Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование интроверсии и экстраверсии в психологии

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

ХалерикВ данной группе по результатам обследования два человека, что составляет 20% являются интровертами; склонны к интроверсии три человека, что составляет 30%; 4 человека — 40% являются экстравертами и один человек (10%) — яркий экстраверт. Вместе с тем распределение по типу темперамента следующее: сангвинический темперамент у трех человек, что составляет 30%, меланхоликов тоже 3 человека, что… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСТРАВЕРСИИ И ИНТРОВЕРСИИ КАК ИНДИВИДНЫХ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. 1. Общая характеристика индивидных свойств человека
    • 1. 2. Экстраверсия и интроверсия как индивидные свойства человека
  • Выводы к 1 главе 1
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСТРАВЕРСИИ — ИНТРОВЕРСИИ
    • 2. 1. Проявления экстраверсии и интроверсии
    • 2. 2. Методика, процедура и результаты эмпирического исследования интроверсии-экстраверсии
  • Выводы ко 2 главе 3
  • ВЫВОДЫ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исследование интроверсии и экстраверсии в психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Один сосредоточен на объекте, другой — на субъекте и в зависимости от этого в целом меняется их поведение и отношение к миру, к деятельности. От этого зависят их интересы и способы получения информации и выполнения работы. Соответственно формируются разные ценности и пристрастия. Для человека очень важно понимать особенности как своего типа, так и типа окружающих его людей для того, чтобы эффективно взаимодействовать и достигать поставленных целей. Причем не достаточно определит свой тип опытным путем и прочитать основную интерпретацию к тесту. Для того, чтобы глубже понять особенности того или иного психотипа, следует изучить достаточно большое количество источников.

2.2. Методика, процедура и результаты эмпирического исследования интроверсии-экстраверсии

Диагностика проводилась в группе студентов специальности «Психология», состоящей из десяти человек в возрасте 19−21 год. Гендерный состав группы: 6 девушек и 4 парня. Для диагностики использовался тест Г. Айзенка. Методика представляет собой опросник, состоящий из 57 вопросов. Из них 24 на выявлении экстраверсии — интроверсии, 24 на выявление невротизма — эмоциональной устойчивости. Оставшиеся 9вопросов — диагностируют ложь.

Методика диагностики типа темперамента Г. Айзенка полностью приведена в приложении (Приложение А).В целом тест нацелен на определение типа темперамента. Тип темперамента определяется в результате соотношения экстраверсии — интроверсии и эмоциональной устойчивости — нейротизма. Интерпретация происходит следующим образом: на графике проставляем полученные результаты по шкале экстраверсии и нейротизма и попадаем в определенный квадрант оси координат. Возможны 4 вида сочетаний. Сочетание экстраверсии и нейротизма свидетельствует о холерическом темпераменте; экстраверсии и эмоциональной устойчивости — о сангвиническом темпераменте. Соотношение интроверсия и нейротизм — говорят о меланхолическом темпераменте и соответственно интроверсия и эмоциональная устойчивость — о флегматическом. По шкале лжи сразу можно определить являются ли результаты теста достоверными.

В случае, если результаты не являются достоверными дальнейшая интерпретация не имеет смысла. Обследуемым выдаются бланки и дается инструкция. Инструкция и бланк приведены вместе с методикой в приложении (Приложение А).При выполнении теста рекомендуется отвечать на вопросы теста объективно, не приукрашивая и не изменяя особенности своего поведения. Даются указания относительно того как отвечать на вопросы тестов: на вопросы тестов следует отвечать объективно. Если на вопрос теста обследуемый не может дать определенный ответ, следует рекомендовать ему воспользоваться следующим приемом: следует ответить на вопрос: какой ответ больше подходит (характеризует) — «скорее да, чем нет» или «скорее нет, чем да». Все ответы заносятся в бланк. Далее, пользуясь ключом, определяем количество баллов по экстраверсии и интроверсии, и результат проставляем на графике. С помощью графика определяем тип темперамента. Надо сказать, что существует несколько графиков (схем) для определения особенностей темперамента. Это может быть круг Айзенка (Рис 2.1)Рисунок 2.

1.Может быть представлен просто в виде системы координат (Рис 2.

2.)Рисунок 2.

2.Схема определения типа темперамента

Нейротизм18Меланхолик 16 Холерик14Интроверсия 12 Экстраверсия2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 228Флегматик 6 Сангвиник420Эмоциональная устойчивость

Нас в большей мере интересует диагностика определения интроверсии — экстраверсии. Поэтому для нас вид графика не имеет принципиального значения. Мы можем воспользоваться любым вариантом. В своей работе мы использовали схему определения темперамента. Данная методика дает возможность определить несколько уровней экстраверсии — интраверсии. Если по шкале экстраверсии мы получаем более 19 баллов, это свидетельствует о том, что человек яркий экстраверт, значения 15 — 19 говорит о экстраверсии (стандартный, средний уровень), результат от 12 до 14 — склонность к экстраверсии. Интроверсия будет определяться следующим образом: от 9 до 12 — склонность к интроверсии, 5−9 — интроверт и если результат меньше 5 — это глубокий интроверт. Полученные результаты мы представили в виде таблицы (Табл 2.

3.)Таблица 2.

3.Результаты эмпирического исследования№Результаты по шкале экстраверсии

Результаты по шкале нейротизма

Тип экстраверсии — интроверсии

Тип темперамента1814

Интроверт

Меланхолик21 118

Склонность к интроверсии

Меланхолик3166

Экстраверсия

Сангвиник4106

Склонность к интроверсии

Флегматик5611

Интроверт

Флегматик6204

Яркий экстраверт

Сангвиник7916

Склонность к интроверсии

Меланхолик81 714

Экстраверт

Холерик91 910

Экстраверт

Сангвиник101 615

Экстраверт

ХалерикВ данной группе по результатам обследования два человека, что составляет 20% являются интровертами; склонны к интроверсии три человека, что составляет 30%; 4 человека — 40% являются экстравертами и один человек (10%) — яркий экстраверт. Вместе с тем распределение по типу темперамента следующее: сангвинический темперамент у трех человек, что составляет 30%, меланхоликов тоже 3 человека, что также составляет 30%, холериков — два человека (20%) и флегматиков тоже два человека, что составляет 20%.В целом следует заметить, что если смотреть на выраженность нейротизма и экстраверсии в определенном типе темперамента, то мы увидим разное числовое значение, что свидетельствует о том, что люди с одним и тем же темпераментом будут вести себя по-разному. То есть внутри каждого темперамента есть еще и подвиды о чем так же свидетельствует и круг Айзенка. Данное наблюдение говорит о том, что определение темперамента так же как и определение экстраверсии не сводится к «слепому» выполнения методики и выяснению общих значений. Это также требует более детального изучения. Исследование темперамента не является темой нашей работы, однако в дальнейшем может быть ее продолжением. Выводы ко 2 главе

Во второй главе внимание уделялось основным характеристикам экстраверсии — интроверсии и особенностям их проявления. В первую очередь анализировались основные базовые отличия в зависимости от источника энергии, в зависимости от ощущения внешнего возбуждения и особенностей взаимодействия, а также от восприятия понятий глубины и широты, предложенные К. Юнгом. Вместе с тем, в результате анализа многочисленных характеристик, предложенных различными авторами, была предложена общая характеристика поведения экстравертов и интровертов. Было проведено эмпирическое исследование экстраверсии — интроверсии с использованием теста Г. Айзенка. Подробно описана методика и ее возможности. Исследование проводилось в группе студентов специальности «Психология», состоящей из десяти человек в возрасте 19−21 год. Гендерный состав группы: 6 девушек и 4 парня. В данной группе по результатам обследования два человека, что составляет 20% являются интровертами; склонны к интроверсии три человека, что составляет 30%; 4 человека — 40% являются экстравертами и один человек (10%) — яркий экстраверт. Вместе с тем распределение по типу темперамента следующее: сангвинический темперамент у трех человек, что составляет 30%, меланхоликов тоже 3 человека, что также составляет 30%, холериков — два человека (20%) и флегматиков тоже два человека, что составляет 20%.Вместе с тем, был подчеркнут тот факт, что в зависимости от выраженности интроверсии — экстраверсии определяется ее уровень и тип темперамента. ВЫВОДЫПонятие экстраверсии — интроверсии исследовалось учеными на протяжении достаточно большого промежутка времени представителями различных школ и направлений. Прежде чем уделит внимание данным понятиям, нами были рассмотрены индивидные свойства человека, включая конституциональные и нейродинамические. Уделялось внимание исследованиям конституционных типологий, а также исследованиям темперамента. Акцентировалось внимание на исследованиях таких ученых как Э. Кречмер, У. Шелдон, И.

П. Павлов, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин. Надо заметить, что понятия интроверсии и экстраверсии имеет много определений.

Тип личности это важная характеристика человека, сопровождающая его в течение жизни. Поэтому исследованию этих явлений стоит уделить достаточное внимание. Далее было рассмотрены исследования в области экстраверсии — интроверсии. Известно, что отцом этих понятий был К. Г. Юнг. В данной курсовой работе особое место уделялось его теории, рассмотрена природа экстраверсии — интроверсии, свойства и ключевые признаки этих явлений, основные отличия этих типов согласно трактовке ученого. К. Юнгом были проанализированы особенности «крайних» проявлений экстраверсии — интроверсии и возможные при этом психические отклонения. Во второй главе был проведен детальный анализ изучаемых понятий. Даны характеристики этих типов. Для удобства восприятия и наглядности классификации и сравнительные характеристики представлены в виде таблиц. Во втором разделе второй главы нами было проведено экспериментальное исследование с использованием методики Айзенка на определение типов темперамента. Известно, что согласно этой методике, темперамент определяется соотношением экстраверсии и интроверсии. Именно поэтому данная методика подходит для исследования этих типов. В исследовании участвовали 10 человек. Результаты исследования были представлены в виде сводной таблицы, по результатам исследования сделаны соответствующие выводы. В целом можно заметить, что в результате выполнения работы, нами были выполнены все поставленные задачи, что в свою очередь привело к осуществлению поставленной цели. В работе полностью раскрыты предмет и объект исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Айзенк, Г.

Ю. Структура личности. — СПб: Ювента. — М.: КСП+, 1999. -

417 с. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.: «Когито-центр», 2000.

— 263 с. Альбульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Просвещение, 1998. — 285 с. Аугустинавичюте А.

О дуальной природе человека. // Соционика, ментология и психология личности. 1996 — NN 1−3. — С 117 -135.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: изд-во МГУ, 1988. — 431 с. Букалов А. В. Соционика, типология Юнга и Майерс — Бриггс: сходства и различия.

// Соционика, ментология и психология личности. 1998. — № 4. -

С 75 — 82. Егорова М. С., Психология индивидуальных различий, — М. Просвещение, 1997. — 194 с. Ересь Е.

П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск: Минск, 1960. — 274 с. Зейгарник Б. В. Теория личности К.Левина. М.: Просвещение, 1981 г. — 169 с. Знаков В. В. Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и социального знания // Вестник МГУ.

— 1911. — Серия 14. Психология, № 3. — С. 18 — 29. Леонгард К.

Акцентуированные личности. — Ростов-на-Дону, 1998. -

183 с. Мерлин В. С. Принципы психологической характеристики типов личности.

В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. М.: Просвещение, 1974. — 216 с. Небылицин В. Д., Психофизиологические исследования индивидуальных различий, — М.: Просвещение, 1976. — 378 с. Немчинов Т. А.

" Тесты, диагностики", М.: Прогресс, 1999. — 318 с. Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга.

— М.: Просвещение, — 2001. — 357 с. Первин Л., Джон О.

Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В.

С. Магуна — М.: Аспект Пресс, 2000. — 412 с. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Личность как объект социальной психологии: Психологическийжурнал. -

1997. — № 3. — С 82 — 89. Практическая диагностика. Методы и тесты. / Под ред. Д. Я. Райгородского. ;

М.Прогресс, 1998. — 364с. Психологическое тестирование / раздел 7/ личность: опросниковые методики/ часть 1/ тексты опросников / Пенза: Арест, 1990. — 124 с.Психология.

Словарь. Составитель Л. А. Карпенко / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 512 сПылаева Н.М., Ахутина Т. В. Нейропсихология и школа // Вестник МГУ.

— 1911. — Серия 14. Психология, № 2. — С. 116—122.Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е.

П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. ;

М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Просвещение, 1982.

— 168 с. Тихонов А. П. Соционика и типоведение — сходство и различия // Соционика, ментология и психология личности. — 1998.

— № 4. — С 54−60.Юнг К. Г. «Психологические типы» / Под ред.

В. Зеленского. Пер с нем. С. Лорие.

— СПб: Азбука, 2001, — 357с. Интроверсия — экстроверсия[Электронный ресурс]. — Режим доступа

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F2%F0%EE%E2%E5%F0%F1%E8%FF_%97_%FD%EA%F1%F2%F0%E0%E2%E5%F0%F1%E8%FFИнтроверсия — экстраверсия по [Электронный ресурс]. — Режим доступа

http://www.psychologos.ru/articles/view/introversiya_-_ekstraversiya_po_yungu/Экстраверт и интроверт по Айзенку [Электронный ресурс]. — Режим доступа

http://www.psychologos.ru/articles/view/ekstravert_i_introvert_po_ayzenku

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. Ю. Структура личности. — СПб: Ювента. — М.: КСП+, 1999. — 417 с.
  2. Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.: «Когито-центр», 2000. — 263 с.
  3. Альбульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Просвещение, 1998. — 285 с.
  4. А. О дуальной природе человека. // Соционика, ментология и психология личности. 1996 — NN 1−3. — С 117 -135.
  5. Г. М. Социальная психология. М.: изд-во МГУ, 1988. — 431 с.
  6. А.В. Соционика, типология Юнга и Майерс — Бриггс: сходства и различия. // Соционика, ментология и психология личности. 1998. — № 4. — С 75 — 82.
  7. М. С., Психология индивидуальных различий, — М. Просвещение, 1997. — 194 с.
  8. Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск: Минск, 1960. — 274 с.
  9. .В. Теория личности К.Левина. М.: Просвещение, 1981 г. — 169 с.
  10. В.В. Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и социального знания // Вестник МГУ. — 1911. — Серия 14. Психология, № 3. — С. 18 — 29.
  11. К. Акцентуированные личности. — Ростов-на-Дону, 1998. — 183 с.
  12. В. С. Принципы психологической характеристики типов личности.- В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. М.: Просвещение, 1974. — 216 с.
  13. В. Д., Психофизиологические исследования индивидуальных различий, — М.: Просвещение, 1976. — 378 с.
  14. Т. А. «Тесты, диагностики», М.: Прогресс, 1999. — 318 с.
  15. И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. — М.: Просвещение, — 2001. — 357 с.
  16. Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна — М.: Аспект Пресс, 2000. — 412 с.
  17. К.К., Голубев Г. Г. Личность как объект социальной психологии: Психологический журнал. — 1997. — № 3. — С 82 — 89.
  18. Практическая диагностика. Методы и тесты. / Под ред. Д. Я. Райгородского. — М. Прогресс, 1998. — 364с.
  19. Психологическое тестирование / раздел 7/ личность: опросниковые методики/ часть 1/ тексты опросников / Пенза: Арест, 1990. — 124 с.
  20. Психология. Словарь. Составитель Л. А. Карпенко / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 512 с
  21. Н.М., Ахутина Т. В. Нейропсихология и школа // Вестник МГУ. — 1911. — Серия 14. Психология, № 2. — С. 116—122.
  22. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.
  23. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Просвещение, 1982. — 168 с.
  24. А.П. Соционика и типоведение — сходство и различия // Соционика, ментология и психология личности. — 1998. — № 4. — С 54−60.
  25. Юнг К.Г. «Психологические типы» / Под ред. В. Зеленского. Пер с нем. С. Лорие. — СПб: Азбука, 2001, — 357с.
  26. Интроверсия — экстроверсия [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F2%F0%EE%E2%E5%F0%F1%E8%FF_%97_%FD%EA%F1%F2%F0%E0%E2%E5%F0%F1%E8%FF
  27. Интроверсия — экстраверсия по [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.psychologos.ru/articles/view/introversiya_-_ekstraversiya_po_yungu/
  28. Экстраверт и интроверт по Айзенку [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.psychologos.ru/articles/view/ekstravert_i_introvert_po_ayzenku
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ