Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Семейный конфликт в рассказе А. Гайдара «Голубая чашка» в контексте поэтики заглавия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Семейный конфликт в рассказе А. Гайдара «Голубая чашка» в контексте поэтики заглавия Гайдар Аркадий Петрович, настоящая фамилия — Голиков, советский детский писатель. Родился в 9 (22) января 1904 году в Льгове, Курской губернии, отецучитель из крестьян, мать — дворянка, родители были революционерами. Опасаясь ареста с 1912 года жили в Арзамасе, где юный Аркадий впервые публиковал свои стихи… Читать ещё >

Семейный конфликт в рассказе А. Гайдара «Голубая чашка» в контексте поэтики заглавия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Семейный конфликт в рассказе А. Гайдара «Голубая чашка» в контексте поэтики заглавия Гайдар Аркадий Петрович, настоящая фамилия — Голиков, советский детский писатель. Родился в 9 (22) января 1904 году в Льгове, Курской губернии, отецучитель из крестьян, мать — дворянка, родители были революционерами. Опасаясь ареста с 1912 года жили в Арзамасе, где юный Аркадий впервые публиковал свои стихи в газете «Молот». Гайдар был участником многих войн, в том числе и в Гражданской (1917;1923) и Великой Отечественной (1941;1945). Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка, выдвинули Гайдара в число самых читаемых создателей русской детской прозы 20 века. гайдай рассказ заглавие конфликт Впервые рассказ «Голубая чашка» был опубликован в январском номере журнала «Пионер» за 1936 год. Можно считать, что рассказ в некотором роде автобиографичен. «Мне тогда было тридцать два года…» -так начинается рассказ. Летом 1935 года, когда Гайдар писал эти слова, ему действительно шел тридцать второй год. И Маруся ему встречалась — Мария Плаксина. В первом варианте «Голубой чашки» была не дочь Светлана, а сын-Димка. Рассказ автобиографичен еще и тем, что здесь отчетливее, чем в других произведениях, мы видим самого Аркадия Гайдара. Рассказ содержит две сюжетные линии. Одна связана с «путешествием» Светланы с отцом в поисках «хорошей жизни». Другая о разладе в семье. Над дружной семьей нависла тучка, грозя эту семью разрушить. Изображение семейной жизни всегда было трудной темой, но Гайдар даёт нам возможность увидеть семью которая смогла преодолеть трудности и воссоединиться.

Опираясь на статью Ламзиной А. В, заглавие является основным рамочным компонентом, также оно является посылом, дающим читателю представление о произведении. Заглавия можно группировать выделяя типы, образующие устойчивую традицию в истории литературы. В основу классификации входит соотношение заглавия с традиционно вычленяемыми компонентами произведения: тематическим составом и проблематикой, сюжетом, системой персонажей, деталью, временем и местом действия (описания). Могут встречаться конструкции с усложненной семантикой: заглавия символические, метафорические, аллюзийные, пословичные, цитатные и т. д. Заглавие, рассказа Гайдара «Голубая чашка», по классификации Ламзиной, по всей видимости, является заглавием задающим сюжетную перспективу произведения, так как в заглавии обозначена сюжетная деталь, которая оказывается важной для завязки. Злополучная разбившаяся чашка, послужила причиной ссоры в семье. Голубой цвет чашки, по мнению психологов символизирует постоянство, совершенство и возвышенность («голубая кровь»). По мнению Нелюбовой М. В. в ее книге «Психология цвета», голубой-цвет беспечности, снижает напряжение, комфортен, но при этом, глядя на него, невозможно сосредоточиться. Так же голубой цвет дает возможность быть вне границ общества, расширяет пространство. Но! замедляет рост и развитие. Это цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия. Чашка символизирует хрупкость человеческих отношений.

Семейный конфликт разгорается постепенно, сначала с шутливых жалоб, о том как хлопотливая Маруся заставила Светлану и отца заниматься делами по дому, в то время как они собирались остаток лета ловить рыбу, купаться и загорать. Кульминацией конфликта становится приезд товарища Маруси, полярного лётчика. Сюжетные линии объединяются в образе Светланы, и много в рассказе дается через ее восприятие. Любые события в доме имеют отношения и к ней, такой позиции придерживаются она и ее родители. Отец не пытается убедить Светлану, что с приездом лётчика в семье ничего не произошло, ведь она все видит и понимает. Таким образом отец и дочка решают в знак протеста оставить дом. Но они ни в чём не упрекают Марусю, по их мнению во всём виноват прежде всего гость.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой