Учет реализации готовой продукции
После того, как сделана торговая наценка, товары в бухгал-терском учете числятся по продажным ценам, а величина на-ценки на них фиксируется на счете 42. При реализации товаров используется видоизмененный механизм определения финан-сового результата на счете 46, так как и товары и выручка учи-тываются по продажным ценам. Вводится технический прием, называемый сторнированием (вычитанием) торговой… Читать ещё >
Учет реализации готовой продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ВВЕДЕНИЕ
2
- 1. УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ. 3
- а) Требования к учету готовой продукции. 3
- б) Жизненный цикл товара. 5
- в) Организация документооборота. 6
- 2. СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ. 10
- 3. РАСХОДЫ ПО ОТГРУЗКЕ ПРОДУКЦИИ. 19
- 4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
: 26
Тема представленной курсовой работы — Учет реализации готовой продукции.
Реализация выпущенной готовой продукции — конечная цель деятельности организации, заключительный этап кругооборота ее средств, по завершении которого определяются результаты хозяйствования, эффективность производства.
Готовая продукция — конечный продукт производственного процесса предприятия. Это изделия и продукты, полностью законченные обработкой на данном предприятии, отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям, принятые отделом технического контроля (ОТК), сданные на склад готовой продукции или представителям заказчика. Продукция, законченная обработкой, но не принятая, числиться в составе незавершенного производства.
Предприятия изготавливают продукцию в строгом соответствии с заключенными договорами, разработанными плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое внимание вопросам увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества, изучая потребности рынка.
Главный бухгалтер обязан следить за учетом готовой про-дукции и темпами ее реализации, за своевременным и пра-вильным оформлением документов на отгруженную продук-цию и за расчетами с покупателями; контролировать оперативное и полное выполнение договоров на поставку продукции покупателям.
1. УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ.
а) Требования к учету готовой продукции.
Готовая продукция — это продукция основного и вспомо-гательного производств предприятия, предназначенная для выпуска на сторону. К ней предъявляются следующие ос-новные требования. Она должна быть полностью закончена и укомплектована; соответствовать стандартам и/пли тех-ническим условиям и быть принятой службой технического контроля; снабжена соответствующим паспортом, сертифи-катом, гигиеническим заключением и другими необходи-мыми документами, удостоверяющими ее качество и ком-плектность. При передаче готовой продукции на склад или при сдаче покупателю непосредственно из производства должен составляться акт приемки или другой аналогичный документ.
Приемка по акту готовой продукции из производства на склад в бухгалтерском учете оформляется проводкой:
Д 40 — К 20 — производственная себестоимость продукции, где: счет 20 «Основное производство», счет 40 «Готовая продукция».
Продукция, не принятая по акту, числится в составе неза-вершенного производства.
Готовая продукция является конечным результатом произ-водственного цикла. Ее реализация завершает оборот хозяйст-венных средств и определяет эффективность производства: «деньги — товар — деньги» (Д — Т — Д*). Если Д* больше Д, то получается прибыль. Сумма прибыли от реализации продук-ции подсчитывается бухгалтерией больших и средних пред-приятий ежемесячно, а малых ежеквартально.
Согласно «Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», го-товая продукция отражается в бухгалтерском учете пред-приятия по фактической, нормативной (плановой) произ-водственной себестоимости или по прямым статьям затрат. В производственную себестоимость готовой продукции должны включаться материальные и трудовые производст-венные затраты, амортизация основных средств и другие, расходы, непосредственно связанные с производством. Другие расходы, в частности общехозяйственные (собирае-мые на счете 26 «Общехозяйственные расходы»), могут включаться или не включаться в состав производственной себестоимости.
Учет отгруженной продукции (сданных заказчику работ и оказанных потребителю услуг), в соответствии с упомя-нутым выше Положением, осуществляется по полной фак-тической себестоимости, т. е. кроме производственных рас-ходов в нем должны быть отражены остальные затраты, в том числе связанные с реализацией продукции. В рыночных условиях большое значение имеют формы договорных от-ношений между поставщиками и покупателями. Например, часть расходов по реализации продукции покупатель может взять на себя, равно как и часть рисков, связанных с транс-портировкой и хранением на промежуточных складах. По-этому бухгалтерский учет отгруженной продукции приоб-рел несколько дополнительных тонкостей, связанных использованием счета 45 «Товары отгруженные». В зависимости от условий договора в настоящее время указанный счет может включать или не включать в себя те или иные коммерческие расходы. Так, если покупатель обязался ком-пенсировать поставщику затраты на транспортировку, то они могут быть непосредственно включены в состав счета 45 «Товары отгруженные»:
Д 45 — К 40 — производственная себестоимость продукции;
Д 45 — К 43 — коммерческие расходы, оплачиваемые поку-пателем, где: счет 43 «Коммерческие расходы».
Одним из важных международных правил бухгалтерского учета является принцип действующего предприятия, который заключается в том, что хозяйствующий субъект предполагает-ся функционирующим в течение неопределенно большого промежутка времени.
В этой связи бухгалтерия обязана регулярно проводить анализ объемов выпуска отдельных образцов продукции, размера чистой прибыли, полученной от их реализации, а также суммы чистой прибыли на единицу продукции. Это позволит вырабатывать рекомендации по снятию с произ-водства устаревших образцов изделий и переходу на новые виды продукции.
б) Жизненный цикл товара.
Известно, что каждый товар имеет определенный жиз-ненный цикл, состоящий из следующих основных этапов: 1) разработки; 2) выведения на рынок; 3) роста продаж; 4) зрелости; 5) насыщения рынка; 6) упадка.
Основные финансовые цели на каждом из этих этапов, за-ключаются в следующем.
На этапе разработки анализируется возможность безу-быточности продаж. Сам по себе этот этап носит характер подготовки документации, технических средств, отработки технологии и оснащения производства. Непосредственных продаж и положительного финансового результата он не предусматривает.
На втором этапе начинается выпуск продукции, появляется прибыль за счет продаж.
Третий этап знаменуется бурным освоением рынка и значительным ростом объема продаж и увеличением объема прибыли.
На четвертом этапе (этапе зрелости товара) объем про-даж стабилизируется, производство и реализация макси-мально отлажены, и высокий объем прибыли достигается высокой организацией всех процессов хозяйствования и уп-равления, а также за счет сокращения издержек производ-ства и реализации.
Пятый этап жизни товара, связанный с насыщением рынка и с моральным старением товара, характеризуется уменьшением объема продаж. Поддержание высокого или среднего объема прибыли достигается на данном этапе за счет дополнительного снижения издержек.
Последний шестой этап товара обусловлен устойчивым сокращением выпуска и продаж и переходом к товару, но вого свойства или качества.
в) Организация документооборота.
Надежный и эффективный бухгалтерский учет готовой продукции и операций по ее реализации возможен только при условии грамотной организации документооборота, который охватывает большой перечень разнообразных бланков, ведо-мостей, карточек и других документов. В настоящее время на практике при учете готовой продукции и процесса ее продажи используются как унифицированные, так и старые традицион-ные документы, например: * сертификат соответствия;
* гигиеническое заключение; * качественное удостоверение на продукцию; * товарный ярлык; * приемо-сдаточный акт; * приемо-сдаточная накладная; * приходный ордер (форма № М-4); * требование — накладная (форма № М-11); * накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма № ТОРГ-13); * журнал учета товаров на складе (форма № ТОРГ-17); * накладная (форма № 19); * накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15); * приказ-накладная; * счет фактура; * счет (форма № 868); * товарно-транспортная накладная (форма № Т-1), * путевой лист грузового автомобиля (форма № П-4); * акт инвентаризации продукции отгруженной (ИНВ-4); * акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути (ИНВ-6).
Основными документами, без которых предприятие не мо-жет вывести свою продукцию на рынок товаров, являются: сертификат соответствия, гигиеническое заключение, качест-венное удостоверение на продукцию, товарный ярлык.
Сертификат соответствия подтверждает безопасность продукции предприятия для жизни и здоровья потребителей, а также невозможность нанесения вреда их имуществу и окру-жающей среде.
Гигиеническое заключение свидетельствует о безопасности данной продукции для здоровья граждан в период всего жиз-ненного цикла товара: при его производстве, эксплуатации и утилизации.
Качественное удостоверение на продукцию характеризует важные качественные показатели партии отгруженной продукции и содержит сведения о количестве товара в партии, весе, таре и упаковке.
Товарный ярлык описывает существенные свойства и параметры товара, связанные с его изготовлением, использованием и стоимостью.
Приемо-сдаточный акт, приемо-сдаточная накладная и приходный ордер (форма № М-4) — это документы, применяемые для учета движения товарно-материальных ценностей между структурными подразделениями организации. Они используются для оформления выпуска и приемки готовой продукции на соответствующий склад. Этой же цели служат: требование — накладная (форма № М-11) и накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма № ТОРГ-13).
Журнал учета товаров на складе (форма № ТОРГ-17) предназначается для учета сохранности и движения готовой продукции в пределах отведенных мест их хранения. |
Накладная (форма № 19), накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) и приказ-накладная предназначены для выдачи поставщиком готовой продукции покупателю. Они относятся к категории товарных документов и содержат подробные характеристики отгружаемой (или отправляемой) продукции. Иногда в них приводятся данные о стоимости (но они не являются обязательными). Эти документы должны быть дополнены соответствующими расчетно-платежными свидетельствами, к которым принадлежат: счет фактура и счет (форма № 868). В счетах содержатся денежные требования к покупателям или подтверждения ранее проведенных ими пла-тежей. Кроме того, в этих документах указываются некоторые характеристики товара.
Особую роль играет счет-фактура: она является комбинированным товарным, расчетно-платежным документом и налоговым свидетельством. В ней помещаются требования по учету следующих налогов: НДС, акциза и налога с продаж. Скрупулезное заполнение, хранение и контроль исполнения данного доку-ментаактуальная практическая задача бухгалтерского учета.
При ведении счетов-фактур необходимо фиксировать их в специальном журнале, а операции по купле продаже отражать соответственно в книге покупок и книге продаж. Постоянно и пристальное внимание к счету-фактуре проявляют налоговые и финансовые органы: важное последнее изменение по запол-нению этого документа было внесено постановлением Прави-тельства России от 19.01.2000 г. № 46.
Товаро-транспортная накладная (форма № Т-1) и путевой лист грузового автомобиля (форма № П-4) «Принадлежат к кате-гории документов, оформляющих процесс перемещения про-дукции от поставщика к покупателю. Они содержат достаточно полные сведения о грузе и условиях его транспортировки.
Акт инвентаризации продукции отгруженной используется для учета объемов продукции, отправленной покупателям, со-хранности о пути следования, сроков перемещения и опера-тивности осуществления расчетных операций.
Реализация готовой продукции оформляется в бухгалтер-ском учете в зависимости от способа реализации (по предо-плате или по отгрузке) совокупностью проводок, которые приведены ниже. После предоплаты продукция отгружается вместе с товаросопроводительными документами (или же они высылаются отдельно). Во втором случае после отгрузки про-дукции поставщик сдает расчетные документы в свой банк вместе с платежным требованием-поручением на получение акцепта и востребование платежа.
2. СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ.
В настоящее время в России используются два основных способа реализации продукции: по принципу предоплаты и по принципу отгрузки продукции.
Первый способ: предприятие сначала получает деньги, ко-торые ему перечисляет покупатель платежным поручением, а затем оно отгружает продукцию или оказывает услуги. В этом случае предприятие находится в выгодном положении. После отгрузки продукции бухгалтерия подсчитывает финансовый результат в виде прибыли, а затем выплачивает налоги из по-лученных денег.
Рассмотрим механизм реализации в самом упрощенном виде, когда общехозяйственные расходы переведены в состав расходов основного производства, а коммерческие расходы отсутствуют. В этом случае в бухгалтерском учете эти опера-ции фиксируются следующими проводками:
Д 51 — К 64 — предоплата (договорная цена товара);
Д 46 — К 40 — отгрузка продукции (производственная себе-стоимость);
Д 46 — К 68/2 — НДС (налог на добавленную стоимость);
Д 64 — К 46 — зачет предоплаты;
Д 46 — К 80 — финансовый результат, где:
счет 40 «Готовая продукция»,
счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»,
счет 51 «Расчетный счет»,
счет 64 «Расчеты по авансам полученным»,
субсчет 68/2 «Расчеты с бюджетом по НДС»,
счет 80 «Прибыли и убытки».
Механизм реализации продукции при предоплате пред-ставлен нами в упрощенном виде, поскольку согласно налого-вому законодательству получение предоплаты (аванса) долж-но сопровождаться начислением налога на добавленную стоимость:
Д 51 — К 64 — получение аванса;
Д 64 — К 68/2 — начисление НДС с аванса.
При зачете предоплаты (аванса) проводка по начислению НДС сторнируется:
Д 64 — К 46 — зачет аванса;
Д 64 — К 68/21 — сторнирование НДС, начисленного с аванса.
Для облегчения освоения процесса кодирова-ния хозяйственных деятельности в ряде примеров работы применяется упрощенный вариант написания проводок, в том числе, без начисления НДС с аванса и сторнирования его при зачете аванса.
Второй способ: предприятие сначала отгружает продук-цию, а затем сдает в банк товаросопроводительные документы вместе с платежным требованием-поручением на востребова-ние платежа. В этом случае предприятие находится в менее выгодном положении. По закону его бухгалтерия обязана сра-зу после отгрузки подсчитывать финансовый результат и пла-тить налоги, независимо от поступления денег на расчетный счет.
В бухгалтерском учете эти операции при тех же принятых упрощениях фиксируются следующими проводками:
Д 46 — К 40 — отгрузка продукции (производственная себе-стоимость);
Д 46 — К 68/2 — НДС;
Д 62 — К 46 — счет покупателю (договорная цена);
Д 46 — К 80 — финансовый результат;
Д 51 — К 62 — поступление денежной выручки, где:
счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Если покупатель не оплатит полученную продукцию (то-вар) в сроки, указанные в договоре на поставку, предприятие может подать документы в арбитражный суд на востребование платежа.
В настоящее время законодательство России требует веде-ния бухгалтерского учета только по принципу отгрузки продукции. Налоговый учет по налогу на прибыль (и некоторым другим налогам) может осуществляться по выбору: либо по моменту отгрузки продукции, либо по моменту получения де-нег. Во втором случае приходится вести одновременно два раз-ных вида учета: бухгалтерский и налоговый. Более того, с каж-дым годом налоговая система становится более сложной и разветвленной. Поэтому налоговый учет приобретает самостоя-тельное значение, что существенно увеличивает объем бухгал-терских работ, поскольку на многих предприятиях (в первую очередь, малых) оба эти учета ведет именно бухгалтерия.
В случае наличия коммерческих расходов, которые фикси-руются на счете 43 «Коммерческие расходы» совокупность проводок по учету реализации продукции должна быть до-полнена и в случае учета по отгрузке будет выглядеть следу-ющим образом:
Д 46 — К 40 — отгрузка продукции (производственная себе-стоимость);
Д 46 — К 43 — коммерческие расходы;
Д 46-К 68/2-НДС;
Д 62 — К 46 — счет покупателю (договорная цена);
Д 46 (80) — К 80 (46) — финансовый результат (прибыль или убыток);
Д 51 — К 62 — поступление денежной выручки.
Сумма производственной себестоимости продукции и коммерческих расходов носит название полной фактической себестоимости продукции.
На счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» выявля-ется финансовый результат от реализации продукции. Опреде-ление финансового результата происходит путем закрытия это-го счета, т. е. обнуления конечного сальдо. Сопоставление выручки с расходами на изготовление и на реализацию продук-ции, даст ответ: получена прибыль или убыток.
Ниже показан механизм определения финансового результата.
46. Реализация продукции (работ, услуг)
Дебет | Кредит | |
Производственная себестоимость Коммерческие расходы НДС Прибыль? | Выручка от реализации Убыток? | |
Рассмотрим два варианта практической задачи. В первом слу-чае предприятие реализует продукцию, производственная себес-тоимость которой составляет 12 тыс. руб. по договорной цене 18 тыс. руб. Коммерческие расходы при этом вставляют 1 тыс. руб.
Во втором случае условия реализации те же, только дого-ворная цена 15 тыс. руб. Напишем проводки и определим в обоих случаях финансовый результат от сделки, путем урав-новешивания (обнуления) счета 46.
Д46-К40 12 000 Д46-К40 12 000
Д 46-К 43 1000 Д 46-К 43 1000
Д 62-К 46 18 000 Д 62-К 46 15 000
Д 46 -К 68/2 3000 Д 46-К 68/2 2 500
Д46-К802 000 Д80-К46 500
Д 51-К 62 18 000 Д 51-К 62 15 000
В первом случае получена прибыль в размере 2 тыс. руб., сумма НДС — 3 тыс. руб. А во втором случае — убыток в раз-мере 0,5 тыс. руб., сумма НДС — 2,5 тыс. руб.
Если исходить из формулы цены продукции (7.1), то в бло-ке проводок по реализации продукции следует учесть кроме НДС, сумму акциза и (в случае наличной выручки) налога с продаж. В этом случае в бухгалтерском учете по реализации подакцизной продукции за наличный расчет должны быть следующие записи:
Д 46 — К 40 — отгрузка продукции (производственная себе-стоимость);
Д 46 — К 43 — коммерческие расходы;
Д 46 — К 68/1 — сумма акциза;
Д 46-К 68/2-НДС;
Д 46 — К 68/3 — налог с продаж;
Д 62 — К 46 — счет покупателю (договорная цена);
Д 46 (80) — К 80 (46) — финансовый результат (прибыль или убыток);
Д 50 — К 62 — поступление наличной денежной выручки, где: субсчет 68/1 «Расчеты с бюджетом по акцизам», счет 68/3 «Расчеты с бюджетом по налогу с продаж».
Механизм определения финансового результата в данном случае представлен ниже.
46 «Реализация продукции (работ, услуг)»
Дебет | Кредит | |
Производственная себестоимость Коммерческие расходы Сумма акциза НДС Налог с продаж Прибыль? | Наличная выручка от реализации Убыток? | |
Общехозяйственные расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы», могут списываться непосред-ственно на реализацию продукции. Сущность непосредствен-ного списания этих расходов на реализацию продукции за-ключается не в том, что имеются сложности в их распределении по различным видам продукции, а в том, что нет смысла омертвлять общехозяйственные расходы в нереа-лизованной продукции, томящейся на складах. Прямое списа-ние общехозяйственных расходов на реализацию дополнит общую схему реализации продукции, которая будет выглядеть следующим образом Д 46 — К 40 — отгрузка продукции (производственная себе-стоимость);
Д 46 — К 43 — коммерческие расходы;
Д 46 — К 26 — общехозяйственные расходы;
Д 46 — К 68/1 — сумма акциза;
Д 46-К 68/2-НДС;
Д 46 — К 68/3 — налог с продаж;
Д 62 — К 46 — счет покупателю (договорная цена);
Д 46(80) — К 80 (46) — финансовый результат (прибыль или убыток);
Д 50 — К 62 — поступление наличной денежной выручки.
Механизм реализации продукции при прямом списании общехозяйственных расходов выглядит следующим образом:
46 «Реализация продукции (работ, услуг)»
Дебет | Кредит | |
Производственная себестоимость (без общехозяйственных расходов) Коммерческие расходы Общехозяйственные расходы Сумма акциза НДС Налог с продаж Прибыль? | Наличная выручка от реализации Убыток? | |
Бухгалтерский учет реализации продукции на ряде пред-приятий проводится без использования счета 40 «Готовая продукция». Это касается фирм, производящих строительные, геологоразведочные, научно-исследовательские работы, а также организаций, оказывающих транспортные услуги, услу-ги связи и бытовые услуги населению.
Реализация произведенных ими работ и услуг оформляется следующим образом (при условии реализации «по отгрузке»):
Д 46 — К 20 — производственная себестоимость работ;
Д 46 — К 43 — коммерческие расходы;
Д 62 (76) — К 46 — сметная (договорная) стоимость работ;
Д 46 — К 68 — НДС;
Д 46 (80) — К 80 (46) — финансовый результат (прибыль или убыток), где: счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В строительстве в настоящее время используют два спосо-ба учета выпуска готовой продукции: в целом по окончании работ и по отдельным частям.
1. Способ приемки в целом по окончании работ:
Д 46 — К 20 — списана на реализацию себестоимость гото-вой строительной продукции.
2. Способ приемки по отдельным частям (с использова-нием счета 36 «Выполненные этапы по незавершенным работам»):
Д 51 — К 64 — аванс от заказчика;
Д 36 — К 46 — договорная стоимость выполненных работ;
Д 46 — К 20 — фактическая себестоимость выполненных работ;
Д 46 — К 68 — НДС по выполненным работам;
Д 46 — К 80 — финансовый результат.
После окончания всех этапов работ:
Д 62 — К 36 — договорная стоимость всего объекта;
Д 64 — К 62 — зачет авансов;
Д 51 — К 62 — доплата от заказчика (в случае необходимости), где: счет 64 «Расчеты по авансам полученным».
При использовании нормативного метода калькуляции продукции учет выпуска готовой продукции может осуществ-ляться с применением счета 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)»:
Д 40 — К 37 — на сумму плановой (нормативной) производ-ственной себестоимости;
Д 37 — К 20, 23 — на сумму фактической производственной себестоимости, где:
счет 23 «Вспомогательные производства».
Если фактическая себестоимость выше нормативной себес-тоимости, то при реализации продукции делаются следующие проводки:
Д 46 — К 40 — плановая (нормативная) производственная себестоимость;
Д 46 — К 37 — сумма превышения фактической себестоимо-сти над плановой;
Д 62 — К 46 — счет покупателю;
Д 46-К 68-НДС;
Д 46 — К 80 — финансовый результат.
Если фактическая себестоимость ниж<�нормативной себес-тоимости, то при реализации продукции делаются следующие проводки:
Д 46 — К 40 — плановая (нормативная) производственная себестоимость;
Д46-К37 — сторно на сумму экономии;
Д 62 — К 46 — счет покупателю;
Д46-К68-НДС;
Д 46 — К 80 — финансовый результат.
3. РАСХОДЫ ПО ОТГРУЗКЕ ПРОДУКЦИИ.
При заключении договора между покупателем и поставщи-ком обязательно делается оговорка о том месте, где передает-ся право собственности на товар и до которого расходы по от-грузке и транспортировке несет поставщик.
В бухгалтерском учете это место называется «франко-место». Слово «франке» обозначает понятие «свободен», т. е. с ка-кого места поставщик свободен от обязательств и не несет от-ветственность за пропажу и порчу товара, а также не оплачивает расходы по страховке и транспортировке груза.
Наиболее распространенными в России являются поставки железнодорожным транспортом. Для этих поставок типичны-ми являются следующие франке — места.
1. Франко — склад поставщика: поставщик свободен от обя-зательств по страховке и транспортировке товара уже на своем складе.
2. Франко — вагон — станция отправления: поставщик не-сет ответственность за доставку товара в вагон на станцию отправления.
3. Франко — вагон — станция назначения: поставщик не-сет ответственность за доставку товара на станцию назна-чения покупателя. Эту ответственность он частично может переложить на железную дорогу, заключив с нею договор на перевозку.
4. Франко — склад покупателя: поставщик несет ответст-венность за доставку и разгрузку товара на складе покупателя.
Чаще всего в России используют способ «франке — вагон — станция отправления» с дополнительным договором с желез-ной дорогой на перевозку груза. В этом случае получение то-вара на железнодорожной станции осуществляется матери-ально-ответственным лицом предприятия-покупателя по доверенности, удостоверяющей его право на это.
Магазины чаще заключают договоры на поставку им продук-ции по способу «франке — склад покупателя»: у них обычно воз-никают проблемы с организацией транспортных перевозок.
Для точного указания места передачи права собственности на отгруженную продукцию в бухгалтерском учете часто ис-пользуют счет 45 «Товары отгруженные». После отгрузки то-вара, который еще не стал собственностью покупателя, и при условии, что коммерческие расходы оплачивает поставщик, делается следующая бухгалтерская проводка:
Д 45 — К 40 — отгрузка продукции покупателю (себестоимость), где:
счет 40 «Готовая продукция».
Продукция на счете 45 собственность (актив) поставщика и учитывается им при расчетах налога на имущество. После перехода права собственности к покупателю в бухгалтерском учете поставщика оформляются следующие записи:
Д 46 — К 45 — списана на реализацию себестоимость отгру-женной продукции;
Д 46 — К 43 — списаны на реализацию коммерческие расходы;
Д 46-К 68-НДС;
Д 62 — К 46 — счет покупателю (договорная цена);
Д 46 — К 80 — финансовый результат, где:
счет 43 «Коммерческие расходы»,
счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»,
счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
счет 68 «Расчеты с бюджетом»,
счет 80 «Прибыли и убытки».
4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ.
Особое место в бухгалтерском учете реализации продук-ции (работ, услуг) занимает учет в торговых организациях.
Главное отличие в том, что производственный процесс на данных предприятиях заключается в реализации продукции, из-готовленной другими предприятиями. Поэтому счет 20 «Основ-ное производство» в торговых организациях не применяется.
Основной счет, используемый для учета собственных за-трат торговой фирмы, — это счет 44 «Издержки обращения». Он аналогичен счету 20 предприятий производственной сфе-ры. Учет затрат таков же:
Д 44 — К 10, 12, 02, 05, 13, 50, 68, 69, 70, 76.
Другая важная особенность — постоянное использование счета 41 «Товары». Роль данного счета в торговых организа-циях очень похожа на роль счетов учета материальных ценно-стей, приобретаемых предприятиями производственной сферы и используемых для изготовления продукции. Но есть особен-ности, связанные с формами организации торговли.
В настоящее время существуют две главные формы орга-низации торговли: оптовая и розничная. Оптовая торговля предназначена для реализации товаров покупателям партиями и, в основном, по безналичному расчету. Розничная торговля предназначена для реализации единичных товаров населению за наличный расчет. Эти отличия и предопределяют разницу в бухгалтерском учете.
Учет на предприятия оптовой торговли очень похож на учет в производственных предприятиях. Оптовики приобретают то-вары также, как предприятия производственной сферы покупа-ют материальные ценности с аналогичным выделением НДС:
Д 60 — К 51 -оплата поставщикам товаров;
Д 41 — К 60 — товары по покупной цене без НДС;
Д 19/6 — К 60 — НДС по приобретенным товарам, где: счет 19/6 «НДС по приобретенным товарам».
По оплаченным товарам предприятия оптовой торговли могут производить зачет с бюджетом по НДС, независимо от того, реализованы данные товары или нет:
Д 68/2 — К 19/6 — зачет с бюджетом по НДС.
При реализации товаров НДС начисляется с выручки (про-дажной цены) без НДС. В бухгалтерском учете схема оптовой торговли оформляется с помощью проводок:
Д 46 — К 41 — списание товаров на реализацию по покупной цене без НДС;
Д 46 — К 44 — расходы торгового предприятия (издержки обращения);
Д 62 — К 46 — счет покупателю (продажная цена с НДС);
Д 46 — К 68/2 — НДС (от выручки без НДС);
Д 46 (80) — К 80 (46) — финансовый результат (прибыль или убыток).
Д 51 — К 62 — выручка по продажной цене с НДС; Схема учета реализации товаров и определения финансо-вого результата на предприятиях оптовой торговли выглядит следующим образом.
46 «Реализация продукции (работ, услуг)»
Дебет | Кредит | |
Стоимость товаров по покупной цене (без НДС) Издержки торгового предприятия НДС Прибыль? | Выручка от реализации по продажной цене товаров Убыток? | |
Учет на предприятиях розничной торговли отличается от учета на предприятиях оптовой торговли двумя главными мо-ментами. Первый заключается в том, что реализация товаров осуществляется за наличный расчет, поэтому в продажную цену товара закладывается налог с продаж. Второй момент за-ключается в применении (но не обязательном) счета 42 «Тор-говая наценка». При использовании счета 42, бухгалтерский учет по закупке товаров выглядит следующим образом:
Д 60 — К 51 — оплата поставщикам;
Д 41 — К 60 — покупная стоимость товаров без НДС;
Д 19/6 — К 60 — НДС по приобретенным товарам;
Д 41 — К 42 — торговая наценка.
Д 68/2 — К 19/6 — оплаченный НДС предъявлен к зачету с бюджетом.
После того, как сделана торговая наценка, товары в бухгал-терском учете числятся по продажным ценам, а величина на-ценки на них фиксируется на счете 42. При реализации товаров используется видоизмененный механизм определения финан-сового результата на счете 46, так как и товары и выручка учи-тываются по продажным ценам. Вводится технический прием, называемый сторнированием (вычитанием) торговой наценки. Это прием обеспечивает изменение учетной цены товаров с продажной на покупную цену для определения финансового результата и од-новременное списание суммы торговой наценки на объем реа-лизованных товаров. В бухгалтерском учете совокупность про-водок будет выглядеть следующим образом:
Д 46 — К 41 — списание на реализацию товаров по продаж-ной цене без НДС;
Д 46 — К 44 — списание расходов торгового предприятия;
Д 50 — К 46 — выручка в кассу по продажной цене;
Д 46 — К 68/1 — налог с продаж от выручки (без налога с продаж);
Д 46 — К 68/2 — НДС от продажной цены (без налога с продаж и НДС);
Д 46 — К 421 — сторно на сумму торговой наценки;
Д 46 (80) — К 80 (46) — финансовый результат (прибыль или убыток).
Схема реализации товаров на счет 46.
46 «Реализация продукции (работ, услуг)»
Дебет | Кредит | |
Стоимость товаров по продажной цене (без НДС) Издержки торгового предприятия Налог с продаж Торговая наценка — сторно Прибыль? | Наличная выручка от реализации по продажной цене товаров Убыток? | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Готовая продукция — это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой в данной организации, прошедшие проверку на соответствия утвержденным стандартом и оформленные приема — сдаточной документации.
Мы рассмотрели следующие вопросы: правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах; контроль за сохранностью готовой продукции контроли за своевременной оплаты за реализованной продукции и расчетов с покупателями и заказчиками.
На всех стадиях производства и реализации готовая продукция оформляется накладными, приемными актами и другими первичными и свободными документами.
Обороты по реализации готовой продукции на территории РФ, а так же внутри предприятия, затраты по которым не относятся на издержки обращения, являются объектами налогообложения и НДС исчисляется по двум ставкам: 10%, 20%. Сведения о прибыли, ставках, суммах и налога на прибыль организация отражает в налоговой декларации, которую предоставляет в налоговые органы по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Барышников Н.П. бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение — М., 1998.
Бухгалтерский учет /под ред. П. С. Безруких. — М., 1996
Вещунова Н.Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. — М., 1996
Иванцев И. В. Реализация продукции по договору смены // Главбух. — 2000 — № 11 — с. 16.
Кожинов В. Я. Бухгалтерский учет. Пособие для начинающих. — М., 2001.
Козлова Е.П., Парашутин Н. В. Бухгалтерский учет: — М., 1997 г.
Кондраков Н.П., Краснова Л. П. Принципы бухгалтерского учета. — М., 1997.
Ламыскин И. А. Бухгалтерский учет: учебник. — М., 2000.
Макарова В. И Реализация готовой продукции малыми предприятиями // Главбух. — 1999 — № 8
Тяжких Д. С. Типичные ошибки бухгалтерского учета в торговле. — СПб., 1997.