Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль воспитательного пространства вуза в формировании гражданской позиции и политической культуры первокурсников в поликультурной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования показали, что современному многоэтническому и поликультурному обществу необходим гражданин, который может быть одновременно и патриотом, и критиком, способным на протест, на организованные усилия по противостоянию определенным решениям своего правительства и другим структурам правового государства в рамках принятого законодательства. Студенты должны не просто понять… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологический анализ проблемы формирования гражданской позиции и политической культуры студенческой молодежи в поликультурной среде
    • 1. 1. Значение «культуры межнационального взаимодействия» в структуре понятий «гражданская позиция» и «политическая культура»
    • 1. 2. Специфика влияния социальной среды на процесс формирования гражданской позиции и политической культуры молодежи
    • 1. 3. Диалогичность и толерантность как социокультурная основа процесса формирования гражданской позиции и политической культуры студентов в поликультурной среде
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА II. Характеристика процесса формирования гражданской позиции и политической культуры первокурсников в системе воспитательного пространства полиэтнического вуза
    • 2. 1. Воспитательное пространство полиэтнического вуза как модель гражданского общества и правового государства
    • 2. 2. Рефлексия как интегративный показатель процесса формирования гражданской позиции и политической культуры первокурсников
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментального исследования процесса формирования гражданской позиции и политической культуры первокурсников в поликультурной среде
  • ВЫВОДЫ

Роль воспитательного пространства вуза в формировании гражданской позиции и политической культуры первокурсников в поликультурной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное состояние гражданского общества в России далеко от идеального. Граждане демонстрируют низкую правовую и политическую культуру и слабое развитие культуры межнационального взаимодействия. Довольно большая часть правовых норм в России исполняется и соблюдается людьми вследствие знания о применении принуждения и исполнении государственных санкций. Подчинение социальным нормам под угрозой наказания не может считаться нормальным для цивилизованного, культурного общества. Кроме того, глубокий разрыв между потребностью в личностном становлении, желанием войти в диалогичный контакт со средой и состоянием ценностного вакуума, диссонанс между социально желаемым и реальным политическим сознанием в обществе мешает формированию зрелой гражданской позиции и политической культуры молодежи, создает предпосылки для тотальной социальной фрустрации молодого поколения, следствием которой является формирование нигилистических убеждений, максимализм, нетерпимость к другому мнению, усиление социально-стратовой, этноконфессиональной, региональной дезинтеграции. В частности, сегодняшний опыт развития этнических процессов во многих регионах нашей страны свидетельствует, что иногда приходится сталкиваться с националистическими проявлениями самосознания, предубеждениями, негативным и даже агрессивным отношением представителей тех или иных этнических общностей. По данным «АиФ» (№ 4, 2005), в России действует более 10 неонацистских организаций, не менее 50 тысяч «скинхедов». В остальном мире их около 70 тысяч человек. В этих условиях становится актуальной проблема вовлеченности молодежи в политическую жизнь, нерешенность которой делает непредсказуемым как их отношение к любым политическим инициативам, так и перспективу политического процесса в стране в целом.

Жизнь убедительно доказывает, что только образованное общество может оценить все преимущества демократии и, наоборот, з малообразованные, невежественные люди предпочитают авторитаризм и тоталитарную систему. В развитых странах на законодательном уровне регламентируется перечень должностей, которые могут занимать только лица с юридическим образованием либо люди, имеющие достаточно высокий уровень правовых знаний, что позволило им создать эффективную систему правового обеспечения всех сторон государственной и общественной жизни.

Как отметил Д. А. Медведев в своем выступлении на церемонии вступления в должность Президента России, «уважение к закону», «преодоление правового нигилизма», «осознание роли различных политических структур в становлении российской государственности», «сотрудничество разных конфессий, социальных групп и национальных культур» — являются важнейшими приоритетами государственной политики России [204].

Высокий уровень сформированности гражданской позиции и политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве — важное условие благополучия общества. Личность, не обладающая этими качествами, может стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект порабощения и манипулирования со стороны наиболее активных в политическом отношении сил. Многие политические партии и движения традиционно стремятся сделать молодежь своим союзником, поскольку представители этой социально-демографической группы часто выступают как наиболее политизированные и радикально настроенные члены общества.

Таким образом, перспектива развития гражданского общества в значительной степени связана с молодежью. Следовательно, гражданское образование и воспитание, повышение правовой и политической культурызадача общенациональная.

Именно в рамках учебных заведений проходит значительная часть политической и гражданской социализации личности [142:97]. Студенчество, как потенциальная, интеллектуальная элита общества, может стать 4 г эффективным средством процесса интеграции в обществе. Задача системы образования состоит и в том, чтобы достичь такого уровня сформированности гражданской позиции и политической культуры студентов, когда каждый соблюдал бы правовые нормы исключительно в силу внутренней потребности, собственных нравственных убеждений, а не под страхом принуждения. Они должны быть готовы к осознанному соблюдению законов, ответственному участию в выборах и референдумахпассивной форме позитивного политического поведения или проявлять предвыборную активность, участвовать в выборных органах власти, по мере рациональной необходимости участвовать в митингах и демонстрациях — активной форме позитивного политического поведения.

Можно констатировать, что сущностью процесса формирования гражданской позиции и политической культуры должна стать убежденность в ценностном потенциале права, правопорядка, правосознания, свободы, справедливости, гуманизма, совершенствования себя и мира, патриотизма, исторической памяти.

При этом, на наш взгляд, не в полной мере учитывается потенциал воспитательной среды вуза. Университетское воспитательное пространство является механизмом целевого и функционального назначения, погружающего личность в систему общественных отношений различного уровня. Такая позиция в нашей работе вытекает из исследований Е. В. Бондаревской, Б. С. Гершунского, О. В. Гукаленко, А. С. Мудрика, Д. Б. Эльконина и других ученых, где представлены сущностные характеристики субъективного воспитательного пространства как среды личностного саморазвития.

Сегодня, по нашему мнению, целью воспитательной работы со студенчеством высших учебных заведений должно являться формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделен всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества. Наиболее 5 целесообразно и эффективно такую работу следует проводить именно с первокурсниками, т.к. на этот возрастной период приходится важнейшие социальное «событие» в жизни человека — момент обретения гражданами политических прав.

Таким образом, формирование здоровой гражданской позиции и политической культуры является актуальнейшей потребностью российского общества и основным социальным заказом вузу. Однако в настоящее время в теории и практике гражданского образования в вузе выделяется ряд противоречий между:

— ценностями и нормами, которые провозглашает школа и вуз, и тем, что студенты видят в жизни. Это объясняется тем, что ценностные ориентации стихийно адаптируются в современных политических условиях. Наблюдения педагогов показали, что на сознание студентов особенно глубокое влияние оказывает усиливающаяся тенденция к глубокой социально-экономической дифференциации людей. От внимания молодых людей не ускользает тот факт, что политическая сфера жизни общества стала ареной безнравственности, беззакония и преступной деятельности;

— между объективными потребностями демократического общества в гражданах (по крайней мере их большинства), которые способны трезво, квалифицированно дать оценку положения дел в стране, оценить его реальное состояние и перспективы и отсутствием системы формирования у молодежи критического анализа политической и правовой реальности и выработки научно обоснованных взглядов;

— признанием воспитательного потенциала вуза и неразработанностью программно-дидактического обеспечения процесса формирования гражданской позиции и политической культуры молодежи, связанной с использованием взаимосвязи педагогики с другими науками, прежде всего правоведением, политологией, социологией.

Выявленные противоречия обусловили формулировку проблемы исследования, состоящей в определении педагогических условий 6 организации воспитательного пространства высшего учебного заведения с многонациональным составом студентов с целью формирования у них гражданской позиции и политической культуры в первый год обучения. Названная проблема конкретизирована в теме исследования: «Роль воспитательного пространства вуза в формировании гражданской и политической культуры первокурсников в поликультурной среде (позиции на примере Северо-Кавказского региона)».

Решение поставленной проблемы составляет цель исследования: выявить и охарактеризовать основные компоненты воспитательного пространства вуза, влияющие на процесс формирования гражданской позиции и политической культуры первокурсников, и экспериментально проверить эффективность их реализации.

Объект исследования: учебно-воспитательная работа со студентами в высшем учебном заведении.

Предмет исследования: процесс формирования гражданской позиции и политической культуры первокурсников в поликультурной среде вуза.

В ходе работы над диссертацией была выдвинута гипотеза: эффективность формирования гражданской позиции и политической культуры студентов-первокурсников в поликультурной образовательной среде обеспечивается комплексом педагогических условий:

— наличием четко сформулированных принципов, определяющих специфику организации воспитательного пространства вуза в поликультурной среде;

— разработанной системой психолого-педагогической диагностики уровня сформированности гражданской позиции и политической культуры первокурсников на основе выработанных критериев;

— внедренной моделью формирования гражданской позиции и политической культуры студентов, интегрирующей студенческое самоуправление, учебную и внеучебную, волонтерскую и общественную деятельность.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1) уточнить значение «культуры межнационального взаимодействия» в структуре понятий «гражданская позиция» и «политическая культура» на основе их многоаспектного анализа;

2) выявить специфику влияния социальной среды на процесс формирования гражданской позиции и политической культуры молодежи в новых социально-экономических условиях жизни общества;

3) проанализировать принципы диалогичности и толерантности как социокультурной основы процесса формирования гражданской позиции и политической культуры студентов в поликультурной среде;

4) охарактеризовать процесс формирования гражданской позиции и политической культуры первокурсников в системе воспитательного пространства поликультурного вуза;

5) разработать и экспериментально апробировать модель формирования гражданской позиции и политической культуры первокурсников в поликультурной среде на основе выделенных критериев и уровней их сформированности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

— теоретические: критический анализ научной литературы из области философии, социологии, педагогики, истории, юриспруденции, политологии, психологии, синтез положений различных наук для понимания сущности изучаемого предмета, методы абстрагирования и конкретизациимоделированиесистемный подход;

— эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, контент-анализ сочинений студентов, педагогический эксперимент;

— методы статистического анализа результатов эксперимента.

Методологическую основу исследования составили:

— аксиологический, личностно-деятельностный подходы развития личности в условиях образовательного процесса- 8.

— признание философского и гносеологического плюрализма принципом теоретического обоснования педагогических проблем в системе гуманитарного знания;

— учение о ценности, своеобразии и самобытности культур, культурных традиций разных народов;

— положение о приоритетности формирования общественного сознания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, нравственной культуры межнациональных отношений в целях совершенствования всех сторон жизнедеятельности многонационального коллектива и общества.

Диссертационное исследование выполнено на основе системного и антропологического подходов, общих положений логики, теории познания.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, в которых раскрыты: гуманизм как методологическая основа модернизации российского образования (М.Н. Берулава, И. Б, Котова, В. В. Макаев, Е. Н. Шиянов, Е.Г. Ямбург) — общечеловеческие ценности как основа современного образования (Б.Т. Лихачев, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, Н.С. Розов) — воспитание гражданина, человека культуры и нравственности (Е.В. Бондаревская, Б. З. Вульфов, Т. Г. Стефаненко и др.) — инновационные подходы к разработке теории формирования личности в поликультурной среде (В.П. Борисенков, JT.H. Гончаров, Н. Д. Никандров и др.) — идеи воспитания гражданственности А. С. Гаязова, В. А. Голованова, A.M. Бабаева, B.C. Олейникова и др.- положения современной политологии (Д.В. Ольшанский, А. П. Садохин, А. С. Тургаев, Е. Б. Шестопал и др.) и политической психологии (А.И. Юрьев, Л.Я. Гозман) — основы социальной коммуникации (Т.М. Дридзе, Э. А. Орлова, В. Журавлев) — технология развития критического мышления (Кертис С. Мерелит, Дженни Л. Стил, Ч. Темпл и др.) — концепция организации коллективной мыследеятельности и проблемы обучения рефлексии (С.И.Котельников, Г. П. Щедровицкий, А.А. Яковлев) — идея С. Френе о взаимосвязи нравственного и гражданского воспитания.

Теоретическими предпосылками исследования служили также работы, посвященные этнорегиональной направленности образования (B.C. Кукушкин, Л. Д. Столяренко, JI.JI. Супрунова, Т. Г. Стефаненко, И. А. Шоров, К. Б. Семенов и др.) — социализации личности (Б.З. Вульфов, В. Н. Гуров, А. В. Мудрик, В. А. Сухомлинский и др.) — развитию идей поликультурного и культуросообразного образования (И.В. Бестужев-Лада, М. Н. Кузьмин, З. А. Малькова, Л.Л. Супрунова) — педагогике диалога (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Б.М. Бим-Бад и др.) — педагогике творчества (Ю.П. Азаров, Т. А. Барышева, А. Ф. Никитин и др.) — воспитанию толерантности (Р.Г. Апресян, А. Г. Асмолов, Р. Бетти, Б. С. Гершунский, И. Г. Дубов, Н. Я. Макарова, В. И. Новикова, А. А. Погодин, Б. А. Тахохов, В. В. Шалин и ДР-).

Опытно-экспериментальная база. Всего исследованием было охвачено 365 студентов первого курса ГОУ ВПО «Пятигорский государственный технологический университет», среди которых были представители: а) однонациональных семей: русские — 52%- армяне — 24%- осетины — 4%, карачаевцы — 3,3%- греки — 3%- чеченцы — 3%- балкарцы — 2%, азербайджанцы — 1%- грузины — 1%- даргинцы — 1%- кумыки — 0,6%- лакцы -0,2%- ногайцы — 0,4%- украинцы — 0,4%- б) студенты из разнонациональных семей: русско-украинские -2,6%- русско-армянские — 0,4%- русско-татарские -0,1%- русско-осетинские — 0,6%- русско-казахские — 0,2%- грузинско-греческие — 0,2%. Студенты специальностей «государственное и муниципальное управление», «экономика и управление на предприятии», «менеджмент организации» вошли в контрольную группу (174 человека), а студенты специальностей «управление персоналом», «маркетинг», «социально-культурный сервис и туризм» — в экспериментальную (191 человек).

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2005;2008 гг. в три этапа. На первом этапе (2005;2006) в ходе изучения литературы по данной проблеме выявлялись условия формирования.

10 гражданской позиции и политической культуры первокурсников в поликультурной среде вузаформулировались цель, задачи и гипотеза исследования. На втором этапе (2006;2007) осуществлялась проверка и корректировка выдвинутой рабочей гипотезы, разрабатывалось методологическое обоснование исследования, проводился педагогический эксперимент. На третьем этапе (2007;2008) осуществлялась оценка эффективности проделанной работы, систематизировался собранный материал, делались выводы и обобщения, результаты оформлялись в виде текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе на основе сложившихся в современной педагогике принципов диалогичности и толерантности разработана модель процесса формирования гражданской позиции и политической культуры первокурсников в поликультурной среде вуза. Уточнено значение «культуры межнационального взаимодействия» в структуре понятий «гражданская позиция» и «политическая культура». На основе междисциплинарного подхода определены основные компоненты воспитательного пространства вуза как модели гражданского общества и правового государства: 1) использование нравственно-воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин и системы факультативных учебных курсов- 2) организация на всех уровнях мероприятий, мотивирующих, активизирующих усилия молодых людей в позитивном направлении для создания у каждого студента стремления к личным достижениям на благо всей страны- 3) развитие студенческого самоуправления- 4) участие в волонтерском движении- 5) мониторинг гражданской позиции и сформированности политической культуры студентов. Разработан и экспериментально проверен системообразующий спецкурс «Человек в гражданском обществе», интегрирующий все компоненты воспитательного пространства вуза. Показана роль обучения рефлексии как основы развития критического мышления первокурсников в процессе формирования у них гражданской позиции и политической культуры через групповые интерактивные методы работы. Выявлены критерии и уровни сформированности гражданской позиции и политической культуры первокурсников в поликультурной среде вуза.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в описании воспитательного пространства вуза как модели реализации конкретных целей и задач, комплекса форм и методов формирования гражданской позиции и политической культуры первокурсниковуточнении роли «культуры межнационального взаимодействия» в структуре понятий «гражданская позиция», «политическая культура" — обосновании системы методов формирования гражданской позиции и политической культуре в поликультурной среде на основе рефлексиив разработке теоретико-методологических подходов к выявлению критериев уровня сформированности гражданской позиции и политической культуры у первокурсников. Результаты исследования включают идеи и положения, которые углубляют знания и представления о сущности воспитательного пространства вуза, раскрывают условия его эффективной организации как модели гражданского общества и правового государства.

Практическая значимость исследования. В диссертации представлены конкретные рекомендации по повышению эффективности педагогической деятельности, направленной на формирование гражданской позиции и политической культуры в этнически разнообразном окружении у студентов-первокурсников. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при организации воспитательной работы со студентами, при изучении раздела социальной педагогики, при чтении лекций студентам учреждений высшего и среднего профессионального образованияв институтах повышения квалификации работников образованияпри разработке воспитательных систем образовательных учреждений.

Достоверность результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, их соответствием поставленной проблеме;

12 образованияв институтах повышения квалификации работников образованияпри разработке воспитательных систем образовательных учреждений.

Достоверность результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, их соответствием поставленной проблемеиспользованием методов, соответствующих задачам работы и специфике отдельных этапов исследованияконцептуальной целостностью исследованияцеленаправленным анализом реальной педагогической практики, подтвержденной результатами исследования и репрезентативностью выборки испытуемых.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование гражданской позиции и политической культуры личности являются результатом гражданского образования, в содержании которого можно выделить три основных уровня: формально-правовоеэмоционально-ценностноедеятельностно-практическое.

2. Проектирование педагогических систем и процессов по формированию гражданской позиции и политической культуры студентов в пол и культурной среде могут быть успешными при признании важнейшей роли культуры «культуры межнационального взаимодействия» в структуре рассматриваемого процесса.

3. При организации учебно-воспитательной работы по формированию гражданской позиции и политической культуры личности следует принимать во внимание, что на нее оказывает влияние не только учебное заведение, но и государство, политические партии и движения, религия, общественные организации, средства массовой информации, семья, особую роль играют некоммерческие организации;

4. Принципы диалогичности и толерантности необходимо рассматривать как социокультурную основу процесса формирования гражданской позиции и политической культуры студентов в поликультурной среде вуза. и" интегрирующий все компоненты воспитательного пространства вуза как модели гражданского общества и правового государства: 1) использование нравственно-воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин и системы факультативных учебных курсов- 2) организацию на всех уровнях мероприятий, мотивирующих, активизирующих усилия молодых людей в позитивном направлении для создания у каждого студента стремления к личным достижениям на благо всей страны- 3) развитие студенческого самоуправления- 4) участие в волонтерском движении- 5) мониторинг гражданской позиции и сформированности политической культуры студентов.

6. Разработанная модель основана на обучении рефлексии через групповые интерактивные методы работы (лекции на основе технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо" — организационно-обучающие игрымозговой штурмморальные дилеммыанализ документов (статьи в газетах, выступления политических и общественных деятелей, законы, художественная литература и т. д.) — драматизацияинтервьюсоциальное проектированиесоциально-психологические тренинги), что способствует как формированию критического мышления студентов, так и самостоятельности, способности нести ответственность, способности к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, гражданскому становлению первокурсника, выработке у него готовности к достойному служению Отечеству.

7. Соотношение между возможностями реализации и рефлексией заложено в методику определения выявленных четырех критериев (правовой и политической грамотностидивергентности мышления и эмпатиимобильностигражданской и политической активности) и трех уровней сформированности гражданской позиции и политической культурой (высокогосреднего, низкого).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики.

Северо-Осетинского Государственного университета, использовались в работе научно-практических конференций и конгрессов регионального уровня, издавались в сборниках научных трудов Пятигорского государственного технологического университета, Государственного социального университета, Северо-Кавказского технического университета, использовались членами кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета, кафедры педагогики высшей школы Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова на лекциях и семинарских занятиях, при выполнении студентами курсовых и дипломных работ по педагогике.

Основные положения диссертации отражены в семи публикациях.

Структура и объем диссертации

отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (209 наименований), 9 приложений. Материал исследования изложен на 197 страницах, содержит 5 таблиц.

Результаты исследования показали, что современному многоэтническому и поликультурному обществу необходим гражданин, который может быть одновременно и патриотом, и критиком, способным на протест, на организованные усилия по противостоянию определенным решениям своего правительства и другим структурам правового государства в рамках принятого законодательства. Студенты должны не просто понять, по каким законам живет гражданское общество и правовое государство, а учиться влиять на ход общественной жизни. При этом необходимо учитывать, что для большинства образовательных учреждений России, в частности Северо-Кавказского региона, характерен многонациональный состав студентов и преподавателей. Это обстоятельство накладывает отпечаток на взаимоотношения субъектов образования. Педагогическим коллективам приходится искать новые формы совершенствования межнационального общения в рамках современного права и политической ситуации. Кроме того, при организации учебно-воспитательного процесса формирования гражданской позиции и политической культуры личности следует принимать во внимание, что на нее оказывает влияние не только учебное заведение, но и государство, политические партии и движения, религия, общественные организации, средства массовой информации, семья, особую роль играют некоммерческие организации, потенциал которых мало используется в современной российской педагогике.

Вуз, как неотделимая часть человеческого сообщества, вбирает в себя весь спектр его поликультурного пространства, но при этом проявляет себя как специфическая образовательная среда, своеобразная модель правового государства и гражданского общества, обеспечивающая формирование гражданской позиции и политической культуры студентов как базовых качеств личности.

На первом курсе вуза создаются наиболее благоприятные условия для формирования гражданской позиции и политической культуры личности. Это объясняется, во-первых, юридическим признанием гражданской самостоятельности и политической зрелости студентов (получение права принимать участие в выборах) — во-вторых, тем, что именно в этот период возрастает склонность к самоанализу, критическому отношению к себе и окружающему миру, познание отличается аналитичностью, умением выделить главное, широтой познавательных интересов, возрастает системность мышления, накапливается жизненный опыт, приобретается способность к рефлексии.

Для характеристики процесса формирования гражданской позиции и политической культуры у первокурсников в поликультурной среде важно обратиться к основным понятиям, рассматриваемого педагогического явления. В нашем исследовании мы исходили из определения гражданского образования Г. Н. Филонова, которое состоит в следующем:

Гражданское образование — целенаправленное, педагогически организованное приобщение молодежи к гражданским и политическим ценностям данного общества, в конечном счете — выработка идентичности личности своему гражданскому обществу. В содержании гражданского образования можно выделить следующие уровни:

1. Формально-правовое гражданское образование — изучение действующих правовых норм, законодательства в Российской Федерации.

2. Эмоционально-ценностное гражданское образование — воспитание личностного ценностного отношения у молодежи к Российскому государству на основе глубокого изучения (обучения) и нравственного освоения ценностей национальной культуры.

3. Деятельностно-практическое воспитание — воспитание в педагогически организованной системе деятельности умений (основанных на знаниях) практически действовать в направлении возрождения, укрепления нашего общества и российской государственности во всех отношениях —.

157 идеологическом, культурном, социально-политическом, экономическом и т. д.

Таким образом, гражданской позиция и политическая культура личности — результат процесса гражданского образования.

Под гражданской позицией личности мы понимаем осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего, в личном и общественном плане, направленные на реализацию гражданских ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов. Она может определяться только в совокупности с такими составляющими как гражданственность, гражданская ответственность, социальная активность, гражданское сознание, гражданские ценности, гражданская воспитанность, правосознание.

Политическая культура — компонент общей культуры человека в той степени, в какой он приобщается к социально-значимым ценностям. Основным показателем ее сформированности являются заинтересованность в решении существующих общественно-политических проблем, активное участие в жизни общества, способность взаимодействовать с государством и обществом, политические чувства и убеждения, политическая образованность, политическое сознание, умение оценивать обоснованность и достоверность тех или иных суждений.

Учитывая этническую направленность и поликультурность образования в России, существенную роль в структуре гражданской позиции и политической культуры молодых граждан играют личностно ориентированные технологии межэтнического взаимодействия, направленные на овладение культурой межнационального взаимодействия в правовом государстве, которую можно определить как совокупность знаний теории и практики реально существующих в государстве национальных отношений, а также психологии национальных общностей, ее населяющих, проявляющихся в межличностных контактах представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать.

158 взаимопонимания и согласия в общих интересах на основе современного права.

Качество воспитательной среды характеризуется степенью концентрации ценностей, принадлежащих разным, но согласованным культурам, приведенным в гармонию в результате педагогического труда коллектива. Как показало исследование, формирование у молодежи цивилизованного видения мира, зрелой гражданской позиции и политической культуры, готовности к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных процессов следует строить основе принципа диалогичности и толерантности, проявляющейся в различных формах: политической, экономической, этнической, расовой, религиозной, культурной. Только учет специфики государственной, общественной, этнической и личностной составляющих категории «образовательный интерес» создаст необходимые предпосылки для достижения баланса интересов этнического сообщества, многонационального правового государства и гражданского общества.

Формирование гражданской позиции и политической культуры — это сложный многогранный процесс, одним из направлений которого, на наш взгляд, является создание в образовательном учреждении гражданско-правового воспитывающего пространства, под которым понимается комплекс социально-педагогических условий, возникающих благодаря специально организуемой деятельности и ориентированной на сотворчество субъектов образовательного процесса. Цель воспитательного пространства заключается в воспитании гражданина, обладающего:

— знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т. п.);

— умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать),.

— ценностями (уважением прав человека, толерантностью, гражданским самосознанием);

— желанием участвовать в общественно-политической жизни, готовность к защите Отечества, выполнению патриотического долга в условиях внешней опасности для Российского государства и общества.

Прежде чем стать гражданином страны, студент должен стать активным гражданином университета, уверенно себя чувствующего в воспитательном пространстве полиэтнического вуза, который можно представить как совокупность предметно-пространственного, поведенческого, событийного и информационно-культурного окружения. Из этого вытекают основные компоненты модели процесса формирования гражданской позиции и политической культуры:

1. Образовательные программы учебных предметов. а) использование нравственно-воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин (русский язык и культура речи, культурология, История Отечества) — б) систему факультативных учебных курсов (национального регионального компонента и компонента образовательного учреждения) и дополнительного образования по выбору, позволяющая удовлетворять образовательные запросы отдельных социальных, этнических и конфессиональных групп.

2. Организация на всех уровнях мероприятий, мотивирующих, активизирующих усилия молодых людей в позитивном направлении для того, чтобы создать у каждого студента стремление к личным достижениям на благо всей страны. Использование государственной символики на различных мероприятиях и формированию у молодежи эмоционально-положительного отношения к ней. Так, основные мероприятия, погружающие первокурсников в воспитательное пространство вуза, включают: День знанийДень университетаконкурс «Студенческая театральная весна" — КВНисторико-краеведческий конкурс «Роль личности в истории Северо-Кавказского региона" — праздник «Сила, здоровье, красота», посвященный Международному дню защиты детейДень здоровья «Здоровая.

160 молодежь — сильная страна" — акции по профилактике СПИДа и наркомании (работа информационной палатки, конкурсы плакатов и электронных проектов) — проект «Детство, опаленное войной», посвященный судьбам жителей Северного Кавказа, чье детство было омрачено войной (бывших малолетних узников фашизма, детей, ставших жертвами терроризма) — проект «Другие дети», направленный на воспитание такого важнейшего гражданского качества, как толерантностьакции «Забота» и «Милосердие», которые систематически проводятся студентами в Домах детства и др.).

3. Воспитание студентов в духе свободы, личного достоинства и демократии требует развитого студенческого самоуправления, деятельности различных объединений студентов по интересам, опоры на молодежные организации. Студенческое самоуправление — один из путей подготовки активных граждан к жизни в правовом и демократическом обществе, поэтому развитое студенческое самоуправление в вузе имеет огромное общественное значение в процессе формирования гражданской позиции и политической культуры первокурсников, помогающее становлению их личности. Для них традиционно вхождение в структуру самоуправления начинается со Школы актива (тренинг знакомства и общения), цели которого: знакомство учащихся между собойформирование мотивации к совместной деятельностисоздание положительного настроястимулирование интереса к процессам самопознания и саморазвития. В рамках системы самоуправления «Школа актива» проводится начиная с первой недели поступления учащихся в вуз. Это способствует успешной адаптации студентов нового набора.

4. Акцент на развитие волонтерского движения, организацию студенческих отрядов и трудовых бригад, проведение субботников (акция «Чистые окна" — социальное патронирование детских домовпрограмма социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих детей «Хрустальный мир" — посадка деревьев, уборка мусора и др.- помощь сотрудникам заповедников Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии в труде, уборке и содержании территории). Анализ работы волонтеров.

161 показал, что реализация данного направления способствует включению первокурсников в нормальные социальные условия и человеческие отношения, а также развитию их личностных и творческих способностей, раскрытию внутреннего потенциала, что необходимо для их становления как полноценных граждан страны.

5. Мониторинг гражданской позиции и сформированности политической культуры студентов, предусматривающий поэтапную его организацию (определение целей и задач, организационная работа, педагогическая диагностика, анализ результатов, прогнозирование дальнейших действий, коррекция, повторная диагностика): а) участие в аудиторных занятиях по спецкурсу «Человек в гражданском обществе» (40%) — б) историко-краеведческом конкурс «Роль личности в истории Северо-Кавказского региона» (20%) — в) социальное проектирование (10%) — г) волонтерская деятельность (10%) — г) анкетирование студентов (20%).

Системообразующей основой предложенной модели процесса формирования гражданской позиции и политической культуры стал разработанный спецкурс «Человек в гражданском обществе» (спецкурс рассчитан на 72 часа), созданный на использовании междисциплинарного подхода и предусматривающий возможность организации системы факультативных и внеаудиторных занятий, погружая студентов в воспитательное пространство вуза. Реализации принципа междисциплинарной интеграции служит обсуждением вопросов о соотношении норм морали и норм права (основы философии + основы права), о содержании социально-экономической и политической жизни государства и отношении в нем к праву и законности на каком-либо отрезке исторического развития (основы права + история) и т. п. Наибольшего внимания заслуживает работа в рамках спецкурса цивилистического клуба «Открытый диалог». Именно ему студенты обязаны знакомству и встречами с известными политическими и общественными деятелями региона — депутатами, журналистами, зарубежными студентами, интересными акциями (участие в выборных кампаниях, социологическом мониторинге и т. д.).

Главная педагогическая задача спецкурса заключается в создании такой рефлексивной среды, в рамках которой становится возможными самосовершенствование, постановка смысловых проблем, касающихся понимания сущности гражданского общества и многонационального государства. Спецкурс акцентирует внимание студентов на формировании уважения к другим нациям, обучении их навыкам совместной деятельности на основе анализа ими современного права.

Программа спецкурса состоит из двух разделов: теоретического — «Демократическое общество и многонациональное государство: правовой аспект» и практического — «Школа гражданского самоопределения».

Теоретический блок «Демократическое общество и многонациональное государство: правовой аспект» ориентирован на развитие мировоззренческих и ценностных представлений первокурсников о государственной системе, систематизацию их знаний об особенностях национальные отношений в правовом государстве. Программа спецкурса направлена на то, чтобы в условиях игрового взаимодействия научить студентов пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности.

Студенты усваивают такие понятия политической культуры, как «демократия», «демократическое общество», «демократическое государство», «демократические принципы" — равенствополитическая терпимостьответственность перед народомгласность, открытость властирегулярные, свободные, справедливые выборыконтроль за злоупотреблением властиправа человека в условиях многонационального государствамногопартийная системаэкономическая свобода, предполагающая существование частной собственностигражданское общество, которое означает участие граждан в негосударственных организациях, существование профсоюзов, правозащитных организацийнезависимость издательствсемейное праворелигиозный аспект права;

163 экологическое законодательствомедиакультура и правовое пространство. В частности, принимая во внимание огромную роль СМК в гражданском образовании, предусмотрены занятия по формированию медиакультуры личности, что должно обеспечить умение самостоятельно анализировать политические явления и процессы, делать осознанный политический выбор, занимать активную жизненную позицию в выработке собственного мировоззрения. Ведущими задачами исследования в опытно-экспериментальной части, актуальность которых обусловлена особенностями современной социокультурной ситуацией в регионе, была выбрана тема — воспитание уважения к традициям и ценностям российского общества, национальному историческому и культурному наследию и формирование невосприимчивости к асоциальной и антигуманной пропаганде деструктивных религиозных объединений и культов.

Весь комплекс практических занятий служит дополнением к знаниям и умениям, полученным аудиторией на теоретических занятиях. Например, организуется интернет-лаборатория «Свободный поиск» -многокомпонентная информационно-правовая среда, в которой созданы оптимальные условия для анализа правового медиапространства. Студенты участвуют в театральных постановках на правовые темы.

Практический блок спецкурса «Школа гражданского самоопределения» дает первокурсникам возможность получить практические навыки общественной деятельности, направленную на улучшение качества жизни и опыта самоуправления, проводится совместно со студенческим активом, состоящим из старшекурсников. Так, именно старшекурсники в рамках системы самоуправления проводят инструктаж и систему тренингов по включению первокурсников в добровольческую деятельность, курируют их в течение всего периода их участия в этом виде работы.

Понимание смысла и освоение технологии социального проектирования студентами в рамках практического блока имеет.

164 определенное влияние на их личностное развитие, придает определенные черты социализационному процессу, в который они включаются более эффективно, с лучшими для себя и общества результатами. Так, сначала для студентов проводится инструктаж по подготовке социального проекта. Затем в конце курса проектная группа выступает с устным докладом о проделанной работе. Помимо этого с целью стимулирования социализационного процесса в студенческой среде организуется историко-краеведческий конкурс «Роль личности в истории Северо-Кавказского региона».

Программа спецкурса дает возможность первокурсникам построить в вузе модель демократического общества, в котором приобретают большое значение групповые, командные методы работы. Студенты овладевают технологиями критического мышления через такие воспитательные средства, как медиаобразование, религиозное просвещение, участие в волонтерском движении и вузовском самоуправлении, научно-исследовательской работе, включающей участие в конференциях различного уровня.

Интегративным показателем всего процесса формирования гражданской позиции и политической культуры первокурсников является обучение рефлексии через групповые интерактивные методы работы: лекции на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (презентацию темы) — организационно-обучающие игрымозговой штурмморальные дилеммыанализ документов (статьи в газетах, выступления политических и общественных деятелей, законы, словари, статистика, отчеты о судебных процессах, текст хрестоматии, художественная литература и т. д.) — драматизацияинтервьюсоциальное проектированиесоциально-психологические тренинги.

Эффективность реализации разработанной модели обеспечивается такими характеристиками рефлексии, как:

— глубина, проблемность и критичность мышления;

— открытость, готовность к диалогу, толерантность к чужому мнению, чувствительность к другому человеку;

— гибкость в поиске альтернативных подходов к решению проблемы;

— вариативность и пластичность в коммуникативных стратегиях;

— личностная включенность в деятельность, принятие ответственности за выбор решения.

Реализация системы методов обучения рефлексии содействует подготовке первокурсников к конструктивному межэтническому диалогу на основе норм современного праваисключающему этнокультурное невежество, ксенофобию и интолерантность. Это, в свою очередь, способствует повышению эффективности воздействия воспитательного пространства вуза в условиях полиэтнической среды, искоренению скрытой этнокультурной дискриминационной практики в образовательных учреждениях и выработке адекватной региональной политике в СевероКавказском регионе.

На этапе эксперимента была проведена обработка и анализ результатов исследования. Для анализа сформированности гражданской позиции и политической культуры, использовались 4 основных критерия: правовая и политическая грамотностьдивергентность мышления и эмпатиямобильностьгражданская и политическая активность. Используя информацию, полученную в ходе изучения и анализа научно-методической литературы по теме, мы раскрыли содержание каждого компонента:

1) правовая и политическая грамотность — знание законов, социальной системы страны, представление о праве, о гражданских правах человека, законопослушность — уважения к закону и стремления его выполнять (правовая культура) — знание политической системы страны, органов управления государством, совокупность знаний и представлений о масс-медиа и их значении в гражданском обществе, знания об информационном обществе и его требованиях (политическая грамотность);

2) дивергентность мышления и эмпатия — эмоциональная стабильность, доброжелательность, вежливость, терпение, социальная ответственность, способность чувствовать партнера, высокий уровень сопереживания,.

166 учтивость, экстравертность, способность к рефлексии и широкому содержательному видению мира;

3) мобильность — отсутствие стереотипов, предрассудков, гибкость, критичность мышления;

4) гражданская и политическая активность — умение участвовать в общественной жизни, нетерпимость к правонарушениям, законопослушность, поддержание правопорядка и законопослушания в обществепреодоление правового нигилизма, лояльное отношение к политической организации общества, умение участвовать в политической жизни страны, защита государственного строя страны и государства.

Для оценки владения студентами знаниями и умениями, связанными с выявленными критериями гражданской позиции и политической культуры мы выделили 3 уровня их сформированности: средний, низкий, высокий. Для их выявления использовались: шкала социальной дистанции Э. Богардуса в модификации О. Л. Романовоймодифицированный тест Куна-Макпартленда «Кто Я?" — методика, изучающая участие в иноэтнических контактахобщий уровень общительности (тест разработан В. Ф. Ряховским) — методика исследования ценностных ориентаций М. Рокичаопросник по определению уровня сформированности гражданской позиции и политической культуры в поликультурной среде (авторская разработка).

Диагностика, проведенная нами на различных этапах опытно-экспериментальной работы, подтвердила эффективность предложенной модели процесса формирования гражданской позиции и политической культуры первокурсников в поликультурной среде. Мы отметили, что формирование позитивной гражданской позиции и зрелой политической культуры невозможно без активной деятельности студента как гражданина университета, в которой проявляется его собственная позиция по отношению к окружающим, обществу и государству, что подтверждает достоверность выдвинутых гипотез и позволяет ставить задачи для дальнейших исследований.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее разрешение затронутых в нем аспектов гражданского образования первокурсников. Исследование показало перспективность дальнейшей разработки проблемы, в частности, изучение возможностей сотрудничества и взаимодействия различных социальных институтов в процессе гражданского образования, использование методов формирования гражданской позиции и политической культуры с применением веб-технологий, поиск новых возможностей для коадаптации достижений зарубежного опыта и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р. Человек. Нация. Общество / Р.Абдулатипов. — М., 1991.
  2. , Ю.А. Правовые знания и культура человека / Ю. А. Агешин. — М.: Юрид. лит., 1973.
  3. , А .Я. Права человека. Новое знание / А. Я. Азаров. -М., 1995.
  4. , А.Л. и др. Основы потребительских знаний: Пособие для учителя / А. Л. Александрова и др. М., 1994.
  5. , М.Г. Социализация согласия / М. Г. Алиев. -М., 1998.
  6. , Г., Верба, С. Гражданская культура и стабильность демократии / Алмонд Г., С. Верба // Политические исследования. 1992. — № 4. -С.122−134.
  7. Альмодавар Ж.-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа / Ж.-П. Альмодавар // Вопросы социологии. —1992. Том 1. -№ 2. — С.98−104.
  8. , Е.Г., Алексеев, В.Е., Губенков, С.Ю. и др. Методологические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр / Е. Г. Ананьева, В. Е. Алексеев, С. Ю. Губенков и др. — М., 1991.
  9. , О.С., Данько, Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности: Уч. пособ / О. С. Анисимов, Т. П. Данько. -М., 1992.
  10. , Л.М. Политическая социализация в условиях социализма: Автореф. дисс. к.ф.н / Л. М. Ануфриева. Казань, 1987.
  11. , М.А., Савельев, В.Ю. Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах / М. А. Аствацатурова, В. Ю. Савельев. Ростов н/Д — Пятигорск, 2000.
  12. , Н.И. Социальная педагогика / Н. И. Бабкин. М., 1998.
  13. , Д.Н. Межнациональные отношения на Северном Кавказе: конфликты и перспективы примирения / Д. Н. Барышников // Вестник ПГЛУ. 1998. — № 2. — С.17−21.
  14. , М.Я. Избранные психологические произведения / М. Я. Басов. -М., 1975.
  15. , А.Ю. Проблемы развития этнорегиональных образовательных систем / А. Ю. Белогуров // Педагогика. 2003. — № 1. — С.98−104.
  16. , А.Ю., Супрунова, JI.JI. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания образования / А. Ю. Белогуров, Л. Л. Супрунова // Вестник ПГЛУ, 2000. № 3. — С.59−64.
  17. Е.П. О национально-государственном образовании в России / Е. П. Белозерцев // Педагогика. 1998. — № 3. — С.30−35.
  18. , П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т.Лукман. М., 1995.
  19. , П., Бобров, Э., Мясищев, В. А. Рабочая молодежь как она есть / П. Березин, Э. Бобров, В. А. Мясищев. — Л., 1930.
  20. , В.А. Программа развития воспитания в современной России: основные направления / В. А. Березина // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. — М., 2005.
  21. , B.C. Целостная картина школы диалога культур. Теоретические основы программы / B.C. Библер // Психол. наука и образование. 1996. — № 4. — С.66−75.
  22. , В.Е. Реакционная сущность буржуазной теории «Политическая социализация» / В. Е. Бобарыкин. Николаев, 1979.
  23. , В. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности / В. Богин // Современная дидактика: теория практике / Под научн. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: Изд-во ИТПиМО РАО, 1993.
  24. , Л.Н. и др. Человек и общество (основы современной цивилизации) / Л. Н. Боголюбов и др. М.-П.Д993.170
  25. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1991.
  26. , Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 1995.
  27. , Е.В. Личностно-ориентированный подход как основной путь модернизации образования: Доклад на августовской конференции работников образования г. Ростов-на-Дону / Е. В. Бондаревская. -Ростов н/Д: Южное отд-е РАО, 2002.
  28. , С.К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. -М. Воронеж, 2003.
  29. , Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. Спб.: Питер, 2001.
  30. , М. История жизни. Рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии/М.Бургос.- 1992.-Том 1.-№ 2.-С. 123−130.
  31. Буш, Г. Я. Аналогия и техническое творчество / Г. Я. Буш. Рига: АВОТС, 1981.
  32. , А.П. Аксио-биографическая методика / А. П. Вардомацкий // Социологические исследования. — 1997. № 7. — С. 80−84.
  33. , В.А. Основы российского права / В. А. Варыдин. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
  34. , М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990.
  35. , А.А., Борисова, Н.В. Методологические рекомендации по проведению деловых игр / А. А. Вербитский, Н. В. Борисова. М., 1990.
  36. , И. Самоактуализация личности: этико-психологический аспект / И.Винтин. Саранск, 2001.
  37. , Л.А. Диалог культур на Северном Кавказе / Л. А, Волова // Вестник ПГЛУ. 2001. — № 1−2. — С.36−41.
  38. Воспитание вдумчивых читателей. Пос. VIII. Подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для критического мышления» / Сост. Дженни JI. Стил, Кертис С. Мередит и Чарльз Темпл, 1998.
  39. , Б.З. Словарь педагогических ситуаций: учимся воспитаншо / Б. З. Вульфов. М., 2001.
  40. , Б.З. Цели и сущность гражданского воспитания / Б.З. Вульфов- под ред. Г. Н. Филонова. — М.: Педагогика, 1990.
  41. , Б.З., Харькин, В.Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. М.: ИЧП «Магистр», 1995.
  42. , O.K. Понятие «поликультурное образование» в американской педагогике: этапы становления и дефиниции / O.K. Гаганова // Мир образования образование в мире. — М., 2002. — № 4. — С. 176.
  43. , К.С. Концепция гражданского общества: Идейные истоки и основные вехи формирования / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. 1991. г -№ 7. -С.30.
  44. , З.Т. Педагогика межнационального общения. Учеб. пособие / З. Т. Гасанов. -М., 1999.
  45. Геранзон, Бу, Магнус, Флоран, Сэльстрем, Пэр. Понятие диалога / Бу Геранзон, Флоран Магнус, Пэр Сэльстрем // Диалог и диалектика. М., 1992.
  46. , Г. А. Информационная культура современного педагога: Дис. канд. филос. наук / Г. А. Герцог. Екатеринбург, 1995.
  47. , С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И.Гессен- отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М., 1995.
  48. , С.С. Педагогика поддержки инициатив молодежи / С. С. Гиль. М.: Социальный проект, 2004.
  49. , А.Н., Грудзинская, Е.Ю., Левина, JI.M., Марико, В.В., Распопова, Ю. Н. Российский, проект «Развитие критического мышления через чтение и письмо для высшей школы»: региональный компонент /172
  50. A.Н.Гладкова, Е. Ю. Грудзинская, Л. М. Левина, В. В. Марико, Ю. Н. Распопова // Материалы научно-практической конференции, посвященной 65-летию Нижегородского института развития образования. 28−29 октября 2003 года. — Нижегородский гуманитарный центр, 2004.
  51. , Л.Я. Политическая психология / Л. Я. Гозман. М.: Мысль, 1998.
  52. , В.Б. Многообразие биографических повествований /
  53. B.Б. Голофаст // Социологический журнал. 1995. — № 1.
  54. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006−2010 годы» (постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422).
  55. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи // Материалы II Всероссийского фестиваля молодежных инициатив. Всероссийский выставочный центр, Комитет по делам семьи и молодежи правительства Москвы. -М.: Логос, 2002.
  56. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Под ред. С. Шехтера и Н. Воскресенской. М., 1998.
  57. , В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармоничной личности /В.В. Давыдов // Психолого-педагогические проблемы становления личности в индивидуальности в зрелом возрасте. М., 1980.
  58. , В.В. О понятии личности в современной психологии / В. В. Давыдов // Психол. журн. 1988. — № 4. — Т.9.
  59. , В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М., 1986.
  60. , В.В., Лазарев, B.C., Неверкович, С.Д. К проблеме совершенствования игровых методов подготовки' руководителей / В. В. Давыдов, B.C. Лазарев, С. Д. Неверкович //Психол. журн. 1989. — № 1. -Т.10.
  61. , Ю.С. Власть культуры в университете / Ю. С. Давыдов. -М.-Пятигорск: изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 2004.
  62. , Ю.С., Супрунова, JI.JI. Проблемы поликультурного образования на Северном Кавказе / Ю. С. Давыдов, JI.JI. Супрунова // Вестник ПГЛУ. 2000. — № 3. — С.5−8.
  63. Диалектика и диалог. М., 1992.
  64. Диалог: теоретические проблемы и методы исследования. М., 1991.
  65. , Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип / Г. Д. Дмитриев // Педагогика. 2000. — № 10. — С. З-11.
  66. , А.С., Шакурина, Ф.Р., Цыкоза, Г. Н. Защита прав потребителей / А. С. Долбилин, Ф. Р. Шакурина, Г. Н. Цыкоза. М., 1997.
  67. , Т.М., Орлова, Э.А. Основы социокультурного проектирования / Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова. М., 1995.
  68. , Т.М. Проблемы чтения в свете информативно-целевого подхода к анализу текста / Т. М. Дридзе // Проблемы социологии и психологии чтения. -М.: «Книга», 1975. С. 173−184.
  69. , Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дридзе. М.: «Наука», 1984.
  70. , А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации / А. Ю. Дроздов // Социологические исследования. 2003 -№ 4.
  71. , В.П. Проблемы управления социальными процессами развитого социалистического общества / В. П. Дронникова. Калинин: Калининский гос. ун-т, 1981.
  72. Жила-была НКО. Поучительные примеры из практики НКО Северо-Западного региона / Ред.-сост. А. Клецина. СПб., 2002.
  73. Жуков, В .Hi Высшая школа России: исторические и современные сюжеты / В. И. Жуков. М.: МГСУ «Союз», 2000. — 625 с.
  74. , В. Нарративное интервью в биографических исследованиях / В. Журавлев // Социология. 1994. — № 3−4.
  75. , В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов, М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  76. Зак, А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А. З. Зак. -М., 1984.
  77. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ- в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).
  78. , JI.B. Обучение и развитие / JI.B. Занков // Избранные педагогические труды. М., 1990. — С. 112−121.
  79. , А.С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. М.: Наука, 2002.
  80. , Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества / Ю. А. Зубок. М.: Социум, 1998.
  81. , В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление / В. Д. Иванов. М.: Просвещение, 1991.
  82. С.Ю. Государственный патриотизм альтернатива идеологии национализма и космополитизма / С.Ю. Иванова// Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 3. — С.292−302.
  83. , И.А. О грядущей России. Избр. Статьи / И. А. Ильин. М.: Республика, 1993.
  84. , И.М. Молодежь в контексте глобальных процессов развития мирового сообщества / И. М. Ильинский // Молодежь и общество на рубеже веков. М., 1999. — С. 23−45.
  85. Информационная культура / JI.A. Василенко, И. Н. Рыбакова // Синергетика, философия, культура. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  86. Л.Г. Культурный шок: конфликт этнических стереотипов // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Ионин Л.Г.- сост. Ю. В. Чернявская. М.: Харвест, 1998.
  87. , B.C. Примерная программа воспитания социально активной личности студента: рекомендации, методики, технологии. Часть 2 /
  88. B.С.Кагерманьян, Л. И. Коханович, П. И. Бабочкин, Н. И. Кучер, Н. А. Маркова, О. Н. Голубева. М., 2003
  89. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н. Д. Педагогическое творчество: Б-ка учителя и воспитателя / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров М.: Педагогика, 1990.
  90. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных поисках / М. В. Кларин. М.: «Арена», 1994.
  91. , С.В., Чичерин, А.Л. Основы государства и права /
  92. C.В.Клименко, А. Л. Чичерин. М., 1997.
  93. , А.И., Луков, В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы / А. И. Ковалева, В. А. Луков. -М.: Социум, 1999.
  94. , А.И. Социализационные условия идентификации / А. И. Ковалева // Социологический сборник. Вып. 7 / Ин-т молодежи. М.: Социум, 2000.
  95. , И.Н. Развитие гражданских качеств учащихся в процессе освоения религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания: Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук / И. Н. Кондратенко. — Москва, 2002.
  96. Л.Н., Якимец В. Н. Гражданское общество в реформируемой России. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во ГУУ, 2002.
  97. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Подготовлена Минобразованием России и одобрена Председателем176
  98. Правительства РФ (распоряжение № 1756-р от 28.12.2001 г.) // Инновации в образовании. 2002. — № 3. — С.4.
  99. , В.Ф. Политическая социализация молодежи / В. Ф. Костюкевич. Мурманск: НИЦ «Пазори», 1998.
  100. , С.И., Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности / С. И. Котельников, Г. П. Щедровицкий // Нововведения в организации. М., 1983.
  101. , И.Б., Шиянов, Е.Н. Философские основания современной педагогики / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов н/Д, 1994. — С.4−15, 44−49.
  102. , В.Д., Петрухин, А.С., Шилобод, М. И. Политика и право. 10−11 классы: Учебное пособие для общеобразовательной школы / В. Д. Кривошеев, А. С. Петрухин, М. И. Шилобод. -М.: Дрофа, 1995.
  103. , Г. А. Взаимодействие правового и нравственного воспитания в формировании личности старшего подростка: Автореф. дис. канд. пед. наук / Г. А. Кузнецов. М., 1979.
  104. Куку ев А. И. Диалог культур в содержании образования как средство интеграции личности в системы мировой и национальной культур / А. И. Кукуев // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2 (март-апрель). — С.54−55.
  105. , B.C., Столяренко, Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология / В. С. Кукушкин, Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  106. Культура диалога. — Минск, 2002.
  107. , Ю. Политика образование — язык / Ю. Кунгуров // Нар. образование. — 1998. — № 5. — С.17−20.
  108. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975.
  109. , В.А. Конфликтующие структуры / В. А. Лефевр. М., 1973.
  110. , В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологический исследований российской молодежи) / В. Т. Лисовский // Социолог, исслед. 1998. — № 5. — С.98−104.
  111. , Б.Т. Педагогика противления злу ненасилием / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 18−23.
  112. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебн. пособие для студентов пед. уч. зав. / Б. Т. Лихачев. — М., 1996.
  113. В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социол. исслед. 1998. — № 8. — С.27−36.
  114. , В.Ю. Деловые игры и анализ проблемных ситуаций / В. Ю. Малов. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2001.
  115. , Е.В. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования / Е. В. Марковичева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 2. — С. 11−14.
  116. , Б.К. Политический терроризм: понятие, признаки, классификации / Б. К. Мартыненко // Северо-Кавказский юридический вестник. -1995.-№ 7.
  117. , Г. П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Г. П. Медведева. М., 2002.
  118. , Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социологические исследования. 1992. — № 2,3,4.
  119. , Я.В. Жизненные планы и ресурсы студентов, ориентированных на профессиональную политическую деятельность / Я. В. Миневич // Научные труды аспирантов и докторантов / ФНПК Моск. гуманит. ун-та. Вып. 34. М., 2004. — С.20−31.
  120. , В. Информационная культура и способность к рефлексии / В. Минкина // Высшее образование в России. 1995. — № 4. — С.27−36.
  121. Мы живем среди людей: Кодекс поведения / Сост. И. В. Дубровина. -М., 1989.
  122. Национальная доктрина образования в РФ // Учительская газета № 43. 17 октября. — 2000.
  123. С.Д. Организационно-управленческая игра как форма и метод психологического исследования практики народного образования / С. Д. Неверкович // Игровое моделирование: Методология и практика. — Новосибирск, 1987.
  124. С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. докт. дис / С. Д. Неверкович. М., 1988.
  125. , А.Ф. Единство правового и гражданского воспитания / А. Ф. Никитин // Педагогика. 1995. — № 5. — С.44−49.
  126. , В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие / В. А. Никитин. М.: МПССИ, 2002.
  127. , В.Н. Педагогические основы формирования правового опыта подростков: Автореф. дис. докт. пед. наук / В. Н. Обухов. М., 1988.
  128. Обучение сообща. Пос. V. Подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для Критического мышления» / Сост. Дженни JI. Стил, Кертис С. Мередит и Чарльз Темпл, 1997.
  129. Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Под общей редакцией В. И. Жукова, Б. И. Краснова. М.: МГСУ- Изд-во «Союз», 1997.
  130. , А.В. Гражданское общество: Прошлое, настоящее, будущее // Социально-политические науки / А. В. Одинцова. — 1991. — № 12. — С.40−48.
  131. , Г. И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация / Г. И. Осадчая // Социолог, исслед. — 2002. — № 10.-С. 88−94.
  132. , Т.П. Гражданское воспитание старшеклассников в процессе познания своей страны и стран мира: Дис.. канд. пед. наук / Т. П. Осипова. — Кострома, 2003.
  133. Основы государства и права / Под ред. С. А. Комарова. — М, 1997.
  134. Основы методики гражданского воспитания в семье и школе / Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.
  135. Основы права. Учебное пособие / Под ред. Д. П. Котова. М., 1998-
  136. , Л.Г. Спор, дискуссия полемика / Л. Г. Павлов. М., 1991.
  137. Педагогика: учеб. пособие / В. А, Сластенин и др. — М.: Шк. пресса, 2004.
  138. Первый курс воспитательная работа / Сост.: Н. Н. Кучер, Г. И. Зинина, А. В. Пономарев и др. — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2002.
  139. , О.В. Программа европейского сообщества «Молодежь» как инструмент реализации политики социальной сплоченности регионов // Вестник международных организаций / О. В. Перфильева. 2007. -№ 5(13). — С. 17−33.
  140. , А. Насколько мы терпимы? / А. Петров // НГ Религии. -2005. -19 января.
  141. , А. Образование свободы и несвобода образования / А.Пинский. М., 2001.
  142. Политическая культура: теория и национальные модели. М., Норма, 1994.
  143. Политология: учебное пособие для вузов / Под ред. Полуниной Г. В. М., 1999.
  144. Потребитель в законе. Самоучитель потребительского поведения. -М., 1995.
  145. Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические и методические проблемы / Ин-т социологии РАН- отв. ред. Т. М. Дридзе. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Наука, 1994.
  146. , В.О. Азбука гражданина. Учебник / В. О. Путинский. -М., 1996.
  147. , B.C. Диалог политических культур как демократический процесс / B.C. Рахманин // Логос 4(49) 2005. С.259−268.
  148. , Ю.А., Семенов, И.Н., Сидорова, А. Ю. Рефлексия смысла жизни и личностного самоопределения в контексте рефлексивно-инновационного тренинга / Ю. А. Репецкий, И. Н. Семенов, А. Ю. Сидорова // Мир психологии. -2001. № 2. — С. 177−186.
  149. , О.В. Организация добровольческой деятельности: Учебно-методическое пособие / О. В. Решетников. М., 2005.
  150. , О.В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации / О. В. Решетников. -М.: ООО «Ритм», 2004.
  151. , Т.А., Напреенко, А.А. Основы государства и права / Т. А. Рогова, А. А. Напреенко. Самара, 1997.
  152. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
  153. , Б., Колесников, Ю. Студент глазами социолога / Б. Рубин, Ю.Колесников. Ростов-на-Дону, 1968.
  154. , С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. / С. Л. Рубинштейн М.: Педагогика, 1989. — Т.1.
  155. , Б.А. Молодежь и становление новой России / Б. А. Ручкин // Социолог, исслед. 1998. — № 5. — С. 90−98.
  156. , Н.В. (Галкина, Н.В.) Проблема психологических функций рефлексии в игровом обучении / Н. В. Самоукина (Н.В.Галкина) // Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск, 1987.
  157. , Е.Н. Проблемы трансформации культурных ценностей в моделях образования и культурной политики / Е. Н. Селезнева // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 1. — С.43−51.
  158. , H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве / H.JI. Селиванова // Педагогика. 2000. — № 6. — С.35−39.
  159. Семнадцатилетние россияне 1997 года: сочетание либеральных и антилиберальных ориентаций // Социолог, исслед. 1998. — № 8. — С.36−46.
  160. , А.В. Отношение молодежи Ростовской области к событиям в Москве и Беслане / А. В. Сериков // Путь в науку. Молодые ученые об актуальных проблемах социальн. и гуман. наук. Вып.5. 4.2. Ростов н/Д., 2004.
  161. Системный подход к соуправлению качеством образования: Из опыта работы школы № 8 / Под ред. И. А. Рычкова, Г. Н. Усанова, F.H. Шибанова. — Череповец: Центр повышения квалификации, 2000. С. 14.
  162. , В.А., Марало, в В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / В. А. Ситаров, В.Г.Маралов- под ред. проф. В. А. Сластенина. М., 2000.
  163. , С.Н. Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов: Дисс. .к.п.н. / С.Н. Смирнов- Кострома, 2002.
  164. , Я.В. Граждановедение. Учебное пособие для учащихся их родителей и учителей / Я. В. Соколов. — М.: НВЦ «Гражданин», 1997.
  165. , П. Социальная и культурная мобильность / П. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Наука, 1992. — С. 297−424.
  166. , Л.П. Социальная активность личности: Автореф. дисс.. .к.п.н. / Л. П. Станкевич. М., 1971.
  167. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006).182
  168. Студент и образовательное пространство: мотивации и социально-профессиональные ориентации. Самара: Самарский университет, 2001.
  169. Студенческое самоуправление: социально-психологические аспекты / А. С. Чернышев, Н. С. Степашов, И. Е. Дымов и др. Науч. ред. С. М. Годник. Воронеж: ВГУ, 1990.
  170. , Е.В. Правовое воспитание: методология и методика / Е. В. Татаринцева. — М.: Высшая школа, 1990.
  171. Теория социальной работы: Учебник/ Под. ред. Е. И. Холостовой. -М., 1999.
  172. , JI.B., Тихомиров, М.Ю. Юридическая энциклопедия/ Л. В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров- под ред. М. Ю. Тихомирова. -М.: 1997.
  173. , Ж.Т., Аитов, Н.А., Лапин, Н. И. Социальное проектирование / Ж. Т. Тощенко, Н.А.Аитов, Н.И.Лапин. М., 1982.
  174. Тройка по толерантности. Подростки-москвичи разных национальностей с трудом учатся понимать и уважать друг друга// Российская газета. Федеральный выпуск. — 2007. — 22 марта. № 4321.
  175. , А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии / А. А. Тюков // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987.
  176. , А.А. Организационно-обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности / А. А. Тюков // Игровое моделирование: Методология и практика. — Новосибирск, 1987.
  177. , Т.Т. Молодежь в современном обществе / Т. И. Тюляева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2006. — № 10. С.63−67.
  178. А.В. и др. Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика / А. В. Федоров и др. М.: Изд-во Программы ЮНЕСКО. «Информация для всех», 2005. CD.- 1400 с.
  179. , А., Хейвен, П. Личность и социальное поведение / А. Фернхейм, П. Хейвен. СПб.: Питер, 2001. — 368 с.
  180. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев. -М.: Сов. энциклопедия, 1989.183
  181. , Э. Характер и социальный процесс / Э. Фромм // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: Моск. ун-т, 1982.
  182. , Ю.Р. Социализация личности в условиях трансформации Российского общества / Ю. Р. Хайруллина. — Казань: ИСЭПН АНТ, 1998.
  183. , Е.А. Организация проведения деловых игр / Е. А. Хруцкий. -М.: Высшая школа, 1991.
  184. , А.Е. Теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде: Дисс. на соиск. уч. ст. д. пед. наук / А. Е. Шабалдас. — Ставрополь, 2005.
  185. , А.Ю. Этническая идентичность и поликультурное образование / А. Ю. Шадже // Вестник ПГЛУ. 1999. — № 4. — С.49−52.
  186. , О.Г. Проблемы общей теории нравственно-правового воспитания: Автореф. дис. канд. юрид. наук / О. Г. Шапиева. Л., 1985.
  187. , В.К. Этнокультурная направленность российского образования / В. К. Шаповалов. М., 1997.
  188. , Н.Т. Развитие форм организации студенческого самоуправления в педагогическом вузе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Т. Шафигуллина. Казань, 2005.
  189. М.И. и др. Политика и право / М. И. Шилобод. М: Дрофа, 1995.
  190. , С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 1999.
  191. Школа диалога культур: идеи, опыт, проблемы. Кемерово, 1993.
  192. , Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности / Г. П. Щедровицкий. — М., 1991.
  193. , Г. П. Рефлексия и ее проблемы / Г. П. Щедровицкий // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). М., 1975.
  194. , Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250 с.
  195. , Н.И. Права человека в свободной стране / Н. И. Элиасберг. СПб., 1996.
  196. , В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. JL, 1979.
  197. , В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов Самара, 1995.
  198. , А.А. Рефлексия и игра / А. А. Яковлев // Проблемы методологии. М., 1984.202. www.ec.europa.eu203. www.fom.ru204. www.kremlin.ru205. www.ksu.politnauka.org206. www.psychology.net.ru207. www.religare.ru208. www. school-l.ru209. www. vehi-21vek.ru
Заполнить форму текущей работой