Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

По методике преподавания биологии в школе с использованием компьютера при изучении темы сердечно-сосудистой системы в — 8 классе средней школы

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Участвуют 6 человек, четверо из которых изображают камеры сердца (правые и левые предсердия и желудочки), двое кровь. Участники 1−4 стоят парами, лицом друг к другу, их руки образуют кольцо. Так как, сердечный цикл длится 0,8 секунд, то на счет «1» «кровь» (участники 5−6) делает шаг и попадает в предсердия (кольцо рук 1−2), на счет «2−3−4» «кровь» переходит в «желудочки» (участники 3−4), на счет… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ
    • 1. 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ
    • 1. 2. СОВРЕМЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
    • 2. 1. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ
    • 2. 2. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 2. 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

По методике преподавания биологии в школе с использованием компьютера при изучении темы сердечно-сосудистой системы в — 8 классе средней школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Это одна из главнейших проблем, решаемых сейчас и практиками и теоретиками-методистами. Ибо от решения ее зависит резкое улучшение обучения, В идеальном варианте эти две связи должны быть равноценными, уравновешенными, т. е. учитель должен получать информации от учащихся не меньше, чем учащиеся получают от учителя.

6) Заключительный момент применения метода. Он неодинаков: в одних случаях применения метода завершается его обобщением (в рассказе, лекции), в других — учащиеся подводятся к выводам на основе изучения фактов (например, в беседе). Но главным в заключительном моменте при использовании любого метода всегда должны быть подведены итоги, сделаны выводы.

2.

3. Практический пример применения методики преподавания биологии в школе при изучении темы сердечно-сосудистой систем Урок-обобщение и систематизация знаний; включает в себя тесты, устный и фронтальный опросы, ученические презентации.

Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас урок — обобщения знаний по теме «Кровь. Кровеносная система».

Цель: проверить и обобщить знания и умения по теме «Кровь. Кровеносная система».

Задачи:

проверить понимание терминологической грамотности учащихся; знание сущности физиологических процессов;

умения и навыки по оказанию первой медицинской помощи при кровотечении;

осознать вред никотина, алкоголя для работы органов системы кровообращения;

понимать необходимость здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование для учащихся: учебник «Биология человека», тесты 1 и 2 варианты, презентация мини-проектов, учебное электронное издание Биология 6−11 класс, 1С Репетитор.

Методы: словесные, наглядные, исследовательские, ИКТ.

Ход урока.

Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку, настрой.

Приветствие учителя.

Эпиграф «Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу — это поистине главное условие человеческого счастья». (Артур Шопенгауэр) Проверка знаний будет проводиться в виде различных заданий.

Задание «Термины».

Ребята, давайте вспомним и правильно запишем в тетради термины, изображенные на экране компьютера. Работа проводиться по вариантам (1 и 2 варианты) по 6 вопросов.

1 вариант.

1. Как называется движение крови по сосудам?

2. Назовите красные кровяные клетки?

3. Назовите орган иммунной системы?

4. Как называется путь крови от левого желудочка до правого предсердия?

5. Какое вещество входит в состав эритроцитов?

6. Какие сосуды несут кровь к сердцу?

2 вариант.

1. Какие сосуды несут кровь от сердца?

2.Как называются сосуды, имеющие клапаны?

3. Какова масса сердца?

4. Как называется процесс пожирания инородных тел лейкоцитами?

5. Назовите клетки крови, участвующие в свертывании крови?

6. Сколько раз в минуту сокращается сердце?

Правильные ответы.

1 вариант 2 вариант

1. Кровообращение 1. Артерии

2. Эритроциты 2. Вены

3. Селезенка 3. 300 грамм

4. Большой круг кровообращения 4. Фагоцитоз

5. Гемоглобин 5. Тромбоциты

6. Вены 6. 60−80 раз Ставим оценки:

5 — все ответы верны

4 — одна ошибка

3 — две-три ошибки

2. Ребята, давайте повторим иммунную систему?

1.Что такое иммунитет? (Иммунитетом называют способность организма находить чужеродные тела и веществе (антигены) и избавляться от них.

2. Перечислите органы иммунной системы (костный мозг, вилочковая железа, лимфатические узлы, селезенка, скопление лимфоидной ткани по ходу дыхательных путей и органов пищеварения).

3. Какие виды иммунитета вы знаете? (Иммунитет бывает видовым, наследственным (врожденным) и приобретенным. Иммунитет самовозникающий и врожденный называют естественным, а полученный в результате применения медицинских препаратов (вакцин и лечебных сывороток) — искусственным.

3. А сейчас учащиеся разыграют модели физиологических процессов: один из выступающих, комментирует выступление своей команды.

«Работа сердца» (сценка).

Участвуют 6 человек, четверо из которых изображают камеры сердца (правые и левые предсердия и желудочки), двое кровь. Участники 1−4 стоят парами, лицом друг к другу, их руки образуют кольцо. Так как, сердечный цикл длится 0,8 секунд, то на счет «1» «кровь» (участники 5−6) делает шаг и попадает в предсердия (кольцо рук 1−2), на счет «2−3-4» «кровь» переходит в «желудочки» (участники 3−4), на счет «5−6-7» «кровь» выходит из желудочков, учащиеся занимают исходные позиции.

«Образование тромба» (сценка) Участвуют 6 человек: двое изображают стенку сосуда, остальные (4 чел) элементы крови. Один из участников комментирует выступление.

Представьте себе, что вы порезали палец (участники 1−2 разрывают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь (игроки 3−4 многократно пробегают через разомкнутые руки) Но вот на месте повреждения начинают появляться нити белка фибрина (1 и2 протягивают друг к другу руки и соединяют их). Которые, словно сеточка, закрывают отверстия (3−4 застревают в сетке рук 1−2) они закупоривают прорыв. Так образуется тромб.

Следующее задание «Прием в травпункте»

Используем диск лабораторный практикум Биология 6−11 класс.

Расположите этапы оказания первой помощи при венозном кровотечении в нужном порядке.

Укажите правильную последовательность действий оказания первой помощи при капиллярном кровотечении.

Ребята, проверку знаний проведем в виде теста, первый вариант (сильные дети), второй вариант (слабые дети). После выполнения тестов, обмениваемся и проверяем ответы. Ставим оценки.

Трое учащихся выполняют тесты самостоятельно по компьютеру, используя учебное электронное издание 1СРепетитор (№ 26−35).

6.Давайте послушаем выступления ребят, подготовивших мини-проекты.

1.Влияние табака на работу сердечно-сосудистой системы (выступают 2 ученика) Опыт № 1.

Цель: определить скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки у курящего человека, перед курением, когда человеку очень хочется курить, и после выкуривания сигареты. Скорость кровотока определяем по формуле V = l/t

где V — скорость кровотока

l — длина ногтя

t — время До курения скорость кровотока равна 0,4 см/сек, после курения 0,6 см/сек.

Вывод: в первом случае скорость кровотока понижена из-за спазмов сосудов, и только После выкуривания сигареты она становится близкой к нормальной. Это объясняется двухфазным действием табака, который вначале расширяет сосуды, а затем сужает их, происходит спазм сосудов.

Особенно страдают сосуды ног, появляется болезнь перемежающаяся хромота. Прогноз такой болезни неблагоприятный: может кончиться ампутацией одной или обеих ног. От табака страдает и сердце: так как нарушается нормальная работа его сосудов.

Опыт№ 2. Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина.

Цель: дать учащимся представление о сложном составе табака, выявить наличие в нем кислот, смол и никотина.

Ход: развернем фильтры целой сигареты и окурка, сравним их. В фильтре окурка темно-коричневого цвета осталась часть смол и никотина, образующих при курении.

Фильтры бросаем в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот (реакция нейтрализации), появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол, частиц угля.

Продукты, образующиеся при курении — никотин, мышьяк, аммиак, муравьиная и синильная кислоты и другие химические соединения вызывают заболевания сердечно-сосудистой системы.

2. Влияние алкоголя на работу сердечно-сосудистой системы (выступает 1 ученик) Алкогольные напитки, включая пиво, также нарушают кровообращение внутри сердечной мышцы, что нередко приводит к постепенному замещению мышечной ткани на соединительную. В ней откладывается большое количество жира, в результате масса сердца становится очень большой. Но несмотря на внушительные размеры, работоспособность такого сердца низка. Ведь соединительная ткань не может участвовать в сокращении.

Проведем опыт: нарушение свойств белка при воздействии на них алкоголя.

Цель: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.

Ход: в две пробирки налить по два мл яичного белка. В первую пробирку добавить 6 мл воды, в другую столько же спирта 80−90%.

Результат: в первой пробирке белок растворяется, так как является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образовался плотный белый сгусток, в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков оду. В результате нарушаются структура и свойства белка, его функции что ведет к нарушению работы всех клеток органов, в т. ч. гемоглобина эритроцитов, которые переносят кислород от органов дыхания к тканям, а от них углекислый газ к дыхательным органам.

3. Значение физических упражнений на работу сердечно-сосудстой системы (выступает 1 ученик).

Здоровье человека во многом зависит от хорошего кровообращения всех органов нашего тела. Недаром говорят:"Движение — это жизнь" Ведь без него невозможны труд человека, занятия спортом и даже познавательная деятельность. В основе движения лежит сокращение мышц. При физической работе в мышцах усиливается кровоснабжение. Это улучшает их питание и снабжение кислородом. Сокращение мышц, близкое к предельному, и последующий отдых обеспечивает тренировочный эффект. Скелетные и сердечные мышцы при этом эффективнее и быстрее развиваются.

Движения улучшают кровообращение в организме, способствуют развитию мышц.

Подведем итог урока.

Из каких компонентов состоит внутренняя среда? (из крови, лимфы и тканевой жидкости).

Что называют вакциной? (жидкость, содержащую ослабленные микробы и их яды).

Какие три типа сосудов различают (артерии, по которым кровь движется к сердцу; капилляры — мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит газообмен в легких и обмен веществ в тканях; вены, по которым кровь возвращается в сердце).

Какое значение имеет тренировка сердца? (движения улучшают кровообращение в организме, способствуют развитию мышц).

Заключение

На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать такие электронные учебники, как «Биология.

1С Репетитор", «Школьный курс биологии», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:

— усвоить базовые знания по предмету,

— систематизировать усвоенные знания,

— психологически настроить на атмосферу экзамена,

— натренировать учащихся отвечать на наиболее распространенные и сложные вопросы,

— сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом

— сформировать навыки самоконтроля,

— сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,

— оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

— обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки.

Выводы:

1) Дистанционное обучение является наиболее перспективной формой учебной деятельности в условиях интенсивного увеличения объема информации и возрастания ее роли и места в современном обществе. Использование в обучении современных технологий позволяет сделать высококачественное образование доступным широким слоям населения. Современные компьютерные технологии дают возможность педагогу сформировать для каждого обучаемого свою стратегию усвоения предмета. Педагог может варьировать не только формы предоставления учебного материала, но и формы деятельности: изучение теоретического материала, прохождение контрольных тестов, участие в дискуссии, проводимой в режиме электронной видеоконференции и т. д. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Роль обучаемого становится более активной. К достоинствам дистанционного обучения относятся его гибкость, адаптивность, модульность, ориентация на потребителя и экономическая эффективность.

2) Применение информационных технологий на уроке биологии позволяют: — построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;

образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;

организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;

компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

явления и процессы в микрои макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;

в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

3) Поскольку методика преподавания биологии определяется не только спецификой биологического содержания, но и опирается на детскую психологию, она будет по-настоящему эффективна, если будет проводиться в соответствии с возрастным развитием детей. Это обусловлено тем, что содержание учебного материала и методики преподавания усложняются из класса в класс по мере взросления и развития личности ребенка.

Список используемой литературы Андреев А. А. Педагогика в информационном обществе или электронная педагогика // Высшее образование в России. — № 11. — 2011.

Биология. Под редакцией В. Н. Ярыгина. М.: Высшая школа, 2003. — 334 с.

Глейзер Г. Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество // Педагогика. 2000, № 6, с. 3−12.

Данильчук, Е. В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: Монография. М., Волгоград: Перемена, 2002. — 240 с.

Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. М.: ПСТГУ, 2012. — 195 с.

Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М., 2008.

Ильенкова С. Д. Показатели качества образования. М.: ЮНИТИ, 2008. — 198 с.

Ильин Е. П Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004 — 701 с.

Лазарев B.C. О развивающихся педагогических системах // Педагогика. 2000, № 8, с. 13−24.

Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. — М.: Мастерство, 2002. — 288 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. -

М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 272 с.

От профессионального стандарта к содержанию и технологиям образования/ Под ред. Л. В. Елагина, И. Г. Золкина, Н. А. Сергеева — Оренбург, 2010.-68с.

Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М., 2005.

Полат Е. С, Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010.

Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2009.

Психология и педагогика / Под ред. Е. А. Кротковой. М.: Центр, 2000. — 256 с.

Психология и педагогика / Под редакцией В. М. Николаенко. М.: Инфра-М, 2000. — 175 с.

Резанова Е. А. Биология человека. М.: Арт-диал, 2008. — 240 с.

Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). — М., 2007.

Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецов А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М. 2008.

Скок Г. Б., Лыгина И. И. Как спроектировать учебный процесс по курсу. — М., 2003.

Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М., 2008.

Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М., 2008.

Данильчук, Е. В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: Монография. М., Волгоград: Перемена, 2002. С. 12.

Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). — М., 2007. С. 52.

Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). — М., 2007. С. 52.

Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2009. С. 27.

Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2009. С. 29.

Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М., 2005.

Лазарев B.C. О развивающихся педагогических системах // Педагогика. 2000, № 8, с. 13.

Лазарев B.C. О развивающихся педагогических системах // Педагогика. 2000, № 8, с. 17.

Данильчук, Е. В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: Монография. М., Волгоград: Перемена, 2002. С. 126.

Данильчук, Е. В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: Монография. М., Волгоград: Перемена, 2002. С. 129.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Изд.

центр «Академия», 2005. С 55.

Биология. Под редакцией В. Н. Ярыгина. М.: Высшая школа, 2003. С. 172.

Биология. Под редакцией В. Н. Ярыгина. М.: Высшая школа, 2003. С. 178.

Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. М.: ПСТГУ, 2012. С. 79.

Психология и педагогика / Под ред. Е. А. Кротковой. М.: Центр, 2000. С. 72.

Психология и педагогика / Под ред. Е. А. Кротковой. М.: Центр, 2000. С. 79.

Скок Г. Б., Лыгина И. И. Как спроектировать учебный процесс по курсу. — М., 2003.

Скок Г. Б., Лыгина И. И. Как спроектировать учебный процесс по курсу. — М., 2003.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. А. Педагогика в информационном обществе или электронная педагогика // Высшее образование в России. — № 11. — 2011.
  2. Биология. Под редакцией В. Н. Ярыгина. М.: Высшая школа, 2003. — 334 с.
  3. Г. Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество // Педагогика. 2000, № 6, с. 3−12.
  4. , Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: Монография. М., Волгоград: Перемена, 2002. — 240 с.
  5. С.Ю. Теоретическая педагогика. М.: ПСТГУ, 2012. — 195 с.
  6. И. Г. Информационные технологии в образовании. М., 2008.
  7. С.Д. Показатели качества образования. М.: ЮНИТИ, 2008. — 198 с.
  8. Ильин Е. П Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004 — 701 с.
  9. B.C. О развивающихся педагогических системах // Педагогика. 2000, № 8, с. 13−24.
  10. , Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. — М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
  11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 272 с.
  12. От профессионального стандарта к содержанию и технологиям образования/ Под ред. Л. В. Елагина, И. Г. Золкина, Н. А. Сергеева — Оренбург, 2010.-68с.
  13. А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М., 2005.
  14. Е. С, Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010.
  15. Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2009.
  16. Психология и педагогика / Под ред. Е. А. Кротковой. М.: Центр, 2000. — 256 с.
  17. Психология и педагогика / Под редакцией В. М. Николаенко. М.: Инфра-М, 2000. — 175 с.
  18. Е.А. Биология человека. М.: Арт-диал, 2008. — 240 с.
  19. И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). — М., 2007.
  20. И. В., Панюкова С. В., Кузнецов А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М. 2008.
  21. Г. Б., Лыгина И. И. Как спроектировать учебный процесс по курсу. — М., 2003.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ