Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка методов рационального использования упражнений ЛФК для активации мышц, участвующих в дыхании, с целью повышения функциональных резервов детского организма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Систематические занятия по нашей методике в течение одного учебного года (с сентября по май) приводят к положительным изменениям показателей функциональной активности организма, а именно: увеличивается жизненная ёмкость лёгких, максимальный экспираторный поток, длительность речевого выдоха с учётом и без учёта сопротивления органов артикуляции, активность мышц лица и эмоциональность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Литературный обзор
    • 1. 1. Изучение развития дыхательной системы
    • 1. 2. Роль дыхательной системы на этапах развития организма человека
    • 1. 3. Физические упражнения и методики их применения для улучшения работы дыхательной системы
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Анкетирование
      • 2. 2. 2. Функциональные пробы
      • 2. 2. 3. Тесты по определению уровня физического развития
      • 2. 2. 4. Методы математической статистики
  • СОБСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • Глава 3. Разработка дополнительных тестов для определения функциональной активности организма
    • 3. 1. Тест на определение силы мышц лица (в баллах)
    • 3. 2. Тест на определение активных мышц лица (в процентном соотношении)
    • 3. 3. Тест на определение проявления эмоциональности (эмоциональной выразительности) (в баллах)
    • 3. 4. Тест на определение активности мышц лица (в баллах)
    • 3. 5. Тесты на определение силы мышц шеи
    • 3. 6. Тесты на определение умения выполнять упражнения для укрепления межрёберных мышц
    • 3. 7. Тесты на определение силы мышц живота
    • 3. 8. Исследование осанки в различных условиях
    • 3. 9. Оценка иммунитета (количество детей с хорошим иммунитетом в %)

    Глава 4. Разработка и биологическое обоснование методики ЛФК с применением физических упражнений для их использования в целях совершенствования резервов дыхательной функции и других, связанных с ней систем организма.

    4.¡-.Разработка методики ЛФК с применением нагрузки на дыхательные мышцы с учётом их расположения и функций.

    4.2. Методика выполнения упражнений для укрепления мышц лица и некоторых мышц шеи.

    4.3.Методика выполнения упражнений для укрепления мышц шеи.

    4.4. Методика выполнения упражнений для укрепления межрёберных мышц.

    4.5. Методика укрепления мышц живота.

    4.6. Методика повышения функциональных возможностей дыхательной системы с использованием 4-х комплексов упражнений для укрепления всех мышц, обеспечивающих процесс дыхания.

    Глава 5. Определение эффекта применения разработанной нами системы специальных физических упражнений для повышения выносливости и функциональных резервов дыхательной системы и связанных с ней систем организма.

    Обсуждение результатов.

    Выводы.

Разработка методов рационального использования упражнений ЛФК для активации мышц, участвующих в дыхании, с целью повышения функциональных резервов детского организма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В работах ряда авторов изучаются нарушения функций дыхательной системы, оказывающие влияние на состояние сердечно-сосудистой системы (146, 244, 283), опорно-двигательного аппарата (107), внутренние органы (109), зрение и слух (225, 304), речь (77, 249, 303), формирование скелета лица и зубочелюстной системы (349, 350), психики (39, 122, 295).

Особое значение полноценность функции дыхания оказывает на утомление, связанное с физическими нагрузками (127, 149, 280).

У детей встречаются нарушения дыхательного ритма, частоты дыхания, неправильное ротовое дыхание, что является причиной быстрой утомляемости при физических нагрузках. Это нарушает процесс спортивной тренировки, препятствует достижению высокого тренировочного эффекта и может привести к нарушению в деятельности сердечно-сосудистой, пищеварительной, опорно-двигательной и центральной нервной систем (1).

Средством повышения функциональности дыхательной системы и тренировки дыхательных мышц являются специальные физические упражнения. Однако, несмотря на многочисленные работы, посвящённые применению лечебной физической культуры и специальных физических упражнений для развития дыхательной системы, не разработаны чёткие критерии использования физических упражнений для мышц дыхательной системы в структуре восстановительных мероприятий (8, 9, 10, 11).

Учитывая вышесказанное, актуальным является исследование применения определённых физических упражнений, направленных на увеличение силы локальных групп мышц дыхательной системы (четырёх групп локальных мышц, разделённых по локализации на мышцы лица, шеи, межрёберные и живота) и повышение функциональных резервов дыхательной системы и других, связанных с ней систем организма.

Цель исследования: разработать и обосновать эффективность воздействия системы специальных физических упражнений, увеличивающих силу локальных групп мышц дыхательной системы, для повышения функциональных возможностей организма, включая дыхание.

Объект исследования: функциональные возможности дыхательной системы и организма детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: показатели функциональных изменений дыхательной системы и общего развития организма детей младшего школьного возраста в процессе занятий специальными физическими упражнениями.

Гипотеза. Предполагается, что использование специальных физических упражнений как средство увеличения силы локальных групп мышц дыхательной системы позволит повысить функциональные возможности как дыхательной системы, так и других систем, связанных с ней.

Задачи исследования.

1. Провести сравнительную оценку показателей функционального состояния (физиологического, кинезиологического и психоэмоционального) до и после тренировки локальных групп мышц, участвующих в акте дыхания у детей.

2. Оценить методами математическое статистики воздействие специальных физических упражнений, направленных на увеличение силы локальных групп мышц, участвующих в акте дыхания (мышц лица, шеи, межрёберных мышц и мышц живота) на функциональное состояние занимающихся.

3. Разработать и биологически обосновать лечебно-профилактическую и восстановительную технологию применения физических упражнений для увеличения резервов дыхательной функции и восстановления нарушений функционального состояния у детей в процессе обучения.

4. Определить эффект применения специальных физических упражнений, направленных на увеличение силы локальных групп мышц дыхательной системы, на повышение функциональных резервов дыхательной системы и связанных с ней систем организма.

Научная новизна результатов исследования:

Доказано, что выделение для тренировки локальных групп мышц, участвующих в акте дыхания, позволяет аналитически подбирать физические упражнения для сохранения и восстановления функциональной активности дыхательной, сердечно-сосудистой, центральной нервной систем и опорно-двигательного аппарата у детей.

Впервые разработана и физиологически обоснована новая лечебно-профилактическая и восстановительная технология применения физических упражнений для их использования в целях совершенствования резервов дыхательной функции и восстановления организма в целом. Технология заключается в применении определённых комплексов физических упражнений, подобранных для каждой локальной группы мышц в соответствии с дифференциацией по местоположению (на лице, шее, туловище), расположению относительно дыхательных путей и органов (носа с околоносовыми пазухами, глотки, гортани и трахеи, грудной клетки), совмещению дыхательной функции с другими функциями, участию во вдохе (мышц шеи) или выдохе (мышц живота), участию в обеспечении дыхания носом или ртом, участию в дыхании при низких или высоких нагрузках.

Установлены корреляционные взаимосвязи физиологического воздействия специальных физических упражнений, направленных на увеличение силы локальных групп мышц, участвующих в акте дыхания (мышц лица, шеи, межрёберных мышц и мышц живота) и функциональных изменений в организме занимающихся.

Показано, что дозирование количества повторений физических упражнений рассчитано с применением метода повторного максимума и биологически обоснованно выполнение упражнений при чередовании нагрузки и отдыха, что повышало эффект тренировки.

Доказано, что упражнения для укрепления мышц шеи (повороты головы в стороны, наклоны головы вперёд и назад, круговые движения головы), выполняемые в исходных положениях лёжа на спине, на груди, на боку, увеличивают нагрузку на мышцы шеи при выполнении упражненийупражнения для укрепления межрёберных мышц (различные движения свободной рукой), выполняемые в исходных положениях стоя, сидя, лёжа на спине. При этом кисть одной руки находится на противоположном боку, увеличивая нагрузку на межрёберные мышцы при дыхании и выполнении упражненийупражнения для мышц лица, заключающиеся в изображении различных эмоций, в том числе в игровой форме, с поочерёдным участием всех мышц лица, позволяют увеличить нагрузку на мышцы, обеспечивающие носовое и ротовое дыхание.

Установлено, что нагрузка на локальные группы мышц, участвующих в акте дыхания, приводит к улучшению показателей дыхательной системы и функциональной активности организма:

— при нагрузке на мышцы живота увеличивается число детей, использующих преимущественно брюшной тип дыханияпри нагрузке на мышцы шеи увеличивается число детей, использующих преимущественно грудной тип дыханияа при нагрузке на межрёберные мышцы увеличивается число детей, использующих преимущественно смешанный или грудной типы дыхания;

— увеличивается жизненная ёмкость лёгких, сила мышц, участвующих в акте дыхания, максимальный экспираторный поток, длительность речевого выдоха с учётом и без учёта сопротивления органов артикуляции, дистанция, пройденная бегом за 6 минут, активность мышц лица и эмоциональность, продолжительность времени задержки дыхания при выполнении проб Генчи и Штанге, число детей, переставших гнусавить, и число детей с хорошей осанкой;

— уменьшается число дыханий, показатель теста речевого дыхания и число детей, дышащих ртом;

— улучшаются показателя силы голоса, оценки выполнения упражнения на бревне, стойки на лопатках, стойки на голове и руках;

— повышается резистентность к простудным заболеваниям, что объясняется гипертрофией мышц шеи в результате тренировки, которая ведёт к повышению капилляризации, что в свою очередь приводит к увеличению кровои лимфотока.

Теоретическая значимость.

Полученные данные расширяют представления о роли тренировок локальных групп мышц дыхательной системы в становлении и формировании дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и центральной нервной систем.

Обоснован возможный механизм положительного действия методов применения специальных физических упражнений с нагрузкой на локальные группы мышц, участвующих в акте дыхания, для улучшения эффективности профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий, которые позволяют повысить функциональные резервы дыхательной системы и других, связанных с ней систем организма.

Практическая значимость.

Разработана методика повышения выносливости и функциональных резервов дыхательной системы и других, связанных с ней систем организма.

При этом используются упражнения для определённых групп мышц, позволяющие корректировать определённые функциональные нарушения у детей, повышать уровень их выносливости и адаптации к условиям жизнедеятельности.

Разработанная методика повышения функциональных возможностей дыхательной системы позволяет повысить работоспособность дыхательной системы и всего организма ребёнка, улучшить показатели физической подготовленности в условиях воспитательного процесса детей в учебном учреждении. Данная методика способствует повышению выносливости при длительной физической нагрузке средней интенсивности, улучшению речи, общительности и стабилизации психического состояния, улучшению осанки и координации, умения выполнять упражнения на равновесие, приспособляемости и адаптационных возможностей организма.

Результаты научно-исследовательской работы по теме диссертации внедрены в учебный процесс деятельности учебных учреждений (средняя общеобразовательная школа № 1 г. Куровское) и подтверждаются четырьмя актами внедрения в практику.

Методика повышения резервов дыхательной системы и общего развития организма может использоваться в преподавании спецкурса для студентов физкультурных ВУЗов.

Основные положения.

При использовании авторских методик тренировки локальных мышц, участвующих в акте дыхания, разделяемых по их месторасположению относительно дыхательных путей (мышц лица, шеи, грудной клетки и живота) установлено:

— повышение показателей функциональных резервов (частоты дыхания, времени задержки дыхания, жизненной ёмкости лёгких, типа дыхания, изменение типа дыхания с переходом на дыхание носом);

— улучшение показателей функциональной активности (максимального экспираторного потока, повышение показателя 6-минутного бега, улучшение выполнения упражнений на бревне, стойки на лопатках, стойки на голове и руках);

— улучшение иммунитета и осанки, стабилизация психоэмоциональной сферы и увеличение количества активно используемых мышц лица;

— снижение частоты речевого дыхания и гнусавость, увеличение силы голоса, удлинение речевого выдоха без сопротивления органов артикуляции и с учетом сопротивления органов артикуляции.

При нагрузке на определённые группы локальных мышц происходит смена преимущественного типа дыхания.

Упражнения для мышц лица способствуют достоверному повышению активности мышц лица и эмоциональностиувеличению дистанции, пройденной бегом за 6 минутувеличению продолжительности времени задержки дыхания при выполнении проб Генчи и Штанге, увеличению количества детей, переставших гнусавить, увеличению активности и силы мышц лица, длительности речевого выдоха с учетом сопротивления органов артикуляцииснижению количества детей, дышащих ртом.

Упражнения для мышц шеи способствуют повышению показателей жизненной емкости легкихсилы мышц вдохаувеличению дистанции, пройденной бегом за 6 минутулучшению осанки и иммунитетаснижению числа дыханий в минуту у детей как одного из признаков тренированности детей младшего школьного возраста.

Упражнения для межрёберных мышц также способствуют достоверному повышению жизненной емкости легкихувеличению силы межрёберных мышц, дистанции, пройденной бегом за 6 минутснижению уровня частоты дыхания.

Упражнения для мышц живота приводят к достоверному увеличению максимального экспираторного потока, уменьшению числа дыханий, улучшению показателя силы голоса, снижению показателя речевого дыхания, увеличению длительности речевого выдоха без учёта сопротивления органов артикуляции, увеличению дистанции, пройденной бегом за 6 минут, улучшению выполнения упражнения на бревне, стойки на лопатках, стойки на голове и руках, увеличению числа детей с хорошей осанкой.

Установлена важная роль тренировочной нагрузки определённых локальных мышц, участвующих в акте дыхания, для коррекции возможных функциональных нарушений в организме ребёнка в процессе обучения.

Выводы.

1. Систематические занятия по нашей методике в течение одного учебного года (с сентября по май) приводят к положительным изменениям показателей функциональной активности организма, а именно: увеличивается жизненная ёмкость лёгких, максимальный экспираторный поток, длительность речевого выдоха с учётом и без учёта сопротивления органов артикуляции, активность мышц лица и эмоциональность, продолжительность времени задержки дыхания при выполнении проб Генчи и Штанге, дистанция, пройденная бегом за 6 минут, число детей, переставших гнусавить, и число детей с хорошей осанкой, а также сила мышц, участвующих в акте дыханияуменьшается число дыханий в минуту, число детей, дышащих ртомулучшаются показатели силы голоса, речевого дыхания, выполнение упражнений на бревне, стойки на лопатках, стойки на голове и руках, повышается иммунитет.

2. Применение нагрузки на определённые группы локальных мышц приводит к смене преимущественного типа дыхания. При нагрузке на мышцы живота увеличивается число детей, использующих преимущественно брюшной тип дыханияпри нагрузке на мышцы шеи увеличивается число детей, использующих преимущественно грудной тип дыханияа при нагрузке на межрёберные мышцы увеличивается число детей, использующих преимущественно смешанный или грудной типы дыхания.

3.Нагрузка на мышцы живота способствует повышению выносливости при длительной физической нагрузке средней интенсивности, улучшению речи, улучшению осанки и координации, умения выполнять упражнения на равновесиенагрузка на мышцы шеи способствует повышению выносливости при длительной физической нагрузке средней интенсивности, улучшению осанки и координации, приспособляемости и адаптационных возможностей организманагрузка на межрёберные мышцы способствует повышению выносливости при длительной физической нагрузке средней интенсивностинагрузка на мышцы лица способствует повышению выносливости при длительной физической нагрузке средней интенсивности, улучшению речи, общительности, стабилизации психического состояния.

4. Установлены корреляционные взаимосвязи биологического воздействия специальных физических упражнений, направленных на увеличение силы локальных групп мышц, участвующих в акте дыхания (мышц лица, шеи, межрёберных мышц и мышц живота) и изменений в организме занимающихся. Для увеличения нагрузки на дыхательные мышцы используются упражнения для укрепления мышц шеи (повороты головы в стороны, наклоны головы вперёд и назад, круговые движения головы), которые выполняются в исходных положениях лёжа на спине, на груди, на боку, что увеличивает нагрузку на мышцы шеи при выполнении упражненийупражнения для укрепления межрёберных мышц (различные движения свободной рукой) выполняются в исходных положениях стоя, сидя, лёжа на спине, при этом кисть одной руки находится на противоположном боку, что увеличивает нагрузку на межрёберные мышцы при дыхании и выполнении упражненийупражнения для мышц лица заключаются в изображении различных эмоций, в том числе в игровой форме, в которых участвуют поочерёдно все мышцы лица, что позволяет увеличить нагрузку на мышцы, обеспечивающие носовое и ротовое дыханиеи применяется комплекс упражнений для мышц живота.

5. Разработана биологически обоснованная лечебно-профилактическая технология на основе принципа тренировки локально расположенных мышц, участвующих в акте дыхания и дифференцированных по местоположению (на лице, шее, туловище), по расположению относительно дыхательных путей и органов (носа с околоносовыми пазухами, глотки, гортани и трахеи, грудной клетки), по совмещению дыхательной функции с другими функциями, по участию во вдохе или выдохе, по участию в обеспечении дыхания носом или ртом, по участию в дыхании при низких или высоких нагрузках.

6. Установлено, что тренировочная нагрузка различной интенсивности для каждой локальной группы мышц, участвующей в акте дыхания, сохраняет и восстанавливает функциональные резервы дыхательной системы и других, связанных с ней систем.

Использование физических упражнений для напряжения мышц при изменении положения тела в процессе тренировки локальных групп мышц (по анатомическому местоположению), участвующих в акте дыхания, позволяет сохранять и восстанавливать функциональную активность дыхательной, сердечнососудистой, опорно-двигательной и центральной нервной систем.

7. Эффективность лечебно-профилактической технологии выполнения физических упражнений при нагрузке, направленной на повышение силы мышц лица, шеи, межрёберных мышц и мышц живота в течение одного учебного года обеспечивает улучшение показателей дыхательной системы, проявляющееся в оптимизации деятельности сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Данную лечебно-профилактическую технологию рекомендуется применять в режиме учебного дня младших школьников (уроки физической культуры, общеобразовательные уроки, подвижные перемены, гимнастика до занятий) для повышения функциональных возможностей внешнего дыхания в сочетании с улучшением функциональной активности систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, центральной нервной систем).

При подборе необходимых комплексов физических упражнений рекомендуется обратить внимание на цели и задачи, которые они решают.

Упражнения для мышц лица рекомендуется применять с целью решения следующих задач: содействие формированию и закреплению носового дыханияукрепление мышц, смыкающих рот и поднимающих нижнюю челюсть, и снятие тонуса с мышц, размыкающих рот и опускающих нижнюю челюсть, для содействия формированию носового дыханияповышение экономичности работы мышц лица, принимающих участие в процессе дыханиясодействие формированию правильного положения носовой перегородки, правильной формы нижней челюсти и правильному развитию твёрдого нёбасодействие развитию речевых мышц для улучшения речиразвитие мимических мышцоказание массирующего эффекта на носовую полостьстабилизация психоэмоционального состоянияснятие излишнего напряжения с мышц лицаснятие эмоционального напряженияснятие отрицательных эмоцийулучшение работы сердечно-сосудистой системыформирование знаний о мышцах лица, их действии и участии в дыхании, формировании правильного дыхания, речи и мимической выразительностиформирование знаний и понятий о правильном дыханииформирование знаний о мимических проявлениях разнообразных эмоций и чувствформирование выразительной мимики и умения владеть мимическими проявлениями разнообразных эмоций и чувствформирование умения применять методику выполнения данного комплекса упражнений самостоятельно в соответствии с вышеперечисленными целями и задачами.

Упражнения для мышц шеи рекомендуется применять, если ставятся такие задачи как укрепление и развитие мышц вдоха: грудиноключичнососцевидных, лестничных и трапециевидныхповышение экономичности работы мышц вдоха: грудиноключичнососцевидных, лестничных и трапециевидныхповышение выносливостиулучшение осанки, а именно положения головы и подбородкаповышение эффективности работы системы терморегуляции, а именно противостояние переохлаждению в области шеиоказание массирующего эффекта мышцами шеи на зону, находящуюся в поле их действиясодействие улучшению работы системы лимфообращения.

Упражнения для межрёберных мышц рекомендуются для укрепления и развития межрёберных мышц и мышц шеиувеличения подвижности и объёма грудной клеткиповышения экономичности работы межрёберных мышц и мышц шеиувеличения подвижности соединения рёбер с позвоночником и грудинойповышения эластичности связок, сухожилий и мышц грудной клеткиукрепления мышц рук и плечевого пояса.

Упражнения для мышц живота рекомендуется применять, если ставятся такие задачи как укрепление и повышение тонуса мышц выдоха, а именно мышц животаувеличение силы и выносливости мышц выдоха, а именно мышц животаповышение экономичности работы мышц выдоха, а именно мышц животаулучшение показателей частоты дыханияподдержание внутренних органов в правильном положенииулучшение работы пищеварительной системыуменьшение нагрузки на сердечно-сосудистую системупрофилактика и снижение накопления жировых отложений в области талииулучшение осанки и состояния опорно-двигательного аппарата.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Р. Бронхиальная астма, ассоциированная с гастрэзофагеальной рефлюксной болезнью: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Москва, 2004. — 24 с.
  2. H.A., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Рос. АМН. — 1993. № 5. — С. 19−24.
  3. Анатомия, физиология, психология человека: Ил.крат.словарь для учителей и учащихся сред, и спец. шк., студ. вузов мл. курсов, обучающихся по биол. психол. спец. / Под ред. А. С. Батуева. СПб., 1998. — 255 с.
  4. Анатомия и физиология человека / В. В. Ксенофонтова и др. М., 1997. -161 с.
  5. Анатомия человека. Под ред. С. С. Михайлова. М., 1984. — 704 с.
  6. Анатомия человека: Учеб. Для техн. физ.культ. / Под ред. A.A. Гладышевой. М., — 1984. — 304 с.
  7. .А. Физическое развитие и состояние здоровья младших школьников // Вопросы охраны материнства и детства. 1987. — № 9. -Т.32.- С. 71.
  8. Е. А. Диагностика нарушений внешнего дыхания у детей младшего возраста (3−7 лет), больных бронхиальной астмой, по данным импульсной осциллометрии: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.м.н.: СПб., 2004. 20 с.
  9. Ш. А. Распространенность хронических болезней органов дыхания у подростков в зависимости от факторов экосистемы. Диссертация. кандидата медицинских наук. Махачкала, 2005.
  10. Р. Г. Реакции сердечно-сосудистой системы и внешнего дыхания школьников 10−17 лет на физическую нагрузку возрастающей мощности в зависимости от уровня половой зрелости. Дис.. канд. биол. наук. Бирск, 2006. — 150 с.
  11. Ю. Г. Социально-гигиенические аспекты инвалидности вследствие болезней органов дыхания у детей и особенности их медикосоциальной реабилитации: Диссертация. кандидата медицинских наук. -Москва, 2005.
  12. В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии: Учеб. пособ. М., 1994. — 216 с.
  13. Атлас анатомии человека. Р. Д. Синельников. М., 1978. — 472 с.
  14. А.М. Физиологические особенности организма школьника и физическое воспитание /Сб. науч. трудов. Свердловск, 1986. — С. 19.
  15. СМ. Методика физической подготовленности школьников 7−11 лет в зависимости от уровня их физического развития: Автореф. дис.канд. пед. наук. Краснодар: КГАФК, 1996. -18с.
  16. .А. О тестах и тестировании // Физическая культура в школе. -1985.-№ 4.-С. 16−24.
  17. Ю. А. Медико-организационные аспекты комплексного санаторного и круглогодичного оздоровления сельских школьников с неспецифическими заболеваниями органов дыхания. Диссертация. кандидата медицинских наук. Казань, 2005.
  18. Н.Г., Сермеев Б. В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. — М.: Советский спорт, 1991. — 64 с.
  19. М.В. Морфофункциональные особенности организма и развития двигательных качеств у девочек 7−10 лет в зависимости от биологической зрелости, типа конституции: Автореф. дис.канд. пед. наук.-М, 1997.-17 с.
  20. В.А. Возрастная динамика доминантных признаков физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 6−10 лет // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. -2000.-№ 2.-С. 18.
  21. В.К. Онтокинезиология человека.- М.: Теория и практика физической культуры, 2000.- С. 112.
  22. , B.C. Материалы к изучению в оценке функциональных проб с задержкой дыхания / В. С. Баранов // Матер. 15 Всесоюз. конф. по портивной медицине. Таллин, 5−7 мая 1967. — Таллин, 1967. — С.4−6.
  23. А. Е. Психофизиологическое обоснование применения метода сенсомоторного управления дыханием для коррекции дыхательной дисфункции при синдроме вегетативной дистонии: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.м.н. Волгоград, 2004. — 22 с.
  24. И.И. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного и школьного возраста: Метод, указания. Смоленск: СГИФК, 1986. — 17 с.
  25. И.И., Виноградов B.C., Барков СВ. Врачебный контроль за физическим воспитанием и спортивным совершенствованием учащихся образовательной школы: Уч. пособие. Смоленск, 1999. — С 56.
  26. И.Г. Искусство быть красивыми: Кн. для учащихся и родителей. -М.: Просвещение, 1994. 95 с.
  27. , К.П. Логопедия: Пер. с нем. Под ред. Н. А. Власовой /К.П.Беккер, М. Совак.- М., 1981, — 288 с.
  28. Р.Н. Воспитание общей выносливости у детей 6−7 лет на уроках физической культуры в школе: Автореф. дис.канд. пед. наук. Мн.: БГИФК, 1989.-22 с.
  29. Биоэкономика внешнего дыхания человека / А. Ф. Григорян, Н. С. Акопян, Н. Ю. Адамян, P.C. Арутюнян // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. 2003, № 11, с. 58−61.
  30. В.П., Копылов Ю. А., Корчагина Л. Б., Мейксон Г. Б. Методическое руководство для работы по комплексной программе физического воспитания учащихся I XI классов. // Физическая культура в школе. — 1986. — № 3 — С. 25.
  31. И.С. Как управляется дыхание человека / И. С. Бреслав. Л., 1985.- 160с.
  32. И.С., Исаев Г. Г. Физиология дыхания. СПб.: Наука, 1994. — 680 с.
  33. Т.В. Логопедическая ритмика: Метод, пособ. / Т. В. Буденная. — СПб., 2001.-64 с.
  34. БунакВ.В. Антропометрия.-М.: Учпедгиз, 1941.-С. 132−146.
  35. И.М., Бутана И. А., Леонтьева Т. Н., Масленников СМ. Физическая культура в начальных классах. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — С.8−10.
  36. А. А. Наиболее распространенные заболевания органов дыхания и оценка результативности внедрения протоколов стационарного лечения соответствующих контингентов больных: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.м.н. Казань, 2005 — 23 с.
  37. К.П. Инструкция по применению способа волевой ликвидации глубокого дыхания / К. П. Бутейко. Новосибирск-Киев, 1986. — 29с.
  38. П. В. ЭЭГ корреляты психофизиологического состояния человека в процессе циклического дыхания:1 Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Москва, 2007.
  39. А. Г. Модели и алгоритмы синхронизации паттернов дыхания и цветостимуляции в биотехнической системе директивного биоуправления функциональным состоянием человека. Дис.. канд. техн. наук. Курск, 2006. -145 с.
  40. В.К. Медицинский контроль за физическим воспитанием учащихся в школе // Физическая культура без травм. М., 1993. — С. 38- 42.
  41. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985. — С 174.
  42. Т.Е. Новые физиолого-биомеханические подходы к совершенствованию содержания занятий по физической культуре в начальной школе:: Автореф. дис.канд. пед. наук. Краснодар, 2001. -26 с.
  43. Т. И. Комплексная оценка воздействия факторов внешней среды на иммунобиологическую резистентность больных с респираторной патологией. Дис. д-ра биол. наук. Иркутск, 2006. — 286 с.
  44. , Т.М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. М., 1996. — 240 с.
  45. О. Н. Адаптивная саморегуляция речевого дыхания по показателю респираторной синусовой аритмии: Дис.. кандидата биологических наук. -Санкт-Петербург, 2005.
  46. A.M., Петрова И. А. Примерные программы начального общего образования. М.: Дрофа, 2000. — С. 58.
  47. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/А.Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990.-319с.
  48. JI.M. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук.-М.: МОГИ, 1983.-15с.
  49. A.M. Физиологические основы организации учебно-воспитательной работы с детьми // Педиатрия. № 1.-1983. — С. 49−52.
  50. H.A. Управление дифференцированным физическим воспитанием детей младшего школьного возраста с разным уровнем физической подготовленности. Дисс. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Смоленск, 2004 с.
  51. E.H., Гужаловский A.A., Глазырина Л. Д. Физическое воспитание в 1−4 классах общеобразовательной школы: Для школ, с белорус, и рус. языком обучения. Мн.: ПКИП «АСАР», 1995. — С. 152.
  52. .Е. Клиническая медицина / Б. Е. Вотчал, Т. И. Бибикова. 1949, 1/19−32.
  53. JI.C. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. М., 1984. — Т. 1. -436 с.
  54. СИ. Физиологические особенности детей: Пособие для студентов факультетов естествознания педагогических институтов /С.И.Гальперин. М., 1965. — С. 76−89.
  55. А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста. Медико-биологические основы / А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов. М., 1960. -285с.
  56. Н. П. Особенности формирования, течения и профилактики хронического бронхита у детей: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Москва, 2004.
  57. А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. М., 1979. -165 с.
  58. М.Г. Обучение дошкольников правильной речи: Пособие для воспитателей дет. садов / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. Чебоксары, 1980. — 114 с. Годик М. А. Спортивная метрология / М. А. Годик. — М., 1988. — С.47−48.
  59. В.П. Программа совершенствования функции внешнего дыхания у школьников младшего школьного возраста с умственной отсталостью на занятиях ЛФК: Дисс.. канд. пед. наук / В. П. Гогольчева — 1999.- 294с.
  60. Е.П. Физиологические эффекты произвольного управления дыханием: Автореф. докт. дис. М., 1992. 34 с.
  61. Глазырина Л. Д, Лопатик Т. А. Физическая культура 1-й класс. — М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 1998. С. 23.
  62. Л.Д., Лопатик Т. А. Физическая культура: Кн для учащихся 2 кл.- М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 1999. С. 75.
  63. Глазырина Л. Д, Лопатик Т. А. Методика преподавателя физической культуры 1−4 кл.: Метод, пособие и программы М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2002.-С. 155, 159−160.
  64. , Л.Д. Коррекция речи ребенка с помощью физических упражнений: Научно-метод. / Л. Д. Глазырина. Минск, 1996. — 38 с.
  65. А. В. Влияние эколого-гигиенических и медико-социальных факторов окружающей среды на неспецифическую заболеваемость органов дыхания у детей в условиях мегаполиса. Диссертация. кандидата медицинских наук. Санкт-Петербург, 2005
  66. О. П. Влияние дыма лесных пожаров на возникновение и течение болезней органов дыхания. Диссертация. кандидата медицинских наук. -Москва, 2005.
  67. В. П. Программа совершенствования функции внешнего дыхания у младших школьников с умственной отсталостью на занятиях ЛФК. Дис. канд. пед. наук. Омск, 1999. — 299 с.
  68. , И.М. Опыт применения пневмотахометрии у юных пловцов / И. М. Гольдштейн // Дыхание и спорт: Матер. 15 Всесоюз.конф. по спортивной медицине. Таллин, 5−7 мая 1967. — С. 24−26
  69. В.П. Дозирование физических нагрузок при развитии основных двигательных качеств у школьников 6−7 лет: Автореф. дис.канд. пед.наук. М: МОПИ, 1985. — 25 с.
  70. А. Ю. Ядро солитарного тракта как компартментно-кластерная структура дыхательного центра: Автореферат дис.. кандидата биологических наук. Самара, 2004 — с.84
  71. , М.П. Дыхание и речь / М. П. Грастрем, В. А. Кожевников. Физиология дыхания. JL, 1973. — 384 с.
  72. A.A. Рациональные формы динамики, темпы и периодичность прироста нагрузок, направленных на развитие физических качеств младших школьников на уроках физической культуры: Автореф. дис.канд. пед. наук. Тбилиси: ТГИФК, 1991. — 26 с.
  73. И.А. Совершенствование речевой моторики и функции внешнего дыхания у детей младшего школьного возраста в режиме учебного дня. Дисс. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Омск, 2004-с. 172
  74. A.A. Физическая подготовка школьника. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд., 1980.-С.103.
  75. A.A. Проблема «критических» периодов и ее значение для теории и практики физического воспитания. — М., 1984. — С.24−28.
  76. Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений. М.: Медицина, 1974. — 255 с.
  77. , А.Г. Врачебный контроль в спорте / А. Г. Дембо. М., 1988. — 288с.
  78. , А.Г. Спортивная медицина и ЛФК / А. Г. Дембо, С. Н. Попов, Ж. А. Тесленко и др. М., 1973. — С.98−114.
  79. А.Г. Недостаточность функции внешнего дыхания / А. Г. Дембо. -Л., 1957.-301с.
  80. О. В. Хронобиологические ритмы функции внешнего дыхания и газового состава крови у больных бронхиальной астмой. Диссертация. кандидата медицинских наук. Благовещенск, 2005.
  81. Детская спортивная медицина / Под ред. СБ. Тихвинского, СВ. Хрущева. Руководство для врачей. — М., 1991. — 560с.
  82. К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка / К.Динейка. Минск, 1982.-143с.
  83. М. П. Клинико-эпидемиологические особенности туберкулеза органов дыхания у больных в трех районов крупного города. Диссертация. кандидата медицинских наук. Санкт-Петербург, 2005.
  84. Д. Д., Зациорский В. М. Биомеханика: Учебник для институтов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 264 с.
  85. Н. JI. Система реабилитации детей дошкольного возраста с частыми заболеваниями органов дыхания в организованных коллективах на основе коррекции иммунных и метаболических нарушений: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Москва, 2007.
  86. В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: 1999.-С 153, 183.
  87. JI. Б. Педагогические условия валеологизации образовательной среды младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Таганрог, 2000. — 261 с.
  88. А. И. Математические модели механики легких с распределенными параметрами. Дис.. д-ра техн. наук. Москва, 2003.-280 с.
  89. В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник. М.: Медицина, 1999. — 304 с. ил. (Учеб. лит. Для студ. мед. вузов)
  90. , В.Я. Формирование навыков правильного дыхания у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания.: Автореферат дисс. канд. пед. наук / В. Я. Еремеев. М., 1964. — 24с.
  91. Е.К. Возрастная морфология детей преддошкольного и школьного возраста: Уч. пособие. Краснодар, 1996. — 198 с.
  92. , И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Книга для логопеда/И.И.Ермакова. — М., 1996.- 143 с.
  93. , В.Г. Руководство по фониатрии / В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедев, В. П. Морозов. М., 1970. — 286 с.
  94. , О.Ю. Основы трехфазного дыхания / О. Ю. Ермолаев, ВЛ.Сергиенко. М., 1991.-С.93−189.
  95. Если хочешь быть здоров / Сост. A.A. Исаев. М., 1998. — 352с.
  96. , JI.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. М., 1991. — 224 с.
  97. В.М., Клеников В. Г. Характеристика физического развития школьников //Здравоохранение Российской Федерации, 1982. № 3. — 7 С.
  98. Л.Н. Комплексная оценка состояния здоровья детей (клинико-функциональные, биомеханические и морфологические критерии): Метод, реком. Иваново, 1991. — 25 с.
  99. , Н.И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. — М., 1958. — 470 с.
  100. , Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова. М., 1973. — 222 с.
  101. А.И. Спортивная медицина и лечебная физическая культура / А. И. Журавлева, Н. Д. Граевская. М., 1993. — 432 с.
  102. В.М. Основы спортивной метрологии / В. М. Зациорский. М., 1979. -152с.
  103. Т.П. Жужжалочка: Логопедическое пособие для детей и родителей / Т. П. Зеленская. Энтар, 1993. — 29 с.
  104. Д.И. Критерии оценки состояния здоровья детей /Д.И.Зелинская//Вестник образования. -М., 1992. С.68−75.
  105. С.Н. Нормальное дыхание основа активного долголетия: Методическое пособие / С. Н. Зинатулин. — Архангельск, 1991. — 59с.
  106. М. И. Местный иммунитет верхних дыхательных путей у новорожденных с инфекционно-воспалительными заболеваниями органов дыхания: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.м.н. Уфа, 2004 25 с.
  107. А.Н. Хатха-йога для начинающих / А. Н. Зубков, А. П. Огаповский. -М, 1992.- 192с.
  108. P. X. Кардиореспираторная вариабельность при заболеваниях органов дыхания: Автореферат дис.. доктора медицинских наук. Москва, 2007.
  109. И.Н. Оценка функциональных возможностей детей и подростков при выполнении физических нагрузок // Педиатрия, 1975. -№ 7.-С. 67−71.
  110. B.C. Основы математической статистики: Уч. пособие для ин-тов физической культуры. -М.: Физическая культура и спорт, 1990. 176 с.
  111. О. Ю. Конституциональные типы и система внешнего дыхания детей в условиях крупного промышленного города: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.м.н. Красноярск, 2004. — 23 с.
  112. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопедов / Под ред. В. И. Селиверстова. М., 1987. — 144 с
  113. Н. А. Оптимизация диагностики и лечения болезней органов дыхания у детей: на примере Красноярского края: Автореферат дис.. доктора медицинских наук. Красноярск, 2007.
  114. Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. -СПб: Питер, 2003.-384 с.
  115. Ш. А. Методика обучения рациональному дыханию в процессе физического воспитания студенток специальной медицинской группы. Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2002 с. 146
  116. JI. В. Автореферат диссертации кандидатской Исламова, Лилия Вагизовна Клинико-функциональные параллели при саркоидозе органов дыхания: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.м.н. М., 2004. — 26 с.
  117. Исследование системы дыхания в спортивной медицине: Лекция для студентов / Сост. Е. Д. Ефимова. М., 1973. — 20с.
  118. , В.Д. Дыхательная гимнастика / В. Д. Казьмин. Ростов-на-Дону, 2000.-223 с.
  119. В. И.: Влияние силовых нагрузок на функциональное состояние системы дыхания юношей 15−17 лет. Дис.. канд. пед. наук. -Москва, 1984.- 189 с.
  120. , O.E. Роль игровой деятельности при коррекции дыхания у детей / О. Е. Калашникова // Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. М. А. Поваляевой. — Ростов-на-Дону, 2002. С.225−229.
  121. , Е.А. Физкультурная минутка: динам, упражнения для детей 6−10 лет / Е. А. Каралашвили. — М., 2001. — 60 с.
  122. В.Н., Суханова И. Н. К вопросу о физическом развитии и состоянии здоровья детей школьного возраста // Советское здравоохранение. -1990.-№ 1.-С. 55−56.
  123. Л. М. Иммуногенетические исследования популяции здоровых людей и больных инфекционно-воспалительными заболеваниями легких, проживающих в регионе естественного дефицита цинка: Автореферат дис.. доктора медицинских наук. Москва, 2005
  124. В.Л. Спортивная медицина: Уч. для ин-тов физической культуры М.: Физкультура и спорт, 1987. — С. 152.
  125. В.Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 1988.-С.36с.
  126. С.Г. Эффективность различных форм физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками: Автореф. дис.канд. пед. наук. Тбилиси: ГГИФК, 1991. — 22 с.
  127. Г. Как правильно пользоваться статистикой /Пер. с англ. Б.И. Клименко- предисловие Н. К. Дружининой «Финансы и статистика». М., 1982.-С292.
  128. Китайская цигун-терапия: Перев. с англ. М ., 1991. — 208с.
  129. Ю. М. Изменения сердечно-сосудистой системы и их коррекция у больных артериальной гипертонией в сочетании с хронической обструктивной болезнью легких и сахарным диабетом 2 типа: Автореферат дис.. доктора медицинских наук. Екатеринбург, 2005.
  130. М. А. Оценка цитогенетического эффекта факторов окружающей среды в клетках органов дыхательной системы экспериментальных животных и человека: Автореферат дис.. кандидата биологических наук. Москва, 2005.
  131. Л. В. Влияние газовоздушной среды в зоне коронного разряда на систему дыхания в различных климато-географических условиях. Диссертация. кандидата биологических наук. Ульяновск, 2007. — 173 с.
  132. , С.Ю. Особенности обучения дыхательным упражнениям детей 8−9 лет на уроке физической культуры в школе: Автореф.дисс. канд.пед.наук/ С. Ю. Козлова. Малаховка, 2001. — 20 с.
  133. , В.В. Использование дыхательных упражнений йогов на уроках физич. Культуры / В. В. Койносов. // Физическое образование Сибири. -1999-№ 1.-С.55−59.
  134. Е. В. Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания младших школьников с заболеваниями органов дыхания. Дис. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2006. — 236 с.
  135. А.Н. ЛФК в реабилитации больных заболеваниями легких и сердца / А. Н. Кокосов, Э. В. Стрельцова. Л., 1981. — 168 с.
  136. Н.В. Анатомия человека. М., 1967. 431 с.
  137. Ф.Г. Спасительное дыхание по Бутейко /Ф.Г.Колобов. Д., 1999.-247 с.
  138. А.З. Кислородный режим организма ребенка и подростка /
  139. A.З.Колчинская. Киев, 1973. — С.48−72.
  140. В. В. Особенности взаимодействия кровообращения и дыхания у молодых здоровых людей разного уровня тренированности при адаптации к физической деятельности. Дис. канд. биол. наук. Москва, 2005.
  141. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. М., 1973. — 386 с.
  142. , В.И. Артикуляционная и пальчиковая гимнастики /
  143. B.И.Коноваленко, С. И. Коноваленко. М., 2000. — 16 с.
  144. М.А., Рабинович И. М., Лечебная физкультура в домашних условиях. Л.: Лениздат, 1990. — 142 с.
  145. , И.Н. Парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой / И. Н. Кочетков. М., 1989. — 32 с.
  146. A.A. Периодизация развития физических способностей у младших школьников // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. Респуб. междунар. сб. Минск,. 1985.-Вып. 15.-С. 17−20.
  147. Д.Э. Комплексный подход к физическому воспитанию младших школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук. Рига: ЛГИФК, 1987. — 22 с.
  148. B.C., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Метод, пособие. — М.: НЦ ЭНАС, 2002. С. 24.
  149. , Т.Д. Дыхательные упражнения в физическом воспитании / Т. Д. Кузнецова, П. Н. Левитский, В. С. Язловский. Киев, 1989. — 136с.
  150. О. А. Туберкулез органов дыхания в сочетании с ВИЧ-инфекцией. Диссертация. кандидата медицинских наук. Санкт-Петербург, 2005 с.110
  151. С.Н. Дыхательные упражнения в спорте. Волгоград: ВГИФК, 1991.-48 с.
  152. С.Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности. Волгоград: ВГИФК, 1994. — С.61.
  153. С. Н. Резервы дыхательной системы и аэробная производительность организма: Автореф. докт. дис. Казань, 1988. 48 с.
  154. , Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин. М., 1990. — 352 с.
  155. , С.Н. Хатха-йога: Чудеса без чудес / С. Н. Лебедев. М., 1992. -56 с.
  156. В.А. Решение спортивно-педагогических задач на персональных компьютерах: Учебное пособие. Смоленск: СГИФК, 1997. — 68 с.
  157. Лечебная физическая культура в хирургии. Под редакцией В. К. Добровольского. Издание 2-е, испр. и доп. Л., 1976, 248с.
  158. Лечебная физическая культура и врачебный контроль: Учебник / Под ред. В. А. Епифанова, Г. Л. Апанасенко. М., 1990. — 368с.
  159. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте. 2-е изд. Под ред. С. М. Иванова. — М., 1983. — 400 с.
  160. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. В. А. Епифанова. -М., 1987.-528с.
  161. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов институтов физической культуры. Под ред. С. Н. Попова. М., «Физкультура и спорт», 1978 -с.
  162. А. П. Нарушения функции внешнего дыхания у больных адреналовыми гипертензиями до и после оперативного лечения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.м.н. Санкт-Петербург, 2005.43 Санкт-Петербург, 2005. -20 с.
  163. E.H., Виленский М. Я., Туркунов Б. И., Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Физическое воспитание учащихся 1−11 классов. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1996. — С. 110.
  164. Логопедия: Учеб. для студентов дефектолог. факультета педагогических ин-тов / Под ред. Л. С. Волкова. М., 1995. — Книга 2.-147 с.
  165. , В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей / В. И. Лубовский. М., 1987. — 224 с.
  166. Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. С. 121.
  167. Е. Н. Психовегетативные особенности подростков, больных туберкулезом органов дыхания. Диссертация. кандидата медицинских наук. -Москва, 2005.
  168. И. В. Рецидивирующий обструктивиый бронхит у детей раннего возраста: критерии диагностики и терапия: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Москва, 2005
  169. Е.А. Дыхание в хореографии / Е. А. Лукьянова. М., 1979. -184с.
  170. Е.А. Тренируем дыхание / Е. А. Лукьянова, О. Ю. Ермолаев, В. П. Сергиенко. М&bdquo- 1987. — 94 с.
  171. А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. 1997. — 63 с.
  172. Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Программы по физическому воспитанию учащихся 1−11 классов для общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1999. С. 36.
  173. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы // Физическая культура в школе. —1986. -№ 3-С. 29.
  174. Лях В. И. Мой друг физкультура: Уч. пособие для учащихся 1−4 классов общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение, 1999.- С. 185−192.
  175. А. В. Нарушение функции дыхания у больных с отравлениями кардиотоксическими ядами: Клофелин, карбофос: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Екатеринбург, 2005
  176. , М.Е. Регуляция дыхания у человека / М. Е. Маршак // Физиология дыхания: Руководство по физиологии. М., 1973. — С.256−286.
  177. Э. Ю. Состояние процессов адаптации у детей с нарушениями носового дыхания, обусловленными вазомоторными расстройствами. Диссертация. кандидата медицинских наук. Москва, 2005.
  178. А.П. Экзамен по физической культуре: Вопросы и ответы. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 80 с.
  179. , Л.П. Теория и методика физической культуры / Общие основы теории и методики физического воспитания: Учебник для инст-ов физической культуры / Л. П. Матвеев. М.: ФиС, 1991. — 543с.
  180. , И.Ф. Функциональные методы исследования внешнего дыхания / И. Ф. Мартынов. М., 1971. — С.5−20.
  181. H.A. Математико-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974.- С. 123.
  182. Э. Ю. Состояние процессов адаптации у детей с нарушениями носового дыхания, обусловленными вазомоторными расстройствами. Диссертация. кандидата медицинских наук. Москва, 2005.
  183. О. А. Влияние расстройств дыхания во сне не показатели суточного мониторинга артериального давления у пожилых больных гипертонической болезнью. Дис. канд. мед. наук. Москва, 2005.
  184. H.H. Ростовые процессы у детей и подростков. М.: МГУ, 1988.-С.121.
  185. Н. В. Преобразования области нейромышечного синапса скелетных мышц, участвующих в акте дыхания в постнатальном онтогенезе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.м.н. Тюмень, 2004. — 24 с.
  186. И.В., Евдокимова Т. А. Лечебная гимнастика при заболеваниях органов дыхания. М.: Эксмо- Спб.: Сова, 2004 -111
  187. Т.М., Лысенко В. В. О критериях оценки уровня развития физических качеств у учащихся школ // Теория и практика физической культуры и спорта. 1994. — № 4. — С. 17−19.
  188. В.В. Дыхание спортсмена / В. В. Михайлов. М., 1983. — 103с.
  189. И.В. Гипервинтеляционный синдром и другие нарушения дыхательной системы. / И. В. Молдовану // Заболевания вегетативной нервной системы. М., 1991.- С.152−172.
  190. Г. И. Роль торакального и абдоминального компонентов при речевом дыхании: Автореферат дис.. кандидата биологических наук. Тверь, 2005
  191. Настольная книга учителя физической культуры / Под. ред. проф. Л. Б. Кофмана. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 496 с.
  192. Наука о дыхании индийских йогов: Дыхание по восточным методам, как средство физического, умственного, душевного и духовного развития / Отв. ред. А.Рыбакова. М., 1990. — 94 с.
  193. В. П. Разработка средств индивидуальной защиты органов дыхания и методических рекомендаций по их применению в условиях отрицательных температур. Дис. канд. техн. наук. Якутск, 2005. — 153 с.
  194. C.B. Спортивная метрология: Учеб. Пособие для студентов высш.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 240 с.
  195. , Ю.Б. Учитесь наслаждаться движением / Ю. Б. Никифоров // Применение психорегуляции в занятиях физическими упражнениями. М., 1989.-24 с.
  196. М. А. Качество жизни и психосоциальные особенности у детей с бронхиальной астмой: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Санкт-Петербург, 2005.
  197. В. В. Влияние экотоксикантов на показатели функции внешнего дыхания у детей при бронхиальной астме и рецидивирующем бронхите. Диссертация. кандидата биологических наук. Сургут, 2005.
  198. А. Т. Управление дыханием человека с использованием инструментальной обратной связи. Дисс. на соискание учёной степени кандидата пед. наук. Ленинград, 1984 с. 150
  199. , Н.Д. Дыхательная гимнастика / Н. Д. Овсянникова. М., 1986.-64с.
  200. Л.М. Биоэкономика здорового образа жизни. СПб.: ИД «Весь», 2003.-288 с.
  201. , А.И. Исследование функции внешнего дыхания у людей различного возраста, тренированности и состояния здоровья / А. И. Осипов //Дыхание и спорт: Материалы 15 Всесоюзной конференции по спорт, медицине.-Талин, 1967.-С.69−72.
  202. Е. М. Влияние произвольной остановки внешнего дыхания и холодовой пробы на показатели гемодинамики и легочного дыхания у человека. Дис.. канд. биол. наук. Сыктывкар, 2003. — 149 с.
  203. . В. Эффективность лечения больных с заболеваниями органов дыхания с применением природных физических факторов курорта Белое озеро. Диссертация. кандидата медицинских наук. Самара, 2005
  204. М. А. Сравнительная характеристика реакций системы дыхания на циклическую мышечную работу ног и рук. Дис.. канд. биол. наук. Тверь, 2005. — 105 с.
  205. , Ю. Азбука дыхания: Перев. с нем. И. Н. Громыко / Ю.Паров. -Минск, 1988.- 47 с.
  206. Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань, 1974.
  207. Л.С. Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями в обучении / Л. С. Переслени, Л.А.Рожкова// Дефектология. 1996.- № 5.-С. 15−22.
  208. Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития / Л. И. Переслени, Т.А.Фотекова//Дефектология. 1993. — № 5. — С. 3−10.
  209. В.К. Сила нужна всем. М.:"Физкультура и спорт", 1977. -200с.
  210. Пиз А. Язык телодвижений. Н.-Новгород, 1992.
  211. Р. И. Клеточные и тканевые реакции в слизистых оболочках дыхательного и пищеварительного каналов при бронхиальной астме: Автореферат дис.. доктора медицинских наук. — Омск, 2007.
  212. И. А. Сравнительная характеристика показателей кардиореспираторной системы спортсменов и лиц, не занимающихся спортом, в условиях северного промышленного города: Дис.. канд. биол. наук -Тюмень, 2006. 136 с.
  213. С. В. Роль раздражителя, задающего частоту дыхания для формирования сердечно-дыхательного синхронизма: Автореферат дис.. кандидата биологических наук. Краснодар, 2007.
  214. С. Г. Особенности выявления, клиники и лечения заболеваний глаз у больных туберкулезом и саркоидозом органов дыхания. Диссертация. кандидата медицинских наук. Санкт-Петербург, 2005
  215. Н. JI. Клинико-патогенетическая характеристика и качество жизни детей, больных бронхиальной астмой, в условиях Забайкалья: Автореферат дис. кандидата медицинских наук. Чита, 2005.
  216. , О.В. Логопедия / О. В. Правдина. М., 1973. — 272 с.
  217. Практические занятия по врачебному контролю: Пособие для инст-ов физической культуры. / Под ред. А. Г. Дембо. М., 1970. — С.55−65.
  218. М.Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. М., 1985.-672 с.
  219. Т. С. Эпидемиологический мониторинг инфекционных заболеваний органов дыхания и нервной системы не установленной этиологии: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Иркутск, 2007.
  220. И. В. Социально-гигиенические аспекты инвалидности, медико-социальная экспертиза и реабилитация при болезнях органов дыхания: Автореферат дис. кандидата медицинских наук. Москва, 2007
  221. М.Ц. Пластическая анатомия: учебное пособие. М., 1985. -128 с.
  222. JI.H. Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения. М., 1997. 92 с.
  223. М. В. Стохастическая имитационная модель одного механизма пульмо-кардиальной системы. Дис.. канд. физ.-мат. наук. Владимир, 2005. -151 с.
  224. А. С. Бронхиальная астма у больных туберкулезом органов дыхания: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.м.н. СПб., 2004. — 41 с.
  225. М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Уч. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. — С. 208.
  226. С. Ю. Коррекция изменений функции внешнего дыхания у больных ишемической болезнью сердца с помощью магнитолазерной терапии: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Чебоксары, 2007.
  227. Н. Л. Системы кардиогемодинамики и дыхания детей 7−9 лет в состоянии относительного покоя и под влиянием функциональных нагрузок в условиях Севера. Диссертация. кандидата биологических наук. Архангельск, 2007. — 108 с.
  228. В.А., Ефимов В. А., Чумаченко A.A. Нейрофизиология дыхания. -М., 1980.
  229. М. А. Состояние вегетативной регуляции, гемодинамики и дыхания при видеолапароскопических и традиционных хирургических вмешательствах на органах брюшной полости у детей. Диссертация. кандидата медицинских наук. Москва, 2005.
  230. Л.П. Использование метода близнецового взаимоконтроля для изучения генетически двигательных способностей человека // Теория и практика физической культуры, № Ю, 1975. С. 30−33
  231. Л.П., Рыбаков С. Ф. Генетические предпосылки в развитии равновесия человека // Теория и практика физической культуры, № 11, 1984. -С. 26−28.
  232. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2001.-350 с.
  233. С. С. Численное моделирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма человека с учетом их взаимодействия. Дис.. канд. физ.-мат. наук. Москва, 2006. — 115 с.
  234. А.Ф. Гимнастика дыхания / А. Ф. Синяков. М., 1991.- 92с.
  235. А.Ф. Самоконтроль физкультурника / А. Ф. Синяков. М., 1987.- 96с.
  236. Е. А. Клинико-патогенетические механизмы профессиональных заболеваний органов дыхания у горнорабочих золоторудного карьера: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Санкт-Петербург, 2007.
  237. М. А. Рецидивирующие болезни органов дыхания у детей в промышленном городе. Диссертация. кандидата медицинских наук. -Оренбург, 2004.
  238. А. И. Автореферат диссертации кандидатской Смирнова, Анна Ивановна Физиологические особенности фонационного дыхания у лиц различных этнических групп: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.м.н. -Москва, 2005. 17 с.
  239. Ю. И. Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учеб. для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
  240. Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2002. — С. 68.
  241. Спортивная медицина и лечебная физическая культура: Учеб. Для техникумов физ. культ. / Под ред. А. Г. Дембо. М., 1979. — 352 с.
  242. Соковня-Семенова Н.И. некоторые анатомо-физиологические особенности детей 7−10 лет // Основы физиологии и гигиены детей и подростков.-М., 1999.-С. 17−23.
  243. Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология. 1997, № 2, с. 8−12.
  244. И.Н. Восприятие и произвольный контроль основных параметров внешнего дыхания у человека. Волгоград: ВГАФК, 1998. — 184 с.
  245. Спортивная физиология: Учеб. для ин-тов физ. культ./ Под редакцией Я. М. Коца. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 240 с.
  246. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В. М. Зациорского. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 256 с.
  247. Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. М. И. Фонарева. Л., 1983. — 360с.
  248. А. Н. Современные аспекты реабилитации детей с болезнями органов дыхания в местном санатории. Диссертация. кандидата медицинских наук. Воронеж, 2005.
  249. Ю. Ю. Эколого-физиологическая оценка функции внешнего дыхания жителей Янао по этническому признаку: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Москва, 2005.
  250. В. А. Пути оптимизации наблюдения женщин с болезнями органов дыхания при бесплодии: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Саратов, 2004 — с. 107
  251. О. В. Повышение эффективности комплексной терапии хронического обструктивного бронхита и артериальной гипертензии на основе разработки модели вегетативного статуса: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Воронеж, 2004.
  252. И.И. Дыхательные упражнения и их взаимосвязь с двигательными действиями: Методические рекомендации / И. И. Сулейманов. -Омск, 1991.-36 с.
  253. Т. Н. Сенсибилизация к клещам домашней пыли и ее роль в развитии аллергического воспаления дыхательных путей при бронхиальной астме и аллергическом рините: Автореферат дис.. доктора медицинских наук. Владивосток, 2005
  254. И. В. Индивидуально-типологические особенности функционального состояния дыхательной мускулатуры у спортсменов. Дис.. канд. биол. наук. Волгоград, 2005. — 123 с.
  255. C.B. Оксигемометрия при функциональной пробе с задержкой дыхания: Автореф. дис.. канд. мед. наук / С. В. Тихвинский. 1960.18 с.
  256. С.Б., Хрущев C.B. Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1991.-С. 264.
  257. Е. С. Распространенность и критерии риска формирования хронических неспецифических бронхолегочных заболеваний у детей в Южном регионе: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Санкт-Петербург, 2005.
  258. В. М. Интенсивные интегративные психотехнологии в психокоррекционной работе с личностью осужденного (На примере методик Свободного Дыхания). Дис. канд. психол. наук. СПб., 2004. — 300 с.
  259. А. С. Влияние комплексной профилактики и лечебной коррекции на течение хронического бронхита у железнодорожников, связанных с вредными производственными факторами: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Саратов, 2005 — с.73
  260. Е. О. Эффективность иммуномодулирующей терапии у детей с бронхиальной астмой, с сопутствующим синдромом вторичной иммунной недостаточности: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Ростов-на-Дону, 2004-с. 110
  261. И.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра / И. Н. Усов. -Минск, 1984.-206 с.
  262. B.JI. Биомеханика физических упражнений: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов и для ин-тов физ. культуры по спец. № 2114 «Физ. воспитание». М.: Просвещение, 1989. — 210 с.
  263. Д.Б. Физиология дыхания. Основы: Пер. с англ. / Д. Б. Уэст. М., 1988.-200с.
  264. О. С. Клинико-генетическое обоснование эффективности первичной профилактики бронхиальной астмы в группе детей, больных атопическим дерматитом: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. -Томск, 2005.
  265. Физиология дыхания / Ответ, ред. И. С. Бреслав, Г. Г. Исаев. СПб., 1994. -680 с.
  266. Физиология развития ребенка / Под ред. В. И. Козлова, Д.А. Фарбер- Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков Академии пед. наук СССР. М., 1983.- 296с.
  267. Физиология человека / Под ред. Е. Б. Бабского. М., 1966.- 655с.
  268. Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья / Под ред. И. А. Крячко. М., 1969. — С. 59−63.
  269. Физиология человека: Учебник в двух томах. Т. 1. В. М. Покровский, Г. Ф. Коротько, В. И. Кобрин и др.- Под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько. -М., 2002. 448 с.
  270. Физический статус и педагогические аспекты оздоровления школьников с нарушением зрения / Л. Г. Харитонова, И. Ю. Горская, И. А. Кузнецова, В. П. Шульпина. Омск: СибГУФК, 2005. — 216 с.
  271. Е. В. Эффективность ортодонтического и ортопедического лечения детей 3−6 лет с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба и затрудненным носовым дыханием: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Волгоград, 2005.
  272. М. В. Функция внешнего дыхания у больных врожденными и приобретенными пороками сердца до и после операции. Дис.. канд. мед. наук. М., 2005.
  273. , H.A. Физиологические основы двигательной деятельности /Н.А.Фомин, Ю. И. Вавилов. М., 1991. — 224 с.
  274. , H.A. Физиология человека / Н. А. Фомин. М., 1995. — 416 с.
  275. , Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. М., 2000. — 56 с.
  276. Функциональная диагностика в детском возрасте / Под ред. С. Коларова, В.Гатева. София, 1979. — С.227−238.
  277. JI. В. Механика дыхания у больных туберкулезным плевритом. Диссертация. кандидата медицинских наук. Москва, 2005.
  278. О. В. Клинико-биохимические и молекулярно-генетические особенности формирования и течения хронического обструктивного бронхита у больных с метаболическими нарушениями: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Москва, 2005.
  279. СВ. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М: Медицина, 1980. — С. 82.
  280. Н. У. Патология желудочно-кишечного тракта у больных бронхиальной астмой и ее терапевтическая коррекция : Автореферат дис.. доктора медицинских наук. Махачкала, 2005.
  281. JI. С. Изменения вегетативных и психофизиологических показателей при произвольных дыхательных ритмах различной частоты. Дис.. канд. биол. наук. Ульяновск, 2006. — 118 с.
  282. Е. А. Влияние техногенного загрязнения атмосферного воздуха и погодных условий на заболеваемость органов дыхания у детей в городе Липецке. Дис.. канд. биол. наук. Липецк, 2005. — 155 с.
  283. М. В. Адаптивное постпроизвольное дыхание как метод коррекции психических состояний в оздоровительной физической культуре: Дис.. кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2007. — 184 с.
  284. Т. М. Функция внешнего дыхания у больных ишемической болезнью сердца и хроническим обструктивным бронхитом на фонеантиангинальной терапии. Диссертация. кандидата медицинских наук. -Москва, 2005.
  285. М. И. Комплексная физическая реабилитация детей, больных бронхиальной астмой, с использованием танцевальных упражнений: Дис.. канд. пед. наук. Москва, 2004. — 123 с.
  286. H.A. Вопросы физиологии и патологии дыхания у детей. М., 1957.-319 с.
  287. Е.А. Некоторые особенности физического развития школьников // Здравоохранение Российской Федерации. 1990. -№ 11.—С. 1014.
  288. Н. А. Состояние гемодинамики у больных профессиональной патологией органов дыхания при воздействии угольно-породной пыли: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.м.н. Новосибирск, 2004 21 с.
  289. Шик JI.JI. Вентиляция легких / Физиология дыхания. JI., 1973. — С.44−68.
  290. Т. Г. Развитие речевого дыхания у заикающихся дошкольников в системе коррекционно-педагогической работы. Дис.. канд. пед. наук. -Москва, 2001.- 132 с.
  291. В.П. Способность к произвольному управлению дыханием у школьников с нарушением сенсорного развития. // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. 2005, № 10, с. 60−63.
  292. Н. Ю. Деформирующий бронхит как вариант течения хронической пневмонии у детей: Автореферат дис.. кандидата медицинских наук. Москва, 2005.
  293. Ю. К вопросу о формировании сократительных свойств скелетных мышц мальчиков 7−17 лет // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 19−23.
  294. , А.В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А. В. Ястребова. — М., 2000. 96 с.
  295. А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А. В. Ястребова. — М., 1999.-124 с.
  296. Argyle М. Bodily communication. Methuen, 1975
  297. H. К., Nohr D. New aspects in vitamin A metabolism: the role of retinyl esters as systemic and local sources for retinol in mucous epithelia. The journal of nutrition. Bethesda: Dec 2004. Vol. 134, Iss. l2S- 3453S-3457S
  298. Birdwhistell R.L. Introduction to kinesics. Univ. of Louisville Press, 1952.
  299. Cystic Fibrosis- Quantitative air-trapping analysis suitable for use in mild pediatric cases. Robinson Т.Е. Medical Devices & Surgical Technology Week. Atlanta: Jan 2, 2005. 106
  300. Dawidowska K. Laser finds airway troubles. Prevention. Emmaus: Sep 2003. Vol. 55, Iss. 9- 163
  301. Eid N S. Update on national asthma education and prevention program pediatric asthma treatment recommendations. Clinical Pediatrics. Glen Head: Nov/Dec 2004. Vol. 43, Iss. 9- 793−802
  302. Fast J. Body language. London — Sydney, 1978.
  303. Fraser G.E., Phillips P.L., Harris R. Physical Rithess and blood pressure in school children. Circulation, 1983. 68 p., Bibl. 410−41 lp.317. GarrimanPh., 1947
  304. Himelhoch S., Lehman A., Kreyenbuhl J., Daumit G., et al. Prevalence of Chronic Obstructive Pulmonary Disease Among Those With Serious Mental Illness. The American journal of psychiatry. Washington: Dec 2004. Vol. 161, Iss. 12- 23 172 319
  305. Jacobson E. Progressive relaxation, physiological and clinical investigation of muscular states and their significance in psychology and medical practice. Chicago -London, 1938.
  306. Lasch W. Das «magere» kind Kinderaerztl. Prax., 1980.-1, 7−10, 48 p.
  307. Mannino DM, Gagnon RC, Petty TL, Lydick E. Obstructive lung disease and low lung function in adults in the United States: data from the national health and nutrition examination survey. Arch Intern Med 2000- 160: 1683−1689
  308. Meleski B.W. Growth of body composition and maturity of age group competitive swimmers 7 to 18 years of age. Am. Journal Phys. Anthropology-1991. — № 2, 252−254 p.
  309. Reiken L. Longitudinale Entvicklung von Korpergewicht, Korperlange, Hautfattsaltendicke, Kopf, Brust und Bauchumgang bei gasunden kindern. Kliniske Peliatrik. 1981.- № 2, 556−565
  310. McVeigh G. Is it asthma? Or the desserts? Prevention. Emmaus: Dec 2004. Vol. 56, Iss. 12- 68
  311. Nielsen H. Media research // Am. Enterprise, 1990, July August, p. 98.
  312. Post R.M., Richman R.A. A condensed table for predicting abult stature. J. Pediatr, 1981.- 3, 98, 440−442 p.
  313. Profit W.R. Lingual pressure patterns in the transition from tongue thrust to adult swallowing. Arch Oral Biol. 1972−17:555−63
  314. Sakuda M. Ishizwa M. Study of Lip Bumper. J. Dent. Res. 1970−49:667
  315. Tanner J.M., Davies P. S.W. Clinical longitudinal standards for height and height velocity for North America. Pediatr. Journal, 1985, № 3 317−329 p.
  316. Torg E. Asthma «games» for kids. Prevention. Emmaus: Sep 2003. Vol. 55, Iss. 9- 163
  317. Wienstein S. Minimal Forces in Tooth Mevement. American Journal of Orthodontics 1967−53:881−903
  318. Wolanski N. Kinetykai dynamika vosrastu oras roznicowania sie propoziyi ciala u dzieci I mlodzyezy warszuwskiey: Stre-szcanie, Prace I matemaukowe just. Matki I Dziecka. Warschawa, 1974, № 11, 185−187
  319. Znr Leistungsfahigkeit minderwuch Siger Kinder. G.K. Hinkel, M. Damme, W. Leupold, K. Lorenz. Kinderarztl. Prax., 1985, № 1, 27−32.
  320. A human face Электронный ресурс. (http://face-and-emotion.com/dataface/expression/ muscles. j sp).
  321. Facial Expression: A Primary Communication System Электронный ресурс.- (http://face-and-emotion.com/dataface/expression/expression.jsp).
  322. Facial Exercise To Tone The Face Muscles Электронный ресурс. — (http://www.fitnesshealthzone.com/exercises/facial-exercise-to-tone-the-face-muscles/).
  323. Face Muscle Exercises How Can They Help You? Электронный ресурс.. -(http ://ezinearticles. com/?expert=RachelNesbit).
  324. Neck muscles Электронный ресурс. -(http://www.deeptissue.com/learn/neck/neck.htm).
  325. Neck pain Электронный ресурс. -(http://www.nlm.nih.gov/medlineplus/ency/article/3 025.htm).
  326. Neck symptoms Электронный ресурс. -(http://www.wrongdiagnosis.com/sym/necksymptoms.htm).
  327. How to Grow Bigger Neck Muscles Электронный ресурс. -(http://www.wikihow.com/Grow-Bigger-Neck-Muscles).
  328. What Are Intercostal Muscles? Электронный ресурс. -(http://www.wisegeek.com/what-are-intercostal-muscles.htm).
  329. Topic: Intercostal Muscles Электронный ресурс. -(http://www.ask.com/questions-about/Intercostal-Muscles).
  330. Respiratory Action of the Intercostal Muscles Электронный ресурс. -(http://physrev.physiology.org/content/85/2Z717.full).
  331. What Are the Core Muscles of the Body? Электронный ресурс. -(http://www.livestrong.com/article/98 988-core-muscles-body/).
  332. Core Muscles Functions and Facts Электронный ресурс. -(http://ezinearticles.com/7Core-Muscles—Functions-and-Facts&id=2 619 297).
Заполнить форму текущей работой