Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Штерн, Д. Б. Эльконин. Исследователей интересовал качественный анализ процесса развития ребенка и его особенности. Им были интересны стадии или этапы развития поведения в филои онтогенезе. Они характеризовали развитие как качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Психологи описали основные признаки развития. Процессы развития ребенка… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Общие закономерности психического развития ребенка
  • 2. Генетический код, гены индивидуальности и наследственность
  • 3. Влияние наследственности на психическое развитие ребенка
  • 4. Взаимодействие наследственности и среды
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оно происходит под влиянием внешних и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и развивающемуся организму. Генетические различия сильнее проявляются в зрелом возрасте, когда характер уже сформировался. В ходе развития ребёнка есть этапы, в которые различия между детьми вызываются преимущественно влиянием среды. При взаимодействии генетических (наследственных) и внешнесредовых факторов в детском возрасте формируется большое число индивидуальных признаков человека.

4 Взаимодействие наследственности и среды

Проблемы взаимодействия наследственности и среды по ряду исследований занимает центральное место в психогенетике. Генотип-средовое взаимодействие будет проявляться в том, что одни и те же средовые условия более благоприятны для людей с одним генотипом и менее благоприятные для людей с другим генотипом. Другими словами, понимание о генотип-средовом взаимодействие позволяет нам определить, в какой степени результаты средовых воздействий зависят от наследственности.

Один из видов взаимодействия между наследственностью и окружающей среды являются так называемые генотип-средовые корреляции. В онтогенезе генотип и среда тесно связаны между собой. Ребенок получает от родителей не только генетически обусловленные задатки какие-либо способностей, но и окружающую его среду, которая может способствовать их интенсивному развитию или тормозить их. О генотип-средовой корреляции говорят в тех случаях, когда есть совпадение некоторых способностей, обусловленных наследственностью, со средовыми условиями для их реализации.

Предположительно существует три типа корреляций между генотипом и средой: пассивный, реактивный и активный. Если ребенок наследует вместе с генами средовые условия, соответствующие его способностям и интересам, говорят о пассивной генотип-средовой корреляции. Это подразумевает, что родители создают ребенку условия, которые зависят от особенностей их генотипа. Уровень интеллекта родителей определяет их образ жизни и интересы, а это, в свою очередь, влияет на их отношения со своими детьми, как они проводят свое время и на что ориентируют ребенка. Поскольку родители и дети имеют половину общих генов, получается, что среда соотносится с генотип и родителей, и детей.

Пассивная генотип-средовая корреляция может быть положительной или отрицательной. Пример такой положительной корреляции, когда обладающие изобразительным талантом родителям создают дома все условия, чтобы ребенок получил художественное образование. Отрицательная корреляция возникает в тех случаях, когда родители по каким-либо причинам создают лучшие условия для занятий тому ребенку, который проявляет меньшие способности, стараясь за счет дополнительных усилий поднять уровень его достижений.

Реактивная генотип-средовая корреляция возникает в тех случаях, когда различные генотипы, проявляясь в поведении, вызывают разные реакции окружающих. Например, родители, далекие от рисования, узнав, что у ребенка хорошие изобразительные способности, стараются создать все условия для его обучения. То же верно и для девиантного поведения. Если ребенок отличается дурными наклонностями, которые в некоторой степени зависят от индивидуальных особенностей его генотипа, отношение взрослых к нему будет отрицательным и укрепит те модели поведения, которые с наибольшей вероятностью сформируются на основании аналогичного генотипа.

Предполагается, что роли каждого из этих трех типов взаимодействия меняется с возрастом. Пассивный в процессе взросления становится менее значительным. По мере того как дети все более активно владеют способами взаимодействия с миром вокруг них и формируют индивидуальные стратегии деятельности, происходит переход от пассивного к активному взаимодействию, которое выступает в качестве наиболее прямого выражения генотипа в индивидуальном развитии человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема закономерности развития ребенка является основной в педагогике и психологии. Изучением развития детей занимались такие ученые, как В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. М. Узнадзе, Дж. Уотсон, 3. Фрейд, В.

Штерн, Д. Б. Эльконин. Исследователей интересовал качественный анализ процесса развития ребенка и его особенности. Им были интересны стадии или этапы развития поведения в филои онтогенезе. Они характеризовали развитие как качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Психологи описали основные признаки развития. Процессы развития ребенка начинаются от момента оплодотворения яйцеклетки и непрерывно продолжаются в течение всей жизни. Это единый процесс жизнедеятельности организма, от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии ребенка играет важную роль на протяжении всего жизненного пути. Основную важную роль оно играет в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Новорожденный ребенок является носителем комплекса генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свою, только ему присущую наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой развиваются его индивидуальные качества. К внутренним биологическим факторам относят собственно наследственность, определяющую то, каким может стать организм. Следовательно, развитие ребенка — сложный и многоступенчатый процесс, происходящий под влиянием внешних и внутренних сил, которые присущи человеку, как любому живому и растущему организму.

Ахвердова, O.A. Психология развития и возрастная психология / O.A. Ахвердова, K.C. Гюлушанян, O.H. Козлитина — Ставрополь: СГУ, 2008. — 206 с.

Алфимова, М. В. Влияние генетической наследственности на поведение ребенка, изменение влияния с возрастом, влияние наследственности на поведение / М. В. Алфимова — М.: Сфера, 2006. — 231 с.

Бим-Бад, Б. М. Биологическое и социальное в человеке// Известия Российской академии образования. — 2009. — № 1. — С.19−24.

Биология / Под ред. А. П. Горкина — М.: Росмэн, 2006. — 276 с.

Виленская, Г. А. Средовые и генетические влияния на контроль поведения в раннем онтогенезе человека// Психологический журнал. — 2007. — № 4. — С. 28−35.

Краевский, B.B. Общие основы педагогики / B.B. Краевский — М.: Проспект, 2008. — 326 с.

Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, B.H. Колюцкий — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 464 с.

Мещеряков, Б. Г. Взгляды Л.С. Выготского на науку о детском развитии // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 3. — С.103−112.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека./ Под ред. И.В. Равич-Щербо. — М.: Педагогика, 2008. — 245 с.

Краевский, B.B. Общие основы педагогики М.: Проспект, 2008. 86 с.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 2008. 67 с.

Мещеряков, Б. Г. Взгляды Л.С. Выготского на науку о детском развитии Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С.103−112.

Мещеряков, Б. Г. Взгляды Л.С. Выготского на науку о детском развитии Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С.103−112.

Ахвердова, O.A. Психология развития и возрастная психология Ставрополь: СГУ, 2008. 58 с.

Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития М.: ТЦ Сфера, 2008. 123 с.

Алфимова, М. В. Влияние генетической наследственности на поведение ребенка, изменение влияния с возрастом, влияние наследственности на поведение М.: Сфера, 2006. 65 с.

Биология / Под ред. А. П. Горкина М.: Росмэн, 2006. 77 с.

Биология / Под ред. А. П. Горкина М.: Росмэн, 2006. 78 с.

Виленская, Г. А. Средовые и генетические влияния на контроль поведения в раннем онтогенезе человека// Психологический журнал. 2007. № 4. С. 28−35.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 2008. 74 с.

Алфимова, М. В. Влияние генетической наследственности на поведение ребёнка, изменение влияния с возрастом, влияние наследственности на поведение М.: Сфера, 2006. 71 с.

Бим-Бад, Б. М. Биологическое и социальное в человеке Известия Российской академии образования. 2009. № 1. С.19−24.

Виленская, Г. А. Средовые и генетические влияния на контроль поведения в раннем онтогенезе человека// Психологический журнал. 2007. № 4. С. 28−35.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 2008. 78 с.

Алфимова, М. В. Влияние генетической наследственности на поведение ребенка, изменение влияния с возрастом, влияние наследственности на поведение М.: Сфера, 2006. 74 с.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 2008. 79 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , O.A. Психология развития и возрастная психология / O.A. Ахвердова, K.C. Гюлушанян, O.H. Козлитина — Ставрополь: СГУ, 2008. — 206 с.
  2. , М.В. Влияние генетической наследственности на поведение ребенка, изменение влияния с возрастом, влияние наследственности на поведение / М. В. Алфимова — М.: Сфера, 2006. — 231 с.
  3. Бим-Бад, Б. М. Биологическое и социальное в человеке// Известия Российской академии образования. — 2009. — № 1. — С.19−24.
  4. Биология / Под ред. А. П. Горкина — М.: Росмэн, 2006. — 276 с.
  5. , Г. А. Средовые и генетические влияния на контроль поведения в раннем онтогенезе человека// Психологический журнал. — 2007. — № 4. — С. 28−35.
  6. , B.B. Общие основы педагогики / B.B. Краевский — М.: Проспект, 2008. — 326 с.
  7. , И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, B.H. Колюцкий — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 464 с.
  8. , Б. Г. Взгляды Л.С. Выготского на науку о детском развитии // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 3. — С.103−112.
  9. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека./ Под ред. И.В. Равич-Щербо. — М.: Педагогика, 2008. — 245 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ