Управление углом тангажа посредством статического автопилота
Оценка устойчивости Для оценки устойчивости воспользуемся диаграммой Боде (ЛАФХ). Как известно, для устойчивых систем пересечениее графика амплитудной характеристики с наклоном не более -20 дБ на декаду и значением угла фазы в пределах от 0 до -90 градусов говорит об устойчивом переходном процессе. Построим этот график. Цель работы угол тангаж автопилот самолет Исследовать математическую модель… Читать ещё >
Управление углом тангажа посредством статического автопилота (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ОТЧЕТ О ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ
по курсу: Системы автоматического управления полетом
Управление углом тангажа посредством статического автопилота
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ Краснов А.
Санкт-Петербург
2012 г.
1. Цель работы угол тангаж автопилот самолет Исследовать математическую модель статического автопилота: для заданного варианта найти передаточную функцию автопилота, промоделировать состояния отказов датчиков угла и угловой скорости, проверить устойчивость по любому критерию, получить графики переходного процесса.
2.Исходные данные Вариант № 6, тяжелый самолет.
H, км | n11 | n12 | n13 | n14 | n21 | n22 | n23 | n24 | n31 | n0 | n32 | n33 | n34 | nВ | nД | |
0,026 | — 0,025 | 0,1 | — 0,0004 | — 0,38 | — 0,011 | 1,17 | 4,2 | 2,5 | — 0,05 | 0,02 | ||||||
3. Расчетные формулы Для данной работы получились следующие значения:
;; ;;; d=1
Структурная схема Рисунок 1. Структурная схема системы управления углом тангажа Промоделируем составленную систему в нормальных условиях и состояния отказов. Для нормального случая посмотрим реакцию системы на единичный скачек по управлению и возмущению. Реакцию будем наблюдать по отклонению руля высоты. Далее рассмотрим отказ по датчику угла (k?) и датчику угловой скорости (). Эквивалентом отказа будет принятие этих коэффициентов, равными нулю. Наблюдать будем как за отклонением руля высоты так и по значению угла тангажа. Приведем схемы и соответствующие им графики переходных процессов.
4.Схемы и графики Рисунок 2 — подача единичного скачка на управление.
Рисунок 3 — График переходного процесса по отклонению руля высоты.
Рисунок 4 — Схема подачи возмущающего скачка на руль высоты.
Рисунок 5 — График переходного процесса отклонения руля высоты.
Рисунок 6 — Переходной процесс по углу тангажа.
Рисунок 7 — Схема отказа по датчику угла, скачек по управлению.
Рисунок 8 — Переходной процесс по рулю высоты.
Рисунок 9 — Переходной процесс по углу тангажа.
Рисунок 10 — Схема отказа по датчику угла, скачек по рулю высоты.
Рисунок 11 — Переходной процесс по рулю высоты.
Рисунок 12 — Переходной процесс по углу тангажа.
Рисунок 13 — Схема отказа по датчику угловой скорости, скачек по управлению.
Рисунок 14 — Переходной процесс по рулю высоты.
Рисунок 15 — Переходной процесс по углу тангажа.
Рисунок 16 — Схема отказа по датчику угловой скорости, скачек по рулю высоты.
Рисунок 17 — Переходной процесс по рулю высоты.
Рисунок 18 — Переходной процесс по углу тангажа.
5.Оценка устойчивости Для оценки устойчивости воспользуемся диаграммой Боде (ЛАФХ). Как известно, для устойчивых систем пересечениее графика амплитудной характеристики с наклоном не более -20 дБ на декаду и значением угла фазы в пределах от 0 до -90 градусов говорит об устойчивом переходном процессе. Построим этот график.
Учитывая то, что структурная схема построена так, что выходной сигнал идет в противофазе, можно не обращать внимание на положительные значения углов фазы.
Выводы В данной лабораторной построена система управления углом тангажа посредством статического автопилота, проведен синтез параметров автопилота и исследована система управления подачей скачков по управляющему и возмущающему воздействию, а также оценено качество переходных процессов.
САУ углом тангажа и его угловой скоростью схематически имеет вид, представленный на рис. 1. Модель была построена при помощи пакета для математического моделирования Simulink, встроенного в MATLAB. Неизвестные коэффициенты стабилизации движения, участвующие в обратных связях, получены по алгоритму, представленному в формулах (1) — (5). Далее были приведены все графические характеристики, требуемые в работе.
Таким образом, были получены следующие результаты:
ь Коэффициенты стабилизации имеют значения = 2,5714; = 0.0354;
ь Собственная частота системы = 2,4 рад/с;
ь Переходные процессы по углу тангажа и его угловой скорости в системе при исправной работе всех датчиков и органов управления — сходящиеся:
· При отказе по видно, что САУ не реагирует на управление (рисунки 8 и 9), а при возникновении возмущения по рулю высоты наблюдается устойчивый процесс для угла руля высоты (рисунок 11) и неустойчивый процесс по углу тангажа, что соответствует накоплению ошибки управления (рисунок 12).
· При отказе по для управляющего воздействия наблюдаются затухающие колебания как по углу руля высоты (рисунок 14) так и по углу тангажа (рисунок 15). При возмущающих воздействиях по рулю высоты наблюдаются схожие переходные процессы (рисунки 17 и 18).
ь По качеству переходных процессов система является устойчивой.
1. В. А. Боднер, Системы управления летательными аппаратами — Москва: «Машиностроение», 1973. — 503с.