Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Частные усадебные музеи в России во второй половине XIX — начале XX века: на примере усадебного музея князя П. А. Путятина в Бологом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соколов Б. С. Краеведение у истоков российской культуры (Кое-что из размышлений геолога о своей «малой родине») // Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах (ВИКА). — № 4. — Вышний Волочёк, 2001.-С. 3−12. тившее целый круг вопросов современного музейного строительства в этих усадьбах16. JI.C. Журавлёва17 и М.В. Иванов18 досконально исследовали историю историко-этнографического музея в усадьбе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Усадебные музеи в России в конце XIX — начале XX века
    • 1. 1. Идейно-политические предпосылки возникновения усадебных музеев
    • 1. 2. Типы частных усадебных музеев
    • 1. 3. Профильные усадебные музеи
    • 1. 4. Комплексные усадебные музеи
  • Глава 2. Бологовский усадебный музей князя П. А. Путятина как центр культуры
    • 2. 1. Князь П. А. Путятин, его родственное окружение и бологовские усадьбы
    • 2. 2. Этапы формирования музейной коллекции князя П.А. Путятина
    • 2. 3. Структура музейного собрания князя П.А. Путятина
  • Глава 3. Научные исследования и общественная деятельность князя П. А. Путятина и Бологовский усадебный музей
    • 3. 1. Вклад князя П. А. Путятина в археологию и этнографию
    • 3. 2. Археолого-астрономические исследования князя П.А. Путятина
    • 3. 3. Князь П. А. Путятин и Н.К. Рерих

Частные усадебные музеи в России во второй половине XIX — начале XX века: на примере усадебного музея князя П. А. Путятина в Бологом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Изменения правовой базы и новая социально-политическая ситуация в России вновь сделали актуальным такой вид учреждения культуры как частный музей. Музей, как и многие культурные институты, в наши дни трансформируется. Согласно статье 3 действующего Закона Российской Федерации «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ, музей — это «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций», при этом собственником музея отныне может быть не только государство. Статья 30 этого же Закона РФ впервые определяет порядок учреждения негосударственных музеев в Российской Федерации. Таким образом, история музейного дела в России прошла полный виток эволюционной спирали и на новом уровне вернулась к прежнему положению. С юридической точки зрения, частные музеи вновь, после восьмидесятилетнего перерыва, стали полноправными участниками культурного процесса. Продолжающиеся изменения правового статуса в первую очередь определяют актуальность любого исследования, посвященного частным музеям в России, число которых из года в год неуклонно растёт1. Частные музеи в России — неотъемлемая часть её культуры, как в прошлом, так и в настоящем. Изучение частных музеев становится актуальной задачей современного музееведения: при создании новых музеев важно учитывать опыт частного музейного строительства, насчитывающий в нашей стране более трёх столетий. Этот опыт сможет не только обогатить деятельность новых музеев, но и восполнит разрыв в преемственности, образовавшийся в XX веке между музеями прошлого (дореволюционными) и настоящего.

Бывшие дворянские и купеческие усадьбы вот уже более десяти лет свободно арендуются частными лицами. Сегодня можно приобрести в собственность те усадь

1 В одной Москве их насчитывается уже сто семьдесят. Самый известный в Санкт-Петербурге частный музей — это Музей-квартира В. В. Набокова. Даже в маленьком Переславле-Залесском уже целых три частных музея. бы, которые не имеют по какой-либо причине статуса «объект культурно-исторического наследия». Отчётливо просматривается тенденция появления «новой русской усадьбы» (купленной старинной или вновь построенной) и нового типа ответственного состоятельного гражданина, понимающего, что для россиянина «усадьба» — это не только термин, обозначающий исторический объект или комплекс жилых, хозяйственных и парковых построек. Это, прежде всего, своеобразный знак принадлежности к «культурной аристократии». По статистике, пятая часть современных потенциальных покупателей рассматривают старинную усадьбу не как офисное помещение, а как полноценное жильё с историко-культурным содержанием3. Следовательно, можно предположить, что, так или иначе, будет происходить постепенное музеефицирование «новой русской усадьбы». Именно так начинались усадебные музеи в прежних дворянских усадьбах: бытовое, жизненное пространство конкретного владельца наполнялось артефактами в соответствии с культурной средой и его личным вкусом. Зная специфику бывших частных усадебных музеев и учитывая опыт существующей системы государственных усадебных музеев-заповедников, можно профессионально участвовать в процессе музеефицирования как старинных усадеб, построенных до 1917 года, так и совершенно новых усадеб, которые ещё только формируются.

Степень научной разработанности проблемы. Становление частного усадебного музея в России происходило под влиянием ценностной системы и огромного литературного наследства А. Т. Болотова, ратовавшего за «тип русского человека, в котором преобладает созидательное начало, определяющееся цельностью его личности"4. А. Т. Болотов создал и теоретически детально обосновал возможность устройства усадьбы нового типа, представляющей собою не только хозяйственную единицу, но и превращенной в эстетически организованное жизненное пространство. Именно под влиянием трудов А. Т. Болотова на протяжении всего XIX века создавались новые усадебные музеи, вносившие в обыденную усадебную жизнь «элемент красоты», под2

В 2002 году, после выхода закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», президент РФ наложил вето на приватизацию объектов культурно-исторического наследия. Но поскольку в профильном законе РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 слово «усадьба» не упоминается, многие проблемы использования и владения усадьбами остаются до сих пор не решёнными. 3

По данным аналитического обзора агентства недвижимости «Vesco Realty». — М., 2006. 4

Щеблыгина И. В. Андрей Тимофеевич Болотов: Гармония мира и души. — М.: Андреевский флаг, 2003.

С. 276. креплённый регулярным образом жизни на природе, правильным чередованием труда и отдыха, систематическими занятиями творчеством5.

Труды создателей, владельцев и хранителей усадебных музеев И. Ф. Барщевского, М. Д. Бутина, А. Н. Вульфа, Ю.С. Нечаева-Мальцева, В. Д. Поленова, В. Н. Поливанова, П. А. Путятина, М. К. Тенишевой, С. А. Толстой, Н. И. Тютчева, А.С. и П. С. Уваровых, М. И. Чайковского, С.Д. и П. С. Шереметевых и ряда других наметили перспективы культурологического подхода в изучении усадебного музея в контексте самых разных научных и общественных проблем.

Огромный пласт информации о культурной жизни русской усадьбы собрали деятели культуры «Серебряного века», такие, как В. Я. Адарюков, А. Н. Бенуа, П.П. Вей-нер, В. А. Верещагин, барон Н. Н. Врангель, И. Э. Грабарь, А. Н. Кубе, В. Я. Курбатов, Е. Е. Лансере, Э. К. Липгарт, Н. П. Лихачёв, В.К. и Г. К. Лукомские, С. К. Маковский, П. П. Муратов, Н. К. Рерих, А. А. Ростиславов, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, П.К. Симо-ни, Н. В. Соловьёв, А. И. Сомов, П. Н. Столпянский, С. Н. Тройницкий, А. А. Трубников, А. Е. Фелькерзам, Д. А. Шмидт, В. А. Щавинский, П. Д. Эттингер, С. П. Яремич и многие другие. Редактор журналов «Аполлон» и «Старые годы» барон Н. Н. Врангель предпринял после погромов 1905 года целую серию поездок по усадьбам. В результате появились его очерки истории русского дворянства — «Портретная выставка в Таврическом дворце» (1905), «Забытые могилы» (1907), «Помещичья Россия» (1910), «История одного дома» (1913) и другие, без которых невозможно представить дальнейшие исследования по истории русской музейной усадьбы6.

Целостный философско-культурологический взгляд на русскую усадьбу как на феномен культуры изложен в трудах Общества изучения русской усадьбы (далееОИРУ) — как первого периода существования (1920;е), так и после его возрождения в наши дни. В многочисленных публикациях этой научно-общественной организации собран огромный фактологический материал по усадебным музеям.

В трудах целого ряда современных историков, искусствоведов, литературоведов и краеведов разработаны подходы к осмыслению жизни и творчества тех, кто создавал усадебные музеи в столицах и в провинции во второй половине XIXначале

Бердышев А. П. Андрей Тимофеевич Болотов — выдающейся деятель науки и культуры. — М.: Наука, 1988.-С. 241.

Врангель Н. Н. Старые усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры. — СПб.: Журнал «Нева», ИТД «Летний сад», 1999. — 320 с.

XX века. Обобщающие работы И.В. Дубова7, Н. М. Полуниной и А.И. Фролова8, посвященные отечественным собирателям и коллекционерам, позволили оценить в должной мере масштаб музейного строительства в указанный период. В трудах Г. И. Вздорнова9 представлена история открытия и изучения русской средневековой живописи в XIX веке, в том числе трудами усадебных коллекционеров. Исследования Т. Е. Сиволап10 показали роль церковно-археологических музеев в культурной жизни России — схожих с усадебными музеями своими задачами, тематикой, происхождением и судьбой. Н.И. Ивановская11 описала процессы формирования этнографических коллекций в региональных музеях Северо-Запада Европейской России с середины XIX века до наших дней, включив в своё описание отдельные частные собрания в усадьбах. Академик Д. С. Лихачёв осветил такое проявление художественного сознания как садово-парковые ансамбли и разработал предложения по продлению жизни мемориальных садов и парков в русских усадьбах12. Он же оставил ценные описания дач и усадеб ряда пригородов Санкт-Петербурга, основанные в значительной степени на личных впечатлениях 1910;1920;х годов13. В трудах академика С. О. Шмидта и его учеников освещены различные вопросы истории, происхождения и развития городских и сельских усадеб, в том числе тех, где возникали музеи14. Академик Б. С. Соколов целый ряд выступлений в краеведческой печати посвятил своей «малой родине» -Вышнему Волочку, окружённому целым ожерельем усадеб музейного значения15. Об истории имений Волковых-Манзей в Боровно и Берёзках он подготовил фундаментальное историко-краеведческое исследование «Записки с берегов Имоложья», освя7

Дубов И. В. Музееведение. Исторические и краеведческие музеи: Краткий курс лекций/ Под ред.

В.Н. Седых. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 411 с. g

Полунина И., Фролов А. Русские коллекционеры: Опыт биографического словаря // Памятники Отечества. — 1993.-№ 1−2 (29).-С. 111−161. 9

Вздорное Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. — М.: Искусство, 1986.-382 с.

Сиволап Т. Е. Роль церковно-археологических музеев в культурной жизни России (вторая половина XIX — начало XX века) // Триумф музея? — СПб.: Осипов, 2005. — С. 404−421.

Ивановская Н. И. Формирование этнографических коллекций в региональных музеях Северо-Запада Европейской России (середина XIX — 80-е годы XX в.): Автореф. дис.. канд. истор. наук. — СПб., 1997. — 26 с.

Лихачёв Д. С. Продление жизни мемориальных садов и парков// Прошлое — будущему: Статьи и очерки. — М.: Наука, 1985. — С. 105−147.

Лихачёв Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст, — 3-е изд., испр. и доп. — М.: СогласиеОАО «Типография «Новости» «, 1998. — 469 с.

Шмидт С. О. Путь историка: Избранные труды по истории и источниковедению, — М.: РГГУ, 1997. — 612 е.- Русская провинция. Культура XVIII—XX вв.еков: Сб. статей по материалам первой респ. науч. конф. по изуч. провинциальной культуры / Ред.-сост. В. Ю. Афиани и др.- Отв. ред. С. О. Шмидт. — М.: РИК, 1993 — 133 с.

Соколов Б. С. Краеведение у истоков российской культуры (Кое-что из размышлений геолога о своей «малой родине») // Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах (ВИКА). — № 4. — Вышний Волочёк, 2001.-С. 3−12. тившее целый круг вопросов современного музейного строительства в этих усадьбах16. JI.C. Журавлёва17 и М.В. Иванов18 досконально исследовали историю историко-этнографического музея в усадьбе княгини М. К. Тенишевой Талашкино. С.С. Гейчен-ко не только изучил, но и воссоздал облик первого музея А. С. Пушкина в Тригор-ском19. Л.П. Баюра20, А.В. Вискалин21 и И.А. Воронова22 посвятили свои исследования изучению коллекций и научной деятельности В. Н. Поливанова — создателя первого усадебного музея в Поволжье в селе Акшуат Барышского района Ульяновской области. О. С. Литвинцева написала историю художественного музея в усадебном дворце М. Д. Бутина в Нерчинске23. М. Е. Каулен обобщила все известные сведения об усадебном храме-музее, основанном в 1916 году Е.С. Рахлиным-Румянцевым в селе Рю-тино на озере Пирос в Новгородской губернии24. Бологовскую усадьбу князя П. А. Путятина, созданный в ней музей и отдельные памятники из усадебной коллекции изучали и описывали Л. С. Митусова, без воспоминаний которой о князе П. А. Путятине дальнейшее изучение его жизни и творчества было бы неполным, и местные краеведы М. А. Иванов, Н. А. Ласточкин, В. В. Сычёв, И. В. Багажова, Л. А. Полякова и С. В. Медведев, показавшие что Бологое — это крупный региональный культурный центр с 500-летней историей, на территории которого находилось несколько исторических усадеб музейного значения.

В современном музееведении частное коллекционирование XVIII — начала XX века рассматривается как «фон», основа, источник формирования музеев — самостоятельная, но теснейшим образом связанная с музейным миром область культурной

16 Соколов Б. С. Записки с берегов ИмоложьяСПб.: Рериховский центр СПбГУВышний Волочёк: Изд-во «Ирида-прос», 2006. — 264 с,

1 Журавлёва Л. С. Княгиня Мария Тенишева. — Смоленск: Полиграмма, 1994. — 320 с.

Иванов М.В. Историко-этнографический музей в усадьбе Талашкино// Русская усадьба: Сборник

ОИРУ. — Вып. 9 (25). — М.: Жираф, 2003. — С. 381−388.

Гейченко С. С. Тригорское. Краткий путеводитель. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — 21 е.- Он же. У Лукоморья: Рассказы хранителя Пушкинского заповедника. — Л.: Лениздат, 1986. — 493 с.

Баюра Л. П. Музей в Акшуате // Памятники Отечества: Иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. — № 42 (7/8). — Ч. 2. — М., 1998. — С. 92−98.

Вискалин А. В. Первый профессиональный археолог Симбирского края // Усадебная культура Поволжья конца XVIII — начала XX в. — Ульяновск: Ульяновский областной художественный музей, 2002. — С. 19−23.

Воронова И. А. Коллекция восточной керамики В. Н. Поливанова в собрании Ульяновского областного художественного музея // Там же. — С. 125−127.

Литвинцева О. С. Дворец купца Бутина: история и современность. — Нерчинск, 2001. — Рукопись // Архив

Нерчинского краеведческого музея им. М. Д. Бутина.

Каулен М. Е. Конец одной музейной утопии// Музеи-храмы и музеи-монастыри в первое десятилетие

Советской власти. — М.: Луч, 2001. — С. 70−85

Митусова Л.С. О прожитом и судьбах близких: I. Воспоминания, — СПб.: Рериховский центр СПбГУВышний Волочёк: Изд-во «Ирида-прос», 2004 / Отв. ред. акад. Б. С. Соколов. — 384 с. деятельности26. При этом отмечается, что всего за один век в России в сфере собирательства был проделан путь, пройденный европейскими музеями за три с лишним столетия. Однако в музееведческой литературе не нашло должного освещения коллекционирование владельцев русских усадеб после реформ 1860-х- 1870-х годов. Усадебное коллекционирование в этот период привело к тому, что усадебные музеи стали региональными центрами культуры, способствующими тому, чтобы отечественный музей как социокультурный институт занял в общественном сознании место в одном ряду с архивами и библиотеками. Только сводная монография «Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI—XX вв.» (ответственный редактор JI.B. Иванова) даёт ценную информацию о повсеместном создании частных усадебных музеев в конце XIX века и о зарождении в связи с этим новых типов усадеб -«литературных», «музыкальных», «художественных», «научных» и т. д., «где объединялись деятели литературы и искусства различного рода талантов и занятий"27.

Таким образом, отдельные и частные проблемы существования усадебных музеев исследовались в рамках искусствоведения, истории культуры, краеведения, музееведения, отчасти, культурологии в целом. Но комплексного музееведческого исследования, посвященного феномену частного усадебного музея в России, до сих пор не существует.

Источниковую базу исследования составляют следующие группы материалов: архивные источники — документы и материалы, касающиеся истории музеев, в том числе в усадьбах и на основе частных коллекций владельцев усадебных музеевмузейные коллекции и документация к нимлитературные источники — публикации, содержащие информацию об усадьбах, составе музейных коллекций и о различных аспектах деятельности усадебных музеев и их владельцев и создателейэлектронные базы данных «Музеи России» (раздел «Усадьбы, дворцы, монастыри») и «Тверская усадьба. Дворянство. Гербы».

Первую группу составляют материалы из Федеральных архивов — Российского государственного исторического архива (далее — РГИА) и Российского государственного архива литературы и искусства (далее — РГАЛИ), архивов Санкт-ПетербургаЦентрального государственного исторического архива (далее — ЦГИА СПб.) и Цен

Основы музееведения / Отв. ред. Э. А. Шулепова. — М., 2005. — С. 155.

Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI—XX вв.: Исторические очерки. — М.: Эдитори-ал УРСС, 2001 / Отв. ред. Л. В. Иванова. — С. 480. трального государственного архива литературы и искусства (далее — ЦГАЛИ СПб.), региональных Государственных архивов Новгородской, Псковской, Тверской областей и Краснодарского края. Сюда же относятся материалы, хранящиеся в архивах при музеях, в том числе Государственной Третьяковской галерее (далее — ГТГ), Санкт-Петербургском государственном университете (далее — СПбГУ), Новгородском государственном областном музее-заповеднике (далее — НГОМЗ), Бологовском краеведческом музее им. Н. И. Дубравицкого, Нерчинском краеведческом музее им. М. Д. Бутана, Ульяновском областном художественном музее и т. д.- при институтах системы РАН, в том числе Институте истории материальной культуры (далее — ИИМК) и Институте русской литературы (Пушкинский Дом) (далее — ИРЛИ), при библиотеках, в том числе при Библиотеке Академии наук (далее — БАН), Российской государственной библиотеке (далее — РГБ), Российской национальной библиотеке (далее — РНБ), Научной библиотеке Тверского государственного университета и т. д. Особую часть этой группы составили архивные документы из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и библиотеки Амхёрст-колледжа (США).

Музейные коллекции изучались нами преимущественно на основе описей, каталогов выставок, отчётов о музейной деятельности, хранящихся в архивах при музеях, в том числе Государственного Русского музея (далее — ГРМ), Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге (далее — МИСР), Государственного художественного ис-торико-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Коломенское» и Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск).

Для понимания структуры коллекций частных усадебных музеев много значили опубликованные каталоги и описания, в том числе «Палеографическая коллекция князя П.А. Путятина» (1879), «Краткий каталог Музея Императорского Русского Археологического Общества» (1908), «Музей-усадьба Абрамцево» (1929), «Талашкино» (1989), «Музей-усадьба Остафьево» (2003) и другие, относящиеся к третьей группе источников. Важнейшими источниками этой группы стали издания Санкт-Петербургского Археологического института, Императорского Русского Археологического общества (далееИР АО), Императорского Русского Географического общества (далее — ИРГО), Императорского общества поощрения художеств (далее — ИОПХ), Русского Антропологического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете, Антропологического общества при Императорской Военно-Медицинской

Академии (далее — ИВМА), ОИРУ, Зарубежного Союза Русских Военных Инвалидов и др.

Значительную часть этой группы составляют издания по краеведению, вышедшие в Симбирске (Ульяновске), Твери, Великом Новгороде, Омске, Новосибирске, Бологом, Вышнем Волочке, Одессе, Иркутске, а также дореволюционные периодические издания — «Московские ведомости» (1885), «Петербургская газета» (1902), «Художественные сокровища России» (1905), «Новости и биржевая газета» (1905), «Искусство» (1905), «Исторический вестник» (1911), «Старые годы» (1911) и ряд других.

В исследовании использованы социологические данные и краеведческие отчёты.

Цель исследования состоит в том, чтобы представить процесс формирования феномена российского усадебного музея как важный компонент культурной эволюции России во второй половине XIX — начале XX века.

Задачи исследования: определить методологические принципы изучения частного усадебного музеяисследовать исторические и идейные предпосылки возникновения частных усадебных музеев в России во второй половине XIX — начале XX векавыяснить характерные особенности усадебного музея как таковогоразработать типологию усадебных музеевопределить черты сходства и различия между разными типами усадебных музеевобозначить принципы организации Бологовского усадебного музея князя П. А. Путятинавыявить основные этапы формирования музейной коллекции князя П. А. Путятинаописать структуру музейной коллекции Бологовского усадебного музеяпоказать, каким образом научные исследования и общественная деятельность князя П. А. Путятина повлияли на развитие его усадебного музея.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена логикой изложения темы, целью и задачами исследования. Состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка использованной литературы (265 наименований) и девяти приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методологические и теоретические основы исследования. Круг задач, определённый автором, требует междисциплинарного подхода к исследованию, базирующегося на культурологической и музееведческой методологиях. Интердисциплинар-ность культурологии и музееведения, позволяет выйти на обобщающий уровень понимания затронутых проблем. Интердисциплинарные связи музееведения с другими гуманитарными (история, филология, обществоведение и др.) и естественнонаучными (химия, астрономия, медицина и др.) дисциплинами способствуют комплексному анализу предмета исследования. Категориальный аппарат и методология связанных с музееведением философии, источниковедения, искусствознания, палеоэтнологии и других наук также применим для изучения частных усадебных музеев.

Изучение усадебных музеев в рамках исторической персонологиит обогащает методы и отдельные подходы культурологической науки. В целом персоналистиче-ский подход при анализе эпохи усадебных музеев в России (вторая половина XIXначало XX века) весьма продуктивен, поскольку с его помощью можно проследить, каким образом известные деятели культуры, такие, как князь П. А. Путятин, княгиня М. К. Тенишева, И. К. Айвазовский, В. Д. Поленов, граф А. С. Уваров и С. И. Мамонтов, участвовали в развитии музейного дела в России и создавали свои усадебные музеи.

Институциональный подход при исследовании частных усадебных музеев позволяет оценить их социокультурную функцию в провинции. Предметный подход даёт возможность изучить собирание, сохранение, изучение и использование музейных предметов, бывших когда-то в составе усадебных коллекций. Комплексный подход создаёт предпосылки для подтверждения на архивном источниковедческом материале ранее сформулированных гипотез. Таковы подтверждённые в дальнейшем гипотезы о принадлежности художника Ф. И. Братского к школе А. Г. Венецианова, о знакомстве

Иконникова С. Н. История культурологических теорий. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2005.-С. 83. с музеями друг друга князя П. А. Путятина и В. Н. Селиванова, об использовании опыта Бологовского усадебного музея при собирании музея княгини М. К. Тенишевой «Русская старина» и другие. Для решения некоторых задач музееведения применяется также историко-аналитический метод, в данном случае позволивший произвести сравнительный анализ деятельности создателей частных усадебных музеев в контексте развития музейного дела в разные периоды истории России.

Научная новизна исследования. Изучен частный усадебный музей в России во второй половине XIX — начале XX века как социокультурный институт. Определены место и значение Бологовского усадебного музея князя П. А. Путятина в сфере частного музейного строительства в русских усадьбах, а также его конкретный вклад в сохранение культурно-исторического наследия России. Впервые введены в научный оборот материалы по истории Бологовского усадебного музея, а таюке документы учёных, деятелей искусства и простых жителей, для которых посещение этого усадебного музея стало важной вехой их биографии.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Конкретная характеристика усадебных музеев, оценка их образовательной, воспитательной, научно-методической деятельности имеют прогностическое значение. Исследование может способствовать процессу возрождения частного музейного строительства в усадьбах, которые в современных экономико-правовых условиях всё чаще становятся частной собственностью. Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы при разработке научных концепций развития, теоретических основ деятельности новых усадебных музеев.

Теоретические результаты исследования могут быть востребованы для музееведения, культурологии в целом, а таюке учтены при разработке теоретических основ деятельности по охране памятников истории и культуры.

Материалы исследования могут служить основой для подготовки спецкурса по истории частных музеев в России, истории русского дворянства и купечества, а таюке при подготовке к изданию справочной литературы.

Итоговые положения, полученные в результате исследования. (1) Повсеместное появление музеев в российских усадьбах явилось результатом комплекса реформ 1860-х- 1870-х годов. Усадебный музей с первых дней существования стал явлением уникальным для России, ибо он был не только центром культуры региона, но и местом приложения личной инициативы своего создателя независимо от принадлежности его к тому или иному сословию. (2) В создании усадебных музеев частная инициатива почти всегда опережала государственную. Государственные музеи в усадьбах до 1917 года-это единичные случаи. (3) Природа и хозяйство русской усадьбы накладывали отпечаток на облик усадебного музея, стиль его экспозиции и предметный подбор экспонатов. Именно поэтому усадебный музей — это не только «Дом Муз», это и «Парк Муз», «Озеро Муз», «Аллея Муз», «Поле Муз». (4) Русские усадебные музеи с открытыми при них образовательными учреждениями участвовали в формировании особой группы отечественных музеев, специально ориентированных на педагогическую деятельность. (5) Изучение жизни и творчества князя П. А. Путятина, истории его Бологовского усадебного музея является значимым для понимания развития музейного дела в русской усадьбе за 60-летний период и установления влияния научной, художественной, общественной и любой творческой деятельности создателя на облик усадебного музея, структуру и состав его собрания. (6) Установлено, что художник Ф. И. Братский и князь П. А. Путятин стали инициаторами одной из первых в России комиссий по охране памятников культуры (1876 год). Н. К. Рерих продолжил и развил практическую деятельность музейного комплекса в Бологом в этой области, и, прежде всего, в сфере консервации, реставрации и изучения культурно-исторического наследия.

Основные выявленные положения исследования были изложены на научных и научно-практических конференциях и семинарах и нашли применение в деятельности Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге. Своей главной задачей Музей-институт семьи Рерихов определил обеспечение преемственности в выявлении, сохранении, изучении наследия семьи Рерихов, их культурного окружения, современников. Исследование музейного наследия князя П. А. Путятина и княгини М. К. Тенишевой, предпринятое автором, позволяет на практике выполнить эту сложную задачу, следующим этапом которой будет разработка экспозиционного комплекса «Н. К. Рерих и петербургские коллекционеры». На основе материалов исследования уже разработаны лекции в рамках специального курса по истории русской культуры, включённого в учебный план библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, а также разработан экскурсионно-краеведческий маршрут «Культурная инициатива» с посещением мест жизни и творчества князя П. А. Путятина и его современников в Санкт-Петербурге,

Москве, Великом Новгороде, Старой Руссе, Вышнем Волочке, Бологом, Валдае, Оку-ловке (см. Прилож. 2, рис. 21) и других населённых пунктах в Центральном и СевероЗападном регионах России. Кроме этого, автор участвовал в создании базы данных по всем направлениям музейной деятельности Бологовской усадьбы князя П. А. Путятина, вошедшей в электронную базу данных «Держава Рерихов» справочно-информаци-онного фонда Музея-института семьи Рерихов.

Одним из итогов исследования могут стать возможные реэкспозиция существующего Бологовского краеведческого музея имени Н. И. Дубравицкого и постановка на учёт в органах государственной охраны памятников всего комплекса бывшей усадьбы князя П. А. Путятина в Бологом, с определением применительно к этому памятнику содержания таких важнейших понятий и терминов, относящихся к проекту его зон охраны, как исторический усадебный комплекс, исторический усадебный ансамбль, дворянское поместье, ландшафт исторического имения, достопримечательные места, территория объекта культурного наследия (памятника), охранная зона, зона регулирования застройки, зона охраняемого ландшафта, зона археологического слоя, зона

ГО | визуальной ответственности и другие .

Известный искусствовед и историк отечественной культуры Александр АлекflQn сандрович Трубников (1882—1966) писал: «Если русско-византийская культура проявилась в богоносной красоте икон, то эволюция нашего общества после Петра проявилась вовсе не в архитектуре Царского Села или сокровищах, собранных Екатериной в Эрмитаже, а в рождении очень своеобразного и ни на что не похожего мира

СОТ русских усадеб". Соглашаясь с таким взглядом на эволюцию отечественной культуры, добавим, что наивысшим результатом развития российской усадьбы явился усадебный музей. Так или иначе, и профильный, и комплексный усадебный музей второй половины XIX — начала XX века, развивавшийся в конкретной и в то же время — в масштабе всей России — обобщённой «малой родине», шёл по историческому пути, указанному славянофилами, ратовавшими за приобщение широких российских масс к сокровищам национальной и общечеловеческой культуры, вернувшими русской мыс

Завъялова Н. И. Усадебный ландшафт. Комплексные методы сохранения // Русская усадьба: Сборник

ОИРУ. — Вып. 10 (26). — М.: Жираф, 2004. — С. 95−100.

Публиковался в «Аполлоне» и других историко-художественных журналах начала XX века под псевдонимом Андрей Трофимов.

Трофимов А. (Трубников А.А.) От Императорского музея к Блошиному рынку / Пер. с франц. Е. Н. Муравьёвой. — М.: издание журнала «Наше наследие», 1999. — С. 116. ли то, что она чуть было не потеряла — «цельность, то есть единство материального и идеального во взгляде на смысл Бытия, с чем связаны важнейшие проблемы нравственности"684. Это «качество цельности» также сближает создателей усадебных музеев с «реалистическими» идеалистами своего времени.

Многочисленные примеры проявления на практике этой «цельности» приведены выше. Ещё до 1917 года целостный подход в сохранении культурного наследия прошлого зачастую приводил к отождествлению понятий «усадебности» и «музейности» и к осознанию необходимости создания новых усадебных музеев. В качестве примера отметим созданную в 1902 году для проведения в Ярославле Некрасовских дней Некрасовскую комиссию, во главе которой стоял С.А. Мусин-Пушкин. Эта комиссия «помимо самых различных направлений в своей работе, уделяла большое внимание такому направлению, как создание Некрасовского музея» на основе особого «усадебного подхода"685.

Память об усадебных музеях и их создателях нужна не только для того, чтобы воссоздать изначальную преемственность в тех исторических местах, где жили и творили выдающиеся деятели музейного дела, созидавшие культурные центры, и не только для того, чтобы давать всё новый материал для интересных и ценных в научном отношении диссертаций. Эта память нужна для воспитания будущих музейных хранителей и, что очень важно для поднятия социального статуса музея, — музейных благотворителей. Академик Б. В. Раушенбах об этом высказался так: «Как они нужны, отдельные люди, одарённые личности, которые имели бы деньги и могли сами делать вывод, что хорошо, что плохо"687. Именно такими — компетентными и щедрыми-были в прошлом деятели музейного дела в российских усадьбах. Созданные ими усадебные музеи выявили ценнейший опыт национального самосознания и остались в культуре России высоко гуманистическим посланием к Человеку.

684 Вагнер Г. К. Духовной жаждою томим // Наше наследие. — Вып. V (17). — М., 1990. — С. 3.

Смирнов С.В. К предыстории создания музея Н. А. Некрасова в Ярославле // Музеи Верхней Волги: Проблемы, исследования, публикации / Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха». — Ярославль: Лия, 1997. — С. 258−259.

См., например: Спрингис Е. Э. Владелец-заказчик и формирование усадебного комплекса в конце XVIIIначале XIX в.: По материалам усадебного строительства графа Н. П. Шереметева. — Автореф. дис. канд. ист. наук: 24.00.03. — М., 1999; Анистратенко Е. Ю. Пензенские дворянские усадьбы XVIII—XIX вв. как явление национального культурного наследия. — Автореф. дис. канд. филос. наук: 24.00.01. — Саранск, 2002; Еремина О. И. Культура повседневности загородной дворянской усадьбы второй половины XIXначала XX в. — Автореф. дис. канд. ист. наук: 24.00.03 / Рос. гос. гуманитар, ун-т. — М., 2002; Попова М. С. Русская дворянская усадьба в контексте ментальности отечественной культуры: На примере усадьбы Архангельское. -Авторе^. дис. канд. культур, наук: 24.00.01. — М., 2004.

Раушенбах Б. В. Учиться жить на земле // Наше наследие. — Вып. V (17). — М., 1990. — С. 35.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. Усадьба Андреевское и её владельцы в XVII- начале XX в. Рыбинск, 2005. — 76 с.
  2. Е.Ю. Пензенские дворянские усадьбы XVIII XIX вв. как явление национального культурного наследия. — Автореф. дис.. канд. филос. наук: 24.00.01. — Саранск, 2002. — 24 с.
  3. Э.А., Голиков ЮЛ. Принцесса Е. М. Ольденбургская и Н.К.Рерих в Императорском Обществе поощрения художеств // Рериховское наследие: Труды конференции. Т. II. — СПб.- Вышний Волочёк, 2005. — С. 288−294.
  4. И. Ф. Кипарисовый ларец. М.: Книга и бизнес, 1992. — 368 с.
  5. АнучинД.Н. О поездке в Бологое в 1885 году II Древности-. Труды Московского археологического общества. Т. XI. — Вып. 2. — М., 1886. — С. 61−68.
  6. Н.А. История Удомельского района. Ч. II: 1900−1917 годы. — Тверь: Верхневолжская ассоциация периодической печати, 1995. — 178 с.
  7. И.В. Бологое 500 лет. Ржев, 1995. — 15 с.
  8. И.В., Иванов М. А., Полякова Л. А. Бологое на Валдае. Бологое, 2005.-135 с.
  9. Бай Ж., де. Остафьево. Воспоминания о поездке / Пер. с фр. Е. Э. Ляминой, предисл. и комм. Л. М. Карнишиной // Остафьевский сборник. Вып. 8. — Остафьево, 2002. — С. 69−100.
  10. Л.П. Музей в Акшуате // Памятники Отечества: Иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. № 42 (7/8). — Ч. 2. — М., 1998. — С. 92−98.
  11. В. Родословие князей Стародубских и происхождение князей Путятиных (по материалам синодика князей Микитиничей-Головчинских) // Генеалогический вестник. № 2. — СПб., 2001. — С. 30−34.
  12. Белая Россия. Нью-Йорк: издание Главного управления Зарубежного Союза Русских Военных Инвалидов, 1937. — 128 с.
  13. П.Ф., Князева В. П. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1973. — 256 с.
  14. А. Замужество в провинциальной дворянской культуре конца XVIII первой половины XIX века // Женские и тендерные исследования в Тверском государственном университете. — Тверь, 2000. — С. 21−31.
  15. ЕМ. Абрамцево. М.: Советская Россия, 1981. — 266 с.
  16. А.П. Андрей Тимофеевич Болотов выдающейся деятель науки и культуры. — М.: Наука, 1988. — 320 с.
  17. Н.В. Семья Рерихов в гимназии К.И. Мая. СПб.: Наука, 2006.276 с. — (Серия «Щедрый дар». — Вып. И).
  18. Большая энциклопедия: Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / Под ред. С. Н. Южакова. СПб.: Просвещение, 1901. — Т. 3. — 796 с.
  19. А.А., Мельников В. Л. Рерих и университет.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та- Вышний Волочёк: Изд-во «Ирида-прос», 2002. Приложение к «Петербургскому Рериховскому сборнику». — Вып. III. — 100 с.
  20. Ф.И., Путятин П. А., кн. Взгляд на Новгородские древности // Известия ИР АО. Т. VIII. — Вып. 1. — СПб., 1877. — Стлб. 516−521. — Отд. отт.: СПб.: тип. Имп. Академии наук, 1877. — 8 с.
  21. Ю.Ю. С.С. Митусов и «Мир искусства» // Петербургский Рери-ховский сборник. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — № 4. — С. 458−476/
  22. Г. К. Духовной жаждою томим// Наше наследие. Вып. V (17). -М., 1990.-С. 1−4.
  23. А.П., Горохов В. А. Русские сады и парки. М.: Наука, 1988. — 416 с.
  24. Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.: Искусство, 1986. — 382 с.
  25. ПЛ., фон. Родословия Русского дворянства. Дворяне и графы Путятины. СПб.: типография Э. Гоппе, 1895. — 19 с.
  26. А.Н. Памятники деревянного церковного зодчества в епархиях: Новгородской, Тверской, Ярославской, Иркутской и Красноярской XVII и XVIII вв. (с 36 таблицами) // Записки ИР АО. Т. VI. — Н. с. — СПб., 1893. — С. 289−296.
  27. А.Н. Палеографическая коллекция князя П.А.Путятина// Памятники древней письменности. Т. 1. — М., 1878−1879. — С. 216−229.
  28. .М., Кисловский Л. Д. Археоастрономия и история культуры.-М., 1989.-64 с.
  29. С.С. К вопросу создания Мусин-Пушкинского центра «Слова о полку Игореве» // Рериховское наследие: Труды конференции. Т. II. — СПб.- Вышний Волочёк, 2005. — С. 215−220.
  30. B.C. О крестьянском искусстве: Избр. труды М.: Советский художник, 1972. — 350 с.
  31. Н.Н., барон. Алексей Гаврилович Венецианов в частных собраниях. СПб.: Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, 1911.-31 с.-20 ил.
  32. Н.Н., барон. Выставка работ Венецианова в музее Александра III // Старые годы. СПб. — 1911. — Апрель — С. 58−60.
  33. Н.Н., барон. Старые усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры. СПб.: Журнал «Нева», ИТД «Летний сад», 1999. — 320 с.
  34. Временные правила Бологовской биологической станции С.-Петербургского общества естествоиспытателей. Утверждены 10 мая 1898 г. / Отд. отт. из т. 29, вып. 1 «Трудов С.-Петербургского общества естествоиспытателей». — СПб., 1899. — 3 с.
  35. В.Н. Остафьево «Русский Парнас» (О реставрации усадьбы и развитии музея)// Русская усадьба: Сборник ОИРУ. — Вып. 6 (22). — М.: Жираф, 2000. — С. 396−406.
  36. МЛ. Из истории российского предпринимательства: Династия Сол-датенковых. М.: ИНИОН, 1992. — 31 с.
  37. С.С. У Лукоморья: Рассказы хранителя Пушкинского заповедника. Л.: Лениздат, 1986. — 493 с.
  38. А.Г. Петербург книжный петровской поры // Университетская книга. № 6 (79). — М., 2003. — С. 34−39.
  39. С.В. Усадьба как образ жизни // Тверская усадебная культура: Материалы региональной науч.-практ. конф. в Твери 1−2 октября 2004 г. Тверь: Славянский мир, 2004. — С. 42−47.
  40. О.Д. В.В. Стасов. СПб.: РНБ, 1995. — 184 с.
  41. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII—XX вв.ека: Каталог в 15 томах. Т. 1. — XVIII век. — 206 с.
  42. ГрамолинаН.Н., Е. Е. Каштанова. Поленово: Путеводитель. Поленово, 2005. -128 с.
  43. А.А. Священные земли Озёрного края. СПб., 2001. — 285 с.
  44. Э. История мира/ Пер. с франц. Л.Шейниса.- СПб.: Издание Ф. Павленкова, 1900. 296 с.
  45. Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI—XX вв.: Исторические очерки / Отв. ред. Л. В. Иванова. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 784 с.
  46. Дворянские роды Российской империи.- Т. I: Князья.- СПб.: Вести, 1993.-342 с.
  47. И.В. Музееведение. Исторические и краеведческие музеи: Краткий курс лекций / Под ред. В. Н. Седых. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 411 с.
  48. Ежегодник Русского Антропологического Общества при Императорском С.-Петербургском Университете / Под ред. С. И. Руденко. СПб., 1913. — 282 с.
  49. О.И. Культура повседневности загородной дворянской усадьбы второй половины XIX- начала XX в. Автореф. дис. канд. ист. наук: 24.00.03/ Рос. гос. гуманитар, ун-т. — М., 2002. — 24 с.
  50. Жизнь в усадьбе. М., 2006. — № 1 (12). — 96 с.
  51. Л.С. Талашкино: Очерк-путеводитель. М.: Изобразительное искусство, 1989. 205 с.
  52. Л.С. Княгиня Мария Тенишева.- Смоленск: Полиграмма, 1994. 320 с.
  53. Н.И. Усадебный ландшафт. Комплексные методы сохранения // Русская усадьба: Сборник ОИРУ. Вып. 10 (26). — М.: Жираф, 2004. — С. 77−100.
  54. С.Н. Миниатюрные кремнёвые скульптуры в неолите СевероВосточной Европы // Советская археология. М.- JI., 1948. — № 10. — С. 85−123.
  55. Земельный инвентарь Валдайского уезда / Статистическое отделение Новгородской губернской земской управы. Новгород: губернская типография, 1902. -3+XLII+12+56+456 с.
  56. МЛ. Неолит бассейна реки Меты. М.: Наука, 1981. — 205 с.
  57. Знаменитые универсанты: Очерки о питомцах Санкт-Петербургского университета. Т. I. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2002. — 528 с.
  58. Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. М.: тип. М. Г. Волчанинова, 1892. -Ч. 1. — Т. 3. -XXIV+514+166 с.
  59. М.А. Краеведческий материал по истории г. Бологое (в помощь преподавателям). Бологое, 1992. -71 с.
  60. М.А. Родословная Елены Ивановны Рерих // Утренняя Звезда. М.: МЦР и др., 1994−1997. — № 2/3. — С. 362−375.
  61. М.А. Бологое на Валдае. Бологое, 1995. — 134 с.
  62. М.А. На родине предков Елены Рерих: озеро Пирос и Рютинская волость// Петербургский Рериховский сборник, СПб.: Изд-во Буковского, 1998. — № 1. — С. 119−128.f
  63. М.А. Зятья князя П.А. Путятина // Рершовское наследие: Труды конференции. Том II. — СПб. — Вышний Волочёк, 2005. — С. 351−356.
  64. М.В. Историко-этнографический музей в усадьбе Талашкино // Русская усадьба: Сборник ОИРУ. Вып. 9 (25). — М.: Жираф, 2003. — С. 381−388.
  65. Н.И. Формирование этнографических коллекций в региональных музеях Северо-Запада Европейской России (середина XIX 80-е годы XX в.): Автореф. дис.. канд. йстор. наук. — СПб., 1997. — 26 с.
  66. С.Н. История культурологических теорий. 2-е изд., доп. и пе-рераб. — СПб.: Питер, 2005. — 474 с.
  67. Императорское Московское Археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования: 1864−1914 Т. II. — М., 1915. — 447 с.
  68. Исторические кладбища Петербурга / Сост. А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. -СПб.: Изд-во Чернышёва, 1993. 640 с.
  69. М. С. Основные направления в современной философии и культурологии// Культурологическое образование. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-С. 291−295.
  70. Н.В. О работах слушателей Института в архивах и осмотре памятников древностей в 1879 году// Сборник Археологического Института. Кн. 3. -СПб., 1880.-С. 42−53.
  71. А.И. История русской музыки. Т. II: Вторая половина XIX века. — Кн. 2: Н.А. Римский-Корсаков. — М.: Музыка, 1979. — 279 с.
  72. Н.М. История государства Российского. Репринтное воспроизведение издания 1842−1844 гг. в трёх книгах с приложением. — Кн. 4: Приложение. -Сопроводительные статьи. — М.: Книга, 1988. — 592 с.
  73. JI.M. Возвращаясь к напечатанному: барон Жозеф де Бай- Из воспоминаний// Остафьевский сборник. Вып. 9. — Остафьево, 2004, — С. 29−38- 119−121.
  74. Каталог выставки картин, этюдов и рисунков Н. К. Рериха / Открытие состоялось 1 марта 1903 года. СПб.: Современное искусство, 1903. — 4 с. — 145 произведений.
  75. Каталог собрания древностей графа Алексея Сергеевича Уварова. -Отд. IV-VI. М., 1907. — Отд. VIII-XI. — М&bdquo- 1908.
  76. М.Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри в первое десятилетие Советской власти. М.: Луч, 2001. — 165 с.
  77. К.А. Юрино. Усадебно-архитектурный памятник. Йошкар-Ола, 1995. — 68 с.
  78. А.И. Культурология. М.: Академический проект, 2000. — 671 с.
  79. Н.Н. Нерчинск // Памятники Отечества: Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры'. М., 1984. — № 1 (9).
  80. Краткий каталог Музея Императорского Русского Археологического Общества / Составил А. Спицын, действительный член Общества, хранитель Музея. -СПб.: типография М-А. Александрова, 1908. 52 с.
  81. В.В. Музеефикация усадеб: проблемы и перспективы // Тверская усадебная культура: Материалы региональной науч.-практ. конф. в Твери 1−2 октября 2004 г. Тверь: Славянский мир, 2004. — С. 68−71.
  82. Ладога и истоки Российской государственности и культуры / Отв. ред. А. Н. Кирпичников. СПб.: Вести, 2003. — 384 с.
  83. В.Е. Космографическое панно из «колодца» Ляско (созвездия эклиптики и экватора в образах искусства древнекаменного века) // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 1997. — № 3. — С. 58−70.
  84. В.Е. Заря астрологии: Зодиак троглодитов, Луна, Солнце и «блуждающие звёзды». -'Новосибирск, 1999. 320 с.
  85. Н.А. Родники Припиросья. Тверь: Русская провинция, 2000. -160 с.
  86. О.С. Дворец купца Бутина: история и современность. Нерчинск, 2001. — Рукопись // Архив Нерчинского краеведческого музея им. М. Д. Бутина.
  87. Д.С. Прошлое будущему: Статьи и очерки. — М.: Наука, 1985. -576 с.
  88. Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Согласие- ОАО «Типография „Новости“», 1998. -469 с.
  89. OA. Художественные рамы в России и за рубежом. К проблеме сохранения наследия // Антикварное обозрение. № 1 (18). — СПб., 2006. — С. 56−57.
  90. А.В., Шумков А. А. Князья Путятины// Дворянский календарь. Тетрадь 2. — СПб., 1997. — С. 76−84.
  91. С.В., ХасаиновМ.Ж. Время собирать камни. Концепция и опыт социального партнёрства на примере работы фонда поддержки образования. Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2000. — 72 с.
  92. В.Л. Памятник. К 150-летию Н.А. Римского-Корсакова и 120-летию Н. К. Рериха. // Музыкальная Академия. М., 1994. — № 2. — С. 164−169.
  93. В.JI. О наследии Н.К. Рериха в Институте Истории Материальной Культуры РАН // Левша. Нижний Новгород, 1998. — Январь. — № 1 (9). — С. 3. -Февраль.-№ 2(10).-С. 2−3.
  94. В.Л. Н.К. Рерих и Вышневолоцкий край // Вышневолоцкий исто-рико-краеведческий альманах (ВИКА). № 3. — Вышний Волочёк, 1999. — С. 2143.
  95. В.Л. Н.К.Рерих и Ф. К. Волков. Из истории Санкт-Петербургской палеоэтнологической школы // Рериховские Чтения. 1997 год: Материалы конференции. Новосибирск: СибРО, 2000. — С. 317−341.
  96. В.Л. Князь П.А.Путятин и его бологовская усадьба, СПб.- Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2000. — 72 с.
  97. В.Л. Н.К. Рерих и князь П. А. Путятин // Н.К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Одесса: Астропринт, 2001. — С. 6−32.
  98. В.Л. Римский-Корсаков и Рерих: пушкинские реминисценции// Петербургский Рериховский сборник. СПб., 2001. — № 4. — С. 140−161.
  99. В.Л. Предания Северо-Запада в научном архиве Н.К. Рериха // Рери-ховское наследие: Труды I Международной научно-практической конференции. Т. I. -СПб., 2002.-С. 426433.
  100. В.Л. Вклад князя П.А. Путятина в археологию и этнографию (к постановке вопроса) // Интеграция археологических и этнографических исследований: Сб. научных трудов. Омск, 2003. — С. 12−17.
  101. В.Л. Частные усадебные музеи конца XIX начала XX века на примере музея князя П.А. Путятина в Бологом: к постановке проблемы // Триумф музея? — СПб.: Осипов, 2005. — С. 432155.
  102. В.Л. Герои Культуры // Пакт Рериха: 70 лет. Материалы Международной научно-практической конференции 15 апреля 2005 г. в Санкт-Петербургском Доме юриста. — СПб.: Рериховский центр СПбГУ, 2005. — С. 96−105.
  103. Л.С. О прожитом и судьбах близких: I. Воспоминания. СПб.: Рериховский центр СПбГУ- Вышний Волочёк: Изд-во «Ирида-прос», 2004 / Отв. ред. акад. Б. С. Соколов. — 384 с. — (Серия «Щедрый дар». — Вып. I).
  104. С.С. Автобиография// Утренняя Звезда. М.: МЦР и др., 1994— 1997.-№ 2/3.-С. 343−344.
  105. Морской сборник. СПб., 1854. -№ 9ц. — 1855. -№ 6−9.
  106. Музей и, художник. М.: ГЦМСИР, 2002. — 120 с.
  107. Музей Русского искусства при Школе Императорского Общества Поощрения Художеств: Каталог. -Пг., 1916. 16 с.
  108. Музейная коммуникация: Материалы научно-практ. конф., состоявшейся в Самаре 24−28 сентября 2002 г. М.: ГЦМСИР, 2002. — 295 с.
  109. О. Коллекции семьи Хитрово // Наше наследие. Вып. VI (18). -М., 1990.-С. 41−46.
  110. Незабвенной памяти графа Алексея Сергеевича Уварова. Речи, прочитанные в соединённом заседании учёных обществ 28 февраля 1885 г. М., 1885. — 78 с.
  111. НемковскаяИ.Я. Моя жизнь и память о Путятиных// Я иду по Миллионной. Вып. 5: УЛица, дома, люди, события. — СПб.: Издательство Гороховского, 2005. — С. 54−57.
  112. Неолит Северной Евразии/ Отв. ред. С. В. Ошибкина. М.: Наука, 1996. -377 с.
  113. А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России. М.: Вече, 2001. — 416 с.
  114. Николай Рерих и другие. Художники XIX XXI веков в собрании Музея-института семьи Рерихов: Каталог/ Составители Ю. Ю. Будникова и В. Л. Мельников. — СПб., 2005. — 41 с.
  115. НиконоваА.А. Загадка музейного предмета// Вестник Санкт-Петербург-екого университета. Серия 6: Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. — Вып. 1. — СПб. — Март 2006. — С. 11−18.
  116. Н.К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры: Сб. статей по материалам Международной научно-практической конференции. Одесса: Астро-принт, 2001.-244 с.
  117. К.И. Проект карты «Держава Рерихов» // Матерь Агни Йоги: Материалы конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Е. И. Рерих. Новосибирск, 1989. -С. 77−89.
  118. Основания регионалистики: Формирование и эволюция историко-культурных зон Европейской России / В. А. Булкин, А. С. Герд, Г. С. Лебедев, В.Н. Седых- Под ред. А. С. Герда, Г. С. Лебедева. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999. — 392 с.
  119. Основы музееведения / Отв. ред. Э. А. Шулепова. М., 2005. — 504 с.
  120. Отечественные записки. СПб. — № 7 — 1872- № 7 — 1881- № 9 — 1882.
  121. П.И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах Вып. 1 / Сост. П. Е. Вайдман и Г. И. Белонович. — М.: ИИФ «Мир и культура», 1995. — 208 с.
  122. Пакт Рериха: 70 лет. Материалы Международной научно-практической конференции 15 апреля 2005 года в Санкт-Петербургском Доме юриста. — СПб.: Ре-риховский центр СПбГУ и др., 2005. — 396 с.
  123. Палеографические снимки с греческщ: и славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки VI—XVII вв.еков / Изд. Савва, епископ Можайский. -СПб.: тип. В. Готье, 1863. 2+IV+47+62 с.
  124. Памяти графа А. С. Уварова. Речи, произнесённые С. М. Шпилевским, П. Д. Шестаковым и Д. А. Корсаковым на заседании Казанского общества археологии, истории и этнографии 17 января 1885 года. Казань, 1885. — 101 с.
  125. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Василеостровский район / Под. ред. Б. М. Кирикова. СПб.: Коло, 2005. — 688 с.
  126. Памятники истории и культуры Новгородской области: Каталог. Великий Новгород: Типография «Новгород», 1999. — 560 с.
  127. Памятники культуры. Новые открытия. 1992 / Сост. Т. Б. Князевская. М.: Наука, 1993.-480 с.
  128. Памятники Отечества: «Мураново» / Сост. Т. А. Князева, Е. А. Потапова. -М., 2003.-№ 58.- 160 с.
  129. Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. СПб.: Художник РСФСР, 1991.-191 с.
  130. Петербургский Рериховский сборник. СПб.: Изд-во Буковского, 1998. -№ 1. — 484 е.- Самара: Агни, 1999. — № 2−3. — 800 е.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.-№ 4.-745 с.
  131. Е.Н. Павел Свиньин и его «Русский музеум»// Страницы истории отечественного искусства: XVIII первая половина XIX века. — Вып. IV. — СПб.: ГРМ, 1999.-С. 183−199.
  132. Петряев Е. Д, Нерчинск. Очерки культуры прошлого. Чита, 1959. — 124 с.
  133. М.Б. Философия музейного дела// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. — Вып. 1. — СПб. — Март 2006. — С. 7−10.
  134. ПодушковД.Л. Григорий Васильевич Сорока- творческий символ Удомельской земли. 180 лет со дня рождения // Удомельская старина. Удомля, 2003. -Сентябрь.-№ 33.-С. 1−2.
  135. Г. А. Рассказы о музыке. М.: Молодая гвардия, 1975. — 190 с.
  136. В.Д., Поленова Е. Д. Хроника семьи художника. М.: Искусство, 1964.-838 с.
  137. В.П. Муранский могильник.М., 1896. 42 с.
  138. В.Н. Археологическая карта Симбирской губернии. Симбирск, 1900.-73 с.
  139. В.Н. Двадцатипятилетие Акшуатского лесоразведения в Симбирской губернии.(1883−1908): Опыт лесоводственного отчёта. Симбирск, 1908. — 23 с.
  140. С.С. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского. Киев, 1984. — 128 с.
  141. Н., Фролов А. Русские коллекционеры: Опыт биографического словаря//Памятники Отечества. 1993. -№ 1−2 (29). — С. 111−161.
  142. М.А. Поречье: страницы истории// Русская усадьба: Сборник ОИРУ.-Вып. 1 (17). -М.: Жираф, 1994.-С. 109−113.
  143. М. С. Русская дворянская усадьба в контексте ментальности отечественной культуры: На примере усадьбы Архангельское. Автореф. дис. канд. культур, наук: 24.0'0.01. — М., 2004. — 24 с.
  144. Проблемы теории, истории и методики музейной работы (Музей наследие- время): Музейное дело. — Сб. научных трудов. — Вып. 27. — М.: ГЦМСИР, 2002.-351 с.
  145. A.M. Отечественные певцы: 1755−1917.- Ч. I. М.: Советский композитор, 1991. — 423 с.
  146. П.А. Из области Астрономической археологии. Изображения созвездия Большой Медведицы на каменной точилке каменного периода России. Закончено 19 марта 1886 г. — Автограф // РА ИИМК, ф. 3, № 557.
  147. П.А. Воспоминания и заметки: 1854−1881 / Отд. отт. из исторического журнала «Русская Старина» издания 1887−1888 гг. Село Бологое, Валдайского уезда, Новгородской губернии, 1888. — 66 с.
  148. А.С. Сочинения: В 8 томах / Ред. П. А. Ефремов. СПб.: А. С. Суворин, 1903−1905. — Т. 1. — 572 с. — Т. 2. — 570 с. — Т. 3. — 614 с. — Т. 4. — 662 с. — Т. 5. -670 с. — Т. 6. — 652 с. — Т. 7. — 692 с. — Т. 8. — 648 с.
  149. JI.B. Усадьба Завиваловка и её художественное собрание // Русская усадьба: Сборник ОИРУ. Вып. 10 (26). — М.: Жираф, 2004. — С. 366−398.
  150. РаушенбахБ:В. Учиться жить' на земле// Наше наследие. Вып. V (17). -М., 1990.-С. 31−36.
  151. Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 1993. — 168 с.
  152. Е.И. Письма: 1932−1955. Новосибирск: Вико, 1993. — 512 с.
  153. Н.К. Некоторые древности Шелрнской пятины и Бежецкого конца: Раскопки, произведённые в 1899 году по поручению ИРАО. СПб., 1899. — Отд. отт. из «Записок ИРАО», т. XI, вып. 1−2, с. 349−377. — 28 с.
  154. НК. Некоторые древности пятин Деревской и Бежецкой: Раскопки, произведённые в 1902 году по поручению ИРАО // ЗОРСА ИРАО. Т. V. — Вып. 1. -СПб., 1903. — С. 1413. — Табл. I-III. — Отд. вып.: СПб., 1903. — 30 с.
  155. Рерих Н. К Каменный век на озере Пирос. СПб., 1905, — Отд. отт. из «ЗОРСА ИРАО», т. VI, вып. 1, с. 160−169. — 13 с.
  156. Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Вие-да, 1992.-261 с.
  157. Н.К. Письма к А.Н. Бенуа. СПб!: Сердце, 1993. — 40 с.
  158. Рерих Н. К Листы дневника. В трёх томах. — Т. I — М.: МЦР и др., 1995. -672 с. — Т. II. — М.: МЦР и др., 1995. — 512 с. — Т. III (2-е изд.). — М.: МЦР и др., 2002. -672 с.
  159. Россия: Полное географическое описание нашего отечества/ Под общим руководством П.П. Семёнова-Тян-Шанского. СПб.: Изд. А. Ф. Девриева, 1900. -Т. 3: Озёрная область. — 456 с.
  160. М.П., Руденская С. Д. С лицейского порога.- Л.: Лениздат, 1984.-318 с.
  161. Русская дореволюционная и советская живопись в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь: Каталог в двух томах / Сост. Р.Г. Ва-дин и др. Т. 1: А — И. — Минск: Беларусь, 1995. — 446 с.
  162. Русская провинция. Культура XVIII—XX вв.еков: Сб. статей по материалам первой респ. науч. конф. по изуч. провинциальной культуры / Ред.-сост. В. Ю. Афиани и др.- Отв. ред. С. О. Шмидт. М.: РИК, 1993 — 133 с.
  163. Русская усадьба в истории Отечества. Ясная Поляна — Москва: Ясная Поляна, 1999.-222 с.
  164. Савельев А. Н Заметка о городках Райке и прочих// Сборник Археологического Института. Кн. 3. — СПб., 1880. — С. 53−54.
  165. Е.В. Василий Дмитриевич Поленов: Письма, дневники, воспоминания. М. — Л.: Искусство, 1950. — 520 с.
  166. Л.А. Коростынский погост// София.- Великий Новгород, 1997.-№ 4.-С. 12−15.
  167. Л.А. Дома, события, люди: Новгород. XVIII- начало XX в.-Великий Новгород: Кириллица- СПб.: Наука, 1999'. 252 с.
  168. Т.Е. Роль церковно-археологических музеев в культурной жизни России (вторая половина XIX- начало XXвека)// Триумф музея? СПб.: Осипов, 2005.-С. 404−421.
  169. Сказание о Вышневолоцком Казанском женском монастыре Тверской губернии/ Сост.: И. В. Пикуль, Н. С. Смирнова. СПб.: Православный фонд Валентина Пикуля, 1997.-224 с. ,
  170. Ф.Б. Вышний Волочёк- город на Древнем Волоке// Вышний Волочёк 2000: Справочник. Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2000. — С. 8−29.
  171. Ф.Б. Вышний Волочёк Санкт-Петербург: культурно-историческая общность // Рерихдвское наследие: Труды конференции. — Том II. — СПб. — Вышний Волочёк, 2005. — С. 382−391.
  172. .С. Краеведение у истоков российской культуры (Кое-что из размышлений геолога о своей «малой родине») // Вышневолоцкий историко-краеведчес-кий альманах (ВИКА). № 4. — Вышний Волочёк, 2001. — С. 3−12.
  173. .С. Записки с берегов Имоложья— СПб.: Рериховский центр СПбГУ- Вышний Волочёк: Изд-во «Ирида-прос», 2006. 264 с. — (Серия «Щедрый дар». — Вып. III).
  174. Состав Императорского Русского Археологического общества по 1 января 1897 года // Записки ИРАО. СПб., 1897. — Т. IX. — Вып. 1−2. — С. 1−12.
  175. Состав Императорского Русского Географического общества. СПб., 1913.-112 с.
  176. А.А. Бологовская стоянка каменного века // ЗОРСА ИРАО. Т. V. -Вып. 1. — СПб., 1903. — С. 239−247.
  177. А.А. Новые сведения о городищах Дьяковского типа// ЗОРСА ИРАО. Т. VII. — Вып. 1. — СПб., 1905. — С. 83−93.'
  178. А.А. Памяти князя П.А. Путятина. // Российский Исторический Журнал РАН. Кн. 7. — Пг.: Государственное издательство, 1921. — С. 247−249.
  179. Е.Э. Владелец-заказчик и формирование усадебного комплекса в конце XVIII- начале XIX в.: По материалам усадебного строительства графа Н. П. Шереметева. Автореф. дис. канд. ист. наук: 24.00.03. — М., 1999. — 24 с.
  180. В.В. Письма к родным (1895−1899). Т. 3. -Ч. 1. -М&bdquo- 1962.-418 с.
  181. Е.И. ".На Имоволозьском погосте" (из истории села и усадьбы Берёзка) // Тверская усадебная культура: Материалы региональной науч.-практ. конф. в Твери 1−2 октября 2004 г. Тверь: Славянский мир, 2004. — С. 96−108.
  182. В.В. «Эристов с Пушкиным, двое мальчишек.». Бологое, 1991. -21 с.
  183. В.В. Меж двух столиц. Стихотворения, графика, очерки. Новгород: Русская провинция, 1998. — 224 с.
  184. М.К. Впечатления моей жизни. Париж: Издание Русского исто-рико-генеалогического общества во Франции, 1933. — 505 с.
  185. М.К. Впечатления моей жизни. JL: Искусство, 1991. — 285 с.
  186. ТеребенинаР.Е. Автографы двух лицейских стихотворений Пушкина// Временник Пушкинской комиссии, 1974 / АН СССР JL: Наука, 1977. — С. 5−19.
  187. С.С. Некоторые проблемы интеграции научных дисциплин// Интеграция археологических и этнографических исследований: Сборник научных трудов /
  188. Под ред. А. Г. Селезнева, С. С. Тихонова, Н. А. Томилова. Нальчик- Омск: Издательство ОмГПУ, 2001. — С. 40^-2.
  189. ТихоноваД.Н. Михайловское и Ясная Поляна: первые государственные проекты музеефикации усадеб в России // Русская усадьба: Сборник ОИРУ. -Вып. 6 (22). М.: Жираф, 2000. — С. 390−395.
  190. М., гр. Святыни и древности Великого Новагорода. М.: Универгситетская типография, 1862. -4+264+23+5 с.
  191. СЛ. Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 года / Издано по рукописному сборнику русских дворянских гербов, принадлежащему Казанскому университету. СПб.: Сириус, 1912. — VIII+192 с.
  192. А. (Трубников А.А.) От Императорского музея к Блошиному рынку / Пер. с франц. Е. Н. Муравьёвой. М.: издание журнала «Наше наследие», 1999. — 192 с.
  193. Е.Н. Умозрение в красках. М.: Изд-во И. Д. Сытина, 1916. — 44 с.
  194. Труды Комиссии по производству химико-технических анализов древних бронз.-Т. I. Вып. 1.-СП6., 1882.-124 с.
  195. Труды Пресноводной биологической станции Императорского Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей. Т. I. — СПб., 1901. — 17 с.
  196. Труды V Археологического съезда в Тифлисе: 1881/ Под ред. графини П. С. Уваровой. М&bdquo- 1887. — CVII+411 с.
  197. Труды VI Археологического съезда в Одессе: 1884. Т. I. — Одесса, 1886. -LXXX+317 с.
  198. Труды VII Археологического съезда в Ярославле: 1887. Т. III. — М, 1892. -83+113+52 с.
  199. Труды IX Археологического съезда в Вильне: 1893./ Под ред. графини П. С. Уваровой и С. С. Слуцкого. Т. II. — М., 1897. — VII+328+126 с.
  200. С.С. Отчёт по обозрению Московского университета и гимназий (4 декабря 1832 г.)// Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Т. II. — Отделение 1-е. — Изд. 2-е. — СПб., 1875. — Стлб. 511.
  201. Усадебная культура Поволжья конца XVIII начала XX в. — Ульяновск: Ульяновский областной художественный музей, 2002. — 152 с.
  202. Утренняя Звезда: Научно-художествецный иллюстрированный альманах МЦР. -М.: МЦР, 1993. -№ 1. 1994−1997. -№ 2/3.
  203. А.Д. Владимир Сукачёв: Основатель первой в Сибири картинной галереи. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1990. — 344 с.
  204. В.Н. Дворянские роды, прославившие Отечество: Энциклопедия дворянских родов. Красноярск: Бонус- М.: Олма-пресс, 2003. — 464 с.
  205. Е.В. Российский дипломат А.С. Ионин (1837—1900) // Новая и новейшая история. М., 1992. — № 6. — С. 111−131.
  206. ФосдикЗ.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами: По страницам дневника 1922−1934 годов. М.: Сфера, 1998. — 800 с.
  207. ФроловА.Н Частные коллекции дворянских усадеб (вторая половина XIX начало XX в.) // Русская усадьба: Сборник ОИРУ. — Вып. 2 (18). — М.: Жираф, 1996.-С. 69−78.
  208. В.Ф. ".Где сердцу воля и сладкий плен!.": Ходасевич в Бологое/ Вступление и публикация В.В.Сычёва// Русская провинция. — Новгород, 1994,-№ 2.-С. 88−93.
  209. JI.A. Пушкин и Тверской край: Докум. очерки. М., Калинин: Московский рабочий, 1985. — 143 с.
  210. ЧигринскийМ.Ф. Иеромонах Алексий (Виноградов) в Оптиной Пустыни// Православие на Дальнем Востоке: Сб. статей к 275-летию Российской Духовной Миссии в Китае. СПб., 1993. — С. 54−62.
  211. П.С. Карамзин в Остафьеве: 1811—1911 / Репринтное воспроизведение издания 1911 г. М.: Новый Ключ, 2003. — 168 с.
  212. С.Д. Михайловское. М.: Синодальная типография, 1906. — 148 с.
  213. С.Д. Остафьево // Остафьевский сборник. Вып. 9. — Остафьево, 2004. — С. 122−130.
  214. Н.В. Отрывки воспоминаний современницы Е.И. Рерих, приблизительно от последних лет XIX столетия и первых лет XX столетия. Караганда: Дом инвалидов, 1955 II Архив МИСР, фонд МСССМ, копия.
  215. М.П. Тверской край музыка — Санкт-Петербург. — Тверь: Фактор, 2003. — 144 с.
  216. ШляхтинаЛ.М., Мастеница Е. Н. Музейно-педагогическая мысль в России. Исторические очерки / Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. -СПб., 2006.-272 с.
  217. С.О. Путь историка: Избранные труды по истории и источниковедению. М.: РГГУ, 1997. — 612 с.
  218. А.А. Род Голенищевых-Кутузовых. М.: ГИМ, 1995. — 8 с.
  219. И.В. Андрей Тимофеевич Болотов: Гармония мира и души.-М.: Андреевский флаг, 2003. 288 с.
  220. Энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб.: типолитография И. А. Ефрона, 1893. — Т. 16. — С. 479−958.
  221. ЭристоёД.А. Словарь исторический о святых угодниках православной российской церкви.- СПб.: тип. II Отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1835. 303 с. — То же. — Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб., 1862. — 260 с.
  222. Т.Ю. Музееведение. М.: Академический проект, 2003. — 560 с.
  223. Т.В. Василий Дмитриевич Поленов / Альбом репродукций. М.: Советский художник, 1965. — 19 с.
  224. А.А. Подмосковные прогулки. Подольск- Ивановское- Дуброви-цы Остафьево / Сост. Н. М. Карнишина. — М.: Глобус, 2005. — 60 с.
  225. В.В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания. -Т. И: 1898−1908. Л.: Музгиз, 1960. — 634 с.
  226. IN SITU: К 85-летию профессора А. Д. Столяра. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.-610 с.
  227. L’Anthropologie. Vol. XVI. — Paris, 1905. — Juillet — octobre. — 648 p.
  228. L’Astronomies Paris, 1885. — Fevrier. — 64 p.
  229. L’Homme Prehistorique. -№ 11.- Paris, 1905. Novembre. — 362 p.
  230. Melnikov V. Prince Poutiatine and the European Prehistoric Archaeology // 9th Annual Meeting European Association of Archaeologists. 10th — 14th September. -2003. — Final Programme and Abstracts. — SPb., 2003. — P. 42.
Заполнить форму текущей работой