Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Театральная жизнь Курского края (18-начала 20 века)

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Милликера, «Мартин Рудокоп» К. Целлера и многие другие. Благодаря слаженной работе коллектива местная пресса так отзывалась о спектаклях: «Общее впечатление (от постановки) отличное» или «Исполнена была оперетта с хорошим ансамблем»; «Постановка вполне приличная…» и т. д. Художественный успех труппы был обусловлен хорошим оркестром, балетом и мастерской игрой актеров. Среди актеров опереточного… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Историография вопроса по культурной и театральной жизни Курского края
  • Глава 2. История культурной жизни Курского края в XVIII — начале XX века
    • 2. 1. Курский край в истории культуры России в XVIII и XIX веках
    • 2. 2. Культурная жизнь губернии в начале двадцатого века
  • Глава 3. Театры Курского края
    • 3. 1. Театральная жизнь XVIII—XIX вв.ека в Курском крае. Появления театра
    • 3. 2. Театральная жизнь Курского края в начале XX века
  • Заключение
  • Список литературы

Театральная жизнь Курского края (18-начала 20 века) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идею переоборудования и перестройки манежа под городской театр выдвинул губернатор Коссаговский и волевым порядком осуществил ее. Интересно, что предложение Коссаговского в местной Думе не получило полной поддержки. Однако Коссаговский был настойчив, пригласил к себе думцев, а также купцов и других состоятельных людей и убедил их, что театр, а губернском центре необходим и что лучшего решения, чем предложено, попросту нет. На этом собрании он первым внес деньги в фонд строительства. Пришлось раскошеливаться и купцам, и гласным. Позднее добровольные пожертвования были собраны в количестве, достаточном для завершения работ. Как развивался далее театр Курского общества любителей искусства, к сожалению, неизвестно. Видимо, несчастливо, ибо публика, хотя и не избалованная зрелищами, предпочитала драме легкие жанры. К этому времени набирали свою силу эстрада и цирк.

3.2 Театральная жизнь Курского края в начале XX века

Мировой кризис, возникший в Европе в начале XX века, вылился в кровопролитную Первую мировую, а затем и в ряд революций и гражданских войн. Более всего досталось в этих трагических событиях многострадальной России. Но, несмотря на то, что вовсю грохотали пушки, музы не молчали, а даже наоборот — пользовались успехом, особенно в некоторых хлебных и богатых регионах страны. Волею судеб к таким районам в то время относилась и Курская губерния. Сюда эвакуировалась интеллигенция из Польши, Белоруссии, Прибалтики почти сразу же после начала войны, летом 1914 года. Позднее, когда голод обуял Петроград, Москву и другие крупные города северной России, хлынула «на хлеба» в Курск интеллигенция из этих районов. Среди них множество музыкантов, актеров, художников, писателей, поэтов. За небольшой отрезок времени в городе и губернии образо-вался значительный слой театрально-музыкальной элиты, что позволило поднять уровень художественной культуры на зна-чительную высоту. Чтобы проследить историю театральной жизни Курского края, следует обратиться к материалам местной прессы. К началу двадцатого столетия край располагал хорошими материально-техническими условиями для театральных представлений. По данным, к началу XX века в Курсе насчитывалось 5 театральных площадок.

Но при этом в губернском центре собственного профессионального коллектива не было, и поэтому все театры сдавались в аренду антрепренерам и (или) местным любителям. Антрепризные постановки были рассчитаны, главным образом, на тех, у кого вкус к драматическим представлениям был слабо развит, и носили популяризаторский характер. Однако, популяризаторская деятельность любителей была нединамичной и непродуманной, но факт организации местной интеллигенцией драматических представлений указывает на то, что в Курске рубежа столетий имело место генерирование элементов городской культуры. Но все же основу театральной жизни губернского центра конца XIX-начала XX века составляли гастроли антрепризных трупп. Так, наиболее яркими событиями театральной жизни 1911 года стали гастроли оперного коллектива под руководством М. С. Циммермана, опереточной труппы В. С. Горева, малороссийского (украинского) коллектива Ф. П. Гудикова. Практически одновременно начали и завершили свои гастроли названный оперный и опереточный коллективы, выступавшие с середины весны по конец лета 1911 года. Оперная труппа под управление М. С. Циммермана, арендовавшего летний театр сада Коммерческого Собрания, предлагала курской публике постановки отечественных и зарубежных опер — «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского; «Гугеноты» Дж Мейербера, «Кармен» Ж. Бизе, «Аида» Дж.

Верди и другие, — которые местная пресса считала удовлетворительными: «Общее впечатление от прошедших оперных спектаклей — самое отрадное…». Из актерского состава оперного коллектива особое внимание курская пресса уделяла Талии Ивановне Сабанеевой — приме труппы, отзываясь о ней как о талантливой, недюжинной артистке, пение которой было выше всяких похвал. Курская публика оценила талантливую исполнительницу: спектакли с ее участием собирали полные залы, она получала различные подарки от публики, а в день ее бенефиса «несмотря на дождливую холодную погоду, театр был полон публики». Успеху труппы М. С. Циммермана способствовало также и участие в последних спектаклях коллектива знаменитой прима-балерины О. О. Преображенской, которая «имела у публики выдающийся успех». Параллельно с гастролями оперного коллектива в театре курского Купеческого Сада с середины мая начала гастроли опереточная труппа под управлением В. С. Горева, предлагавшая курянам постановки европейскихоперет: «Цыганская любовь» Ф. Легара, «Редкая парочка» К. М. Цирера, «Нищий студент» К.

Милликера, «Мартин Рудокоп» К. Целлера и многие другие. Благодаря слаженной работе коллектива местная пресса так отзывалась о спектаклях: «Общее впечатление (от постановки) отличное» или «Исполнена была оперетта с хорошим ансамблем»; «Постановка вполне приличная…» и т. д. Художественный успех труппы был обусловлен хорошим оркестром, балетом и мастерской игрой актеров. Среди актеров опереточного коллектива курская пресса выделяла ряд артистов: П. А. Полинову, «большому многогранному таланту которой» местная пресса отдавала «первенство» на большинстве спектаклей с ее участием; М. Н. Инсарову — «способную артистку», И. П. Чарова — «безупречного вокалиста». Игра этих артистов вызывала у публики бурную эмоциональную реакцию, а о популярности опереточного коллектива среди курян таже свидетельствовала и высокая посещаемость спектаклей. Также в течение летнего театрального сезона 1911 года (с 6 августа по 11 сентября) Курск посетила труппа малороссов (украинцев) Ф. П. Гудикова, ставившая на сцене театра Коммерческого собрания («Ливадия») пьесы преимущественно украинских драматургов.

В 1910 году труппа уже посещала губернский центр и хорошо себя зарекомендовала, поэтому и в 1911 ее гастроли прошли успешно. В следующем году Курск посетил опереточный коллектив В. Г. Шер, о гастролях которого курская пресса не распространялась. Несколько спектаклей также было дано художественной передвижной оперой Д. Х. Южина. Однако главными событиями театральной жизни губернского центра в этом году стали гастроли драматической труппы Е. Я. Берлинраута, оперетты под руководством В. С. Горева, оперного коллектива Л. Ф. Федорова, а также украинской труппы. Крайне насыщенным был театральный сезон 1913 года — Курск посетило как минимум четыре различных коллективов. В 1913 году на сцене городского театра продолжала гастроли труппа З. А. Малиновской, арендовавшая театр с 1910 года.

Драматический коллектив предлагал постановки пьес как отечественных, так и зарубежных авторов. С художественной точки зрения спектакли, по отзывам местной прессы, проходили успешно. Но по словам той же прессы, театр не всегда был полон. Это было потому, что хотя труппа и пользовалась популярностью (в противном случае гастрольный тур не затянулся на три года), однако она была нестабильной, о чем свидетельствовала низкая наполняемость зала театра, что, очевидно, было связано с дороговизной входных билетов. Наряду с отечественными драматическими, оперными и опереточными коллективами губернский центр в начале XX века также посетили и два иностранных коллектива: итальянская оперная труппа под управлением Ф. Кастеллано и французский опереточный коллектива «laRoulotte».

Первый коллектив предлагал, преимущественно, постановки классических европейских опер, второй же — «веселые парижские обозрения, миниатюрные пьески и оперетки и злободневные салонные куплеты, сценки и шансоньетки». К итальянскому коллективу курская публика «отнеслась в высшей степени равнодушно и слишком неважные сборы заставили дирекцию внезапно изменить свои планы, и покинуть Курск». О гастролях французского коллектива лишь по косвенным замечаниям можно сделать вывод, что легкий жанр оперетты пользовался популярностью среди курян. Таким образом, можно заключить, что театральная жизнь в Курске в начале XX века была насыщенной, разнообразной и динамичной. Театр становился одним из активных факторов распространения городской культуры среди населения, являясь одним из трансляторов отечественных и зарубежных культурных достижений.

Благодаря регулярным гастролям разнородных по своей специализации коллективов в Курске в 10-е годы XX века были представлены различные жанры: опера, драма, оперетта. И как понятно из вышесказанного — среди курян театр пользовался большой популярностью, о чем свидетельствовала стабильная посещаемость выступлений практически всех гастролировавших коллективов. Иными словами — посещение театральных представлений стало неотъемлемой частью культурной жизни курян в начале XX столетия. Наибольшим вниманием курской публики пользовались коллективы и артисты уже хорошо зарекомендовавшие себя гастролями в более ранний период или имевшие общероссийское признание (например, труппа Е. Я. Берлинраута, гастроли Б. С. Борисова, Е.М. Садовской). Кроме того, повторяемость гастролей коллективов можно было понимать и как сформировавшуюся у курян потребность в постоянных культурных впечатлениях. Подводя итог, можно сказать, что к наиболее очевидным признакам городской культуры на основании изучения театральной жизни Курска рубежа столетий, можно отнести следующие:

высокий уровень доступности культурной информации, понимаемый как возможность курян ознакомиться с лучшими образцами драматического, оперного и опереточного искусства, организация общедоступных, бесплатных и любительский спектаклей;

— увеличение количества гастролировавших коллективов и, соответственно, дававшихся ими представлений к 10-м гг. XX века свидетельствуют об интенсивности и динамичности театральной жизни города;

— у курян была возможность выбора, так как гастролировавшие коллективы имели различную специализацию;

— гастроли в Курске рубежа столетий зарубежных коллективов с их специфическим репертуаром указывают на такой признак городской культуры как культурный космополитизм — курянам были доступны лучшие образцы современного и классического европейского оперного, драматического и опереточного искусства. И таким образом можно сделать вывод, что Курск рубежа столетий относилась ко второй — «синтетической» модели, совмещая «импорт» образцов театрального искусства извне (из столиц, из-за границы) и деятельность местного любительского кружка. Но если заглянуть дальше, то мировой кризис, который грянул в Европе и вылился в первую мировую войну, задел и Россию, которую также подкосили и Первая Мировая, и гражданская война. Но при всех перипетиях и невзгодах, в некоторых особо богатых районах страны продолжали работу увеселительные и развлекательные заведения. В их число входил и Курский край. И снова случился приток интеллигенции, музыкантов, актеров и поэтов, которые ринулись сюда из голодных районов и городов. И на Курской земле в короткий срок образовался значительный слой театрально-музыкальной элиты, что позволило, наконец, поднять уровень художественной культуры на значительную высоту. Когда началась Первая Мировая, то Курск еще не ощущал трагедии. Лишь сводки военных действий проскальзывали в местной прессе. А театральная жизнь в это время продолжалась.

В Летнем театре Купеческого сада гастролировал московский театр миниатюр «мозаика». В августе 1914 года показала несколько спектаклей труппа Е. Я. Берлинраута, а в саду «Ливадия» выступала труппа Суходольского. Осенью 1914 года в Курсе образовывается Товарищество русских драматических артистов под управлением Т. И. Страховой, которое показало ряд спектаклей. А зрелищные мероприятия продолжают развиваться и пополняться. Укрепляется эстрада, в садах правят оперетты, растет число самодеятельных трупп. И можно сделать вывод, что война никак не повлияла ни на жизнь обычную, ни на театральную в Курском крае. А между тем грянула и Великая Октябрьская революция. Но постановки продолжаются, хотя все же отношение к театру и стало меняться.

Это случилось с приходом в театр нового зрителя — теперь его посещали красноармейцы, рабочие и крестьяне. Поэтому театру следовало измениться, как в репертуаре, так и в отношениях со зрителем. Напряженность уже появилась вприходом новой публики, но на первых порах специального революционного репертуара еще не было. И все же, военные действия добрались и до Курска. С наступлением 1919 года приходят на курские театральные подмостки новые веяния, темы, приходят вместе с войной. И существовавший на то время коллектив театра в черхде белых и красных распадается. Но осталось «Товарищество труппы драматических артистов», которое продолжило свою работу. Когда ситуация в стране стала ясна, то встал у новой советской власти вопрос и о театральном деле в Курской губернии.

И был создана Курская труппа советского театра. Но так как она была смешанной (здесь были артисты и драмы и комедии, и артисты оперетты и балета), то такой махиной управлять оказалось трудно. Поэтому Курский Советский теарт распадается на самостоятельные отдельные коллективы. Было много вопросов в то время как по организации, так и по репертуару нового театра, но большей проблемой стало то, что голод в столицах закончился. И пришлая интеллигенция потянулась обратно в Москву и Петербург. Но в начале 20-х годов все же открывались театральные сезоны. И новый курский драматический театр открыл новые имена. Но это уже продолжение темы о XXвеке в Курской губернии и о его театральной жизни, которой можно будет посвятить не одну курсовую работу. Заключение

В заключение работы можно сказать следующее.

Актуальность темы

заявленная в введении в курсовую работу, была доказана тем, что проследив историю развития театра в Курске, можно иметь представление о том, как это развивалось и в других провинциях. Между тем, в курсовой работе были обозначены и особенности театральной жизни Курского края. Хронологические рамки исследования, обусловленные в заглавии данной курсовой работы — XVIII — начало XX века, были сохранены в ходе работы. Особое внимание, конечно, уделялось театру Курска, но и край в некоторых аспектах был затронут. Целью данной работы, которая была заявлена во введении, было исследование эволюции театров в Курском крае, отношение жителей края к театрам, а также успехи и неудачи театрального сообщества.

Данная цель была раскрыта с помощью решенных задач. В первой главе решилась задача историографии вопроса по культурной жизни Курского края. Второй задачей стояла характеристика общей культурной картины жизни обозначенного периода. Вторая глава раскрыла эту тему. И последней задачей была уже непосредственно характеристика театральной жизни Курского края. В двух подглавах третьей главы она была решена. И таким образом, тема, обозначенная в названии курсовой работы была раскрыта.

Список литературы

Научные ведомости // Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010, № 19 (90). Выпуск 16Гордость земли Курской. Сборник очерков о знаменитых земляках.

Составитель М. Шехирев. Курск. 1992

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) — Ф.

10 200.-1905.-ОП.

233.-Д.

1800.-Ч.13-Л.З XX вeк.-1906.-№ 98.-6 июля

Из истории Курского края. Сб. док.

и матер.

Воронеж, 1965.-С.378Из истории Курского края. Сб. док. и матер.

Воронеж, 1965. С.391Кузнецова Л. Господин губернатор-краевед (Молодая гвардия. 1993

Летопись, выпуск 4) Курск. Очерки истории города.

Воронеж, 1975.-С.142Курская область. Экономико-географический очерк.

Воронеж, 1966.-С.208Немцев Н. Преданья старины глубокой. (Курская правда.

1992.

21 апреля).Степанов В. От «Иллюзиона» до «Сказки» (Курская правда. 1992.

8 февраля) Черкасов Н. Курск 90 лет назад (Курская правда.-1993.-3 февраля.)Якимов Л. В. Из истории Курской губернии в период между двумя революциями (1907;1917) (Ученые записки) Вопросы истории и краеведения.

Т.

42.-Ч.

2. с.226−227Традиции и новации в провинциальном досуге второй половины ХIХ -начале ХХ вв. (на примере Курска) // Вестник Орловского государственногоуниверситета. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2012. — № 5 (25).

— с. 271−274Бугров, Юрий Александрович. Cвет курских рамп [ Текст]: очерки истории театральной культуры Курского края / Юрий Бугров. — Курск: Славянка, 2009. — 476, [3] с.

: ил., портр.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Научные ведомости // Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010, № 19 (90). Выпуск 16
  2. Гордость земли Курской. Сборник очерков о знаменитых земляках. Составитель М. Шехирев. Курск. 1992
  3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) — Ф.10 200.-1905.-ОП.233.-Д.1800.-Ч.13-Л.З XX вeк.-1906.-№ 98.-6 июля
  4. Из истории Курского края. Сб. док. и матер.- Воронеж, 1965.-С.378
  5. Из истории Курского края. Сб. док. и матер.-Воронеж, 1965.- С.391
  6. Л. Господин губернатор-краевед (Молодая гвардия. 1993. Летопись, выпуск 4)
  7. Курск. Очерки истории города.- Воронеж, 1975.-С.142
  8. Курская область. Экономико-географический очерк.- Воронеж, 1966.-С.208
  9. Н. Преданья старины глубокой. (Курская правда.1992.21 апреля).
  10. В. От «Иллюзиона» до «Сказки» (Курская правда. 1992.8 февраля)
  11. Н. Курск 90 лет назад (Курская правда.-1993.-3 февраля.)
  12. Л.В. Из истории Курской губернии в период между двумя революциями (1907−1917) (Ученые записки) Вопросы истории и краеведения.-Т.42.-Ч.2.- с.226−227
  13. Традиции и новации в провинциальном досуге второй половины ХIХ —
  14. начале ХХ вв. (на примере Курска) // Вестник Орловского государственногоуниверситета. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2012. — № 5 (25). — с. 271−274
  15. Бугров, Юрий Александрович. Cвет курских рамп [Текст]: очерки истории театральной культуры Курского края / Юрий Бугров. — Курск: Славянка, 2009. — 476, [3] с.: ил., портр.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ