Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Русский певец — Фёдор шаляпин

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Федор Иванович Шаляпин — уникальный исполнитель, обладатель множества творческих дарований, дающий нам яркий пример того, к чему должен стремиться любой профессиональный певец: красота и выразительность голоса, техническое совершенство владения голосовым аппаратом, музыкальность, сценическая яркость воплощения образа, точность исполнения замысла композитора, обширный репертуар и совершенное… Читать ещё >

Содержание

  • Вступление
  • 1. глава. Жизненный путь Ф. И. Шаляпина
  • 2. глава. Творчество Ф. И. Шаляпина
  • Заключение
  • Список литературы

Русский певец — Фёдор шаляпин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Соч. 21 № 1. 1900; «В душе у каждого из нас». Соч. 34 № 2. 1912; «Воскрешение Лазаря» .

Соч. 34 № 6. 1912; «Ты знал его». Соч. 34 № 9. 1912; «Оброчник» .

Соч. 34 № 11. 1912), и многие другие.

Образ певца увековечен в портретах В. А, Серова (1897 год), К. Коровина (портрет 1905 года вместе с Серовым, портреты 1911, 1916, 1921 годов), И. Е Репина (зимой 1914 года), Г. М. Кустодиева и других. Шаляпин был разносторонним человеком, увлекался скульптурой и живописью, и оставил несколько автопортретов.

Среди современников сам Шаляпин особо выделял талант С. В. Рахманинова. Очень ценил Мусоргского, вот как он пишет о творчестве русского композитора: «Надеюсь, никто не упрекнет меня в патриотической тенденциозности, если я заявлю, что считаю Мусоргского самым гениальным создателем оперного реализма. Ни до, ни после него не было равных ему по вдохновению и творческому гению художника. Его стихией была сценическая правда. В его произведениях не только слово и звук сливаются в одно целое, но это целое сливается с действительностью. Борис Годунов в моей сценической концепции получил общее признание. Это реалистическая, правдивая концепция. Много раз говорили и писали в критических статьях, что образ Бориса оживлен моим талантом, что я вызвал его к жизни, сделал его бессмертным.

Неправда! В доказательство я готов сделать то же самое с любым образом (Мусоргского), в каждый можно вдохнуть живую душу, каждый можно приблизить к нашей эпохе, ибо каждому сумел сообщить Мусоргский живые краски сценической правды".

Значение творчества Шаляпина сложно переоценить. Его неординарное творческое дарование оказало влияние на само отношение к музыкальному театру, в котором стало первично воплощение музыки на сцене органичными и естественными средствами, близкими персонажу. Певца называли учителем музыкальной правды, в связи с этим понятна та высокая роль, которую он предписывает Мусоргскому. Сказалась близость творческого подхода двух великих людей, в творчестве которых удивительная историческая и психологическая меткость образов.

То стремление к правде на сцене, которое отличало Шаляпина, сказывается во всех деталях. Отношение к музыкальному тексту, к слову, к костюму, даже грим на сцене — все это было его созданием, тщательно продуманным в соответствии с образом.

Лучшие образы Шаляпина — царь Борис, Мефистофель, дон Кихот и другие — остаются непревзойденными его творениями, и останутся в истории музыки как образцы творчества этого великого гения.

Заключение

Жизнь и творчество Федора Ивановича Шаляпина в истории вокального искусства играют особую роль. Факты его биографии повествуют нам о том, как целенаправленно он шел к своей творческой вершине, как его талант постепенно приходил к поискам художественной правды, к отрицанию оперной бутафории и штампам оперного спектакля, к особой пластичности голоса и богатстве его тембровой палитры вместе с выразительностью дикции.

В своем творчестве Шаляпин дает множество примеров ярких перевоплощений, характерных образов, талантливо воплощенных музыкальными средствами.

Влияние Шаляпина на вокальное исполнительство очень широко и многогранно. Прежде всего, он первым дал сценический пример воплощения образов оперных персонажей актерскими средствами, которые позднее (в 1938 году) были запечатлены в системе К. С. Станиславского (книга «Работа актера над собой»). Федору Ивановичу Шаляпину удавалось создавать удивительно цельные и правдивые образы посредством вокальной партии, сценического жеста, позы, мимики, ощущения музыки в каждом движении, а также посредством внешнего облика (костюм и грим).

Кроме того, Шаляпин дал промер высоко профессионального подхода к исполнительству, стремление учитывать при исполнении авторский замысел, внимание к авторскому тексту, требование исторической и психологической точности образа на сцене.

Значение певца истории вокала также в том, что он дал образец постоянного совершенствования и обновления в трактовки вокальной партии и роли в целом, ведь некоторые из своих лучших партий он пел не одно десятилетие, но при этом не переставал удивлять публику выразительностью и мастерством интерпретации.

Также важно то, что Шаляпин уделял особое внимание творчеству отечественных композиторов, и в своих многочисленных образцах исполнения русских романсов и арий заложил основы русской школы вокального исполнительства.

Федор Иванович Шаляпин — уникальный исполнитель, обладатель множества творческих дарований, дающий нам яркий пример того, к чему должен стремиться любой профессиональный певец: красота и выразительность голоса, техническое совершенство владения голосовым аппаратом, музыкальность, сценическая яркость воплощения образа, точность исполнения замысла композитора, обширный репертуар и совершенное мастерство его исполнения.

Список литературы

Асафьев, Б.В. русская музыка: XIX и начало XX века. — Л.: «Музыка», 1968. 212 с.

Боровский, В. Е. Московская опера. — М.: «Аз», 1977. 321 с.

Гозенпуд, А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX вв.еков и Ф. И. Шаляпин 1890−1904. — Л.: «Музыка», 1974. 263 с.

Гозенпуд, А. Русский оперный театр и Шаляпин: 1890—1904. — Л.: «Музыка», 1974. 435 с.

Дмитриевская, Е.Р., Дмитриевский В. Н. Шаляпин в Москве. — М.: «Московский рабочий», 1986. 238 с.

Дмитриевская, Е.Р., Дмитриевский, В. Н. Федор Шаляпин. Царь-Бас Федор Иванович. — М.: «Олимп», Смоленск: «Русич», 1998. 464 с.

Дранков, В. И. Природа таланта Шаляпина. — Л.: «Музыка», 1973. 312 с.

Коровин, К. А. Встречи и современная жизнь. Рассказы о Шаляпине. — М.: «Московский рабочий», 1993. 222 с.

Лесс А. Рассказы о Шаляпине. — М.: «Советская Россия», 1973. 176 с.

Летопись жизни и творчества Шаляпина. Книга 1. — Л: «Музыка», 1988. 747 с.

Летопись жизни и творчества Шаляпина. Книга 2. — Л: «Музыка», 1989. 389с.

Никуклин, Л. В. Федор Шаляпин. Очерк жизни и творчества. М.: «Наталис»,, 2004. 325 с.

Оссовский, А.В. Ф. И. Шаляпин / А. В. Оссовский, Музыкально-критические статьи (1894—1912). — Л.: «Музыка», 1971. С. 174—177.

Пружанский, А. М. Отечественные певцы 1750−1917

Словарь в двух частях. Часть 2. Электронные источники.

Раскин, А. Г. Шаляпин и русские художники. — М.: «Аз», 1963. 431 с.

Рейтман, М Знаменитые эмигранты из России.

Р-н-Д.:"Феникс", 1999. 432 с.

Сталов, В. В. Статьи о Шаляпине. — М.: «Государственное музыкальное изд-во», 1952. 342 с.

Шаляпин, Ф. И. Воспоминания: страницы из моей жизни. Маска и душа. — Н. Новгород: «Волго-Вятское книжное издательство», 1992. 412 с.

Шаляпин, Ф. И. Маска и душа: мои сорок лет на театрах. — М.: «Юридическая литература», 2005. 423 с.

Шаляпин, Ф. И. Повести о жизни. — Пермь: «Книжное издательство», 1978. 429 с.

Шаляпин, Ф. И. Статьи. Высказывания: — М.: «Искусство», 1960. 450 с.

Шаляпин, Ф. И. Страницы из моей жизни. Т.1- М.: «Искусство», 1976. 436 с.

Было записано 187 произведений в исполнении Шаляпина. Всего существует 471 запись вместе ч дублями. Первые любительские записи певца были произведены на фонографе в 1898.

Вот как описана встреча двух музыкантов в зарубежный период в книге «Страницы из моей жизни»: «Летом тридцать первого года С.В. жил в Клерфонтене во Франции. Прекрасная вилла, большая, белая, в два этажа. Там он отдыхал, гулял и работал. Иногда его посещали друзья. Приехал Шаляпин. С.В. сиял — Федора Ивановича он любил горячо.

Гуляли по саду, оба высокие, грациозные (каждый по-своему), и говорили: (Ф.И. — погромче, С.В. потише). Ф.И. смешил. Хитро поднимая правую бровь, С.В. косился на друга и смеялся с охотой. Задаст вопрос, подзадорит рассказчика, тот ответит остротой, и С.В. снова тихонько смеется, дымя папиросой. Посидели у пруда. Вернулись в большой кабинет. -

Федя, пожалуйста… — начал было С.В., слегка растягивая слова. Но Ф. И. уже догадался и наотрез отказался: и не может, и голос сегодня не… очень, да и вообще… Нет, не буду… И вдруг согласился. С.В. сел за рояль, взял два-три аккорда, и пока «Федя» пел, С.В., сияющий и радостный, такой молодой и задорный, взглядывал быстро то на того, то на другого из нас, как будто фокус показывал. Кончили. С.В. хохотал, похлопывая «Федю» по мощному плечу, а в глазах я заметил слезинки" (Шаляпин, Ф. И. Страницы из моей жизни. — М.: «Искусство», 1976.

С. 88).

Шаляпин, Ф. И. Маска и душа: мои сорок лет на театрах. — М.: «Юридическая литература», 2005. С. 134.

Дмитриевская, Е.Р., Дмитриевский В. Н. Шаляпин в Москве. — М.: «Московский рабочий», 1986. С, 149.

Коровин, К. А. Встречи и современная жизнь. Рассказы о Шаляпине. — М.: «Московский рабочий», 1993. С. 28.

Летопись жизни и творчества Шаляпина. Книга 2. — Л: «Музыка», 1989. С. 136.

10 июня 1991 года, через 53 года после смерти Ф. Шаляпина, совет министров РСФСР принял постановление № 317: «Отменить постановление Совнаркома РСФСР от 24 августа 1927 года „О лишении Ф. И. Шаляпина звания „Народный артист““ как необоснованное» .

В 1984 году его сын добился перезахоронения праха в Москве на Новодевичьем кладбище.

Коровин, К. А. Встречи и современная жизнь. Рассказы о Шаляпине.

— М.: «Моск. рабочий», 1993.

С. 75.

Там же.

Подробнее об этом см.:

Там же.

Цит. по: Летопись жизни и творчества Шаляпина. Книга 2. — Л: «Музыка», 1989. С. 281.

Цит.по: Пружанский, А. М. Отечественные певцы 1750−1917

Словарь в 2 частях Часть 2. Электронные источники.

Шаляпин, Ф. И. Статьи. Высказывания: — М.: «Искусство», 1960. С. 356.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б.В. русская музыка: XIX и начало XX века. — Л.: «Музыка», 1968. 212 с.
  2. , В.Е. Московская опера. — М.: «Аз», 1977. 321 с.
  3. , А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX вв.еков и Ф.И. Шаляпин 1890−1904. — Л.: «Музыка», 1974. 263 с.
  4. , А. Русский оперный театр и Шаляпин: 1890—1904. — Л.: «Музыка», 1974. 435 с.
  5. , Е.Р., Дмитриевский В. Н. Шаляпин в Москве. — М.: «Московский рабочий», 1986. 238 с.
  6. , Е.Р., Дмитриевский, В.Н. Федор Шаляпин. Царь-Бас Федор Иванович. — М.: «Олимп», Смоленск: «Русич», 1998. 464 с.
  7. , В.И. Природа таланта Шаляпина. — Л.: «Музыка», 1973. 312 с.
  8. , К. А. Встречи и современная жизнь. Рассказы о Шаляпине. — М.: «Московский рабочий», 1993. 222 с.
  9. А. Рассказы о Шаляпине. — М.: «Советская Россия», 1973. 176 с.
  10. Летопись жизни и творчества Шаляпина. Книга 1. — Л: «Музыка», 1988. 747 с.
  11. Летопись жизни и творчества Шаляпина. Книга 2. — Л: «Музыка», 1989. 389с.
  12. , Л.В. Федор Шаляпин. Очерк жизни и творчества. М.: «Наталис»,, 2004. 325 с.
  13. , А.В. Ф. И. Шаляпин / А. В. Оссовский, Музыкально-критические статьи (1894—1912). — Л.: «Музыка», 1971. С. 174—177.
  14. , А.М. Отечественные певцы 1750−1917. Словарь в двух частях. Часть 2. Электронные источники.
  15. , А.Г. Шаляпин и русские художники. — М.: «Аз», 1963. 431 с.
  16. Рейтман, М Знаменитые эмигранты из России.- Р-н-Д.:"Феникс", 1999. 432 с.
  17. , В.В. Статьи о Шаляпине. — М.: «Государственное музыкальное изд-во», 1952. 342 с.
  18. , Ф.И. Воспоминания: страницы из моей жизни. Маска и душа. — Н. Новгород: «Волго-Вятское книжное издательство», 1992. 412 с.
  19. , Ф.И. Маска и душа: мои сорок лет на театрах. — М.: «Юридическая «, 2005. 423 с.
  20. , Ф.И. Повести о жизни. — Пермь: «Книжное издательство», 1978. 429 с.
  21. , Ф.И. Статьи. Высказывания: — М.: «Искусство», 1960. 450 с.
  22. , Ф.И. Страницы из моей жизни. Т.1- М.: «Искусство», 1976. 436 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ