить экспертная оценка стоимости недвижимости.

Выделяют два уровня использования экспертных оценок: качественный и количественный. Применение экспертных оценок в тех областях, где могут быть использованы инструментальные средства и информационные технологии, нередко обусловлено неумением правильно ими пользоваться.

финансы устойчивость туристический

Глава 2. Характеристика хозяйственной деятельности туристического предприятия

2.1 Общая характеристика туристического предприятия

ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» — это комплекс по приему и обслуживанию туристов из Украины, государств СНГ и дальнего зарубежья.

Гостиница Ялта Интурист — это не только самый большой рекреационный центр Южного берега Крыма, но и самое популярное в Крыму место проведения международных форумов, конференций, семинаров, культурных мероприятий.

Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» является одной из крупнейших туристических организаций Крыма. Гостиничный комплекс был построен в 1977 году и предназначен для приема и обслуживания индивидуальных, групповых чартерных круизных и бизнес туристов. Уже в первый свой сезон он принял тысячи туристов.

Гостиница «Ялта-Интурист» расположена на Южном берегу Крыма в ландшафтном Массандровском парке XIX века. Общая площадь парка — свыше 50 гектар, где произрастают около 200 видов растений, в том числе редких. В верхней части парка находится дворец Александра III, в настоящее время музей искусств и быта конца XIX века.

За время своего существования гостиница «Ялта-Интурист» принимала международных политических деятелей, в том числе сенаторов и конгрессменов США, зарубежных деятелей науки, культуры и искусства.

Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» традиционно является одним из самых популярных мест проведения масштабных мероприятий: научных конференций и симпозиумов, банковских семинаров, телекинофорумов, международных фестивалей и конкурсов искусств, торгово-промышленных конкурсов, художественных выставок, балов и карнавалов, праздничных концертных программ, парадов звезд эстрады, спортивных соревнований, турниров, показательных выступлений.

Отель «Ялта-Интурист» принимал участие в организации и проведении Международной встречи на высшем уровне лидеров стран Черноморского бассейна с участием президента Украины Л. Кучмы, Президентов и Премьер — Министров, 41 Конгресса ФИЖЕТ, Международных встреч журналистов, Международной встречи руководителей средств массовой информации, Международной конференции по правам человека ООН, международных конференции ЮНЕСКО, семинаров ЕЭС и НАТО, конгресса ЧЭС, международной конференции «Энергоклуб Украины и СНГ».

С 1 января 1990 года предприятие было известно как «Гостиница «Ялта», а с 26 февраля 1997 года предприятие преобразовано в процессе приватизации в ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист».

В июне 1999 года решением общего собрания акционеров на базе ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» создано 7 дочерних предприятий:

— ДП «Ялта-Интурторг»;

— ДП «Парикмахерский салон «Ялта»;

— ДП РБУ «Интурист»;

— ДП «Прачечная-Интурист»;

— ДП «Управление путешествий»;

— ДП «Интуртрансавто 99»;

— ДП «Ялта-Интурист-Общепит».

В 2004 и 2007 гг. было принято решение о присоединении дочерних предприятий к ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист».

Руководство и контроль за деятельностью акционерного общества осуществляют:

— общее собрание акционеров;

— наблюдательный Совет;

— правление;

— ревизионная комиссия;

Вышестоящим органом управления является Общее собрание акционеров. Общее собрание акционеров проводится не реже одного раза в год.

Наблюдательный Совет ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» представляет интересы акционеров в период между проведением Общих сборов акционеров, в рамках своей компетенции контролирует и регулирует деятельность Правления Общества.

Наблюдательный Совет избирается на Общем собрании акционеров сроком на 3 года.

Правление является коллегиальным органом, который осуществляет управление текущей деятельностью акционерного общества и организует выполнение решений Общих сборов акционеров и Наблюдательного совета.

Глава Правления, заместитель Председателя Правления и члены Правления избираются на Общем собрании акционеров сроком на 3 года.

Ревизионная комиссия Общества избирается на Общем собрании акционеров сроком на 4 года для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества.

В соответствии с Уставом и положением «Об Общем собрании акционеров ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист», к компетенции Общих сборов акционеров общества относятся:

— определение приоритетных направлений деятельности Общества, утверждение его планов и отчетов об их выполнении;

— принятие решения о прекращении деятельности Общества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса;

— утверждение годовых результатов деятельности Общества, утверждение отчетов и выводов Ревизионной комиссии, порядка распределения прибыли, сроков и порядка выплаты части прибыли (дивидендов), определение порядка покрытия убытков;

— создание, реорганизация и ликвидация дочерних предприятий, филиалов и представительств, утверждение их Уставов и Положений;

— изменение размера уставного капитала и др.

В соответствии с Уставом и положением «О Правлении ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» к компетенции Правления общества относятся следующие задачи:

— организация контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;

— разработка кадровой и социальной политики Общества;

— организационно-техническое обеспечение деятельности Общества;

— планирование деятельности Общества, его филиалов, структурных единиц и других структурных подразделений;

— разработка текущих финансовых планов и др.

В соответствии с Уставом и положением «О Ревизионной комиссии ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист», к компетенции Ревизионной комиссии общества относятся контроль и проверка финансово-хозяйственной деятельности Общества, соблюдение правлением требований Устава Общества и внутренних нормативных актов.

Беспрерывное и эффективное функционирование ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» обеспечивается благодаря четко спланированной организационной структуре, управление которой осуществляет Глава правления, а также:

— директор по маркетингу и продажам;

— директор по персоналу;

— начальник службы приема и размещения;

— директор по питанию и напиткам;

— менеджер по бронированию;

— начальник службы гостиничного хозяйства;

— начальник отдела снабжения.

На базе гостиничного комплекса «Ялта-Интурист» предоставляется комплекс туристических услуг, включающий услуги по временному размещению (проживанию), питанию, экскурсионные, развлекательные и другие туристические услуги.

Всего в гостинице 1140 номеров, они разделены на следующие категории:

— эконом — 2-местные 1-комнатные номера (15 кв. м). В номерах: одна двуспальная или две раздельные кровати, ванная (душ, умывальник) и туалетная комнаты совмещены, телевизор, холодильник, телефон, кондиционер, сейф, лоджия.

— стандарт — 2-местные 1-комнатные номера (15 кв. м). Все стандартные номера после ремонта 2008 г. В номерах: одна двуспальная или две раздельные кровати, ванная (душ, умывальник) и туалетная комнаты совмещены, телевизор, холодильник, телефон, кондиционер, сейф, лоджия.

— комфорт — 2-местные 1-комнатные номера повышенной площади (18 кв.м.). Все стандартные номера после ремонта 2009 г. В номерах: одна двуспальная кровать и диван, ванная (душ, умывальник) и туалетная комнаты совмещены, телевизор, холодильник, телефон, кондиционер, лоджия. После ремонта: новые окна и ванная. Номер рекомендован для семей с детьми.

— полулюкс В — 2-местные 1,5-комнатные (27 кв. м), бывшие «полуторакомнатные улучшенные» номера. Все номера после ремонта 2009 г. В номерах: все номера имеют условно разделенную (арка) зону отдыха с двуспальной кроватью и гостевую зону с раскладным диваном, ванная (душ, умывальник) и туалетная комнаты совмещены, телевизор, холодильник, телефон, кондиционер, сейф, балкон (вид только на горы). После ремонта: новые окна и ванная.

— полулюкс, А — 2-местные 2-комнатные номер (30 кв. м). В номерах: все номера имеют две раздельные комнаты (арка): спальня с двуспальной кроватью и гостиная для отдыха с удобным раскладным диваном, ванная комната с душем или ванной, банные принадлежности (халат и тапочки), раздельный туалет, телевизор, холодильник, телефон, кондиционер, сейф, чайник, набор посуды, две лоджии (вид только на море).

— люкс — 2-местные 2-комнатные номера (32 кв. м). В номерах: все номера расположены в южной торцевой части здания, представляют собой просторный номер-студию с угловым балконом (панорамный вид на море, горы и ялтинскую бухту), двуспальная кровать, диван, ванная комната с душем или ванной, банные принадлежности (халат и тапочки), раздельный туалет, беде, телевизор, холодильник, телефон, кондиционер, сейф, чайник, набор посуды, панорамный балкон.

Гостиница размещает согласованные группы туристов, туристов — индивидуалов в гостиничном комплексе «Ялта-Интурист».

Размещение и оплата осуществляется в соответствии с системой единого расчетного часа, т. е. заезд c 15 часов и выезд до 12 часов дня по местному времени.

При поселении на срок менее суток, оплата производится за полные сутки.

Продление пребывания туристов сверх подтвержденного срока пребывания, осуществляется только при наличии свободных мест по действующим тарифам с оплатой на месте наличными.

Продление пребывания сверх подтвержденного срока пребывания по безналичному расчету возможно при наличии свободных номеров.

Дети до 2-х лет принимаются бесплатно без предоставления отдельного места и питания.

Детям от 2 до 6 лет, проживающим в одном номере с двумя взрослыми предоставляется бесплатно размещение, включая завтрак (не более одного дополнительного места в номере).

Для детей до 6-ти лет питание предоставляется бесплатно. Для детей от 6-ти до 12 лет питание предоставляется с 50% скидкой.

К услугам всех гостей «Ялта-Интурист» также предлагается бильярд холл, варьете, диско-бар, теннис (3 корта, необходимый инвентарь и тренер), бассейн олимпийского размера, тренажерный зал, дельфинарий, детский клуб.

Гостиница «Ялта-Интурист» предоставляет широкий выбор услуг по организации конференций и встреч. Команда маркетинга организовывает любое мероприятие от 10 до 1500 человек, начиная с масштабных конференций и заканчивая экскурсионным обслуживанием.

Гостиница «Ялта-Интурист» предлагает:

— конференц-залы, комнаты для переговоров, рабочие офисные помещения;

— конференц-оборудование;

— выставочное оборудование;

— организацию банкетов, фуршетов, приемов;

— организацию развлекательных программ и спортивных мероприятий;

— экскурсионное обслуживание;

— услуги бизнес-центра;

— транспортное обслуживание.

Гостиница «Ялта-Интурист» уникальна, так как предлагает комплексный подход всем организаторам конференций и мероприятий.

Сотрудники бюро профессионально планируют экскурсионные маршруты в любой уголок Крымского полуострова в сопровождении высококвалифицированных гидов и оформляют путевки в Крым.

Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» также предоставляет дополнительные услуги всем гостям отеля:

— бизнес-центр — Интернет, Wi-Fi, факс, ксерокс, сканер, принтер;

— торговые ряды (одежда, оптика, сувениры, товары для отдыха);

— аптека;

— медицинский центр (врач-терапевт, физиотерапевтический кабинет);

— салон красоты (парикмахерская, маникюр, педикюр, косметический массаж);

— банк;

— почтовое отделение;

— автостоянка.

2.2 Основные показатели деятельности предприятия

Разнообразие природных условий, значительный объем природно-ресурсного потенциала, богатое культурное наследие, исторические традиции хозяйственного освоения и социокультурные приоритеты в течение многих лет определяли рекреационную и туристическую специализацию экономики Крыма.

Занимая около 4,5% площади Украины, Крымский полуостров концентрирует 29,6% всех рекреационных ресурсов, 10% емкости гостиничного фонда, 40% емкости здравниц Украины. В межрайонном территориальном разделении труда автономия выделяется, прежде всего, производством оздоровительных и лечебных услуг (70% и 11% от всех целей посещения организованных рекреантов).

Рекреационный комплекс Автономной Республики Крым представлен санаториями, пансионатами, гостиницами, базами отдыха, кемпингами (см. рис. 2. 1).

Рис. 2.1. Структура учреждений рекреационного комплекса Автономной Республики Крым за 2007−2008 гг.

На рисунке 2.2 представлена структура реализации туристических услуг в разрезе регионов Автономной Республики Крым в 2008 году.

Рис. 2.2. Структура объёма реализации туристических услуг в разрезе регионов Автономной Республики Крым в 2008 году

Основными потребителями (около 95%) санаторно-курортных и туристических услуг в Крыму являются жители бывшего СССР, что обусловлено не только территориальной близостью регионов, но и общими чертами их социально-экономического и культурного развития в XX веке.

Это обстоятельство в значительной степени будет определять стратегию развития туристическо-рекреационного комплекса на ближайшее десятилетие.

Вместе с тем, несмотря на устойчивый рост числа отдыхающих в последние годы, современное состояние туристическо-рекреационного комплекса Автономной Республики Крым может быть оценено как недостаточно стабильное (см. рис. 2. 3).

Рис. 2.3. Динамика количества отдыхающих в Автономной Республике Крым в 2004—2008 гг., млн. грн.

В то же время материально-техническая база туристическо-рекреационных учреждений, ассортимент и качество услуг отстают от мирового уровня, что снижает конкурентоспособность Крымского региона.

Основным видом деятельности предприятия ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» является деятельность гостиниц, а также предоставление услуг по организации путешествий.

Главная цель предприятия — достижение лидерства среди конкурентов в качестве оказываемых услуг. ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» должно иметь не только высокий уровень комфорта, но и широкий набор услуг. Необходимость расширения всех видов услуг населению, улучшения их качества, внедрения прогрессивных форм обслуживания — все это непосредственно влияет на уровень обслуживания и рентабельность деятельности.

Для того чтобы предприятие постепенно приближалось к лидирующим позициям в сфере курортных и туристических услуг ему необходимо совершенствовать свою материально-техническую базу, а также ассортимент и качество продукции максимально приблизить к мировому уровню.

Материальная база ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» имеет в составе:

— гостиничное хозяйство на 2270 мест, количество номеров — 1135;

— бассейн — 3 чаши, в том числе в аренде — 1 чаша;

— пляж;

— котельные — 2;

— сауны — 4;

— автостоянка -1;

— автоколонна -1;

— прачечная -1;

Общепит:

— ресторан — 2;

— бары — 9, в том числе в аренде — 2;

— служебная столовая — 1;

— кафе — 2, в том числе в аренде — 1.

В 2008 году были проведены работы по ремонту и переоснащению номерного фонда, проведен ремонт инженерных сетей.

Отремонтированы стандартные номера на 9, 10 этажах (76 шт.), люксы на 4, 5, 6 этажах, полулюксы (24 шт.) на общую сумму 1328,2 тыс. грн., коридоры на 3, 4, 6, 7, 11, 14 этажах на сумму 107,3 тыс. грн.

Проведена реконструкция подводной части трубопровода морской воды, ремонт ограждения пляжной зоны, заменены 4 пляжных лифта и лифт ресторана, проведена реконструкция и ремонт кухни ресторана, а также зала «Висла».

Закуплены кондиционеры, инвентарь на пляж (шезлонг, зонты и пр.), транспортные средства, оборудование для общественного питания, мебель и оборудование для номерного фонда.

Финансирование осуществлялось за счет кредитных и собственных средств.

Планы дальнейшего развития предприятия:

1) повышение эффективности использования природных производственных ресурсов (водных ресурсов, электроэнергии и др.);

2) повышение качества обслуживания отдыхающих;

3) совершенствование системы управления;

4) дальнейшая модернизация материально-технической базы.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом количество принятых туристов увеличилось на 1420 человек или на 2,2%.

Деятельность ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» находится под влиянием сезонных изменений, поскольку спрос на услуги предприятия имеет сезонный характер.

Значительный объем продажи услуг приходится на третий квартал года. Руководство ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» старается избежать простоев гостиничного хозяйства в межсезонье путем проведения разнообразных мероприятий, развития делового, конгрессного туризма, разработки новых туров.

Также на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий значительно влияет налоговая политика правительства (высокие налоги — плата за землю повышается ежегодно), рост цен на авиа и железнодорожные перевозки, низкий уровень доходов граждан Украины и СНГ, политическая и экономическая нестабильность.

Среднеучетная численность штатных работников предприятия ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» в 2008 году составила 621 человек, что на 3 человека больше по сравнению с 2007 годом. Средняя численность внештатных работников составила 94 человека.

Фонд оплаты труда всех работников — 19 213,3 тыс. грн.

Среднемесячная заработная плата штатных работников за год составила 2313 грн., что на 37% больше по сравнению с 2007 годом (рис. 2. 4).

Рис. 2.4. Динамика среднемесячной заработной платы штатных сотрудников ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист»

Главным направлением кадровой политики ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» является формирование высокопрофессионального коллектива, способного предоставлять широчайший круг услуг высочайшего уровня, работать на перспективу, применять современные методы управления. Для этого в обществе действует собственная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.

Глава 3. Анализ и оценка финансовой деятельности туристического предприятия

3.1 Анализ имущественного потенциала туристического предприятия

Туристическое предприятие, как и любое другое предприятие, осуществляет свою деятельность в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды: нормативно-правовой базы, определяющей законодательные рамки; взаимодействия со всеми субъектами экономических отношений; налогового регулирования; спроса и предложения работ и услуг; цен и тарифов на потребляемые сырье и материалы, работы и услуги и т. д.

Принимаемые управленческие решения приводят к изменению самой организации: применяемой ею технологии, состава и количества клиентов и многого другого. В конечном счете, все внешние и внутренние изменения условий деятельности туристических предприятий влияют на их результативность. Повышение результативности функционирующего предприятия означает, что в постоянно изменяющихся условиях руководство способно находить правильные пути решения, ведущие к увеличению эффективности.

Целью финансового анализа предприятия является поиск резервов повышения рентабельности производства и укрепление коммерческого расчета как основы стабильной работы предприятия и использование им обязательств перед бюджетом, банком и другими учреждениями [11].

Информационной базой анализа результатов деятельности туристического предприятия ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» являются данные отчета о финансовых результатах и баланса, которые представлены в Приложениях 4−5.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой