Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экологические права и обязанности граждан

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Экологическое законодательство предусматривает отдельную группу специальных экологических обязанностей для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также для граждан, находящихся на определенной должности. Так, п. 1 ст. 73 Закона об охране окружающей среды предусматривается, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Понятие и характеристика экологических прав граждан
  • 2. Права граждан в области охраны окружающей среды
  • 3. Экологические обязанности граждан
  • Заключение
  • Список литературы

Экологические права и обязанности граждан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное положение имеет важное значение для защиты экологических прав граждан, а также способствует их участию в управлении государственными делами. Право граждан обращаться в соответствующие органы соответствует обязанности данных органов и должностных лиц рассмотреть в установленном порядке и в течение определенного срока обращения граждан и уведомить их о результатах. Действующее законодательство определяет три основных способа обращения.

Граждане имеют право обращаться как в органы государственной власти, так и местного самоуправления с предложениями по улучшению деятельности природоохранных органов, их структуры, решения определенных экологических проблем. Гражданин посредством обращения к конкретному должностному лицу о поддержке в реализации его конституционного права на благоприятную окружающую среду, основные элементы которого содержаться в законах РФ и субъектов РФ. Подавая жалобу, граждане имеют право требовать устранить допущенные нарушения своих экологических прав в результате принятых решений, либо других действий (бездействия) определенных должностных лиц. Предложения и заявления подаются должностным лицам, ответственным за решение соответствующего экологических вопросов. Жалобы подаются должностным лицам, которым подчиняется лицо, принявшее обжалуемое решение, либо в суд.

Граждане имеют право подавать иски в суд с требованием возместить вред лкоужающей среде, также их жизни, здоровью и имуществу.

Экологические правонарушения могут привести к повреждениям окружающей среды, что, в свою очередь, может привести или не привести к причинению вреда здоровью и имуществу граждан. Например, уничтожение лесов в отдаленных областях не причиняет прямого вреда здоровью и имуществу граждан, но повреждение экологического состояния лесных массивов очевиден. Пунктами 1 и 2 ст. 11 Закона об охране окружающей среды предоставляется гражданам право на судебную защиту благоприятного условий окружающей среды вне независимости от того, причинен ли правонарушением прямой вред их здоровью и имуществу или нет.

3. Экологические обязанности граждан.

Предусмотренные п. 3 ст. 11 Закона об охране окружающей среды экологические обязанности в отличие от положений гражданского права устанавливающие обязанность обеспечения интересов отдельных лиц или хозяйсвующих субъектов установлены в интересах общества в целом. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения юридических обязанностей, являющихся правонарушением применяются способы государственного принуждения. Данная норма конкретизирует положения ст. 58 Конституции, согласно которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Как в случае прав, так и в случае обязанностей человека и гражданина Конституция устанавилвает разграничения. Касаетельно обязанности беречь природу и окружающую среду, Конституция применяет термин «каждый», что распространяет данную обязанность как на российских, так и на граждан иностранных государств и апатридов, находящихся на территории России.

Рассматривая экологические обязанности необходимо отделить экологические обязанности в различных областях взаимодействия человека и природы (строительство, размещение отходов, водопользование, лесопользование и т. д.).

Так, п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды предусматривает общую обязанность граждан, причинивших вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи и иного вредного воздействия возместить его в полном объеме.

В соответствии со ст. 13 ЗК на собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков возложена специальная обязанность по охране земель от различных видов вредного воздействия, а также бережному отношению к земле как природному объекту, вытекающая из наличия прав на земельный участок. Специальные природоохранные требования также содержаться в лесном, водном, горном и ином природоресурсном законодательстве. Эти нормы отраслевых законов корреспондируют с положениями ст. 36 Конституции, в которой выделяется обязанность не наносить ущерба окружающей среде при владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами.

Экологическое законодательство предусматривает отдельную группу специальных экологических обязанностей для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также для граждан, находящихся на определенной должности. Так, п. 1 ст. 73 Закона об охране окружающей среды предусматривается, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Таким образом, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам обязаны не только на жители городских и сельских населенных пунктов (или, например, охотники и туристы), но и предприниматели и должностные лица, занимающиеся определенными видами деятельности и сталкивающиеся с решением экологических проблем. Благоприятные экологические условия должны обеспечиваться выполнением такими лицами своих специальных обязанностей.

Заключение

Необходимость обеспечения соблюдения экологических прав привело к созданию системы современного экологического права в лице законодательных органов государств всего мира, обеспечивающую комплексное регулирование экологических правоотношений. В связи с этим, законодатель должен уделить особое внимание совершенствованию экологического законодательства РФ в целом, и, в частности, установлению адекватных правовых мер по ппредотвращению любого причинения ущерба окружающей среде в процессе хозяйствования и иной экологически значимой деятельности на основе предварительной оценки ее влияния на окружающую среду и привлечения граждан к механизму принятия решений, а также по восстановлению благоприятноых условий окружающей среды.

Хотя, содержащиеся в Конституции РФ и иных законах экологические права являются непосредственно действующими, для последовательного обеспечения их соблюдения, на мой взгляд, требуется создание правовых механизмов и процедур, учитывя реальные экологические, экономические, культурные и иные условия России, что в общем позволит государству более эффективно осуществлять экологические функции.

Также я считаю, что в настоящее время система защиты экологических прав граждан малоэффективна из-за того, что не все могут вовремя использовать ее. В России данной проблеме уделяется очень мало времени, чтобы каждый знал свои права и обязанности в этом вопросе. И для этого стоит не только совершенствовать законодательство, но и больше акцентировать внимание граждан на данном вопросе во время обучения и повседневной жизни, так как в настоящее время мы живем в высокотехнологичное время, когда экологические условия находятся на достаточно низком уровне и велик риск, столкнуться лицом к лицу с негативными последствиями плохой экологии.

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2 Земельный кодекс РФ

3 Лесной кодекс РФ

4 Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

5 Федеральный Закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

6 Федоткина, Н. В. Экологический референдум в России: вчера и сегодня /ред.

2006. — N 9.

7 Фокин, А. В. Экологические обязанности человека и гражданина / А. В. Фокин / / Новая правовая мысль. ред.

2007. — N 1.

8 Уч. Экологическое (природоресурсное) право. Авт. С. А. Боголюбов. ред.

2010 г.

9 Дубовик О. Л. Экологическое право: Учебник. — ТК Велби, Изд-во

Проспект, 2003. — с. 161−165.

10. Интернет ресурс ;

http://slovari.yandex.ru/~книги/Конституционное право РФ/Экологические права граждан/

п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» .

п. 2 ст. 11Федерального закона «Об охране окружающей среды» .

п. 3 ст 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» .

п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» .

Клюканова Л. Г. Экологический аспект интеграционных процессов в Европейском Союзе и Содружестве независимых государств (международно-правовой анализ). — СПб., 2001. — С. 111.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  2. Земельный кодекс РФ
  3. Лесной кодекс РФ
  4. Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
  5. Федеральный Закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  6. , Н. В. Экологический референдум в России: вчера и сегодня /ред.2006. — N 9.
  7. , А. В. Экологические обязанности человека и гражданина / А. В. Фокин / / Новая правовая мысль. ред.2007. — N 1.
  8. Уч. Экологическое (природоресурсное) право. Авт. С. А. Боголюбов. ред.2010г.
  9. О.Л. Экологическое право: Учебник. — ТК Велби, Изд-во
  10. Проспект, 2003. — с. 161−165.
  11. Интернет ресурс — http://slovari.yandex.ru/~книги/Конституционное право РФ/Экологические права граждан/
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ