Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль лечебной верховой езды в преодолении эмоционально — поведенческих нарушений умственно отсталых учащихся младших классов

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства стремлению «вовне… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Лечебная верховая езда как средство преодоления эмоционально — поведенческих нарушений
    • 1. 1. История возникновения лечебной верховой езды и опыт ее применения в России и за рубежом
    • 1. 2. Факторы влияния лечебной верховой езды на состояние и развитие высшей нервной деятельности
    • 1. 3. Преодоление эмоционально — поведенческих нарушений умственно отсталых учащихся младших классов средствами лечебной верховой езды
      • 1. 3. 1. Эмоциональная сфера личности умственно-отсталого ребенка
      • 1. 3. 2. Ообенности коррекции эмоционально — поведенческих нарушений умственно отсталых учащихся младших классов средствами лечебной верховой езды
  • Глава 2. Исследование состояния эмоционально — поведенческих нарушений умственно отсталых младших школьников
    • 2. 1. Организация исследования и состав испытуемых
    • 2. 2. Результаты исследования особенностей эмоционально — поведенческих нарушений умственно отсталых младших школьников
  • Глава 3. Коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми посредством лечебной верховой езды
    • 3. 1. Разработка методики и организация проведения экспериментальных занятий
    • 3. 2. Контрольные результаты эксперимента
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Роль лечебной верховой езды в преодолении эмоционально — поведенческих нарушений умственно отсталых учащихся младших классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

— № 3. — 1981. ;

С. 51−57. Янданова, Т. И.

Особенности отношений умственно отсталых школьников с учителем в конфликтных ситуациях [Текст]: дис. … канд. психол. наук / Т. И. Янданова; РАО Ин-т корр.

пед. — М.: [б. и.], 2000. — 190 с.

Приложения

Приложение 1. Цветовой тест М. Люшера

Инструкция (для психолога).Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п.

Испытуемый должен выделить наиболее приятный Цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру.

Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2−3 мин опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые. Обработка результатов

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования. В результате тестирования получаем восемь позиций: первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются + +); третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х); пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются = =); седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются — -) На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций: 1-я позиция — цвет, который нравится больше всего, указывает на основной способ действия, т. е. средство для достижения целей, стоящих перед обследуемым. 2-я позиция — обычно цвет в этой позиции также обозначается знаком «+», и в этом случае он означает цель, к которой стремится испытуемый. 3-я и 4-я позиции — обычно цвета, стоящие в этих позициях, обозначаются знаком «х» и указывают на истинное положение вещей, ситуацию или образ действия, вытекающий из данной ситуации (например, синий цвет в этом случае будет означать — испытуемый чувствует, что находится в обстановке покоя или же что обстановка требует, чтобы он действовал спокойно). 5-я и 6-я позиции — цвета, находящиеся в этих позициях и обозначенные знаком «=», указывают на специфические особенности, не вызывающие неприязни, не связываемые с существующим положением дел, незадействованные в данный момент резервы, особенности личности. 7-я и 8-я позиции — цвет в этих позициях, помеченный знаком «—», означает существование подавленной потребности или потребности, которую следует подавить потому, что ее реализация привела бы к неблагоприятным результатам. Разметка выборов

При повторном выборе цветов, если два или более цвета меняют позицию, но все же остаются рядом с цветом, который был их соседом по первому выбору, то группа существует, и именно эту группу цветов следует обвести кружком и пометить соответствующим функции знаком. Очень часто эти группы несколько отличаются от простой группировки по парам. Пример:

1-й выбор — 31 542 607 2-й выбор — 35 142 670

Группирование выполняется следующим образом: 3 1 5 4 2 6 0 7 3 (5 1) (4 2 6) (7 0) + х х = = = - - Делая пометки в протоколе такого теста, следует руководствоваться следующими правилами:

Первая группа (или одна цифра) помечается «+». Вторая группа (или одна цифра) помечается «х». Последняя группа (или одна цифра) помечается «-». Все остальные цвета помечаются знаком «=». Там, где имеются пары цветов, при интерпретации следует использовать их, а не отдельные цвета. Иногда одни и те же цвета при 1-м и 2-м выборе будут снабжены различными знаками. В этом случае каждый выбор следует помечать отдельно: + + х = = - - - 5 1 3 4 2 6 0 7 3 5 1 4 2 7 6 0 + х х = = = - - Обычно второй выбор бывает более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый, особенно в случае сомнений. В этой связи при пользовании таблицами следует учитывать в первую очередь группировку и пометки, сделанные при втором выборе. Может оказаться, что какие-либо номера являются общими для двух функциональных групп и тогда следует интерпретировать обе группы соответствующими пометками в протоколе: + + - - + х х = = = = - 5 1 3 4 0 6 2 7 1-й выбор 3 1 5 4 0 7 2 6 2-й выбор + + х = = = = - В таком случае в таблицах нужно смотреть следующие группы: +3+1, х1×5, =4=0, —2—6 (имеются еще также дополнительные группы: +3—6 и +3—2). Интерпретация результатов

Одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние. Подробное описание значения цветов:

Серый цвет (0) Серый цвет не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он абсолютно не раздражает и не имеет никакой психической тенденции. Серый цвет — это нейтральность как субъекта, так и объекта, как внутри, так и снаружи, это ни напряжение, ни расслабленность. Серый не является территорией, которую можно оживить, а просто границей; граница как ничейная территория, граница как контур, как разделительная черта, как абстрактное деление, чтобы отделить друг от друга противоположности, «серый — это только территория» в качестве абстракции. Тот, кто избирает на первое место серый цвет, границу, тот не желает выдавать себя и хочет оградить себя от всех влияний, чтобы не возбуждаться. При сильной усталости (как выражение ограждения) и в экзаменационной ситуации, так как себя не желают выдавать, серый цвет часто предпочитают остальным. Тот, кто избирает серый цвет на последнее место, хочет все привлечь в свои границы, что иными может быть воспринято как вмешательство.

Он считает серый цвет скучным и изгоняет его безжизненный покой на последнее место в ряду. Он предпочитает все остальные, полные аффекта цвета вместе с их противоречивыми напряжениями, потому что они выражают возбуждающие переживания. Тот, кто отвергает серый цвет, связывает себя из-за собственной готовности к возбуждению и боится быть обойденным. Ему хотелось бы исчерпать все возможности, стремясь достигнуть цели, а вместе с тем и состояния, свободного от возбуждения. Тот, кто ставит серый цвет на второе место, делит свой мир, с одной стороны, на зону, компенсационно переоцениваемую, которая представлена цветом, стоящим на первом месте, а с другой стороны — на зону, представленную всеми остальными следующими за серым, девальвированными или вытесненными цветами, или, соответственно, жизненными возможностями. Даже если серый цвет стоит на третьем месте, то несоответствие между признанными цветами до пограничного серого цвета и последующими цветами все еще остается таким напряженным, что первое и второе места всегда следует оценивать только как компенсации.

Цвета, которые при повторных записях теста стоят один раз до, другой раз после серого, то есть их то выставляют перед серой стеной, то, в соответствии с мгновенным состоянием конфликта, снова прячут за нее, такие, сопровождающие серый, цвета заряжены конфликтом, если только серый появляется в первой половине ряда. По статистике серому цвету принадлежит в среднем шестое место. Он может, не вызывая сомнений, передвинуться на пятое или седьмое место. На всех других местах он обращает на себя внимание.

В случае усталости и экзаменационной ситуации он продвигается в перед. Синий цвет (1) Темно-синий цвет представляет собой свободный от раздражения покой. При рассмотрении темно-синего наступает вегетативное успокоение. Пульс, кровяное давление, частота дыхания и сторожевые функции снижаются и трофотропно регулируются. Организм настраивается на щадящий режим и отдых. При заболеваниях и томлении возрастает потребность в синем. Повышается чувствительность и готовность воспринимать болезненные ощущения.

Темно-синий цвет — это, как и каждый из четырех основных цветов, цветовое выражение биологической потребности: физиологически — это покой, психологически — это удовлетворение. Удовлетворение — это период, когда наступает мир и удовлетворенность. Тот, кто находится в таком уравновешенном гармоничном состоянии, без напряжений, чувствует себя приспособленным, принадлежащим коллективу и находится в безопасности. Поэтому синий цвет представляет собой привязанность ко всему окружающему вокруг: единение, тесную связь. Да и в народе говорят: «Синий цвет — это верность». В состоянии единения ощущают особую чувствительность к различиям. Поэтому синий цвет соответствует всем видам эмоциональности (восприимчивости). Из основного значения синего цвета можно увидеть под разными углами зрения бесчисленное количество особых значений и возможностей, из которых лишь некоторые были здесь упомянуты.

Синий цвет, как спокойная (разряженная) эмоциональность, является предпосылкой прочувствования для эстетического переживания и одухотворенных раздумий. Синий цвет представляет собой вечность, а поэтому также и традицию. Если темно-синий цвет отвергают в тесте как неприятный, то потребность в покое и полной доверия привязанности остается неудовлетворенной. Имеющиеся человеческие или профессиональные привязанности отвергаются, потому что они не соответствуют ожидаемому идеалу, и их считают скучными или парализующими.

Так как имеющиеся привязанности обременительны для выбирающего и удручающи, то он стремится избегать их. Отвергать синий цвет — это значит бежать от разрядки и покоя, считая, что не можешь в настоящий момент позволить себе покой, не отказываясь от чего-то важного. Предчувствие говорит, что разрядка и покой могут вызвать ту самую слабость, расслабление, которых так боятся, чаще всего не осознавая этого. Расслабление может как раз и привести к депрессии, которой хотят избежать.

Для таких людей синий цвет является не «очаровательным ничем», а угрожающим ничем: так как для них основная потребность в привязанности, которую и представляет собой синий цвет, не воплощается в существенном отношении; часто это отношение к партнеру (в любви); иногда — это отношение к рабочему коллективу или даже к тому месту, где приходится жить. Тот, кто всегда отвергает синий цвет, «лишен умиротворяющего влияния сопричастности», в котором он так нуждается. В результате этого возникает беспокойная и напряженная неугомонность, непрерывное взвинчивание самого себя и поиски возбуждений, чтобы избежать подкарауливающее расслабление или даже депрессии в результате такого образа жизни, лишенного смысла. При обследовании 5000 курильщиков сигарет выяснилось, что больше половины из них отвергает синий цвет, особенно те, которые курят темные крепкие сорта табака. Здесь, вероятно, возбуждающее влияние курения является оборонительным, и им пользуются, чтобы избежать расслабления. При избыточном воздействии раздражителей (например, телевидение) и неустойчивости, беспокойном поведении страдает также способность к концентрации, что выражается, особенно у детей, в затруднениях, возникающих при учении.

Продолжительное возбуждение может привести у взрослых к невротическим заболеваниям органов. Вытеснение темно-синего цвета, как неудовлетворенной душевной привязанности, может в качестве компенсации способствовать оказанию предпочтения зеленому цвету. Так как зеленый цвет означает самоутверждение, то из-за этого возникает притязание на гордую оппозиционную независимость, с которой часто можно встретиться у молодых людей, желающих освободиться от семейных уз. Но неприятие темно-синего цвета — как страх перед покоем — часто компенсируется красным цветом, который означает «жажду возбуждающих переживаний». Если неудовлетворенная душевная привязанность использует на первом месте красный цвет в качестве компенсации как «необходимое средство», то из-за этого возникает «страстное» сексуальное опьянение. Нередко отверженный синий цвет в качестве компенсации требует желтого.

Желтый цвет означает «поиски освобождающего выхода». Удручающая неудовлетворенная душевная привязанность требует здесь прежде всего облегчения для устранения депрессии. Неудовлетворенная эмоциональность превращается в безостановочные поиски выхода. Это не только освобождение от душевной ранимости, но и поиски удовлетворяющей гармонии, что может найти выражение, среди прочих иных возможностей, также и в поисках смысла жизни (мировоззрения) или в математическом складе ума.

В среднем, по данным статистики, на синий цвет следует обратить внимание, если он не занимает места с первого по четвертое. Зеленый цвет (2) Зеленый цвет с голубым оттенком стал контрольным цветом для определения психологического состояния напряжений. Напряжение психологически выражается как напряжение воли для настойчивости, упорства. Синевато-зеленый цвет — это выражение упорства, твердости, жесткости, и прежде всего, наступательности по отношению ко всем изменениям. Поэтому он представляет собой постоянство, как в самосознании, в качестве принципа представляющего, оценивающего, так и во всех формах самоутверждения и обладания. Обладание повышает уверенность и в особенности самоуверенность. Поэтому зеленый цвет, стоящий на первом месте, указывает на то, что избравший его желает повысить свою уверенность в себе, путем ли самоутверждения, чтобы сохранить идеализированную картину собственного я, или посредством подтверждения, которого он ждет от других, причем он желает внушить симпатию при помощи чего-то, чем он сам обладает, и имеющего характер финансовый, телесный или духовный. Зеленый цвет, как напряжение, накапливает возбуждения и в результате этого создает ощущение гордого превосходства, власти, силы и ощущения возможности распоряжаться или по крайней мере руководить.

Накопление возбуждения ведет к бесчисленным формам и степеням управления. Сюда относится не только управление побуждениями, но также точный контроль, регистрация и память, ясная диспозиция, критический анализ и последовательная логика вплоть до абстрагирующего формализма. «Зеленое» поведение может выразиться также и в желании иметь здоровье, и в желании долго жить или лучше, то есть может выразиться в реформаторстве. Но тот, кто избирает зеленый цвет, отличается чаще всего тем, что он обязательно желает провести свои взгляды в жизнь, — часто оправдывая себя тем, что он защищает принципы. При этом он идеализирует себя и поучает других.

Тот, кто ставит зеленый цвет на первое место, желает нравиться. Ему необходимо признание и он желает самоутверждаться вопреки сопротивлению. Тот, кто ставит зеленый цвет на седьмое или восьмое место, желает того же, но он раздавлен сопротивлением и чувствует себя униженным недостатком признания. Он страдает от напряжения, которое возникло в результате его собственных требований, кроме тех случаев, когда это происходит из-за телесной слабости. Он воспринимает его как сопротивление, как давление (например, как при пекторальных ангинах), как жестокость и принуждение, которых он пытается избежать. Зеленый цвет на седьмом или восьмом месте означает «освобождение от давления и принуждения», утрату собственной силы к сопротивлению и терпение, и даже страх перед собственным бессилием и перед тем, что это ведет к компенсационному перекладыванию вины на других и к презрению к ним. Неприятие зеленого цвета часто компенсируется синим цветом, потому что он должен внести успокоение и разрядку.

Такие люди ищут мирного приюта, где они нашли бы бережное отношение и им не пришлось бы самоутверждаться. Иногда отвергнутый зеленый цвет компенсируется красным на первом месте. Так как красный цвет означает «возбуждение», а отвергнутый зеленый выражает невыносимое напряжение, которое ведет к нетерпению и утрате самообладания, то отсюда следует импульсивность, которая может вызвать судороги с частичной потерей сознания. Невыносимое напряжение часто компенсируется также предпочтением, оказываемым желтому цвету в качестве поисков освобождающего выхода. Этот побег к свободе является попыткой избежать судорожного состояния и часто вызванного самим собою принуждения со всеми их болезненными последствиями. Но компенсация остается фиктивной и ведет только к суррогату деятельности, как, например, в любви путешествовать и летать.

Зеленый цвет обращает на себя внимание, если он не стоит на местах со второго по четвертое. Красный цвет (3) Красный цвет с примесью желтого представляет собой эрготропное физиологическое состояние. Красный цвет повышает кровяное давление, учащает пульс и дыхание. Красный цвет — это выражение жизненной силы и высоты вегетативного возбуждения. Поэтому он имеет значение желания и всех форм аппетита.

Красный цвет — это стремление добиться влияния, завоевать успех и жадно желать того, что может предоставить интенсивность и полнота жизни. Красный цвет — это импульс, жизненная воля покорить и потенция, начиная от сексуальных инстинктов, вплоть до революционных преобразований. Красный цвет — это импульс к моторному действию, к спорту, к борьбе и к предприимчивости в области производства. Красный цвет — это «ударная сила воли» в противоположность зеленому цвету как «напряжению силы воли» .

По времени красный цвет соответствует настоящему времени, символически полный сил мужественности, устремленный вверх, к фаллическим формам и огню, как духовному пламени, например, пламя святого духа троицы. Красный цвет стремится пронизать, преобразовать и покорить. Красный цвет, в качестве сексуального желания, и синий цвет, как нежное удовлетворение, взаимодополняются и создают эротическую гармонию. Если красный цвет стоит на первом месте, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность. Если красный цвет стоит на седьмом или восьмом месте, то выбравший его ощущает возбуждающую интенсивность красного цвета волнующе и угрожающе, потому что он чувствует в себе недостаток жизненной силы, — например, при изнурении и сердечной недостаточности, — или из-за мучительных конфликтов. Красный цвет на седьмом или восьмом месте означает «предусмотрительно избегать ослабляющего волнения» .

В качестве компенсирующего внутреннего средства чаще всего появляется на первом месте синий цвет, потому что необходимо усиляющее успокоение. При этом «синяя» привязанность становится болезненной, мазохистской и сопровождается мучительным ощущением из-за неудач в любви. Редко встречаются тесты, когда отвергают красный цвет, а предпочтение отдают зеленому, так как в состоянии беспомощности можно лишь на короткое время оказаться в состоянии самоутвердиться при помощи зеленого напряжения воли. Всегда такой выбор производят, например, тогда, когда пациент пытается волевым усилием побороть вегетативные расстройства. Чаще всего выбирают желтый цвет на первое место для компенсации ослабляющего волнения. Желтый цвет означает «поиски освобождающего выхода». Часто и этот выбор является кратковременным, так как он отражает картину сомнений. Красный цвет привлекает к себе внимание, если он не стоит на местах с первого по третье.

Желтый цвет (4) Желтый цвет — это самая светлая яркая краска, и воздействует поэтому легко и живо. Красный цвет кажется более плотным и тяжелым, чем желтый, поэтому он возбуждает. Так как желтый цвет кажется легче, гораздо тоньше и невесомее, чем красный, то он является стимулирующим. В соответствии с этим он повышает вегетативные функции: кровяное давление, учащает пульс и дыхание аналогично тому, как это делает красный цвет, но неизмеримо лабильнее. Главной чертой желтого является отражающая свет, а поэтому излучающая во все стороны яркость, невесомая веселость. Желтый свет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению. В противоположность синевато-зеленому, который отражает контракцию напряжения вплоть до судорог, желтый цвет представляет собой освобождение и релаксацию. Психологически освобождение означает освобождение от тяжести, чего-то угнетающего или парализующего.

Если желтый цвет выбирают на первое место, тогда он свидетельствует о желании освобождения и надежде на счастье или ожидание его. Ожидание счастья во всех бесчисленных формах, начиная от сексуального приключения и до идеологий, обещающих идеальное состояние в конце, всегда ориентировано в будущее. Всегда, если в ряду из восьми цветов зеленый и желтый стоят рядом друг с другом и образуют одну группу, то напряжение и освобождение объединяются с целью непосредственного освобождения от напряжения и нейтрализующего уравновешивания напряжения. Тот, кто предпочитает зеленый и желтый, тот нуждается в немедленном признании; он хочет уважения. С большим напряжением он наблюдает за тем, оказывают ли ему ожидаемую признательность и подтверждение так, чтобы напряжение (+ зеленый) могло бы разрядиться (+ желтый). Зеленый цвет — это настойчивость, желтый — это изменения.

Зеленый — это напряжение, желтый — это разрядка. Между этими полюсами лежат конфликты, которые произрастают на почве неудовлетворенности. Здесь борются «зеленые» честолюбие, самоутверждение и престижные претензии против «желтого» стремления к переживаниям, наполненного ожиданием счастья. Если зеленый цвет добивается преимущества, то также и гладкая мускулатура оказывается в подчинении у постоянного принуждения, так что это может проявиться в виде спазм желудочно-кишечного тракта или сердечно-сосудистой системы, то есть в виде патологических нарушений. Так как напряжение является невыносимым, то чаще всего эти больные отвергают зеленый цвет, тогда как желтому компенсационно отдают предпочтение из-за желания освободиться от спазматического состояния. Если желтый цвет стоит на седьмом или восьмом месте — это разочарование в надеждах. Человек стоит перед пустотой и чувствует себя изолированным.

Из-за серьезности настроения в таком случае яркость и нематериальность, легкость желтого цвета воспринимаются как пустота и обманчивая поверхность. Так как из-за разочарования напряжение ожидания не может прийти ни к какому разрешению, то наступает перевозбуждение, поэтому желтый цвет отвергают как слишком яркий. Перевозбуждение проявляется в раздражительности, злости, плохом настроении и недоверчивости. Если подумать, что многие люди питают свой интерес к жизни ожиданиями и надеждами, то можно понять, каково разрушительное действие безнадежности, выявляемое отвергнутым желтым цветом, т. е. внушающим страх отсутствием, по крайней мере для существенной части жизни. Желтый цвет на седьмом или восьмом месте означает «предохранение себя от разочарования, от потери и изоляции». омпенсации многообразны.

Часто на первое место избирают синий цвет. Это показывает, что существует потребность в покое и привязанности, как средствах для удовлетворения. Неприятие желтого цвета и одновременно предпочтение, отдаваемое синему цвету, отражают болезненную привязанность, которую можно встретить у многих людей. Этот вид любви часто бывает отмечен чертами мазохизма. Безнадежность может также компенсироваться стремлением к уверенности и утверждению. В этом случае на первом месте в качестве необходимого средства стоит зеленый цвет.

Если на первом месте стоит красный цвет, то как можно более интенсивные переживания, особенно сексуальные опьянения, должны способствовать забвению разочарования и изоляции. Желтый цвет обращает на себя внимание, если он не стоит на местах со второго по пятое. Фиолетовый цвет (5) Фиолетовый цвет — это смесь красного и синего. Фиолетовый цвет пытается создать единый сплав из противоположностей, то есть из красного цвета, как у импульсивного покорителя, и синего цвета, как нежной самоотверженности; а потому — это выражение идентификации. Такая идентификация — это, деликатное прочувствование, которое становится единственно возможной эмоцией, так что все, что я думаю и хочу, должно соответствовать действительности. Эта власть называется волшебством, магией, и как раз это и является значением фиолетового.

Тот, кто отдает предпочтение фиолетовому цвету, тот хотел бы магических взаимоотношений. Он желает быть околдованным, но он хотел бы и сам обладать колдовской силой и внушительным шармом, так как в магической идентификации уничтожается противоположность между субъектом и объектом. Фиолетовый цвет — это может быть идентификация как эротическое слияние, или как интуитивно-чувственное понимание. Но он может означать просто единство, как недифференцированность и нерешенность.

Так, тестирование 1600 школьников, не достигших периода полового созревания, показало, что 75% отдали предпочтение фиолетовому цвету. Статистика результатов тестирования 1000 иранцев, негров из Тангоники и Гао и индейцев из центральной Бразилии выявляет заметное предпочтение фиолетовому цвету. Действие гормонов также, очевидно, ведет к предпочтению фиолетового, как показали исследования, проведенные среди женщин в период беременности (Эрбеле), как показали тесты при функциональных расстройствах щитовидной железы, и как показали опыты с выбором цветов у гомосексуалистов. Если фиолетовый цвет выбирают на восьмое место, то желание чувственного эротического слияния, магии идентификации со своим партнером скрывают в тайне, потому что отсутствуют предпосылки. Отсюда возникает часто не обнаруживаемая замкнутость и стремление к созданию как можно более ясных взаимоотношений. Способность к эмоциональному предчувствованию и потребность в магии очарования переносится на такие объекты, которые требуют эстетической оценки и воплощения и которые часто становятся профессиональной задачей. Фиолетовый не обращает на себя внимание, когда он стоит на местах с третьего по седьмое, даже если он стоит или на втором месте при беременности или перед половым созреванием. Коричневый цвет (6) Коричневый цвет — это затемненный желто-красный.

Импульсивная жизненная сила красного цвета в коричневом затемнена, приглушена, успокоенна или «сломлена», как сказал бы художник. Коричневый обладает экспансивно действующим импульсом, которому не хватает активной жизненной силы красного. Живость не действует более активно, а воспринимается пассивно. Коричневый цвет представляет собой живое чувственное восприятие. Поэтому положение коричневого цвета дает представление об отношении к жизненным физическим ощущениям. Если коричневый цвет стоит в положении индифферентности, на пятом, шестом или седьмом месте, то жизненное восприятие тела «уничтожено», так как здоровое и удовлетворенное тело не ощущают. Но если он стоит в первой половине ряда или даже на первых двух местах, то в наличии имеется повышенная потребность в отдыхе, создаваемом уютом и чувственным умиротворением. Коричневый цвет предпочитают тогда, когда он соответствует беспроблемному, бесконфликтному уюту.

Если коричневый стоит на восьмом месте, тогда отвергается его свободный от напряжения уют. Коричневый цвет воспринимают как тупую банальность «человека из толпы», от которого выбирающему, как индивидуалисту, хотелось бы отличаться. Из-за этого страдает способность получать чувственное наслаждение, в результате чего возникает дефицит, являющийся причиной компенсации вплоть до навязчивых сексуальных идей. Коричневый цвет обращает на себя внимание, если он не стоит на местах с пятого по седьмое. Черный цвет (7) Черный цвет — это самый темный цвет. В черном завершается концентрическое направление темных цветов вплоть до окончательной точки.

Черный — это абсолютная граница, где кончается жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею «ничего». Черный — это отрицание по отношению к утверждению, которое достигает своей наивысшей точки в белом как в абсолютной свободе (отсюда — безупречность). Знамена анархистов и нигилистических союзов были черными. Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ.

Тот, кто выбирает черный цвет на первое место, хочет отказываться из своенравного протеста. Он восстает против своей судьбы. Тот, кто выбирает черный цвет на второе место, считает, что он может отказаться от всего, если он сможет форсировать то, что выражает цвет на первом месте перед черным. Если на первом месте, например, стоит красный цвет перед черным, то безудержные переживания должны компенсировать лишения. Если перед черным стоит синий цвет, то покой без напряжения должен воссоздать разрушенную гармонию. Если перед черным стоит серый, то полное отгораживание должно помочь преодолеть невыносимое состояние. Тот, кто выбирает черный цвет на восьмое место, где он и встречается чаще всего согласно статистике, не желает отказываться.

Отказ означает для него лишения и пугающий дефицит. Так как он не может отказываться, то он избегает опасности и ставит повышенные требования, носящие авторитарный характер. Далее рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта — субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от среды.

При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства стремлению «вовне», зависимости от среды. Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности: № 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности; № 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении; № 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха; № 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах. Если основные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности. Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности. Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности. Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу. Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный. Показатели тревоги.

Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком —, и все остальные, что находятся за ним (7-я — 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния. В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой, А над номером цвета и знаком —, например: Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением).

В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния. В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

!!! А, А А 2 1 4 Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет в 7— и позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким образом может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тревоги, например: Подобным же образом в тесте Люшера оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится один восклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, например: !!!С С С + + + 6 0 7 Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее. С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки.

Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности. Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком «—»). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности. Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена? Может быть также проанализировано отношение цветов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния. Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых.

Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях. То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний. Стимульный материал: Приложение 2. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

Тестовый материал

Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего содержания: К рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами». К рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?

Он (она) гуляет со своей мамой и малышом". К рис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?"К рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?

Он (она) одевается". К рис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?

Он (она) играет со старшими детьми". К рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?

Он (она) идёт спать". К рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

К рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?"К рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?"К рис.

10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?"К рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

К рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?"К рис. 13.

Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой». К рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».

Экспериментальная группа

У всех детей диагноз умственная отсталость. Борис П. Дата рождения 18,01,2000

Проблемы: Эмоционально нестабилен, нет стремления к общению со сверстниками, не всегда понимает обращенную речь, путает лево и право. Моторная неловкость. Эхолалия. История болезни: От 2 беременности и родов. Беременность протекала нормально. Роды в срок. Закричал сразу.

Не было сосательного рефлекса. Лежал в кювете 3 дня. Сидит с 8 месяцев. Ходит с 1г1м. Первые слова в 3 года. К 7 годам простые фразы. Ливан Г. Дата рождения 20,03,2003

Проблемы: Плохо говорит (односложные фразы), гиперактивен, не концентрирует внимание, неуправляем. История болезни: от 5 беременности, 2-х родов. Первый ребенок здоров. Беременность протекала с угрозой выкидыша. Роды путем кесарево сечения. Владимир К. Дата рождения 14,09,2003

Проблемы: Плохая координация, плохое равновесие, невнятная речь. История болезни: от 1 беременности и родов. Ребенок из неблагополучной семьи. Ходит с 2х лет. Говорит с 4. Фразовая речь появилась в 6 лет. Ксения К. Дата рождения 11,02,2004

Проблемы: Повышенная возбудимость, плаксивость. Александр Д. 19,11,1999

Проблемы: нет мотивации к обучению, плохая память, плохая концентрация внимания, моторная неловкость, плохо говорит. Ребенка воспитывает бабушка, мать отказалась от ребенка. История болезни: Ребенок от первой беременности и родов. Беременность протекала с угрозой выкидыша. Роды в срок. До 2-х лет развивался соответственно возрасту. В 2 года у ребенка был ожог волосяной части головы, после чего исчезла речь до 5 лет. Павел О.12,07,2002

Проблемы: Плохая концентрация внимания, страхи (не может оставаться один), плохо контактирует со сверстниками, моторная неловкость, плохо развита мелкая моторика. Упрямство. История болезни: ребенок от 1 беременности и родов. Беременность протекала с угрозой выкидыша. Роды путем кесарева сечения. С рождения атопический дерматит, с 1 года бронхиальная астма. Отмечается грудной кифоз. Сергей С.

04.05. 2002

Проблемы: плохая концентрация внимания, нет желание общаться со сверстниками, играет в стереотипические игры. История болезни: Ранее развитие без особенностей. После 2х лет ребенок стал замкнутый, перестал общаться со сверстниками. Николай Ж.

04.02. 2000

Проблема: плохая концентрация внимания, повышенная тревожность, боится темноты, боится оставаться один, плохая координация движений. История болезни: От 1 беременности и родов. Поздняя беременность. Лежала на сохранении. Роды на 2 недели раньше срока. Был повышенный мышечный тонус. Стал поздно говорить. Тревожность. Елизавета М.

14.06. 2004

Проблемы: немотивированные вспышки гнева, после чего идет непослушание. Может ударить другого человека и себя. Плохая речь. История болезни: От 2 беременности и родов. Были проблемы с почками, потом рак почек. Олег Ж.

17.01. 2004

Проблемы: плохо говорит, не общается со сверстниками, плохая концентрация внимания, не может выполнять задания по образцу. История болезни: От 1 беременности и родов. Была угроза выкидыша в начале беременности. У матери был стресс в конце беременности. Роды на неделю позже срока. Кесарево сечение. Моторное развитие без особенностей. Произносит слоги с 1,5 лет. Фразы в 3,5 года. Анастасия Ф.

01.01. 2004

Проблемы: Не умеет строит взаимоотношения, нет самообслуживания, плохая концентрация внимания. Максим П.

09.04. 2004

Проблемы: плохо говорит, обращенную речь понимает не всегда, не контактирует с окружающими, животных не замечает. Гипертонус мышц. Косоглазие. История болезни: От 1 беременности и родов. Беременность протекала нормально. Роды в 37−38 недель.

С безводным периодом 13 часов, стремительные. Голову начал держать в 2 месяца. Сел 1год 2 мес. Пошел в 1,5 лет. Имеются стереотипные движения. Никита Н.

19.05. 2004

Проблемы: плохо говорит, ходит на носочках, плохая концентрация внимания, не стремится к общению с детьми. История болезни: От 5 беременности, 2 родов. Роды в срок. Слабая родовая деятельность, стимуляция. Софья Х.

04.04. 2004

Проблема: плохо говорит, гиперактивность. История болезни: от 2 беременности и родов. Роды при сроке 25 недель, самостоятельные. Вес 700 гр, рост 32 см. Сидит с 8 мес, ходит с 1,5 лет, с 1 года ползает. Первые слоги и слова в 3 года. Михаил Г.

12.05. 2004

Проблемы: не общается с детьми, боится животных, плохо говорит, плохая концентрация внимания. Артем Г.

19.09. 2001

Проблемы: Снижен мышечный тонус, моторная неловкость. История болезни: От 1 беременности и родов. Принудительное родоразрешение. Закричал не сразу. Раннее развитие с задержкой. Голову держит с 4 мес, сидит с 1 года, ходит с 1года 4 мес. Речь после 3,5 лет. Сережа Н.

23.01. 04Проблемы: Совсем не говорит, а только мычит или кричит, моторная неловкость, не развита мелкая моторика. История болезни: ребенок был усыновлен в 10 месяцев. (у матери 4 беременность, анамнез не известен) Леонид Р.

18.11. 2004

Проблемы: плохо говорит, проблемы с общением, не играет с другими детьми, гиперактивен. История болезни: от 1 беременности и родов. Родился с двукратным обвитием шеи пуповиной. Перенес закрытую ЧМТ. Владислав Л.

29.04. 2002

Проблемы: плохо говорит, плохая концентрация внимания. История болезни: от первой беременности и родов. Беременность протекала с угрозой выкидыша. Раннее развитие без особенностей. К году говорил 2 слова, потом перестал говорить. Вероника П.

24.11. 2004

Проблемы: нет связанной речи, много страхов — боится новых людей, трудно заставит что-либо сделать, только надо убеждать. Проблемы общения — общается в основном жестами с тем, кого знает и любит. История болезни: От 2 беременности и родов. Беременность протекала в норме, роды в срок. Перенесла ветряную оспу, ОРВИ. Говорила слова и фразы, а после перенесенной ветряной оспы речь ухудшилась. Василиса П.

10.07. 2000

Проблемы: эмоционально нестабильна, задержка психоречевого развития. Плохой сон. История болезни: От первой беременности и родов. Беременность протекала с угрозой выкидыша. Роды в срок со стимуляцией. Было обвитие пуповиной. Раннее развитие — задержка мелкой моторики. Даниил К.

22.04. 2003

Проблемы: Задержка психоречевого и моторного развития. Гиперактивность. Плохая концентрация внимания. Было 2 приступа атипичных фебрильных судорог. История болезни: Ребенок от первой беременности и родов. Беременность протекала нормально. Роды в срок путем кесарева сечения. После прививки АКДС появились фебрильные судороги.

Раннее развитие без особенностей. Фразовая речь с 3 — 3,5 лет. Яна Г.

20.11. 2000

Проблема: плохая концентрация внимания, нет диалоговой речи. В речи простые фразы. Гиперактивность. История болезни: Ребенок от первой беременности и родов. Роды в срок путем кесарево сечения (внутриутробная гипоксия плода). Была тяжелая асфиксия. Наблюдается невропатологом с рождения по поводу энцефалопатии, синдрома мышечной дистрофии. Раннее развитие с задержкой. До года лепетала. С 1 года простые слова, с 2 лет регресс в словарном запасе. Сергей М.

14.01. 2003

Проблемы: плохая концентрация внимания, расторможенность, снижены коммуникативные возможности. История болезни: родился в тазовом предлежании с мышечной кривошеей. Перенес ветряную оспу, ОРВИ. Моторное развитие без особенностей. В контакт вступает, но внимание удерживает лишь непродолжительное время. Андрей А.

21.04. 2000

Проблема: плохая речь, расторможенность, плаксивость, плохая концентрация внимания, нет контакта со сверстниками. История болезни: Ребенок от первой беременности и родов. Беременность протекала нормально. Роды в срок, родился с обвитием пуповины вокруг шеи. Раннее развитие с задержкой. Голову начал держать с 3 месяцев, сел в 9 месяцев, пополз в 1год 1 месяцев, пошел в 1,5 года. Речь почти не развивалась.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бикнел Джоан, Хелен Хенн, Джун Вебб. Знакомьтесь: иппотерапия. Верховая езда как средство реабилитации детей-инвалидов (практическое руководство)./ Пер. с англ. Детский экологический центр «Живая нить» — М., 1999, 24 с.
  2. М.В., Чабан A.C. Опыт использования средств физической культуры в комплексе мероприятий по реабилитации инвалидов./ Тез. Докл.Всесоюз. науч.-практич. конфер.: Физическая культура и здоровый образ жизни (Севастополь, февр. 1990)-М., 1990, с.14−15.
  3. Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение. — Л., 1989. — с.7−19.
  4. Н. Л. Иппотерапия как средство реабилитации умственно отсталых детей [Текст] / Н. Л. Воскресенский // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2007. — № 5. — С. 73−74.
  5. В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. — с. 41−46.
  6. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций М. — 1989. — С. 14.
  7. Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. — М., 1982.
  8. И.Е., Люсин Д. В. Внутренняя структура естественных категорий: типичность // Психологический журнал. 1998. Т.19. № 6. С. 103 — 111
  9. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987. — с. 257−263.
  10. М., Кауне В., Урбат Х. Ф. Наблюдение за развитием детей с интеллектуальными поражениями в связи с их занятиями JIBE и вольтижировкой./ Материал 8-го международного конгресса по терапевтической верховой езде. — Левин, 1994.
  11. .М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999, 160 с.
  12. Л.К., Казаченко И. Ю., Роберт Н. С. Об опыте деятельности детского экологического центра «Живая нить». -М., 1997, 80 с.
  13. П.Т., Самородский A.A., Терентьева И. Ю., Шпицберг И. Л. Экосистемная реабилитация с опорой на лечебную верховую езду (ЛВЕ) в летних интеграционных лагерях./ Педагогическая и психологическая абилитация детей с ограниченными возможностями.// Генеративное здоровье и социальные гарантии. Часть III под ред. И. В. Саноцкого. — М., 1998, 51 е., с. 30 — 41.
  14. П.Т., Рубцова Н. О. Возможности JIBE в социальной адаптации и реабилитации детей и взрослых с проблемами развития./ Специальное Олимпийское движение в России. Современные проблемы и перспективы развития.// Всерос. науч.-практ. конф. ЗО нояб.-1 дек. — М., 2000, 62 е., с.З.
  15. П.Т. Обучение специалистов по адаптивной JIBE в России (на основе опыта ДЭЦ «Живая нить»)./ Специальное Олимпийское движение в России. Современные проблемы и перспективы развития.// Всерос. науч.-практ. конф. ЗО нояб.-1 дек. — М., 2000, 62 е., с.7−8.
  16. П.Т., Легашин В. И. Конный спотр — один из видов спорта инвалидов./ Специальное Олимпийское движение в России. Современные проблемы и перспективы развития.// Всерос. науч.-практ. конф. ЗО нояб.-1 дек. — М., 2000, 62 е., с.8−10.
  17. Г. В. Методика реабилитации психомоторных нарушений у умственно отсталых школьников на занятиях ЛФК./ Дефектология № 1 1999, с. 31.
  18. Ю.Н. Психологическое влияние иппотерапии на формирование готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития. Автореф. дисс. на соиск. степ, к.психол.н./ Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского-Ярославль, 2002, 22 с.
  19. Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы: материалы II межрегиональной конференции, Санкт-Петербург, 2 мая, 2009 г. [Текст] / [редакционный совет: Денисенков А. И. и др.] / Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта;- Санкт-Петербург, 2009. — 207 с.
  20. Катрин Эльтце «Верховая езда как спорт для умственно-отсталых людей». / К. Эльтце. // Коневодство и конный спорт. — 1995. № 3 — С. 24−30.
  21. В. К. Влияние иппотерапии на состояние некоторых функций организма детей, имеющих проблемы в развитии [Текст] / В. К. Климова, Я. В. Тарабан, Н. А. Лукьянов // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 9. — С. 70−72.
  22. Н. Г.Влияние иппотерапии на работу внутренних органов детей, страдающих детским церебральным параличом [Текст] / Н. Г. Коновалова и [др.] // Адаптивная физическая культура. — 2006. — № 3(27). — С. 61 — 64.
  23. М. В. Иппотерапия как средство коррекции психического развития умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста : Дис. … канд. пед. наук: 13.00.03: Москва, 2005 183 c.
  24. В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся./ Дефектология № 3 1993, с. 34.
  25. Е. Ю. Мини-лошадки помогают детям с особыми потребностями [Текст] / Морина Е. Ю., Котов А. С.// Современный детский сад. — 2009. — № 7. — С. 48−54.
  26. В.Н. Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней. — М.: Медицина, 1982, 215 с.
  27. , А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта [Текст] / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  28. , А. Р. Ребёнок с ограниченными возможностями [Текст]: книга для родителей / А. Р. Маллер. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 80 с.
  29. , Л. А. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов [Текст] / Л. А. Метиева // Дефектология. — 2001. — № 6. — С. 11−18.
  30. А.Б. Иппотерапия: путь к здоровью: «Лечение верховой ездой». / В сб. «Учебник здоровья» — Ростов на Дону, 2003, 155 с.
  31. Пространственные представления при отклоняющемся развитии./ Метод, рек. к нейропсихологической диагностике.// Под ред. А. В. Семенович, С. О. Умрихина. — М.: МПГУ, 1998, 50 с.
  32. Н.С. Иппотерапия./ Энциклопедия традиционной медицины. Направления. Методики. Практики.// Сост. И. М. Минеев — М., 2002, 704 е., с. 262−267.
  33. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назарова. — 3-е изд., испр. — М.: Academia, 2004. — 396 с.
  34. Сайт «Живая Нить"//http://www.livingthread.ru/
  35. Л. В. Психология взаимодействия с животными и ее применение в психолого-социальной работе : по материалам зарубежных источников [Текст] / Смолова Л. В.// Работник социальной службы. — 2009. — № 4. — С. 60−68.
  36. В. «Сердце и душа большого друга» : [иппотерапия в детских домах] [Текст] / Соцкова В.// Детский дом. — 2010. — № 3. — С. 39−41.
  37. Т.П. Иппотерапия как средство коррекционной оздоровительной работы с детьми [Текст] / Трубачева Т. П., Семенайт Н.А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004.-№ 5. — С.71−74.
  38. Л. С. Иппотерапия в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом [Текст] / Л. С. Чеснокова // Коррекционная педагогика. — 2007. — № 1. — С. 16 — 24.
  39. , О. Е. Использование проективных методик при изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / О. Е. Шаповалова // Дефектология. — 2001. — № 4. — С. 15−20.
  40. , О. Е. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному [Текст] / О. Е. Шаповалова // Дефектология. — 1998. — № 1. — С.37−41.
  41. , Н. Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно отсталых школьников [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. Б. Шевченко; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: [б. и.], 1999. — 19 с.
  42. Н. В., Коррекция и развитие эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников [Текст] / Н. В. Шкляр // Начальная школа. — 2007. — № 8. — С. 71−73.
  43. Штраус Ингрид. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды / Ингрид Штраус // пер. с нем. — ДЭЦ «Живая нить». — МККИ, 2000. — 102 с.
  44. , Я. Г. Учёт индивидуальных особенностей одигофренов-имбецилов в коррекционно-воспитательной работе / Я. Г. Юдилевич // Дефектология. — № 3. — 1981. — С. 51−57.
  45. , Т. И. Особенности отношений умственно отсталых школьников с учителем в конфликтных ситуациях [Текст]: дис. … канд. психол. наук / Т. И. Янданова; РАО Ин-т корр. пед. — М.: [б. и.], 2000. — 190 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ