Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственная поддержка сельскохозяйственных организаций с использованием дифференцированных субсидий: на материалах Пензенской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большинство научных работ посвящено необходимости государственной поддержки аграрного сектора. Методология обоснования потребности и оценки эффективности средств государственной поддержки с учётом особенностей отрасли отсутствует, в результате чего формирование государственных расходов на отрасль является результатом субъективных представлений о роли государства в сельском хозяйстве… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Экономическое содержание государственной поддержки сельского хозяйства
    • 1. 1. Сущность и необходимость государственной поддержки
    • 1. 2. Формы и методы государственной поддержки
    • 1. 3. Становление и развитие системы государственной поддержки
  • 2. Анализ эффективности использования средств государственной поддержки сельского хозяйства (на примере Пензенской области)
    • 2. 1. Состояние и государственная поддержка сельскохозяйственного производства
    • 2. 2. Современные методы оценки эффективности государственной поддержки
    • 2. 3. Методика определения эффективности использования средств государственной поддержки в сельском хозяйстве с учётом природно-экономических условий
  • 3. Развитие планирования государственной поддержки на основе дифференцированных нормативов субсидирования сельскохозяйственных организаций (на примере Пензенской области)
    • 3. 1. Существующие методические подходы по обоснованию уровня государственной поддержки сельского хозяйства
    • 3. 2. Методика планирование дифференцированных государственных субсидий для сельскохозяйственного производства
    • 3. 3. Распределение средств поддержки между сельскохозяйственными организациями

Государственная поддержка сельскохозяйственных организаций с использованием дифференцированных субсидий: на материалах Пензенской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В России формирование рыночной инфраструктуры аграрного сектора в условиях специфики и особенностей развития сельского хозяйства происходит довольно сложно и противоречиво. Большинство сельскохозяйственных организаций не получает доходы от своей деятельности для возобновления и накопления материально-технических и трудовых ресурсов. Происходит свёртывание их предпринимательской деятельности, что приводит к исчезновению основного источника дохода местного населения, деградации сельской местности.

В последние годы государство усиливает мероприятия по адаптации сельского хозяйства к рыночным условиям хозяйствования. Реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК», принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Между тем, предусмотренные в них меры государственной поддержки, как и действующие сегодня, не направлены на стабилизацию и развитие отрасли.

Результаты проводимой в настоящее время аграрной политики показывают, что размеры, формы и методы реализации государственной поддержки сельского хозяйства не создают предпосылок для вывода отрасли из кризиса, повышения социальной и экономической эффективности производства, развития сельских территорий. Для решения этих задач назрела необходимость использования научно обоснованных подходов к государственной поддержке, учитывающих специфику и особенности развития сельского хозяйства.

Состояние изученности проблемы. Теоретические аспекты государственной поддержки сельского хозяйства находят отражение в трудах таких авторов, как Г. В. Беспахотный, Н. А. Борхунов, И. Н. Буздалов, А. В. Гордеев, Н. Ф. Зарук, С. В. Киселёв, Э. Н. Крылатых, В. В. Милосердов, И. А. Миронова, В. И. Назаренко, И. В. Палаткин, А. Г. Папцов, Б. И. Пошкус, Е. В. Серова, И. Г. Ушачёв и др.

Большинство научных работ посвящено необходимости государственной поддержки аграрного сектора. Методология обоснования потребности и оценки эффективности средств государственной поддержки с учётом особенностей отрасли отсутствует, в результате чего формирование государственных расходов на отрасль является результатом субъективных представлений о роли государства в сельском хозяйстве. Недостаточная степень разработки указанных проблем подтверждает актуальность выбранной темы исследования и определяет цель и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования — разработать научно обоснованные методические и практические предложения по совершенствованию государственной поддержки сельского хозяйства, отвечающие современным требованиям развития сельскохозяйственного производства.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— уточнить экономическую сущность государственной поддержки сельского хозяйства, исследовать становление и развитие её форм и методов;

— проанализировать действующую систему государственной поддержки сельского хозяйства и обосновать направления её развития в условиях реформирования российской экономики;

— обобщить существующие методические подходы по формированию, распределению и оценке эффективности использования средств господдержки и обосновать приоритеты определения уровня государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной продукции;

— разработать практические предложения по совершенствованию планирования, распределения и анализа субсидирования сельскохозяйственных организаций и на примере хозяйств Пензенской области показать возможность их использования в системе государственной поддержки сельского хозяйства.

Объектом исследования выступают сельскохозяйственные организации Пензенской области.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования средств государственной поддержки сельскохозяйственных организаций.

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных по проблемам государственной поддержки сельского хозяйства, концепции по вопросам методологии и практики планирования субсидий, официальные издания и законодательные акты РФ и Пензенской области, материалы научно-практических конференций и т. д.

Информационную базу исследования определили данные Правительства РФ и Пензенской области, Минфина, МЭРТ, МСХ по Российской Федерации и Пензенской области, Федеральной и Территориальной службы государственного комитета статистики, Земельного комитета Пензенской области, годовой бухгалтерской отчётности по России, Пензенской области, районам и сельскохозяйственным организациям.

В работе применялись следующие методы исследования: абстрактно-логический (при постановке цели и задач исследования, обосновании рабочей гипотезы) — монографический (при изучении государственной поддержки сельского хозяйства в условиях реформирования экономики) — экономико-статистический (при исследовании состояния государственной поддержки и её влияния на показатели деятельности в различных природных и экономических условиях хозяйствования) — экономико-математический и расчётно-конструктивный (при разработке методики планирования государственных субсидий и их дифференцированного распределения между сельскохозяйственными организациями).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании методического подхода по планированию дифференцированных государственных субсидий и разработке методики анализа использования средств государственной поддержки с учётом природных и экономических условий деятельности сельскохозяйственных организаций.

Результаты исследования, конкретизирующие научную новизну: -дополнено экономическое содержание государственной поддержки положениями о её роли и значении в сельском хозяйстве, заключающимися не только в создании условий для развития производства как в других отраслях экономики, но и в сохранении сельских территорий и обеспечении жизнедеятельности на селе, обусловленное как спецификой, так и особенностями современного состояния сельского хозяйства России;

— выявлено, что сложившийся уровень и методы реализации государственной поддержки сельского хозяйства не обеспечивают хозяйствующим субъектам условий даже для простого воспроизводства и ведут к концентрации бюджетных субсидий в небольшой группе рентабельных хозяйств, что усиливает их расслоение по признаку финансово-экономического состояния и уровню доходов и обусловливает необходимость дополнительных научно обоснованных мер государственной поддержки сельского хозяйства;

— обоснована необходимость перехода на нормативное планирование бюджетных средств для сельского хозяйства, обеспечивающее увязку использования выделенных субсидий с объективными природными и экономическими условиями предпринимательской деятельности сельскохозяйственных организаций и создающее им равные возможности для расширенного воспроизводства и повышения уровня доходов;

— разработан ряд методик: по планированию государственных субсидий (имеет социальную направленность и позволяет дифференцировать поддержку сельскохозяйственных организаций в зависимости от природных и экономических условий их деятельности) — по распределению средств государственной поддержки между сельскохозяйственными организациями (основана на показателе эффективности вложенных в производство продукции средств) — по анализу использования средств господдержки (позволяет комплексно оценить эффективность субсидирования на уровне сельскохозяйственных организаций с различным производственным потенциалом).

Практическая значимость работы. Диссертация выполнена в соответствии с планом научных исследований ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА» по теме № 18 «Комплексный экономический анализ и разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности агроформирований». Автор принимал участие в научно-исследовательских работах по хоздоговорной теме «Совершенствование организационно-экономического механизма государственной поддержки машинно-технологического обеспечения районных агропромышленных объединений (РАО)». Результаты исследований приняты Управлением сельского хозяйства Пензенской области и Никольского района, ООО РАО «Белинск-агрохолдинг» для практического применения (справки о внедрении научных исследований прилагаются).

Апробация результатов исследования произведена на межрегиональной научно-практической конференции молодых учёных «Инновационные технологии в сельском хозяйстве» (г. Пенза), на I Всероссийской научно-практической конференции «Молодые учёные в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (г. Уфа), на научно-практической конференции молодых учёных «Развитие АПК: проблемы реализации национальных проектов» (г. Орёл).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 9 печатных работ общим объёмом 2,6 п. л. (вклад автора 1,8 п. л.), в том числе в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов и предложений, списка литературы, включающего 121 источник. Объем работы: 112 страниц машинописного текста, 40 таблиц, 44 формулы, 19 рисунков, 5 приложений.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Обобщение теоретического материала и результатов экономического исследования по теме диссертационной работы позволяют сделать определённые выводы и внести на этой основе ряд предложений.

1. Особенности развития и кризисное состояние сельского хозяйства, его экономическая, социальная и политическая значимость диктуют необходимость постоянной государственной поддержки, под которой следует понимать совокупность научно обоснованных правовых, социально-экономических, финансовых и организационных мер, устанавливаемых государством с целью активного воздействия на развитие сельскохозяйственного производства и сельских территорий и обеспечивающих условия жизнедеятельности на селе.

2. В настоящее время в России государственная поддержка сельского хозяйства при существующих формах и методах её реализации слабо влияет на финансовые результаты деятельности сельхозорганизаций, не обеспечивает воспроизводства затраченных ресурсов. Действующие меры государственной поддержки, в том числе предусмотренные ПНП «Развитие АПК», не обеспечивают товаропроизводителям равный доступ к средствам поддержки и приводят к концентрации бюджетных субсидий в экономически крепких хозяйствах, что усиливает различия в уровне доходов, как сельхозорганизаций, так и работников. Необходимы новые подходы к государственной поддержке, учитывающие различия производственного потенциала хозяйствующих субъектов.

3. Разработана методика по планированию государственных субсидий и обоснованы размеры нормативов государственной поддержки, которые предусматривается дифференцировать по хозяйствам региона от 800 руб. до 1200 руб. на гектар сельхозугодий в зависимости от природно-экономических условий деятельности. Главные принципы предлагаемой методики состоят в том, чтобы обеспечить процесс воспроизводства материальных ресурсов и рабочей силы, создать равные возможности для экономического развития и доступа к средствам поддержки сельскохозяйственным организациям, осуществляющим свою деятельность в различных условиях хозяйствования.

4. Для реализации предлагаемой системы нормативного субсидирования сельского хозяйства разработана методика анализа эффективности использования средств поддержки в хозяйствах, дающая возможность осуществлять рациональное распределение государственных средств поддержки между сельскохозяйственными организациями и позволяющая повысить контроль органов власти за использованием бюджетных средств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Вступление в ВТО составная часть стратегии реформирования России / Л. Абалкин // Проблемы теории и практики управления. — 2002.-№ 3-е. 40−42
  2. Агропродовольственная политика и международная торговля: российский аспект. М, ИЭПП, АПЭ, научн. труды № 37Р, 2001
  3. Н.Г. Государственное регулирование сельского хозяйства: направления, механизмы, приоритеты: научное издание / Н. Г. Барышников. Пенза: РИО ПГСХА, 2006. — 200с
  4. Н.Г. Направления бюджетной поддержки / Н. Г. Барышников, Д. Ю. Самыгин // Экология: образование, наука, медицина: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза 2005
  5. Н.Г. Совершенствовать бюджетную поддержку сельского хозяйства / Н. Г. Барышников, Д. Ю. Самыгин // Экономика сельского хозяйства России. 2007. — № 2.
  6. Н.Г., Самыгин Д. Ю. Бюджетная поддержка и ВТО / Н. Г. Барышников, Д. Ю. Самыгин // Государственное регулирование АПК: федеральный и региональный аспекты. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза 2005.
  7. , Н.Г. Бюджетная поддержка и её социальная значимость / Н. Г. Барышников, Д. Ю. Самыгин // Нива Поволжья. 2007. — № 3(4). -С. 70−74.
  8. Г. В. Государственная поддержка сельского хозяйства (анализ действующей системы и обоснование её изменений) / Г. В. Беспахотный, Н. Г. Барышников, JI.A. Кошолкина. М.: Международная Федерация Шоу Дао, 2006- 178 с.
  9. Ю.Беспахотный Г. В. Организационно-экономические модели бюджетной поддержки сельского хозяйства / Г. В. Беспахотный // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. — № 1, сЛ 1−13
  10. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 09.05.2005)
  11. Г. С. Современная экономическая энциклопедия / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова // СПб. Издательство «Лань», 2002. 880с., ил.
  12. JI. Естественно-природные условия развития национальных хозяйств России и Западной Европы / JI. Горичева // Мировая экономика и международные отношения, 2004, № 3, с.27−36.
  13. А.Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. -М.: ГУ ВИСЭ, 2001.-495с.
  14. А.Г. Региональная экономика и региональная наука в России: десять лет спустя / А. Г. Гранберг // Регион: экономика и социология. -2004.-№ 1.-С. 57−81.
  15. Р. Позиция России на переговорах о присоединении к соглашению ВТО по сельскому хозяйству: резервы усиления / Р. Гумеров // Российский экономический журнал. 2002. — № 2. — с.41−47.
  16. Закон Пензенской обл. от 26.06.2003 N 488-ЗПО «Об исполнении бюджета Пензенской области за 2002 год» (принят ЗС Пензенской обл.2506.2003).
  17. Закон Пензенской обл. от 28.06.2004 N 618-ЗПО «Об исполнении бюджета Пензенской области за 2003 год» (принят ЗС Пензенской обл.2506.2004).
  18. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики / С. В. Киселёв. М.: Институт экономики РАН, 1994.-179с.
  19. Киселёв С. В. Развитие агропродовольственных рынков и проблемы вступления России в ВТО / С. В. Киселёв // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. — № 7. — с. 18−20.
  20. И. Количественная оценка уровня государственного регулирования сельского хозяйства / И. Кондратьева // АПК: экономика, управление. № 2. — 2006, с.71−77
  21. JI. Ф. Финансовые проблемы сельскохозяйственного производства при переходе к рынку / Я. Ф. Корбут. М.: ВНИИТЭИ АПК, 1991.
  22. А.И. Территориальная дифференциация сельскохозяйственного производства: Вопросы методологии и теории / А. И. Костяев. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. 240с.
  23. Jl.А. Государственная поддержка сельского хозяйства: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук / Л. А. Кошолкина. Москва, 2004. — 26 с.
  24. Л.А. Государственная поддержка сельского хозяйства: диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук / Л. А. Кошолкина. Москва, 2004. — С. 127.
  25. B.C. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. -М.: Просвещение, 1990.-416.: ил. ISBN 5−09−12 954.
  26. И.Н. Развитие механизма бюджетного обеспечения аграрного сектора экономики: дис. на соиск. учён. степ. канд. экон. наук: (08.00.05.)/Крутова Ирина Николаевна Мордовский государственный университет О. П. Огарёва. — Саранск. — 2005. — 170с.
  27. Э.Н. Аграрные аспекты вступления СНГ в ВТО / Э. Н. Крылатых, О. Г. Строкова. М.: Энциклопедии российских деревень, 2002. -165с. (Науч.тр. ВИАПИ, вып.6).
  28. К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. / К. Р. Макконел, С. Л. Брю. 2 т. пер. с анг. 11-го изд. — М.: Республика, 1992. — 400с.
  29. Мае лова В. В. Финансовая политика в АПК / В. В. Маслова // Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность. М.: ВИАПИ им. А. А. Никонова, «Энциклопедия российских деревень» — 2005. — С. 145
  30. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств в сельском хозяйстве / Под научн. ред. члена-корр. РАСХН, проф. Г. В. Беспахотного. Екатеринбург: УрГСХА, 2005. — 59с.
  31. Методика планирования бюджетных субсидий для сельскохозяйственного производства Екатеринбург: УрГСХА, 2006. — 49с.
  32. Методические рекомендации по определению объёма финансовых ресурсов, изъятых из аграрного сектора экономики через систему цен. Бор-хунов Н.А., Зарук Н.Ф.- М.: Типография Россельхозакадемии, 2005. — 28с.
  33. Методические рекомендации по определению укрупнённых нормативов бюджетного финансирования сельского хозяйства на федеральном и региональном уровнях. Москва: ВНИИЭСХ, 2006. — 34с.
  34. В.В. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: проблемы и пути их решения /В.В. Милосердов // Экономика с/х и перераб. предприятий. 2006. — № 2. — с. 5−9.
  35. С. Аграрному сектору экономики всестороннюю государственную поддержку / С. Миронов // Экономика сельского хозяйства России.-2005.-№ 10.-С. 6−7.
  36. П.А. Предпринимательская деятельность приграничных хозяйств Польши / П. А. Мицкевич // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. — № 12. — С.56−57.
  37. P.M. Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства: проблемы и пути их решения / P.M. Мухамед-жанов, Ю. М. Захаров // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. — № 2. — С.9−14.
  38. В.И. Аграрная политика Европейского союза/Институт Европы РАН. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004.-362с — (Академическая серия).
  39. В.И. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой экономикой / В. И. Назаренко, А. Г. Папцов. М.: Ин-формагробизнес, 1996. — 233с.
  40. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.06.2005, с изм. от 01.07.2005)
  41. Обзор бюджетной поддержки АПК в России в 1994—2001 гг. М., ИЭПП, 2001.
  42. В. Присоединение России к ВТО и её участие в интеграции / В. Оболенский // Мировая экономика и международные отношения. -2002.-№ 5.-с. 17−26.
  43. Основные методологические аспекты определения уровня государственной поддержки сельского хозяйства. М., НИИТЭИАгропроминформ, 2002.
  44. Основные показатели сельского хозяйства в России в 2005 году: статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики. Главный межрегиональный центр. Москва, 2006. — 70с.
  45. А. Направления государственной поддержки сельского хозяйства в развитых странах и США / А. Папцов // АПК: экономика, управление. 2005.-№ 11.-С.69−72.
  46. А.Г. К вопросу о роли государства в экономике развитых стран / А. Г. Папцов // Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность. М.: ВИАПИ им. А. А. Никонова, «Энциклопедия российских деревень» — 2005. — С.20.
  47. И.С. Современное состояние и перспективы развития АПК Пензенской области / И. С. Паялка // Государственное регулирование АПК: Федеральный и региональный аспекты: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2005.
  48. В.А. Экономика аграрного сектора: учеб. пособие / В. А. Пешехонов, А. И. Пашенко Спб.: ОЦиЭМ, 2003. — 176 с.
  49. Повышение эффективности использования бюджетных средств в АПК России. М., ИЭПП, АПЭ, бюллетень № 1, 2001.
  50. Н.А. Экономика сельского хозяйства с основами сельского предпринимательства. Учебник / Н. А. Попов М., Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 1999. — 352с.
  51. . Бюджетная поддержка сельского хозяйства / Б. Пошкус // АПК: экономика, управление, 2006. № 2 С. 6−8
  52. . Выравнивание экономических условий хозяйствования / Б. Пошкус. Вильнюс: Мокслас, 1979. — 202 с.
  53. Е. Требуется развёрнутая, без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО / Е. Примаков // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 3 — с. 42−44.
  54. Проблемы российского сельского хозяйства при вступлении страны в ВТО // Общество и экономика. 2002. — № 5. — с. 113−120.
  55. Российский энциклопедический словарь. Книга 1. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2001. — 1023с.
  56. Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. М.: ЭРД, 2000.С.183.
  57. Е.С. Экономическое регулирование агропромышленного производства (вопросы теории и практики) / Е. С. Савченко. М.: Экономика и информатика, 2000. — 320с.
  58. П. Экономика / П. Самуэльсон. М.: МП «Алгон». -1999.-Т.1.-С. 163.
  59. Д.Ю. Социальные аспекты бюджетной поддержки / Д. Ю. Самыгин // Наука и образование сельскому хозяйству: сб. мат-лов науч.-практ. конференции, поев. 55-летию Пензенской ГСХА. — Пенза: РИО ПГСХА, 2006.-384с.
  60. , Д.Ю. Оценка эффективности и экономности использования бюджетных средств в сельском хозяйстве / Д. Ю. Самыгин // Развитие АПК: проблемы реализации национальных проектов: сборник. Орёл, 2007. -С. 143−146.
  61. Сельское хозяйство Пензенской области. Федеральная служба государственной статистики России. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. г. Пенза. — 2005 г.
  62. Сельское хозяйство Пензенской области. Федеральная служба государственной статистики России. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. г. Пенза. — 2006 г.
  63. Дж. Глобализация: тревожные тенденции / Пер. с английского Г. Г. Пирогова. М.: Мысль, 2003. С. 281.
  64. М. Ю. Экономика государственного сектора: пер. с англ. / М. Ю. Стиглиц. М.: Изд-во МГУ и ИНФРА — 1997. — С. 76−86.
  65. В. Последствия для АПК вступления России во Всемирную торговую организацию / В. Тарасов // Экономика сельского хозяйства России. 2005. -№ 11. — с. 37.
  66. Уровень жизни населения Пензенской области. Статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган государственной статистики по Пензенской области. Пенза. -2005.
  67. Федеральный закон от 04.04.2005 N ЗО-ФЗ «Об исполнении Федерального бюджета за 2003 год» (принят ГД ФС РФ 18.03.2005).
  68. Федеральный закон от 08.05.2004 N 35-Ф3 «Об исполнении Федерального бюджета за 2002 год» (принят ГД ФС РФ 14.04.2004).
  69. Федеральный закон от 15.04.2006 N 52-ФЗ «Об исполнении Федерального бюджета за 2004 год» (принят ГД ФС РФ 17.03.2006).
  70. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) (с изм. и доп. от 24.05.2005 № 223−0)
  71. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 года № 100-ФЗ (ред. от 10.01.2003 г., с изм. от 23.12.2003 г.)
  72. Федеральный закон РФ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 года № 264 ФЗ
  73. Цены в Пензенской области / Федеральная служба государственной статистики России. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. Статистический сборник. г. Пенза.-2006г.
Заполнить форму текущей работой