Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сравнительный анализ картин Спящий пастушок и Крестьянские дети в поле А. Г. Венецианова

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Венецианов не писал специально пейзажи. Он не мыслил природу отдельно от человека. Образы природы, создаваемые им, нельзя назвать лирическими. Красота природы в его представлении — онтологична; она не зависит от того, как воспринимает ее человек. Она — есть. Ее надо раскрыть, познать. Нет необходимости ее одухотворять — она одухотворена с самого начала своего существования; каждая травинка… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Жанровая живопись ХIХ века
    • 1. 1. Зарождение жанровой живописи в России
    • 1. 2. Особенности жанровой манеры А.Г. Венецианова
  • Глава 2. Своеобразие картин А. Г. Венецианова «Спящий пастушок» и «Крестьянские дети в поле»
    • 2. 1. Картина «Спящий пастушок»
    • 2. 2. Картина «Крестьянские дети»
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 2

Сравнительный анализ картин Спящий пастушок и Крестьянские дети в поле А. Г. Венецианова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Картина представляет сцену из обыденной крестьянской жизни: две девочки принесли обед в поле мальчику-пастушку.

Максимально приближены к переднему краю фигуры детей. Захватывают их отношения, выраженные всего несколькими точными штрихами: робко протянутый в руке хлеб, нежность, с которой одна девочка, приобняв подругу, положила голову ей на плечо.

Так же тих и прост колорит картины, спокойствие которого нарушается всего лишь несколькими яркими цветовыми пятнами. В 1838 под названием «Мальчик с двумя девочками» разыгрывалась во 2-й лотерее Общества поощрения художников.

Венецианов тщательно разрабатывает передний план, выписывая взрыхленную землю, травы, камни, листья. Зритель ощущает почву под травяным покровом. И тут же земля словно раздвигается до бесконечности, выходя за пределы картинного поля, не будучи ограничена по сторонам кулисами. Бесконечность земли, бесконечность пространства, возвышающегося над ней, художник постигает не как некую философскую категорию (так делал его младший современник Александр Иванов), а как реальную данность и к тому же — как место бытия человека, место приложения его сил. Земля — дом для человека. И вместе с тем этот дом «хочет быть» всей вселенной. У Венецианова такие крайности не просто сочетаются — они соединяются, дополняя друг друга.

Венецианов не писал специально пейзажи. Он не мыслил природу отдельно от человека. Образы природы, создаваемые им, нельзя назвать лирическими. Красота природы в его представлении — онтологична; она не зависит от того, как воспринимает ее человек. Она — есть. Ее надо раскрыть, познать. Нет необходимости ее одухотворять — она одухотворена с самого начала своего существования; каждая травинка, каждая ветка дерева или куст обладают этой одухотворенностью. Нет необходимости соизмерять природу с состоянием человека, искать в ней отклика человеческому настроению. Здесь мы вновь касаемся того принципа, о котором шла речь: художник прежде всего познает закон бытия.

Венецианов выбирает природу в том ее качестве, которое само по себе образцово и наиболее прямо выражает ее красоту. Художник не ищет сложных переходов. Он любит лето, день, солнце, ясное небо с небольшими неказистыми облаками. Его не интересуют закаты, ветры, бури, переходы от одного состояния в другое. Он любит, когда природа молчит.

В целом в искусстве этой поры вырабатывается «венециановская традиция» в изображении детей: сентиментальность и известная идеализация, что нашло отражение и в произведениях его учеников. О

Заключение

Художественный мир А. Г. Венецианова, пленяет роскошью красочных разнообразий своих героев и пейзажей, словно в зеркальном отражении действительности перед зрителем появляются портретные сюжеты застывших мгновений далекого прошлого.

Искусство живописи этого времени говорит о внутреннем мире отдельного человека, повествует о глубоких и самых скрытных тайниках его души. А. Г. Венецианов не мыслил в своем творчестве природу отдельно от человека.

Образы природы, которые он создавал, являются глубоко лирическими, так как красота природы в представлении художника очень сильно зависит от того, как её воспринимает человек.

Красоту произведений А. Г. Венецианова надо раскрыть, познать. И для зрителя нет никакой необходимости ее одухотворять, так как она одухотворена с самого начала своего появления из-под кисти художника, буквально каждая травинка, каждая ветка дерева или куст обладают этой одухотворенностью.

Что касается портретов А. Г. Венецианова, то каждый портрет созданный художником, представляет собой маленькую жизнь, которая отображена в лицах его картинных героев, то ли это задумчивый сон о вечности «Спящего пастушока», то ли измученные от нелегкой работы «Крестьянские дети в поле».

Неудивительно, что при просмотре каждой картины у зрителя возникнет чувство, как восторга, так и тревоги. Простота, правда и естественность представляют собой три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства.

Художник любит солнце, лето, день, ясное небо с небольшими неказистыми облаками. Поэтому А. Г. Венецианова не интересуют закаты, бури, ветры, переходы от одного состояния в другое. Художник любит, когда природа молчит. У Венецианова природа молчит всегда — в тишине лучше выявляется ее красота. Ведь в ней не должно быть ничего случайного — она должна предстать перед нами в своих лучших качествах.

Поэтому почти все картины Венецианова молчаливы, часто космическое молчание — как мы увидели это в «Спящем пастушке» или молчание, в котором мы видим единение в «Крестьянских детях в поле», которое как затянувшееся, но при этом животрепещущее молчание будут культивировать Врубель, а также другие художники рубежа ХIХ — XX веков.

1. Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество. 1955 г.

2. Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова. М., 1982 г.

3. Алексеева Т. В. Венецианов и развитие бытового жанра. В кн.: Истории русского искусства. М., 1964 г.

4. Аленов М. М. Изображение и образ сна в русской живописи. А. Г. Венецианов. «Спящий пастушок». // в сб.

Введение

в храм. М., «Языки русской культуры», 1998 г.

5. Бенуа А. Н. Русская школа живописи. М.: 1997. — 336 с.

6. Болотина И. С. Предметный мир у Венецианова и его учеников. М., 1989 г.

7. Брук Я. В. Из истории художественного собирательства в Петербурге и Москве в XIX веке. Л., 1981 г.

8. Быкова Е. Б. Художественные особенности жанровой картины А. Г. Венецианова. М., 1984 г.

9. Венецианов и его школа. Сост. Г. В. Смирнов. Л., 1973 г.

10. Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. 1987 г.

11. Крестьянские портреты-типы А. Г. Венецианова 1830−1840-х годов и академические жанры//Искусство и образование. — 2007. — № 5 (49). -

С. 4−12

12. Леонов А. Русская жанровая живопись. М., 1961, с.3−4.

13. Леонтьева Г. К. А. Г. Венецианов. Л., 1980.

14. Машковцев А. Н. Искусство первой половины XIX века/., М., 1954 г.

15. Молева Н. М. Алексей Гаврилович Венецианов. М. 1991 г.

16. Портреты-жанры в творчестве В. А. Тропинина и А.

Г. Венецианова. Общее и особенное//Тропининский вестник. Вып. III. М., 2005. — С. 50−70

17. Портреты А. Г. Венецианова «сафонковского» периода (1819−1847). СПб., 2006.

18. Роль портрета в становлении жанровой картины А. Г. Венецианова// Аспирантские тетради. — 2008.

— № 27 (61). — С. 193−197

19. Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов: Жизнь и творчество. М., 1955 г.

20. Сарабьянов Д. В. Федотов и русская художественная культура 40-х годов 19 века. М., 1973 г.

Приложение

Венецианов, Алексей Гаврилович. Спящий пастушок. 1823−24

Венецианов, Алексей Гаврилович. Крестьянские дети. 1820-е

Брук Я.В. К истории русского бытового жанра. Жанровые тенденции в искусстве первой половины XVIII века. М., 1980, с.192−206.

Сарабьянов Д. В. Федотов и русская художественная культура 40-х годов 19 века. М., 1973, с.

31.

Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. 1987 г., с. 43

Машковцев А. Н. Искусство первой половины XIX века. М.: 1954., с. 124

Портреты-жанры в творчестве В. А. Тропинина и А. Г. Венецианова.

Общее и особенное//Вып. III. — М.: ОАО «Типография „Новости“», 2005. — С. 50−70

Роль портрета в становлении жанровой картины А. Г. Венецианова. Аспирантские тетради. 2008. — № 27 (61). — С. 193−197

Роль портрета в становлении жанровой картины А. Г. Венецианова. Аспирантские тетради. — 2008. — № 27 (61). -

С. 193−197

Роль портрета в становлении жанровой картины А. Г. Венецианова. Аспирантские тетради. — 2008. — № 27 (61). -

С. 193−197

Бенуа А. Н. Русская школа живописи. М.: АРТ-Родник, 1997., с. 93

Крестьянские портреты-типы А. Г. Венецианова 1830−1840-х годов и академические жанры//Искусство и образование. — 2007. — № 5 (49). — С. 4−12

Крестьянские портреты-типы А. Г. Венецианова 1830−1840-х годов и академические жанры//Искусство и образование. — 2007. — № 5 (49). — С. 4−12

Крестьянские портреты-типы А. Г. Венецианова 1830−1840-х годов и академические жанры//Искусство и образование. — 2007. — № 5 (49). — С. 4−12

Портреты А. Г. Венецианова «сафонковского» периода (1819−1847)/Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. — СПб., 2006., с. 73

Портреты А. Г. Венецианова «сафонковского» периода (1819−1847)/Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. — СПб., 2006., с. 77

Крестьянские портреты-типы А. Г. Венецианова 1830−1840-х годов и академические жанры//Искусство и образование. — 2007. — № 5 (49). — С. 4−12

Портреты А. Г. Венецианова «сафонковского» периода (1819−1847)/Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. — СПб., 2006., с. 81

Крестьянские портреты-типы А. Г. Венецианова 1830−1840-х годов и академические жанры//Искусство и образование. — 2007. — № 5 (49). — С. 4−12

Портреты А. Г. Венецианова «сафонковского» периода (1819−1847)/Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. — СПб., 2006., с. 97

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество. 1955 г.
  2. Т.В. Художники школы Венецианова. М., 1982 г.
  3. Т.В. Венецианов и развитие бытового жанра. В кн.: Истории русского искусства. М., 1964 г.
  4. М.М. Изображение и образ сна в русской живописи. А. Г. Венецианов. «Спящий пастушок». // в сб. Введение в храм. М., «Языки русской культуры», 1998 г.
  5. А.Н. Русская школа живописи. М.: 1997. — 336 с.
  6. И.С. Предметный мир у Венецианова и его учеников. М., 1989 г.
  7. Я.В. Из истории художественного собирательства в Петербурге и Москве в XIX веке. Л., 1981 г.
  8. Е. Б. Художественные особенности жанровой картины А. Г. Венецианова. М., 1984 г.
  9. Венецианов и его школа. Сост. Г. В. Смирнов. Л., 1973 г.
  10. О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. 1987 г.
  11. Крестьянские портреты-типы А. Г. Венецианова 1830−1840-х годов и академические жанры//Искусство и образование. — 2007. — № 5 (49). — С. 4−12
  12. А. Русская жанровая живопись. М., 1961, с.3−4.
  13. Г. К. А.Г.Венецианов. Л., 1980.
  14. Машковцев А. Н. Искусство первой половины XIX века/., М., 1954 г.
  15. Н. М. Алексей Гаврилович Венецианов. М. 1991 г.
  16. Портреты-жанры в творчестве В. А. Тропинина и А. Г. Венецианова. Общее и особенное//Тропининский вестник. Вып. III. М., 2005. — С. 50−70
  17. А. Г.Венецианова «сафонковского» периода (1819−1847). СПб., 2006.
  18. Роль портрета в становлении жанровой картины А. Г. Венецианова// Аспирантские тетради. — 2008. — № 27 (61). — С. 193−197
  19. А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов: Жизнь и творчество. М., 1955 г.
  20. Д.В. Федотов и русская художественная культура 40-х годов 19 века. М., 1973 г.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ