Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мао Дзэдун

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Хрущев не умел плавать, и Мао Цзэдун знал об этом, а сам он плавал великолепно. Но конечно, помимо психологического реванша за предыдущие унижения, который мешал выстраивать отношения, были и политические проблемы, не поддающиеся совместному решению. Прежде всего это отказ Хрущева передать Китаю атомное оружие и даже технологию его изготовления. Следующий этап в развитии отношений — 1959 год. Мао… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. История жизни
    • 1. 1. Биография
    • 1. 2. Личная жизнь
    • 1. 3. Политика
  • Глава 2. Анализ отношений Мао Дзедуна с Россией
    • 2. 1. Отношения Мао Дзедуна и Сталина
    • 2. 2. Отношения Мао Дзедуна и Хрущева
  • Заключение
  • Список литературы

Мао Дзэдун (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стоит сказать, что создаваемые отряды хунвейбинов, «красных охранников», а чуть позднее цзаофаней, «бунтарей» — направлялись заниматься разгромом культурных и научных центров и местных партийных ячеек, не согласных с политикой Мао."Красные охранники" - хунвейбины представлялись в Советском Союзе как агрессивная и малограмотная студенческая молодежь. Цзаофани состояли из молодых рабочих и чиновников. «При расправе с недовольными хунвейбины применяли жестокие пытки и казни, устрашавшие народ. Страна постепенно погружалась в хаос террора и ситуация выходила из-под контроля. Хунвейбинами были уничтожены бесчисленные произведения искусства, сожжены миллионы книг, тысячи монастырей, храмов, библиотек. В ходе «культурной революции» возвеличивался культ личности Мао Цзэдуна. Тогда впервые опубликовали цитатник Мао, известный еще как «красная книжка», ставшая «Библией» «культурной революции».

Не обходилось без инцидентов и в самом Советском Союзе. 25 января 1967 года в Москве китайские студенты перепрыгнули через ограду мавзолея В. И. Ленина, после чего в очереди в мавзолей произошла драка. В советской публицистике описывали «культурную революцию» как инструмент Мао Цзэдуна, применяемый для устранения из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой, для того чтобы «навязать партии и народу свою схему развития Китая в духе левацких концепций „казарменного коммунизма“, ускоренного строительства социализма, отказа от методов экономического стимулирования». Советская пресса описывала расправы хунвейбинов над классовыми врагами — интеллигенцией и чиновниками, Мао сделали символом «китайской угрозы», а самих китайцев стали называть «маоцзэдунами». У Владимира Высоцкого есть несколько иронических песен про Мао и хунвейбинов: «Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины», «…я сослуживца недавно назвал Мао, простите, Цзэдуном».

Итак, в Советском Союзе отношение к Мао менялось вместе с политической линией. Изначально Мао позиционировался в советских СМИ верным и главным советским союзником, лидером страны — носителя новой пролетарской идеологии, новой культуры, новых нравов и новых обычаев. Из-за разногласий с советским руководством, инцидентов на советско-китайской границе имидж Мао резко поменялся. Он предстал антисоветчиком, националистом, агрессором, «раскольником» международного коммунистического движения. Несмотря на критику и высмеивания, остались следующие черты его имиджа: харизматичный лидер, приверженец своему делу, продолжатель классовой борьбы во имя социализма, борец за счастье угнетенных. Но что же в итоге сравнивает Мао Дзедуна и Сталина?

Сталин тоже обладал волей, целеустремленностью, честолюбием и жестокостью в сочетании с осторожностью, терпеливостью и осмотрительностью. Тоже мастерски умел манипулировать людьми и интриговать. Обладал харизмой и был прекрасным актером. Оба — и Мао, и Сталин — создали тоталитарные, бесчеловечные социально-политические режимы. Оба были кровавыми тиранами, и оба несут ответственность за миллионы безвинно загубленных жизней. И все же Мао и Сталин не близнецы-братья.

Во-первых, Мао — типичный китаец, и по образу мыслей и по манере поведения. Именно поэтому, в отличие от Сталина, он, как правило, не убивал своих внутрипартийных политических противников. Это Сталин собственноручно подписал смертные приговоры 44 тысячам невинных жертв. Мао же ничего подобного не делал.

Конечно, он тоже был безразличен к человеческим страданиям, но для него, как и вообще для китайца, убить человека не значило доказать его вину. Он стремился вынудить своего оппонента «потерять лицо», то есть заставить его публично признаться в «грехах», так как «потеря лица» в Китае всегда считалась позором. Но, теряя «лицо», оппоненты Мао, в отличие от оппонентов Сталина, терявших голову, выживали и после смерти тирана смогли даже прийти к власти. Я имею в виду группу Дэн Сяопина, по сути воплотившую в Китае бухаринский вариант новой экономической политики. Во-вторых, Мао, в отличие от Сталина, был не только социальным революционером, то есть разрушителем традиционных социальных основ, но и национальным революционером, освободителем китайского народа от империалистического полуколониального угнетения. Ленин и Сталин разрушили великую Россию, которая до Октябрьской революции уже была одной из ведущих мировых держав. Мао же создал державу из зависимой страны, заставив весь мир уважать китайцев. В-третьих, Сталин, как и Гитлер, виновен в развязывании Второй мировой войны. Именно к этой, самой страшной в истории человечества, войне привел советско-нацистский пакт 1939 года. Мао же никогда союзником Гитлера не был и мировую войну не развязывал. Да, при Мао погибло больше людей, чем при Сталине и Гитлере, но произошло это в основном не в результате целенаправленной политики, направленной на их уничтожение, а из-за колоссальных ошибок, допущенных Мао Цзэдуном в экономике.

Большинство жертв маоизма умерло во время голода, вызванного авантюрным «большим скачком». 2.

2.Отношения Мао Дзедуна и Хрущева

Общеизвестный факт: во времена правления Никиты Сергеевича Хрущева взаимоотношения СССР с Китаем резко ухудшились. Существует такой то ли миф, то ли стереотип, что отношения испортились после XX съезда — якобы развенчание Сталина не понравилось китайскому руководству, в частности, самому Мао Цзэдуну. Для него Сталин был примером и почти идолом. И якобы это и послужило основной причиной расхождений и разногласий между советским и китайским руководством. Концепция, разумеется, довольно упрощенная. На самом деле все было гораздо сложнее.

Начать с того, что первоначальная реакция Мао Цзэдуна на XX съезд была положительной. Причем положительной она была именно в развенчании Сталина, потому что XX съезд как бы психологически освобождал Мао Цзэдуна. Дело в том, что он как революционер развивался под колоссальным влиянием Сталина. И Сталин не только помог ему прийти к власти, но и являлся его подлинным учителем. И Мао Цзэдун во многом — в своих теоретических концепциях и чисто психологически — находился под колоссальным давлением Сталина. Развенчание Сталина освобождало Мао Цзэдуна от идеологической и моральной зависимости. Кроме того, ему (несмотря на то, что Сталин, конечно, очень много сделал для того, чтобы Мао пришел к власти) было за что не любить Сталина — отношения у них были достаточно сложные и напряженные.

Достаточно вспомнить визит Мао Цзэдуна в Москву и колоссальное унижение, которое Мао Цзэдун испытывал. Дело в том, что Сталин никому не верил — и своим, своему окружению, особенно в последние годы. И точно так же он относился к Мао Цзэдуну. Уже в более поздней беседе с Мальро, французским министром культуры, Мао Цзэдун признавался в том, что действительно отношения со Сталиным были далеко не безоблачными, и указывал еще на одну вещь — Сталин не делал стопроцентно окончательной ставки на него, а все время держал в голове Чан Кайши в качестве запасного варианта. Хрущев ни с кем не консультировался по поводу того, осуждать Сталина или нет. И уж конечно, не спрашивал об этом у китайцев. Поэтому Джу

Дэ на XX съезде от имени китайской делегации приветствовал советских коммунистов, а потом говорил о том, как делегаты из Китая скорбят по покойному Сталину. А через несколько дней Хрущев объявил, что Сталин — не великий человек, а преступник. Конечно, Джу

Дэ был в панике, но в итоге китайцы промолчали, как и все остальные. А в конце марта 1956 года Мао пригласил советского посла Юдина и сказал ему, что поддерживает решение съезда. «Мы бы, сами китайцы, никогда этого не смогли сделать. Это очень хорошо, что советская партия это сделала». И тут же стал развивать и вспоминать все обиды, которые нанес ему Сталин. Отношение к XX съезду и к осуждению Сталина Хрущевым у Мао Цзэдуна изменилось только после польских и венгерских событий 1956 года.

в 1954 году личные отношения между Мао Цзэдуном и Хрущевым стали портиться. Мао, воспитанный Сталиным, мог уважать только силу, поэтому к Хрущеву он стал относиться скептически и почти покровительственно. Следующий этап начался в 1958 году, когда Хрущев в июле вновь приехал в Китай уже как полный хозяин советской страны. Это был неофициальный визит, о котором в газетах не сообщалось, но, конечно, в верхах о нем знали. Связан он был с возникшими разногласиями в вопросе о Тихоокеанском флоте, которые не удавалось решить на уровне послов. Хрущев решил сам уладить дело, прилетел в Китай, и там Мао Цзэдун начал с ним обращаться просто унизительно. Например, Хрущев не терпел табачного дыма, а Мао курил все время ему прямо в лицо. Потом была знаменитая история с бассейном, когда Мао Цзэдун предложил Хрущеву перенести переговоры в бассейн, поскольку было очень жарко.

Хрущев не умел плавать, и Мао Цзэдун знал об этом, а сам он плавал великолепно. Но конечно, помимо психологического реванша за предыдущие унижения, который мешал выстраивать отношения, были и политические проблемы, не поддающиеся совместному решению. Прежде всего это отказ Хрущева передать Китаю атомное оружие и даже технологию его изготовления. Следующий этап в развитии отношений — 1959 год. Мао Цзэдун был очень недоволен поездкой Хрущева в Америку, которую он воспринял как предательство дела социализма. И именно поэтому Хрущев после визита в Соединенные Штаты, не заезжая в Советский Союз, поехал в КНР. Сразу же, чтобы создать впечатление у Мао, что он не проамерикански настроен. Но на переговорах произошел такой всплеск взаимных обвинений, что Хрущев даже сократил свой визит и улетел. Можно сказать, что визит 1959 года поставил точку в отношениях Хрущева и Мао Цзэдуна.

После этого началась знаменитая полемика 1960 года — обмен открытыми письмами. Потом Хрущев открыто стал ругать Китай и народные коммуны, а потом и вовсе отозвал оттуда тысячу триста девяносто советских специалистов, что стало для Китая колоссальным ударом. Но конечно, нельзя считать, что все упиралось только в личные мотивы. У СССР и Китая существовали и серьезные политические проблемы. С образованием Китайской Народной Республики неизбежно встал вопрос о лидерстве в международном коммунистическом движении.

Это прекрасно понимал Сталин, который делал все возможное для того, чтобы замедлить темпы индустриализации КНР. Он предполагал, что если Китай пойдет по пути Советского Союза, то в скором времени Китай станет с нами конкурировать или вообще будет впереди. Поэтому после смерти Сталина и развернулась такая борьба за лидерство, усугубившаяся взаимным непониманием. Но окончательно отношения между Советским Союзом и Китаем испортились уже после снятия Хрущева, когда Малиновский сказал китайскому послу: «Мы своего дурачка Никиту выгнали, вы сделайте то же самое с Мао Цзэдуном, и дела у нас пойдут наилучшим образом». Возмущенный посол ушел с приема, и возможное урегулирование отношений так и не состоялось

Заключение

Тот политический режим, который Мао создал, существует до сих пор. Это коммунистический тоталитаризм. Победа коммунистов в войне с националистами была неизбежной. Режим Чан Кайши был совершенно коррумпированным и недееспособным. Каким был бы путь Китая без Мао, сказать нельзя. Этого никто не знает. Можно только гадать. Если бы Чан Кайши победил, могло быть два варианта.

Либо Китай совершенно утонул бы в коррупции, либо Чан смог бы построить на материке нечто вроде того, что сейчас на Тайване. Одно можно сказать почти точно: такого страшного голода, как при Мао в 1958;1962 годах, скорее всего не было бы. Если же говорить о международном положении Китая, то руководство КНР до сих следует курсу Мао во внешней политике: то есть абсолютно самостоятельному независимому курсу, не склоняясь ни к одной державе. Большинство китайцев старшего и среднего возраста относится к Мао с уважением, признавая прежде всего его роль как национального революционера, завершившего великую антиимпериалистическую революцию. О преступлениях компартии люди мало знают: период гласности при

Дэн Сяопине был очень кратким: ноябрь 1978 — март 1979 года. Да и те, кто знает, говорить о плохом не хотят. У китайцев (как, впрочем, и у японцев, вьетнамцев и многих других восточных народов) нет понятия «покаяние». Это для нас оно — великое христианское таинство, без которого нет прощения и очищения. А для жителей Поднебесной, как я уже говорил, главное — не «потерять лицо». Молодежь же вообще не думает о Мао: для них он предмет истории где-то там, далеко, рядом с Цинь

Шихуаном. Молодые люди и о Тяньаньмэньской трагедии-то ничего не знают, а она произошла не так давно, в 1989 году.

Список литературы

Лукин А. В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII—XXI вв.еках. — М, 2007. С. 215. Goncharov S.N. Uncertain Partners: Stalin, Mao and the Korean War. — S tandford., 1993.

P. 72. Меликсетов А. В. История Китая. — М., 1998. С.

637.Борисов О. Б. Из истории советско-китайских отношений в 50-х годах. — М, 1982. С. 152."Правда" 1 сентября 1966 г. Сладковский М. И. Китай: основные проблемы истории, экономики, идеологии. — М., 1978. С.

127.Борисов О. Б. Советско-китайские отношения, 1945−1980. — М, 1980. С.

349.Морозов И. Л. Азиатский регион во второй половине XX века [Электронный ресурс]: — Режим доступа:

http://poisk.vlz.ru/work/m05.htmМао Цзэдун [Электронный ресурс]: — Режим доступа:

http://www.rudata.ru/wiki/Мао

Чэн и (Маршал) [Электронный ресурс]: — Режим доступа:

http://ru. wikipedia. org/ wiki/ Чэнь_И_(НОАК)Китай: история в лицах и событиях. — М., 1991. С.

157.Огонь по самим себе [Электронный ресурс]: — Режим доступа:

http://www.kamsha.ru /journal/portrets/stat/mao.html

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII—XXI вв.еках. — М, 2007. С. 215.
  2. Goncharov S.N. Uncertain Partners: Stalin, Mao and the Korean War. — Standford., 1993. P. 72.
  3. А.В. История Китая. — М., 1998. С. 637.
  4. О.Б. Из истории советско-китайских отношений в 50-х годах. — М, 1982. С. 152.
  5. «Правда» 1 сентября 1966 г.
  6. М.И. Китай: основные проблемы истории, экономики, идеологии. — М., 1978. С. 127.
  7. О.Б. Советско-китайские отношения, 1945−1980. — М, 1980. С. 349.
  8. И.Л. Азиатский регион во второй половине XX века [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://poisk.vlz.ru/work/m05.htm
  9. Мао Цзэдун [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.rudata.ru/wiki/Мао
  10. Чэн и (Маршал) [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/ wiki/ Чэнь_И_(НОАК)
  11. Китай: история в лицах и событиях. — М., 1991. С. 157.
  12. Огонь по самим себе [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.kamsha.ru /journal/portrets/stat/mao.html
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ