Повышение ресурса деталей газотурбинных двигателей на основе анализа напряженно-деформированного состояния
![Диссертация: Повышение ресурса деталей газотурбинных двигателей на основе анализа напряженно-деформированного состояния](https://gugn.ru/work/2493960/cover.png)
Современное производство новых и ремонтных газотурбинных двигателей (ГТД) авиационного и наземного применения не представляется возможным без анализа и экспериментального исследования напряженно — деформированного состояния (НДС) деталей ГТД. Для оценки и обеспечения надежной работоспособности ГТД в целом большое значение имеет анализ напряжений и деформаций в наиболее нагруженных и ответственных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
- 1. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСА ДЕТАЛЕЙ И КОНСТРУКЦИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ НЕРАЗРУШАЮЩИМИ МЕТОДАМИ РЕНТГЕНОСТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА
- 1. 2. МЕТОД РЕНТГЕНОСТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА (РСА) НАПРЯЖЕНИЙ
- 1. 3. СПОСОБЫ РЕГИСТРАЦИИ ДИФРАКЦИОННЫХ МАКСИМУМОВ ПРИ АНАЛИЗЕ НАПРЯЖЕНИЙ
- 1. 4. ОСНОВНЫЕФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТОЧНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЙ НАПРЯЖЕНИЙ
- 1. 5. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСТАТОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ
- ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ ГТД МЕТОДОМ РСА
- 2. 1. РЕНТГЕНОСТРУКТУРНЫЙ МЕТОД sin2 |/
- 2. 2. ТРЕХОСНОЕ НАПРЯЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
- 2. 3. РЕНТГЕНОВСКАЯ ПОСТОЯННАЯ УПРУГОСТИ
- 2. 4. ВНЕШНИЕ ЭТАЛОНЫ-МЕРЫ НАПРЯЖЕНИЙ
- ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСА ЛОПАТОК ИЗ НИКЕЛЕВЫХ СПЛАВОВ ПУТЕМ ОПТИМИЗАЦИИ НДС
- 3. 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ЖАРОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ ЛОПАТОК ГТД НА СПЛАВЕ ЖС6УВИ
- 3. 2. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОСТАТОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В ЛОПАТКАХ ГТД ТЕНЗОМЕТРИЧЕСКИМ И РЕНГЕНОСТРУКТУРНЫМ МЕТОДАМИ
- 3. 3. АНАЛИЗ ОСТАТОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ НА ЛОПАТКАХ ГТД ПОСЛЕ ГЛУБИННОГО. ШЛИФОВАНИЯ
- ГЛАВА 4. НДС ЛОПАТОК И ДИСКОВ КОМПРЕССОРА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ (КВД) ИЗ СПЛАВА ВТЗ
- 4. 1. АНАЛИЗ НДС И МИКРОТВЕРДОСТИ НА ЛОПАТКАХ КВД ПОСЛЕ ПОВЕРХНОСТНОГО УПРОЧНЕНИЯ ПЕРА ЛОПАТОК ВИБРОГАЛТОВКОЙ
- 4. 2. НДС ДИСКА КВД, РАЗРУШЕННОГО В ЭКСПЛУАТАЦИИ
- ГЛАВА 5. АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО И СТРУКТУРНОГО СОСТОЯНИЯ ДИСКОВ КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ (КНД) ИЗ ТИТАНОВОГО СПЛАВА ВТЗ
- 5. 1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОСТАТОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ НА ДИСКАХ КНД МЕТОДАМИ РСА
- 5. 2. АНАЛИЗ НДС ДИСКОВ КНД ПОСЛЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
- 5. 3. АНАЛИЗ НДС И СТРУКТУРНОГО СОСТОЯНИЯ РЕМОНТНЫХ ДИСКОВ КНД ПОСЛЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ
- 5. 4. АНАЛИЗ НДС И СТРУКТУРНОГО СОСТОЯНИЯ РЕМОНТНЫХ ДИСКОВ КНД ПОСЛЕ РЕСУРСНЫХ ИСПЫТАНИЙ
- 5. 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА РЕМОНТНЫХ ДИСКОВ КНД
Повышение ресурса деталей газотурбинных двигателей на основе анализа напряженно-деформированного состояния (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное производство новых и ремонтных газотурбинных двигателей (ГТД) авиационного и наземного применения не представляется возможным без анализа и экспериментального исследования напряженно — деформированного состояния (НДС) деталей ГТД. Для оценки и обеспечения надежной работоспособности ГТД в целом большое значение имеет анализ напряжений и деформаций в наиболее нагруженных и ответственных деталях — на лопатках и дисках ГТД. Исследование остаточных напряжений (ОН) проводятся на поверхностях деталей в зонах концентраторов напряжений — это замки, полки, кромки лопаток, межпазовые выступы дисков и т. д. Остаточные напряжения в значительной степени определяют качество ГТД и его ресурс. Характер и величина остаточных напряжений, а также распределение их в поверхностных слоях детали определяется технологическими режимами соответствующей обработки и являются одним из показателей при выборе технологических режимов обработки и при контроле их в условиях производства.
Применяемые методы определения ОН на деталях ГТД в основном являются разрушающими (метод Давиденкова, метод механической тензометрии и т. д.), требуют подготовки поверхности деталей и образцов. При этом используются приближенные методики расчета параметров ОН, методы трудоемкие и не всегда отвечают современным требованиям контроля ГТД.
Наиболее эффективным методом неразрушающего контроля для определения остаточных напряжений в деталях является метод рентгеноструктурного анализа. Действующие методики РСА в российских предприятиях авиадвигателестроения позволяют контролировать ОН только на поверхности деталей несложной геометрии.
В поверхностном слое деталей ГТД после механической обработки материал текстурированный, и могут формироваться градиенты напряжений, что требует разработки применения новых методик исследования для уменьшения погрешности измерения ОН. Кроме того, распределение остаточных напряжений в зонах разрушения деталей имеет сложный характер и традиционные методики РСА не применимы. Поэтому развитие метода РСА в производстве ГТД требует создания новых методик для исследования деталей ГТД, включая анализ требований зарубежных стандартов и разработки новых методов комплексного исследования параметров напряженного состояния материалов и других параметров, которые определяют формирование НДС на деталях ГТД.
Внедрение новых технологических процессов исследования ОН на деталях ГТД сложной формы с различными комплексными защитными покрытиями (толщина покрытия более 10 мкм) становится возможным в производстве ГТД при использовании специализированных рентгеновских анализаторов напряжений и разработки методик анализа остаточных напряжений, модуля упругости в покрытиях и других параметров РСА.
Настоящая работа посвящена к систематизации способов решения задач существующими методами РСА и разработке комплексной методики для анализа НДС на деталях ГТД. Это особенно актуально, когда среди приоритетных направлений развития авиационных технологий России важнейшее место отводится неразрушающим методам контроля, достаточно эффективно применяемых в производстве ГТД.
Целью диссертационной работы является повышение ресурса особо ответственных деталей ГТД на основе анализа напряженно-деформированного и структурного состояния поверхностных слоев лопаток и дисков ГТД в зонах концентраторов напряжений методами рентгеноструктурного анализа.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
• разработать комплексную методику РСА для исследования и контроля НДС деталей ГТД;
• исследовать влияние различных технологических операций обработки лопаток и дисков авиационных двигателей на формирование НДС в поверхностном слое материала;
• определить оптимальные технологические параметры рентгеносъемки дисков и лопаток;
• разработать эталонные образцы с мерами оценки уровня ОН методами РСА, обеспечивающих выполнение требований стандартов в машиностроении;
• разработать программы автоматизированного расчета компонентов тензора напряжений и структурных параметров, на основании которых предложен способ оценки остаточного ресурса ремонтных дисков компрессора методами РСА.
Объектом и предметом исследования являются лопатки и диски ГТД, способы обработки деталей ГТД из никелевых и титановых сплавов.
Методики исследования.
Проведены комплексные расчетно-аналитические и стендово-лабораторные изыскания. При планировании и проведении исследований, обработке и интерпретации полученной информации использованы достижения и рекомендации теории и практики (и технологии) в области машиностроения, теории физики твердого тела, теории упругости и пластичности, математической статистики. При экспериментальной оценке напряженно-деформированного состояния, физических и механических свойств поверхностей деталей ГТД применялись методы рентгеноструктурного анализа, электронномикроскопический и элементный анализы и тензометрирование.
Актуальность диссертационной работы.
В настоящий момент современное развитие техники и производства в области машиностроения выдвигает перед конструкторами и технологами все более сложные задачи повышения ресурса ответственных деталей ГТД.
На дисках и лопатках ГТД в процессе эксплуатации значительные изменения структуры и напряженного состояния происходят в приповерхностных слоях деталей в зонах концентраторов напряжений. Эти детали должны обеспечивать надежность ГТД на всех этапах эксплуатации до и после каждого ремонта. На ремонтных лопатках турбины после эксплуатации в составе двигателя происходит выгорание и разрушение жаростойкого покрытия и торцов пера лопатки. На дисках компрессоров в процессе наработки происходит значительное увеличение плотности дислокаций, исчерпание пластичности в приповерхностных слоях радиуса паза, что может привести к преждевременному разрушению диска во время эксплуатации. Для восстановления потребительских свойств этих деталей проводятся ремонтные мероприятия. Ремонтные мероприятия лопаток и дисков включают удаление дефектных слоев материала, получение требуемых геометрических размеров детали с помощью сварки основного и наплавочного материала, нанесение покрытий, проведение различных видов механической и термической обработки. Для исследования и контроля технологических и конструктивных характеристик детали и конструкций используются методы неразрушающего контроля: дефектоскопии и рентгеноструктурного анализа. Методы дефектоскопии используются для определения внешних и внутренних дефектов в детали после различных видов обработки.
Применение неразрушающих методов рентгеноструктурного анализа НДС в поверхностных слоях деталей ГТД позволяет в процессе производства определить браковочные критерии и оптимизировать способы и режимы обработки деталей ГТД для повышения ресурса деталей в эксплуатации. Использование в ремонтных технологиях производства ГТД неразрушающих методов рентгеноструктурного анализа напряжено-деформированного состояния в деталях и конструкциях, а также структуры материалов деталей с различной наработкой в эксплуатации при различных схемах нагружения позволяет определить ремонтопригодность и остаточный ресурс ремонтных деталей в эксплуатации.
Научная новизна.
• Разработана комплексная методика для анализа НДС поверхностных слоев деталей методами РСА для применения в технологиях производства ГТД.
• Определены критерии качества лопаток турбин и компрессоров, повышающие ресурс ГТД.
• Предложены критерии оценки остаточного ресурса дисков компрессора низкого давления из сплава ВТЗ-1 на основе анализа ОН неразрушающим способом.
• Разработан способ определения интегрированного структурного параметра, позволяющий определить стадию «преддефектного» состояния материала ремонтного диска.
• Методом РСА определено напряженное состояние диска компрессора высокого давления из сплава ВТЗ-1 после разрушения в эксплуатации. Показано, что в зонах разрушения диска деформации описываются эллиптической функцией s = f (sin у/), что означает наличие объемно-деформированного состояния в приповерхностных слоях диска.
Практическая значимость.
Результаты исследования данной диссертационный работы отражены в стандартах авиационного предприятия ОАО «НПО"Сатурн» для анализа НДС деталей ГТД методами РСА. Стандартизация методов анализа ОН на деталях ГТД позволяет установить единые требования по использованию методологии проведения измерений и обработки экспериментальных данных, а анализ экспериментальных результатов исследования НДС деталей ГТД позволяет оптимизировать производственные процессы изготовления и ремонта ГТД.
Созданы внешние эталоны с заданным уровнем напряжений, испытанных в аттестованных лабораториях «Snecma Moteurs» (Франция), «Stresstech» (Финляндия) и ОАО «НПО"Сатурн» (Россия). Создание эталонных образцов (внешних эталонов) с мерой напряжений позволили аттестовать технологические процессы изготовления двигателей SAM-146, Д30КУ-КП-КУ154.
Полученные критерии оценки степени повреждения ремонтных дисков КНД из сплава ВТЗ-1 по изменению параметров напряженного и структурного состояния материала дисков, определенных методами РСА, позволяют неразрушающим способом определять «преддефектное» состояние ремонтных дисков двигателей ЦЗОКУ/КП/КУ-154 с различной наработкой в эксплуатации.
Достоверность результатов работы обеспечивается использованием фундаментальных положений физики твердого тела, стандартизированных методик, применяемых в различных отраслях машиностроения, современных средств контроля с аттестованными метрологическими характеристиками, программного обеспечения для автоматического способа проведения измерений и обработки экспериментальных данных с применением методов математической статистики, большим объемом экспериментальных исследований, воспроизводимостью экспериментальных результатов. Достоверность научных выводов и рекомендаций обеспечивается удовлетворительным согласованием расчетных и экспериментальных данных.
Положения, выносимые на защиту:
• Комплексная методика анализа напряженно-деформированного состояния деталей ГТД.
• Результаты определения напряженно-деформированного состояния лопаток и дисков компрессора авиационного двигателя из титанового сплава ВТЗ-1 методами РСА.
• Методики и результаты оценки «преддефектного» состояния ремонтных дисков КНД из титанового сплава ВТЗ-1 по определению интегрированного структурного параметра неразрушающими методами РСА.
• Результаты определения напряженно-деформированного состояния жаростойкого покрытия Al-Y-Si лопаток турбины авиационных двигателей из жаропрочного никелевого сплава ЖСбУВи.
• Результаты определения напряженно-деформированного состояния лопаток турбины авиационных двигателей из жаропрочного никелевого сплава ЖС6К после глубинного шлифования.
Объем работ:
Диссертационная работа состоит из 5 глав (включая введение и заключение) и содержит 169 страниц машинописного текста, 68 рисунков, 18 таблиц и список литературы из 91 наименования, 5 приложений.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.
1. Разработана комплексная методика анализа напряженного состояния деталей ГТД на основе систематизации рентгеноструктурных методов определения остаточных напряжений на деталях машиностроения.
2. Установлено, что в результате создания остаточных напряжений сжатия вдоль паза ремонтных дисков КНД из сплава ВТЗ-1 после обработки протягивания в диапазоне от -50 МПа до -220 МПа и дробеструйной обработки — в диапазоне от -300 МПа до -450 МПа повышен ресурс дисков в эксплуатации 2−2,5 разана лопатках из сплава ЖС6К после глубинного шлифования определены рациональные уровни остаточных напряжений (- 350 -г- -550) МПа в продольном направлении глубинного шлифования и (- 500 -г -800) МПа — в поперечном направлении.
3. Установлены рациональные технологические параметры рентгеносъемки на лопатках и дисках ГТД: на лопатках из сплава ЖС6К после глубинного шлифования при использовании марганцевого излучения: Мп — К а, фаза Ш3А1 угол дифракции 29 (311)= 152,5°- осцилляция Ац/ = ±4°, осцилляция А<�р = ±10°, рентгеновская постоянная упругости Е/(1 + у) = 152.
ГПана лопатках из сплава ЖСбУВи с покрытием ВСДП11 на хромовом излучении: Сг-Ка, фаза NiAl, 2?(211)=153°, E/(l + v) = 91 ГПа и на титановом излучении: Ti-Ka, 26>(200)=144°, Ej (l + v) = 68 ГПана лопатках и дисках компрессоров из сплава ВТЗ-1 на титановом излучении: Ti-Ka, фаза, а — Ti- 26(П 0)= 139°- Лу/ = ±4°- Ef (l + v) = 83 ГПа.
4. Разработаны внешние эталоны для аттестации технологических процессов измерения ОН на деталях ГТД методом РСА. Подана заявка на полезную модель технологии изготовления эталонного образца — меры напряжений.
5. Разработаны программы расчета компонентов тензора напряжений и структурных параметров, на основании которых предложен способ определения параметра напряжений Ка и интегрированного структурного параметра BJ, позволяющих определить стадию «преддефектного» состояния материала ремонтного диска. Подана заявка на патент на способ оценки «преддефектного» состояния на дисках компрессоров.
Список литературы
- Патент RU 2 215 280. Способ оценки остаточного ресурса Текст. / А. В. Котелкин, А. Д. Звонков, А. В. Лютцау и др. -Бюл.№ 30, 2003 г.
- Михайленко, А.Н. Увеличение ресурса титановых дисков компрессоров Текст. // Конструкция и прочность /А.Н. Михайленко, Т.И. Прибора/ Вестник двигателестроения. -2006.-№ 3. С.75−79.
- Шанявский, A.A. Методы анализа эксплуатационной циклической долговечности дисков газотурбинных двигателей Текст. //Воздушный транспорт. Обзорная информация / A.A. Шанявский / М.: Центр научно-технической информации гражданской авиации. 1991 г. -72с.
- Фирстов, С. А. Теоретическая прочность и теоретическая твердость Текст. / С. А. Фирстов/ Деформация и разрушение материалов. -№ 5, -С. 1 -7.
- Рыбакова, Л. М. Структура и износостойкость металла/ Л. М. Рыбакова, Л.И. Куксенова/-М., «Машиностроение», 1982. С. 79.
- Штремель, M. А. О единстве в многообразных процессах усталости Текст. /М. А. Штремель/ Деформация и разрушение материалов. -№ 6. -2011.-С.1 — 12.
- Кутырев, В.В. Закономерности рассеяния и статистическая оценка границ распределения долговечности дисков КНД авиационных двигателей / В. В. Кутырев, C.B. Теплова/ -Вестник государственного аэрокосмического университетеа. -№ 3 (19). -2009. -С.376−380.
- Шанявский, A.A. Безопасное усталостное разрушение элементов авиаконструкций. Синергетика в инженерных приложениях /A.A. Шанявский. Уфа: Монография. 2003- 803 с.
- Кутырев, В.В. Исследование напряжённого состояния и критерии прочности дисков компрессоров из титановых сплавов / В. В. Кутырев / -Конверсия в машиностроении. 2006. -№ 6. -С. 9−13.
- Кутырев, В.В. Закономерности рассеяния малоцикловой долговечности никелевых и титановых сплавов /В.В. Кутырев, С. В. Теплова // -Конверсия в машиностроении-2008. -№ 1. -С. 42−45.
- Кутырев, В.В. Закономерности малоцикловой долговечности, критерии прочности и прогнозирование ресурса дисков авиационных двигателей /В.В. Кутырев //-Конверсия в машиностроении. -2008, -№ 2, ('.29 -34.
- Гольдштейн, М.И. Металлофизика высокопрочных сплавов / М. И. Гольдштейн, В. С. Литвинов, Б.М. Бронфин/ М.: Металлургия. -1986. 309 с.
- Акуличев А.Г. Исследование закаленного нитроцементованного слоя стали 20ХЗМВФ методом полнопрофильного анализа рентгенограмм// А. Г. Акуличев, В. Д. Андреева, В. В. Трофимов. -Научно-технические ведомости СПбГПУ, -2011. № 1. -С. 168−170.
- Серенсен, С. В. Сопротивление материалов усталостному и хрупкому разрушению /C.B. Серенсен/. М.: Машиностроение. -1975. -С.304.
- Горелик, С.С. Рентгенографический и электроннооптический анализ Текст. / С. С. Горелик, JI.H. Расторгуев, Ю.А.Скаков/ -М.: Металлургия. 1970. -351с.
- Уманский Я.С. Кристаллография, рентгенография и электронная микроскопия Текст. / Я. С. Уманский, Ю. А. Скаков, А. Н. Иванов и др. / -М.: Металлургия. 1982. 339 с.
- Комяк, Н.И. Рентгеновские методы и аппаратура для определения напряжений Текст. Н. И. Комяк, Ю. Г. Мясников -Л.: Машиностроение. 1972. -88с.
- Русаков, А.А. Рентгенография металлов Текст. /А.А. Русаков/ -М.: Атомиздат. 1977. -480 с.
- Васильев, Д.М. Современное состояние рентгеновского способа измерения макронапряжений (обзор) Текст. / Д. М. Васильев, В. В. Трофимов. -Заводская лаборатория, -1984, т.50, № 7, -С. 20−29.
- Noyan, I.C. Residual stress. Measurement by diffraction and interpretation, Materials research and engineeringText./ I.C. Noyan, J. B. Cohen/ Springer-Verlag. 2003, — P. 122−126.
- Самуль, В.И. Основы теории упругости и пластичности Текст. / В. И. Самуль/-М.: Высшая школа. -1982. -264 с.
- Fitzpatrick, М.Е. Determination of residual stresses by X-Ray diffraction Text. / M.E. Fitzpatrick, A.T. Fry, P. Holdway, F.A. Kandil, J. Shackleton, L. Suominen/ Measurement Good Practice Guide -2005. № 52. -P. 1−68.
- Фукс, М.Я. Рентгеновский метод определения макронапряжений /М.Я.Фукс, Л. И. Гладких/-Заводская лаборатория. -1965. -т.31, -№ 8, -С.978−981.27. http://intra.stresstechgroup.com/stresswiki/index.php/Dolle-Hauk metod.
- Lu, J. Handbook of measurement of residual stresses Text./J. Lu, Society for Experimental Mechanics Inc.// The Fairmont Press Inc. -1996, -P. 89−90.
- Lonsdale, D. The development of transportable X-ray diffractometer for measurement of stress Text. / D. Lonsdale, P. Doig / Proc. of the Second International Conf. on Residual Stresses. Nancy. France. -23−25 Nov. 1988.
- Gibmeier, J. Round robin test on the determination by X-ray diffraction Text. / J. Gibmeier, J. Lu, B. Scholtes/ Materials science forum. -Trans tech publications «Switzerland. -2002. Vols.404−407. P.659−664.
- РД 34.17.425−86. Методические указания по рентгенографическому определению макронапряжений в металле циркуляционных трубопроводов и корпусного оборудования электростанций Текст. -М.: ВТИ им. Дзержинского. -1989. -32с.
- Лютцау, А. В. Новые средства диагностики и неразрушающего контроля напряженного состояния заготовок и изделий Текст. // сб. пластическая деформация сталей и сплавов / А. В. Лютцау, А. В. Котелкин, А. Д. Звонков, Д. Б. Матвеев //-М.: МИСиС, -1996. -С.436 441.
- Лютцау, А. В. Портативный рентгеновский дифрактометр Текст. /А.В. Лютцау, А. В. Котелкин, А. Д. Звонков и др./- Контроль. Диагностика, -№ 5, 2002. — с.38−40.
- ХРА 09−285. Методы испытании для анализа остаточных напряжений дифракцией рентгеновских лучей Текст. / AFNOR (французская ассоциация по стандартизации). 1999. -27 с.
- Зевин, Л.С. Количественный рентгенографический фазовый анализ Текст. / Л. С. Зевин, Л.Л.Завьялова/-М.:Недра. 1974,-180с.
- Бецофен, С.Я. Количественный фазовый анализ текстурированных титановых сплавов Текст. // Труды 3 Международной конференции «Титан-2006 в СНГ/ С. Я. Бецофен, A.A. Таранишин, П. В Панин. -2006. -с.287−291.
- Бецофен, С.Я. Текстура и конструкционная прочность сферических сосудов давления из сплавов титана Текст. / С. Я. Бецофен, А. А. Ильин, А. Д. Плотников, A.A. Таранишин. -Авиационная промышленность. -2006, -№ 4, -с. 26−32.
- Munsi, A.S.M.Y. A method for determining X-ray elastic constants for the measurement of residual stress Text. // A.S.M.Y. Munsi, A.J.Waddel, C.A.Walker/ Blackwel publishing Ltd// Strain. -2003. 39. -P.3−10.
- Тейлор, А. Рентгеновская металлография Текст. / А. Тейлор /М: Металлургия, 1965, 664 с.
- Residual Stress Measurement by X-Ray Diffraction Text. SAE International HS-784, second edition. -2003. -Chapter 7.3. -P. 1−85.
- Методы испытания, контроля и исследования машиностроительных материалов Текст. // Физические методы исследования металлов / Под ред. А. Т. Туманова. -М.: Машиностроение. 1983. -Т. 1. -554 с.
- Васильев, Д.М. Рентгенографическое изучение распределения напряжений по сечению изделия Текст. /Д.М. Васильев// Заводская лаборатория. -1966. -Т.32. -№ 6. С.708−711.
- Полетаев, В.А. Универсальные технологические схемы глубинного шлифования лопаток ГТД Текст. / В. А. Полетаев, Д. И.// -Справочник. Инженерный журнал. 2009. № 4. -С. 7−10.
- Цветков, Е. В. Актуальность многокоординатного глубинного шлифования Текст. / Е. В. Цветков // XXXIV Гагаринские чтения. Научные труды Международной молодежной научной конференции. В 8-и т.- Москва: МАТИ-РГТУ, 2008.- Т.6.-С. 78−80.
- Полетаев, В. А. Глубинное шлифование лопаток Текст. / В. А. Полетаев, Д. И. Волков.-М.: Машиностроение. 2009. -272 с.
- Братухин, А.Г. Основы технологии создания газотурбинных двигателей для магистральных самолетов Текст. / А. Г Братухин, Ю. Е. Решетников, A.A. Иноземцев. -М.: Авиатехинформ. 1999. -С.З02−324.
- Голуб, В.П. Циклическая ползучесть жаропрочных никелевых сплавов Текст. /В.П. Голуб/-Киев: Наукова думка. 1983. -221 с.
- Гецов, Л.Б. Материалы и прочность газовых турбин Текст. /Л.Б. Гецов /-Л.: Машиностроение. 1973. -296 с.
- Захаров, М.В. Жаропрочные сплавыТекст. /М.Б. Захаров, А. М. Захаров / -М.: Металлургия. 1972. -384 с.
- Ищенко, И.И. Влияние высоких температур на сопротивление усталости жаропрочных сталей и сплавов Текст. /И.И. Ищенко, А. Д. Погребняк, Б.Н. Синайский/ -Киев: Наукова думка. 1979. -176 с.
- Химушин, Ф.Ф. Жаропрочные стали и сплавы Текст. / Ф.Ф.Химушин/-М.: Металлургия. 1969. -752 с.
- Биргер, И.А. Остаточные напряжения Текст. /И.А. Биргер/ -М.: Машгиз.1963. -232 с.
- ASTM El426. Стандартный метод тестирования для определения эффективного параметра упругости измерением рентгеновской дифракции Текст.-1991.
- Ahmaniemi, S. Residual stresses in plasma sprayed alumina and cromia coatings and their effect on wear Text. / S. Ahmaniemi, J. Knuuttila, T. Mantula /UTSC'99-United thermal spray conference. 17−19.3.1999. Dusseldorf. -1999. -P. 145−150.
- Патент RU 2 072 514. Рентгеноструктурный способ определения долговечности дисков турбины Текст./С.Я. Бецофен / 1999.
- Трофимов, В.В. Исследование остаточных напряжений в деталях ГТД сложной формы методом рентгеновской тензометрии Текст.// Научно-технические ведомости СПбГПУ/ В. В. Трофимов, H.A. Яблокова /- СПб. -2011.-№ 1.-С. 112−117.
- Яблокова H.A. Напряженное состояние в поверхностном слое покрытий лопаток турбины // Авиадвигатели XXI века Электронный ресурс.: материалы конф. Электрон, дан., 30.11.2010−03.12.2010 /H.A. Яблокова/ - М.: ЦИАМ. -2010. -С.114−117.
- Яблокова, H.A. Анализ напряженно-деформированного состояния лопаток ГТД методом рентгеноструктурного анализа и механическим методом Текст. / H.A. Яблокова/ Научно-технические ведомости СПбГПУ. -СПб.: СПБГПУ. — 2011. — № 1.-С. 117−122.
- Яблокова, H.A. Анализ остаточных напряжений на лопатках ГТД после глубинного шлифования Текст. // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии /H.A. Яблокова/ — Рыбинск: РГАТА. — 2010. —№ 3 (18), —С.149−158.
- Яблокова, Н. А. Анализ напряженного состояния в поверхностных слоях лопаток ГТД Текст. // Фазовые превращения и прочность кристаллов: Сб. тезисов VI Международной конференции, 16.11.2010−19.11.2010 / Н. А. Яблокова / -Черноголовка, 2010, -С. 159−160.
- Рыбакова, Л.М. К методике исследования шероховатых поверхностей скользящим пучком рентгеновских лучей / Л. М. Рыбакова, А. Н. Назаров. -Заводская лаборатория. -1978, № 1, -С.40.
- Peiter, A. Simultaneous X-ray measurement in situ of triaxial stresses, Poisson’s ratio and the stress free lattice spacing Text. / A. Peiter, H. Wern / Strain. -1987. Aug. -P. 103−107.
- Wern, H. Drei- zwei und einaxiale Auswertungen von Rontgenverformungsmessungen Text. / H. Wern // Swiss Materials, -1989. 5. -P 16−23.
- Wern, H. Influence of measurement and evaluation parameters on stress distributions investigated by Xrays Text. / H. Wern // Strain. -1991. -P 127−136.
- Wern, H. 3-, 2- und 1-axiale Rontgen-Spannungensmessungen die Rontgen-Integral-Method (RIM) / H. Wern Text. / Handbuch Spannungsmesspraxis// Vieweg Verlag. -1992. -P.228−301.72. http://intra.stresstechgroup.com/stresswiki/index.php/DepthCorrection.
- Абраимов, H.B. Химико-термическая обработка жаропрочных сталей и сплавов/ Н. В. Абраимов, Ю.С. Елисеев/-М.: «Интермет Инжиниринг». 2001.-620 с.
- Патон, Б.Е. Жаропрочность литейных никелевых сплавов и защита их от окисленияТекст. / Б. Е Патон, Г. Б. Строганов, С. Т. Кишкин,
- С.З.Бокштейн, A.B. Логунов, И. С. Малашенко, Б. А. Мовчан, В.А.Чумаков/Киев: «Наукова думка». 1987. -258 с.
- Кузнецов, В.П. Морфология и кристаллография r? и у'- фаз в покрытии Ni-Cr-Al-Y на сплаве ЖС6УВиТекст. / В. П. Кузнецов,
- A.А.Копылов, В. А. Стяжкин и др. /Изв.АН.СССР. -Металлы, -1990. № 4. -С75−78.
- Урывский, Ф.П. Наклеп и остаточные напряжения при обработке жаропрочных сплавовТекст. / Ф. П. Урывский, Б.С. Коротин/ Сборник трудов Куйбышевской межзаводской конференции по обмену опытом. -1964.
- Коротин, Б.С. Влияние температуры резания на образование остаточных напряжений при механической обработкеТекст. /Б.С. Коротин/ Труды КуАИ, сб.// Повышение производительности и качества при обработке жаропрочных и титановых сплавов. -1965. -С.28−30.
- Kraus, I. Rentgenova tenzometie, Academia Praha Текст. / I. Kraus, V.V. Trofimov/-Academia Praha, -1988. -248 st (чешек.).
- Трофимов, B.B. Методы рентгеновской тензометрии Текст./
- B.В.Трофимов, Е. Н Радеева -Проблема прочности, Т.7, -1977, -С.30−32.
- Клюев, В.В. Подходы к построению систем оценки остаточного ресурса технических объектов Текст. /В.В. Клюев/ -Диагностика и контроль. -2007. -№ 3.-С. 18−23.
- Лоскутов, C.B. Влияние электроимпульсной обработки на структуру и долговечность титановых сплавовТекст. / С. В. Лоскутов, В.В.Левитин/ -Журнал технической физики. -2002, том 72, — вып.4, — С.133−135.
- Диваков, А.К. Откольная прочность титановых сплавов Текст. /А.К. Диваков, Ю. И. Мещеряков, Н. И. Жигачева, Б. К. Барахтин, W.A.Cooch / -Физическая мезомеханика. -2009, -12(6), -С.42−52.
- Вишняков, Я.Д. Современные методы исследования структуры деформированных кристалловТекст. / Я. Д. Вишняков / -М.: Металлургия, -1975, -479 с.
- SU № 344 327. Способ определения ресурса пластичности материала тонкостенных элементов конструкций/ kh. G 01 N 23/20. -1970.
- SU № 421 920. Способ рентгенографического контроля ресурса пластичности мартенситно-стареющих сталей kji. G 01 N 23/20, 1972.
- Заявка SU № 2 985 909/18−25. Способ определения качества материалаов/-кл.О 01 N 23/20. -18.09.80.
- Патент RU 2 393 451 С1. Способ эксплуатации авиационного двигателя по его техническому состоянию Текст./С.Д. Потапов / 2010.