Финансовая полиция Республики Казахстан

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Государство и право


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

План

Введение

1. История возникновения и становления Финансовой полиции РК;

2. Коррупция. Принципы борьбы с коррупцией.

2.1 Гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией

2.2 Действия лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, являющиеся правонарушениями, создающими условия для коррупции.

2.3 Меры по устранению последствий коррупционных преступлений;

3. Итоги деятельности Агентства Р К по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция).

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль — неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.

Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Р К. В настоящее время, когда Казахстан переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между властями. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.

Финансовый контроль в государстве является одним из основных средств контроля за финансовыми потоками и осуществляется различными органами. Зачастую органы финансового контроля сталкиваются с проблемами коррупции, что усложняет процедуру контроля. Для коррупции характерны злоупотребления должностными полномочиями и взяточничество.

Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так предприятия, организации и учреждения (которые с помощью финансового контроля могут сократить свои расходы, увеличивая таким образом свою прибыль).

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

· строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

· неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции Р К предусматривает контроль финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

Финансовый контроль со стороны органов представительной власти. С этой целью созданы соответствующие структуры: Финансовая полиция, Счетный комитет, Комитет национальной безопасности и другие правоохранительные органы.

1. История возникновения и становления Финансовой полиции в РК

Переход к рыночным отношениям, коренное переустройство всех общественных отношений, всей государственной жизни, потребовали создание такого института как налоговая служба. В тоже время, как показал опыт, одними только контролирующими функциями невозможно обеспечить поступление налогов в государственную казну. Поэтому, Постановлением Президента Республики Казахстан № 1152 «Об усилении борьбы с преступностью» от 11 февраля 1994 г. Кабинету Министров было поручено создать в налоговой службе Министерства финансов налоговую милицию, возложив на неё обязанности органа дознания.

Новое название — «налоговая полиция» было введено Указом Президента, имеющим силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года. Первым всегда трудно. Им самим приходиться прокладывать себе дорогу, все создавать с нуля. У налоговой полиции не было предшественников. Становление органов налоговой полиции происходило одновременно со становлением независимого, суверенного Казахстана. Вместе со страной переживались трудные моменты, допускались отдельные ошибки.

Указом Президента № 3113 от 14 августа 1996 года «О Государственном налоговом комитете РК» из состава Министерства финансов была выделена налоговая служба и образован Государственный налоговый комитет, в составе которого находилась налоговая полиция.

Однако, в соответствии с Указом Президента № 3377 от 4 марта 1997 года «Об очередных мерах по реформированию государственных органов» и Постановлением Правительства № 674 от 28 апреля 1997 года «Отдельные вопросы Министерства финансов РК» налоговая служба была вновь включена в состав Министерства финансов в виде Налогового комитета и Департамента налоговой полиции.

Законом Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года «О введении в действие УПК РК» была определена подследственность следователей органов налоговой полиции. Налоговая полиция стала обладать функциями предварительного следствия в полном объёме. Ситуация, складывающаяся в сфере экономики, в том числе связанная со сбором налогов, свидетельствует, что экономические преступления и правонарушения по своим политическим и социальным последствиям представляют угрозу национальной безопасности страны. Адекватной реакцией государства в создавшихся условиях было принятие ряда экономических и политических мер.

Так, Указом Президента Р К № 3935 «О мерах по повышению эффективности борьбы с экономической преступностью» от 6 мая 1998 года на базе упраздняемых Департамента налоговой полиции МФ РК и Департамента экономической полиции МВД РК образован Комитет налоговой полиции. Государство доверило нам борьбу практически со всем спектром экономических и коррупционных преступлений.

С целью подготовки специалистов для органов налоговой полиции и таможенной службы 18 августа 1999 года постановлением Правительства Р К образована Академия налоговой полиции как государственное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования.

22 января 2001 года Указом Президента Р К № 536 «О мерах по совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» образовано Агентство финансовой полиции РК как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства Республики Казахстан, с передачей ему функций и полномочий по управлению имуществом и делами упраздняемого Комитета налоговой полиции и Академии налоговой полиции Министерства государственных доходов.

4 июля 2002 года Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев подписал Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан». Сделан еще один шаг в построении правового государства, и органы финансовой полиции стали полноправными участниками этого процесса. В соответствии с подписанным Законом, органы финансовой полиции ориентированы, прежде всего, на устранение причин, порождающих экономические правонарушения, пресечение незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, налоговых преступлений, правонарушений, сдерживающих развитие законного бизнеса, борьбу с коррупцией и контрабандой. Эти задачи были определены и одобрены Главой государства как приоритетные.

10 февраля 2003 года Указом Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. А. «Об утверждении описаний знамени и символа органов финансовой полиции Республики Казахстан» утверждена официальная символика органов финансовой полиции.

23 декабря 2003 года Главой государства подписан Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан». Данный акт подготовлен во исполнение решения Совета безопасности Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года и предусматривает ряд конкретных мер, направленных на совершенствование деятельности правоохранительных органов, активизацию их борьбы с экономической и коррупционной преступностью, а также с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков.

Принятым Указом Агентство финансовой полиции Республики Казахстан преобразовано в Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция). Ему дополнительно передаются функции и полномочия Министерства внутренних дел по выявлению и расследованию экономических и коррупционных преступлений, что позволит исключить дублирование в деятельности правоохранительных органов, повысить эффективность борьбы с преступными посягательствами в сфере экономики и государственного управления.

29 января 2004 года принято Постановление Правительства Республики Казахстан N 100 «Вопросы Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция)».

27 февраля 2001 года постановлением Правительства Республики Казахстан утверждено Положение об Агентстве финансовой полиции РК, согласно которому на органы финансовой полиции возложены следующие основные задачи:

· предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности;

· организация эффективного функционирования органов финансовой полиции по обеспечению экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе по расследованию правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, а также правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем;

· осуществление розыска лиц, совершивших правонарушения в сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их совершении, а также принятие мер к возмещению нанесенного государству ущерба;

· анализ и прогноз оперативной обстановки в республике, выработка предложений по укреплению законности в сфере экономической и финансовой деятельности и принятие мер оперативного реагирования по вопросам, требующим вмешательства органов финансовой полиции;

· обеспечение безопасности деятельности финансовых органов, а также по поручению Правительства Республики Казахстан обеспечение безопасности деятельности налоговых и таможенных органов Республики Казахстан.

При этом, органам финансовой полиции предоставлены следующие права:

· давать обязательные для исполнения предписания, представления юридическим или физическим лицам;

· при наличии достаточных оснований, указывающих на признаки преступления, связанного с уклонением от уплаты налогов, производить налоговые проверки совместно с налоговым органом на основании предписания налогового органа;

· запрашивать и получать информацию от государственных органов, иных организаций, должностных лиц и граждан;

· требовать от руководителей и других должностных лиц организаций, независимо от форм собственности, а также физических лиц устранения нарушений законодательства и контролировать его выполнение;

· осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· принимать участие в разработке и реализации совместных с другими правоохранительными органами программ борьбы с преступностью в Республике Казахстан;

· составлять протоколы об административных правонарушениях, а также применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

· представлять Республику Казахстан в международных отношениях по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, заключать международные соглашения.

В обязанности органов финансовой полиции в соответствии с поставленными перед ними задачами входит:

· осуществлять в пределах своей компетенции предварительное следствие и дознание по делам о правонарушениях в сфере экономической и финансовой деятельности;

· принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о правонарушениях в сфере экономической и финансовой деятельности, осуществлять, в установленном законодательством порядке, их проверку и принятие по ним решений;

· в пределах компетенции обеспечивать безопасность деятельности финансовых органов, защиту их работников и членов их семей от преступных посягательств, связанных с исполнением ими служебных обязательств;

· исполнять в пределах своей компетенции решения судов, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных, предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;

· в пределах полномочий предупреждать, выявлять и пресекать коррупцию в государственных органах.

Сотрудники органов финансовой полиции обязаны хранить государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей

2. Коррупция. Принципы борьбы с коррупцией

финансовый полиция коррупция преступление

Этимологический подход к содержанию понятия «коррупции» позволяет определить последнюю как «подкуп», «взятку», исходя из латинского слова «corruptio». В римском праве имеется также понятие «corrumpire», которое трактовалось самым общим образом, как «разламывать, портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать» и обозначало соответствующее противоправное действие. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» дает следующее определение коррупции — это «…не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».

К основным принципам борьбы с коррупцией относятся следующие:

1. Равенство всех перед законом и судом.

Соблюдение и реализация этого принципа очень важны в борьбе с коррупцией. К сожалению, нередки случаи так называемого селективного применения законодательства, когда закон для одних работает, для других нет. Отдельные судьи, государственные служащие, работники правоохранительных органов также подвержены коррупции.

Гарантией соблюдения этого принципа является антикоррупционная активность самих граждан — освещение коррупционных процессов в СМИ, в т. ч. присутствие на судебных процессах представителей СМИ, общественности; подача обращений в прокуратуру, в Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью и в другие правоохранительные органы.

2. Обеспечение четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней. В настоящее время в соответствии с Государственной программой по борьбе с коррупцией на 2006−2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 23 декабря 2005 года, до 2008 года осуществляются меры по обеспечению информационной прозрачности принятия решений государственными органами, оптимизации разрешительных и административных полномочий органов государственного управления, а также реформирования системы государственных закупок на основе перехода к системе электронных форм государственных закупок.

Особое место в программе уделяется процессам вовлечения в антикоррупционную деятельность организаций гражданского общества, формированию правового сознания и правовой культуры в области соблюдения антикоррупционного законодательства. Предусмотрено введение эффективного механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, создание системы общественного контроля за расходованием бюджетных средств, передача отдельных разрешительных функций институтам гражданского общества, внедрение мер по максимальному сокращению наличного оборота денежных средств и противодействию легализации денежных средств, полученных противозаконным путем.

Министерством юстиции РК разработан и внесен в парламент законопроект «О лоббировании», закрепляющий правовое регулирование процессов лоббирования законопроектов и предотвращение конфликта интересов должностных лиц при исполнении ими функциональных обязанностей.

3. Совершенствование структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц. Государственной программой предусмотрено осуществление четкой правовой регламентации форм и механизмов взаимодействия государственных органов и субъектов предпринимательства, а также процедур, содействующих прозрачности принятия судебных решений и своевременности их исполнения.

Согласно закону, перечисленные принципы должны признавать и обеспечивать:

— допустимость ограничения прав и свобод должностных и других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним, в соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции Республики Казахстан;

— восстановление нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидацию и предупреждение вредных последствий коррупционных правонарушений;

— личную безопасность граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями;

— недопустимость делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею.

Коррупция в немалой степени ограничивает свободное действие экономических законов и снижает престиж страны в глазах мирового сообщества, является одним из главных препятствий на пути выгодных для нее зарубежных инвестиций. Честный и социально ориентированный бизнес вытесняется с рынка, поскольку коррупция превращает такой бизнес в нерентабельный.

Особенно опасна коррупция в органах государственной власти. В этом случае она представляет собой симбиоз монополии власти, дискреционных полномочий государственных служащих в принятии решений и отсутствия жесткой правовой подотчетности и подконтрольности чиновников. Как показывает практика, коррупция разрушает всю систему государственного управления, способствует падению авторитета государственной власти и престижа государственной службы. Коррупция препятствует развитию экономики и способствует росту организованной преступности, особенно в сфере экономики.

2.1 Гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией

Активные действия граждан, которые не хотят мириться с коррупцией, дают свои результаты. В качестве примера можно привести реальную ситуацию, когда предприниматель обратился к начальнику отдела криминальной полиции с просьбой об оказании содействия в установлении лиц, причастных к нападению на него. За покровительство и защиту от криминальных группировок (а также сотрудников полиции, что уже само по себе интересно) тот потребовал от предпринимателя ежемесячно сто тысяч тенге, заявив, что в случае отказа не гарантирует его безопасность. Предприниматель согласился с его предложением. В последующем вымогатель получил от потерпевшего часть требуемой суммы через подставное лицо, которое выдал за городского криминального авторитета.

Предприниматель обратился к заместителю начальника главного управления с просьбой оградить его от незаконных действий начальника отдела криминальной полиции, который охотно согласился, правда, предварительно забрав в магазине предпринимателя четыре диска стоимостью 58 тысяч тенге для автомашины «Мерседес». Более того, попросил оказать спонсорскую помощь волейбольной команде на сумму 200 тысяч тенге.

Видя, что работники органов внутренних дел вместе с криминальными лицами вымогают у него деньги, предприниматель обратился с заявлением в ДКНБ, сотрудники которого задержали работников внутренних дел при вымогательстве 200 тысяч тенге и 500 долларов. Необходимо также подчеркнуть, что помимо прочих обязанностей при выполнении задач оперативно-розыскной деятельности органы обязаны принимать, в соответствии с компетенцией, необходимые меры для защиты охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, собственности, безопасности общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала.

В статье 7 Закона «О борьбе с коррупцией» закреплены следующие гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией:

— лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в борьбе с коррупцией, находится под защитой государства;

— информация о лице, оказывающем содействие в борьбе с коррупцией, является государственным секретом и представляется только по запросам органов прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, финансовой и военной полиции или суда в порядке, установленном законом. Разглашение этой информации влечет ответственность, установленную законом;

— в случае необходимости органы, ведущие борьбу с коррупцией, обеспечивают личную безопасность лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией.

Для защиты свидетелей, в том числе сообщивших о право- нарушении, государством выделяются значительные средства, прописанные в государственном бюджете отдельной строкой. Кроме того, в Агентстве Р К по борьбе с экономической и коррупционной преступностью создан и успешно действует департамент по защите лиц, сообщивших о фактах коррупции. Если это понадобится, существует возможность физической защиты таких людей, вплоть до их конспирирования, изменения места проживания, фамилии и даже внешности. Гарантии неприкосновенности не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию, которые подлежат ответственности в соответствии с законом. Кроме того, согласно ст. 17 Закона «О борьбе с коррупцией в РК» государственный служащий, работник правоохранительного органа, сообщившие органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения в отношении другого государственного служащего, работника правоохранительного органа, наказываются в дисциплинарном порядке вплоть до увольнения с должности или иного освобождения от выполнения соответствующих функций по представлению органа, ведущего борьбу с коррупцией.

2.2 Действия лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, являющиеся правонарушениями, создающими условия для коррупции

В соответствии со ст. 12 Закона «О борьбе с коррупцией» к действиям лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, являющимся правонарушениями, создающими условия для коррупции, относятся:

— неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций;

— использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов указанных лиц либо их близких родственников и свойственников;

— предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной и приравненной к ней службе;

— оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений;

— оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности;

— использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению;

— необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;

— требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством;

— передача государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов или общественных объединений;

— неоднократное нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных входящих в их компетенцию вопросов;

— дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим официальным лицам, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства, а также при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

— явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

— делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею;

— передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа;

— участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими, либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами.

Коррупционными правонарушениями лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, связанными с противоправным получением благ и преимуществ, являются принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг и в иных формах от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от физических лиц, если иное не предусмотрено законодательством.

2.3 Меры по устранению последствий коррупционных преступлений

В соответствии с законом во всех случаях незаконного обогащения лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, в результате коррупционных правонарушений незаконно полученное имущество подлежит обращению, а стоимость незаконно полученных услуг — взысканию в доход государства.

В случае отказа добровольно сдать незаконно полученное имущество или оплатить государству его стоимость или стоимость незаконно полученных услуг взыскание осуществляется по решению суда в доход государства по иску прокурора, налоговой службы либо других государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на это законом. Указанные органы до вынесения судом решения налагают арест на имущество, принадлежащее правонарушителю.

Если лицо, выполнявшее государственные функции, или лицо, приравненное к нему, после увольнения, иного освобождения от выполнения соответствующих функций за совершенное коррупционное правонарушение отказывается выполнить требования, должностное лицо или орган, принимающие решение о таком освобождении, направляют в налоговый орган по месту жительства виновного лица уведомление о полученных противоправных доходах.

Кроме того, сделки, заключенные в связи с совершением коррупционных правонарушений, признаются судом недействительными в установленном законом порядке. Совершенные в результате коррупционных правонарушений акты, действия могут быть аннулированы органом или должностным лицом, уполномоченным на принятие или отмену соответствующих актов, либо судом по иску заинтересованных физических или юридических лиц, или прокурора.

3. Итоги деятельности Агентства Р К по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция)

25 декабря 2012 г. в Агентстве финансовой полиции состоялось заседание Общественного совета по вопросам противодействия коррупции и теневой экономике при Агентстве. На заседании рассмотрены два вопроса: «О принимаемых мерах по исключению фактов необоснованного вмешательства в деятельность малого и среднего бизнеса», «О принимаемых Агентством финансовой полиции мерах по противодействию коррупции в собственных рядах и результатах внеочередной аттестации».

Со вступительным словом заседание открыл Председатель Общественного совета депутат Сената Парламента Республики Казахстан, Председатель Республиканского Общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП «Нур Отан» Абдыкаримов О. А.

Начальник Департамента по раскрытию экономических и финансовых преступлений Жанат Элиманов в своем докладе рассказал о том, что Агентством финансовой полиции во исполнение поручения Главы государства об улучшении инвестиционного климата в стране в 2011 году в два этапа проведена работа по декриминализации и гуманизации уголовного законодательства.

В результате полностью декриминализировано 5 статей УК РК, которые перешли в разряд административных правонарушений, частично — 23 статьи, по ряду статей увеличены пороговые значения сумм, с которых наступает уголовная ответственность.

По итогам декриминализации прекращено 941 уголовное дело, отказано в возбуждении уголовных дел по 321 материалу доследственной проверки.

Кроме того, в целях недопущения усиления административного давления на бизнес со стороны органов контроля и надзора Агентство отозвало из Мажилиса Парламента проекта Закона, направленного на установление уголовной ответственности юридических лиц.

Агентством в целях исключения необоснованных проверок субъектов предпринимательства в территориальные подразделения направлены соответствующие указания о запрете проведения доследственных проверок без предварительной оперативной проверки, не допущении фактов приостановления, прекращения предпринимательской деятельности проверяемого субъекта, в т. ч. опечатывание помещений, водворение автотранспортных средств на стоянки.

Проверки проводятся в отношении предпринимателей, занятых в «теневом» секторе экономики, а также по фактам хищений государственных средств, в т. ч. при реализации индустриально-инновационных и иных проектов с участием государства.

В результате принятых мер наблюдается положительная тенденция снижения проверок субъектов предпринимательства надзорными и контролирующими органами.

Так, если за 10 месяцев 2011 г. в рамках доследственных проверок и расследования уголовных дел, органами контроля и надзора проведено 1 680 проверок, то за аналогичный период этого года их количество составило 923 (снижение в 1,8 раза).

Одновременно проводится работа по пресечению фактов незаконного вмешательства должностных лиц других государственных органов в деятельность малого и среднего бизнеса.

Так, за 11 месяцев 2012 года органами финансовой полиции зарегистрировано 304 факта воспрепятствования должностными лицами законной предпринимательской деятельности. По выявленным преступлениям к уголовной ответственности привлечены 146 должностных лиц, из них осуждено 41 лицо.

Управлением внутренней безопасности Агентства за 11 месяцев 2012 г. установлено 5 (в аналогичном периоде 2011 года — 18) фактов незаконного вмешательства в деятельность предпринимателей со стороны сотрудников органов финансовой полиции, по которым возбуждено 4 уголовных дела, привлечены к дисциплинарной ответственности 18 сотрудников.

Начальник управления внутренней безопасности Ныгметжан Сапаров в своем выступлении обратил внимание членов Общественного совета на то, что работа Агентства по очищению собственных рядов от недобросовестных сотрудников и выявлению совершаемых ими преступлений приобрела системный и наступательный характер.

Повышен статус отделов внутренней безопасности территориальных подразделений финансовой полиции путем вертикального их подчинения непосредственно Агентству.

Вследствие принятых мер только в текущем году силами Агентства возбуждено 16 уголовных дел по коррупционным преступлениям в отношении 16 сотрудников, из них за получение взятки 7 уголовных дел. Тогда как, начиная с 2007 года, собственными силами по фактам получения взятки возбуждалось всего по 2 уголовных дела в год.

15 февраля текущего года УВБ Агентства при получении взятки в размере 30 тыс. долларов США за прекращение проверки ТОО «Сити Лайт» задержан с поличным инспектор ДБЭКП по г. Алматы Хасанов У.

Хасанов У. приговорен судом к 10 годам лишения свободы.

21 июня 2012 года в результате совместных опертаивно-розыскных мероприятий с ДКНБ по Актюбинской области в г. Актобе задержан следователь ДБЭКП по Актюбинской области Госсен А. при получении взятки в сумме 30 тыс. долларов США за непривлечение к уголовной ответственности Донцовой. В настоящее время Госсен А. осужден к 10 годам лишения свободы.

Подразделениями внутренней безопасности органов финансовой полиции в 2012 году проведено 1166 (в 2011 г. -1564) служебных расследований, из которых подтвердились 665 (885) фактов, привлечены к различным мерам дисциплинарной ответственности 709 (в 2011 г. — 934) сотрудников финансовой полиции.

Сапаров Н. отметил, что вышеуказанная статистика свидетельствует о положительной динамике снижения жалоб на действия сотрудников, повышении уровня доверия населения к проводимой органами финансовой полиции борьбе с коррупцией в собственных рядах.

О результатах внеочередной аттестации сотрудников органов финансовой полиции доложил начальник Управления кадров Агентства Нурлан Итемгенов.

Он рассказал о ходе проведения и результатах внеочередной аттестации сотрудников финансовой полиции.

В целом по республике, внеочередную аттестацию прошли 3052 сотрудников органов финансовой полиции, по результатам которых: 267 сотрудника рекомендованы для выдвижения на вышестоящие должности, 2257 — признаны соответствующими занимаемой должности, 157 — рекомендованы к увольнению, 228 — рекомендованы к понижению в должности и 143 — рекомендованы к переводу в другую службу. Кроме того, 63 сотрудника в связи с отказом от прохождения внеочередной аттестации, были уволены из органов финансовой полиции.

Таким образом, каждый 5-й сотрудник органов финансовой полиции при прохождении аттестации проявил некомпетентность и был признан не соответствующим занимаемой должности. Н. Итемгенов подчеркнул, что внеочередная аттестация сотрудников финансовой полиции проведена на принципах законности, открытости и гласности и позволила с одной стороны избавиться от некомпетентных и недобросовестных сотрудников, с другой — выявить наиболее образованных, грамотных и способных сотрудников для последующего назначения их на должности с большим объемом работы.

Заключение

В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит РК, экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфические черты.

Государственный финансовый контроль распространяется на все каналы движения денежные ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.

Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.

Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. В то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.

Список использованной литературы

1. Правоохранительные органы РК: Учебник. Под ред. Д.ю.н., проф. Журсимбаева С. К. -Алматы, 2010 г.

2. Конституция РК

3. Уголовный Кодекс РК

4. Закон Р К «О борьбе с коррупцией»

5. Указ Президента от 14 августа 1996 года «О Государственном налоговом комитете РК»

6. 4 июля 2002 года Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции РК».

7. Заседание Общественного совета по вопросам противодействия коррупции и теневой экономике при Агентстве финансовой полиции от 25. 12. 2012 г.

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой