Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гендерные особенности внимания в младшем школьном возрасте

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают своё внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Условия школьной работы с первых дней требуют от ребёнка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его вовсе не интересуют. Постепенно ребёнок… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы развития внимания в младшем школьном возрасте
    • 1. 1. Внимание как психический познавательный процесс
    • 1. 2. Особенности психического развития младших школьников
  • Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей внимания младших школьников
    • 2. 1. Этапы и методы исследования
    • 2. 2. Анализ результатов исследования
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 1

Гендерные особенности внимания в младшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Описание выборки исследования.

В исследовании приняли участие учащиеся 3-х классов в количестве 40 человек, из них 20 девочек и 20 мальчиков.

Условия проведения исследования: в привычной для детей обстановке, в дневное время. Исследование проводилось индивидуально, респонденты получали письменную инструкцию. Диагностика одного показателя проводилась со всеми респондентами в один день, что повышает достоверность полученных данных.

В исследовании использовались следующие методики:

Методика изучения уровня развития внимания (Методика П. Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой) Методика изучения концентрации внимания (тест В. Векслера «Шифровка В»)

Метод статистической обработки данных U — критерий Манна — Уитни Выбранные методики валидны, стандартизированы, являются классическими методиками изучения внимания индивида.

После проведения диагностики проводился количественный и качественный анализ особенностей внимания младших школьников

2.2 Анализ результатов исследования

Итак, рассмотрим результаты, полученные при проведении методики П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой, которая определяет уровень развития внимания. Результаты приведены в таблице и диаграмме 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня развития внимания у мальчиков и девочек, в %

Показатели уровня развития внимания Мальчики Девочки Низкий 15% 25% Средний 50% 15% Высокий 35% 60%

Диаграмма 1

Сравнительный анализ уровня развития внимания у мальчиков и девочек, в %

Если сравнивать показатели обеих групп между собой, то можно отметить, что у мальчиков преобладает средний уровень развития внимания (50% от общей выборки), а у девочек — высокий (60% от общей выборки).

Далее рассмотрим особенности выраженности концентрации внимания у мальчиков и девочек. Результаты приведены в таблице 2 и диаграмме 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ выраженности концентрации внимания у мальчиков и девочек, в %

Показатели уровня выраженности концентрации внимания Мальчики Девочки Низкий 0 5% Средний 5% 15% Высокий 95% 80%

Диаграмма 2

Сравнительный анализ выраженности концентрации внимания у мальчиков и девочек, в %

Можно отметить, что девочки в среднем совершают больше ошибок при выполнении задания, чем мальчики. Так, количество совершаемых ошибок у девочек увеличивается с каждой минутой достаточно существенно.

У мальчиков отмечается немного другая динамика: происходит врабатываемость, то есть, когда они «приноравливаются» к выполнению задания, они начинают делать его более внимательно. Конечно, количество ошибок у мальчиков постепенно с каждой минутой увеличивается, но также отмечается тенденция и к установке средней погрешности (не смотря на то, что девочки продолжают выполнять задание, они не совершают больше ошибок, чем обычно).

Таким образом, можно сделать вывод, что у девочек концентрация внимания ниже, чем у мальчиков.

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть выводы, сделанные на основе анализа данных эмпирического исследования, полученные результаты диагностики были подвергнуты статистической обработке по методу U — критерия Манна — Уитни. Расчеты приведены в приложении 1.

Как видно из статистического анализа, существенных различий между выборками не выявлено.

Итак, проведенное исследование гендерных особенностей внимания младших школьников позволяет сделать следующие выводы:

Существенных различий между особенностями развития и концентрации внимания у мальчиков и девочек не выявлено, однако сущекствет тенденция к тому, что:

— У девочек, по сравнению с мальчиками, более высокий уровень сформированности внимания как психического процесса;

— Мальчикам, по сравнению с девочками, присущ больший объем концентрации внимания Таким образом, предположение о том, что существуют гендерные особенности внимания у учащихся начальных классов, подтвердилось.

Заключение

Цели и задачи, поставленные в данной работе, были решены в полном объеме — мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что существуют гендерные особенности в развитии внимания у младших школьников, подтвердилась.

Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность, направленную на объект познавательную деятельность. Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени.

Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребёнка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он может руководить собственным сознанием.

Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают своё внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Условия школьной работы с первых дней требуют от ребёнка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его вовсе не интересуют. Постепенно ребёнок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Во 2-м, 3-м и 4-м классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу — важное приобретение младшего школьного возраста.

Анализ результатов исследования позволяет выявить следующие гендерные особенности развития внимания у младших школьников:

Существенных различий между особенностями развития и концентрации внимания у мальчиков и девочек не выявлено, однако сущекствет тенденция к тому, что:

— У девочек, по сравнению с мальчиками, более высокий уровень сформированности внимания как психического процесса;

— Мальчикам, по сравнению с девочками, присущ больший объем концентрации внимания Заявленная тема и рамки работы не позволяют раскрыть проблему гендерных особенностей развития внимания у младших школьников во всей полноте, а является лишь попыткой исследования в данной области.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 2008

Валлон А. Психическое развитие ребенка. — СПб., 2008

Волков Б. С. Психология младшего школьника. — М., 2002

Диагностика развития младших школьников / Сост. Т. Макеева. — Ростов-н/Д., 2008

Выготский Л. С. Психология. — М., 2010

Гальперин П.Я., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. -М., 2005

Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В. Я. Психология внимания. — М., 2005

Григорьева Л.П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования: Методические рекомендации // Дошкольник. Младший школьник. — 2001. — № 3. — с. 22 — 25

Дормашев Ю.Б., Романов В. Я. Психология внимания. — М., 2007

Истратова О. Н. Большая книга детского психолога. — Ростов н/Д., 2008

Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2008

Кулагина И. Ю. Младшие школьники: Особенности развития. — М., 2009

Лурия А. Р. Внимание и память. — М., 2009

Маклаков А.Г., Общая психология. — СПб., 2005

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 2005

Петрова Л. И. Индивидуальный подход в воспитании младшего школьника. — Ростов-н/Д., 2007

Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А. А. Реана. — СПб., 2002

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 2008

Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. — М., 2012

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна, — М., 2008

Приложение 1

Выявление наличия или отсутствия существенных различий особенностей развития и концентрации внимания у мальчиков и девочек младшего школьного возраста по методу — критерия Манна — Уитни

№ пол развитие ранг концентрация ранг 1 ж 8 1 27 40 2 ж 5 7 37 37 3 ж 2 27,5 67 13 4 ж 5 7 55 19 5 ж 5 7 55 19 6 ж 2 27,5 55 19 7 ж 1 37 48 31,5 8 ж 1 37 54 23 9 ж 4 13 48 31,5 10 ж 2 27,5 78 6 11 ж 1 37 44 36 12 ж 2 27,5 47 33 13 ж 2 27,5 83 3 14 ж 4 13 66 14,5 15 ж 1 37 53 26,5 16 ж 6 4,5 54 23 17 ж 2 27,5 83 3 18 ж 2 27,5 49 29,5 19 ж 4 13 33 38,5 20 ж 2 27,5 58 16,5 21 м 4 13 83 3 22 м 1 37 46 34,5 23 м 4 13 77 7,5 24 м 3 19,5 72 11,5 25 м 7 2,5 54 23 26 м 3 19,5 75 9,5 27 м 2 27,5 50 28 28 м 4 13 66 14,5 29 м 1 37 53 26,5 30 м 6 4,5 54 23 31 м 2 27,5 83 3 31 м 2 27,5 49 29,5 33 м 4 13 33 38,5 34 м 2 27,5 58 16,5 35 м 4 13 83 3 36 м 1 37 46 34,5 37 м 4 13 77 7,5 38 м 3 19,5 72 11,5 39 м 7 2,5 54 23 20 м 3 19,5 75 9,5 127 сумма R1 сумма R1 433,5 462,5 сумма R2 сумма R2 386,5 357,5 U1 U1 176,5 147,5 U2 U2 223,5 252,5

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 2008
  2. А. Психическое развитие ребенка. — СПб., 2008
  3. .С. Психология младшего школьника. — М., 2002
  4. Диагностика развития младших школьников / Сост. Т. Макеева. — Ростов-н/Д., 2008
  5. Л.С. Психология. — М., 2010
  6. П.Я., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. -М., 2005
  7. Ю.Б., Романов В. Я. Психология внимания. — М., 2005
  8. Л.П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования: Методические рекомендации // Дошкольник. Младший школьник. — 2001. — № 3. — с. 22 — 25
  9. Ю.Б., Романов В. Я. Психология внимания. — М., 2007
  10. О.Н. Большая книга детского психолога. — Ростов н/Д., 2008
  11. Г. Психология развития. — СПб., 2008
  12. И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития. — М., 2009
  13. А.Р. Внимание и память. — М., 2009
  14. А.Г., Общая психология. — СПб., 2005
  15. В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 2005
  16. Л.И. Индивидуальный подход в воспитании младшего школьника. — Ростов-н/Д., 2007
  17. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А. А. Реана. — СПб., 2002
  18. С. Л. Основы общей психологии. — М., 2008
  19. И.В. Психология развития и возрастная психология. — М., 2012
  20. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна, — М., 2008
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ