Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Термин «воипостасное» в христологии: история употребления и богословское значение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Только благодаря терминологическим нововведениям в богословии, в VI веке, в христологии и появился новый термин — воипостасное. Известно, что этот термин часто встречается в трудах Леонтия Византийского, который предположительно жил в Константинополе в Шестом веке. В его трудах прослеживается мысль: что природа не существует без ипостаси (не бывает «безипостасной природы»), но природа… Читать ещё >

Термин «воипостасное» в христологии: история употребления и богословское значение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Санкт-Петербургская православная духовная академия заочное отделение семинарии

РЕФЕРАТ

Тема: «Термин „воипостасное“ в христологии: история употребления и богословское значение»

Выполнил: Игорь Андреев

Студент 2 курса семинарии

Проверил: ________________

Санкт-Петербург

I.

Введение

Значение термина, основные задачи и цели реферата.

II. Терминология, ее проблематика и осмысление.

III. История появления термина, его христология и богословское значение.

IV.

Заключение

: подведение итогов проведенного исследования.

I.

Введение

Значение термина, основные задачи и цели реферата Данный реферат написан в рамках предмета «Догматическое богословие». Предметом рассмотрения данного реферата является слово — термин: «воипостасное». Мы видим, что данный термин состоит из двух элементов: слова «ипостасное», то есть нечто принадлежащее «ипостаси» и приставки «во». Слово ипостась является очень знакомым и имеет довольно частое употребление в догматах христианства, а вот термин воипостасное встречается гораздо реже и его значение анализируется гораздо реже. Нам известно, в целом, что Христос до и после Своего «воплощения» обладает Ипостасью Бога — Второго Лица Пресвятой Троицы, Единой и Нераздельной. Вопрос заключается в том, как мыслить о Божественном Единстве по «Сущности» и как идентифицировать отдельное «Лицо» (Лице, Ипостась). Целью данного реферата является более конкретное и подробное рассмотрение и осмысление: значения изучаемого термина, его появления в христианском богословии и его значение в христологическом аспекте.

Обращаясь к словарю «Г. Дьяченко» Прот. Г. Дьяченко «Полный Церковно — Славянский Словарь». — «Отчий Дом», М., 2004. мы можем найти следующие значения интересующих нас, по теме реферата, слов. Слово ипостась имеет значение — «лице» (в церковном смысле) или «существо» Там же, С. 224.; а слово «ипостасный» имеет значение прилагательного — «личный» Там же, С. 863. Надо отметить, что интересующее нас слово воипостасный в данном словаре не обнаружено. Проводя дальнейшее исследование мы находим, что слово воипостасный означает: «ипостась принявший или «олицетворившийся» «Полный церковно-славянский словарь» [Электронный ресурс]. — http:// www.orthodic.org.

И если начать осмыслять значение слова воипостасный, то понятно, что тут необходим тщательный подход и осмысление. Особенно если принять во внимание, что в некоторых случаях, в древних христианских текстах, термины ипостась и сущность были синонимичны. Логично думать, что рассматриваемый термин — означающий ипостась принявший, имеет прямое отношение к теме «воплощения» (Иисуса Христа — Второго Лица Пресвятой Троицы), при этом сразу вспоминается и понятие о «естествах» («природах»). Рассматривая представленные термины можно отметить, что они часто встречаются вместе, особенно когда рассматривается учение о Пресвятой Троице или в христологии. Поэтому начнем исследование темы реферата с отдельного рассмотрения терминов: сущность, лицо, ипостась, естество.

II. Терминология, ее проблематика и осмысление Если говорить отдельно о Сущности (Божественной), то: нам известно из Священного Писания (Божественного Откровения) о существовании Божием, где Бог сообщает о Себе: «Я есмь Сущий» — дословный перевод на русский — Я есть Тот Кто есть (Исх. 3, 14) Цит. по: Библия — Российское Библейское Общество, М. 2000. С. 62. Мы знаем, что Бог существует и един по сущности — Троица Единосущная и Нераздельная. «Под Сущностью всегда понимается непостижимая и несообщимая глубина Божества, а Природа — более широкое понятие, включающее в себя Сущность, Волю и Энергию Бога» Цит. по: архим. Алипий и архим. Исайя «Догматическое Богословие». — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002, С. 116. Здесь хочется отметить, что мы можем лишь отчасти познать Природу Бога, но Сущность Его при этом для нас остается всегда непостижимой.

Если говорить отдельно о Лице (Одном из Лиц Пресвятой Троицы), то мы знаем, что Бог «Личен» и явлен нам в трех Лицах, при этом все Лица имеют одинаковое Божественное достоинство. Сын Божий обладает Лицом («Личностью», «Ипостасью»). Если немного отвлеченно говорить о сущности и личности, то христианское учение гласит, что именно «личное бытие» является высшим бытием (тут интересно отметить, что «неличное бытие» например, в своей низшей форме является только вещью). Личность же всегда оригинальна и несет свою особую «печать». Личность может соединяться с другими личностями, например для взаимного восполнения. Таким образом, муж и жена, например, любовию соединяются в одно существо — супругов, семью. По книге: епископ Александр Семенов-Тян-Шанский «Православный катехизис». — секретариат Татьяны Горичевой, Кенигсберг, D — 6700 LU — Ruchheim, С. 9 — 13. В первохристианский период часто вкладывали в один и тот же термин разное содержание. В греческом языке понятие существо выражалось одним термином, а понятие лицо выражалось уже разными словами. Одним и тем же термином ипостась могли обозначать и Лицо Пресвятой Троицы и Существо. И для облегчения взаимопонимания, по предложению (предположительно) св. Афанасия, под словом ипостась было определено понимать лицо и это слово стало обозначать собою — личность. Дополнительно отметим, что греческие отцы, в первых веках нашей эры, сумели преобразовать «свой язык» и создали «новый» «богословский язык», необходимый для точного выражения христианских истин. По книге: о. Михаил Помазанский. Православное Догматическон Богословие. — «ST.HERMAN OF ALASKA BROTHERHOOD PRESS», 1992, С. 67 — 68.

В истории богословия и в Священном Писании, в первохристианские времена, понятию ипостась придавались различные значения, и в богословии оно могло означать: 1) реальное бытие или существование, обладающее некоторой степенью постоянства; 2) индивидуальное бытие, обладающее некоторой степенью целостности; 3) личное, персональное бытие, в рамках терминологии, отождествляющей понятия? рьуфбуйт и рсьущрпн. Слово ипостасный (греч. ?нхр?уфбфпн) означает: 1) состояние реального бытия, 2) состояние индивидуального бытия или бытия «самого по себе», 3) состояние личного бытия. Эти три уровня понимания отражают богословское развитие понятия ипостась, и каждый новый уровень предполагает и включает в себя предыдущие. Богословское же значение термина ипостась непосредственно зависит от содержания, вкладываемого в это понятие По: [Электронный ресурс]. — http://www.bogoslov.ru. Если говорить о Божественных Ипостасях Пресвятой Троицы, то важно внимательно рассмотреть следующую цитату: «Говорим же, что каждое из всех трех Лиц имеет совершенную Ипостась, для того что бы нам не понять совершенной Природы за одну — сложенную из трех несовершенных, но за единую простую Сущность в трех совершенных Ипостасях, которые выше и впереди совершенства. … Но невозможно, чтобы произошло сложение из совершенных Ипостасей. Посему и не говорим о виде из Ипостасей, но — в Ипостасях. … И опять, говорим, что три Ипостаси находятся — одна в другой…» Цит. по: Св. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры». — «Лодья», М. 1998, С. 95. Говоря о термине ипостась с точки зрения христологии необходимо так же отметить, что в Лице Сына Божия: «Само слово Божие для плоти сделалось Ипостасью. Ибо божественное Слово соединилось не с такою плотию, которая прежде сама по себе существовала, но, вселившись в утробе святой Девы, Оно в Своей Ипостаси неописуемо восприняло Себе от чистых кровей Приснодевы плоть, одушевленную душею, одаренную разумом, и умом, взяв Себе начатки человеческого смешения, Само Слово сделавшись для плоти Ипостасью. … Почему и говорим не о человеке, обоготворенном, а о Боге — вочеловечившемся» Там же, С. 194 — 195.

Рассматривая понятие о Божественном «Естестве» мы знаем, что во Втором Лице Пресвятой Троицы — Иисусе Христе, при Воплощении, соединились два естества, Совершенный Бог сделался совершенным человеком и при этом, не изменился относительно своей природы, соединившись с плотию ипостасно, но неслитно, неизменно (непреложно), нераздельно и неразлучно. Сущность плоти не изменила природы Божества, а Божественная и человеческая природы не сделались одной сложной (сложенной) Божественной природой. П о книге: Св. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры». — «Лодья», М. 1998, С. 195. В Иисусе Христе присутствуют два естества и две «воли» (Божественная и человеческая).

Заметим, что рассматривая разные термины по отдельности, много раз они сообщают нам, как бы об одном и том же, но все вышесказанное необходимо для того, чтобы последовательно прийти к пониманию и осмыслению слова — термина воипостасное. Конкретно термина воипостасное не было, но значение, которое мы сегодня вкладываем в этот термин, уже было отдельно обозначенным (другими словами, но которые в другом контексте могли иметь и другое значение). Христологически именно Воплощение Христа и является базовым понятием к раскрытию значения и осмыслению термина воипостасный. Божество, воплотившись, соединилось с человеком в одной из своих ипостасей, и Бог при этом принял образ в виде «чужой» человеческой сущности — «обожая» ее при этом. Конечно, мы можем понять Божественнее устройство только отчасти и осмыслить это только в мере явленной нам Божественным Откровением.

III. История появления термина, его христология и богословское значение Если рассматривать термин воипостасное с исторической точки зрения, то он появился в процессе богословского осмысления христианских истин открытых Божественным Откровением. Можно увидеть, что в лексиконе античных писателей слова воипостасное не было, а вот слово ипостась (ипостасный) использовалось активно. Так, например, Ориген Ориген — греческий христианский теолог, философ, ученый, жил в Александрии, 185 — 254 гг. говорил об «ипостасном Слове» (?нхр?уфбфпт л? гпт), которое так же часто встречается и у св. Отцов, и церковных писателей в первые христианские века. Термин ипостасный (?нхр?уфбфпт) применялся не только в отношении Сына, но также Отца, Св. Духа и всех вместе Лиц Пресвятой Троицы, где основное значение слова, в данных случаях было как: «ипостасный» или «существующий как ипостась». Слово же — «Единосущная» (Троица) указывает на одну природу, а также означает: ипостасного Отца (?нхр?уфбфпн ф? н рбф? сб), ипостасного Сына (?нхр?уфбфпн ф? н х?? н) и ипостасного Духа Святого (?нхр?уфбфпн ф? рне? мб ф? ?гйпн). Ориген понятию? нхр?уфбфпт придавал значение — как реально существующий; так же это слово понимали и другие авторы того времени (Василий Великий, Григорий Нисский и др.). У древних греков слову «личность» эквивалента не было, а термин ипостась обозначал то, что обладало реальным существованием. Термин? нхр?уфбфпт относился не только к Лицам Пресвятой Троицы, но и был как синоним ипостасного, к человеку. По Православной энциклопедии" [Электронный ресурс]. — http:// www.pravenc.ru.

Один из авторитетнейших отцов нашей Церкви — Святитель Василий Великий Святитель Василий Великий: 330—379 гг., архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов, один из трёх Каппадокийских отцов церкви. в своих творениях различает понятия: сущность и ипостась, как общее и частное; где сущность — общее, а ипостась — частное («таким образом и Ипостаси исповедуются, и благочестивый догмат единоначалия не падает» Цит. по: Творения Святителя Василия Великого, ч.3. — Изд. «Паломник», М., 1993, С. 303.). Во времена «христологических споров» (о двух природах во Христе) появилась необходимость более глубокого осмысления таинства воплощения Христа и применение, в соответствии с этим, «триадологической терминологии каппадокийцев» Триадология: «учение о Пресвятой Троице». Каппадокийцы — Великие отцы церкви IV века: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др. Важно понимать, что ипостась отличается от сущности: ипостась — это частное бытие и вместе с общим (сущим) оно имеет свое собственное бытие.

Только благодаря терминологическим нововведениям в богословии, в VI веке, в христологии и появился новый термин — воипостасное. Известно, что этот термин часто встречается в трудах Леонтия Византийского, который предположительно жил в Константинополе в Шестом веке. В его трудах прослеживается мысль: что природа не существует без ипостаси (не бывает «безипостасной природы»), но природа не обязательно должна получить свое реальное бытие в своей собственной ипостаси — природа может обрести реальное бытие в индивидуализации другой природы. Вот, к примеру: человек это единая ипостась, состоящая из двух индивидуализированных природ (души и тела), которые, по сути своей, ипостасями не являются, так как существуют строго в составе единой человеческой ипостаси. По книге: иер. Олег Давыденков «Догматическое Богословие», ч. 3. — М., 1997, С. 117 — 119. В трактате «Против несториан и евтихиан» (Леонтия Византийского) так же говорится о различии терминов: ипостась и воипостасное, что это не одно и то же. Ипостась обозначает кого-то конкретно, а воипостасное — определенную сущность. Вместе со значением слова воипостасное, как «реально существующее», Леонтий Византийский допускает в термине его значение и как — «существующее в чем-либо» (?рпуф?нбй ?н), как и Человечество Христа существующее в Логосе (?рпуф?нбй ?н ф? Л? г?); где одна Ипостась сформирована из двух Природ: Божественной и человеческой. По Православной энциклопедии: [Электронный ресурс]. — http:// www.pravenc.ru.

Леонтий Иерусалимский в своих трудах показывает, что «общая сущность» может быть конкретизирована в частном бытии. Он употребляет два слова: «самоипостасный» (?дйпыр?уфбфпт) и «иноипостасный» (феспыр?уфбфпт). Первое слово обозначает — сущность в своей собственной ипостаси, а второе — сущность получающая бытие в другой («чужой») ипостаси. Говоря о природах во Христе, он тоже применяет два слова: «со-ипостасный» (ухнхр?уфбфпт) и «со-воипостасный» (ухненхр?уфбфпт). Эти слова — термина говорят, что Христос имеет два реальных и конкретных природных бытия в единой ипостаси Бога Слова. Там же.

В православном богословии термин воипостасное может иногда звучать как «воипостазирование» или как воипостасность человеческой природы во Христе. Под воипостазированием, к примеру, понимается восприятие Второй Ипостасью Пресвятой Троицы (Христом) человеческого естества, принятие тварной человеческой природы нетварной Божественной Личностью (Ипостасью) Единородного Сына Божьего. Присутствие в единстве Божественной Личности — Иисусе Христе двух природ (Божественной и человеческой) и означает воипостазирование человеческой природы. Во Христе имеется вся полнота человеческого естества, но вместо человеческой личности Личность (Ипостась) Единородного Сына Божьего; акцентируем, что: «человечество Спасителя получает свое бытие не в человеческой ипостаси, как в случае каждого из нас, а в Ипостаси Второго Лица Пресвятой Троицы, является воипостазированным в Ипостаси Слова» Цит по: иер. Олег Давыденков «Догматическое Богословие», ч. 3. — М., 1997, С. 119.; Он Ипостась Слова, общая, неотделимая от Его Божественной природы и человеческой. Термин воипостасное имеет очевидное христологическое приложение, во Христе, где соединены два естества «по образу» соединения души и тела в человеке и где человечество во Христе мыслиться как воипостасное. По книге: иер. Олег Давыденков «Догматическое Богословие», ч. 3. — М., 1997, С. 118 — 121. При этом важно отметить один очень важный догматический нюанс, отмеченный авторитетным источником — Св. Иоанном Дамаскиным, что: «человечество Спасителя не предсуществовало моменту Воплощения. … Следовательно, одновременно с тем, как образовалась плоть, она уже была Плотью Бога Слова. По сему мы и говорим не о человеке Божественном, но о Боге вочеловечившемся» Там же.

На вышеприведенных примерах достаточно ясно и понятно показаны различия между словами сущность и ипостась и раскрыто особое значение, формирование и появление термина воипостасное.

IV.

Заключение

: подведение итогов проведенного исследования терминология воипостасное богословский христианский В заключении подведем итог. Первоначальное значение древнего слова? нхр?уфбфпн (ипостасный) было — «реально существующее» (нечто ипостасное), в смысле противоположном «несуществующему» (которое обозначалось словом — ?нхр?уфбфпн). Позже, слово? нхр?уфбфпн получило дополнительный оттенок реального конкретного бытия в определенной ипостаси. Сущность проявляет свое бытие в конкретной ипостаси, и при этом она (сущность) может получить свое конкретное бытие в другой ипостаси (как человеческая природа во Христе). Человеческое естество Христа (именно — человеческое естество) не имело собственной ипостаси, но приобрело конкретное и реальное существование при воплощении. Ипостасной называется природа, воспринятая другой ипостасью и в ней получившая свое бытие. Термин воипостасное означает по своей сути, что: Человеческая Природа Христа, Второго Лица Пресвятой Троицы (Троицы Единой и Нераздельной), получила конкретное бытие (при воплощении), стала ипостасной в Ипостаси Бога Слова. Здесь и раскрывается значение слова воипостасный (воипостасное), как: ипостась принявший или олицетворившийся. Человечество Спасителя получает свое бытие не в человеческой ипостаси, как в случае каждого из нас, а в Ипостаси Второго Лица Превятой Троицы — является воипостазированным в Ипостаси Слова.

С развитием христианского богословия развивается и богословская терминология, необходимая для правильного понимания и осмысления, по мере возможности, Божественного Откровения. Нам известно, что в первые христианские века, когда Церковь «фиксировала» свое учение для «мира», то постоянно сталкивалась с вызовами времени, одними из которых были ереси «Ересь» — др.-греч. слово б? сеуйт, которое означает: «выбор, направление, мнение»; означает сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению, выделение из состава церкви новой общины (при этом ересь не следует смешивать с расколом). В борьбе с ересями проявлялась насущная потребность в богословском осмыслении христианских истин и формирование точных догматов. «Вселенские Соборы» 1-й Вселенский Собор: 325 г. в гор. Никея, «против ереси Ария отвергавшего предвечное рождение Иисуса Христа».

2-й Вселенский Собор: 381 г. в гор. Константинополь, «против «ереси Македония о неравенстве Трех Лиц Пресвятой Троицы».

3-й Вселенский Собор: 431 г. в гор. Ефесе, «о признании в Иисусе Христе двух естеств».

4-й вселенский Собор: 451 г. в гор. Халкидоне, «против монофизитов — одноестественников». На Соборе озвучен «Халкидонский орос» где говорится, что по воплощении в Иисусе Христе Божественное и человеческое соединены: «неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

5-й Вселенский собор: 553 г. в гор. Константинополь, где повторно осудили ереси Нестория и Евтихия., сыграли важную и ключевую роль в формировании и развитии богословия. Итогом деятельности православных богословов середины VI века, стало то, что в решениях V Вселенского Собора (553 г.), окончательно утверждено признание во Христе двух совершенных и различных естеств: Божественного и человеческого, а наряду с этим исповедуется вера в единое Лице Спасителя, поскольку два естества соединены в единую Ипостась Бога Слова.

Определения Соборов, необходимость в точном недвусмысленном выражении христианского вероучения и борьба с ересями, привели к насущной необходимости введения в христианское богословие новых терминов. Каждое слово имеет свой определенный смысл и индивидуальное значение и подводя итог проведенного исследования термина — воипостасное, можно с уверенностью отметить, что только в христологии, с воплощением Второго Лица Пресвятой Троицы — принявшим человеческое естество, раскрывается глубокое богословское значение изучаемого в нашем реферате термина.

Список литературы

Источники:

1. Библия — «Российское Библейское Общество», М. 2000, 1337 с.

2. Творения Святого Иоанна Дамаскина: Точное изложение православной веры. — Репр. изд. в переводе А. Бронзова С.-Пб. 1894 год. / «ЛОДЬЯ», 1998, 465 с.

3. Творения Святителя Василия Великого, ч.3. — Печатается по изд. 1846 г., тип. «Августа Семена», М. / Изд. «Паломник», М., 1993, 496 с.

Словари и справочные издания:

1. Протоиерей Г. Дьяченко: Полный Церковно — Славянский Словарь. — Репр. воспроизведение изд. 1900 г. / «Отчий Дом», м., 2004, 1120 с.

2. «Православная энциклопедия». [Электронный ресурс]. — http:// www.pravenc.ru.

3. «Полный церковно-славянский словарь». [Электронный ресурс]. — http:// www.orthodic.org.

4. «Богословие.Ru». [Электронный ресурс]. — http://www.bogoslov.ru.

Исследования:

1. Иерей Олег Давыденков: Догматическое Богословие. Курс лекций. Части: 1, 2 и 3. — М., 1997, 159 с., 292 с.

2. Архимандриты: Алипий и Исайя: Догматическое Богословие. Курс лекций. — «Свято-Троицкая Сергиевая Лавра», 2002, 288 с.

3. Протопресвитер Михаил Помазанский: Догматическое Богословие. — «ST.HERMAN OF ALASKA BROTHERHOOD PRESS», 1992, 257 с.

4. Епископ Александр Семенов-Тян-Шанский: «Православный катихизис». — Секретариат Татьяны Горичевой, Кенигсберг, D — 6700 LU — Ruchheim, 174 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой