Формирование психологической компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования как фактора повышения качества их профессиональной

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Психология


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Содержание

Введение

1. Теоретическое обоснование проблемы формирования психологической компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования

1.1 Методологическая, теоретическая и нормативно-правовая основы формирования психологической компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования

1.2 Основные понятия и определения

2. Разработка модели формирования психологической компетентности студентов среднего профессионального образования

2.1 Классификация методов экспериментальной исследовательской деятельности

2.2 Модель динамики развития психологической компетентности студентов среднего профессионального образования

2.3 Экспериментальное определение профилей психологической компетентности студентов колледжа

3. Оценка результатов сформированности психологической компетентности студентов среднего профессионального образования

Заключение

Библиографический список

Введение

В условиях модернизации российского образования, повышения роли среднего профессионального образования, усиления конкуренции на рынке образовательных услуг, актуальность проблемы формирования психологической компетентности субъектов профессионального образования приобретает особый характер: стратегия выживания сменяется стратегией инновационного развития. Целенаправленное участие педагогического сообщества в экспериментальной деятельности становится важнейшим преобразующим фактором развития любого учебного заведения как открытой для социума образовательной среды.

Предлагаемая тема «Формирование психологической компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования как фактора повышения качества их профессиональной подготовки» ориентирована на повышение психологической компетентности студентов колледжа, компетентных и конкурентоспособных на рынке труда.

Необходимость разработки данной темы обусловлена и тем, что состояние развития российского общества ставит перед Человеком и образовательной средой множество противоречий между:

§ необходимостью передачи знаний последующим поколениям через целостность, системность образовательного процесса — и современным образованием, направленным на специализацию и профилизацию обучения;

§ рыночными отношениями, обусловливающими развитие такого личностного качества, как конкурентоспособность, — и производственным запросом, требующим от личности исполнительности и подчинения;

§ постулируемой (принятой) гуманитаризацией образования, детерминирующей систему общей психологизации образовательного процесса, — и федеральным государственным образовательным стандартом, уменьшающим объём гуманитарных дисциплин в учебном процессе.

Таким образом, при отсутствии единого ориентира возникает проблема определения стратегии полноценного личностного и профессионального развития субъектов образования в условиях современного общества. Это можно решить, в первую очередь, осознав необходимость повышения уровня профессиональной компетентности в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социальной, правовой, культурной и т. п.

С началом перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты основополагающей компетенцией общей профессиональной компетентности современной личности является психологическая компетентность как отдельной личности, так и социальных сообществ. Психологическая компетентность — одна из базовых составляющих (наряду с общекультурной, предметно-методической) профессиональной компетентности современного специалиста. Она позволяет наиболее квалифицированно, оптимально осуществлять работу на основе реального учета индивидуально-психологических особенностей, социально-психологических процессов и явлений в педагогическом и студенческом коллективах. Под психологической компетентностью будем понимать способность человека выявлять, анализировать и конструктивно решать психологические проблемы.

В философском контексте психологическая компетентность (от лат. competens — способный) — способность осознавать душевные проявления и постигать их суть. Именно развитая способность постигать сущее и есть метод познания этого сущего. В нашем понимании важно осознать, что стремление к развитию — это потребность Человека априори заложенная системой бытия, определяющая сущность человеческой природы.

В дидактическом контексте социально-психологическая компетентность как совокупность компетенций позволяет структурировать и организовать процесс формирования и развития социально-психологической компетентности субъектов среднего профессионального образования. В формате профессиональных образовательных кластеров, используя вариативную часть образовательных программ, мы имеем возможность формировать социально-психологическую компетентность. Сформированность социально-психологической компетентности обеспечивает приближение:

· к высшему качеству развития человека — самоактуализации;

· оптимизацию уровня получения знаний о психической реальности и умению их применять;

· к системной организации сознания, включающую, как минимум, следующие компоненты:

— образ мира;

— направленность, социально ориентированные мотивы;

— отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности;

— отношение к себе, особенности саморегуляции;

— креативность, ее особенности;

— интеллектуальные черты индивидуальности;

— эмоциональность, ее особенности и проявления;

— особенности осознания жизненных целей и задач;

— представление о сложных способностях, сочетаниях личных качеств;

— осознание того, какие качества важно развивать у себя;

— представление о своем месте в социуме.

Таким образом, психологическая компетентность должна стать базисной профессиональной характеристикой личности современного студента, структурным элементом любой развитой и самоактуализирующейся личности.

Данная тема разработана на основании эксперимента, поставленного на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Златоустовский металлургический колледж».

Цель: повышение уровня психологической компетентности субъектов среднего профессионального образования.

Объект исследования: психологическая компетентность личности субъектов (студентов) среднего профессионального образования.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития психологической компетентности студентов среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования: реализация основных задач и направлений экспериментального исследования позволит повысить уровень развития психологической компетентности субъектов профессионального образования и как следствие — обеспечить условия для подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных выпускников.

Задачи:

1. Изучить состояние проблемы развития психологической компетентности в философской, психолого-педагогической, специальной литературе и др.

2. Сформировать диагностический и методический инструментарий экспериментальной исследовательской деятельности для проведения комплексного исследования по определению уровня психологической компетентности студентов среднего профессионального образования. Создать необходимые условия и обеспеченность ресурсами для проведения Эксперимента.

3. Разработать модель развития и комплекса программ по формированию психологической компетентности студентов профессионального образования.

4. Представить инновационные продукты участников эксперимента на выставках, конкурсах, научно-практических конференциях.

5. Апробировать и внедрить материалы эксперимента в образовательном процессе колледжа.

6. Обобщить опыт экспериментальной работы, подготовить к внедрению в систему образовательных учреждений среднего профессионального образования Челябинской области.

Перспективная задача исследования — повышение уровня качества образования через формирование и развитие психологической компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования.

Реализация данной задачи осуществляется через организацию и проведение мониторинга развития психологической компетентности, разработку основных параметров и критериев оценки уровня психологических компетенций методом экспертной оценки.

Таким образом, создание системы психологических направлений деятельности, дает благоприятные условия для расширения спектра образовательных услуг, повышения их качества, улучшения профессиональной подготовки выпускника, его горизонтальной и вертикальной мобильностей в будущем, что позволит наиболее полно удовлетворять как его личные запросы, так и запросы работодателей в условиях социального многообразия.

1. Теоретическое обоснование проблемы формирования психологической компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования

1.1 Методологическая, теоретическая и нормативно-правовая основы формирования психологической компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования

В современной науке разрабатывается методологическая база и вопросы формирования психологической компетентности отдельных субъектов образования. При этом мало изучены психологические аспекты, позволяющие рассматривать данное направление комплексно, с учетом специфики и особенностей развития образовательных учреждений профессионального образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения и внедрения системы менеджмента качества в образовании.

Методологическую основу экспериментального исследования составляют положения общей и социальной психологии, психологии труда, профессиологии и др. отраслей психологической науки, а также исследования современных научных школ К. А. Абульхановой, А. А. Деркача, А. К. Марковой, Е. А. Климова и др. российских психологов, изучающих проблему компетентности.

Достичь желаемого результата в экспериментальном исследовании возможно, используя работы ученых уральской научной школы (Ф.Э. Зеера, Н. С. Глуханюк, Р.В. Овчаровой) по вопросам психологического сопровождения профессионального самоопределения личности, психологии профессионализации педагога; используя разработанные в области психологического сопровождения образования следующие основополагающие принципы: автономности и независимости, приоритета интересов сопровождаемого, непрерывности процесса сопровождения, совещательный характер сопровождения.

Также можно считать актуальным проведение исследования с позиции системогенетической концепции В. Д. Шадрикова: построение психологической системы деятельности личности (мотивации, целей, информационной основы, принятия решения, программирования, профессионально важных качеств, исполнительской части, контроля, коррекции). С позиции интегративной психологии (В.В. Козлов) — рассмотреть формообразующие факторы развития личности на основе принципов целостности личностного развития, разноформатности взаимодействия в современном мире, интеграции различных форм познания.

Исследования Мирового банка, проведенные в 35 странах мира, показали, что успешное развитие профессионального образования тесно связано с созданием национальных систем психологического обеспечения образования. Мировой опыт доказывает высокую эффективность психологического обеспечения образования для повышения общего качества жизни населения.

Перспективы развития психологической службы образования декларируются в Законе «Об образовании в Российской Федерации», определяются новыми социальными требованиями к системе образования, сформулированными в рамках Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации; регламентируются международными актами в области защиты прав детей и молодежи, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

Как следует из документов, в условиях России психологическая служба в образовательных учреждениях является частью системы образования, поэтому ее основные задачи и функции исходят из миссии образования и заключаются в обеспечении развивающего характера образования, т. е. создании психолого-педагогических условий для успешного становления и развития будущего поколения. В «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года» определена цель психологического обеспечения образования — повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики, психологическое обеспечение системы образования через повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса (специалистов и руководителей системы образования, студентов, их родителей и опекунов).

Таким образом, экспериментальная программа в колледже была разработана в соответствии с основными направлениями:

— Национальной доктрины образования в РФ с 2000 по 2025 гг. (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации с 2000 до 2025 гг. «);

— Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года. Письмо Минобрнауки Р Ф от 31. 12. 2008 N 06−1776 «Об итогах IV СЪЕЗДА психологов образования «Психология и современное российское образование»;

— Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»;

— Резолюции V Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы».

Основанием для разработки Программы эксперимента по формированию психологической компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования как фактора повышения качества их профессиональной подготовки являются:

— Конституция Р Ф (ст. 43).

— Закон «Об образовании в Российской Федерации».

— Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям.

— Положение об организации экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области «Об утверждении положения об организации экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Челябинской области» от 28. 05. 2009 № 02−328).

— Комплексный план развития «Златоустовский металлургический колледж» до 2017 года.

В настоящее время Министерство образования и науки Челябинской области курирует деятельность психологических служб образования, управляет формированием региональной модели служб практической психологии образования. Важно учитывать, что психологическая служба образования экономически выгодна и региону, и государству в целом, поскольку ее деятельность предупреждает те возможные недочеты в реализации образовательных, социальных и иных программ и проектов, ошибки в обучении и воспитании студентов, на исправление которых в последствии, государство будет вынуждено затрачивать огромные средства.

Кроме экономического, есть и общегуманистический аспект. В профессиональные образовательные учреждения приходят студенты с различными особенностями, возможностями, характерами. Все они — будущее нашей страны. От того, поможем ли мы, взрослые, им преодолеть трудности, раскрыть себя, научиться быть успешными и одновременно человечными, зависит, какой будет Россия в ближайшие годы.

1.2 Основные понятия и определения

В настоящем дипломе применяются следующие понятия с соответствующими определениями:

· Парадигма (греч. пбсЬдейгмб — пример, модель, образец) — это система основных научных достижений, по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в какой-либо области знаний в определенный исторический период.

· Профессия — род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования (словарь Ушакова).

· Образование —

1) процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально-значимым опытом человечества, воплощенном в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры (словарь Ушакова);

2) целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) (Закон «Об образовании в Российской Федерации».

· Профессиональное образование —

1) процесс развития и саморазвития личности, связанный как с овладением профессиональной компетентности, реализованной в профессиональных компетенциях, профессиональной деятельности, так и с развитием профессиональной культуры;

2) система подготовки квалифицированных рабочих кадров в среднем профессиональном образовании, а также путём обучения на производстве.

· Среднее профессиональное образование — средний уровень профессионального образования. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать практические задачи по профессиональному профилю.

· Субъекты среднего профессионального образования —

1) студенты учреждений среднего профессионального образования;

2) родители несовершеннолетних студентов учреждений среднего профессионального образования и лица, их заменяющие;

3) работники учреждений среднего профессионального образования.

· Интегративная психология — современная методология, консолидирующая множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологии; определяющая личность и группы как сложные, открытые, многокомпонентные системы, способные поддерживать гомеостазис, целесообразное взаимодействие со средой, способных к адаптации, саморазвитию и генерированию новых структур и подсистем в соответствии со сложившейся ситуацией и новыми условиями для существования. (В.В. Козлов, доктор психологических наук, профессор, «Психология творчества». — Москва, 2008).

· Когнитивно-компетентностная парадигма образования — система образования на уровне знаний, смыслов и идей, в формате которой основным источником развития и процветания становится информационная (когнитивная, творческая, духовная) деятельность, а главным ресурсом и богатством -- знания, смыслы, идеи и их создатель и носитель -- информационный (когнитивный, креативный) субъект. (В.С. Меськов, доктор философских наук, профессор)

· Компетенция (от лат. competere -- соответствовать, подходить) -- способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. (Википедия)

· Компетентность — знание, осведомленность, авторитетность в какой-нибудь области; обладание компетенцией. (словарь Ожегова)

· Метапредметы -- это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления -- «знание», «знак», «проблема», «задача».

· Профессиональная компетентность — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. (Википедия)

· Психологическая компетентность — (от греч. psyche — душа и лат. Competens — соответствующий, подходящий) — осознанная личностная реализация намерения к самосовершенствованию через способность человека выявлять, анализировать и конструктивно решать психологические проблемы. (Литке С.Г. Я себя для себя открываю: Курс психологической компетентности: программа и метод. рекомендации / С. Г. Литке. — Челябинск, 2010. — 96).

В континууме психологической компетентности определены основные психологические компетенции, которыми необходимо овладеть студентам среднего профессионального образования:

Когнитивная компетенция: знания о сознании, личности и психических явлениях; знания основ эффективного семьеведения.

Целеполагающая компетенция: умение осуществлять анализ личной ситуации и определять цели личностного развития; умение эффективно выбирать оптимальные стратегии управления личностным развитием и психологической самопрофилактикой и самокоррекцией; умение составлять программу личностного, в т. ч. профессионального развития.

Коммуникативная компетенция: умение устанавливать коммуникации и адекватно решать коммуникативные цели; выбирать оптимальные стратегии поведения в конфликтной ситуации; умение публично выступать; умение разбираться в психологии людей на основе анализа психологического типа.

Психокоррекционные компетенции: владеть элементарными психоразвивающими и психокоррекционными технологиями.

В дипломной работе предлагается программа развития психологической компетентности «Я себя для себя открываю» направленная на формирование и развитие системы психологических компетенций как основы эффективного самопознания и личностного развития через реализацию задач:

1) усвоение основных психологических понятий: «психические явления», «личность», «сознание», «психологические методы», «самопознание», «психологическое развитие», «личностный рост»;

2) развитие целеполагающих компетенций: адекватно анализировать личностные проявления и формулировать личностные цели, выбирать адекватную стратегию и тактику психологической коррекции и профилактики, управлять процессом личностного развития;

3) овладение основными психоразвивающими и психокоррекционными технологиями интегративной психологии: метод направленной визуализации, психотехнологии актуализации творческого потенциала личности, психотехники изменения негативных, в том числе стрессовых, состояний.

2. Разработка модели формирования психологической компетентности студентов среднего профессионального образования

2.1 Классификация методов экспериментальной исследовательской деятельности

За основу классификации методов формирования и оценки сформированности социально-психологической компетентности субъектов среднего профессионального образования использована классификация психологических методов Б. Г. Ананьева, которая предполагает дифференциацию всех методов на четыре группы: организационные методы, эмпирические методы, способы обработки данных, интерпретационные методы. Классификация методов, используемых в процессе экспериментальной деятельности, представлена в таблице 1.

Таблица 1. Классификация методов формирования и оценки сформированности социально-психологической компетентности студентов

Класс методов

Автор и наименование методов

Организационные методы

Сравнительный метод:

метод сравнительного анализа контрольной и экспериментальных групп.

Лонгитюдный метод:

определение социально-психологических компетенций студентов на разных этапах профессионального становления и развития.

Комплексные методы:

портфолио студента;

метод экспертной оценки развития психологической компетентности (С.Г. Литке).

Эмпирические методы

Обсервационные методы:

наблюдение: проявление социально-психологических компетенций у студентов контрольной и экспериментальной групп.

самонаблюдение:

1) метод составления личностного портфолио;

2) рефлексия в процессе тренинговых занятий;

3) социологические опросы: «Отношение студентов 1 курса к образовательному процессу», «Учебная мотивация студентов 2 курса», «Удовлетворённость профессиональным выбором».

Праксиометрические методы:

анализ «Портфолио студента»;

анализ характеристик и резюме выпускников.

Биографический метод (в процессе работы с «Портфолио студента»).

Психодиагностические методы:

Милтон Рокич: Методика «Ценностные ориентации»;

Реймонд Кеттелл: «16-факторный личностный опросник»;

Прутченков А.С., Сиялов А. А. «Эй ты, параноик: тест определения акцентуаций характера;

Социометрия;

Гильманова Р.К., Дворникова Е. Ю. «Определение профилей компетенций студентов»;

Литке С.Г. «Колесо счастья: психотехника личностного совершенствования»;

Тамарская Н.В. «Методика определения уровня конкурентоспособности педагога».

Психолого-педагогический эксперимент (формирующий): методы комплексного социально психологического развития, представленные в форме учебно-методических комплексов дисциплин, направленных на формирование и развитие СПК:

«Общая психология» (Литке С.Г.)

«Основы возрастной психологии» (Литке С.Г.)

«Основы психологии» (Гильманова Р.К.)

«Культура делового общения» (Шипилина Н.Б.)

«Социальная психология» (Гильманова Р.К.)

«Я себя для себя открываю: курс развития психологической компетентности» (Литке С.Г.)

«Счастливая психология: основы психологической компетентности» (Литке С.Г., Тепляков А.М.)

«Взлет к истокам глубины: тренинг психологического развития» (Литке С.Г.)

Способы обработки данных

Методы математической статистики:

методика Стьюдента; Х2-Пирсона.

Метод качественного описания:

анализ состояния проблемы.

Интерпретационные методы

Структурно-системный анализ:

анализ деятельности проектных групп в рамках экспериментальной деятельности.

Функционально-структурный анализ:

определение индивидуальных особенностей и эмоционально-волевых процессов личности субъектов образования в процессе экспериментальной деятельности.

При проведении диагностики нами учитывались компоненты (показатели) готовности к формированию и развитию социально психологической компетентности, соответствующие названиям структурных элементов социально психологической компетентности:

· когнитивная компетенция (знания о сознании, личности, психических и социально-психологических феноменах и явлениях);

· целеполагающая компетенция (аналитические способности личностных проявлений и умение ставить цели, задачи личностного развития и совершенствования, умения делать адекватный выбор стратегий управления личностным развитием и умение определять систему психопрофилактики и психокоррекции на основе составления программы личностного, в т. ч. профессионального развития);

· коммуникативная компетенция (развитые навыки, устанавливать коммуникации и адекватно решать коммуникативные цели, выбирать оптимальные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, развитый навык публичных выступлений, умение разбираться в психологии людей);

· психокоррекционная компетенция (владение элементарными психопрофилактическими, психоразвивающими и психокоррекционными технологиями).

Оценка каждого показателя осуществлялась с использованием различных социально-психологических методов оценки сформированности социально психологической компетентности:

1. ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ: Метод экспертной оценки ().

2. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ:

· Методика 1: Тест-опрос оценки когнитивной компетенции: тестовые задания (итоговый контроль).

· Методика 2: Психологическая методика оценки уровня онтогенетической рефлексии.

· Методика 3: Тест Правильно ли вы ставите цели?

· Методика 4: Метод оценки компетенции планировать личностное развитие.

· Методика 5: Тест оценки коммуникативных умений

· Методика 6: Тест на ассертивность.

· Методика 7: Метод оценки поведения в конфликтной ситуации: модификация теста К. Томаса (автор Н.В. Гришина).

· Методика 8: Анализ публичного выступления.

· Методика 9: Тест-опрос «Кто, есть кто?».

· Методика 10: Анкета исследования уровня владения элементарными психоразвивающими и психокоррекционными технологиями (методиками).

2.2 Модель динамики развития психологической компетентности студентов среднего профессионального образования

Реализуя поставленную задачу, мы предлагаем модель развития психологической компетентности в континууме среднего и высшего профессионального образования как метапредметный конгломерат психологических компетенций, включенную в общую целостную структуру эволюционного развития индивидуального Сознания.

Структурный компонент модели представлен в форме фигуры (Рис. 1), сложенной из бесконечного количества конусов. Стержнем (в модели — это прямая, проходящая через центр основания конусов и связывающая их между собой) является Дух (в традиционном толковании воля) Человека, сила которого является базовой и главной системой управления сознанием и детерминантой действий или бездействий человека.

Каждый конус имеет три условно обозначенных сектора, соответствующих трем основным личностным подструктурам в континууме интегративной психологии (Я-материальное: персона, Я-социальное: интерперсона, Я-духовное: трансперсона). Плоская поверхность в форме круга символизирует этап начала разворачивания формирования личностного новообразования, в идеале предполагающее гармоничный синтез проявлений личностных подструктур. Далее пространство, сужаясь, демонстрирует личностную самоактуализацию и концентрацию сознания на более главных, приоритетных жизненных целях, лежащих в более узких плоскостях (в зоне «ближайшего развития»), приводящих в итоге к осознанию глобального предназначения Человека — быть счастливым (вершина конуса, из которого исходят все объединенные лучи, символизирующие энергетические потоки сознания).

На вершине конуса личностные проявления (возрастные, когнитивные, эмоционально-волевые и т. п. новообразования) сворачиваются в бесконечно малую организацию сознания и, концентрируя энергию в точке полифуркации, готовятся вновь развернуться через кризисное состояние личности, в том числе перерождение.

Вне сомнения, личностное становление, развитие и совершенствование определено не только институтом семьи, системой непрерывного дошкольного, общего, среднего, профессионального образования, но и определенными социально-экономическими, геополитическими, экзистенциально-философскими и др. условиями, в которых живет человек.

Достижение целей личностного развития, в том числе и профессионального, в рамках системы среднего профессионального образования определено образовательными стандартами и предложенной нами системой развития социально-психологической компетентности.

Инвариантная часть определяет формирование общих компетенций по каждой специальности, в рамках которых предопределено наличие составляющей социально-психологической компетентности.

При построении проекта модели психологической компетентности была создана организационно-функциональная модель научно-исследовательской деятельности в коллективе колледжа в условиях экспериментальной деятельности. (Рис. 2)

Рис. 1 Модель динамики развития психологической компетентности

Рисунок 2. Организационно-функциональная модель научно-исследовательской деятельности в коллективе в условиях экспериментальной деятельности

Ожидаемые результаты эксперимента:

Широта и глубина психологических компетенций обеспечивают конструктивность профессиональных решений в осуществлении профессиональной деятельности.

Устойчивость психологически компетентного поведения интегрирует концептуальный, тактический и операциональный уровни психологической компетентности.

Психологическая компетентность обеспечивает высокие показатели профессиональной успешности, психологического здоровья и степень личностной и профессиональной удовлетворенности субъектов образования и их мотивированнность на постоянное личностное развитие.

В 2006 году в колледже приобретен комплекс программ Effecton Studio в сетевой версии на 10 компьютеров. Программа содержит более 150 психологических тестов и упражнений для решения задач психологических служб в образовании, управлении персоналом и личном использовании. Психологическая служба активно использует комплекс в психологическом сопровождении образовательного процесса в колледже.

При создании комплекса разработчики руководствовались следующими принципами:

· включение в комплекс только научно-обоснованных и информативных методик, позволяющих работать со всеми участниками образовательного процесса; методическое сопровождение методик;

· представление не только результатов тестирования, но и их интерпретации;

· простота работы с комплексом; удобство хранения и извлечения информации, возможность статистической обработки данных.

Применение данного комплекса позволяет: быстро получить диагностические результаты; повысить их точность, благодаря отсутствию ошибок при ручной обработке; стандартизировать обследования; иметь оперативный доступ к информации и автоматизировать статистический анализ групповых данных.

В целом, это приводит к увеличению объема, повышению качества и снижению стоимости обследования. Комплекс можно использовать также для оптимизации умственной работоспособности и улучшения психофизиологического состояния студентов и педагогов.

Комплекс зарегистрирован в Российском фонде компьютерных программ учебного назначения, имеет сертификат соответствия ИНИНФО.

Вывод: Таким образом, в процессе экспериментальной исследовательской деятельности использована система научных методов, обеспечивающая объективные сведения, используемые для построения гипотезы и выработки практических рекомендаций. Представленная инновационная модель развития психологической компетентности соответствует современной компетентностно-ориентированной парадигме образования и обеспечивает не только решение профессионально-педагогических задач, но и способствует личностному росту, духовному развитию граждан России, с последующим выходом на международный уровень интеграции профессиональных образовательных систем.

2.3 Экспериментальное определение профилей психологической компетентности студентов колледжа

Любой социально-психологический эксперимент имеет структуру и логику проведения. Это связано с исследовательскими операциями и их классификацией.

В процессе экспериментального исследования (2010−2013 г.) нами разработана и апробирована система социально-психологических методов и технологий, определяющих уровень развития социально-психологической компетентности субъектов среднего профессионального образования.

Эксперимент осуществлялся на базе ГБОУ СПО (ССУЗ)

«Златоустовский металлургический колледж» и включал три этапа.

Первый этап — констатирующий. Он включал в себя следующие операции: определение проблемы и цели экспериментального исследования; выбор объекта, предмета экспериментальной работы и теоретическое обоснование его проведения; формулирование гипотезы экспериментальной работы; определение критериев экспериментальной работы.

Второй этап — формирующий. Он включает в себя: уточнение содержания экспериментальной работы; проведение эксперимента по развитию готовности будущих педагогов к реализации технологии модульного обучения в образовательном процессе; сбор и накопление информации.

Третий этап — контрольный. Он включал в себя следующие операции: анализ полученных экспериментальных данных; сверка аналитического материала с целью, задачами и гипотезой исследования; коррекция экспериментальной работы; сбор пост коррекционного материала; статистическая обработка результатов эксперимента, построение диаграмм, таблиц и др.; осмысление материала и оформление выводов исследования.

Особое внимание уделено констатирующему этапу, так как достоверность результатов, получаемых в формирующем этапе эксперимента, в значительной степени зависит от исходных данных.

на данном этапе проведена диагностика уровня готовности участников эксперимента (студенты среднего профессионального образования, педагоги профессионального обучения) к реализации технологии формирования и развития социально психологической компетентности в образовательной практике: в процессе изучения студентами социально-психологических дисциплин, в том числе факультативов и прохождения педагогами профессионального обучения курсов повышения квалификации, в том числе психологических тренингов.

При проведении диагностики нами учитывались выделенные во второй главе компоненты готовности — когнитивная компетенция, целеполагающая компетенция, коммуникативная компетенция, психокоррекционная компетенция, а также критериально-уровневые характеристики указанных компонентов.

Первый этап эксперимента позволил получить обширную информацию об уровне подготовки и социально-психологических условиях, способствующих эффективному формированию и развитию психологической компетентности студентов среднего профессионального образования в процессе обучения. Для определения уровня сформированности психологической компетентности у студентов среднего профессионального образования, мы выделили четыре критерия, соответствующие названиям компетенций: когнитивный, целеполагающий, коммуникативный, психокоррекционный.

Первый критерий (К1) — когнитивная компетенция включает в себя следующие показатели: уровень знаний о сознании, личности и психических явлениях (1); уровень знаний основ эффективного семьеведения (2).

Второй критерий (К2) — целеполагающая компетенция определена тремя показателями: анализ личной ситуации и постановка цели (3); выбор стратегии управления личностным развитием и психологической самопрофилактикой и самокоррекцией (4); умение составлять программу личностного, в т. ч. профессионального развития (5).

Третий критерий (К3) — коммуникативная компетенция включает следующие показатели: умение устанавливать коммуникации и адекватно решать коммуникативные цели (6); выбирать оптимальные стратегии поведения в конфликтной ситуации (7); умение публично выступать (8); умение разбираться в психологии людей на основе анализа психологического типа (9).

Четвертый критерий (К4) — психокоррекционная компетенция определен владением элементарными психоразвивающими и психокоррекционными технологиями (10).

На констатирующем этапе эксперимента мы провели исследование уровня сформированности социально психологической компетентности по двум направлениям среднего профессионального образования:

· контрольная группа (КГ) — студенты ГБОУ СПО (ССУЗ) «Златоустовский металлургический колледж»;

· экспериментальная группа 1 (ЭГ1) — студенты ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский радиотехнический техникум»;

· экспериментальная группа 2 (ЭГ2) — студенты ГБОУ СПО (ССУЗ) «Техникум текстильной и легкой промышленности»;

· экспериментальная группа 3 (ЭГ3) — студенты ГБОУ СПО (ССУЗ) «Златоустовский металлургический колледж».

Интервальный ряд распределения уровней сформированности показателей социально психологической компетентности определен в таблице 2.

Таблица 2

Уровень сформированности

Низкий (Н)

Ниже среднего (НС)

Средний (С)

Выше среднего (ВС)

Высокий (В)

Оценка в баллах

0,0−0,7

0,8−1,5

1,6−2,4

2,5−3,2

3,3−4,0

В рамках констатирующего этапа эксперимента была проведена диагностика начального уровня сформированности социально психологической компетентности в соответствии с описанной выше методикой. Баллы каждого субъекта мониторингового исследования занесены в таблицу, позволяющую отслеживать выделенные критерии, показатели и уровень готовности к формирующему этапу эксперимента. Обобщенные результаты исходного состояния уровней сформированности готовности субъектов мониторингового исследования представлены ниже (табл. 3).

Таблица 3. Уровень сформированности социально психологической компетентности на констатирующем этапе мониторингового исследования

Группа

Кол-во чел. в группе

УРОВНИ

Н

НС

С

ВС

В

Кол-во (чел.)

%

Кол-во (чел.)

%

Кол-во (чел.)

%

Кол-во (чел.)

%

Кол-во (чел)

%

КГ

25

6

24

7

28

10

40

1

4

1

4

ЭГ1

23

7

30,4

6

26,1

9

39,1

1

4,3

0

0

ЭГ2

24

9

37,5

6

25

8

33,3

0

0

1

4,1

ЭГ3

25

10

40

5

20

8

32

1

4

1

4

В таблице 4 приведены данные по эмпирическому значению хи-квадрат в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента.

Эмпирические значения ч2 на констатирующем этапе эксперимента студентов среднего профессионального образования

Таблица 4

Сравниваемые группы

КГ и ЭГ1

КГ и ЭГ2

КГ и ЭГ3

ЭГ1 и ЭГ2

ЭГ1 и ЭГ3

ЭГ2 и ЭГ3

Тнаблюдаемое

0,431

2,254

1,556

3,246

5,498

1,124

Ткритическое

9,488

Из таблицы видно, что Тнабл. значительно меньше Ткрит. Полученные различия попали в зону незначимости. Таким образом, следует принять нулевую гипотезу о сходстве или о том, что уровень сформированности социально психологической компетентности у субъектов контрольной и экспериментальной групп статистически значимо не отличается между собой. Полученные в ходе экспериментальной работы данные свидетельствуют о возможности сравнения экспериментальных и контрольных групп, а также о недостаточном уровне сформированности указанной готовности.

Занятия по психолого-педагогическим дисциплинам в контрольной группе проводились по стандартной учебной программе. В экспериментальных группах обучение осуществлялось на основе разработанного нами комплекса социально-психологических условий развития социально психологической компетентности у студентов среднего профессионального образования. В содержание учебных курсов были введены специальные тренинговые задания; на занятиях использовались методы современные психотехнологии.

Результаты первого этапа послужили отправной точкой для планирования и проведения второго и третьего этапа эксперимента.

Формирующий этап эксперимента проводился по типу вариативного, для которого характерно целенаправленное варьирование в различных группах с выровненными начальными условиями отдельных параметров, подвергающихся экспериментальному исследованию, и сравнение конечных результатов обучения.

Центральным вопросом нашего исследования является вопрос определения социально-психологических условий, обеспечивающих оптимизацию процесса формирования и развития социально-психологической компетентности у студентов среднего профессионального образования.

Под социально-психологическими условиями, оптимизирующими процесс формирования и развития социально-психологической компетентности у студентов среднего профессионального образования мы будем понимать комплекс социально-психологических мер, «итог целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов, содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей» [1, с. 70]: сформированности социально психологической компетентности студентов среднего профессионального образования, обеспечивающей повышение уровня профессиональной компетентности.

В процессе формирующего этапа эксперимента созданы социально-психологические условия, оптимизирующие процесс формирования и развития социально-психологической компетентности у студентов среднего профессионального образования:

1. в основу организации учебной деятельности студентов среднего профессионального образования и профессиональной деятельности педагогов профессионального образования положена социально-психологическая рефлексия, являющаяся ключевым звеном в профессиональном самоопределении личности;

2. содержание отдельных разделов социально-психологических дисциплин структурируется с учетом формирования и развития социально психологической компетентности, предполагающего сочетание отдельных структурных компонентов;

3. разработана и внедрена система курсов повышения квалификации педагогов профессионального обучения с целью развития социально психологической компетентности;

4. образовательный процесс осуществляется на основе индивидуализации практико-ориентированной направленности развития социально психологической компетентности через организацию взаимодействия с профессиональным психологом.

Экспериментальные группы, в которых реализовывалась формирования и развития социально-психологической компетентности у студентов среднего профессионального образования, отличались ориентацией на различные социально-психологические условия.

Формирующий этап эксперимента предполагал не только выявление степени эффективности применения того или иного социально-психологического условия в процессе формирования и развития социально-психологической компетентности у студентов среднего профессионального образования, но и экспериментальную проверку теоретических положений исследования. Такой путь экспериментальной проверки ученые (М.Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина и др.) называют теоретико-экспериментальным. Основные методы исследования на данном этапе работы: наблюдение, тестирование, анализ результатов продуктов учебной и профессиональной деятельности, социально-психологический эксперимент.

Остановимся на том, как были реализованы социально-психологические условия и, как проходил формирующий этап эксперимента.

Проверка первого социально-психологического условия — социально-психологической рефлексии — реализовывалось нами в процессе изучения студентами дисциплин психолого-педагогического блока на лекционных и семинарских занятиях, в процессе прохождения педагогами профессионального обучения курсов повышения квалификации, а также после участия субъектов эксперимента в различных мероприятиях учебной и профессиональной деятельности. Мы использовали различные формы и методы рефлексии, например, ведение «Дневника Инсайтов» (самонаблюдения), метод «обратная связь» после окончания мероприятий, шеринг (проговор) и т. п.

Проверка второго социально-психологического условия — структурирование содержания отдельных разделов социально-психологических дисциплин структурируется с учетом формирования и развития социально психологической компетентности, предполагающего сочетание целевой установки, ведущих принципов конструирования учебных модулей и дидактических материалов к ним, системы контроля и оценки — осуществлялась нами в ходе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и разработанного нами курса «Я себя для себя открываю» в рамках регионального компонента стандарта.

Проверка третьего условия осуществлялась нами в процессе организации курсов повышения квалификации педагогов профессионального обучения с целью развития социально психологической компетентности.

Проверка четвертого условия — практико-ориентированная направленность развития социально психологической компетентности через организацию взаимодействия с профессиональным психологом — осуществлялась опосредованно с соблюдением принципа «конфиденциальности» методом количественного анализа оказанных психологических услуг, а также методом анкетирования эффективности групповых форм психопрофилактической и психокоррекционной работы с обязательным применением современных психотехнологий.

Цель формирующего этапа эксперимента заключалась в проверке эффективности действия определенных условий и их совокупности при формировании психологической компетентности у студентов среднего профессионального образования.

В ходе формирующего этапа эксперимента мы отслеживали динамику статистических данных, отражающих продвижение субъектов мониторинга в сформированности психологической компетентности. Применяемые методы исследования позволяют судить о развитии когнитивной компетенции, целеполагающей компетенции, коммуникативной компетенции, психокоррекционной компетенции и выразить эту динамику в продвижении студентов среднего профессионального образования в заданных уровнях сформированности каждого из этих компонентов: низком, ниже среднего, среднем, выше среднего и высоком.

Динамика уровня сформированности профессиональной компетентности у студентов среднего профессионального образования представлена двумя срезами:

первый срез (промежуточный) проводился в апреле-мае 2013 г. ;

второй срез — (итоговый) — в декабре 2013 г. после завершения экспериментальной деятельности.

Полученные данные свидетельствуют о том, что реализация выделенных нами социально-психологических условий формирования и развития профессиональной компетентности у студентов среднего профессионального образования уже на первом этапе обучения дает положительные результаты по сравнению с начальным срезом. Во всех экспериментальных группах отмечаются позитивные качественные изменения. Определение уровня сформированности социально психологической компетентности осуществлялось нами по той же методике, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Данные, полученные нами на промежуточном срезе, представлены в таблице 5.

Таблица 5. Уровень сформированности социально психологической компетентности у студентов среднего профессионального образования на промежуточном этапе мониторингового исследования

Группа

Кол-во чел. в группе

УРОВНИ

Н

НС

С

ВС

В

Кол-во (чел.)

%

Кол-во (чел.)

%

Кол-во (чел.)

%

Кол-во (чел.)

%

Кол-во (чел.)

%

КГ

25

5

20

6

24

12

48

1

4

1

4

ЭГ1

23

4

17,4

4

17,4

13

56,5

2

8,7

0

0

ЭГ2

24

8

33,3

7

29,2

8

33,3

0

0

1

4,1

ЭГ3

25

2

8

3

12

16

64

3

12

1

4

Теперь рассмотрим результаты третьего (итогового) среза. В связи с тем, что он явился итоговым, результаты его представляют для нас особый интерес. Результаты наглядно представлены в таблице 6.

Таблица 6. Уровень сформированности социально психологической компетентности у студентов среднего профессионального образования на итоговом этапе мониторингового исследования

Группа

Кол-во чел. в группе

УРОВНИ

Н

НС

С

ВС

В

Кол-во (чел.)

%

Кол-во (чел.)

%

Кол-во (чел.)

%

Кол-во (чел.)

%

Кол-во (чел.)

%

КГ

25

3

12

5

20

14

60

1

4

1

4

ЭГ1

23

0

0

0

0

20

87

3

13

0

0

ЭГ2

24

0

0

1

4,2

17

71

5

21

1

4

ЭГ3

25

0

0

0

0

16

64

7

28

2

8

Результаты констатирующего, формирующего и итогового этапов эксперимента наглядно представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Распределение субъектов мониторинга CПО по уровням сформированности ПК на итоговом этапе эксперимента в сравнении с констатирующим и промежуточным этапами эксперимента

Сравнительный анализ данных начального, промежуточного и итогового срезов по выявлению уровня сформированности социально психологической компетентности у студентов среднего профессионального образования позволил сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы и положительных результатах экспериментальной работы по формированию указанной компетентности. Полученные в процессе экспериментальной работы качественные данные для доказательства научной обоснованности, объективности и достоверности были подвергнуты обработке с помощью критерия согласия ч2 Пирсона.

Таким образом, выявленная и теоретически обоснованная совокупность социально-психологических условий формирования и развития социально-психологической компетентности у студентов среднего профессионального образования оказывает эффективное влияние на повышение уровня профессиональной компетентности студентов среднего профессионального образования. Апробация обозначенных условий и ее положительные результаты подтвердили достаточность данных условий и позволили нам разработать соответствующие методические рекомендации.

Результаты мониторинга социально-психологической компетентности субъектов высшего профессионального образования, полученные в ходе реализации эксперимента по формированию и развитию социально-психологической компетентности субъектов профессионального образования детерминировали необходимость теоретико-методологического обоснования и разработки концепции формирования и развития социально-психологической компетентности в сфере высшего профессионального образования как ближайшую перспективную задачу оптимизации профессионального образования вообще, и среднего профессионального образования в частности.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой