Учение о географическом ландшафте

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
География


Узнать стоимость

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых"

Институт прикладной математики, информатики, био- и нанотехнологий

Кафедра биологии и экологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«Учение о географическом ландшафте»

Выполнил:

студент группы э-113

Сорокин М.А.

Проверил:

К.б.н., доцент Репкин Р. В.

Владимир 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Формирование географических представлений в древнем мире

Глава 2. Понятие о ландшафте в Средневековье

Глава 3. Развитие ландшафтных идей Нового времени

3.1 Учение о географическом ландшафте в России

3.2 Зарубежные школы ландшафтоведения

3.2.1 Немецкая школа

3.2.2 Французская школа

Глава 4. Современный этап развития учения о ландшафте

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Учение о ландшафте является стержневой проблемой физической географии. Наука с каждым днем стремительно движется вперед, и ее развитие создает благоприятную почву для появления новых идей и теорий. Возникновение любой современной науки всегда имеет исторические предпосылки. Конечно, и учение о географическом ландшафте не могло бы зародиться без определенных стадий своего исторического развития, в которых длительное время изучались и разрабатывались представления о различных компонентах природы Земли. Нередко теории и идеи, забытые много веков назад, получают сейчас свою новую жить. Этому способствует абсолютно иной, непредвзятый взгляд на проблему современного ученого. Изучение географического ландшафта всегда шло неровно, одна дискуссия сменяла другую, что вполне закономерно. Но споры ученых, освещая ландшафт с разных сторон, не удаляли, а приближали нас к познанию его существа. Это происходит и в настоящее время.

Следует учитывать, что на развитие научных, в частности географических, представлений большое влияние всегда оказывал прогресс общества, в том числе и экономический. Наука вступала с таким социально-экономическим прогрессом в тесную и весьма сложную связь, удовлетворяя потребности общества. Порой эти потребности так завышались, что ученые сталкивались с задачами, которые еще не в состоянии были решить. Поэтому учение о географическом ландшафте — это сравнительно молодая наука, являющаяся основой ландшафтоведения.

Рассмотрение исторического аспекта географии ландшафтов необходимо ученым для того, чтобы не повторить ошибки своих предшественников, избежать заблуждений прошлого. А иногда и наоборот — творческие умы ученых опережают возможности практического исполнения и реализации своих идей. В богатейшей истории развития ландшафтоведения несложно отыскать примеры обеих таких ситуаций. Вся история изучения земных ландшафтов с самых своих истоков была связана не только с пониманием компонентов природы и их взаимосвязей, но, прежде всего, и с практикой — выбором места для постройки дома, сельским и лесным хозяйством, освоением новых территорий, познанием различных геосистем суши и др.

Изучение ландшафта крайне необходимо для разработки научных основ рационального использования природных условий и ресурсов, для улучшения, преобразования и охраны природы в современном мире. Но невозможно перейти к рассмотрению учения о ландшафте без опоры на фундаментальные основы естественных наук. Поэтому целью нашей курсовой работы является рассмотрение учения о географическом ландшафте, начиная от зарождения географии в древнейших представлениях человека и до появления различных направлений и понятий учения в современности.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

С древнейших времен люди занимались практической деятельностью — рыболовством, охотой, примитивным земледелием и скотоводством. В связи с этим начинала зарождаться география. Все фактические знания человека, прежде всего, определялись характером его деятельности, окружающими природными условиями. Первобытный человек обладал умением свободно ориентироваться в пространстве и прекрасной наблюдательностью. Но такие необходимые для выживания качества сочетались с недоразвитостью мышления. Вследствие этого человек не мог правильно объяснить природные явления и процессы. Все наводнения, землетрясения, засухи и другие природные катаклизмы растолковывались магическим и божественным вмешательством. Такие представления первобытного человека передавались из поколения в поколение в виде мифов и народных сказаний, неизбежно приобретая фантастический смысл.

Древние племена выбирали для жизни наиболее подходящие места. Ими чаще всего были крупные реки, которые являлись источниками орошения и водными путями. Горы и пустыни являлись естественными и надежными границами. Так появлялись первые государства — Египет, Северная Индия, Китай и др. До наших дней сохранились письменные документы этих народов, в которых описываются природные явления, географические объекты и рассказы о дальних путешествиях. Индийские мореходы еще началу II тыс. до н.э. плавали к берегам Аравии, устью Евфрата и восточной Африке, пользуясь муссонными ветрами. Зимой они плыли на запад, летом — на восток. В эпических поэмах Индии приводится описание всей тогда известной части Земли, перечисляются все главные реки, горы и моря. В Китае уже в I тыс. до н.э. велись географические журналы, создавались трактаты, в которых описывалась вся территория государства [14, с. 104].

Древние народы не только описывали берега, горы, землю и природные явления, но и классифицировали их. Географические объекты связывали с климатическими условиями и природными явлениями. Например, землетрясения рассматривали как следствие трескания земли от засухи или после сильных дождей. Горы описывали как естественные рубежи, защищающие от природных бедствий, как источники разработки железных руд.

Географический фактор повлиял и на развитие стран Средиземноморья. Минойцы обладали целостным представлением о Вселенной. В письменных документах Древней Греции много говорится о космосе, небе, Земле, что свидетельствует о четком миропонимании и о попытке объяснить строение Вселенной естественными причинами, исходя из целостной картины мира, единого материального начала.

Природные ландшафты, обладающие большим разнообразием, оказывали большое воздействие на общественное развитие. Основные путешествия совершались с целью торговли и завоевания новых земель. Вследствие этого происходило активное изучение новых природных систем и комплексов. Общеземлеведческое направление в географии стало приобретать прикладной характер. Оно в первую очередь было подчинено нуждам навигации.

Геродот, которого по праву можно считать основоположником исторической географии, попытался воссоздать былую географическую реальность. Так, например, он справедливо считал, что дельта Нила образована отложениями этой реки в Средиземном море. Геродот также смог реконструировать береговую линию древности, тем самым, показав, что многие города, которые были когда-то портами, находятся сейчас далеко от побережья. Подобные явления он смог пронаблюдать и на других реках. Он также доказал, что ветры дуют с холодных мест в более теплые, установив связь между температурой воздуха и направления ветров.

Географические понимания древнего мира заложили прочную основу для дальнейшего изучения географии ландшафтов, которая начинается с первых познаний первобытными народами своей местности и окружения, их способностью ориентироваться, рисовать простейшие планы на камнях и т. п. Эти древнейшие воззрения стали первой ступенью для возникновения современной науки.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ О ЛАНДШАФТЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Созревание единого географического кругозора было окончательно заложено в 15−17 веках. Это время великих географических открытий, которое произвело переворот в естествознании и имело далеко идущие социально-экономические последствия. Такому развитию географической истории способствовала экономическая ситуация в Европе. В связи с нехваткой товарного продовольствия и драгоценных металлов возникала острая потребность освоения новых территорий. Торговцы хотели работать без посредников, напрямую наладив связь с соседями. Большое количество экспедиций отправлялось к берегам Африки, Индии и Восточной Азии. Вследствие этого было доказано, что Земля имеет форму шара, установлено единство Мирового океана, обнаружены зоны постоянных ветров, открыты важнейшие морские течения, установлено примерное соотношение суши и моря, появились наблюдения над высотными изменениями природы в горах.

Все важнейшие достижения этой эпохи были описаны в книге совсем еще молодого ученого из Нидерландов Бернхардуса Варениуса. Его труд «Всеобщая география» впервые увидел свет в 1650 году. Географию он определял как естественную науку о «земноводном шаре» и рассматривал ее как часть прикладной математики, пытаясь доказать практическую ценность естествознания. Варениус считал, что Землю необходимо изучать по ее отдельным частям, а не только как единое целое. Поэтому в книге ученого описываются различные явления твердой земной поверхности, рассматриваются отдельные природные системы. Так впервые от общей науки отделились ее частные направления. Бернхардус Варениус во многом обогнал своих современников и предшественников. Его труд «Всеобщая география» был самым точным и научным в то время. В последствии, по указу Петра I в 1718 году, работа Варениуса была переведена на русский язык и издана в России. 5, с. 57].

Накопив достаточные сведения о природе, и другие географы того времени стали отделять от общей науки частные направления. Но это ограничивалось только описанием свободных от домыслов фактов, собранных длительными наблюдениями. Ученые не могли дать объяснения природным системам и явлениям. Это было связано с тем, что полученных знаний все же оказалось мало для прогресса в изучении геосистем. Природа материков практически была не изучена [6, с. 74].

Со второй половины 17 века в разы приумножается интерес к изучению природы разных стран. Ученые начинают все большее внимание уделять опытному изучению материков и происходящих на них явлений. В 18 веке появляются немногочисленные, но уже по-настоящему научные географические описания. К одному из таких относится естественнонаучная монография С. П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки» с приложением двух карт. Его топографические карты стали символическим изображением земной поверхности Камчатки. В них были указанны особенности рельефа и ландшафта — болота, пески, горные системы, реки и т. п. Карты стали основами исследований Крашенинникова, став остовом в описании ландшафтов.

Во времена Петра Великого в России придавалось огромное значение практической пользе географии. В ее пропаганду внес великий вклад сподвижник Петра Великого В. Н. Татищев. Его можно справедливо считать первым ученым-географом в России. Много внимания уделял он состоянию экономики отдельных территорий. Об Астраханской провинции он писал: «Обилие ее состоит в превеликом множестве рыбы, скота, птиц и прочем, исходящем от оных, к тому неисчерпаемое множество соли; противно тому жит никаких, кроме малой части проса, и лесов, токмо по островам и низким берегам, самое малое число, а более довольствуются из верховых городов» [18, с. 51−52]. Татищев глубоко осознавал общественную значимость географии, писал большое количество трудов. Но он занимался наукой лишь урывками, совмещая ее с политическими делами. Поэтому многие его работы, содержащие ценную научную информацию, не имели четкой систематизации, а многочисленные идеи не обрели практической реализации, так и оставшись лишь проектами. Эти проекты Татищева интересовали многих географов того времени, которые пытались довести их до логического конца. Основываясь на них, особенно способствовал развитию науки в России М. В. Ломоносов. Он был прекрасным организатором и теоретиком в географии. Его представления о климате, геоморфологических процессах, почвах во многом опередили свое время.

До 19 века географические ландшафты рассматривали как однородные единицы природы. Активно изучались их естественные границы, микроклимат, биоразнообразие. Изучение ландшафтов останавливалось на описательном уровне. Фундаментальные естественные науки тогда еще не создали условий для возможного разъяснения наблюдаемых физико-географических явлений и приведения их во взаимную связь. Но они проложили следующую ступень к дальнейшему изучению географии ландшафтов.

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЛАНДШАФТНЫХ ИДЕЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ

3.1 Учение о географическом ландшафте в России

На рубеже 18−19 веков организовывалось большое число академических экспедиций с целью изучения природы и деятельности человека. Это позволяло обобщать и систематизировать отдельные виды растений, животных, почв по географическим областям. Появляются гипотезы о возникновении чернозема, составляются планомерные характеристики Прикаспийской низменности, Предкавказья, Забайкалья, Камчатки. Создаются научные общества, такие как «Московское общество естествоиспытателей», «Императорское русское географическое общество». Собранный и накопленный ими фактический материал, обобщался и систематизировался в огромные географические фонды изданий.

Быстрое развитие ландшафтоведения определилось экономическим положением общества в тот момент. В России появляются все новые отрасли промышленности, происходит разделение труда и быстрыми темпами развивается капиталистическое производство. Развитие экономики способствовало осмыслению разнообразия явлений и образований природы, изучению земельного хозяйства и составление различных карт. Для России эти вопросы были крайне актуальны. Из-за своей большой территории, она нуждалась в логичном климатическом делении и систематизации. В 1784 году профессор истории и географии Е. Ф. Зябловский предложил разделить территорию России на северную холодную, среднюю умеренную, южную теплую полосы. Через несколько лет еще была выделена четвертая полоса — Арктика. От этой классификации в дальнейшем отталкивались в своих исследованиях другие ученые-географы.

Основоположниками учения о ландшафте считается специалист-почвовед В. В. Докучаев и его ученик географ-лесовод Г. Н. Высоцкий. Особая экспедиция, организованная Докучаевым в 1892 году, имела огромный успех в географической среде. Планировалось провести небывалые по замыслу в степных условиях работы: создавать леса в виде лесных полос различной ширины в степи по водоразделам, перевалам, в местах малопригодных или вовсе непригодных для сельскохозяйственного пользования. Одной из главнейших задач экспедиции была организация опытных сельскохозяйственных полей среди лесонасаждений и на открытых участках[24]. В результате семилетних исследований Особой экспедиции были выделены качественно отличные природные территориальные единицы и разработаны планы эффективного использования природных ресурсов, учение о географическом ландшафте было поставлено на научную основу.

Число последователей Докучаева по сей день продолжает множиться. Его географический метод исследований природных процессов внес огромный вклад в развитие физической географии 20 века. Успех Докучаева был связан с его незаурядными творческими способностями, углублением в естественно-историческую концепцию. Его рекомендации по оптимизации природных комплексов активно использовались в сельском хозяйстве. Лесовод Д. Ф. Морозов, один из членов экспедиции, вспоминал, что учение Докучаева «сыграло решающую роль и внесло в мою деятельность такую радость, такой свет и дало такое нравственное удовлетворение, что я не представляю себе жизнь без основ докучаевской школы и воззрения ее на природу» [16, с. 83−88].

Высоцкий один из первых высказал важную мысль об общей особенности почв и растений — их строгой зависимости от одних и тех же факторов внешней среды, элементов жизни, как он их называл. Идея создания карт типов местопроизрастаний, перекликаясь с учением Морозова о типах насаждений, явилась руководящей в разработке метода ландшафтных исследований и создании карт природных ландшафтов [3, с. 60−61]. Для появления этого нового направления современной географии особое значение имело подмеченное Высоцким постоянное чередование, повторение одних и тех же типов местопроизрастаний: «Однохарактерные сочетания типов местопроизрастаний, связанные в один или несколько соседних территориальных массивов, составляют естественные округи (местности)». В этом высказывании заключена суть научного представления о типе местности, впервые четко сформулирована идея «географических ландшафтов», поэтому Высоцкий признается одним из основоположников современного ландшафтоведения [3, с. 9].

Развитие учения активно продолжил академик Л. С. Берг. В 1913 году он высказал мысль о том, что вся поверхность суши образована многочисленными цельными системами территориальных единиц. Он писал, что «предметом изучения для географии являются, … по моему мнению, закономерные пространственные группировки на земной поверхности, или географические аспекты (ландшафты)» [2, с. 300]. К тому же, Берг утверждал, что каждый из таких аспектов необходимо рассматривать как единое природное целое, потому что все явления, предметы и процессы географического ландшафта вступают друг с другом в тесную взаимосвязь.

В дальнейшем, стремительно развивающееся географическое направление, поддержали многие ученые, дополняя и развивая его.

Академик Б. Б. Полынов при изучении географический ландшафтов делал глубокий акцент на происхождение почв. Он является одним из первых ученых, кто смог научно обосновать критерии выделения и классификации географических ландшафтов. Ему принадлежат множество оригинальных методов их практического исследования, за которые Полынов получил государственные награды [7, с. 27].

Работы выдающегося почвоведа С. С. Неуструева внесли большой вклад в ландшафтоведение. Вместе с географом Л. И. Прасоловым он разработал принципы естественно-исторического районирования, дал образец региональной физико-географической характеристики. Главные его работы были посвящены территории Оренбуржья. Это направление в отечественном ландшафтоведении было впоследствии развито другим исследователем Ф. Н. Мильковым [22, с. 123−124]..

Одним из ярких ученых в отечественной географии 20 века стал С. В. Калесник. В качестве главного постулата он развил представление о природе как едином целом и попытался показать это единство с позиций учения о географической оболочке. Калесник впервые включил учение о географической оболочке в учебную дисциплину, и так умело, что это понятие в качестве основного объекта географии вскоре стало общепризнанным. «Ландшафт, — пишет С. В. Калесник, — реально существующий генетически однородный участок земной поверхности; он обрамлен естественными границами; обладает индивидуальными чертами, позволяющими отличить его от других ландшафтов: представляет собой не случайное, не механическое, а закономерное и внутренне взаимосвязанное сочетание компонентов и структурных особенностей; в пространстве и во времени неповторим; характеризуется территориальной целостностью; внутри себя морфологически разнороден, так как слагается из различных территориальных комплексов низшего ранга; вместе с тем однороден, так как общий стиль сочетания разнородных компонентов и структурных особенностей сохраняется в пределах ландшафта неизменным» [9, с. 3].

Как мы видим, идея о необходимости выделения на местности природных территориальных аспектов родилась в России. Представление о ландшафте рассматривался как комплекс взаимосвязанных компонентов. Эта идея была вызвана потребностями социальной практики, требованиями сельского хозяйства и подготовлена всем предшествующим ходом развития русского естествознания.

3.2 Зарубежные школы ландшафтоведения

3.2.1 Немецкая школа

Оформление географии как самостоятельной науки во всех ее направлениях, конечно, проходило не только в России. На становление теоретических основ географии 19 века большое влияние оказали два немецких географа — Александр Гумбольдт и Карл Риттер. Они, несомненно, внесли огромный вклад в поднятие современной науки на профессиональный уровень. Их огромный авторитет и слава способствовали объединению различных определенных идей и теорий исследователей в научном обществе, определил географию как самостоятельную и профессиональную науку в Германии. Под их именами в ряде стран появлялись естественнонаучные сообщества, выделялись специальные кафедры в университетах и академиях под управлением профессоров-географов.

Немецкий путешественник, географ и мыслитель Александр Гумбольдт сумел объединить в своем известнейшем сочинении «Космос» почти все, что было известно человечеству к середине 19 века о естествознании. Он был большим знатоком в различных научных отраслях, за что получил прозвище «Аристотель 20 века». Воззрения Гумбольдта стали основой почвоведения, общей физической географии и ландшафтоведения, оставив большой след в изучении климата Земли. Гумбольту принадлежат разработки метода изотермии схематической карты их распределения в Северном полушарии. Он дал классификацию распространению растений, выделив широтные и вертикальные зональности, смог систематизировать и развить экологическое направление в географии растений, предложил подробную характеристику континентального и приморского климатов, определил причины их различий и процессы формирования, проводил многочисленные исследования в области ботаники.

Карл Риттер с 1820 года являлся профессором Берлинского университета. Его самой известной и обширной работой стал труд «Землеведение». В нем ученый попытался обобщить и систематизировать собранные материалы известных географов по отдельным регионам Земли. При его жизни в свет вышло 19 томов. Они были посвящены в основном Азии и Африке. Описание регионов в его трудах отталкивалось от орографических признаков. Главным в географии Риттер считал познание взаимосвязей различных ландшафтных систем — связей между различными формами вещества на земной поверхности и изучение отдельных пространств. В своих работах и исследованиях профессор использовал, прежде всего, сравнительный метод. Только благодаря ему, по мнению Риттера, можно получить полную картину представления о ландшафтах, понять влияние природы на человечество.

Первым после Риттера профессором немецкого университета, имевшего географическое образование, был Альфред Геттнер. К тому же, он являлся последователем Риттера и смог теоретически обобщить созданную ранее хорологическую концепцию — концепцию индивидуальной действительности. После многочисленных исследований Геттнер подкрепил ее большим количеством фактического материала. Он рассматривал ландшафты как реальные, объективно существующие явления, отрицая попытки некоторых ученых полностью изолировать географию природы от социально-экономической географии. Геттнер считал, что связи между ландшафтами имеют причинно-следственную природу. К подобным системам географических объектов ученый относил и человеческое общество.

Идею Геттнера поддерживал и профессор Лейпцигского университета Фридрих Ратцель. Им была разработана антропогеографическая концепция, которая обеспечивала синтез географического описания и исторического объяснения. Ратцель был уверен в большой взаимосвязи природных факторов и поведения людей, обитающих в различных климатических условиях. Так, избыток тепла и влажности при их незначительном колебании, присущий тропикам, порождает, по Ратцелю, ослабление силы воли, упадок энергии, потребность в покое у жителей тропических стран [21, с. 36].

Особенно активное изучение ландшафтов развернулись в восточной части Германии в 60-х годах 20 века. В трудах таких ученых-географов как Э. Нееф, К. Тролль, А. Тенсли и других географов содержится большое количество теоретических обоснований ландшафтных исследований. Географическая оболочка, континенты, зоны исследуются геофизическими методами, которые позволяют высчитывать балансы лучистой энергии и воды, изучить планетарную систему циркуляции атмосферы. Ландшафтно-экологические исследования в современной Германии тесно связаны с задачами сельского хозяйства, территориальной организации, ландшафтного планирования, что в целом соответствует направленности подобных работ в других странах Западной Европы.

3.2.2 Французская школа

Основателями ландшафтоведения во Франции можно справедливо считать Элизе Реклю и Видаля де ла Блаша. Французская школа — одна из известнейших школ, одновременно признаваемая мировыми географами и практически игнорируемая отечественными исследователями. Французские географы занимаются в основном вопросом изучения географической среды как жилища человека, эстетикой ландшафта.

По мнению Э. Реклю и Блаша, между человеком и природой существует постоянное и активное взаимодействие, а взаимосвязь между почвой и человеком сформирована еще в глубокой древности и отличается своей непрерывностью. Почва является учителем человека, а человек учеником. Французские географы считают, что умелое и правильное изучение почвы может пролить свет на характер, нравы и предпочтения народа, обитающего на ней. Видаль де ла Блаш отмечал, что в тех странах, где люди селятся с незапамятных пор, эти отношения приобретают постоянный, устойчивый и непрерывный характер. Ландшафт оказывает определенное влияние на предпочтения населения.

Таким образом, культура формируется под воздействием географического фактора, и в этом Видаль де ла Блаш всецело согласен с Ратцелем, но последний, по мнению французского геополитика, явно переоценил влияние географической среды и недооценил человеческий фактор. Человек, по Видаль де ла Блашу, тоже является географическим фактором, но при этом он наделен инициативой и предприимчивостью. Подобную мысль в свое время уже высказывал Г. Спенсер, когда он разделял конкретную животную особь и человеческую, которая дискретна, то есть наделена свободой воли, и ее действия не подчиняются только природным законам. [23].

Элизе Реклю делал наибольший акцент на изучение региональных территорий — составляющих страны, создающих образ местности. В его трудах к каждому описанию страны прилагается ее «визитная карточка» — краткий обзор. Это полностью соответствует французским традициям. Но отличительной чертой становится именно уклон на региональную часть, которая ярко выражена в описании стран.

Взгляды Реклю и Блаша и создали французскую географию — страноведческую, в основном, региональной направленности, образную и «человеческую» по своему основному объекту.

ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ О ЛАНДШАФТЕ

Учение о ландшафте, имеющее предпосылки еще в древнем мире, прошло долгий путь до нашей современности. Если ранее в понятие ландшафт входило лишь описание формы определенного рельефа или группировки однородных форм, то настоящее время ландшафт имеет более обширное определение. Это закономерно повторяющиеся группировки не только форм рельефа, но и других предметов и явлений на поверхности Земли. Следует отметить, что географический ландшафт — это единая взаимосвязанная цепочка природных предметов и явлений (со своими рельефными и климатическими особенностями) с деятельностью, т. е. гармоническое целое, типически повторяющееся на протяжении данной зоны Земли.

Ландшафтоведение как современная географическая дисциплина тесно связано с экологией и геоэкологией. Оно охватывает изучение не только природных процессов и явлений, но и взаимодействие с ней человеческого общества. Рассматривает различные системные подходы и методы географического и геоэкологического познания окружающего нас мира. Учение о ландшафтной сфере Земли в настоящее время нацелено на формирование географических представлений человечества, как о единых многоуровневых природных комплексах, тесно связанных с природно-антропогенными геосистемами. Утверждение высокой ответственности людей за судьбы очеловеченной природы и жизни на Земле в целом — одна из основных мировоззренческих задач современного изучения ландшафтов. Ландшафт — это целостная группировка высшего порядка, соединяющий различные сообщества организмов, называемые биоцинозами. Но сих пор ученые не сошлись в едином мнении о границах ландшафтного пространства. Однако большинство географов останавливаются на обособлении ландшафтного пространства по наблюдаемой в нем и свойственной только ему глубочайшей интеграции всех состояний вещества, характерных для земной поверхности: абиогенного — твердого, жидкого, газообразного — и качественно совершенно особого — живого. Поэтому ландшафтное пространство занимает ту контактную позицию в географической оболочке, в которой наиболее тесно смыкаются, пронизывают друг друга, осуществляют взаимный обмен веществом и энергией литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Если первые три составляющие большей своей частью выходят далеко за пределы контактного ландшафтного пространства, то последняя, т. е. биосфера, основной своей массой сконцентрирована именно в нем.

Ландшафтное пространство облекает всю нашу планету. Современная наука определяет географический ландшафт, как большой природный «резервуар», объединяющий в себе фитоценозы и зооценозы, человека и неорганические явления — формы рельефа, климат, скопления вод, почву, которые являются производными одновременно и органического мира и неорганических частей земной коры. Изучает взаимное влияние всех отдельных компонентов такого природного «резервуара» друг на друга.

Ландшафтоведение выступает как интегрирующая концепция 21 века. К ландшафту относят не только природные компоненты, но и человека с продуктами его деятельности. Ландшафт — все, что нас окружает и системы, которые создает человек. Отношение между природой и обществом рассматривается как целостность. Ландшафт рассматривается как понятие, принадлежащее не только географии, но и значительно большему полю культуры.

В настоящее время учение о географическом ландшафте не «заморожено», а динамично развивается, благодаря расширенному арсеналу методов и разработок. Такими являются фрактальный и многомерный анализ аэрофотоснимков. Применение палеоботанических и радиоуглеродных методов может выявить временной ход развития ландшафтов. Ландшафтно-археологические методы позволяют восстанавливать антропогенную активность ландшафтов на разных этапах голоцена. Сформировывались методы математического моделирования геосистем. Созданы ландшафтные геоинформационные системы. Развиваются космические методы исследования ландшафтов Земли, продолжаются работы по рациональному природопользованию и рекреации. Большое внимание уделяется исследованиям, имеющим экологическую направленность. Ландшафтно-географические поля, формируемые антропогенными геосистемами, все чаще становятся объектами исследования. Весьма показательны в этом отношении изыскания, проводимые в нуклеарных геосистемах крупных промышленных центров и городов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

География, как учение о ландшафтах, проделала длительный путь. Еще с древних времен люди постигали искусство общения с природой, умели выведать у нее такие тайны, размышлять о которых полезно, поучительно и в наши дни. А наблюдательный талант человека выражался в умении постановок вопросов о природе, которые приходится решать не одному поколению исследователей. На любом этапе своего развития естественно-географические науки на первое место выдвигали решение проблем, связанных с интересами человека. Поэтому история ландшафтоведения непосредственно связана с общественной практикой.

Успешная реализация комплексных программ развития крупных регионов, в том числе научных разработок, связанных с проблемами устойчивого развития, или, другими словами, средосберегающей стратегии среды жизнеобеспечения человека, зависит от многих условий, в том числе от полноты знаний о прошлом территории.

В современную эпоху учение о ландшафте особенно значимо для человека. Это связано с биологическими потребностями людей, с нуждами производства, научно-технической революцией 21 века. Понимание географического ландшафта необходимо для разработки научных основ рационального использования природных условий и ресурсов, для улучшения, преобразования и охраны природы. Поэтому данное учение в ходе своего развития приобрело одновременно характер теоретической и прикладной дисциплины.

В последние десятилетия наиболее дальновидные ученые и общественные деятели осознали, что решение острейших проблем сельского, а также лесного хозяйства требует понимания взаимосвязей между компонентами природной среды и синтетического охвата природы конкретных территорий. Поэтому происходит тщательное изучение геосистем, которые в совокупности образуют жизненную среду человечества, обладают экологическим и ресурсным потенциалом. Это значит, что именно геосистемы обеспечивают все необходимые энергетические и сырьевые источники для развития производства.

Сейчас для человечества все больше возникает угроза истощения полезных природных ресурсов, бедности почв, загрязнения воды, сокращения площади лесных зон, большого количества природных катаклизмов (наводнений, пожаров, засух, оползней и т. д.). А состояние географических ландшафтов оказывает большое влияние на воспроизводство этих жизненно-важных для человека природных ресурсов. Поэтому интерес к изучению ландшафтов очень высок в современном мире. В настоящее время ученые активно ищут новые пути познания природы и решения злободневных вопросов современной технической цивилизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берг Л. С., Географические зоны Советского Союза, [т. I], 3 изд., М., 1947, т. 2, М., 1952, 511 с.

2. Берг Л. С. Очерки по истории русских географических открытий, 1946, 358с.

3. Вестник ВолГУ. Серия 11. 2011. No 2 (2). География и геоинформатика.

4. Высоцкий, Г. Н. О карте типов местопроизрастаний / Г. Н. Высоцкий // Современные вопросы русского сельского хозяйства. — СПб., 1904, 94 с.

5. Горкин А. П. География. Современная иллюстрированная энциклопедия. -- М.: Росмэн. 2006, 624 с.

6. Забелин И. М. Развитие физико-географических наук (XVII-XX вв.) / под ред. И.М. а и др. — М.: Наука, 1975. — 435 с.

7. Завалишин А. А. Краткая характеристика научной деятельности и основных трудов//Борис Борисович Полынов / со вступ. ст. А. А. Завалишина; библиогр. сост. А. П. Епифановой. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 302 с.

8. Исаченко А. Г. Основные вопросы физической географии. Л., 1953, 88 с.

9. Калесник С. В. Современное состояние учения о ландшафтах. Изд. ЛГУ, 1959., 186 с.

10. Калесник С. В., Задачи географии и полевые географические исследования, «Ученые записки Ленинградского гос. ун-та. Серия географических наук», 1940. вып. 2.

11. Калесник С. В., Учение о ландшафтах в связи с преобразованием природы в СССР, «Известия Всесоюзного географ, об-ва», 1952, т. 84 вып. 3.

12. Крупеников И. А. Л. С. Берг (1876−1950). — Кишинев: Штиинца, 1976. — 126 с.

13. Лялин С. П., Перченок Ф. Ф. Репрессированные почвоведы: записки Б. Б. Полынова о 1937 г. // Трагические судьбы: репрессированные ученые Академии наук СССР / сост., авт. предисл. И. Г. Арефьева; под ред. В. А. Кутанева. М.: Наука, 1995., 90 с.

14. Мильков Ф. Н. Физическая география: учение о ландшафте и географическая зональность. -- Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986. -- 328 с.

15. Мильков Ф. Н., Лесостепь Русской равнины. Опыт ландшафтной характеристики, М., Изд-во Академии Наук СССР, 1950. — 296 с.

16. Морозов Д. М. Природа. — 1966. — N 12.

17. Солнцев Н. А. Учение о ландшафте (избранные труды) DOC — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. — 384 с.

18. Татищев В. Н. Избранные труды по географии России, 298 с.

19. Полынов Б. Б. Географические работы. — М.: Географгиз, 1952. — 400 с.

20. Полынов Б. Б. Учение о ландшафтах // Вопр. географии. 1953. Сб. 33. 278 С. географический ландшафт представитель

21. Ратцель Фридрих. Человечество как жизненное явление на земле., 58 с.

22. А. А. Чибилев «Природа Оренбургской области. (Часть I. Физико-географический и историко-географический очерк)». Оренбургский филиал Русского географического общества. Оренбург, 1995. -- 128 с.

23. Интернет-ресурс: Орленок В. В., Курков А. А., Кучерявый П. П., Тупикин С. Н., Онлайн-учебник. История географической науки http: //uchebnik-online. com

24. Интернет-ресурс: Физическая география. http: //museum. forest. ru/eksp. html

ПоказатьСвернуть
Заполнить форму текущей работой