Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специальные мероприятия как инструмент формирования положительного имиджа организации (на примере МБУК «Центр национальных культур» г. Ноябрьск)

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Хоровое пение способствует возрождению интереса к наследию русской и мировой музыкальной культуры, способствует духовному и физическому развитию человека, несет положительные эмоции. Проект решает проблему объединения людей — через активное музицирование: преодоление дефицита мест и видов культурного досуга горожан, слабой вовлеченности в общественную жизнь молодежи и людей пенсионного возраста… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Специальные мероприятия как инструмент рекламы
    • 1. 1. Специфика и анализ специальных мероприятий в учреждениях культуры
    • 1. 2. Понятие, основные виды и этапы подготовки и проведения специальных мероприятий
  • Глава 2. Специальные мероприятия как инструмент формирования положительного имиджа организации МБУК «Центр Национальных Культур»
    • 2. 1. Характеристика МБУК «Центр Национальных Культур» и его PR- деятельности
    • 2. 2. Рекомендации по совершенствованию специальных мероприятий МБУК «Центр Национальных Культур»
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Специальные мероприятия как инструмент формирования положительного имиджа организации (на примере МБУК «Центр национальных культур» г. Ноябрьск) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вместе с тем, в сфере культуры Ноябрьска существуют проблемы по всем направлениям деятельности: театрально-зрелищной, культурно — досуговой, краеведческому делу, дополнительному художественно-эстетическому образованию детей — решение которых требует применения программно-целевого метода, позволяющего направить финансовые ресурсы для поддержки наиболее значимых направлений развития культуры. Программный метод необходим и для расширения финансовой базы учреждений культуры за счет активизации внебюджетной деятельности и повышения инвестиционной привлекательности культурных проектов. Одной из острых проблем развития сферы культуры Ноябрьска является недостаточная квалификация управленческих кадров и специалистов, в том числе в области современных технологий менеджмента и организации инновационной деятельности учреждений культуры. В МБУК «Центр национальных культур» лишь 3% основного персонала повысили уровень квалификации за 2010;2013 год: Организация культурно-досуговых мероприятий Ноябрьска, посвященных праздничным датам, несомненно требует применения специальных мероприятий, позволяющего сконцентрировать финансовые и творческие ресурсы сферы культуры Ноябрьска. 2.2 Рекомендации по совершенствованию специальных мероприятий МБУК «Центр Национальных Культур». Для формирования положительного имиджа учреждения культуры необходимо осуществлять связи с общественностью, они помогают избежать отрицательных отзывов и двусмысленностей, а также повысить качество обслуживания потребностей клиентов. При недостатке информированности, правдивости, гибкости и открытости всех участников рынка в современных условиях развития российского бизнеса культуры неизбежны сложности и неудачи, срывы переговорных процессов, заключения контрактов.

Специальные мероприятия один из важных и активно развивающихся элементов современного цивилизованного рыночного пространства, непосредственно связанного с исследованием и формированием непрерывно изменяющегося спроса и предложения на товары и услуги во всех отраслях мировой экономики, повышением эффективности производства и коммерческой деятельности, удовлетворением потребностей людей во всех сферах общественной жизни. Связи с общественностью посредством специальных мероприятий дают постоянный анализ, взаимодействующий с корректировкой действий, в котором участвуют все сотрудники учреждения. В ходе оценки результативности необходимым является определение взаимосвязи между выполненными мероприятиями муниципальной целевой программы и получением результатов, способствующих решению соответствующих задач. В оценке эффективности деятельности основное внимание уделяется показателям конечных результатов. Для организации этой работы изданы приказы, в соответствии с которыми для каждого из подведомственных учреждений, в том числе и МБУК «Центр национальных культур», утверждены показатели деятельности в соответствии с докладом о результатах и основных направлениях деятельности Управления. МБУК «Центр национальных культур» разработаны аналитические программы с указанием целей, задач и показателей деятельности. В указанных программах расширен перечень показателей деятельности подведомственных учреждений, что позволит более многоаспектно осуществлять оценку эффективности их деятельности. Создание положительного имиджа и высокой репутации учреждения культуры обычно происходит в процессе длительной и сложной кампании. Приступая к ней, следует найти словесное выражение, дать формулировку, определение, которые затем будут подкрепляться средствами паблик рилейшенз.

Сам же процесс формулирования и формирования имиджа в свою очередь способствует выработке всей философии учреждения. Первостепенным условием формирования имиджа и его основой является, конечно, существо самой организации, ее активность на рынке предлагаемых услуг. Реализация специальных мероприятий предполагает: — развитие традиционной праздничной народной культуры;

— формирование городского патриотизма;

— обеспечение социокультурных связей между поколениями;

— предоставление возможностей для реализации культурного потенциала людям разных национальностей;

— защиту культурных интересов детей, молодежи, пенсионеров и иных малообеспеченных слоев населения. Основная задача специальных мероприятий — это влияние на общественное мнение, оптимизация человеческих отношений, налаживание общения между людьми, организаций для выявления общих представлений, общих интересов в достижении взаимопонимания, которое основано на реальном знании и информированности. Для эффективного осуществления подобной деятельностинеобходимо довольно большое количество элементов — анализ, исследование, постановка задачи, разработка программ, практические операции по достижению целей, оценка результатов. Если учреждение культуры не занимается формированием имиджа (строительством управляемого имиджа), то имидж формируется клиентами, партнерами, конкурентами, т. е. процесс приобретает стихийный спонтанный характер, следовательно, не подчинен руководству культурного учреждения. Позиционирование направлено на выделение объекта и предусматривает деятельность по его узнаваемости и доступности для окружающих. Предлагаем реализовать три проекта специальных мероприятий по формированию имиджа МБУК «Центр национальных культур"Описание проекта «Организация интеллектуальных десантов «Диалоги о сокровенном» в средние образовательные школы г. Ноябрьск». Цели и задачи проекта: Организация встреч школьников с известными людьми города с целью воспитания духовности, патриотизма, гражданственности; приобщения к прекрасному: к культуре, искусству, литературе; развитие дружественных связей между поколениями. Работа таких десантов заключается в том, что видные представители творческой интеллигенции знакомят школьников и студентов с историей города, с интересными вехами становления и развития нашей республики, с творчеством писателей, поэтов, артистов, художников. Проект решает проблемы:

дефицита общения детей с интересными и знаменитыми людьми, известными не только в нашей республике, но и за ее пределами. Организация таких встреч носит познавательный эффект и влияет на духовное развитие и гражданское становление личности, в некоторой степени влияет на выбор профессии. Значимость проекта: Долговременность проекта (с 2013 года по 2016 год, предусматривается его дальнейшее продолжение). Роль просветительской миссии творческой интеллигенции города среди школьников велика, невозможно измерить уровень воздействия на умы, души, чувства детей эмоциональных рассказов интересных людей, являющихся гордостью республики, известных за ее пределами. Интеллектуальные десанты «Диалоги о сокровенном» — это встречи школьников 6−11 классов со знаменитыми людьми г. Ноябрьска и области: писателями, поэтами, учеными, краеведами, журналистами, художниками, музыкантами, просто с интересными людьми. В интеллектуальных десантах участвуют представители Республиканского общества краеведов, Союза писателей, художников, творческая элита города, представители Администрации города. Все финансовые затраты, связанные с выездами в школы города и республики, МБУК «Центр национальных культур» берет на себя (бензин, микроавтобус).Участники интеллектуальных десантов «Диалоги о сокровенном», в том числе и сотрудники МБУК «Центр национальных культур», принимают участие в «десантах» на добровольной и бесплатной основе по личной договоренности Ени Т. Ю. с каждым. Такое удается осуществлять благодаря социальному партнерству МБУК «Центр национальных культур» с местным сообществом, творческой элитой столицы, а также благодаря высокому имиджу и статусу МБУК «Центр национальных культур» в городе, у которой большой круг друзей и единомышленников. Многие мероприятия в МБУК «Центр национальных культур» проходят при участии поэтов, писателей, журналистов, художников, представителей Администрации города.

У участников накоплен большой по общению с детской аудиторией. Не только школьники, но и сами выступающие получат заряд бодрости и положительные эмоции от таких встреч, так как встречи будут проходить празднично и торжественно. Планируется выезд в школы сразу несколько знаменитых людей. С 2013 года к участию в «десантах» планируется привлечь более 75 человек из Республиканского общества краеведов, Союза писателей, художников, творческой элиты города. Будут собраны отзывы детей и преподавателей. Отражение В СМИ и на сайтах. Так же на базе МБУК «Центр национальных культур» планируется реализовать ряд специальных мероприятий под эгидой проекта «Народная хоровая академия». Так как в МБУК «Центр национальных культур» действует народный украинский хор и имеет широкую популярность предлагаем открыть хоровые кружки для всех желающих. Проблема духовного развития человека как никогда актуальна в наше время. В современном мире так не хватает добрых дел, слов, мыслей.

Хоровое пение способствует возрождению интереса к наследию русской и мировой музыкальной культуры, способствует духовному и физическому развитию человека, несет положительные эмоции. Проект решает проблему объединения людей — через активное музицирование: преодоление дефицита мест и видов культурного досуга горожан, слабой вовлеченности в общественную жизнь молодежи и людей пенсионного возраста, вклад в формирующуюся культурную историю города (город относится к молодым промышленным моногородам). В городе очень мало культурно-досуговых мест, которые предлагают бесплатные услуги для горожан, а доступные музыкальные кружки или проекты для не профессиональных исполнителей вообще не представлены, с каждым годом увеличивается отток интеллектуальной и креативной молодежи. Проект направлен на преодоление этих тенденций. Цели проекта: Развитие социальной и культурной жизни города, патриотическое и духовное развитие населения, популяризация исполнительского искусства, повышение социальной активности слабо защищенных слоев общества. В проекте поставлены задачи развития совместного хорового музицирования любителей музыки и профессиональных музыкантов и доведение его концертного исполнения. Организаторы проекта МБУК «Центр национальных культур», который предоставит репетиционную базу, организационные и творческие ресурсы: менеджер проекта, хормейстер, аранжировщик, солисты, концертмейстер, симфонический, джазовый оркестры и оркестр русских народных инструментов. Также были привлечены партнеры: ЗАО КБ «ФИА-БАНК», благодаря поддержке которого этот уникальный проект станет бесплатным для его участников. Технология проекта: разработаны и выпущены 350 абонементов, включающих в себя заявку на участие, анкетные данные, сведения о музыкальном опыте участников, их музыкальные предпочтения.

ФИА-БАНК выкупил все абонементы, и они были бесплатно раздавались участникам проекта. Приглашенный хормейстер совместно с дирижерами оркестров составят репертуар и план занятий. Сразу стало понятно, что проект перерастет заданные рамки, и вместо пяти запланированных занятий необходимо провести больше, которые в дальнейшем завершаться концертными выступлениями: — 9 мая, в День Победы, на площади перед филармонией, будут исполнены песни военной тематики в сопровождении оркестра русских народных инструментов и джазового оркестра;

— 31 августа, в День города, в центральном парке г. Ноябрьска- в сопровождении джазового оркестра будут исполнены песни о городе, лирические песни. В первой фазе проекта будет преобладать в основном песенный репертуар. Чтобы достигнуть ожидаемого эффекта от данного мероприятия необходимо решить следующие задачи. Разработать рекламно-информационные материалы по поводу данного проекта. Распределить рекламные материалы по каналам и носителям, пользующимся спросом у представителей целевых групп.

Обязательным является проведение анализа эффективности выбранных каналов и носителей и выявление качества и сущности сформированного образа фирмы в глазах целевых групп и партнеров. Так же необходимаразработка и внедрение системы эмоционального удержания клиентов, внедрение системы постоянного мониторинга жалоб и предложений клиентов. При реализации данного проекта специальных мероприятий учреждение достигнет желаемого повышения имиджа в различных слоях общества. И третьим проектом специальных мероприятий предлагается проведение благотворительного концерта для детей-инвалидов"Гармоничное развитие". Подготовка концерта включает этапы: приглашение, уточнение состава гостей, встреча гостей, проведение концерта, угощение, культурно-развлекательная программа для детей, фото-, видеосъемка, вручение подарков. Благотворительный концерт можно провести в День защиты детей 1 июня. Каков ожидаемый положительный эффект от благотворительного концерта: привлечет вниманиепрессы, обеспечивая хорошее внимание паблисити учреждения, к его имиджу; создаст новостной повод, МБУК «Центр национальных культур» предстанет поставщиком «хороших новостей»; создаст условия управления новостями и коммуникационного менеджмента (PR); будет способствовать формированию и развитию корпоративной культуры, традициям и ритуалам; формирует и продвигает привлекательный имидж МБУК «Центр национальных культур» как предприятия культурного сервиса и его руководителей. Планируется широкий масштаб коммуникации с привлечением к реализуемому проекту прессы: городских и местных краевых печатных СМИ, телевидения. Данный проект обладает высокой степенью значимости для семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, для их адаптации и полноценной социализации в обществе. Однако в программе данного специального мероприятия не учтена важность использования рекламной технологии по продвижению основных идей проекта. Помимо предложенных в программе проекта мероприятий, необходим комплекс технологических приемов по «сближению» социума и целевой аудитории проекта «Гармоничное развитие» — семей с детьми с отклонениями в развитии.

Суть данного комплекса по связям с общественностью состоит в создании условий для благоприятной социализации детей с отклонениями в развитии и их семей, содействии реализации равных прав и свобод таких детей в обществе средствами рекламной технологии. Целью рекламной деятельности в контексте проекта является вовлечение аудитории в решение проблемы социализации семей с детьми с отклонениями в развитии. Для достижения цели необходимо дополнить программу мероприятий в соответствии с основными принципами продвижения социально-значимого проекта. Учитывая принципузнавания и напоминания, применим форму социальной рекламы для популяризации, освещенной в проекте проблемы. Дляпродвижения основной идеи проекта данная форма является наиболее действенной. В основе рекламного материала будет разработан логотип и лозунг проекта. Распространение рекламной информации планируется в виде стикеров, размещенных в общественном транспорте, рядом со значком «Места для инвалидов», а также на лобовом стекле автомобилей, в местах общественного питания (кофейни, кафе, студенческие и школьные столовые).

Таким образом, узнаваемость приобретает идея, лозунг и сам проект. Адресность и дифференцированность сообщениятакже учтена исполнителем. Социальная реклама предназначена для детей, подростков, молодежи и людей среднего возраста. Дети лишь начинают познавать социальную реальность, и социальная реклама призвана формировать их нравственные ценности. Подростки и молодежь могут проявить себя в качестве волонтеров, принимая непосредственное участие в мероприятиях основной программы проекта, или содействуя продвижению основных идей проекта внутри своих субкультур. Люди среднего возраста являются родителями маленьких детей и школьников и доносят до них основную информацию о верной поведенческой модели в обществе. К тому же инициативные состоявшиеся личности могут оказать материальную поддержку социальному проекту. Принцип интерактивностиположен в основу мероприятий в рамках рекламной кампании. В МБУК «Центр национальных культур"планируется организация благотворительного вечера для детей с ограниченными возможностями и детейинвалидов.

Участие в нем могут принять дети и их родители Ноябрьска и области. Зрители в ходе мероприятия могут отметить для себя лучших, и, в знак благодарности в конце мероприятия, вручить логотип проекта любому участнику вечера. В школах и ссузах края организуются кинолектории — групповые просмотры документальных фильмов о детях с ограниченными возможностями. Среди них: «Мальчик из Армавира» из цикла «Необыкновенные вундеркинды» (государственный интернет-канал «Россия»), «Хрустальный мальчик», «Дети коридоров» А. Лошака из цикла передач «Профессия репортер» (телекомпания НТВ), «Вера. Надежда. Любовь» и др. По окончании фильма проводится обсуждение просмотренного материала под руководством опытных психологов и социальных работников края. Для работы с детьми-инвалидами на дому, к участию в проекте приглашаются волонтеры. Их в проект можно также привлечь средствами рекламы.

В школах края и города, а также в специализированных ссузах и вузах размещаются объявления о наборе инициативных молодых людей для участия в программе «Гармоничное развитие». Акцент делается на вкладе в общественно-полезное гуманное дело, принимая участие в котором молодой человек вовлекается в мир добрых дел. Создаются группы по интересам в социальных сетях, куда приглашаются все желающие. Планируется широкий масштаб коммуникации с привлечением к реализуемому проекту прессы: городских и местных краевых печатных СМИ, телевидения. Возможно сотрудничество с коммерческими организациями в ходе реализации проекта «Гармоничное развитие». Это может быть взаимовыгодное предложение от банков и организаторов сетей магазинов. Можно выступить с предложением покрытия части расходов на рекламные стикеры, взамен на размещение их брендов на площади логотипа проекта. Таким образом, взятое за основу специальное мероприятие «Гармоничное развитие» — благотворительный концерт для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями дополнен комплексом мероприятий в соответствии с технологией рекламы по продвижению и улучшению имиджа МБУК «Центр национальных культур».

Мероприятия организованы в соответствии с принципами рекламной деятельности по продвижению специальных мероприятий. Средства на выпуск рекламной продукции планируется получить на взаимовыгодных условиях из коммерческих структур. В конце года целесообразным будет монтирование короткометражного фильмао деятельности МБУК «Центр национальных культур», вставить в него фотографии с проведенных мероприятий, само видео и донести до общественности через телевидение, как отчет о проделанной работе за год. Также в фильм включить не много истории МБУК «Центр национальных культур», чтобы у людей в подсознании осталось как можно больше положительного впечатления оборганизации. Именно специальные мероприятия с целью формирования положительного имиджа служит важным инструментом продвижения предприятия, занимающегося оказанием культурных услуг. Создание положительного имиджа МБУК «Центр национальных культур» является одной из стратегических целей его деятельности. Имидж клуба должен обладать рядом особенностей: — учреждение должно оказывать услуги в соответствии со потребностями посетителей; - учреждение должно быть более привлекательной по сравнению с конкурентами в глазах потенциальных клиентов; - персонал учреждения должен уметь воздействовать на сознание, эмоции и поступки как отдельного человека, так и группы посетителей.

Средством формирования имиджа предприятия является фирменный стиль проведения специальных мероприятий. В ходе анализа МБУК «Центр национальных культур» и специфики проведения специальных мероприятий были даны рекомендации по улучшению эффективности проведения подобных мероприятий, для улучшения имиджа учреждения. В основе культурного сервиса лежит удовлетворение социально-культурных потребностей, которые имеют всеобщий характер, хотя и неодинаково выражены у каждого отдельного человека, объединения людей или социальных групп. Роль сферы культурных услуг в развитии общества неоднозначна, но без ее определения в осуществлении государственной политики не может быть обеспечен социальный прогресс. Заключение

Эффективность работы и привлекательность для потребителя услуг учреждений культуры, будь это Дворец Культуры, школа искусств или библиотека, зависит не только от количества предоставляемых услуг, но и от имиджа самой организации, её репутации. По-мнению министра культуры Владимира Мединского: «Культура — это цели, ценности и картина мира, мне бы хотелось, чтобы культура стала общей, с одними целями и ценностями, потому что только вместе мы сможем сделать нашу страну самой удобной для жизни, при всем ее былом, нынешнем и будущем величии». [ 11] Вот именно с помощью этих целей и ценностей, объединяющих разнонациональную Россию, мы будем формировать сильный имидж культурного учреждения. Мединский В. В. так же отметил, что культура — это колоссальное конкурентное преимущество (здесь имеется ввиду: сравнение РФ с другими государствами), образование в сфере культуры уникально. Нужно отрасль модернизировать.

[ 12] Исходя их этого высказывания будем опираться на: во-первых, образование в сфере культуры УНИКАЛЬНО и во-вторых, культура может быть КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ. Сегодня впервые российская интеллигенция обрела подлинную свободу творчества, политическую независимость, способность к самовыражению, учитывая сложное финансовое положение культурной сферы, происходит коммерциализация культуры, и немалая заслуга в этом как раз в развитии PR-бизнеса в данной сфере. Ценности культуры подразделяются на духовные и материальные. Духовные включают в себя всё, что связано с творчеством человека или нескольких людей, то, что передаётся из поколения в поколение — это обычаи, традиции, памятники, языки, диалекты, говоры, искусство и т. д. Здесь имеется ввидусами знания. Через средства массовой коммуникации духовные ценности могут передаваться всем без исключения. Если раньше всё передавалось из уст в уста, как правило, какого-либо узкого круга людей, то с появлением СМК духовные ценности стали расширять круг знающих. Если говорить о материальных ценностях, нельзя не отметить, что это практическая деятельность, отвечающая на вопрос: не «Как сделать?», а «Что сделано?». При помощи средств массовой коммуникации будет распространено вот это самое «Что сделано». Правда, материальные ценности не так долговечны, как духовные. Так же подразделяются ценности по структуре ценности подразделяются на внутренние, составляющие ядро культуры, и периферийные; по модальности — на позитивные и негативные; по содержанию — религиозные, моральные, эстетические, экономические, социальные, политические. В основе культурного сервиса лежит удовлетворение социально-культурных потребностей, которые имеют всеобщий характер, хотя и неодинаково выражены у каждого отдельного человека, объединения людей или социальных групп.

Роль сферы культурных услуг в развитии общества неоднозначна, но без ее определения в осуществлении государственной политики не может быть обеспечен социальный прогресс. Сфера услуг принимает участие в создании благ (изготовление предметов потребления по индивидуальным заказам, восстановление потребительских свойств). Основная масса учреждений сферы культурного сервиса относится к малому бизнесу и использует его преимущества на узко локальном рынке услуг, обладая высокой способностью быстро реагировать на изменяющийся спрос потребителей на услуги. Примером активной роли культурных услуг служит функционирование сферы культурного отдыха и развлечений. Сфера культурных услуг влияет на рациональное использование свободного времени человека, времени для его развития как личности, семьянина, гражданина. В настоящее время существует множество предприятий, занятых в организации и проведении специальных мероприятий. Совокупность предприятий, занятых организацией культурного досуга людей относят к сфере культурного сервиса наряду с образованием, здравоохранением, физкультурой, спортом вне зависимости от форм собственности и образует современную инфраструктуру развлечений. В первой главе выпускной квалификационной работы были проанализированы специальные мероприятия как средство улучшения имиджа предприятий культурного сервиса.

Проанализированы этапы подготовки и проведения специальных мероприятий. Во второй главе выпускной квалификационной работы на примере МБУК «Центр национальных культур» рассмотрена специфика проведения специального мероприятия и даны рекомендации по совершенствованию специальных мероприятий в МБУК «Центр национальных культур». На реализацию предоставлены два проекта мероприятий, которые помогут укрепить положительный имидж МБУК «Центр национальных культур» среди населения г. Ноябрьск. За годы деятельности в Ноябоьске

МБУК «Центр национальных культур», он занял устойчивую позицию в культурной сфере города в рамках культурного сервиса. МБУК «Центр национальных культур» занимает выгодное месторасположение, по ряду критериев выгодно отличается от своих ближайших конкурентов. МБУК «Центр национальных культур» это приятное место для проведения культурного досуга, занятий по интересам, различных кружков и центров досуга. На территории МБУК «Центр национальных культур» есть возможность проведения банкетов крупных организаций города и массовых презентаций.

МБУК «Центр национальных культур» лидер Ноябрьска по проведению в городе специальных мероприятий начиная от концертов, приуроченных кразличного рода праздникам и заканчивая камерными узконаправленными мероприятиями. Главная особенность МБУК «Центр национальных культур» — любой желающий может почувствовать себя настоящим артистом — профессиональное оборудование, свет и сцена дают неизгладимые ощущения. В МБУК «Центр национальных культур"строго соблюдаются корпоративные правила, внутри коллектива налажены дружественные отношения. Именно специальные мероприятия с целью формирования положительного имиджа служат важным инструментом продвижения предприятия, занимающегося организацией культурных услуг. Поддержание высокого положительного имиджа МБУК «Центр национальных культур» является одной из стратегических целей его деятельности. Для поддержания положительного устойчивого имиджа МБУК «Центр национальных культур» предлагается система специальных мероприятий, которые будут способствовать совершенствованию (обновлению) имиджа данного предприятия культурного сервиса. В качестве рекомендаций предлагается разработать планспециальных мероприятий по проведениювстреч учащихся школ Ноябрьска со знаменитыми людьми города и области, а также организовать на базе действующего хора певческие вечера для желающих.

Хорошее настроение, увлекательные конкурсы, любимые мелодии, интересные встречи и массу незабываемых впечатлений и информации все это организует и выполнит для жителей Ноябрьска МБУК «Центр национальных культур». Список использованной литературырекламный социальный продвижение культура

Абельмас Н. В. Универсальный справочник по Паблик Рилейшнз / Н. В. Абельмас. — Ростов-на-Дону: Феникс; 2008. — 96 с. Азарова Л. В. Организация ПР-кампаний: учебн. пособие / Л. В. Азарова, К. А. Иванова, И. П. Яковлев. ;

СПб.: Изд-во СПбГЭТУ ЛЭТИ, 2000. — 67 с. Алексанова, Ж. А. Планирование деятельности учреждений кульутры // Справочник руководителя учреждения культуры, 2010. — № 3. — С. 5−12Алексеева Е. Г. Влияние через социальные сети / Е. Г. Алексеева. ;

М: Фокус-Медиа, 2010. — 200 с. Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров: учебник / И. В. Алешина. ;

М.: ЭКМОС, 2006. — 408 с. Барежев В. А. Организация и проведение PR-кампаний / В. А. Барежев, А. А. Малькевич. — СПб.: Питер, 2010. — 176 с. Басов, М. А. Педагогические условия воздействия социальной рекламы на позиционирование деятельности учреждений культуры в молодежной среде: автореферат дис.

… канд. пед. наук.:

13.00. 05 / М. А. Басов; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2010. — 25 с. Белов А. А. Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие.

— СПб.: Северо-Запад, 2005. — 208 с. Биндиченко Е. В. Комплексный подход к формированию сферы сервиса в современной России // Вестник Башкирского университета. 2012. Т.

17. № 1. С. 602−605.Борисова Н. В., Вандяк, Р. Н. Организация рекламной деятельности в учреждениях культуры // Ориентиры кульурнойполитики:

информ. вып. № 7. — М., 2009. — С. 32−41Блэк С.

Введение

в паблик рилейшнз. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -318 с. Бровко С. Л. PR: современные технологии: учеб.

пособие / С. Л. Бровко. — СПб.: ИВЭСЭП, 2008. — 262 с. Варакута С. А. Связи с общественностью / С. А. Варакута: учебное пособие.

— М.: ИНФРА-М, 2009. — 207с. Велединский В. Г. Социально-культурный сервис: эволюция понятия в контексте сервисологии // Мир человека. 2008. Т.

8. № 4.Викентьев И. Л. Приемы рекламы и PublicRelations. Программы-консультанты: 400 примеров, 200 учебных задач и 20 практических приложений / И. Л. Викентьев. — СПб.: Бизнес-Пресса, 2007. — 408 с. Грачев А. С. PR-служба компании: Практическое пособие / А. С. Грачев, С. А. Грачева, Е. Г. Спирина. — М.: Дашков и Ко, 2009

Джефкинс Ф. Паблик рилейшнз: учебное пособие / Ф. Джефкинс, Д. Ядин; пер. с англ. под ред. Б. Л. Еремина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 348 с.

Душкина М.Р. PR и продвижение в маркетинге. Коммуникации и воздействие, технологии и психология: учеб.

пособие / М. Р. Душкина. — Спб.: Питер, 2010. ;

560 сЕлина, Г. Маркетинг даст нам прочную основу / Г. Елина // Клуб. — 2012. -№

1. — С. 12−13Капитонов Э.А., Капитонов А. Э. Корпоративная культура и PR: учеб.

пособие. М.: Ростов н/Д, 2003

Касьянов Ю.В. PR-кампания своими силами: монография / Ю. В. Касьянов. — СПб.: Питер, 2009. — 186 с. Катлип С. М. Паблик рилейшнз. Теория и практика: учеб.

пособие / С. М. Катлип, А. Х. Сентер, Г. М. Брум. — М. и др.; пер. с англ. — СПб.: Вильямс, 2008. — 613 с. Кальберт, Франсуа.

Маркетинг культуры и искусства. / Ф. Кальберт; пер. с англ. Л.

Молчановой. — М.:АРТПресс, 2009

Козлова, Т. Технологии позиционирования учреждения культуры / Т. Козлова // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2009. — №

11. — С. 65−73Козлова, Т.В. PR-деятельность учреждения культуры.

Реализация и оценка эффективности PR-кампании / Т. В. Козлова // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2007. — №

2. — С. 42−49Козловский, В. «Художественный продукт» как двигатель торговли / В. Козловский // Клуб. — 2010. — №

11. — С. 20−21Коньков М. А. Ценностные ориентации рекламной деятельности учреждений культуры:

автрефератдис. … канд. философ.

наук: 24.

00.01 / М. А. Коньков; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2006. -

21 с. Кошелюк М. Эффективное PR-мышление / М. Кошелюк. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. ;

216 c. Кривоносов А. Д. Основы теории связей с общественностью / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А. Шишкина. — М.: Питер, 2011

Лорд, Б., Лорд, Г. Менеджмент в учреждениях культуры / Пер. с англ. Э. Н. Гусинского, Ю. И. Турчаниновой; Под ред. А. Б. Голубовского. — М.: Логос, 2012

Марков, А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: учеб.

пособие / С. Петерб. гос. ун-т профсоюзов. — СПб., 2010

Менеджмент и маркетинг культуры: учеб.

пособие / С. Петерб. гос. ун-т культуры и искусств; под общ. ред. И. М. Болотникова. — СПб.:Изд-во

СПбГУКИ, 2009. — 544 с. Морозова, Е. Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы: Учеб.

пособие / Е. Я. Морозова, Е. Д. Тихонова. — СПб.:Изд-во Михайлова В. А., 2012. — 318 с. Николайшвили, Г. Г. Социальная реклама: теория и практика: учеб.

пособие для студентов вузов / Г. Г. Николайшвили. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 191 с. Новикова Г. Н. Технологии арт-менеджмента: учеб пособие / Г. Н. Новикова; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М.: МГУКИ, 2010. — 178 с. Пименов, П. А. Основы рекламы: учеб.

пособие / П. А. Пименов. — М.:Гардарики, 2009. — 399 с. Пожарский, А. А. Педагогическое обеспечение процессов формирования профессиональной компетенции специалистов рекламы в вузах и учреждениях культуры: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.

00.05 / А. А. Пожарский;

Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2010. — 24 с. Проблемы культуры XXI век: сборник научных статей в 2 ч.

Ч. 1. — 2 / Моск. гос. ун-т культуры и искусств; ред.

Т.Г. Киселева, В. И. Черниченко, Н. Н. Ярошенко. — М.: МГУКИ, 2012. — Вып.1Ромат, Е. В. Реклама: учебник для вузов. 7-е изд.

/ Е. В. Ромат. — СПб.:Питер, 2008. -

512 с. Семухин, А. Пять составных частей успеха / А. Семухин // Праздник. — 2012. -№

3. — С. 14−15Сербиновский Б. Ю. Маркетинг: учебник / Б. Ю. Сербиновский, С. В. Захаров, В. И. Павленко. — Ростов на Дону: Феникс, 2009.

— 368 с. Стальная В. Вопросы классификации в индустрии развлечений // Практический маркетинг. 2008. № 9. С. 17−22.Старикова Ю. А. Связи с общественностью (Паблик рилейшнз).

Конспект лекций / Ю. А. Старикова. — М.: А-Приор, 2010. — 96 с. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. Практикум: учеб.

пособие / кол. Авторов; под ред. Т. Д. Бурменко.

М.: КНОРУС, 2010

Тезисы XXXIII научно-практической конференции студентов: сб. тезисов / Перм. гос. ин-т искусства и культуры; отв. ред. Е. М. Березина. -

Пермь, 2008. — 316 с. Тульчинский Г. Л. ПР в сфере культуры: учеб пособие. СПб., 2011

Чаган, Н. Г. Реклама в социокультурном пространстве: традиции и современность // социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. — М., 2006. — С.

69−80Чаботарев, А. М. Проблемы социально-культурной рекламы в современных условиях рынка // Проблемы адаптации социально-культурной сферы к рыночной модели хозяйства. — Челябинск, 2006. — С. 105−107Черняк, Е.Ф. Организационно-педагогические условия оптимизации технологического процесса функционирования связей с общественностью учреждений культуры малых городов: автореферат дис. …канд. пед. наук: 13.

00.05 / Е. Ф. Черняк; Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2009. — 25 с. Шахурин, В. Г. Панкратов, Ф.Г., Баженов Ю. К., Серегина Т. К. Рекламная деятельность / В. Г. Шахурин и др. / Рекламная деятельность. -

М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». — 2010. — 119 с. Шекова, Е. Л. Маркетинговое исследование рынка культурных услуг в России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом.

— № 6. — 2012. — С. 12−15Шекова, Е. Л. Оценка эффективности коммерческой деятельности в учреждениях культуры: электронный документ. — (www.cfin.ru). Проверено 20.

12.2013

Щарцева, С. В. Управление культурой на муниципальном уровне: организация сети учреждений культуры в условиях реформы местного самоуправления / С. В. Щарцева, А. Г. Пономарева // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2009. — № 6. — С. 8−16Электронный ресурс. Режим доступа:

http://marketopedia.ru/33-marketingovaya-strategiya.htmlЭлектронный ресурс. Режим доступа:

http://www.iteam.ru/publications/marketing/section28/article_2057/Электронный ресурс. Режим доступа:

http://www.crm-on-demand.ru/articles/detail.php?ID=1194

Электронный ресурс. Режим доступа

http://www.kelis.ru/marketing.aspЭлектронный ресурс. Режим доступа:

http://marketolog.biz/index.php?pid=50Электронный ресурс. Режим доступа:

http://www.alleng.ru/d/manag/man122.htmПриложения

Приложение 1Транскрипт экспертного интервью

Беседа проводилась с директором МБУК «Центр национальных культур"Ени Татьяна Юрьевна непосредственно в самом клубе, в привычной обстановке в сентябре 2013 г. Вопрос: Добрый день, Татьяна Юрьевна, МБУК «Центр национальных культур» пользуется большой популярностью в нашем городе. Как вам удается сохранить интерес к учреждению культуры? Ответ: Ситуация на рынке постоянно меняется. Меняется мода и предпочтения людей, появляется новая техника, новое медиа-оборудование, новые тенденции и культурные предпочтения. Все это заставляет каждого директора культурного учреждения держать руку на пульсе, подстраиваться и предвосхищать изменения и постоянно заниматься продвижением своего предприятия. Все меняется, меняется и МБУК «Центр национальных культур». Нужно привлекать новых людей в кружки и секции функционирующие на территории учреждения, удерживать старых.

Для этого необходимо выстраивать грамотную систему продвижения услуг МБУК «Центр национальных культур». Вопрос: Из чего состоит имидж вашей компании? Ответ: Имидж компании — это то, как ее видят окружающие. Это статьи, передачи на радио и ТВ, обязательно интернет сайт с регулярно обновляющимися новостями, профессиональное ведение блогов в социальных сетях. Вопрос: Влияет ли Интернет на PR-деятельность? Ответ: Интернет упростил возможность коммуникации МБУК «Центр национальных культур» с нашей целевой аудиторией. Есть прекрасная возможность оповещать людей о планировании проведения всяческих мероприятий, о работе кружков и творческих секций, о проведении встреч и вечеров по интересам. Мы общаемся с помощью сайта и групп в социальных сетях. Однако Интернет также упростил и ускорил распространение и негативной информации. Вопрос: Как вы бережете свой имидж? Ответ: Как зеницу ока.

Мы понимаем, что такое имидж, очень внимательно относятся к тому, какая информация появляется о нас в прессе и интернете. Специально для этого PR-служба регулярно проводит мониторинг СМИ. Для поддержания позитивного имиджа пиарщики регулярно рассылают новости компании, ведут блоги в социальных сетях. В результате, даже если где-нибудь и выходит статья негативного характера, то она «тонет» в обилии позитивных или нейтральных заметок. Имидж — это как английский газон — утром поливать, вечером — косить. И так 300 лет.

Разумеется, имидж формируется за гораздо более короткое время. Но для того, чтобы он был хорошим, поддерживать его надо постоянно. Вопрос: В чем заключаются ваши специальные мероприятия? Ответ: Это организация и проведение праздничных мероприятий города, в здании нашего предприятия проходят различные творческие встречи и вечера по интересам, участники наших кружков и секций принимают участие в различных благотворительных акциях и проектах. Имидж МБУК «Центр национальных культур» формируют мнения и суждения конкретных людей. Чтобы воздействовать на них пиарщикам требуется контакт со СМИ. Рассылая в СМИ пресс-релизы с новостями компании, пиарщики информируют внешний мир обо всем, что происходит в МБУК «Центр национальных культур». Разумеется, в наиболее выгодном для этого предприятия свете. Кроме СМИ, информацию о себе мы размещаем на сайте. В тех случаях, когда новостных поводов недостаточно, PR-служба инициирует их самостоятельно, т. е. попросту говоря, придумывает какое-нибудь мероприятие.

Оно и становится новым информационным поводом. Вопрос: может ли негативная информация повлиять на имидж МБУК «Центр национальных культур»?Ответ: Подорвать репутацию может любая негативная информация. От негативных отзывов о МБУК «Центр национальных культур» до сведений о нарушении закона. В последнем случае, сведения могут касаться не только работы компании, но и поведения ее сотрудников. Обилие негативной информации о МБУК «Центр национальных культур», может привести к постепенному снижению посещаемости. Думаю, последствия понятны. Кроме того, из-за отсутствия доверия, компании с плохой репутацией сложнее завязать выгодные партнерские отношения. Что тоже негативно влияет на развитие бизнеса культуры. Вопрос: Насколько важны специальные мероприятия для поддержания имиджа МБУК «Центр национальных культур"Ответ: Важность специальных мероприятий трудно переоценить, ведь с помощью них МБУК «Центр национальных культур» поддерживает достойный уровень в сфере культуры нашего города.

Показать весь текст

Список литературы

  1. рекламный социальный продвижение культура
  2. Н.В. Универсальный справочник по Паблик Рилейшнз / Н. В. Абельмас. — Ростов-на-Дону: Феникс; 2008. — 96 с.
  3. Л.В. Организация ПР-кампаний: учебн. пособие / Л. В. Азарова, К. А. Иванова, И. П. Яковлев. — СПб.: Изд-во СПбГЭТУ ЛЭТИ, 2000. — 67 с.
  4. , Ж.А. Планирование деятельности учреждений кульутры // Справочник руководителя учреждения культуры, 2010. — № 3. — С. 5−12
  5. Е.Г. Влияние через социальные сети / Е. Г. Алексеева. — М: Фокус-Медиа, 2010. — 200 с.
  6. И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров: учебник / И. В. Алешина. — М.: ЭКМОС, 2006. — 408 с.
  7. В.А. Организация и проведение PR-кампаний / В. А. Барежев, А. А. Малькевич. — СПб.: Питер, 2010. — 176 с.
  8. , М.А. Педагогические условия воздействия социальной рекламы на позиционирование деятельности учреждений культуры в молодежной среде: автореферат дис. … канд. пед. наук.:13.00.05 / М. А. Басов; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2010. — 25 с.
  9. А.А. Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие. — СПб.: Северо-Запад, 2005. -208 с.
  10. Е.В. Комплексный подход к формированию сферы сервиса в современной России // Вестник Башкирского университета. 2012. Т.17. № 1. С. 602−605.
  11. Н.В., Вандяк, Р.Н. Организация рекламной деятельности в учреждениях культуры // Ориентиры кульурнойполитики: информ. вып. № 7. — М., 2009. — С. 32−41
  12. С. Введение в паблик рилейшнз. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -318 с.
  13. Бровко С.Л. PR: современные технологии: учеб. пособие / С. Л. Бровко. — СПб.: ИВЭСЭП, 2008. — 262 с.
  14. С.А. Связи с общественностью / С. А. Варакута: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 207с.
  15. В.Г. Социально-культурный сервис: эволюция понятия в контексте сервисологии // Мир человека. 2008. Т.8. № 4.
  16. И.Л. Приемы рекламы и PublicRelations. Программы-консультанты: 400 примеров, 200 учебных задач и 20 практических приложений / И. Л. Викентьев. — СПб.: Бизнес-Пресса, 2007. — 408 с.
  17. Грачев А.С. PR-служба компании: Практическое пособие / А. С. Грачев, С. А. Грачева, Е. Г. Спирина. — М.: Дашков и Ко, 2009.
  18. Ф. Паблик рилейшнз: учебное пособие / Ф. Джефкинс, Д. Ядин; пер. с англ. под ред. Б. Л. Еремина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 348 с.
  19. Душкина М.Р. PR и продвижение в маркетинге. Коммуникации и воздействие, технологии и психология: учеб. пособие / М. Р. Душкина. — Спб.: Питер, 2010. — 560 с
  20. , Г. Маркетинг даст нам прочную основу / Г. Елина // Клуб. — 2012. -№ 1. — С. 12−13
  21. Э.А., Капитонов А. Э. Корпоративная культура и PR: учеб.пособие. М.: Ростов н/Д, 2003.
  22. Касьянов Ю.В. PR-кампания своими силами: монография / Ю. В. Касьянов. — СПб.: Питер, 2009. — 186 с.
  23. С.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика: учеб. пособие / С. М. Катлип, А. Х. Сентер, Г. М. Брум. — М. и др.; пер. с англ. — СПб.: Вильямс, 2008. — 613 с.
  24. Кальберт, Франсуа. Маркетинг культуры и искусства. / Ф. Кальберт; пер. с англ. Л. Молчановой. — М.:АРТПресс, 2009
  25. , Т. Технологии позиционирования учреждения культуры / Т. Козлова // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2009. — № 11. — С. 65−73
  26. Козлова, Т.В. PR-деятельность учреждения культуры. Реализация и оценка эффективности PR-кампании / Т. В. Козлова // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2007. — № 2. — С. 42−49
  27. , В. «Художественный продукт» как двигатель торговли / В. Козловский // Клуб. — 2010. — № 11. — С. 20−21
  28. М.А. Ценностные ориентации рекламной деятельности учреждений культуры:автрефератдис. … канд. философ. наук: 24.00.01 / М. А. Коньков; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2006. — 21 с.
  29. М. Эффективное PR-мышление / М. Кошелюк. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 216 c.
  30. А.Д. Основы теории связей с общественностью / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А. Шишкина. — М.: Питер, 2011.
  31. , Б., Лорд, Г. Менеджмент в учреждениях культуры / Пер. с англ. Э. Н. Гусинского, Ю. И. Турчаниновой; Под ред. А. Б. Голубовского. — М.: Логос, 2012.
  32. , А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: учеб. пособие / С. Петерб. гос. ун-т профсоюзов. — СПб., 2010.
  33. Менеджмент и маркетинг культуры: учеб. пособие / С. Петерб. гос. ун-т культуры и искусств; под общ. ред. И. М. Болотникова. — СПб.:Изд-воСПбГУКИ, 2009. — 544 с.
  34. , Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы: Учеб. пособие / Е. Я. Морозова, Е. Д. Тихонова. — СПб.:Изд-во Михайлова В. А., 2012. — 318 с.
  35. , Г. Г. Социальная реклама: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / Г. Г. Николайшвили. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 191 с.
  36. Г. Н. Технологии арт-менеджмента: учеб пособие / Г. Н. Новикова; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М.: МГУКИ, 2010. — 178 с.
  37. , П.А. Основы рекламы: учеб. пособие / П. А. Пименов. — М.:Гардарики, 2009. — 399 с.
  38. , А.А. Педагогическое обеспечение процессов формирования профессиональной компетенции специалистов рекламы в вузах и учреждениях культуры: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / А. А. Пожарский;Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2010. — 24 с.
  39. Проблемы культуры XXI век: сборник научных статей в 2 ч. Ч. 1. — 2 / Моск. гос. ун-т культуры и искусств; ред. Т. Г. Киселева, В. И. Черниченко, Н. Н. Ярошенко. — М.: МГУКИ, 2012. — Вып.1
  40. , Е.В. Реклама: учебник для вузов. 7-е изд. / Е. В. Ромат. — СПб.:Питер, 2008. — 512 с.
  41. , А. Пять составных частей успеха / А. Семухин // Праздник. — 2012. -№ 3. — С. 14−15
  42. .Ю. Маркетинг: учебник / Б. Ю. Сербиновский, С. В. Захаров, В. И. Павленко. — Ростов на Дону: Феникс, 2009. — 368 с.
  43. В. Вопросы классификации в индустрии развлечений // Практический маркетинг. 2008. № 9. С. 17−22.
  44. Ю.А. Связи с общественностью (Паблик рилейшнз). Конспект лекций / Ю. А. Старикова. — М.: А-Приор, 2010. — 96 с.
  45. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. Практикум: учеб. пособие / кол. Авторов; под ред. Т. Д. Бурменко.- М.: КНОРУС, 2010
  46. Тезисы XXXIII научно-практической конференции студентов: сб. тезисов / Перм. гос. ин-т искусства и культуры; отв. ред. Е. М. Березина. — Пермь, 2008. — 316 с.
  47. Г. Л. ПР в сфере культуры: учеб пособие. СПб., 2011.
  48. , Н.Г. Реклама в социокультурном пространстве: традиции и современность // социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. — М., 2006. — С. 69−80
  49. , А.М. Проблемы социально-культурной рекламы в современных условиях рынка // Проблемы адаптации социально-культурной сферы к рыночной модели хозяйства. — Челябинск, 2006. — С. 105−107
  50. , Е.Ф. Организационно-педагогические условия оптимизации технологического процесса функционирования связей с общественностью учреждений культуры малых городов: автореферат дис. …канд. пед. наук: 13.00.05 / Е. Ф. Черняк; Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2009. — 25 с.
  51. , В.Г. Панкратов, Ф.Г., Баженов Ю. К., Серегина Т. К. Рекламная деятельность / В. Г. Шахурин и др. / Рекламная деятельность. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». — 2010. — 119 с.
  52. , Е.Л. Маркетинговое исследование рынка культурных услуг в России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом. — № 6. — 2012. — С. 12−15
  53. , Е.Л. Оценка эффективности коммерческой деятельности в учреждениях культуры: электронный документ. — (www.cfin.ru). Проверено 20.12.2013
  54. , С.В. Управление культурой на муниципальном уровне: организация сети учреждений культуры в условиях реформы местного самоуправления / С. В. Щарцева, А. Г. Пономарева // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2009. — № 6. — С. 8−16
  55. Электронный ресурс. Режим доступа: http://marketopedia.ru/33-marketingovaya-strategiya.html
  56. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/marketing/section28/article_2057/
  57. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.crm-on-demand.ru/articles/detail.php?ID=1194
  58. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.kelis.ru/marketing.asp
  59. Электронный ресурс. Режим доступа: http://marketolog.biz/index.php?pid=50
  60. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/manag/man122.htm
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ