Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы единства и централизации прокурорского надзора

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Внутреннее подчинение, Внешнее подчинение. Внутреннее подчинения существует внутри прокурорской системы. Деятельность прокурорских работников основывается на подчинении всех нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Все прокуроры являются руководителями прокуратур, назначаемых Генеральным прокурором. Прокурорская система не может функционировать изолированно, в отрыве… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности
  • Глава 2. Понятие принципов права
  • Глава 3. Принцип единства прокурорского надзора
  • Глава 4. Принцип централизации прокурорского надзора
  • Заключение
  • Список литературы

Принципы единства и централизации прокурорского надзора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принцип единства проявляется и в том, что дело из производства одного прокурорского работника в любой момент может быть передано по решению соответствующего прокурора другому, один прокурорский работник может быть заменен другим. Глава 4. Принцип централизации прокурорского надзора.

Прокуратура РФ — централизованная система органов. Все органы прокуратуры независимо от правового статуса подчинены единому центру:

Генеральной прокуратуре, Генеральному прокурору. Централизм применительно к прокуратуре включает в себя два вида подчинения:

Внутреннее подчинение, Внешнее подчинение. Внутреннее подчинения существует внутри прокурорской системы. Деятельность прокурорских работников основывается на подчинении всех нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Все прокуроры являются руководителями прокуратур, назначаемых Генеральным прокурором. Прокурорская система не может функционировать изолированно, в отрыве от органов, направляющих работу всего государственного аппарата. Необходимость ее строгой централизации обусловила второй вид подчинения — подчинение высшим органам государственной власти РФ — Федеральному Собранию и Президенту. Названные органы назначают Генерального прокурора, осуществляют руководство прокуратурой в целом, ставят перед ней соответствующие задачи. Каждая система государственных органов подотчетна центру, специфика же прокурорской системы заключается в подчинении только высшим органам центральной власти Российской Федерации. Можно выделить еще одно своеобразное внешнее подчинение.

В п. 3 ст. 129 Конституции РФ отмечается: «…прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами». В таком согласовании имеется лишь косвенное подчинение.

Уполномоченные органы указанных субъектов дают согласие на назначение тех лиц, которым они доверяют, что чревато определенной зависимостью прокуроров от этих органов и может негативно повлиять на соблюдение законности в стране. Обеспечение верховенства закона, единства законности может быть достигнуто в полной мере только при одном внешнем подчинении — высшим органам РФ. Централизация органов прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения единой законности на территории всей страны. Принцип централизации обеспечиваетединство прокурорской практики. Исходя из положений данного принципа, каждый вышестоящий прокурор несет ответственность за деятельность нижестоящих и в случае необходимости может взять выполнение полномочий последних на себя, а также поручить им выполнение своих полномочий. Наряду с установленной системой подчинения внутри прокурорской системы в литературе выделяют так называемую внешнюю разновидность подчинения (подчинение прокурорской системы высшим органам государственной власти РФ — Президенту и Федеральному Собранию).Внешнее подчинение, по мысли представителей данного подхода, проявляется в том, что высшие органы государственной власти назначают и освобождают от должности Генерального прокурора и его заместителей, на Генеральном прокуроре лежит обязанность ежегодно представлять данным органам государственной власти доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Однако, на наш взгляд, такой подход неверен.

То, что Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности при участии Президента и Совета Федерации Федерального Собрания продиктовано интересами поддержания равновесия в системе органов государственной власти страны, это элемент системы «сдержек и противовесов». К тому же, например, судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность аналогично процедуре назначения на должность Генерального прокурора РФ, однако о подчинении Президенту и Федеральному Собранию судебной системы и Верховного Суда РФ никто не говорит. Более того, современная модель российской прокуратуры не вписывается в триаду конституционно закрепленных ветвей единой государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Шобухин В. Ю. предлагает рассматривать прокуратуру как элемент надзорно-контрольной власти — четвертой разновидности единой государственной власти с провозглашением в Конституции РФ — и считаем необходимым реформировать органы прокуратуры с учетом данных позиций. Отнесение органов прокуратуры к отдельной (самостоятельной) ветви государственной власти тем более исключает возможность подчинения ее государственным органам иных ветвей (в частности, Президенту и Федеральному Собранию), поскольку противоречит системе «сдержек и противовесов». Ежегодные доклады Генерального прокурора палатам Федерального Собрания и Президенту о состоянии законности и о проделанной работе — проявление гласности в деятельности российской прокуратуры. Здесь можно говорить о подотчетности Генерального прокурора данным органам государственной власти, но не о подконтрольности. Подконтрольность предполагает возможность непосредственного вмешательства и самостоятельного устранения недостатков в деятельности подконтрольных органов.

Применительно к деятельности прокурорской системы ни Президент, ни Совет Федерации такими полномочиями не располагают.

Заключение

.

Прокурорский надзор как особый вид государственной власти в нынешних условиях должен только усиливаться и прежде всего в направлении защиты прав и свобод человека и гражданина. Должна быть упорядочена правоваянеприкосновенность должностных лиц, осуществляющих надзор иконтроль, она должна распространяться лишь на служебнуюдеятельность. Некоторые авторы объединяют принципы единства и централизации прокурорского надзора в один — принцип единства и централизации, что обусловлено их содержательной близостью. Они во многом взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга. Однако суть принципов единства и централизации различна. Оба принципа следует рассматривать в качестве самостоятельных.

Список литературы

Деришев Ю. В. Прокуратура Российской Федерации: учебное пособие / Ю. В. Деришев. Омск, 2003.

Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб.

пособие. Екатеринбург, 1999.

Конин Н. М. Административное право России. М.: Юристъ, 2004.

Контрольные органы и организации России: учеб. / под ред. А. П. Гуляева. М., 2000.

Меркулов Е.С. Конституционныйпринцип единства системы государственной власти в Российской Федерации: к вопросу о содержании и практической реализации // Современное рос.

общество: право, образование, экономика: сб. науч. ст. Петропавловск-Камчатский, 2006.

Настольная книга прокурора. М., 2002.

Рохлин В. И. Прокурорский надзор и государственный контроль. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2003.

Степанов И. М. Конституция и политика. М.: Наука, 1984.

Шобухин В. Ю. Прокуратура — основа надзорно-контрольной власти в России // Государство и право. 2007. № 11.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. В. Прокуратура Российской Федерации : учебное пособие / Ю. В. Деришев. Омск, 2003.
  2. А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб.пособие. Екатеринбург, 1999.
  3. Н.М. Административное право России. М.: Юристъ, 2004.
  4. Контрольные органы и организации России: учеб. / под ред. А. П. Гуляева. М., 2000.
  5. Е.С. Конституционныйпринцип единства системы государственной власти в Российской Федерации: к вопросу о содержании и практической реализации // Современное рос. общество: право, образование, экономика: сб. науч. ст. Петропавловск-Камчатский, 2006.
  6. Настольная книга прокурора. М., 2002.
  7. В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2003.
  8. И. М. Конституция и политика. М.: Наука, 1984.
  9. В. Ю. Прокуратура — основа надзорно-контрольной власти в России // Государство и право. 2007. № 11.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ