Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование физической культуры у курсантов радиоэлектронных специальностей военного вуза в процессе профессионально-прикладной физической подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В последние десятилетия в Российской Армии стремительно развиваются новые и совершенствуются уже имеющиеся виды военной техники и вооружения. В связи с чем, претерпевает существенные изменения и характер служебной деятельности военных специалистов. Значительно увеличивается доля инженерно-технического и операторского труда, осуществляемого, как правило, в условиях… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПРОФИЛИРОВАННОЙ ПОДЕОТОВКЕ
    • 1. 1. Физическая культура личности в процессе профессионально-прикладной подготовки, ее значение и место в системе физического воспитания курсантов
    • 1. 2. Методические основы построения профессионально направленного процесса физического воспитания
    • 1. 3. Оценка уровня профессиональной готовности будущего специалиста
  • ЕЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРЕАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ЕЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДЕОТОВКИ
    • 3. 1. Особенности профессиографической характеристики военных специалистов радиоэлектронного профиля
    • 3. 2. Основные средства и методы, применяемые в учебном процессе для развития у курсантов профессионально важных физических, психофизиологических и личностных качеств
    • 3. 3. Экспериментальная учебная программа профессионально-прикладной физической подготовки военных специалистов
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 4. 1. Результативность реализации традиционно сложившейся методики физической подготовки курсантов радиоэлектронных специальностей

    4.2. Эффективность реализации экспериментальной методики формирования физической культуры личности у курсантов радиоэлектронных специальностей в процессе профессионально-прикладной физической подготовки.

    ГЛАВА 5. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

    ВЫВОДЫ.

Формирование физической культуры у курсантов радиоэлектронных специальностей военного вуза в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние десятилетия в Российской Армии стремительно развиваются новые и совершенствуются уже имеющиеся виды военной техники и вооружения. В связи с чем, претерпевает существенные изменения и характер служебной деятельности военных специалистов. Значительно увеличивается доля инженерно-технического и операторского труда, осуществляемого, как правило, в условиях высокоинтенсивной деятельности, протекающей при повышенном нервно-эмоциональном напряжении и заметном снижении суммарных объемов выполняемых физических нагрузок [106, 107, 125, 141, 143], что часто приводит к повышению утомляемости, снижению работоспособности, ухудшению самочувствия и состояния здоровья военных инженеров сложных систем управления [21, 41, 91, 112, 125, 147]. Все это в полной мере относится к военным специалистам радиоэлектроники космических войск, где офицеры принимают эвристические решения в условиях малой двигательной активности, жесткого лимита времени, при высокой персональной ответственности за результаты деятельности.

Сложившиеся обстоятельства в значительной степени актуализировали проблему профессионально направленной физической подготовки военных специалистов в высших военных учебных заведениях, поскольку именно здесь закладываются и формируются те ориентиры, знания, навыки и умения, определяющие в дальнейшем степень продуктивности всей сферы их профессиональной деятельности.

Принципиальное значение имеют исследования Ю. А. Бородина [21], Ю. В. Волненко [30], В. И. Миронова [120], В. П. Полянского [140], В. А. Понамаренко [143], выявившие необходимость существенного преобразования традиционно сложившейся системы физической подготовки курсантов военных образовательных учреждений, с учетом изменений, произошедших в армии вообще и в конкретных офицерских специальностях, в частности. В прикладной сфере физической культуры особый интерес представляют концепции физической подготовки, обеспечивающей формирование физической культуры личности курсантов, способствующей становлению устойчивой и долгосрочной установки на здоровый образ жизни, необходимость занятий физическими упражнениями и спортом и созданию условий для развития важных для них физических и психофизиологических качеств и умений. Такая подготовка позволит будущим специалистам успешно адаптироваться к различным режимам и этапам профессионального становления [106, 107, 151, 174, 179].

Ретроспективный анализ специальной научно-методической литературы показал, что вопросы физической подготовки, связанные с освоением будущей профессии, рассматривались в многочисленных работах отечественных исследователей [18, 30, 37, 43, 47, 49, 76, 79, 96]. Однако проблемы формирования физической культуры личности курсантов, осознанного и активного отношения к освоению ценностей физической культуры, профессиональной надёжности у будущих военных специалистов космических войск мало изучены [21].

Данное обстоятельство и предопределило появление существенного противоречия между новыми требованиями к развитию профессионально важных качеств и способностей для эффективной военно-профессиональной деятельности и результативностью физической подготовки, использующей, в основном, традиционные методики, не обеспечивающие должной профессионально-прикладной физической подготовки офицерских кадров.

Отмеченное противоречие и обусловило выбор темы нашего исследования, послужило объективным основанием для его проведения.

Цель исследования. Разработка и экспериментальное обоснование методики, обеспечивающей, путем формирования физической культуры личности, профессионально-прикладную физическую подготовленность курсантов радиоэлектронных специальностей военного вуза к военно-профессиональной деятельности.

Объект исследования — физическая подготовка специалистов в системе военно-профессионального образования.

Предмет исследования — целеполагание и содержание методики формирования физической культуры личности у курсантов в процессе прикладно-специализированной физической подготовки, обеспечивающей развитие профессионально значимых физических, психофизиологических и личностных свойств и качеств, необходимых современным военным специалистам радиоэлектронного профиля.

Научная гипотеза. Предполагалось, что эффективность профессионально-прикладной физической подготовки курсантов радиоэлектронных специальностей военного вуза в значительной мере повысится, если ее содержание будет направленно не только на развитие и совершенствование физических кондиций, на чем основана действующая методика профилированной подготовки, но и ориентировано на формирование личностной физической культуры, обусловливающей становление у будущих офицеров: профессионально значимых свойств и качествприкладных знанийстойкого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, создавая, тем самым, предпосылки для профессионального становления и развития личности.

Теоретико-методологической основой исследования являются: основные положения современной концепции физической культуры и физического воспитания студентов (В.К. Бальсевич, М. Я. Виленский, В. М. Выдрин, Ю. Ф. Курамшин, Л. И. Лубышева, В.Л. Марищук) — современные представления о формировании физической культуры личности (В .К. Бальсевич, H.H. Визитей, М. Я. Виленский, В. М. Выдрин, Я. К. Коблев, Л.И. Лубышева) — положения и разработки теории и методики профессионально-прикладных форм физической культуры (В.И. Жолдак, Б. И. Загорский, В. И. Ильинич, В. А. Кабачков, С. С. Коровин, Р.Т. Раевский).

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что разработана трёхэтапная комплексная методика формирования физической культуры личности у курсантов радиоэлектронных специальностей в системе физического воспитания в военном вузе (этапы целеполагания и программирования, деятельностный, оценочно-корректировочный):

— выявлены профессионально значимые свойства и качества, необходимые для успешного осуществления деятельности военных инженеров радиоэлектронных специальностей и показана возможность их эффективного развития путем применения в учебном процессе по физическому воспитанию специально подобранных двигательных средств и видов спорта;

— определены и сгруппированы прикладные двигательные средства и виды спорта, направленные на формирование профессионально значимых свойств и качеств у будущих военных инженеров радиоэлектроники космических войск;

— разработана профессионально направленная учебная программа для профилированной подготовки курсантов военного вуза по дисциплине «Физическая культура», реализация которой обеспечивает: адекватность содержания программы формирования физической культуры личности курсантов требованиям их профессиональной деятельностиединство общей физической и профессионально-прикладной физической подготовкиединство теоретико-методической и практической подготовкисопряженное развитие профессионально значимых физических, психических и личностных качествпрофилактическое противодействие влиянию неблагоприятных факторов будущей служебной деятельностизакрепление знаний о физической культуре личности, привитие интереса и привычки к регулярным физкультурным занятиям;

— доказана целесообразность проведения занятий по экспериментальной программе, которые, воздействуя на мотивационную сферу курсантов, ориентируют их на проявление большей физической активности и самостоятельности, увеличивают интерес и потребность в физкультурно-спортивной деятельности, развивают профессионально важные свойства и качества, формируя, тем самым, физическую культуру личности у будущих военных специалистов радиоэлектроники.

Теоретическая значимость исследования заключается: в получении новых знаний о методике профилированной физической подготовки специалистов радиоэлектроники космических войскв обосновании эффективности использования совокупности средств и методов, направленных на формирование у них личностной физической культуры, обусловливающей значительное повышение уровня здоровья и готовности к воинской службе путём целенаправленного развития профессионально важных свойств и качеств, профилактики негативных факторов профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации:

— комплексов двигательных средств общей и профессионально-прикладной направленности, ориентированных на развитие и совершенствование профессионально значимых свойств и качеств у курсантов радиоэлектронных специальностей;

— авторской учебной программы по дисциплине «Физическая культура», имеющей четко выраженную профессионально-прикладную направленность;

— трёхэтапной комплексной методики формирования физической культуры у курсантов радиоэлектронных специальностей военного вуза в процессе профессионально-прикладной физической подготовки;

— практических рекомендаций по организации и проведению профессионально направленного процесса физического воспитания, обеспечивающего формирование личностной физической культуры у курсантов военного вуза радиоэлектронного профиля.

У отлично успевающих курсантов старших курсов, уже в значительной мере адаптированных к будущей трудовой профессиональной деятельности военного инженера радиоэлектроники, выявлены значения наиболее прфессионально важных показателей, которые целесообразно использовать в качестве модельных характеристик для направленного физического воспитания в условиях высшего учебного заведения, а также для ориентации абитуриентов при выборе данной специальности.

Экспериментальная методика внедрена в практику работы филиала военно-космической академии им. А. Ф. Можайского (п г т. Кубинка, Московская область), военной академии войсковой противовоздушной обороны вооруженных сил РФ (г. Смоленск), что подтверждается актами внедрения.

Полученные результаты могут найти широкое применение при разработке программно-нормативных документов для высших учебных заведений (военных и гражданских), занимающихся подготовкой специалистов радиоэлектронного профиля. Кроме того, материалы, отражающие дидактические основы и структуру профессионально направленного физического воспитания, могут быть применены в практике подготовки курсантов и других военных специальностей.

Достоверность и объективность полученных результатов исследования обеспечена надежной методологической базой, использованием комплекса современных методов исследования и их адекватностью цели и задачам, репрезентативной выборкой испытуемых, целенаправленностью констатирующего и формирующего педагогических экспериментов, достаточным объемом полученных фактических данных, корректным использованием методов математической статистики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Продуктивность профессионально-прикладной физической подготовки специалистов радиоэлектроники космических войск зависит от уровня сформированности у них личностной физической культуры, становление которой не в достаточной степени предусматривает ныне действующая методика физического воспитания в военном вузе, что существенно ограничивает возможности развития и совершенствования у курсантов профессионально значимых физических, психофизиологических и личностных свойств и качеств.

2. Авторская учебная программа по дисциплине «Физическая культура» направлена на развитие у курсантов радиоэлектронных специальностей: устойчивой мотивации и потребности к занятиям физическими упражнениями и спортомповышение уровня развития профессионально важных свойств и качествприобретение организаторско-методических умений и навыков в руководстве, организации и проведении физического воспитания с военнослужащими воинских частей, подразделений и ориентирует педагогов на целенаправленное формирование у будущих офицеров личностной физической культуры в течение всего периода их обучения в вузе.

3. Экспериментальная комплексная методика формирования физической культуры личности у курсантов радиоэлектронных специальностей, основанная на учете особенностей осваиваемой профессии и применении приоритетных средств и методов, обеспечивающих высокий уровень развития профессионально значимых свойств и качеств, трансформирует учебный процесс по физическому воспитанию в выражено профилированный по отношению к будущей профессиональной деятельности.

Апробация работы. Основные результаты исследований обсуждались и получили положительную оценку на научных конференциях молодых ученых (2008;2010гг.), на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава СГАФКСТ (2009;2010гг.), на заседаниях кафедры физической подготовки и спорта филиала Военно-Космической академии им. А. Ф. Можайского (2005;2006гг.). Отдельные аспекты работы докладывались на Международных научно-практических конференциях (гг. Смоленск, 2010; Пинск, Беларусь, 2010; Москва, 2011).

Результаты исследования внедрены в практику физической подготовки курсантов филиала Военно-Космической академии им. А. Ф. Можайского, военной академии войсковой противовоздушной обороны вооруженных сил РФ (г. Смоленск) и в теоретический курс учебного процесса студентов Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, что подтверждается актами. По результатам исследования опубликовано 17 работ.

Структура диссертационной работы состоит их введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 184 источника. Работа изложена на 165 страницах компьютерной вёрстки, содержит 6 рисунков, 10 таблиц и 2 приложения.

128 ВЫВОДЫ.

1. Результаты констатирующего эксперимента выявили низкий уровень грамотности у курсантов первого курса в сфере физической культуры, не достаточно выраженную мотивацию к занятиям профессионально-прикладной физической подготовкой.

Реализация традиционной методики физической подготовки курсантов космических войск обеспечила достоверное улучшение на 1 — 3 курсах показателей физической подготовленности по отдельным двигательным качествам. Так, показатели моторики к третьему курсу улучшились в беге на 3000 метров на 29 с (5,3%- р<0,05), в беге на 100 метров на 0,55 секунд (3,7%- р<0,05), в подтягивании на перекладине — на 1,74 раза (16,46%- р<0,05). Показатели, характеризующие уровень развития скоростно-силовых (прыжок в длину с места) и двигательнокоординационных способностей (челночный бег 3×10мобщее контрольное упражнение на полосе препятствий) изменились статистически несущественно (р>0,05). Функциональное состояние организма курсантов (по данным теста Скибинского и функциональной пробы) повысилось на 170 (8,5%- р<0,05) и 2,75 (6,6%- р<0,05) условных единиц соответственно. Большинство зафиксированных результатов соотносится с удовлетворительным уровнем контрольных нормативов по годам обучения.

К окончанию вуза общий уровень теоретической, организаторско-методической и физической подготовленности курсантов пятого курса, по сравнению с третьим и четвертым годами обучения, снизился: теоретической и организаторско-методической подготовленности — на 0,73 -0,94 балла, физической и функциональной подготовленности по результатам тестов — на 1,06 — 5,58%, при статистически достоверных различиях по ряду из них (бег на 3000 м, функциональная проба). Показатели психофизиологических функций — внимания, памяти и мышленияизменялись статистически несущественно (р >0,05).

Тем самым, установлена низкая эффективность действующей методики физической подготовки в формировании физической культуры у будущих офицеров, свойств и качеств личности, имеющих определяющее значение для специалистов радиоэлектроники космических войск.

2. Авторская профессионально направленная учебная программа по дисциплине «Физическая культура», определяет требования к обязательному минимуму содержания и уровню общей и профессионально-прикладной подготовленности выпускников военного вуза. В своей основе она направлена на совершенствование: профессионально важных физических, психофизиологических и личностных свойств и качествпрактическое освоение нормативных упражнений, приемов и действийформирование устойчивой мотивации и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, личного опыта использования средств и методов физической культуры, организаторско-методических умений и навыков в руководстве профессионально направленным процессом физического совершенствования военнослужащих воинских частей и подразделений.

Профессионально-прикладная направленность образовательно-воспитательного процесса по физической культуре отражена во всех разделах учебной программы, выполняя, таким образом, интегративную функцию.

3. Установлено, что к ведущим физическим качествам будущего специалиста радиоэлектроники космических войск относятся: общая выносливость, силовые, скоростные и двигательно-координационные способности, специальная мышечная (статическая) выносливость мышц шеи, спины и брюшного пресса. Уровень специальной физической подготовленности обуславливают двигательные сенсомоторные реакции, способность решения двигательных задач с пространственной ориентировкой, готовность к экстренному действию при дефиците времени.

Определяющими психофизиологическими качествами курсантов являются: большой объём, быстрое переключение, высокая устойчивость и концентрация вниманияскорость переработки информацииэмоциональная устойчивостьсамообладаниеуравновешенность нервных процессовоперативное мышлениеобъем памяти, оперативная и долговременная память.

Группу профессионально значимых личностных качеств и потребностей составляют: умение выделять в информации существенное, главноеорганизаторские способностиумение побуждать людей к активной деятельностистремление к самоутверждениюцелеустремлённость, инициативность, решительность, выдержка, дисциплинированность, соподчиненностьотсутствие тенденции к возбуждению и нервозности, чрезмерной напряженности или осторожности.

Доказано, что данные качества и потребности подвергаются развитию и совершенствованию средствами и методами физической культуры.

4. Методически обоснован и реализован в образовательно-воспитательном процессе по физической культуре в военном вузе арсенал специализированных средств физического воспитания, исходя из профессионально-прикладной направленности их воздействия, который по основным педагогическим характеристикам определяет структурную основу практического раздела экспериментальной учебной программы и служит для педагога ориентиром в подборе специальных упражнений.

Для достижения необходимого уровня профессионально важных свойств и качеств удельный вес используемых средств с выраженной специальной прикладной направленностью в общем процессе физического воспитания будущих инженеров космических войск зависит от особенностей разрешения этапных (семестровых) задач физического воспитания и варьирует от 35 — 40% на первом и втором курсах до 50 — 55% - на старших курсах обучения в вузе. Результаты исследования подтвердили целесообразность предложенного подхода к систематизации средств физической культуры в образовательно-воспитательном процессе военного вуза, позволившего курсантам добиться существенных сдвигов, как в общей физической, так и профессионально-прикладной подготовке.

5. Концептуальная модель авторской комплексной методики формирования личностной физической культуры у курсантов радиоэлектронных специальностей состоит из следующих взаимосвязанных компонентов, реализация которых обеспечивает существенное повышение эффективности профессионально направленного процесса физического воспитания: определения требований к профессионально-личностной, психофизиологической, специально-двигательной и организаторско-методической подготовленности курсантов, обусловленных спецификой их будущей профессиональной деятельности;

— выбора и систематизации специализированных средств и методов физической подготовки, рациональное применение которых в учебном процессе обеспечивает эффективное развитие и совершенствование профессионально значимых качеств и способностей военного специалиста космических войск;

— экспериментальной учебной программы с четко выраженной профессионально-прикладной направленностью учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура" — системной реализации процесса формирования профессионально важных качеств и свойств личности курсантов, осваивающих радиоэлектронные специальности;

— организационно-педагогических условий, включающих диагностику учебного процесса, выявление и устранение причин, препятствующих эффективному управлению процессом профессионально-прикладной физической подготовки будущих офицеров.

6. Результаты формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют, что применение разработанной комплексной методики формирования физической культуры личности у курсантов в процессе профессионально-прикладной подготовки обеспечивает: позитивное изменение потребностно-мотивационной ориентации курсантов, определяемой осознанием важности физического воспитания для будущей профессиональной деятельностиформирование ценностного отношения, повышение интереса и стойкой потребности учащихся к физкультурно-спортивной деятельностистатистически достоверный прирост результатов большинства тестов, отражающих уровень физической подготовленности и функционального состояния курсантов ЭГ по сравнению с КГ, и показателей, характеризующих профессионально важные для специалистов радиоэлектронного профиля функции концентрации внимания (количество ошибок сократилось на 0,6 единиц (11,9%) — р<0,05), оперативной памяти (число правильно найденных сумм возросло на 2,27 единиц (7,2%) — р<0,05), кратковременной памяти (количество правильно воспроизведенных чисел увеличилось на 0,83 единицы (11,2%) — р<0,05);

— более высокий прирост успеваемости по теоретическому разделу дисциплины «Физическая культура», показателей организаторско-методической подготовленности и производственной практики;

— существенное повышение уровня развития исследуемых личностных качеств, составляющих базис весьма важных для будущего офицера способностей;

— значительное повышение оздоровительного эффекта учебно-тренировочных занятий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в рамках дисциплины «Физическая культура» у курсантов военного вуза радиоэлектронного профиля.

1. Работу по физической подготовке необходимо осуществлять с ориентацией на решение следующих приоритетных задач: — опережающее развитие и формирование у курсантов индивидуальной физической культурыразвитие устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортомразвитие функциональных систем организма, обеспечивающих высокую профессиональную работоспособность и здоровьеразвитие профессионально важных качеств. Данный комплекс задач целесообразно реализовывать последовательно. Обеспечивая физическую адаптацию (2−3 месяца) и первоначальное обучение (1−2 курсы) курсантов, при преимущественном совершенствовании их общей физической и общевойсковой подготовкицеленаправленно развивая и совершенствуя профессионально важные качества (3−4 курсы) — поддерживая высокий уровень общей физической подготовленности и корригируя профессионально важные качества будущих военных специалистов (5 курс).

От этапа к этапу иерархия задач претерпевает некоторые изменения. В процессе первых двух лет обучения первостепенным оказывается формирование потребностно-мотивационной сферы личности для овладения совокупностью ценностей физической культуры. Внутренняя и внешняя мотивация к занятиям физическими упражнениями и спортом продуктивно развивается путем целенаправленной просветительной работы, агитации, проведения вечеров спортивной славы, спортивных праздников, создания условий для регулярных занятий в различных спортивных секциях. На старших курсах решаются задачи эволюции личности будущего профессионала с высоким уровнем специальной подготовленности к труду.

2. Для становления комплекса специальных теоретических и физкультурно-методических знаний, необходимых курсанту для активного использования средств физической культуры и спорта в профессионально-прикладных целях, в учебную программу по физической подготовке рекомендуется ввести раздел, предусматривающий 24 -часовой лекционный курс, 26 -часовой блок инструкторско-методических занятий, 20 часов следует планировать для внеаудиторной самостоятельной работы курсантов с лекционным материалом. Кроме того, в процессе практических занятий целесообразно проводить короткие беседы о профессионально-прикладной направленности физических упражнений и видов спорта, о степени их влияния на подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Практический раздел учебной программы (298 часов) направлен на достижение высокого уровня физической и общевойсковой подготовленности будущих офицеров космических войск, формирование профессионально важных качеств, способностей, функций, коррекцию профессиональных вредностей и устойчивого интереса к выбранной профессии.

Особенность методики реализации средств и методов профессионально-прикладной направленности заключается в применении должного количества специальных физических упражнений с объемом 35−40% на первом и втором курсах до 50 — 55% % на старших курсах обучения в вузе в сочетании с постоянным контролем и обратной связью за уровнем физической и профессионально-прикладной подготовленности учащейся молодежи.

3. Используемые при формировании физической культуры личности курсантов в процессе профессионально-прикладной физической подготовки специализированные средства целесообразно отбирать с исключительной ориентацией на профессиограмму будущей специальности, т. е. исходя из особенностей проявления профессионально важных качеств. Только при полном совпадении направленности влияния применяемых средств физической культуры на организм с основными требованиями специальности прикладной эффект учебных занятий будет высоким.

4. Применение средств физической культуры с учетом профиля подготовки будущего специалиста на этапах профессионального обучения в филиале Военно-Космической Академии им. А. Ф. Можайского можно рекомендовать и для других профессий операторского труда, вследствие сопряженности в таких случаях требований к психофизиологическим функциям и физической подготовленности курсантов.

5. Эффективность предлагаемой методики формирования физической культуры в процессе профилированной подготовки проявляется:

— в существенных положительных изменениях мотивационной сферы курсантов, достоверном увеличении уровня развития профессионально важных физических, психофизиологических и личностных качеств в первые два года обучения;

— в поддержании и дальнейшем развитии этих уровней на третьем и четвертом курсах обучения и меньшем снижении, по сравнению с курсантами, занимающимися по традиционной программе — на пятом курсе.

Важным является и то обстоятельство, что у курсантов возникают новые представления о будущей профессии и новый взгляд на физическое воспитание как на предмет, имеющий специальную направленность, дающий профессиональные знания и умения. Значительно возрастает оценка обобщенного показателя — здоровья.

6. С целью осуществления эффективного управления процессом формирования физической культуры в процессе профилированной подготовки курсантов в период обучения в вузе, выявленные нами у учащихся старших курсов наиболее высокие показатели параметров, определяющих степень профессионализма военного инженера космических войск (прежде всего когнитивный, физический и мотивационный компоненты), целесообразно применять в качестве модельного уровня для остальных обучающихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.A. Физическое образование как социальный институт подготовки человека к жизни средствами физической культуры / P.A. Абзалов, Р. Х. Ярулин // Теория и практика физическая культура. — 1993. -№ 7. -С. 14−15.
  2. Ю.Н. Технология формирования мотивации самообразовательной деятельности у студентов экономических вузов по дисциплине «Физическая культура»: автореф. дис. .канд. пед. наук / Ю. Н. Аллянов. Смоленск: СГАФКСТ, 2007. -19 с.
  3. С.Ю. Реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъективного опыта студентов / С. Ю. Алькова // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 4. — С. 10−12.
  4. И. В. Методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов дизайнеров: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Афанасьева. — Малаховка, 2008. — 24 с.
  5. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. -220 с.
  6. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационные аспекты) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 22−26.
  7. В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С 2−7.
  8. Р.Г. Особенности волевых усилий студентов в зависимости от уровня физической подготовленности / Р. Г. Бархударян // Двигательная активность и физическое воспитание учащейся молодежи: сб. науч. тр. -Рязань, 1984. Т.1. — С. 35−58.
  9. С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах / С. Я. Батышев М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  10. И.С. Физическая подготовка. Теория и практика: учеб. для слушателей и курсантов Военного университета / И. С. Барчуков, В. А. Собина. -М.: ГУП Воентехиздат, 1999.-420 с.
  11. В.В. Вопросы организации физического воспитания учащихся профтехучилищ с учетом профессиональной подготовки / В. В. Белинович. М.: Высш. школа, 1967.-196 с.
  12. В.П. Физическая подготовка студентов первого курса политехнических вузов / В. П. Бизин, B.C. Гуменный // Физическое воспитание студентов творческих специальностей- ХГАДИ (ХХПИ). -Харьков, 2003. № 2. — С. 85−93.
  13. В.Е. Обоснование содержания теоретико-методического обеспечения физического воспитания студентов / В. Е. Билогур // Физическое воспитание студентов творческих специальностей- ХГАДИ (ХХПИ). -Харьков, 2002. № 1. — С. 94−98.
  14. В. П. Формирование оптимального психофизического состояния поступающих в специальные образовательные учреждения наэтапе профессионального отбора и ориентации: автореф. дис. .канд. пед. наук / В. П. Бирюков. Хабаровск, 2001. — 23 с.
  15. М.В. Педагогические условия формирования коммуникативных умений курсантов военных вузов в учебной деятельности: автореф. дис. .канд. пед. наук / М. В. Бирюкова. Коломна, 2000. — 17 с.
  16. Ю.А. Занятия игровыми видами спорта ведущая форма ППФП будущих инженеров / Ю. А. Богашенко // Массовая физическая культура и профессия: тез. докл. Регион, науч.- практ. конф. — Омск, 1990.-С. 24−25.
  17. H.H. Физическая культура личности: (Проблемы человеческой телесности: методологический, социально-философский, педагогический аспекты) / H.H. Визитей- Кишиневский гос. пед. ин-т им. И. Крянгэ. Кишинев: Штиинца, 1989. — 107 с.
  18. М.Я. Физическое воспитание в комплексной системе социального и профессионального становления личности будущего учителя впедагогическом вузе /М.Я. Вилеиский // Материалы Всероссийского научно-практического семинара. М., 1981.- С. 57−63.
  19. М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры, 1991. -№ 11. — С. 27−30.
  20. М.Я. Физическая культура работников умственного труда/ М. Я. Виленский, В. И. Ильинич. М.: Знание, 1987. — 96 с.
  21. М.Я. Методологические основы и концептуальные предпосылки процесса формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, В.А. Петьков- РАЕН. М., 2002. — 56 с.
  22. О.В. Двигательная активность основа здорового образа жизни / О. В. Виндюк // Физическое воспитание студентов творческих специальностей- ХГАДИ (ХХПИ). — Харьков, 2003. — № 1. — С. 72−75.
  23. А. А. Педагогические условия формирования профессионально-прикладной физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел в период первоначального обучения: автореф. дисс.канд. пед. наук /А.А. Волков. Тула, 1999. — 23 с.
  24. Ю. В. Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение готовности к профессиональнойдеятельности: автореф. дис.канд. пед. наук / Ю. В. Волненко. Хабаровск, 2008.- 25 с.
  25. В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект): учебное пособие / В. М. Выдрин. JT: ГДОИФК, 1988. — 208 с.
  26. С.А. Технология формирования волевых качеств в процессе профессионально-прикладной физической подготовки: монография / С. А. Гайдук, JI.B. Марищук. Минск: МГВРК, 2007. — 200 с.
  27. А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста / А. Б. Гандельсман, Д. М. Смирнов. М.: Просвещение, 1986. — 247 с.
  28. А. В. Эффективность обучения водительскому мастерству с использованием биокорректоров направленного действия: автореф. дис.канд. пед. наук / A.B. Герасенков. М., 2005.- 25 с.
  29. В. А. Программирование профессионально-прикладной физической подготовки (на примере студентов, ориентированных на специальность «бортинженер»): автореф. дис.канд. пед. наук/В.А. Гетман.- Малаховка, 1998. 23 с.
  30. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2 / 2.4.1340- 03. Издание официальное. М., 2003. — 54 с.
  31. В.Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: реальность и перспективы / В. Д. Гончаров, Б. Ф. Романов, В. Ф. Юкиш // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 7. — С.12−13.
  32. С.А. Роль физической культуры в совершенствовании умственной готовности к обучению и профессиональной деятельности / С. А. Горбунов, A.B. Дубровский // Теория и практика физической культуры. -2002.-№ 12.-С. 13−14.
  33. JI.A. Основы специальной физической подготовки летного состава / А.А.Горелов- под ред. В. Л. Марищука. СПб.: Военный инт физ. Культуры, 1993. — 144 с.
  34. B.C. Комплексный контроль физической подготовленности студентов политехнических вузов / B.C. Гуменный, Т. И. Лошицкая // Физическое воспитание студентов творческих специальностей- ХГАДИ ХХПИ. Харьков, 2003. — № 4. — С. 97 — 104.
  35. А. И. Организация и содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов: автореф. дисс.канд. пед. наук / А. И. Давиденко. Краснодар, 2005. — 23 с.
  36. Е.В. Адаптивное физическое воспитание в системе специального отделения вуза / Е. В. Давиденко, И. И. Вржесневский, С.Г. Сесюнин- ХГАДИ ХХПИ. Харьков, 2003. — № 1. — С. 90−94.
  37. В.И. Методы психофизиологической саморегуляции в летной практике: методические рекомендации / В. И. Евдокимов, Р. Н. Макаров, В. Л. Марищук. Кировоград, 1988. — С. 3−85, 88.
  38. А.О. Выбор критериев при управлении психофизической готовностью студентов к профессиональной деятельности / А. О. Егорычев // Физическая культура. 2005. -№ 1.- С.51−55.
  39. В. С. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида.: автореф. дис.канд. пед. наук / B.C. Ежков. М., 2003.- 23 с.
  40. С.П. Развитие педагогического профессионализма преподавателя военного учебного заведения: автореф. дис. .д-ра пед. наук / С. П. Желтобрюх. Ярославль, 2002. — 38 с.
  41. В. П. Этапиость профессионально-прикладной подготовки студентов строительно-технологических факультетов: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. П. Жидких. М., 1989. — 23 с.
  42. В. П. Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов-строителей: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. П. Жидких. Омск, 2000. — 47 с.
  43. В.И. Физическая культура в системе научной организации труда / В. И. Жолдак. М., 1982. — 108 с.
  44. .И. О содержании основных понятий теории и методики профессионально-прикладной физической подготовки / Б.И. Загорский// Теория и практика физической культуры. 1984. -№ 9. — С. 4446.
  45. .И. Профессионально-прикладная физическая подготовка в советской системе физического воспитания: метод, разработка для ст-тов ин-тов физической культуры / Б. И. Загорский. М., 1981.- 30 с.
  46. . И. Основы профессионально-прикладной физической подготовки (как раздел теории и методики физического воспитания): автореф. дис.канд. пед. наук / Б. И. Загорский. М., 1986.- 22 с.
  47. Г. К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов / Г. К. Зайцев // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 7. — С. 21−24.
  48. М.А. Комплексное психофизиологическое изучение состояний, возникающих при монотонной физической деятельности / М. А. Замков // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. Л., 1981. — С. 68−75.
  49. В.А. К вопросу о перестройке системы физического воспитания в учебных заведениях / В. А. Зобков // Теория и практика физической культуры. 1993.- № 7. — С. 15−17.
  50. С. Н. Педагогические и психофизиологические основы отбора в специальные учебные заведения (на примере таможенной службы): автореф. дис. д-ра пед. наук / С. Н. Зуев. М., 1998.- 45 с.
  51. Г. Д. Физическое воспитание в вузе как часть физической культуры / Г. Д. Иванов // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 7.-С. 18−19.
  52. И. Т. Рациональное соотношение средств общей и специальной физической подготовки летного состава на этапе профессионального обучения: автореф. дис. .канд. пед. наук / Н. Т. Иванов. -М., 1992.-23 с.
  53. Е.А. Средства и методы повышения уровня физической подготовленности курсантов-выпускников вузов зенитно-ракетных войск к несению боевого дежурства : автореф. дис.канд. пед. наук / Е. А. Игнашин Ярославль, 2008. — 19 с.
  54. Н.Ф. Профессиональная заболеваемость / Н. Ф. Измеров, Н. В. Лебедев. М.: Медицина, 1993. — 224 с.
  55. В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов / В. И. Ильинич. М.: Высшая школа, 1978. -144 с.
  56. В.И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки (вопросы теории) / В. И. Ильинич // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 3. — С. 13−15.
  57. В.И. Физическая культура работников умственного труда / В. И. Ильинич, М. Я. Виленский. М., 1987. — 196 с.
  58. О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. — Изд. 6-е / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Ростов — на — Дону: Феникс, 2009. — 375 с.
  59. В.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ / В. А. Кабачков, С. А. Полиевский. М.: Высшая школа, 1991.-222 с.
  60. В. А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования: автореф. дис. докт. пед. наук / В. А. Кабачков. М., 1996.-63 с.
  61. В. Г Физкультуру в каждый трудовой коллектив: мето. рекомендации / В. Г. Камалетдинов (и др.). — М: МОГИФК, 1983.-27 с.
  62. В.Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка диспетчеров железнодорожного транспорта в условиях образовательных учреждений российских железных дорог / В. Г. Камалетдинов. Челябинск, 2008. — 154 с.
  63. A.M. Организация профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов морского флота / A.M. Кандауров, Е. А. Полунин // Теория и практика физической культуры. -1984.- № 5.- С. 45−47.
  64. О. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузах строительного профиля: автореф. дис. канд. пед. наук / О. В. Каравашкина. М., 2000. — 23 с.
  65. Карпман B. JL Тестирование в спортивной медицине / B.JI. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков М.: Физкультура и спорт, 1988.-208 с.
  66. В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов речных училищ: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Карпов. М., 2003.-22 с.
  67. Г. М. Физические упражнения как важное средство формирования психических процессов / Г. М. Касаткина // Научные основы физического воспитания студентов педагогических институтов. Л., 1980. -С. 45−46.
  68. Н.И. Производственная гимнастика для работников умственного труда / Н. И. Касилина, А. П. Колтановский. М., 1983. — 187 с.
  69. Н.И. Содержание и методика ППФП курсантов силовых ведомств на начальном этапе обучения (на примере вузов МВД): автореф. дис.. .канд.пед. наук / Н. И. Кашин. М., 2005. — 24 с.
  70. Я.К. Формирование физической культуры личности с использованием компьютерных технологий / Я. К. Коблев, Ю. А. Умрихин // Теория и практика физической культуры. 2008. — № 3. — С. 60−64.
  71. Н.Ф. Компоненты физической культуры. Проблемы сочетания различных компонентов физической культуры студенческой молодежи /Н.Ф. Кожина // Межвузовский сборник.- Ростов на-Дону, 1990. -С. 4−13.
  72. В.Л. Управление формированием направленности личности студента на занятия физической культурой / В. Л. Кондаков, С. В. Гончарук, И. Ю. Воронин // Теория и практика физической культуры. 2007. -№ 9.-С. 15−18.
  73. Н.К. Физическое воспитание: учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений. 2-е изд., перераб. идоп. / H.K. Коробейников, A.A. Михеев, И. Г. Николенко. М.: Высшая школа, — 1989. — 383 с.
  74. С.С. Функции профессионально-прикладной физической культуры / С. С. Коровин // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 2. — С. 44−46.
  75. С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: автореф. дис. д-ра пед. наук / С. С. Коровин. М., 1997. — 50 с.
  76. М.С. Пс1хоф1зиолопя д1яльность Пщручник. Киев: Ельга. HiKa — Центр, 2004. — 400 с.
  77. В.Ф. Физическое воспитание как важный фактор процесса формирования профессионально-прикладных знаний студентов/ В. Ф. Красавина // Массовая физическая культура и профессия: тез. докл. регион, науч.-практ. конф. Омск, 1990. — С.39−40.
  78. В. П. Профессиональная направленность занятий физическими упражнениями инженерно-технических работников: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. П. Кривцун. М., 1988. — 25 с.
  79. A.B. Физическая подготовка офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО: учеб. метод, пособие / А. В. Кузнецов. — Ярославль: ЯрЗРИ, 2004. -117 с.
  80. A.M. Теоретические основы профессионального воспитания будущих специалистов физической культуры: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / A.M. Кузьмин. Челябинск, 1999. — 31 с.
  81. С. В. Формирование профессионально-прикладной физической культуры курсантов военных вузов: автореф. дис. .канд. пед. наук / C.B. Кулымов. Челябинск, 2002. — 24 с.
  82. A.B. Организационно-педагогические основы в системе физической подготовки в вузе / A.B. Куприянов // Теория и практика управления физической культурой и спортом: матер, очно-заочной науч. конф. Малаховка, 2006. — С. 70−77.
  83. Ю.Ф. Общая характеристика физических способностей. Теория и методика физического воспитания: курс лекций: учебное пособие / под ред. Ю. Ф. Курмшина, В. И. Попова. СПбГАФК им П. Ф. Лесгафта.- СПб, 1999. — 394 с.
  84. , А.Н. Физическая подготовка курсантов образовательных учреждений МВД России к выполнению служебно—боевых задач: автореф. дис.. канд. пед. наук / А.Н.Кутасин- Воен. ин-т физич. культуры. СПб, 2001. — 20 с.
  85. В.В. Комплексная методика проведения физической подготовки с офицерами дежурных смен космических войск / В. В. Лапич // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2009. — № 1(47). — С. 68−73.
  86. H.A. Роль физических упражнений в повышении работоспособности операторов / H.A. Лебедев, И. С. Мокеев // Физическая культура, труд, здоровье и активное долголетие: тез. науч. практ. конф. -М, 1981.-С. 53−54.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Изд. 2-е / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. С. 104.
  88. М. Т. Физическая подготовка и военно-профессиональная пригодность / М. Т. Лобжа, В. А. Щеголев. Л.: ВИФК, 1991. — 56 с.
  89. Л.И. Концепция формирования физической культурычеловека / Л.И. Лубышева- ГЦОЛИФК. -М, 1992. 123 с.
  90. Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 3. — С. 19−21.
  91. Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1993.-№ 5−6. С. 15−18.
  92. А.И. Инновационные средства служебно-прикладной физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России / А. И. Лысов // Спортивно-оздоровительный атлетизм: сб. науч. трудов. СПб., 2006. — С. 39−44.
  93. Р.Н. Методы построения профессиограмм и оценки психофизиологической подготовленности оператора: методические рекомендации / Р. Н. Макаров (и др.). Кировоград, 1987.- С.3−73.
  94. Р.Н. Человеческий фактор: проблемы ФП специалиста в условиях НТР / Р. Н. Макаров // Матер. Всес. науч. практ. конф. М., 1990. -С. 51−53.
  95. Р.Н. Профессиональная надежность и пути конструирования целевой модели и физической подготовки специалиста / Р. Н. Макаров // Сб. матер. Междунар. науч. симпозиума. Одесса, 1998. — С. 12−15.
  96. B.C. Социальное и индивидуальное развитие в процессе физического воспитания / B.C. Макеева // Физкультурное и валеологическое образование на рубеже XXI века: сб. науч. труд.- Тула: Изд во ТГПУ, 2000. — С. 86−89.
  97. A.I. Ф1зична шдготовка курсаштв-ветолкчигав в перюд дополггного навчания: дис. кандидата наук з ф1з. вихов. спорту. -Льв1 В, 2006. 179 с.
  98. В. Л. Вопросы морально-психологической подготовки личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота / В. Л. Марищук. Л.: ВИФК, 1988. — 39 с.
  99. В.Л. Методики психо-диагностики в спорте. 2-е изд., допол. и исправ. / В. Л. Марищук (и др.). — М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
  100. В.JI. Педагогика физической подготовки и спорта: учеб. пособие для вузов /В.Л. Марищук, Н. В. Романенко, В. Л. Пашута. -СПб.: ВИФК, 2004. 399 с.
  101. E.H. К вопросу о принципах классификации работ по степени тяжести, вредности и опасности / E.H. Марченко, И. С. Кандор, Л. С. Розанов // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1972. — № 3. -С. 26−30.
  102. О.Ю. Формирование ценностного отношения студентов к здоровью и физической культуре / О. Ю. Масалова. М., 2009. -201 с.
  103. Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  104. Л.П. Прикладность физической культуры. Понятийные основы и их конкретизация в современных условиях / Л. П. Матвеев,
  105. B.П.Полянский // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 7.1. C.42−47.
  106. . М. Профессионально-прикладная физическая культура учащейся молодежи как предмет теоретического исследования / Б. М. Меньшиков // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 4. -С. 12−18.
  107. В.М. Дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры учащейся молодежи: дис.. д-ра пед. наук / В. М. Меньшиков. Челябинск, 2001. — 394 с.
  108. Я. Функции физической культуры, обусловленные изменениями содержания труда и жизненной сферы в условиях научно-технической революции: автореф. дис.. д-ра пед. нак /Я. Мергаутова. М., 1978.-32 с.
  109. В.И. Реформа военного образования: проблемы и пути реализации / В. И. Миронов // Военная мысль. 2004. — № 2. — С. 22−26.
  110. С.Б. Организационно- педагогические условия физической подготовки военнослужащих по месту дислокации / С. Б. Михайлов // Теория и практика управления физической культурой и спортом: матер, очно-заочной науч. конф. Малаховка, 2006. — С. 82−88.
  111. Н. А. Производственная физическая культура в трудовом коллективе / H.A. Мусаелов, JI.H. Нифонтова. М.: Профиздат, 1985.- 152 с.
  112. Х.К. Профессионально-прикладная направленность личности студентов и средства ее формирования: дис.. канд. пед. наук / Х. К. Нагиев Челябинск, 1997. — 173 с.
  113. В.М. Научные основы составления программ ППФП студентов вузов / В. М. Наскалов // Теория и практика физической культуры. 1991.-№ 6,-С. 25−27.
  114. A.A. Интенсификация физической подготовки в Вооруженных Силах СССР: автореф. дис.. д-ра пед. наук /A.A. Нестеров. -СПб., 1991.-61 с.
  115. Ю.М. О смене парадигм теоретического знания в сфере физической культуры / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 10. — С. 59−64.
  116. JI.H. Физическая культура как средство здраво-строения, профессиональной адаптации и реабилитации трудящихся / Л. Н. Нифонтова М.: Физкультура и спорт, 1994. — 202 с.
  117. А. А. Методика использования статодинамических упражнений для восстановления профессиональной работоспособности людей умственного труда: автореф. дис.канд. пед. наук / A.A. Орлов. М., 1996, — 24 с.
  118. Основы психологии. Практикум / ред. сост. Л. Д. Столяренко. -Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 308 с.
  119. Е. А. Формирование профессионально-прикладной физической культуры специалистов аграрного профиля в высших учебныхзаведениях: автореф. дис.канд. пед. наук / Е. А. Остапенко. Хабаровск, 2006. — 24 с.
  120. Е.О. Моделирование процесса приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта в процессе физического воспитания / Е. О. Панова, Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 5. — С.-77−78.
  121. Р. А. Мотивация спортивной деятельности / P.A. Пилоян. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 104 с.
  122. Р. А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств: автореф. дис. .д-ра пед. наук / P.A. Пилоян. М., 1985. — 50 с.
  123. Г. П. Спортивно-игровые упражнения в формировании двигательных качеств курсантов-штурманов: автореф. дис.канд. пед. наук / Г. П. Поздняков. Челябинск, 2001. — 20 с.
  124. С.А. Физическое воспитание учащейся молодёжи / С. А. Полиевский. М.: Медицина, 1989.- 157 с.
  125. С.А. Физкультура и профессия / С. А. Полиевский, И. Д. Старцева. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 161 с.
  126. В.П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры (ее содержания и формы) в современном обществе: автореф. дис. д-ра пед. наук / В. П. Полянский. -М., 1999. 58 с.
  127. В.П. Формирование теории и совершенствование практики профессионально-прикладной физической культуры как особого социокультурного образования / В. П. Полянский // Теория и практика физической культуры. -2008. № 5. — С. 12−17.
  128. В.А. Этапы развития проблемы безопасности полетов в авиационной медицине / В. А. Понамаренко // Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1986. — Т. 20. — № 3. — С. 12−19.
  129. В.А. Психология духовности профессионала / В. А. Понамаренко. М.: Медицина, 1993. — 224 с.
  130. В.А. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ / В. А. Понамаренко, Н. В. Лебедев. -М.: Воениздат, 1992. 184 с.
  131. В.В. Проблемы профессионально-прикладной физической подготовки будущих юристов / В. В. Попова // Проблемы физической культуры, спорта и здоровья на Дальнем Востоке. Хабаровск, 2004. вып. 6- С. 110−114.
  132. В.Н. Проблемы физкультурного образования студентов гуманитарных и технических вузов / В. Н. Приходько // Теория и практика физической культуры.-1991. № 4.- С. 35−36.
  133. , В.Н. Управление самостоятельной физической тренировкой офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО: учеб. метод, пособие / В. Н. Приходько. — Ярославль: ЯрЗРИ, 2003. — 127 с.
  134. В.Н. Физическая тренировка специалистов-операторов в процессе несения боевого дежурства : метод, пособие / В. Н. Приходько, В. В. Болотнюк, А.Е. Малюков- Воен. ин-т физ. культуры. СПб., 2001.-33 с.
  135. С.Н. Педагогическая технология общей физической подготовки курсантов воинских частей и подразделений: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Н. Пустюльга. Минск, 2007. — 22 с.
  136. Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов / Р. Т. Раевский. М.: Высшая школа, 1985. -136 с.
  137. Р.Т. Физическая культура и профессиональная деятельность (Системный анализ и практические рекомендации) / Р. Т. Раевский // Массовая физическая культура и профессии: тез. докл. науч.-практ. конф. Омск, 1990. — С. 15−17.
  138. Р.Т. Профессионально-прикладная подготовка энергостроителей / Р. Т. Раевский, В. Н. Филинков // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 8. — С.11−13.
  139. А. Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка в инженерно-морских вузах: автореф. дис.канд. пед. наук / А. Ф. Рожновский. М., 1988. — 25 с.
  140. Н.В. Таблица оценки физической подготовленности студентов / Н. В. Решетников // Теория и практика физической культуры. -1991.-№ 4.-С. 37−41.
  141. Н.В. Физическая культура: учебное пособие / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицин. М.: Академия, 1998.- 159 с.
  142. В.А. Особенности физической подготовленности студентов железнодорожного вуза / В. А. Садовский, Ю. П. Бобылев //
  143. Проблемы физической культуры, спорта и здоровья на Дальнем Востоке: сб. науч. тр. Вып. 5. — Хабаровск, 2003. — С. 97−101.
  144. Е.В. Актуальные основы профессиологии высшего физкультурного образования: монография / Е. В. Семенова. Челябинск, 2008. — 167 с.
  145. Е.В. Профессиологические технологии / Е. В. Семенова. Челябинск, 2008.-120 с.
  146. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду / В. В. Сериков. М.: МГУ, 1988. -127с.
  147. O.A. Пути повышения эффективности профессиональной подготовки студентов / O.A. Сиротин О, JI.B. Пигалова, В. М. Недорезова // Материалы науч. метод, конф. Челябинск: ЧГИФК, 1994. — С. 35−37.
  148. К.Д. Мануальные координационные способности девушек и их развитие в процессе профессионально-прикладной физической подготовки: атореф. дис. .канд. пед. наук / К. Д. Сташ. Майкоп, 2000.- 24 с.
  149. В.В. Профессионально направленная физическая культура при малоподвижном труде в условиях ПТУ и производства: автореф. дис. .канд. пед. наук / В. В. Становов. М, 1986. — 23 с.
  150. В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка как фактор качественного образования молодёжи: монография/В.В. Становов. Смоленск: СГАФКСТ, 2009. — 128 с.
  151. В. В. Воспитание профессионально важных координационных способностей у курсантов военных институтовинженерного профиля: автореф. дис.канд. пед. наук / В. В. Стулов. -Малаховка, 2005. 23 с.
  152. Ф.Т. Физическая культура в трудовом процессе /Ф.Т. Ткачев. Киев: Здоровье, 1977. — 185 с.
  153. В.А. Формирование физической готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности / В. А. Трефилов, A.B. Дубровский // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 7. — С. 4950.
  154. А.К. Оперативное управление на железнодорожном транспорте / А. К. Угрюмов (и др.). М.: Транспорт, 1983. — 239 с.
  155. JI. В. Методика развития профессионально важных психофизических качеств у будущих менеджеров государственной службы средствами физической культуры: автореф. дис.канд. пед. наук / Л. В. Федотова. Хабаровск, 2006. — 24 с.
  156. Физическое воспитание студентов сельскохозяйственных вузов: учебное пособие / под общ. ред. М. М. Чубарова, С. Н. Богданова, В. В. Тимошенкова. -М., 1991. -459 с.
  157. Физическая культура студента: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики, 2003. — 447 с.
  158. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник. 3-е изд., стереотип. / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. — М.: Академия, 2004. — 479 с.
  159. JI. В. Формирование основ профессиональной физической культуры у студентов при освоении специальности «Мосты и транспортные тоннели»: автореф. дис.канд. пед. наук / JI.B. Царева. Хабаровск, 2001.24 с.
  160. В.Н. Мини-футбол как средство повышения профессионально-прикладной активности студентов технического вуза / В. Н. Цуприков // Массовая физическая культура и профессия: тез. докл. регион, науч.-практ. конф. Омск, 1990. — С. 53.
  161. К.Д. Теория и методика физического воспитания: опорные схемы: учебное пособие / К. Д. Чермит. М.: Советский спорт, 2005. — 272 с.
  162. Н.В. Специальная физическая подготовка курсантов вузов МВД России / Н. В .Ческидов, А. К. Гейн. Тюмень: Тюменский юрид. ин-т, 2003.-52 с.
  163. A.B. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / A.B. Чоговадзе, М. М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 7. — С. 8−10.
  164. C.B. Некоторые вопросы содержания физической подготовки в образовательных учреждениях МВД Республики Беларусь // Мир спорта. 2007. — № 2 (27). — С. 58−61.
  165. Э.Г. Некоторые особенности развития системных исследований / Э. Г. Юдин // Системные исследования: М.: Наука, 1981. -294 с.
Заполнить форму текущей работой