Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Борьба между природой и культурой в поэме А. С. Пушкина «Медный Всадник» на основе петербургского мифа

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Заключение. Введение. Список литературы. Петербургский миф как особое явление культуры. Петербург А. С. Пушкина. Поэма «Медный всадник». Противоборство природы и культуры в поэме «Медный всадник». Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Петербургский миф как особое явление культуры
  • 2. Петербург А. С. Пушкина. Поэма «Медный всадник»
  • 3. Противоборство природы и культуры в поэме «Медный всадник»
  • Заключение
  • Список литературы

Борьба между природой и культурой в поэме А. С. Пушкина «Медный Всадник» на основе петербургского мифа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Он стал символом новой, молодой России. Медный всадник — олицетворение власти. Металл в системе пушкинских образов противостоит воде, воплощая попытку человека покорить своей твердой воле «свободную стихию». В ответ на растущее вожделение власти поднимается встречное движение самой «побежденной» стихии. Её возрастающий гнев против человека, бурливый норов и грозящее возмездие переданы постепенно, приемом равномерного усиления:

Вставали волны там и злились, Там буря выла, там носились Обломки… Действие переносится в ту часть города, которая больше всего пострадала от наводнения, — и возвращается к прежнему бедному быту на «мшистых, топких берегах». В финале поэмы обнажается первичное, допетровское, допетербуржское — все тот же пустой береговой пейзаж, что и в начале: словно и не было Петербурга, словно он приснился безумцу Евгению или остался великой думой в голове самого Петра. Во вступлении Петр стоит «на берегу пустынных волн», в заключении — Евгений находит свой конец на «пустынном острове», где «не взросло ни былинки». К Евгению отнесен ряд эпитетов, ранее определявших состояние стихии, обрушившейся на город: «он мрачен стал» — «над омраченным Петроградом»; «шепнул он, злобно задрожав» — «ещё кипели злобно волны». Шум непогоды, постоянно раздающийся в ушах Евгения, переходит в смятение его ума. Р рамках «властительного» сюжета семейное начало противопоставляется государственному и выступает его жертвой: волею государства в его столкновении с природой погублена мечта Евгения о счастливой жизни с Парашей. Таким образом, речь в поэме идет о взаимодействии двух равновеликих образов:

Город и Природа. Город, рожденный и в противодействии, и во взаимодействии с природой:

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Заключение

Пушкин глядел на окружающую его действительность глазами историка, но ему чуждо было бесстрастие летописца. Петербург изображен не музейными картинками далекого прошлого, а реальным, по ныне узнаваемым городом. Поэтому, говоря о Петербурге, мы воспринимаем его облик таким, каким видел и верно изобразил его Пушкин в своих произведениях."Медный всадник" - прообраз всех петербургских тем в русском искусстве. Взаимообусловленность петербургского мифа и архитектурного пейзажа побуждает современных авторов обращаться к известному в мировом фольклоре сюжету об оживающей статуе, коей является и памятник основателю города Петру Первому. Воплощенная в поэме «Медный всадник» противоречивость Петербурга обусловлена изначальной мифологичностью города, историей его строительства как борьбы человеческой культуры с природной стихией. Но Петербург — это не только борьба, но и единство с природой, ведь именно Нева определила архитектурный облик города. В поэме соединяются мотивы власти и стихии, цивилизации и природы. Может быть, именно в этом загадочность истории Российского государства — в попытке подчинить естественное, природное? И точно также, как природа отвечает стихийными бедствиями на попытки вторжения, новые веяния реформ вызывают народный бунт.

Список литературы

Анциферов, Н. П. «Непостижимый город.» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина: монография / Н. П. Анциферов; сост.

М. Б. Вербловская. СПб. :

Лениздат, 1991. — 335 с. Бочаров С. Г. Петербургское безумие / С. Г. Бочаров // Пушкинский сборник / сост. И.

Лощилов, И. Сурат. М., 2005. — С. 305−317.Зеленская Г. Пророчества Пушкинского Петербурга / Г.

Зеленская. — СПб.: Время-Пространство-Архитектура, 2008. 128 с. Пушкин А. С. Медный всадник / Пушкин А. С. Душа в заветной лире. Стихотворения и поэмы.

М., Издательский центр «Классика», 1998. — С. 535−551.Федотов Г.

П. Три столицы / Г. П. Федотов // Федотов Г.

П. Судьба и грехи России: в 2 т. СПб.: София, 1992.

— С. 50−65.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. П. «Непостижимый город.» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина: монография / Н. П. Анциферов; сост. М. Б. Вербловская. СПб.: Лениздат, 1991. — 335 с.
  2. С. Г. Петербургское безумие / С. Г. Бочаров // Пушкинский сборник / сост. И. Лощилов, И. Сурат. М., 2005. — С. 305−317.
  3. Г. Пророчества Пушкинского Петербурга / Г. Зеленская. -СПб.: Время-Пространство-Архитектура, 2008. 128 с.
  4. А.С. Медный всадник / Пушкин А. С. Душа в заветной лире. Стихотворения и поэмы. М., Издательский центр «Классика», 1998. — С. 535−551.
  5. Г. П. Три столицы / Г. П. Федотов // Федотов Г. П. Судьба и грехи России: в 2 т. СПб.: София, 1992. — С. 50−65.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ