Редуктор двухступенчатый соосный двухпоточный
При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники. ФЕДЕРАЛНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ… Читать ещё >
Редуктор двухступенчатый соосный двухпоточный (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФЕДЕРАЛНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ Кафедра механики Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту на тему «Редуктор двухступенчатый соосный двухпоточный с внутренним зацеплением тихоходной ступени»
Санкт-Петербург
2009 г.
Техническое задание на курсовое проектирование | |
1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя | |
2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений | |
3 Расчет тихоходной ступени привода 3.1 Проектный расчет | |
3.2 Проверочный расчет по контактным напряжениям | |
3.3 Проверочный расчет зубьев на изгиб | |
4 Расчет быстроходной ступени привода | |
5 Проектный расчет валов редуктора 5.1 Расчет тихоходного вала редуктора | |
5.2 Расчет быстроходного вала редуктора | |
5.3 Расчет промежуточного вала редуктора 6 Подбор и проверочный расчет шпонок 6.1 Шпонки быстроходного вала 6.2 Шпонки промежуточного вала 6.1 Шпонки тихоходного вала | |
7 Проверочный расчет валов на статическую прочность | |
8 Выбор и проверочный расчет подшипников | |
9 Выбор масла, смазочных устройств | |
Техническое задание на курсовое проектирование
Механизм привода
1- электродвигатель;
2- муфта;
3- редуктор зубчатый цилиндрический двухступенчатый соосный двухпоточный с внутренним зацеплением тихоходной ступени;
4- муфта;
5- исполнительный механизм.
Вариант 1
Потребный момент на валу исполнительного механизма (ИМ) Тим=30Нм;
Угловая скорость вала ИМ щим=5,8с-1.
Разработать:
1- сборочный чертеж редуктора;
2- рабочие чертежи деталей тихоходного вала: зубчатого колеса, вала, крышки подшипника.
1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя
Исходные данные:
— потребный момент на валу исполнительного механизма (ИМ) Тим=30Нм;
— угловая скорость вала ИМ щим=5,8с-1;
Определяем мощность на валу ИМ Nим= Тимх щим=30×5,8=174Вт.
Определяем общий КПД привода по схеме привода зобщ=зкп зшп зм зп (1.1)
где [1, с. 9,10]: ззп=0,972— КПД зубчатой цилиндрической передачи;
зм=0,982 — потери в муфтах;
зп=0,994— коэффициент, учитывающий потери на трение в подшипниках 4-х валов.
Сделав подстановку в формулу (1.1) получим:
зобщ.=0,972*0,982*0,994=0,868
Определяем потребную мощность электродвигателя [1,с.9]
Nэд?Nим/зобщ. (1.2)
где Nэд — требуемая мощность двигателя:
Nэд=174/0,877=198,4Вт Выбираем электродвигатель [1,с.18,табл.П2]
Пробуем двигатель АИР71В8:
Nдв.=0,25кВт;
nдв=750об/мин;
S=8%.
Определяем номинальную частоту вращения электродвигателя по формуле (5) [1,c.11]:
nном=nдв· (1-S/100);
nном=750· (1−0,08);
nном=690 об/мин
Определяем угловую скорость вала двигателя щдв=рnдв/30=р*690/30=72,2рад/с;
Определяем общее передаточное число привода
U=щдв./щим=72,2/5,8=12,5
Производим разбивку передаточного числа по ступеням. По схеме привода
Uобщ.=U1· U2; (1.3)
Назначаем по рекомендации [1,табл.2.3]:
U2=5;
тогда
U1= Uобщ./U2;
U1=2,5.
Принимаем окончательно электродвигатель марки АИР71В8.
Угловые скорости определяем по формуле щ=рn/30 (1.4)
Рис. 1 Схема валов привода
1 — быстроходный вал; 2 — промежуточный вал; 3 — тихоходный вал.
По схеме валов (рис.1) и формуле (1.4) определяем частоты вращения и угловые скорости каждого вала
n1= nном.
щ1= щдв=72,2рад/с;
n2= nном/U1=650/3,5=185,7об/мин;
щ2=рn2/30=р*216,7/30=19,45 рад/с;
n3= n2/U2=216,7/3,55=52,3 об/мин;
щ3=рn3/30=р*61,1/30=5,48 рад/с.
Определяем мощность на каждом валу по схеме привода
N1=Nдв зм=0,25*0,98=245Вт;
N2=N1 ззп зп3=245*0,97*0,993=230Вт;
N3=N2 ззп зп =233*0,97*0,99=221Вт;
Nим=N3 зм =224*0,98=217Вт.
Определяем вращающие моменты на каждом валу привода по формулам [1,с.12,14]:
; Т2=Т1*U1; Т3=Т2*U2; (1.5)
Т1=245/72,2=3,4 Н*м;
Т2=3,4*2,5=8,5 Н*м;
Т3=8,5*5=42,5 Н*м.
Все рассчитанные параметры сводим в табл.1.
Таблица 1 Параметры кинематического расчета
№ вала | n, об/мин | щ, рад/с | N, Вт | Т, Нм | U | |
Дв | 72,2 | 3,5 | ||||
72,2 | 3,4 | 2,5 | ||||
185,7 | 19,45 | 8,5 | ||||
52,3 | 5,48 | 42,5 | ||||
ИМ | 52,3 | 5,48 | 42,5 | |||
2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений
Выбираем материал для шестерни и колеса по табл.3.2 [4,c.52]:
шестерня — сталь 40Х, термообработка — улучшение 270НВ, колесо — сталь 40Х, термообработка — улучшение 250НВ.
Определяем допускаемое контактное напряжение по формуле [4,c.53]:
(2.1)
где уHlimb — предел контактной выносливости при базовом числе циклов;
КHL — коэффициент долговечности;
[SH] - коэффициент безопасности;
по [1,c.33]: КHL =1; [SH] =1,1.
Определяем уHlimb по табл.3.1[4,c.51]:
уHlimb =2НВ+70; (2.2)
уHlimb1 =2270+70; уHlimb1 =610МПа;
уHlimb2 =2250+70; уHlimb1 =570МПа.
Сделав подстановку в формулу (2.1) получим
; МПа;
; МПа.
Определяем допускаемое расчетное напряжение по формуле [4,c.53]:
(2.3)
;
МПа.
Определяем допускаемые напряжения по по табл.3.1[4,c.51]:
[у]Fo =1,03НВ;
[у]Fo1 =1,03×270=281МПа;
[у]Fo2 =1,03×250=257МПа.
3 Расчет тихоходной ступени привода
3.1 Проектный расчет
Определяем межосевое расстояние передачи по формуле [4,c.61]:
(3.1)
где Ка — числовой коэффициент, Ка =49,5 [4,c.61];
КHв — коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, КHв =1 для прямозубых колес [4,c.54];
— коэффициент ширины венца колеса, =0,315 назначаем по ГОСТ 2185–66 с учетом рекомендаций [4,c.61];
U — передаточное отношение, U2=5 (см. табл.1):
Т — вращающий момент на колесе, Т3 =42,5 Нм (см. табл.1).
Подставив значения в формулу (3.1) получим:
Принимаем окончательно по ГОСТ 6636–69 [4,табл.13.15]
Определяем модуль [2,c.36]:
(3.2)
mn=(0,01…0,02)?70;
mn=0,7;
Принимаем модуль mn=1мм [2,c.36]
Так как тихоходная ступень внутреннего зацепления определяем разность зубьев зубьев по формуле [5,т.2, c.432]:
z2-z1=2aw/mn (3,3)
z2-z1=2?70/1;
z2-z1=140.
Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам (3.13) [2,c.37]:
z1= z2-z1/(U2+1); z1=140/6=23,3; z1=24;
z2= z2-z1-+z1=140+24=164; z2=164.
Отклонения передаточного числа от номинального нет.
Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле [5,т.2, c.432]:
d=mn?z; (3.4)
d1=mn?z1=1×24=24мм;
d2=mn?z2=1×164=164мм;
Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса по формулам [5,т.2, c.432]:
; ;
;; (3.5)
; (3.6)
мм; мм; мм;
мм;; мм;
; мм;
; мм
; мм;
; мм;
Определяем окружные скорости колес
; м/с.
Назначаем точность изготовления зубчатых колес — 7 °F [2,c.32].
Определяем силы в зацеплении [4, табл.6.1]:
— окружная
(3.7)
; Н;
Таблица 2 Параметры зубчатой передачи тихоходной ступени
Параметр | Шестерня | Колесо | |
mn, мм | |||
ha, мм | |||
ht, мм | 1,25 | ||
h, мм | 2,25 | ||
с, мм | 0,375 | ||
z | |||
d, мм | |||
dа, мм | |||
df, мм | 21,5 | 166,5 | |
b, мм | |||
аW, мм | |||
v, м/с | 0,23 | ||
Ft, Н | |||
Fr, Н | |||
— радиальная
; где б=20° - угол зацепления; (3.8)
; Н;
Осевые силы в прямозубой передачи отсутствуют.
Все вычисленные параметры заносим в табл.2.
3.2 Проверочный расчет по контактным напряжениям
Проверку контактных напряжений производим по формуле {4, c.64]:
; (3.9)
где: — К — вспомогательный коэффициент, для прямозубых передач К=436;
Ft =531Н (табл.2);
U2=5;
КНб — коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, для прямозубых колес КНб =1;
КНв — см. п. 3.1;
КНх — коэффициент динамической нагруки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, КНх =1,04 [4, табл.4.3].
(3.10)
Определяем ?уН
;
; недогрузки, что допускается.
3.3 Проверочный расчет зубьев на изгиб
Расчетные напряжения изгиба в основании ножки зубьев колеса и шестерни [4,с.67]:
; (3.11)
; (3.12)
где: КFв — коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба, для прирабатывающихся зубьев КFв =1;
КFv — коэффициент динамической нагруки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, КНх =1,1 [4, табл.4.3];
YF1 и YF2 — коэффициенты формы зуба шестерни и колеса, YF1 =3,9, YF2 =3,61 [4,табл.4.4].
Подставив значения в формулы (3.11) и (3.12), получим:
;
.
Прочность зубьев на изгиб обеспечивается.
Определяем ?уF
;
Все вычисленные параметры проверочных расчетов заносим в табл.3.
Таблица 3 Параметры проверочных расчетов
Параметр | Обозн. | Допускаемое | Расчетное | Недогрузка (-) или перегрузка (+) | |
Контактное напряжение, МПа | уН | 482,7 | — 10% | ||
Напряжение изгиба, МПа | уF1 | 59,4 | — 79% | ||
уF2 | — 78% | ||||
4 Расчет быстроходной ступени привода
Межосевое расстояние для быстроходной ступени с учетом того, что редуктор соосный и двухпоточный, определяем половину расстояния тихоходной ступени:
а=d2-d1;
а=84−14=70мм.
Из условия (3.2) принимаем модуль mn=1,5 мм
Определяем суммарное число зубьев по формуле (3.12) [1,c.36]:
zУ=2а/mn;
zУ=2?70/1,5; zУ=93,3
Принимаем zУ=94.
Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам (3.13) [2,c.37]:
z1= zУ/(U1+1); z1=94/(2,5+1); z1=26,1; принимаем z1=26.
Тогда z2= zУ-z1=94−26=68
Фактическое передаточное соотношение U1=68/26=2,6
Отклонение передаточного числа от номинального незначительное.
Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле (3.17) [2,c.37]:
d1=mn?z1=1,5×26=39мм;
d2=mn?z2=1,5×68=102мм;
Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса по формулам [2,c.37]:
; ;
;; ;
мм;
; мм;
; мм;
; мм;
; мм;
; мм;
; мм
; мм;
; мм;
Определяем окружные скорости колес
; м/с.
Назначаем точность изготовления зубчатых колес — 7А [2,c.32].
Определяем силы в зацеплении (3.7, 3.8):
— окружная
; Н;
— радиальная
; Н.
Осевые силы в прямозубой передачи отсутствуют.
Все вычисленные параметры заносим в табл.4.
Таблица 4 Параметры зубчатой передачи быстроходной ступени
Параметр | Шестерня | Колесо | |
mn, мм | 1,5 | ||
ha, мм | 1,5 | ||
ht, мм | 1,875 | ||
h, мм | 3,375 | ||
с, мм | 0,375 | ||
z | |||
d, мм | |||
dа, мм | |||
df, мм | 35,25 | 98,25 | |
b, мм | |||
аW, мм | |||
v, м/с | 1,4 | ||
Ft, Н | 166,7 | ||
Fr, Н | 60,7 | ||
Учитывая, что геометрические параметры быстроходной ступени незначительно отличаются от тихоходной, выполнение проверочных расчетов нецелесообразно.
5 Проектный расчет валов редуктора
По кинематической схеме привода составляем схему усилий, действующих на валы редуктора по закону равенства действия и противодействия. Для этого мысленно расцепим шестерни и колеса редуктора, при этом дублирующий вал не учитываем.
Схема усилий приведена на рис. 1.
Рис. 2 Схема усилий, действующих на валы редуктора.
Из табл.1,2,4 выбираем рассчитанные значения:
Т1=3,4 Нм; Т2=8,5 Нм; Т3=42,5 Нм;
Ft1=166,7 Н; Ft2=1012 Н; Fr1=60,7 Н; Fr2=368 Н;
d1=39мм; d2=102мм; d3=14мм; d4=84мм.
Fm1 и Fm1 — консольные силы от муфт, которые равны [4, табл.6.2]:
; ;
Н; Н.
Rx и Ry — реакции опор, которые необходимо рассчитать.
Так как размеры промежуточного вала определяются размерами остальных валов, расчет начнем с тихоходного вала.
5.1 Расчет тихоходного вала редуктора
Схема усилий действующих на валы редуктора представлена на рис. 2.
Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2, табл.8.4] ув=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2.
Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение [2,c.161]:
где [фк]=(20…25)МПа
Принимаем [фк]=20МПа.
; мм.
Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа20 (ГОСТ6636−69):
мм.
Намечаем приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.3), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10 мм.
Рис. 3 Приближенная конструкция тихоходного вала мм;
мм — диаметр под уплотнение;
мм — диаметр под подшипник;
мм — диаметр под колесо;
мм — диаметр буртика;
b4=25мм.
Учитывая, что осевых нагрузок на валу нет предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные особо легкой серии по мм подшипник № 106, у которого Dп=55мм; Вп=13мм [4,табл.К27].
Выбираем конструктивно остальные размеры:
W=20мм; lм=20мм; l1=35мм; l=60мм; с=5мм.
Определим размеры для расчетов:
l/2=30мм;
с=W/2+ l1+ lм/2=55мм — расстояние от оси полумуфты до оси подшипника.
Проводим расчет тихоходного вала на изгиб с кручением.
Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников (см. рис.4). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4.
Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.
УМ2y=0; RFy· 0,06-Fr2·0,03=0
RFy= 368· 0,06/ 0,03;
RЕy= RFy=736Н.
Рис. 4 Эпюры изгибающих моментов тихоходного вала
Определяем изгибающие моменты в характерных точках:
М1у=0;
М2у=0;
М3у= RЕy· 0,03;
М3у =22Нм2;
М3у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм2 (рис.3)
Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.
УМ4x=0; Fm2· 0,115- RЕx· 0,06+ Ft2· 0,03=0;
RЕx=(814· 0,115+ 1012· 0,03)/ 0,06;
RЕx=2066Н;
УМ2x=0; Fm2· 0,055- Ft2· 0,03+ RFx· 0,6=0;
RFx= (1012· 0,03- 814· 0,055)/ 0,06;
RFx=-240Н, результат получился отрицательным, следовательно нужно изменить направление реакции.
Определяем изгибающие моменты:
М1х=0;
М2= -Fr2· 0,03
М2х=-368· 0,03;
М2х=-11Нм;
М3хслева=-Fm2· 0,085-RЕх · 0,055;
М3хслева==-814· 0,085−240 · 0,03;
М3хслева=-76Нм;
М3х=- REх · 0,055;
М3х=- 2066 · 0,03;
М3х=- 62;
М4х=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Мх.
Крутящий момент Т1−1= Т2−2= Т3−3= T3=42,5Нм;
T4−4=0.
Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]:
; ;
; Н;
; Н.
Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:
;; Нм2.
Эквивалентный момент:
;; Нм2.
5.2 Расчет быстроходного вала редуктора
Схема усилий, действующих на быстроходный вал представлена на рис. 2.
Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2, табл.8.4] ув=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2.
Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение [2,c.161]:
где [фк]=(20…25)Мпа
Принимаем [фк]=20Мпа.
; мм.
Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа5 (ГОСТ6636−69):
мм.
Намечаем приближенную конструкцию быстроходного вала вала редуктора (рис.5), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10 мм.
мм;
мм — диаметр под уплотнение;
мм — диаметр под подшипник;
мм — диаметр для заплечиков;
мм — диаметр вала-шестерни;
b1=22мм.
Учитывая, что осевых нагрузок на валу нет предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные особо легкой серии по мм подшипник № 101, у которого Dп=28мм; Вп=8мм [4,табл.К27].
Выбираем конструктивно остальные размеры:
W=14мм; lм=16мм; l1=25мм; l=60мм.
Определим размеры для расчетов:
l/2=30мм;
с=W/2+ l1+ lм/2=40мм — расстояние от оси полумуфты до оси подшипника.
Проводим расчет быстроходного вала на изгиб с кручением.
Рис. 5 Приближенная конструкция быстроходного вала Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников (см. рис.6). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4.
Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.
УМ2y=0; RАy· 0,06-Fr1·0,03=0
RАy= 60,7· 0,06/ 0,03;
RАy= RВy=121Н.
Определяем изгибающие моменты в характерных точках:
М1у=0;
М2у=0;
М3у= RАy· 0,03;
М3у =3,6Нм2;
М3у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм2 (рис.6).
Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.
УМ4x=0; Fm1· 0,1- RАx· 0,06+ Ft1· 0,03=0;
RАx= (130· 0,1+ 166,7· 0,03)/ 0,06;
RАx=300Н;
Рис. 6 Эпюры изгибающих моментов быстроходного вала
УМ2x=0; Fm1· 0,02- Ft1· 0,03+ RВx· 0,06=0;
RВx= (166,7· 0,03- 130· 0,02)/ 0,06;
RВx=40Н Определяем изгибающие моменты:
М1х=0;
М2= -Fm2· 0,04
М2х=-130· 0,04;
М2х=-5,2Нм;
М3хсправа=-Fm1· 0,1+RВх · 0,03;
М3хсправа==-130· 0,1+40 · 0,03;
М3хсправа=-11,7Нм;
М3х=- RАх · 0,03;
М3х=- 300 · 0,03;
М3х=- 9;
М4х=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Мх.
Крутящий момент Т1−1= Т2−2= Т3−3= T3=3,4Нм;
T4−4=0.
Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]:
; ;
; Н;
; Н.
Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:
;; Нм2.
Эквивалентный момент:
;; Нм2.
5.3 Расчет промежуточного вала
Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [1, табл.8.4] ув=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2.
Определяем диаметр выходного конца вала из расчёта на чистое кручение
;
где [фк]=(20…25)Мпа [1,c.161]
Принимаем [фк]=20Мпа.
; мм.
С учетом того, что выходной конец промежуточного вала является валом-шестерней с диаметром выступов 24 мм, принимаем диаметр вала под подшипник 25 мм.
мм.
Намечаем приближенную конструкцию промежуточного вала редуктора (рис.7), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм
Рис. 7 Приближенная конструкция промежуточного вала
dст=30мм;
х=8мм;
W=20мм;
r=2,5 мм;
dв=28мм.
Расстояние l определяем из суммарных расстояний тихоходного и быстроходного валов с зазором между ними 25…35мм.
l=60+30+30=120мм.
l1=30мм; l2=30мм.
Предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные особо легкой серии по dп=25мм подшипник № 105, у которого Dп=47мм; Вп=12мм [4, табл. К27].
Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников.
Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у) Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.
МСу=0;
-RDу· 0,09+Fr1·0,03+Fr2?0,12=0
RDy=(368· 0,03+60,7?0,12)/ 0,09;
RDy==204Н.
МDу=0;
RCy· 0,09- Fr1?0,06+ Fr2· 0,03=0;
RCy=(368· 0,06−60,7?0,03)/ 0,09;
RCy=225Н.
Назначаем характерные точки 1, 2, 3, и 4 и определяем в них изгибающие моменты:
М1у=0;
М2у=-RCy· 0,03;
М2у=-6Нм;
М3услева=-RCy· 0,09+Fr1·0,06;
М3услева=-16,6Нм
М3усправа= Fr2· 0,03;
М3усправа= 11
М4у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.8).
Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.
МСх=0;
RDx· 0,09-Ft1·0,03-Ft2?0,12=0;
RDx=(166,7· 0,03+ 1012?0,12)/0,09;
RDx=1404Н;
МDх=0;
RCx· 0,09+ Ft1?0,06-Ft2· 0,03=0;
RCx=(1012· 0,03+166,7?0,06)/ 0,09;
RCx=337Н.
Назначаем характерные точки 1, 2, 3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:
М1x=0;
М2x=-RCx· 0,03;
М2x=-10Нм;
М3xслева= -RCx· 0,09-Ft1·0,06;
М3xслева=-91Нм;
М3xсправа= Ft2· 0,03;
М3xсправа=5Нм;
М4у=0.
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.8)
Рис. 8 Эпюры изгибающих и крутящих моментов промежуточного вала.
Крутящий момент Т1−1=0;
Т2−2=-Т3−3=- T2/2=-4,3Нм;
Т4−4=0.
Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]:
; ;
; Н;
; Н.
Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:
;; Нм.
Эквивалентный момент:
;; Нм.
Все рассчитанные значения сводим в табл.5.
Таблица 5 Параметры валов
R1, H | R2, H | MИ, Нм | MИэкв, Нм | ||
Тихоходный вал | |||||
Быстроходный вал | 12,5 | ||||
Промежуточный вал | 92,5 | ||||
6 Подбор и проверочный расчет шпонок
Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по. Обозначения используемых размеров приведены на рис. 11.
Рис.9 Сечение вала по шпонке
6.1 Шпонки быстроходного вала
Для выходного конца быстроходного вала при d=10 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по ГОСТ 23 360–78 bxh=3×3 мм2 при t=1,8 мм (рис.9).
При длине ступицы полумуфты lм=16 мм выбираем длину шпонки l=14мм.
Материал шпонки — сталь 40Х нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле:
(6.1)
где Т — передаваемый момент, Нмм; Т1=3,4 Нм.
lр — рабочая длина шпонки, при скругленных концах lр=l-b, мм;
[]см — допускаемое напряжение смятия.
С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается полумуфта из ст. 3 ([]см=110…190 Н/мм2) вычисляем:
Условие выполняется.
6.2 Шпонки промежуточного вала
Для зубчатого колеса вала при d=30 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=8×7 мм2 при t=4мм, t1=3,3 мм. Т2=8,5Нм.
При длине ступицы шестерни lш=25 мм выбираем длину шпонки l=25мм.
Материал шпонки — сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (6.1):
Условие выполняется.
6.3 Шпонки тихоходного вала
Передаваемый момент Т3=42,5Нм.
Для выходного конца вала при d= 22 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=6×6 мм2 при t=3,5 мм.
При длине ступицы полумуфты lМ=20 мм выбираем длину шпонки l=16мм.
Для зубчатого колеса тихоходного вала при d=35 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=10×8мм2 при t=5мм.
При длине ступицы шестерни lш=20 мм выбираем длину шпонки l=20мм.
С учетом того, что на ведомом валу устанавливаются шестерни из стали 45 ([]см=170…190 Н/мм2) вычисляем по формуле (6.1):
условие выполняется.
Таблица 6 Параметры шпонок и шпоночных соединений
Параметр | тих.валполум | тих.валколесо | промвал-шестерня | промвал-колесо | быстр вал-шестер. | быстр. вал-полум. | |
Ширина шпонки b, мм | ; | ; | |||||
Высота шпонки h, мм | ; | ; | |||||
Длина шпонки l, мм | ; | ; | |||||
Глубина паза на валу t, мм | 3,5 | ; | ; | 1,8 | |||
Глубина паза во втулке t1, мм | 2,8 | 3,3 | ; | 3,3 | ; | 1,4 | |
7 Проверочный расчет валов на статическую прочность
В соответствии с табл.5 наиболее опасным является сечение 3−3 тихоходного вала, в котором имеются концентраторы напряжений от посадки зубчатого колеса с натягом, шпоночного паза и возникают наибольшие моменты.
Исходные данные для расчета:
МИэкв= 89Нм;
МИ=79Нм;
Т3−3=42,5Нм;
dв=35мм;
в=10мм — ширина шпонки,
t=5мм — глубина шпоночного паза,
l=22мм — длина шпонки.
При расчете принимаем, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения — по отнулевому циклу.
Определяем диаметр вала в рассчитываемом сечении при допускаемом напряжении при изгибе [у-1]и=60МПа:
мм; 35>20.
Условие соблюдается.
Определяем напряжения изгиба:
уи=Ми/W;
где W — момент сопротивлению изгибу. По [4,табл.11.1]:
;
мм3;
уи=79 000/3566=22Н/мм2.
При симметричном цикле его амплитуда равна:
уа= уи =22Н/мм2.
Определяем напряжения кручения:
фк=Т3−3/Wк;
где Wк — момент сопротивлению кручению. По [4,табл.22.1]:
;
мм3;
фк=42 500/7775=5,4Н/мм2.
При отнулевом цикле касательных напряжений амплитуда цикла равна:
фа= фк /2=5,4/2=2,7Н/мм2.
Определяем коэффициенты концентрации напряжении вала:
(Ку)D=(Ку/Кd+ КF-1)/ Кy; (Кф)D=(Кф/Кd+ КF-1)/ Кy; (7.1)
где Ку и Кф — эффективные коэффициенты концентрации напряжений, по табл.11.2 выбираем для шпоночных пазов, выполненных концевой фрезой Ку =1,6, Кф =1,4;
Кd — коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, по табл.11.3 выбираем Кd =0,75;
КF— коэффициент влияния шероховатости, по табл.11.4 выбираем для шероховатости Rа=1,6 КF=1,05;
Кy — коэффициент влияния поверхностного упрочнения, по табл.11.4 выбираем для закалки с нагревом ТВЧ Кy =1,5.
Подставив значения в формулы (7.1) получим:
(Ку)D=(1,6/0,75+ 1,05−1)/ 1,5=1,45;
(Кф)D=(1,4/0,75+ 1,05−1)/ 1,5=1,28.
Определяем пределы выносливости вала [4, c263]:
(у-1)D=у-1/(Ку)D; (ф-1)D=ф-1/(Кф)D; (7.2)
где у-1 и ф-1 — пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, по табл.3. у-1 = 380Н/мм2, ф-1 ?0,58 у-1 =220Н/мм2;
(у-1)D=380/1,45=262Н/мм2; (ф-1)D=220/1,28=172 Н/мм2.
Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям 4, c263]:
sу=(у-1)D/ уа; sф=(ф-1)D/ фа. (7.3)
sу=262/ 22=12; sф=172/ 2,7=63,7.
Определяем общий коэффициент запаса по нормальным и касательным напряжениям [4, c263]:
(7.4)
где [s]=1,6…2,1 — допускаемый коэффициент запаса прочности.
Сопротивление усталости вала в сечении 3−3 обеспечивается, расчет остальных валов не проводим, т.к. расчет проведен на самом опасном сечении, и коэффициент запаса прочности значительно превышает допустимый.
8 Выбор и проверочный расчет подшипников
Предварительно выбранные подшипниками с действующими на них радиальными нагрузками приведены в табл.7.
Таблица 7 Параметры выбранных подшипников
Быстроходный вал | Промежуточный вал | Тихоходный вал | ||
№ | ||||
d, мм | ||||
D, мм | ||||
В, мм | ||||
С, кН | 5,07 | 11,2 | 13,3 | |
Со, кН | 2,24 | 5,6 | 6,8 | |
RА, Н | ||||
RБ, Н | ||||
Подшипники устанавливаем по схеме «враспор». Пригодность подшипников определяем по условиям [4, c.129]:
Ср?С; Lр?Lh;
где Ср — расчетная динамическая грузоподъемность;
Lh — требуемая долговечность подшипника, для зубчатых редукторов Lh =10 000ч.
; [4, c.129] (8.1)
где щ — угловая скорость соответствующего вала (см. табл.1);
m=3 для шариковых подшипников;
RЕ — эквивалентная динамическая нагрузка, при отсутствии осевых усилий [4, табл.9.1]:
RЕ=VRАКдКф (8.2)
где K — коэффициент безопасности; K =1,1…1,2 [4, табл.9.4]. Принимаем K =1,1.
V — коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1
Kф — температурный коэффициент; Kф =1 (до 100єС) [4, табл.9.4].
Определяем расчетную долговечность подшипников в часах [4, c.129]:
(8.3)
Подставив значения в формулы (8.1)-(8.3) проверяем подшипники.
Для быстроходного вала:
RЕ=323×1,1=355Н;
— условие выполняется;
— условие выполняется.
Для промежуточного вала:
RЕ=1419×1,1=1560Н;
— условие выполняется;
— условие выполняется.
Для тихоходного вала:
RЕ=2118×1,1=2330Н;
— условие выполняется.
— условие выполняется.
Окончательные параметры подшипников приведены в табл.7.
Параметры выбранных подшипников
9 Выбор масла, смазочных устройств
Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы венец зубчатого колеса был в него погружен на глубину hм (рис.10):
hм max 0.25d2 = 0.25 102 = 25,5 мм;
hм min = 2m = 21,5 = 3 мм.
При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники.
Рис. 10 Схема определения уровня масла в редукторе Объем масляной ванны принимаем из расчета 0,5 л на 1кВт передаваемой мощности V = 0,5Nдв = 0,50,25 = 0,125 л.
Контроль уровня масла производится жезловым маслоуказателем, который ввинчивается в корпус редуктора при помощи резьбы. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор производится через съемную крышку в верхней части корпуса.
Выбираем смазочный материал. Для этого ориентировочно рассчитаем необходимую вязкость:
где н50 — рекомендуемая кинематическая вязкость смазки при температуре 50 °C;
н1 =170мм2/с — рекомендуемая вязкость при v=1м/с для зубчатых передач с зубьями без термообработки;
v=1,2м/с — окружная скорость в зацеплении Принимаем по табл.10.29 масло И-220А.
И для шестерни, и для зубчатого колеса выберем манжетные уплотнения типа 1 из ряда 1 по ГОСТ 8752–79. Установим их рабочей кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла.
1. Основы конструирования: Методические указания к курсовому проектированию/ Сост. А. А. Скороходов, В. А Скорых.-СПб.:СПбГУКиТ, 1999.
2. Дунаев П. Ф., Детали машин, Курсовое проектирование. М.: Высшая школа, 1990.
3. Скойбеда А. Т., Кузьмин А. В., Макейчик Н. Н., Детали машин и основы конструирования, Минск: «Вышейшая школа», 2000.
4. Шейнблит А. Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 1991
5. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. -8-е изд. перераб. и доп. Под ред. И. Н. Жестковой. — М.: Машиностроение, 1999