Формирование ценностных ориентаций у детей

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Педагогика


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Введение

Ценностные ориентации являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, определяя будущее жизни личности в обществе. Поэтому структура ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития и формирования выступают объектом социально-психолого-педагогического анализа. Тем более это важно для определения системы ценностей в новых социальных условиях, что позволит выделить структуру жизненных установок и на их основе определить пути формирования ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности в наши дни.

Культивирование рыночных отношений в современном обществе приводит к изменению системы ценностей как у взрослого населения, так и у детей. Идеалом человека теперь служит личность, «умеющая красиво жить без особых трудовых усилий». В связи с этим актуальным представляется изучение ценностной сферы современных детей. Наиболее интенсивно присвоение ценностей общества личностью происходит в младшем школьном возрасте.

В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников. Немаловажную роль в достижении этой цели играют уроки чтения, которые, несомненно, ориентируют ребенка в мире ценностей

Социально-философские основы развития проблемы ценностей и ценностных ориентации освещены ещё в трудах ученых эпохи Возрождения, учениях И. Канта, М. Вебера, а также нашли свое отражение в философских концепциях Вернадского В. И., Соловьева В. С., Бердяева Н. Л., раскрывающих духовно-нравственное совершенствование человека, в трудах Дробницкого О. Г. и Тугаринова В. П., отражающих фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с вопросами теории ценностей. Ряд важных теоретических выводов по вопросам структуры и содержания систем общественных и личностных ценностей, ценностных ориентаций содержат работы Ершова П. М., Здравомыслова А. Г., Золотухиной-Аболиной Е.В., М. Рокича, В. Франкла, Ядова В. А. Проблема формирования гуманистических ценностей отражена во взглядах отечественных (Адамский А.И., Аникеева Н. П., Бодалев А. А., Блонский П. П., Васильева З. И., Газман О. С., Караковский А. А., Малькова З. А., Новикова Л. И., Рогова Р. М., Стефановская Т. А. и др.) и зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс) психологов и педагогов.

Цель исследования: выявить особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников.

Объект исследования: ценностные ориентации младшего школьника

Предмет исследования: условия формирования ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: состоит в предположении, что ценностные ориентации в младшем школьном возрасте формируется на основе смысложизненных ориентаций, механизмов и стратегий.

Задачи:

* Изучение специализированной литературы.

* Выявление возможностей исследовать поставленную проблему.

* Обнаружение факторов влияющих на формирование ценностей младших школьников.

* Обосновать особенности формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.

1. Особенности воспитания ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста

ценностный школьный ребенок

1.1 Сущность ценностных ориентаций

В мировой психологии существует огромное количество работ, посвященных проблеме ценностных ориентаций.

Понятия «ценность» и «ценностная ориентация» являются предметом изучения таких дисциплин, как философия, социология, психология, педагогика.

Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология — отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно — ценностного подхода, т. е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика.

Для начала выясним сущность понятия «ценность». Существует множество определений понятия «ценность», имеющих как общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т. е. она наряду с потребностью определяет нужность цели.

Подробная характеристика дается в Философском словаре под редакцией Фролова И. Т.: «Ценности — специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений».

В трудах Тугаринова В. П. содержится следующее определение: «Ценности — суть предмета, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также — идеи и побуждения в качестве нормы, цели и идеала».

Итак, мы будем исходить из того положения, что понятие «ценность» применяется для обозначения предметов, явлений, категорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом согласно общественным приоритетам определенного этапа развития культуры.

Особенно важным, по мнению Набиулиной Н. Г., является мнение о том, что ценность существует как категория, которая отражает представления человечества о должном и во многом определяет его деяния, что и делает возможным процесс познания ценности.

Многообразие ценностей вызывает необходимость в их классификации, в делении их на группы. Это зависит от основания их деления. В современной науке существует несколько классификаций ценностей. Рассмотрим некоторые из них.

М. Рокич выделяет два класса ценностей:

терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Анисимов С.Ф. предлагает следующую классификацию:

абсолютные ценности, которые неизменно сохраняют для людей значение (жизнь, здоровье, знание, прогресс, справедливость, гуманность, духовное совершенство человека);

антиценности или псевдоценности (невежество, преждевременная смерть, болезни, голод, деградация человека и т. д.);

релятивные (относительные) ценности, которые непостоянны, изменяются в зависимости от исторических, классовых, мировоззренческих позиций (политические, идеологические, религиозные, нравственные, классовые).

Классификация ценностей Сагатовского В. Н. объединяет ценности по различным видам деятельности, вычленяя ценностно-ориентационный аспект. На этой основе выделяются следующие ценности: утилитарные; познавательные; управленческие; нравственные; эстетические; потребительские; творческие.

Необходимо отметить, что нравственные ценности Сагатовский В. Н. выделяет в особую группу.

Категория «нравственная ценность» является одним из ключевых понятий философии, социологии, педагогики и психологии. В педагогической литературе понятию «нравственные ценности» придается значение того, чем «дорожит человек, включая уже достигнутое», определяют ценности как факторы, придающие человеку стойкость, сопротивляемость, надежность. Нравственная личность обладает особого рода пружиной, которая может сжиматься под воздействием неблагоприятных обстоятельств, но не позволяет человеку гнуться и ломаться.

Нравственные ценности охватывают весь предметный мир, определяют его слагаемые с точки зрения того, приносят они пользу человеку, возвышая его гуманные начала, или же вред, препятствуя развитию в нем общественно — значимых качеств. Они являются одним из средств развития личности, методологической основой нравственного воспитания.

В педагогической литературе общечеловеческие, нравственные ценности делят на две группы:

Ценности житейского сознания, на котором бытуют морально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми. В их основе — «золотое правило нравственности». Из него вытекают нравственные ценности: доброта, порядочность, трудолюбие, скромность и т. д.

Земля — дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века, Земля людей и живой природы. Отечество — единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Семья — начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности. Труд — основа человеческого бытия. Знания. Культура. Мир. Человек. Ценности первой группы определяют взаимоотношения людей в обществе, нравственные качества личности и т. д. Ценности второй группы более высокого уровня, это те ценности, которые должны стать содержанием нравственного воспитания в настоящее время.

Ряд авторов в системе нравственных ценностных ориентаций учащихся выделяют три группы ориентаций: высшего уровня, характеризующие его представления о нравственном идеале, смысле и целях жизни; ориентации, конкретизирующие первые применительно к различным видам деятельности; ориентации на соблюдение элементарных норм повседневного поведения (этикетных норм). В основе данной классификации лежит иерархия нравственных ценностей. Ценностные ориентации морального сознания конкретизируются, расшифровываются в более частных нормах и императивах поведения, определяют их выбор. Благодаря такому месту в картине мира нравственно-ценностные ориентации направляют, содержательно организуют поведение учащихся.

В нравственных ценностях отражаются представления человека о добре и зле, счастье и горе, справедливости и несправедливости, любви и ненависти, чести и бесчестии, трудолюбии и т. д., с помощью которых человек может оценить конкретные житейские ситуации, поступки людей, свое поведение. Они фиксируют определенное отношение людей к явлениям и процессам окружающей жизни, выражающее их одобрение или осуждение.

В силу того, что ценность есть предмет потребностей человека, а таким предметом может быть вещь или идея, Сержантов В. Ф. делит ценности на две категории — материальные и духовные.

Материальные ценности — орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления. Духовные ценности есть идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные).

Ценностные отношения субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы. Как отмечает Тугаринов В. П., отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни.

Он условно делит их на три категории:

материальные ценности — техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями;

общественно-политические ценности — свобода, братство, равенство, справедливость;

духовные ценности — образование, наука, искусство.

Необходимо отметить, что при наличии столь значительного количества ценностей, составляющих все вышеупомянутые классификации и являющихся признанными всем обществом, каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием.

Направленность личности на те или иные ценности, по мнению Тугаринова В. П., составляет ее ценностные ориентации.

Итак, еще одно понятие, связанное с направленностью личности — ценностные ориентации. Некоторые ученые определяют ценностные ориентации не как ориентации на ценности, а как отношение к ценностям.

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.

Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности. Что же такое ценностные ориентации? Приведем два определения, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают содержание и функции ценностных ориентаций в жизни человека.

Ценностные ориентации — это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними. Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного проекта жизни.

В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определении, на наш взгляд, наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности. Однако нам кажется интересным и полезным и иное определение: ценностные ориентации — интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации.

В этом определении отмечается важнейшая роль ценностных ориентаций человека в качестве одного из регуляторов его поведения и деятельности.

Педагогами ценностные ориентации определяются как ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. Так, Здравомыслов А. Г. считает, что ценностные ориентации есть относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности.

Необходимо помнить, что понятие «ценностные ориентации», как и понятие «ценность», используется в различных гуманитарных науках, исследующих проблемы ценностей, каждая из которых пользуется его специфическим определением. При этом в педагогике ставится цель как уяснения особенностей понимания ценностных ориентаций в философии, психологии, социологии, так и разработки их общего определения, на которые мог бы опереться педагог-исследователь.

Система ценностных ориентации обладает сложной структурой, компоненты которой прослеживаются в конкретных видах общественных отношений: ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса.

Ценностные ориентации могут быть и отрицательными, являться источником безнравственных поступков. По мнению Водзинской В. В., ценностная ориентация есть, с одной стороны, конкретные проявления отношения личности к фактам действительности, а с другой — система фиксированных установок, регулирующих поведение в каждый данный отрезок времени.

Таким образом, в психологии ценностные ориентации рассматриваются как основа мотивации поведения индивида, его готовности сознательно реагировать в данной ситуации. Ценностные ориентации, входящие в структуру личности, выступают в форме поведения, направленности, мотивов, принципов, потребностей — составных элементов деятельности. Вместе с тем, ценностные ориентации становятся стержнем личности, обеспечивают ее устойчивость, являются фактором ее развития. Ценностная сориентированность выступает показателем зрелости личности.

В педагогической литературе проблеме ценностных ориентаций посвящены работы Ахаян Т. К., Васильевой З. И., Гудечек Я., Дуранова М. Е., Казакиной М. Г., Кирьяковой А. В., Круглова Б. С. и др. В трудах вышеупомянутых ученых трактовка ценностных ориентаций близка их пониманию в психологии. Но при этом подчеркивается особая педагогическая целесообразность специальной оценочной деятельности в коллективе, когда обсуждается ход и выполнение тех или иных воспитательных мероприятий. Такой анализ-обсуждение является основой для ценностного общения, созидания новых ценностей и распространения общепризнанных.

Для педагогов важно, что ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, в котором сходятся ее различные психологические характеристики. Кирьякова А. В. подчеркивает, что именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения.

Поэтому при изучении особенностей формирования личности прежде всего необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на процесс формирования его ценностных ориентаций.

Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что в основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нравственных, сформировавшаяся в ходе воспитания. Следовательно, воспитание у человека качеств личности означает организацию процессов осознания и принятия человеком системы существующих в обществе ценностей.

Ценностные ориентации — важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности — длительный и сложный процесс. На него оказывают влияние социальная обстановка в мире, стране, регионе, средства массовой информации, ценности малых групп (семья, друзья) и т. д. При этом важная роль в формировании ценностных ориентаций личности принадлежит образованию.

1.2 Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста

О том, насколько глубоко нежелательные изменения затрагивают современное общество, можно судить по детям.

В течение последних 10 лет мы оказались перед рядом проблем, связанных с развитием детей и молодежи.

Особенно поражает резкий рост количества «плохих поступков», под которыми мы понимаем не только шалости и непослушание, но и насилие в школах, преступления, наркомания и алкоголизм. Проявление девиантного поведения это проблема не только социологов, но и психологов, педагогов, медиков, политиков и экономистов. Это проблема всего общества.

Приходится констатировать, что в наше время агрессивность, которая формируется в детях, проявляется в форме откровенного насилия. По словам некоторых учителей средних общеобразовательных школ, проблемное поведение детей и подростков стало возникать и вне рамок школы, при этом исходит оно от тех школьников, от которых его труднее всего было ожидать. Вместе с тем, происходит чрезмерно быстрое взросление детей. Также нельзя не учитывать изменения требований к детям и подросткам. За последнее десятилетие взрослые стали предъявлять очень большие требования к детям: это усложнение обучающих программ (введение новых предметов в начальной школе), введение экзаменов, срезов и т. п.

Но мы знаем одно: формирование ценностных ориентаций у младших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства программируют наше поведение в дальнейшем, они являются установками, по которым человек выбирает свой путь.

Процесс становления культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование культуры личности — это, прежде всего воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях — мотивах и освоении знаний, умений и навыков — ценностях.

Вопросы мотивационно-ценностных отношений в деятельности и поведении были предметом анализа В. Г. Асеева, Л. А. Блохиной, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, А. Н. Пиянзина, С. Л. Рубинштейна. В этих работах рассматриваются некоторые механизмы их формирования.

Переход доминирования игровой деятельности к учебно-игровой, то есть более осознанной, формирование личностных новообразований, обусловленных повышением осознанности в деятельности, наиболее характерны для младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования ко всем сторонам психики.

На формирование ценностных ориентаций младших школьников оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К объективным отнесены материально-техническая база учебного заведения, обстоятельства ближайшего окружения, к субъективным — психофизические особенности детей, совокупность их мотивов и свойств.

Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группам, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3−4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Меняются темы и мотивы общения. Возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

Благодаря исследованиям, проведённым Ж. Пиаже, мы имеем представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Установлено, например, что в период жизни от 5 до12 лет представления ребёнка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму.

В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиях, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений. Дети-релятивисты придают повышенное значение намерениям и по намерениям судят о характере поступков. Однако при явно отрицательных следствиях совершаемых поступков младшие дети способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

Необходимо упомянуть, что известно каждому учителю. Способность размышлять о поступках, давать им оценку может и не совпадать с нравственным (или безнравственным) поведением школьника. Бойко отвечая на вопросы о том, «что такое хорошо и что такое плохо», он в то же время может совершать действия, не соответствующие этим оценкам.

На моральные суждения также значительное влияние оказывает непосредственное социальное окружение, в первую очередь семья. Более старательными, добросовестными оказываются дети из тех семей, где старшие добросовестно относятся к своему труду и стараются в доступной форме объяснить им смысл своего поведения.

В работе исследований Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Т. В. Ендовицкой доказано, что существует сложная связь между интеллектуальным развитием школьников и их возможностями в построении суждений на моральную тему. При развитой способности действовать «в уме» дети обнаруживают самостоятельность в решении моральных проблем, у них появляется независимость суждений, а также стремление к самостоятельному построению задачи на моральную тему.

Таким образом, актуальность нашего исследования оправдана необходимостью разработки условий формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников.

2. Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших школьников

Проблема формирования и развития духовно-нравственных ценностей в разные периоды являлась объектом исследований. Классики отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.) рассматривают роль и место ценностей в различных аспектах изучения свойств личности, выделяя направленность в качестве ее доминантной характеристики. Именно в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности. Поэтому психологами чаще всего используется понятие ценностные ориентации, под которыми понимают направленность личности на определенные ценности. Несмотря на то, что в научной литературе существует большое количество теоретических и практических исследований ценностей и ценностных ориентаций личности, только в последнее время делаются попытки систематизации полученных результатов (И. Бех, Р. Дилтс, Д. Леонтьев, Л. Смирнов и др.).

Классификации ценностей и формированию ценностного отношения личности посвящены педагогические работы (А.Г. Здравомыслов, В. А. Караковский, Н. Б. Крылова, Б. Т. Лихачев, Р. С. Немов, М. Рокич, Н. Е. Щуркова и др.).

В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного процесса.

З.И. Равкин убежден, что в ходе исторического развития постоянно пополняется «ценностно-мотивационный ряд, побуждающий человека к действию и приобретающий значение критерия, в свете которого судят о его поведении и деятельности». Он выделяет следующие ценности: «Человек как самоценность высшего порядка, Труд, Мир, Свобода, Справедливость, Равенство, Добро, Истина и Красота — они во взаимодействии друг с другом обозначают новый рубеж, с которого начинается отсчет в развитии гуманистической культуры всей системы ценностей»

Ю.Н. Кулюткин, М. Рокич, В. Ядов и другие различают терминальные ценности (предельные, конечные ценности-цели) и инструментальные ценности (средства). К терминальным ценностям относят: здоровье, интересную работу, счастливую семейную жизнь, творчество, любовь, познание, свободу как независимость в поступках и действиях и другие. К инструментальным ценностям относят: аккуратность, воспитанность, жизнерадостность, исполнительность, независимость, непримиримость к недостаткам в себе и в других, образованность, честность, чуткость и другие

Исследователь С. А. Артюхова, рассматривает ценности как «духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности»

По мнению Т. А. Серебряковой, «ценности представляют собой культурно-исторический опыт, накопленный обществом, и индивидуальный опыт, опыт „складывающийся“ в процессе жизнедеятельности личности», ценности «тесно взаимосвязаны с такими нравствен­ными категориями, как убеждения, отношения, ответственность и т. д.». Ученый считает, что «общественные отношения, в которые вступает человек, требуют от него соответствия целому ряду моральных, нравственных, этических нормативов, которые и находят проявление, отражение в системе ценностных ориентаций и установок»

Н.А. Асташова определяет ценности как «стержневое образование личности, системный компонент культуры, выражение потребности в человечности»

З.И. Равкин подчеркивает, что ценности жизни и деятельности подрастающего поколения должны отражать социальные, правовые и нравственные нормы общества

Как «сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам» рассматривает ценностные ориентации А. Н. Кирилова. По ее мнению, вершиной многоуровневой структуры ценностных ориентаций являются «ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности»

По Р. С. Немову ценности — это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый положительный жизненный смысл; они отвечают потребностям личности и отражаются в установках, находят выход в поступках и их мотивировке. А. Г. Здравосмыслов считает, что мир ценностей — это, прежде всего мир культуры в широком смысле слова. Это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей — тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Он относит ценности целиком к сфере духовной культуры.

Таким образом, приходим к заключению о том, что единого представления о сущности рассматриваемых понятий нет. В этой связи, остановимся на формулировке, приведенной в Большом энциклопедическом словаре под редакцией А. М. Прохорова: «ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях». «Ценностная ориентация — избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении» Ориентиром в нашем исследовании служат работы по педагогической аксиологии Е. В. Бондаревской и Н. Д. Никандрова, в которых духовно-нравственные ценности мировой культуры определены как основы социализации и воспитания; В. А. Сластенина, Г. И. Чижа­ковой, где предложена иерархия ценностей образования; В. П. Бездухова, обосновавшего роль образования в приобщении учащихся к общечеловеческим ценностям; Н. А. Асташовой, конкретизировавшей этапы формирования ценностных ориентаций у обучающихся.

Понятия «ценность» и «отношение» неотделимы друг от друга и рождают новые понятия: «ценностное отношение», «ценностные ориентации». Их осознание человеком проявляется через отношение, через сопричастность к миру природы, других людей, общества, техники, культуры, — ко всему тому, что составляет ближнее и дальнее его окружение.

Категорию «ценностное отношение» исследовали Л. И. Божович, А. Г. Здравомыслов, А. И. Самсин и другие. Психологические основания для воспитания ценностных отношений сформулированы в работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Г. Здравомыслова, Д. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко и всесторонне разработан культурно-исторический системно-деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина. Деятельностный подход строится на положении о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность. А ценностное отношение развивается путем последовательного получения знаний, формирования умений и навыков, осознания ценностей мира.

По характеру деятельности мы судим и о самой личности. Личность и ее деятельностьнаходятся в единстве. И эта взаимосвязь отражена в психологической теории личности (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, Б. Ф. Ломов и др.). Ценностное отношение отражается в мировоззрении, убеждениях, рефлексивных чертах, действиях личности, оно является сознательным компонентом структуры личности и оказывает содействие творческому освоению мира (В.Н. Мясищев, А. В. Петровский, К. К. Платонов и др.).

Вслед за советскими учеными, А. Г. Асмолов делает акцент на системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.

Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, которая поддерживается социумом.

Проблема духовно-нравственных ценностей получила свое развитие в разных отраслях научного знания и рассматривалась с различных теоретико-методологических позиций. Современные идеи зарубежной и отечественной гуманистической педагогики предполагают воспитание у ребенка позитивного отношения к себе и к миру, к ценности жизни. Ценностное отношение к жизни понимается как осознание ее значимости, восприятие ее как дара, переживания счастья от каждого дня. Это ценностное отношение порождает целый круг других ценностных отношений: к семье, к природе, к человеку, к культуре и другим общечеловеческим ценностям. Осознание ценности жизни даёт возможность понять уникальность каждого человека.

Однако, по нашему мнению, исходя из психолого-педагогических целей, наиболее интегральным является понимание ценностей, предложенное И. Д. Бехом, согласно которому, ценности — все то, что ценит личность, что является для нее значимым и важным, т. е. ее осознанные смысловые образования. Кроме того, личность — непрерывно развивающая система, соотношения между этими смысловыми образованиями нестабильные, они взаимовлияют, взаимодополняют, взаимозаменяют друг друга.

За последние несколько лет защищено значительное количество кандидатских и докторских диссертаций (Г.А. Аргунова, С. Г. Бугаев, С. Г. Гладнева, С. А. Куликова, М. Г. Резниченко, С. М. Яковлюк и др.), посвященных формированию ценностных ориентаций подрастающего поколения с помощью использования различных средств обуче­ния и воспитания, так как «проблема духовности, нравственности человека, его ценностных ориентиров считается одной из вечных проблем, порожденных самим ходом исторического развития цивилизации» — пишет Т. А. Серебрякова.

Формирование ценностных ориентаций учащихся, системы их установок и убеждений не может происходить с помощью авторитарного навязывания мнения педагога, оно должно строиться на взаимном сотрудничестве и заинтересованности общим делом. В связи с этим в работе Н. А. Асташовой рассматривается полный цикл формирования ценностных ориентаций, который включает в себя следующие этапы: предъявление ценностей воспитаннику; осознание ценностных ориентаций личностью; принятие ценностных ориентаций; реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении; закрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, т. е. в своего рода потенциальное состояние; актуализация потенциальных ценностных ориентаций, заключающихся в качествах личности педагога Важной социально-психологической особенностью младшего школьника можно считать динамичность нравственных представлений. Поэтому для принятия ценностей младшим школьником необходимо создание единого системно-деятельностного пространства для духовно-нравственного развития ребенка, важна системная организация различных видов нравственно-ориентированной деятельности в образовательном учреждении, т. е. создание воспитывающей нравственно и ценностно-ориентированной среды образовательного учреждения

Работа по воспитанию у младших школьников ценностного отношения к жизни требует особой осознанности и ответственности, владения формами деятельности и является одним из основополагающих направлений в работе современного педагога, которому дана возможность самому моделировать и реализовывать воспитательную деятельность, адекватную природе детства, национальным и культурным традициям.

Младший школьный возраст в жизни ученика является началом важного и ответственного периода развития нравственных качеств, можно говорить о создании основы ценностно-смысловой сферы личности. В сознании младшего школьника начинает формироваться система ценностей, которым он следует. Именно в шесть-семь лет процесс формирования ценностных ориентаций происходит наиболее динамично. Следует отметить, что на выбор ценностей младшими школьником и в первую очередь влияет мнение, выбор взрослого, их собственный социально-нравственный опыт, примеры из художественной литературы, кинофильмов, телепередач, мнение и выбор детского сообщества, близких друзей.

Чрезвычайно важно то, что современный процесс воспитания и социализации полисубъектен, семья и школа утратили монополию на воспитание и социализацию ребенка. На младшего школьника оказывают мощное воспитывающее и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, религиозные и общественные организации, молодежные сообщества и т. д. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Поэтому первостепенная задача педагога, родителей — не просто дать набор ценностей, а помочь ребенку их осмыслить, принять основные (общечеловеческие) как собственные жизненные регуляторы и научиться использовать их практически. По мнению Б. Братуся, ценности — осознанные, отрефлексированные самые общие смысловые образования человека, которые влияют на его жизнедеятельность, детерминируя поведение и отношение к окружающим. Для становления положительного отношения к ценностям необходим опыт их эмоционального переживания и рефлексии, потому что знание общественных норм и ценностей не является гарантией того, что человек готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни. В школе такой опыт переживания может возникнуть у учащегося в процессе взаимодействия:

с педагогом — приобретение школьником социального знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.);

с дружественной детской средой (коллективом) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

с социальными субъектами — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Организация исследования

С целью выявления особенностей формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте было найдено ряд методик, направленных на изучении различных сфер жизнедеятельности детей младшего школьного возраста.

Методика «Словарь добродетелей»

Цель: определить уровень сформированности у младших школьников этических представлений и понятий (полнота, степень существенности, мера обобщенности).

Функции: диагностическая, развивающая, коррекционная.

Организация: с детьми проводится традиционная в рамках модели «Ориентир» игра «Волшебный сундучок». Организуется она необычно: в течение трех дней дети «путешествуют» со словами-добродетелями по алфавиту от «А» до «Я» соответственно остановкам:

1. «Аккуратность — любовь».

2. «Миролюбие — сострадание».

3. «Творчество — щедрость».

На остановках учитель (экспериментатор) инструктирует детей: каждый вынимает из «волшебного сундучка» своеобразную по форме, разноцветную книжку-малышку — «словарь добродетелей», подписывает его.

На первой странице словаря выписаны все слова-добродетели, эти же слова записаны по одному на отдельной странице.

На первой остановке «Аккуратность — любовь» для проработки даются слова: аккуратность, благодарность, вежливость, верность, дисциплинированность, доброта, дружелюбие, заботливость, любовь.

По условию игры каждый ребенок должен письменно объяснить (по выбору) значения не менее пяти слов. Кроме этого, он должен сверить свое объяснение слов с эталоном — на каждой странице, где дети дают объяснение, внизу имеется запись «Сверь со словарем» и дается трактовка понятия по словарю.

После завершения работы класс делится на микрогруппы (не более 5 человек), в которых дети обмениваются мнениями, рассматривают книжки-малышки, подсчитывают общее количество объясненных слов-добродетелей и т. п.

Аналогично в игровой форме проводится работа и на следующих остановках.

На остановке «Миролюбие — сострадание» объясняются слова: миролюбие, мужество, нежность, ответственность, правдивость, скромность, совестливость, справедливость, сострадание.

Остановка «Творчество — щедрость» предполагает объяснение значений слов и выражений: творчество, трудолюбие, уважение, умение прощать, умение радоваться, целеустремленность, честность, чуткость, щедрость.

Обработка данных: осуществляется качественный анализ знаний детей.

Примечание: «Словарь добродетелей» остается у каждого ребенка в личном пользовании.

Методика «Реши задачу»

Цель: изучить отношение детей к поступкам окружающих.

Функции: диагностическая, воспитывающая.

Организация: учитель предлагает детям проанализировать ситуации, каждый должен дать краткий письменный ответ на вопрос задачи. Диагностический эксперимент организуется в несколько этапов.

Задача 1. Жил в лесу волчонок с матерью. Ушла мать на охоту. Словил волчонка человек, положил в мешок и принес в город. Посредине комнаты мешок положил. (Е. Чарушин)

Что скажете охотнику?

Задача 2. Жил в лесу волчонок со своей матерью. Ушла мать на охоту, а волчонок заблудился. Вы увидели его, и вам показалось, что мать его оставила. Ваши действия?

Задача 3. Жил в Синем лесу Волк, который никогда не загубил ни одного домашнего животного. Но один раз и ему захотелось попробовать овечьего мяса. А как подкрасться к овцам, что паслись на поле, как схватить овцу, он совсем не знал. Да и пастуха, который был при овцах, очень боялся, так как тот имел толстую палку. Врежет этой палкой по спине — все кости переломает. Но не был бы Волк волком. Если намерится что-то своровать — сворует. (З. Беспалый.)

Ваше отношение к намерению Волка?

Методика «Волшебный стул»

Цель: выявить отношение детей к поступкам одноклассников, к качествам их личности.

Функции: диагностическая, воспитывающая, коррекционная.

Организация: организуется игра «Волшебный стул» (идея Н.Е. Щурковой).

Перед игрой учитель обращает внимание ребят на то, что каждый человек хорош по-своему: один — прекрасно поет; другой — приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий — надежен в деле и т. п.

Дети делятся на группы по 4−5 человек. Один садится на «волшебный» стул, а остальные поочередно говорят только о хороших его (ее) поступках и качествах личности. Например: «Марина вежливая, потому что…», «Она добрая, так как…» и др. Подобным образом через обсуждение в микроколлективах проходят все дети.

Игра может быть организована в несколько этапов (дней), чтобы ребята не устали, не потеряли к ней интерес.

Обработка данных: делается качественный анализ результатов на основе фиксации данных (учитель избирает свободную форму записи). За основу берутся такие показатели, как умение оценивать поступки, качества одноклассников, эмоционально выражать свое отношение к их действиям и др.

Методика «Охарактеризуй»

Цель: выявить представления детей о моральных качествах человека.

Ученикам дается задание — перечислить слова, которые обозначают хорошие моральные качества человека, а затем слова, которые характеризуют плохие качества. Количество слов строго не определяется.

Обработка данных: осуществляется качественный анализ знаний детей.

Заключение

Ценностные ориентации — важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности — длительный и сложный процесс. На него оказывают влияние социальная обстановка в мире, стране, регионе, средства массовой информации, ценности малых групп (семья, друзья) и т. д. При этом важная роль в формировании ценностных ориентаций личности принадлежит образованию.

Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке — философии, социологии, психологии, педагогики.

Ценностные ориентации — одно из основных понятий, используемых при построении психологических концепций личностной регуляции поведения. В современных исследованиях они рассматриваются в контексте проблем психологической адаптации личности и процессов ее саморегуляции.

Продуктивность учащихся младших классов напрямую зависит от того, какие жизненные ценности у них преобладают. От этого зависит окружение ребёнка, его будущие ориентиры на дальнейшую взрослую жизнь.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» и как следствие продуктивности личности.

Система ценностей составляет основу отношений личности к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Являясь содержательной стороной направленности, ценности выступают основой мировоззрения и ядром мотивационно-потребностной сферы. Становление системы ценностей начинается в раннем возрасте и непосредственно связано с личностным и жизненным самоопределением человека.

Список литературы

1. Всемирная энциклопедия/ Под ред. А. А. Грицанова. — Мн., 2001.

2. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. — М.: Просвещение, 1977. -

3. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. — М., 1988.

4. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. — М., 1999.

5. Кирьякова А. В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников // Ориентация и деятельность школьников/ Под ред. Т. К. Ахаян, А. В. Кирьяковой. — М.: Педагогика, 1991.

6. Кирьякова А. В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности: Автореф. дисс… докт. пед. наук. — СПб, 1991.

7. Крэйг Г. Психология развития. — СПб. — 2000.

8. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. — M., 1992.

9. Матвеева Л. И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. — Л., 1989.

10. Набиулина Н. Г. Аксиологизация цикла психолого-педагогических дисциплин в средних специальных учебных заведениях. — Уфа, 2003. — 116 с.

11. Осипова М. П., Панасевич З. М. Школа человечности. Диагностика нравственно-этической культуры младших школьников // Начальная школа. — 2002.

12. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1987.

13. Андреева, Г. М. Психология социального познания: Учебн. Пособие / Г. М. Андреева — М.: Аспект Пресс, — 2007.

14. Правосудова И. Ю. Психология личности / И. Ю. Правосудова, У. А. Михайлович // Журнал Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. — 2009. — № 10

15. Петросян Е. Ю. Психология / Е. Ю. Петросян, Ю. И. Савченков // Журнал Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. — 2009. — № 4

16. Матвеева О. Н. Теория дошкольного образования и обучения / О. Н. Матвеева // Журнал Известия Пензенского Государственного Педагогического Университета Им. В. Г. Белинского. — 2010. — № 20

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой