Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гомеровские басилевсы («цари»): поэтические преувеличения и историческая реальность

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Своеобразие гомеровской эпохи (XI—IX вв. до н. э.) состоит в том, что основной вектор развития направлен не на родовые, а на индивидуальные, личностные нормы культуры. Поведение героев Гомера резко индивидуализировано, основная ценность — воинская доблесть (арете), ее достижение регламентируется «героическим кодексом»: достижение славы, вслед за которым идет чествование, соответствующее положение… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Темные века, или гомеровская эпоха (1150−800 до н.э.)
  • Гомеровское общество
  • Басилевсы Гомеровского периода
  • Заключение
  • Список литературы

Гомеровские басилевсы («цари»): поэтические преувеличения и историческая реальность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно концептуальному описанию второе по распространённости слово, связанное с басилеем — глагол τίκτω (рождать) в пассивной форме (Hom.Il. XX, 219; Od. VII, 55; Hes.Theog. 956; 984; fr. 165, 8), что подтверждает: больше значение имело именно рождение.

А самое распространённое слово, связанное с басилеем — διοτρεφής, которое обозначает «питомец Зевса». Причём это прилагательное (или эпитет) по отношению к басилевсам употребляет не только Гомер (Hom.Il. I, 176; II, 98; 445; IV, 338; V, 464; XIV, 27; XXIV, 803; Od.

III, 480; IV, 44; 63; VII, 49), но и Гесиод (Hes. T heog.82; 992).Гесиод в «Теогонии» пишет, что все цари произошли от Зевса (Hes.Theog. 94−96).Парадоксальность статуса гомеровского басилевса состоит в том, что при такой блестящей религиозной санкции он является царем только по названию и никакой реальной властью не обладает. Его обязанности сводятся к трем основным функциям: Культовая деятельность.

Как представитель всей общины басилевс приносит жертвы и выполняет другие жреческие функции (Il., II, 402; XIX, 25 sqq.; Od., III, 3 sq.; XII, 172 sqq.); Судейство. Обладая зевсовым скипетром, он вместе со старейшинами вершит правосудие в общине и следит за соблюдением справедливости. Это его главная политическая функция в мирное время (Il., I, 237 sqq.; XVI, 541 sq.; Od., I, 386 sqq.; XI, 184 sqq.); Военное руководство. В военное время царь является военачальником и ведет свое войско в битву.

Этим как раз и заняты все виднейшие гомеровские герои в «Илиаде». За все эти заслуги басилевс имеет вознаграждение: община предоставляет ему лучший участок земли — теменос (Il., XII, 313; Od., VI, 293; XVII, 299), а также целый ряд привилегий: почетную награду (γέρας), почетное место в собрании и в трапезе, право делить добычу и право на лучшую долю в ней и т. д. (I l., VIII, 161 sq.; XX, 182;Od., XI, 175).Перед поединком Париса с Менелаем Агамемнон приносит жертву Зевсу (Hom.Il. III, 267−301).В этом можно усмотреть жреческую функцию басилеев, что тем лучше перекликается с их птицегадательской функцией. Но жертвы приносили, скорее всего все эллины.

Гесиод предписывает сжигать для богов бёдра и совершать возлияния (то же делал Агамемнон в пересказанном эпизоде), причём утром и вечером, надо думать, ежедневно (Hes.Erga 336−339).Кроме того, он рекомендует не есть и не мыться из горшков на ножках (χυτρόπους), в которых не приносилось жертвы (Hes.Erga748−749).Значит, жертв приносилось достаточно, чтобы обеспечить любое хозяйство такими нужными предметами для столь повседневных действий. С другой стороны, такие исследователи как И. В. Шталь, Х. Туманс и др. давно уже отмечали, что в сознании эллинов благосклонность богов к басилевсам (или отсутствие оной) распространялось на всю общину. Гесиод прямо пишет про то, что из-за действий басилеев страдают целые народы (Hes.Erga 260−262).Во время Троянской войны различные боги помогают той или иной стороне именно из-за благосклонности к определённым героям-басилевсам, но страдают ведь от этого целые народы. Будучи родителями басилеев, боги и богини приходят на их зов, как, например, Фетида к Ахиллу (Hom.Il. I, 348−363).Потому земельные участки басилеев назывались также, как и неприкосновенные участки божеств — τέμενος (Hom.Il. VI,

194; IХ, 578 и др.).Перед поединком Париса с Менелаем жертву приносит именно Агамемнон потому, что при этом он высказывает просьбу от всех ахейцев, и исполняется (вернее, не исполняется) она в зависимости от отношения Зевса именно к Агамемнону. Эту функцию можно назвать представительской — басилевс представлял свою общину перед богами. Данная функция — ключевая. Гомер подчёркивает, что басилевсы находятся в таких тесных отношениях с богами и богинями именно в силу родства с последними. Гесиод пишет, что расположение богов басилевсы могут и потерять (Hes.Erga 260−262), но в «Илиаде» гнев Зевса, вызванный действиями Агамемнона по отношению к Ахиллу, не отменяет близости басилеев к богам и богиням. Община, естественно, давала больше прав и благ тем, кто представлял её перед высшими силами. Потому ключевое значение имело происхождение от Зевса, потому самый главный эпитет басилеев — διοτρεφής, потому так часто в эпосе говорится об их отцах и остальных предках. При всем этом басилевс не имел никакого реального механизма власти и никакого средства принуждения. Специалисты единодушны в том, что положение царя не являлось какой-либо официальной должностью или институцией; его «незримая» власть опиралась не на аппарат насилия или политические нормы, а на его авторитет, личное влияние и силу убеждения.

Влияние басилевса в общине основывалось на его личных связях и подкреплялось его собственностью. Поэтому единственной реальной властью басилевс обладал в своем доме — ойкосе, безраздельным господином которого он являлся. Этот ойкос, включая земельный надел, в научной литературе рассматривается сегодня как основная социальная ячейка гомеровской общины. Следовательно, и басилевс — это прежде всего глава семьи и владелец ойкоса. Это значит, что семья была не только религиозным, но и политическим фундаментом общества, его культурообразующим фактором. Отсюда кажется вполне закономерным, что древние греки в архаическую и даже в классическую эпоху уподобляли власть царя власти главы семьи, которого называли иногда царем ойкоса (ο'ίκοιοάναξ). Кроме того, глагол «править» (άνασσβίν) употребляется в эпосе одинаково как в отношении царя, так и в отношении ойкоса.

Мы уже видели, что и сам Зевс является отцом богов и людей и правит (άνασοεϊν) ими как глава семьи (например:Il., II, 669). Напрашивается вывод, что моделью как для земного царя, так и для небесного владыки служила власть главы семьи. И наоборот, власть Зевса была моделью как для царя, так и для главы семьи. Основная же проблема для басилевса состояла в том, что его власть была не гарантирована и он имел постоянных конкурентов в лице других выдающихся глав ойкосов, которые тоже именовались басилевсами. Дело в том, что Гомер называл басилевсами не только номинальных вождей, но и всех вообще выдающихся людей, претендующих на особое положение в обществе. В результате царь (= вождь общины) был не монархом, но только primusinterpares, причем с весьма ограниченными возможностями и в условиях жесткой конкуренции со стороны себе подобных. Таким образом, складывалась акефальная общинная организация со многими ли ерами — басилевсами (άλλήτα βασιλήεςΑχαιών είσί… — Od., I, 391). Из этих-то «царей» формировался совещательный орган при главном басилее, т. е. совет старейшин-геронтов.Заключение

Своеобразие гомеровской эпохи (XI—IX вв. до н. э.) состоит в том, что основной вектор развития направлен не на родовые, а на индивидуальные, личностные нормы культуры. Поведение героев Гомера резко индивидуализировано, основная ценность — воинская доблесть (арете), ее достижение регламентируется «героическим кодексом»: достижение славы, вслед за которым идет чествование, соответствующее положение в обществе и сопутствующее ему богатство. Основной формой общественного контроля выступает «культура стыда» — непосредственно осуждающая реакция «народа» за отступление героя от нормы. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и соответствующее самосознание, боги расцениваются как часть природы, человек, поклоняясь богам, может и должен рационально строить с ними отношения. Гомеровская эпоха демонстрирует состязательность (агон) как норму культуротворчества и закладывает фундамент всей европейской культуры. Басилевсы — самые видные представители общины. В большинстве общин их было несколько. Для современников было главным то, что басилевсы были διοτρεφής (питомцами Зевса), что позволяло им общаться с божествами и представлять перед ними свою общину. Парадоксальность статуса гомеровского басилевса состоит в том, что при такой блестящей религиозной санкции он является царем только по названию и никакой реальной властью не обладает. Обязанности басилевса сводятся к трем основным функциям:

Культовая деятельность. Судейство. Военное руководство. Гомер называл басилевсами не только номинальных вождей, но и всех вообще выдающихся людей, претендующих на особое положение в обществе, в связи с чем основной проблемой басилевсабыло то, что его власть была не гарантирована и он имел постоянных конкурентов в лице других выдающихся глав ойкосов.

Список литературы

Андреев Ю. В. Мужские союзы в поэмах Гомера // Вестн. Древ. Истории. М., 1964. № 4.Андреев Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период). Л.: Изд-во ЛГУ, 1976

Андреев Ю. В. Цари и царская власть в поэмах Гомера // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Л., 1976

Вып. 3. Жиляков И. История мировой культуры-(мировых цивилизаций. — М., 2010

Лосев А. Ф. Гомер. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин. просв. РСФСР, 1960

Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии от Гомера до Перикла (VIII-V вв. до н.э.). СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002

Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Д. П. Каллистова. М., 1964

Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. — М.: Наука, 1983.www.perseus.tufts.edu (Perseus Collection. Greek and Roman Materials).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.В. Мужские союзы в поэмах Гомера // Вестн. Древ. Истории. М., 1964. № 4.
  2. Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период). Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
  3. Ю.В. Цари и царская власть в поэмах Гомера // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Л., 1976. Вып. 3.
  4. И. История мировой культуры-(мировых цивилизаций. — М., 2010.
  5. А.Ф. Гомер. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин. просв. РСФСР, 1960.
  6. Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии от Гомера до Перикла (VIII-V вв. до н.э.). СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.
  7. Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Д. П. Каллистова. М., 1964.
  8. И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. — М.: Наука, 1983.
  9. www.perseus.tufts.edu (Perseus Collection. Greek and Roman Materials).
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ