Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эколого-трудовые традиции воспитания в ненецкой семье

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Непререкаемой педагогической истиной стало утверждение, что всякое учение — это тяжкий труд, как для ребенка, так и для школьного учителя. Это относится к обучению элементарным трудовым навыкам, самообслуживанию и жизнеобеспечению. Ведь поймать в озере иди реке рыбу, сварить и накормить себя, маму и бабушку — это и есть элементарное обеспечение жизни. Как только ребенок, чаще мальчик, начинает… Читать ещё >

Эколого-трудовые традиции воспитания в ненецкой семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж»

Отделение педагогического образования РЕФЕРАТ по дисциплине: «Этнология Ямала»

на тему: «Эколого-трудовые традиции воспитания детей в ненецкой семье»

Выполнила: Даньшина Ася Георгиевна Проверила: Егерь Н.М.

г. Салехард, 2009г

Воспитание трудолюбия — важная этнопедагогическая проблема. Трудолюбие — главный критерий воспитанности человека, характеризующий его поступки, поведение.

Семья — первый коллектив, в котором ребенок постигает азы трудовой науки. Система трудового воспитания у детей ненцев обширна. Рождение ребенка уже воспринимается как появление на свет будущего труженика, так как привлечение детей к труду в ненецких семьях начинается довольно рано. Это обусловлено не только нормами народной педагогики, но и хозяйственными потребностями.

Жизнь в тундре тяжелая, она принуждает к хорошей организации семьи и рода, к строгому распределению обязанностей и к их выполнению. Дети рано приобщались к обязанностям. Чтобы они были способны вынести суровость климата, их с младенчества приучали и к северной пище, например, к сырому мясу. В первую очередь обязанности распределялись между членами семьи по полу и возрасту: мужчины и женщины, старики, взрослые и дети, каждый выполнял свою работу и с детства ей обучался. С трех-четырех лет детей начинают приучать к выполнению несложной работы, прежде всего это происходит через игру. Например, девочка к этому времени может заниматься шитьем одежды для н,ухуко (кукол из утиных носов) или же она помогает матери по хозяйству: приносит расколотые дрова, приготовленный на нарте запас небольших кубиков озерного или речного льда, летом (чаще под руководством старшей сестры или других родственников) — в маленьком ведерке чистую воду для питья и чая. Дети участвовали в заготовке топлива для очага, поддерживали огонь.

Мальчики играли в охотников и оленеводов. Пользуясь игрушечным луком и арканом, они под руководством старших братьев усваивали навыки охоты и обращения с оружием. На игрушечных нартах, в которые запрягали собак, дети учились правилам упряжки и езды. Они стреляли по веткам, камням, набрасывали арканы на опавшие рога оленей, ветви кустов, носки нарт. С раннего возраста мальчик получает нож и учится работать топором и другими простыми инструментами. С семи лет они начинают выполнять легкие работы под руководством отца. Им вручается настоящий аркан, им маленькие оленеводы учатся арканить оленят. Тогда же они начинают управлять настоящими нартами и передовым оленем. У мальчика с раннего детства есть свой аркан, а у девочки своя нарточка, в которую она сама запрягает оленя, когда отправляется за водой или дровами. Мальчики же с 10−11 лет становятся самостоятельными пастухами и уходят со стадом на пастбище. Он помогает отцу перевозить грузы, чинить упряжь, делать нарты, ходит с отцом на охоту за диким оленем.

В 12−14 лет девочка должна освоить много женских умений: выделку оленьих шкур, шкур с ног (камыса), замши, птичьих и звериных шкурок, рыбьей кожи, пошив одежды и обуви. Умение шить считалось самым важным занятием для женщины. Без меховой одежды в суровых климатических условиях трудно было бы выжить. Как только маленькая девочка подрастала и могла держать иглу, мать дарила дочери меховую сумочку, украшенную цветным сукном и подвесками. В этих сумочках хранились все необходимые для рукоделия принадлежности: лоскутки ткани, меха, сухожильные нити, наперсток, иглы. Девочки под руководством матери обучались шить и украшать одежду разными узорами и лентами. Они учились готовить жилы-нити и выделывать шкуры. В 7−8 лет девочки помогали матери делать настоящие вещи. В 9−10 лет они уже умели самостоятельно управлять упряжкой, вести грузовые нарты, могли помочь в сборке и разборке чума, нянчились с младшими детьми, накрывали и убирали стол, занимались заготовкой воды и дров и т. д.

Охраняя жизнь, здоровье малых детей и согласно поверьям ненцы не отпускают их одних к водоемам. По устным преданиям, у воды (озер, рек) имеется свой хозяин-хранитель (ид, ерв), которого ни в коем случае нельзя тревожить. По этой причине каждый ребенок стойбища знает, что в реку, озеро или болото нельзя бросать какие-либо предметы, так как можно случайно попасть в «глаз хранителя воды». И тогда — беды не миновать, может подняться ураганный ветер (мерцьхамда). В целях предотвращения подобной беды взрослые предупреждают детей, что воду нельзя тревожить.

Следует отметить, что ненцы испокон веков относились к воде очень осторожно, даже уважительно, без надобности в ее «бездну» не входили. Выходили в море только по крайней необходимости — для промысла, для обеспечения семьи деликатесной рыбой. Оленеводы всегда были и искусными рыбаками. Тундра, по которой бродят их мночисленные стада оленей, богата реками, ручейками, в которых обилие всевозможной рыбы. Ловят рыбу и старые и малые. Особенно весной оленеводы — пастухи становятся настоящими рыбаками, когда наступает сезон заготовки рыбы на зиму (ехэнаосетра, сявта — нельмы, сюмбаг — муксуна и т. д.).

Женщины — ненки — настоящие искусницы разделывать рыбу и готовить разные рыбные блюда, это: халя, евэй — уха, порца — рыбий жир (из рыбных брюшек в собственном соку-жире), юрик — сушено-вяленая рыба с мягкими надрезами, сэротавы н,аебад — малосольная сырая рыба и т. д.

Непререкаемой педагогической истиной стало утверждение, что всякое учение — это тяжкий труд, как для ребенка, так и для школьного учителя. Это относится к обучению элементарным трудовым навыкам, самообслуживанию и жизнеобеспечению. Ведь поймать в озере иди реке рыбу, сварить и накормить себя, маму и бабушку — это и есть элементарное обеспечение жизни. Как только ребенок, чаще мальчик, начинает осознавать себя человеком, он с любознательностью и большой ответственностью начинает осваивать основы рыбацкого дела. Сначала он наблюдает за взрослыми, которые сушат, чинят, плетут рыбацкие сети на «мужской» половине стойбища. Большой интерес у мальчиков вызывает процесс подготовки, сборки, смоления и, наконец, спуска легкой лодки — калданки на спокойную водную гладь ближнего рыбного озера или реки (то ит, едэй хой . н,аном, хаврава).

Если с первых лет своей жизни мансийские и хантыйские дети умеют ловить рыбу с помощью удочки, сетки-ловушки, то ненецкие мальчики ловят рыбу вместе с другими мужчинами с помощью большой озерной, рыбной сетки (халя, пон,а, ёрця,пон,а).

Что касается трудовых обязанностей девочек, то они привлекаются к серьезному труду гораздо раньше мальчиков. В семьях, где были те и другие, мальчики пользовались некоторыми привилегиями, в то время как девочки с ранних лет включались в посильную домашнюю работу и привлекались как помощницы в гораздо большей степени. С 6−7 — летнего возраста девочка уже активно участвует в домашних внутренних делах чума: нянчит младших братьев и сестер, готовит и убирает стол, расставляет чашки, моет и убирает посуду, помогает в приготовлении пищи (поначалу простой), следит за очагом.

Лет с 8 и старше она начинает помогать матери и в других делах, например, в заготовке болотного сфагнума для колыбели младших детей в семье. Это требует от девочки не только сноровки, но и умений, навыков его правильного выбора, т. е. знания и биологии. Для детской колыбели в условиях кочевья используется особый вид уникального по своим лечебным и практичным свойствам мха. Женщины и девочки в солнечный и ветреный день уходят подальше от стойбища и оленьих следов-троп, доходят до болотно-сфагнумных мест (няцорсавэй ян. тэворн.а) и выбирают подходящие бугорки. Обдуманными движениями начинают вытаскивать сфагнум с длинными корневыми нитями (ямб, сэр,, маренана, нярцо серта нэкалпюрн,а,) сер, и тут же раскидывают на ветки ив и карликовых берез или на сухие болотные кочки (неру,, пюн,г мал, ни,, лахацие, ни, тёмбюръядо,). Результаты своего первого трудового дня они оставляют проветриваться и сушиться на 2−3 дня. Выбрав такой же солнечный день, веселая женская группа идет собирать побелевший под солнцем и ветром сфагнум.

Высушенный до шуршания сфагнум становится легким, теплым, поэтому им можно туго наполнять специально приготовленные мешки (нярцу нярца, пад, мю самнепидо,). Положив их на плечи, женщины и девушки несут поклажу до своих чумов. В процессе такой работы (нярцондава), их не покидает чувство радости, возможно, даже и праздника — это сделано для семьи. К труду подобного рода следует отнести также и поёрма — сбор или заготовку топлива из сухих ив и карликовых берез, заготовку чистых, мятликовых трав для обработки только что выловленной рыбы (халэ, н,ум,, ёрця, н,ум,).

Девочки помогают матери ухаживать за зимними вещевыми нартами. При этом взрослые внушают младшим мысль о необходимости бережного отношения к природе, к ее сохранению, потому что она, даруя свои богатства людям тундры, ждет от них особого внимания и заботы.

Экологический аспект народной педагогики, которая с детства учила людей беречь природные ресурсы, не убивать без нужды животных и т. д., является преимущественно адаптивным. Человек стремился не наносить ущерба природе, частью которой он себя осознавал. Позже, по мере роста своего экономического могущества, люди забудут эти правила, возомнят себя полновластными хозяевами природы и станут обращаться с ней хищнически. Сегодня, когда ясно, что природные ресурсы не бесконечны, наше отношение к ней должно измениться — стать ближе к традиционному. Но близость не означает тождество. Сегодняшний человек, даже если бы он того захотел, не может изменять природу. Его экологическое сознание должно быть активным, он должен стремиться не только сохранить, но и восстанавливать нарушенное природное равновесие.

Ненцы, с детства оказываясь лицом к лицу с суровой северной природой, в силу необходимости вырабатывали в себе навыки ориентировки в самых разнообразных условиях, заимствовали опыт у старших. Накопленные знания в области географии и естествознания они использовали при нахождении нужного направления в любую погоду.

Так, например, ненцы безошибочно ориентируются в темной ночи по звездам — в нужное место и назначенное время их всегда приведет нэрм нумгы — Полярная (Северная) звезда. Ненцам знакомы и названия других созвездий: Си, ив Со, ом (семь Со,ом) — созвездие Большой Медведицы; Хорам,Вадарта (ведущий за собой оленя-самца) — созвездие Возничего; сар,ню Нябы (яйцо утки) — группа Плеяд; Хаби, нумгы (хантыйская звезда) — Персей и др.

В языке имеются названия стран света: н,эрм — север, ядембада я (теплая (земля (страна) — юг, яля, тарт (место появления света, нового дня) — восток, яля, паде, (место захода солнца или дня) — запад или пэ, мерця (ветер со стороны гор) — также запад; направления ветра: н,эрм мерця — северный ветер, ибя я, мерця — теплый ветер с юга, сятаняны мерця — восточный ветер, маханяны мерця — западный ветер.

Ненцы могут свободно найти дорогу в чум по снежным застругам. По следам оленьей упряжки легко определяют время и направление путника. У оленеводов хорошо развито зрение: за несколько километров могут отличить движущуюся нарту от простого предмета.

Ненцы отлично знают повадки птиц и зверей, которых безошибочно различают по видам. Так, общее слово для утки — нябы, но каждая порода уток имеет на ненецком языке особое название: н,а н,уутка — ногрок, сен,бя — черная утка, пыя падвы наг, н,у — пестрая утка и т. д. по видам могут различать также гусей, куропаток, лебедей, гагар и мелких птиц.

Ненцы — прекрасные знатоки анатомии животных, рыб и птиц, особенно оленя. В их лексике можно найти свыше 40 названий частей тела оленя.

Цветы и травы в языке ненцев отражены скупо, все виды цветов определяются одним словом — намдэ, но совершенно иное отношение у них ко мхам. Их несколько видов и каждый вид имеет свое название: нядей няде — олений мох, пуну — болотно-малоозерный мох черно-коричневой окраски, нян,гад — низинный мох (для дымокуров), нярцо — белый мох (для детсткой люльки).

Издавна существовали понятия: год — по, месяц — иры, день — яля, ночь — пи, а вот понятие недели — си, ив яля отсутствовало, его заимствовали у русских.

Календарный год разбивали на два периода: зимнее и летнее время. Он насчитывал 13 лунных месяцев, и в связи с этим существует несоответствие с нынешним календарем. Зимний год начинался с половины вэба иры (месяца листьев), соответствующего примерно концу августа и большей части сентября. С этого времени начиналась зимняя жизнь, то есть жизнь в новом году. Получалось так, что начало нового года отождествлялось с первым чистым снегом.

В прошлом у ненцев были свои меры для определения расстояния, длины, объема, высоты и т. д. Например: н,эдалава — попрыск, то есть расстояние, которое проезжают на оленях без отдыха, — километров 7−15.

У ненецкого народа выработано с древности и сохраняется до настоящего времени уважительное отношение к природе и труду. Народные традиции, в том числе эколого-трудовые, передаются из поколения в поколение в процессе семейного воспитания. Для их результативного использования в школьно-воспитательном процессе необходимо изучить и систематизировать народные нормы и традиции.

семья трудовой тундра обучение

1.Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999.

2.культура народов Ямала / Борко Т. И., Галкин В. Т., Еманов А. Г., Павлов А.В./ учебник. 5−7 классы. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой