Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов средствами иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культурное пространство вуза, выполняя информационную, компенсаторную и практические функции в общем образовательном пространстве, создает возможности для профессионального становления студентов в виде форм ее представленности: пространство знаний и пространство отношений на уровнях сообществ. Развитию способностей к социальному общению, обеспечивающих продуктивность межсубъектного… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы проблемы формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов
    • 1. Модель личности и модель деятельности выпускника гуманитарного факультета (юриста и психолога)
    • 2. Профессиональная культура студентов гуманитарных факультетов
    • 3. Механизмы формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов
    • 4. Средства формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональной культуры студентов юридического и психологического г факультетов
    • 1. Система формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов
    • 2. Результаты опытно — экспериментальной работы по формированию профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов

Формирование профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов средствами иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Новые социально-экономические условия, вступление страны в рыночные отношения привели к тому, что деятельность многих специалистов претерпела значительные изменения, а реформы конца XX века способствовали появлению обширного частного сектора и частной практики. Приобретенные гражданами экономические, политические права усилили ответственность каждого за свою судьбу, что потребовало от человека принятия грамотных решений.

Возросла роль специалистов, консультантов, особенно юристов и практических психологов. Если в 70−80-х годах XX /века был востребован психолог-теоретик, способный формулировать цели и задачи исследования, то в настоящее время перед психологом стоят практические задачи в связи с возросшей потребностью общества в компетентных кадрах, способных анализировать, корректировать и заниматься профилактикой личностных проблем. В настоящее время психологи и юристы востребованы в государственных структурах, в управлении производством, в образовании, здравоохранении, в кадровых агентствах и частных фирмах. Таким образом, процесс перестройки социально-экономических отношений в стране обусловил — реформирование системы образования, в том числе и высшего юридического и психологического.

Новые требования к подготовке специалистов, вызванные вхождением России в международное образовательное пространство, сделали необходимым осмысление ценностей, целей, приоритетов в области профессиональной подготовки. Концепции, программы образования, разрабатываемые с конца 80-х годов XX века и до настоящего времени применительно к новым социально-экономическим условиям, несмотря на их различия, объединяет признание того, что основополагающее начало всей системы образованияглобальная гуманизация.

Гуманизация как ключевое понятие педагогической науки предполагает рассмотрение педагогического процесса как человекообразующего фактора.

Гуманистический подход в образовании становится предметом научных исследований. Так, разрабатываются: методологические основы гуманизации образования (И.А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, В. А Сластенин, Г. С. Сухобская, Е. Н. Шиянов и др.) — теории формирования гуманистической направленности, гуманистической позиции студентов вузов (В.П. Бездухов, Т. В. Шадрина и др.) — идеи новых концепций воспитания и управления воспитательными системами (А.А. Бодалев, И. А. Зимняя, В. А. Якунин и др.).

Однако принцип гуманизации получил в основном внешнее выражение: увеличилось число факультетов, готовящих специалистов гуманитарного профилями доля гуманитарных дисциплин в учебных планах вузов. Если в прежние времена существовал четкий заказ государства по отношению к системе образования, государственная система распределения молодых специалистов, то сегодня социальный заказ на специалистов формируется стихийно и представлен запросами самих студентов, их родителей и работодателей, которые обусловлены влиянием экономической среды, доминированием сферы обслуживания над сферой производства, что увеличивает набор в вузы на «сервисные» специальности, в частности, на юридический и психологический факультеты.

Проведенный нами анализ профессиональной ориентации выпускников МОУСОШ № 13 г. Самары выявил наиболее популярные среди старшеклассников профессии: экономист, юрист, психолог, стилист, менеджер, программист, архитектор, журналист. Полученные данные незначительно отличаются от данных исследования профессиональной ориентации выпускников по Самаре и Самарской области (Л.Б. Четырова). Наиболее популярными специальностями являются: экономические, юридические, психологическиенаблюдается возрастание популярности медицинских специальностей, профессии переводчика. Закономерно увеличилось количество выпускников школ, выбирающих негосударственные вузы, в связи с тем, что государственные вузы не в состоянии принять всех желающих получить высшее образование по данным направлениям. Так, 93% учебных программ в негосударственных вузах — гуманитарные или социально-экономические, а среди студентов экономисты составляют 43.4%, юристы — 32.5%, психологи -31.8%. Связано это не только с потребностями гуманитаризации образовательного пространства, но и с тем, что обеспечение технического и естественнонаучного образования требует больших материально-технических затрат, которые негосударственные вузы, лишенные бюджетной поддержки, не могут себе позволить.

Внутренняя гуманизация в отличие от внешней имеет более глубокий смысл: гуманизация образования ставит в центр личность как субъекта жизни, проявляющего потребность в саморазвитии, что выражается в его культуре, культуре выполнения профессиональной роли.

Проблема формирования профессиональной культуры нашла отражение в трудах А. А. Бодалева, И. А. Ильина, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, В. А. Конева, В: А. Сластенина, Т. И. Рудневой и др. Вместе с тем анализ научной литературы и результатов исследований данной проблемы выявил, что рассмотрены общие закономерности данного процесса, но не были обнаружены материалы изучения факторов формирования профессиональной культуры у студентов юридического и психологического факультетов.^ Специфика деятельности специалистов гуманитарного профиля требует умений: добывать информацию, работать с различными источниками, в первую очередь устнымиподвергать факты и явления теоретическому анализуинтерпретировать и фиксировать полученную информациюустанавливать контакты с клиентами. Таким образом, задача вуза заключается в том, чтобы вырабатывать не только профессионально значимые умения, но и профессионально важные личностные качества, которые позволяли бы успешно выполнять профессиональные задачи.

Однако в профессиональной подготовке существует разрыв между содержанием получаемого образования и приобретаемой культурой, поскольку студентов в большей мере обучают знаниям, а не ориентации на ценности, как важнейшей функции образования — трансляции культуры, что затрудняет процесс гуманизации образования, обеспечивающий готовность будущих специалистов выполнять профессиональные функции. Также имеются противоречия между целостностью культуры и овладением ею через множество предметных областей — наукмежду общественной формой существования культуры и индивидуальным способом ее присвоения.

Традиционная система образования показала несостоятельность в разрешении указанных противоречий, и подтвердилась необходимость реформирования высшего образования на основе прочных связей всех компонентов («образование — культура — наука— общение»), что доказано педагогическими исследованиями условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Профессиональное образование в современных условиях опирается на результаты фундаментальных исследований, определяющих развитие педагогической теории и практики (С.Я. Батышев, B.C. Леднев, И. П. Смирнов, Е. В Ткаченко и др.). Изучены формы и методы активного обучения в вузе (А.А. Вербицкий) — индивидуальный стиль деятельности, общения и активности (Е.А.Климов) — роль мотивации в обучении (В.Г. Леонтьев) — системогенез профессиональной деятельности и профессиональные способности (В.Д. Шадриков) и другое.

Современное состояние российского общества требует специалистов не только в качестве государственных служащих, в подготовке которых вузы имеют богатый многолетний опыт, но и для частного сектора, к чему они оказались не готовыми в полной мере. В то же время подтверждается наличие противоречия между требованиями, предъявляемыми к будущей профессиональной деятельности специалиста, и наличием индивидуальных личностных качеств, способствующих ее выполнению. Индивидуально личностные предпосылки грамотного решения профессиональных задач рассматривались учеными в связи с разработкой профессиональных моделей (Л.В. Макарова, А. Д. Московченко, Э. М. Смирнова и др.). Доказано, что модель профессиональной подготовки специалиста, предполагающая в качестве результата сформированную профессиональную культуру, должна строиться на основе единства теоретической и практической готовности, что выражается в ее нормативной части. Ненормативная часть модели — это культура самовыражения в диалоге культур, что требует знания иностранного языка, его использования для компетентного решения профессиональных задач. Таким образом, иностранный язык становится значимым средством формирования профессиональной культуры, обеспечивая возможность знакомства с достижениями в профессиональной области за рубежом.

Иностранный язык, как средство подготовки специалистов в вузах, рассматривается в работах В. Е. Алдоновой, Т. К. Борозенец, M.JI. Вайсбурд, Н. Г. Вареевой, J1.B. Девина, Е. А. Зиминой, Е. Г. Кашиной, С. А. Кузнецовой, В. Ф. Тенищевой, Л. П. Тунаковой, Т. В. Юдиной и др. Иностранный язык в вузе как один из предметов учебного плана, входящих в число обязательных гуманитарных дисциплин, способствует созданию социокультурного контекста, позволяющего формировать профессиональную культуру студентов неязыковых вузов. Однако практика преподавания иностранного языка в неязыковых вузах, существующие программы, формы и методы преподавания свидетельствуют о недостаточном использовании его потенциальных возможностей для профессиональной подготовки студентов гуманитарных факультетов.

Ретроспективный анализ существующих работ по обучению иностранному языку студентов гуманитарного профиля в вузе средствами иностранного языка выявил, что этот вопрос недостаточно разработан. Стремление найти пути разрешения существующих противоречий в практике профессиональной подготовки студентов гуманитарных факультетов определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане — это проблема обоснования условий формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов. В практическом плане — это проблема обоснования средств, реализация которых обеспечит развитие эмпатии как основы профессиональной культуры будущих юристов и психологов.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов гуманитарных факультетов.

Предмет исследования: средства формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов.

Цель исследования: теоретическо — методологическое обоснование и апробация системы формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов, обеспечивающей выработку профессионально значимых свойств личности.

Гипотеза исследования. Профессиональная культура студентов гуманитарных факультетов как интегрированное свойство личности является предпосылкой успешной профессиональной деятельности. Однако содержательные и процессуальные аспекты профессиональной подготовки специалистов на гуманитарных факультетах в полной мере не соотнесены с профессиональным контекстом деятельности в специфической сфере, где обучение представляет ее основной вид, а совокупность отношений является определяющей для позиции профессионала и выражается в уровне профессиональной культуры. Формирование профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов становится возможным, если:

— конкретизировано научное представление о стратегии профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля;

— спроектированы модель деятельности и модель личности выпускника гуманитарного факультета;

— определен механизм формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов;

— выявлены и обоснованы средства формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов в контексте диалога культур;

— создана система формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов, обеспечивающая выработку эмпатии как профессионально значимого свойства личности;

— разработан алгоритм развития эмпатии, применение которого стимулирует формирование профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов.

Задачи исследования:

1. Конкретизировать научные представления о стратегии профессиональной подготовки студентов гуманитарного профиля.

2. Спроектировать модель деятельности и модель личности выпускника гуманитарного факультета.

3. Определить механизм формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов.

4. Выявить и обосновать средства формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов в контексте диалога культур.

5. Создать систему формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов, обеспечивающую выработку эмпатии как профессионально значимого свойства личности.

6. Разработать алгоритм развития эмпатии, применение которого стимулирует формирование профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Подготовка специалистов гуманитарного профиля должна, протекать с ориентацией на социально-экономические перемены, происходящие в стране, что вызывает необходимость становления новых отношений в профессиональной сфере, основанных на гуманистических ценностях. Гуманизация образования, как многоплановое социально-нравственное явление духовной жизни общества, предполагает раскрытие способностей личности, готовность ее к самореализации. Это достигается разрешением противоречия между необходимостью понимания образования как личностно-ориентированной культуры деятельности и традиционным подходом к его организации, когда не уделяется достаточного внимания важнейшей функции образования — трансляции культуры. Требуется принципиально новый взгляд на подготовку студентов гуманитарных факультетов в единстве с развитием профессионально значимых свойств, совокупность которых представляет профессиональную культуру будущих специалистов.

2. Формирование профессиональной культуры должно осуществляться в соответствии с моделью деятельности выпускника гуманитарного факультета и моделью его личности, структура которых соотносится покомпонентно и отражает специфику профессиональных задач специалистов гуманитарного профиля, а профессиональная подготовка строится на прочных связях «образование — культура — наука — общение».

3. Положение о необходимости формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов не может просто базироваться на идее культурологического образования, требуется разработка механизма стимулирования развития ее когнитивного, эмоционального, технологического компонентов, что обеспечит продуктивность профессионального обучения. Функции эмпатии (информационная, охранная, действенная), как профессионально значимого свойства специалистов в сфере «человекчеловек», становятся механизмом формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов, уменьшая эффект искажения восприятия другого, регулируя взаимодействие наиболее адекватными способами поведения.

4. Стратегия профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля становится эффективной, когда отбираются средства, обеспечивающие взаиморазвитие и детерминированность структуры профессиональной культуры и структуры эмпатии, что обеспечивается конструированием образовательного процесса в контексте диалога культур, в котором при обучении иностранному языку специальности виды речевой деятельности соотносятся с задачами развития компонентов эмпатии.

5. Формирование профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов должно базироваться на коммуникативном, личностно-ориентированном, деятельностном, контекстном подходах, чему будет способствовать система, обеспечивающая выработку качественных характеристик эмпатии, профессионально значимого свойства, с опорой на принцип разнообразия эмоциональных переживаний как инструмент отбора упражнений по всем видам речевой деятельности при обучении иностранному языку специальности.

6. Овладение речевыми образцами ситуативно-профессионального контекста должно осуществляться по алгоритму, разработанному в соответствии с уровнями анализа проблемных ситуаций, чем достигается развитие эмпатии, уровень которой влияет на процесс формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов.

Научная новизна исследования:

— конкретизировано научное представление о стратегии профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля (в связи с изменением характера требований к деятельности юристов и психологов необходимо обеспечить их готовность к взаимодействию на основе гуманистических ценностейуспешность деятельности данных специалистов обусловлена взаиморазвитием пространства деятельности и пространства личности, что предполагает формирование профессиональной культуры);

— спроектирована модель деятельности выпускника гуманитарного факультета (цель, объект деятельности, виды деятельности) и доказана ее детерминированность модели личности (когнитивный, субъектный, технологический компоненты), что потребовало рассмотрения профессиональной подготовки как культурологического процесса, результатом которого является сформированная профессиональная культура студентов гуманитарных факультетов [интегративное свойство личности, системообразующее когнитивный, технологический, эмоциональный компоненты в пространстве культуры вуза (пространство знаний и пространство отношений)];

— определен механизм формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов, сущность которого заключается в использовании функций эмпатии (информационной, охранной, действенной) для развития ее компонентов, что обеспечивает продуктивность профессионального обучения;

— выявлены и обоснованы средства формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов, создающие основу для успешной профессиональной деятельности в условиях межличностного и межкультурного взаимодействия (иностранный язык специальности в виде профессионально ориентированных текстовых материалов и виды речевой деятельности, соотнесенные со структурой эмпатии, ее когнитивным, поведенческим, эмоциональным компонентами);

— создана система формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов (содержательный, деятельностный, социальный элементы), реализация которой базируется на принципе разнообразия эмоциональных переживаний (инструмент отбора упражнений по всем видам речевой деятельности при обучении иностранному языку специальности), что способствует выработке эмпатии;

— разработан алгоритм развития эмпатии (первичная реакция, эмоциональная реакция, рациональное постижение проблемы), обеспечивающий формирование профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования обогатят научные представления о формировании профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетовконкретизация понятия «профессиональная культура» относительно профессиональной подготовки юристов и психологов и раскрытие ее механизмов составят основу для широких теоретических представлений о средствах профессионализации студентов. Результаты диссертационного исследования могут служить основой для выработки эмпатии, профессионально значимого свойства, при обучении иностранному языку специальности студентов гуманитарного профиля.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование деятельности юристов и психологов в аспекте формирования профессиональной культурыв определении механизмов развития компонентов эмпатии — профессионально значимого свойства, обеспечивающего продуктивность профессионального обученияв разработке научно-теоретических основ обучения иностранному языку специальности и реализации системы формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов, что может быть оценено как реальная предпосылка гуманизации образовательного пространства вуза. Разработанные упражнения по видам речевой деятельности, адекватные структуре эмпатии, могут быть использованы при подготовке специалистов неязыковых факультетов и в системе повышения квалификации.

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные концепции, раскрывающие сущность целостного педагогического процессапедагогические, психологические, культурологические теории личности и деятельностиучение о рефлексивной природе сознания и мышления человекадеятельностный подход к развитию личности.

Источниками исследования являются фундаментальные положения:

— о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (Б.Г.Ананьев, В. В. Виноградова, Л. С. Выготский, А.Н.ЛеонтьевВ.Н. Мясищев, Е. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов и др.);

— о профессиональном становлении личности (А.Г. Асмолов, B.C. Агеева,.

A.А. Дергач, Е. А. Климов, А. К. Макарова, Т. И. Руднева и др.);

— о способах отбора содержания образования (Л.Б.Бабина, А. А. Вербицкий, Е. М. Верещагин, B.C. Леднев, В. В. Левченко, В. В. Фурманова и др.);

— сформировании профессиональных свойств специалиста (В.Л.Васильев, М. Г. Вохрышева, М. Д. Горячев, Л. В. Куриленко,.

B.М. Медведев, В. И. Хальзов и др.);

— о развитии творческой личности (И.В.Васильевская, В. А. Кан-Калик,.

A.В. Петровский, Н. Д. Никандров, МЛ. Родионова и др.);

— методологии педагогики и методики исследования (В.И. Загвязинский,.

B.В. Краевский, М. Н. Скаткин и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

— идеи культурологического образования (Е.В. Бондаревская, В. А. Конев, Н. Б. Крылова и др.);

— идеи активного влияния социальной среды на развитие личности (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, В. В. Сериков и др.);

— идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.);

— концепции гуманизации и гуманитаризации образования (В.П. Бездухов, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Е. Н. Шиянов и др.);

— концепции активного самовыражения личности в деятельности (А.А. Бодалев, F.A. Цукерман и др.);

— концепции эмоционального и рационального в деятельности (JI.C. Выготский, П. В. Симонов и др.);

— концепция личностно-ориентированного обучения (Д.А. Белухин, И. С. Якиманская и др.);

— концепции образовательной среды и образовательного пространства (С.К. Бондырева, Д. В. Колесов, Ю. С. Мануйлов и др.).

При разработке средств формирования профессиональной культуры учитывались результаты исследований в области психологии (Т.А. Ахрямкина, Т. П. Гаврилова, JI.JI. Надирова, И. М. Юсупов и др.) и методики преподавания иностранного языка (В.Е. Алдонова, М. Л. Вайсбург, И. А. Зимняя, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, С.Г. Тер-Минасова и др.).

Базой исследования являются: опыт профессиональной подготовки студентов гуманитарного профиля средствами иностранного языкаопыт формирования профессиональной культуры специалистов для социальной сферыличный опыт работы автора в качестве преподавателя иностранного языка на гуманитарных факультетах.

Работа выполнена на базе Самарского государственного университета.

Этапы исследования:

Первый этап (2000;2002 гг.). Анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования и изучение трудностей в деятельности юристов и психологов, что позволило создать модель деятельности и модель личности выпускника гуманитарного факультета, обосновать исходные позиции, выделить объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулировать его гипотезу. Результатом этого этапа явилось определение методологии и методов исследованияобоснование его программы.

Второй этап (2002;2003 гг.). Сочетание экспериментальной работы с анализом и обобщением опыта профессионального образования в ходе реализации учебного процесса на гуманитарных факультетах позволило уточнить гипотезу исследования, выявить средства и создать систему, обеспечивающую формирование профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов. Результатом данного этапа явились разработанные виды упражнений на английском языке, обеспечивающие развитие эмпатии студентов юридического и психологического факультетов.

Третий этап (2004;2005 гг.). Теоретическое осмысление и уточнение результатов экспериментальной работы явилось основой для внедрения разработанных упражнений в процесс обучения студентов иностранному языку специальности. Эмпирическое знание, полученное в ходе сравнительного анализа данных констатирующего и формирующего экспериментов, подвергнуто теоретическому анализу. Проведено оформление результатов исследования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературыэмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты) — праксиметрические методы (контент-анализ учебных программ и учебных планов) — моделированиеметоды математической статистики (статистический критерий х2 Пирсона).

Выборочная совокупность исследования составила 132 человека (студенты гуманитарных факультетов Самарского государственного университета, выпускники МОУ СОШ № 13 г. Самары, молодые специалисты — юристы и психологи).

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблемеего осуществлением на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных его предметувозможностью повторения экспериментальной работырепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, методических рекомендациях, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских, областных научно-практических конференциях. Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в Самарском государственном университете в качестве преподавателя английского языка, а также обсуждались на заседаниях кафедры иностранного языка и кафедры теории и методики профессионального образования.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Результаты исследования показали новые возможности обучения иностранному языку на примере обучения английскому языку студентов психологического и юридического факультетов, но предложенные средства могут быть использованы для формирования профессиональной культуры и других специалистов гуманитарного профиля.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа по проблеме формирования профессиональной культуры позволила прийти к следующим выводам:

1. Современная социально-экономическая ситуация в обществе существенно меняет характер профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля, обучение которых должно обеспечить выработку способностей к продуктивному разрешению проблемных ситуаций на основе принципа гуманизации, регулирующего межсубъектные отношения. Противоречие между требованиями, предъявляемыми к специалисту в профессиональной сфере, и личностной готовностью к их реализации может быть разрешено в ходе профессиональной подготовки, обеспечивающей развитие профессионально значимых свойств личности. *.

2. При разработке стратегии обучения студентов гуманитарных факультетов, результатом которой является профессиональная культура будущего специалиста, необходимо ориентироваться на модель деятельности детерминированной модели личности, что позволяет в ходе подготовки создать профессиональный контекст на основе пространственных единиц (внешнее пространство деятельности — культура деятельности, внутреннее пространство субъекта деятельности — культура личности). Изменению внутреннего и внешнего пространства личности специалиста будут способствовать средства формирования профессиональной культуры, базирующиеся на методологических, методических, организационных основах выработки когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов эмпатии.

3. Культурное пространство вуза, выполняя информационную, компенсаторную и практические функции в общем образовательном пространстве, создает возможности для профессионального становления студентов в виде форм ее представленности: пространство знаний и пространство отношений на уровнях сообществ. Развитию способностей к социальному общению, обеспечивающих продуктивность межсубъектного взаимодействия, будут способствовать средства первого уровня — учебные предметы, вырабатывающие коммуникативные умения и навыкивторого уровня — формы и методы профессиональной подготовкитретьего уровнясистемы средств. Формирование профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов будет эффективным, если при обучении иностранному языку специальности (средство первого уровня) учитываются методические условия, общие для усвоения иностранного языка и специфические (средства второго уровня), обеспечивающие развитие эмпатии, профессионально значимого свойства, а интеграция средств всех уровней представляет систему формирования профессиональной культуры. >

4. При разработке системы формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов необходимо учитывать специфику иноязычного образования (диалог культур) и особенности механизма развития профессионально значимых свойств личности (функции эмпатии), что требует опоры на коммуникативный, личностно-ориентированный, контекстный подходы при проектировании содержательного, деятельностного, социального элементов системы. Овладение речевыми образцами ситуативно-профессионального контекста должно осуществляться по алгоритму поэтапного выполнения упражнений на развитие компонентов эмпатии.

5. За показатели сформированности профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов следует принимать результаты внедрения в процесс обучения иностранному языку специальности упражнения на развитие навыков эмпатийного общения, на саморегуляцию и саморефлексию, на развитие действенной эмпатии, что будет выражаться в уровне и доминирующем канале эмпатии.

Вместе с тем обнаружено, что требуется продолжение исследования, так как за его пределами остались вопросы переноса разработанных средств на процесс обучения иностранному языку представителей других специальностей, подготовка по которым ведется на гуманитарных факультетах, а также создание спецкурса, содержание которого вводило бы студентов в проблему саморазвития эмпатийных процессов с целью выработки защитных механизмов от эмоциональных перегрузок, которые вызывает характер решения профессиональных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Новые требования к подготовке специалистов, востребованных в XXI веке, вызвали значительные изменения в сфере высшего профессионального образования. Высокий уровень профессиональной культуры является одним из условий, обеспечивающих успешность в профессиональной деятельности. Для специалистов, работающих в сфере «человек — человек», профессионально значимым свойством является эмпатия, структурные компоненты которой адекватны структурным компонентам профессиональной культуры.

В ходе теоретического поиска на основе учета специфики социального общения были спроектированы модель личности и модель деятельности выпускника гуманитарного факультета. Сравнение квалификационных характеристик позволило идентифицировать эти модели относительно подготовки юристов и психологов, а средства их профессиональной подготовки переносить на образовательный процесс факультетов, готовящих студентов по другим гуманитарным специальностям.

Анализ научной литературы по проблеме формирования профессиональной культуры студентов позволил выделить факторы пробелов в личностном развитии студентов: расчет на среднего клиента- (объект деятельности), в определении показателей готовности выпускников гуманитарных факультетовпри разработке методических основ профессионализации студентов не учитывается идентичность подходов к созданию образовательных систем и детерминированность пространств деятельности и личности.

Сравнение точек зрения ученых на результативность профессиональной подготовки позволило убедиться в том, что профессиональная культура как интегративное свойство наиболее точно отражает способность выпускника к успешному решению профессиональных задач. Структура профессиональной культуры была представлена когнитивным компонентом — культура мысли, эмоциональным компонентом — культура чувств, технологическим компонентом — культура действия. Изучение характера трудностей в профессиональной деятельности показало, что профессиональная деформация, эмоциональное сгорание обусловлены недостаточно развитыми элементами в структуре профессиональной культуры. Таким образом, возникла необходимость' в определении механизма ее развития. Такой механизм был представлен функциями эмпатии, в структуре которой были выделены три компонента: когнитивныйэмоциональныйповеденческий. Установлено, что специалисты, обладающие данным свойством от природы и пользующиеся им интуитивно, порой не в состоянии объяснить и передать опыт успешной профессиональной деятельности другим.

Исследования последних лет показали, что эмпатию как профессионально значимое качество специалистов гуманитарного профиля можно развивать с помощью педагогических средств. Изучение программ учебных дисциплин гуманитарных факультетов показало, что специальной задачи на развитие эмпатии не ставится. Таким образом, пришли к мысли об использовании возможностей общекультурных дисциплин, в частности, иностранного языка. Произошедшие социальные и экономические изменения в обществе привели к повышению роли иностранного языка в подготовке высококвалифицированных специалистов. Обучение иностранному языку носит личностно, профессионально и коммуникативно — ориентированный характер, что создает благоприятные условия для формирования у студентов не только общей культуры, но и профессиональной.

На основе пространственного подхода было представлено культурное пространство вуза, где иностранному языку отводилась роль активизации процесса формирования профессиональной культуры. Культуры на основе функций эмпатии. Иноязычное образование было представлено в виде системы формирования профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов, в структуре которой интегрировались содержательный, деятельностный и социальный элементы. А алгоритм его освоения представлял поэтапное выполнение трех видов упражнений, стимулирующих развитие компонентов эмпатии.

На диагностико-проектировочном этапе исследования в ходе констатирующего эксперимента были выявлены уровни и каналы эмпатии, низкие показатели которых подтвердили правомерность выбранных подходов и необходимость внесения изменений в иноязычное образование — на гуманитарных факультетах.

Формирующий эксперимент, проходивший на базе Самарского государственного университета (юридический и психологический факультеты), длился в течение двух лет и подтвердил гипотетические предположение: средства иностранного языка способствуют развитию эмпатии, профессионально значимой составляющей профессиональной культуры. Сравнение полученных в ходе констатирующего и формирующего экспериментов данных свидетельствовало о положительной динамике количественных показателей.

В целом исследование показало, что виды речевой деятельности (чтение, письменная и устная речь, аудирование), учебные игры, имитация профессиональных ситуаций способствовали развитию эмпатических переживаний, демонстрировали способы успешного разрешения профессиональных задач. Студенты приобретали опыт профессиональных действий на качественно новой основе эмпатийного поведения.

Развитие эмпатии наиболее успешно происходило в том случае, если упражнения применялись не эпизодически, а в системе, последовательно, от начального этапа эмпатийного процесса до его завершения. Динамика эмпатических переживаний была выражена следующим рядом: появление поверхностных чувств как отклик на явление, событие, ситуацию, представленную в упражнении, переход от одного эмпатийного процесса к другому, сопровождающийся появлением адекватного эмоционального отношения в результате выполнения заданий к упражнению, перенос пережитых чувств в реальную жизнь. Особое значение в разработанной системе обучения имел страноведческий материал, открывающий сферу культуры, ценностей страны изучаемого языка при заданном эмпатическом содержании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Е. Программа по английскому языку в неязыковом вузе. / Иностранные языки: программы. Самара: НВФ «CMC», 1999. — С. 51 -58.
  2. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980,-335 с.
  3. Н.Е. Университетская модель профессионала — правоведа как психолого-педагогическая проблема // Наше образование. 1999. — № 1. — С. 44.
  4. Актуальные вопросы теории и практики создания учебных материалов для курса иностранного языка в неязыковом вузе. / Редкол.: Павлова К. Г. и др.- М.: МГИИЯ, 1989.- 135 с.
  5. С.С., Яковлев В. Ф. О модели юриста и обучения в юридических вузах // Правоведение. 1976. — № 4. — С. 73 — 74.
  6. О.В., Иванов Е. М., Мосолов Ю. П. Индивидуальные свойства и эмпатия. // Теория и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы доклада 2 всесоюзная конференция. М., — 1979.- С. 350.
  7. А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М.: Просвещение, 1988.- 128 с.
  8. А.А., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики.- М.: Крон-Пресс, 1993. С. 133−134.
  9. .Г. Человек как предмет познания. М.: Педагогика, 1980. -202 с.
  10. Г. М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 1996. -259 с.
  11. В.Е., ПантинаН.С. Методические рекомендации по разработке модели специалиста. М.: Б., 1981. — 24 с.
  12. АнисимоваИ. Д. Педагогические условия формирования гуманистического отношения курсантов юридического вуза МВД к человеку: Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2001. — 27 с.
  13. А.В. Правовые вопросы формирования профессиональной культуры работника: Автореферат дис. кандидата юридических наук.- Томск, 2000.-21 с.
  14. Р.С. Учебно-ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1987. 23 с.
  15. Т.А. Формирование эмпатии студентов в процессе обучения в педагогическом вузе: Автореферат дис. канд. псих. наук. Самара. -2003.-21 с.
  16. Т.А. Проявление действенной эмпатии в педагогической деятельности // Социальные процессы и молодежь: взгляд в будущее: Междунар. научно-практич. конф. Самара: СФ МГПУ, 2004. — С. 22 — 26.
  17. П.А. Средства нравственно-эстетического развития детей дошкольного возраста (на материале иностранного языка) // Педагогические исследования в образовании. Самара: Изд-во: Универс-групп, 2004, С. 49−55.у
  18. A.M. Формирование системы социально-гуманитарного образования в вузах Сибири // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 4. -С.191 -203.
  19. Н.Ф., Стафурина Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — JI., 1985. Вып.5. — С.78 — 86.
  20. В.П. Гуманизация школы: моральность учителя: Межвузовский сб. научн. трудов. Самара: СамГПУ, 1992. — 124 с.
  21. В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара, Спб: Изд-во СамГПУ, 1997. — 172 с.
  22. А.Л. Оптимизация системы обучения иностранным языкам в педагогическом вузе. М.: Высшая школа, 1989. — 101 с.
  23. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1993. — 270 с.
  24. JI.B. Индивидуально-личностное развитие подростков в инновационной системе обучения. // Педагогические исследования в образовании. Самара: Изд-во: Универс-групп, 2004. — С. 36 — 42.
  25. А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1998. — 188 с.
  26. А.А. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983. -272 с.
  27. А.А. Формирование понятий о другом человеке как о личности. Д.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 135 с.
  28. А.А., Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление. // Педагогика. 1992. — № 5. — С. 6.
  29. В.А. Психологические исследования профессионализации личности. Психологические исследования проблем формирования личности профессионала. -М.: Просвещение, 1992. 134 с.
  30. В.В. Энергия эмоций в общении. Взгляд на себя и на других.- М.:"Филинъ", 1996. С. 114 — 150.
  31. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Большая Рос. энцикл., 1998. — 1434 с.
  32. С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. М: Изд-во: Московского Психолого-социального института- Воронеж: Изд-во: НПО «МОДЭК», 2005. — 352 с.
  33. С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1988.- 14 с.
  34. Г. К. Современное состояние и уровень коммуникативно-гуманистического обучения иностранному языку специальности // Вестник СГТУ. Сер. Гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2004. — № 29.- С. 200 206.
  35. А.К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологией // Иностранная психология.-1993.-№ 1.-С. 21 -23.
  36. А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. — С. 7 — 34.
  37. А.Л. Традиционная педагогическая культура как феномен народной мудрости. М.: ТМП, 2000. — 80 с.
  38. JI.П. Социальная среда и сознание личности / Л. П. Буева. М.: Изд-во: Моск. ун-та, 1968 — 268 с.
  39. А.П. Изучение иностранных языков в России // Иностранные языки в школе. 1998. — № 3. — С. 16 — 20.
  40. М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. М.: Изд-во: Титул, — 2001. — 128 с.
  41. М.Л. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Иностранные языки в школе. 1997. — № 1. -С. 19−24.
  42. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  43. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 1990.- 137 с.
  44. М.А. Развитие иноязычного образования в гимназиях России в середине XIX начале XX века: Автореферат дис. канд. пед. наук. — Курск, 2002, — 19 с.
  45. Л.П. Диалоговая концепция культуры Бахтина М.М.- Библера B.C. // Парадигма. Журнал межкультурной коммуникации. 1998.- № 1.- С. 23−27.
  46. В.К. Психология эмоциональных проявлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 143 с.
  47. В. Нравственная культура руководителя. М.: Политиздат, 1988.- 156 с.
  48. М.Г. Образование и духовность информационно-культурологического пространства. / Академические тетради. Вып. 1. Духовное развитие студентов в учебной деятельности. Самара: ГАКИ, 1999. — 13 с.
  49. Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 1996. — 148 с.
  50. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С. 147 — 168.
  51. Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человеком человека // Теоретические прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С. 17 — 19.
  52. Т.Т. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1977. — 23 с.
  53. Ю.Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 61 — 68.
  54. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Ин-т философии., 1986. — 142 с.
  55. М.Д. Система профессиональной подготовки социальных педагогов / Проблемы гуманизации вузовского образования. Тольятти: Поволжский технологический институт сервиса, 1999. С. 15 — 21.
  56. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.- 142 с.
  57. Григорьева-Голубева В. А. Становление гуманистических ценностей педагога (в аспекте языковой личности): Автореф. док. пед. наук. СПб., 2002. — 42 с.
  58. Е.С. Структура эмпатического взаимодействия // Журнал практического психолога. 2002. — № 1.- С. 32 — 35.
  59. П.С. Гуманизм и вера // Знание. 1990. — № 1. — С. 52.
  60. Е.С. Развитие гуманитарной культуры специалиста средствами художественного текста // Гуманитарная культура специалиста. Межвузовский сборник научных статей. Таганрог: ТИУиЭ, 2001. — С. 125−130.
  61. С.Е. Средства формирования управленческой культуры руководителей образовательных учреждений // Педагогические исследования в образовании. Самара: Изд-во: Универс-групп, 2004. — С. 82 — 90.
  62. Джерназян J1.H. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Тбилиси, 1984.- 29 с.
  63. М.А. Деловая игра в обучении профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук.- СПб., 2002. 23 с.
  64. А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. М.: Изд-во БЕК, 1997. — 366 с.
  65. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров.: Эниом, 1991. — С.81 — 87.
  66. Л.Н. Организационно-педагогические условия профильной дифференциации обучения в милицейских классах и лицеях: Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2004. — 26 с.
  67. В., Бархатова Т. Негосударственные вузы России // Высшее образование. 1999. — № 4. — С 17−19.
  68. Е.А. Педагогические основы подготовки специалиста международного уровня в неязыковых вузах (на материале иностранного языка) // Педагогические исследования в образовании. Самара: Изд-во: Универс-групп, 2004. — С. 95 — 101.
  69. И.А. Педагогическая психология. Р-н-Д.: Феникс, 1997. -461 с.
  70. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  71. Н.И. О значении гуманитаризации юридического образования. // Проблемы подготовки специалистов в системе образовательных учреждений МВД России. Самара, 1999. — С. 47 — 49.
  72. В.А. Развитие российской высшей школы (18 начало 20 в.в.): Автореф. дис. канд. истор. наук. — М., 2003. — 21 с.
  73. В.В. Понимание в познании и общении. М.: Наука, 1994.-240 с.
  74. Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб.- Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1997. — 69 с.
  75. Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа. № 1. — 2000. — С. 1 — 18.
  76. В.Г., Белолипецкий В. К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы. Ростов-на-Дону: Изд-ский центр «МарТ», 2000. — 253 с.
  77. История советской психологии труда: тексты (20−30 годы XX века) / Под ред. Зинченко В. П. и др. М.: Изд-во: МГУ, 1983. — 359 с.
  78. Е.А. Роль эмпатии в воспитании конкурентноспособного специалиста // Актуализация технологии личностного ориентирования на самоидентификацию модели современного специалиста. Воронеж, 1998.- С. 64 66.
  79. Е.Г. Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий // Педагогические исследования в образовании. Самара: Изд-во: Универс-групп, 2004. — С. 189 — 209.
  80. В. Качества, необходимые специалисту в будущем // http://wvvw.pomorsu/ru/avpu/proect/formcult/pl/htm.
  81. Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1980. — № 2. — С.18 — 23.
  82. Е. А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1988.-350 с.
  83. Е. А. Психология профессионала. М.: Просвещение, 1996.- 400 с.
  84. А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой // Теоретические и прикладные проблемы психологического познания людьми друг другом. Краснодар. — 1975.- С. 32−33.
  85. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.- Пенза: Научно-методический цент Пензенского гор. отд. образования, 1994.- 344 с.
  86. И.А. Игры на уроке английского языка. Минск: Народная Асвета, 1990.-22 с.
  87. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Наука, 1984.-175 с.
  88. КолышеваТ.А. Функции профессионально-личностной рефлексии в познании и преобразовании педагогической деятельности // Бюллетень Международной академии психологических наук. Саратов — Ярославль, 1999.- С. 67−83.
  89. А.И. Язык для специальных целей: содержание понятия // Вестник Московского ун-та. 1998. — №. 1. — С.70 — 75.
  90. В.А. Философия образования. Культура, человек, образование.- Самара: СиПКРО, 1996. 96 с.
  91. В.А. Человек в мире культуры. Самара: СИПКРО, 1996. — 106 с.
  92. Е.Ю. Система формирования профессионального самосознания педагогов в процессе непрерывного профессионального образования: Дисс. канд. пед. наук. Самара, 2003. — 203 с.
  93. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994. — 165 с.
  94. .В. Основы профессиональной психодиагностики. JL: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1984. — 216 с.
  95. Л.В. Активизация познавательной деятельности в условиях инновационных образовательных процессов. Самара: СГУ, 1998. — 96с.
  96. Э.А. Гуманитарное образование в современном обществе // Современный гуманитарный институт. Образовательное пространство: Сб. научн. ст. Самара: Изд-во: СФ СГИ, 1999. — 11 с.
  97. Э.А. Сущность и функции гуманитарной культуры в современном образовательном пространстве. Самара: СГИ, 1999. — 19 с.
  98. В.А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. М.: Академия, 2001. — 285 с.
  99. В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980. — 207с.
  100. В.В. Интегрированный подход к подготовке учителей начальных классов с правом преподавания иностранного языка // Педагогические исследования в образовании. Самара: Изд-во: Универс-групп, 2004.-С. 153 — 162.
  101. B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. -360 с.
  102. А. А. Язык, речь и речевая деятельность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  103. А.А. Психология общения. М.: Педагогика, 1998.- 500 с.
  104. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  105. О. Психология профессий. Пг.: Academia, 1923. — С. 33 — 50.
  106. Т. Руководство к психологии. Спб.: Тип. Попова, 1907. -398 с.
  107. Е.А. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста сферы муниципального управления в вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2002. — 22 с.
  108. Ш. Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности. // Вопросы философии. 1979. — № 8. — С. 49.
  109. А.Л. О специфике обучения говорению и чтению как видам речевой деятельности в курсе иностранного языка // Иностранные языки в высшей школе. 1980. — № 15. — С. 87.
  110. Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск: Высшая школа, 1986. — 202 с.
  111. М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1973. — № 1.- С. 46.
  112. Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация.- М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. 161с.
  113. М.А. Профессиональная карьера молодежи в условиях рыночной экономики // Социальные процессы и млодежь: взгляд в будущее: Междунар. научно-практич. конф. Самара: СФ МГПУ, 2004. — С. 187 — 192.
  114. Ю.С. Концепуальные основы средового подхода в воспитании // Вестн. Ун-та Рос. акад. образования. 2003. — № 1. — С. 36 — 68.
  115. В.М. Диалектика научного мировоззрения и духовного развития личности. Самара: СГТУ, 1998. — 368с.
  116. Методы и организация обучения иностранному языку в языковом вузе: Сб. ст. /Редкол.: Халеева И. И. и др. М.: Б, 1991. — 117 с.
  117. Р.П. Организация обсуждения проблемы на уроке иностранного языка// Иностранные языки в школе. 1986. — № 4. — С. 26 — 31.
  118. Н.М. Программа обучения активному владению иностранным языком студентов неязыковых специальностей и методические рекомендации., — М.: НВИ: Тезаурус, 1998. 62 с.
  119. А.А. Изучение иностранных языков: средство развития личности // Советская педагогика. 1986. — № 6. — С. 13−18.
  120. А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: Издво: Ступени, 2002. — 447 с.
  121. JI.M. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. -215 с.
  122. Т.Г., Романкова Л. И., Печенюк Н. Г., Селезнева Н. А., Анализ опыта разработки новых квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием. М.:НИИВШ, 1989. — 344 с.
  123. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике.- М.: Высшая школа., 1987. 206 с.
  124. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. / Под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 177 с.
  125. Моделирование педагогических ситуаций / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Я. И. Петров и др. М.: Просвещение, 1981. — 286 с.
  126. И.М. Профессиональная культура муниципального депутата. Екатеринбург: УрГУ, 1993. — С. 26 — 27.
  127. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 406 с.
  128. А.Д. Основная логическая структура модели специалиста./ О методологических и методических принципах построения модели специалиста высшей квалификации. Томск: Изд-во Томского Университета, 1979. — С. 164 — 167.
  129. МотинаЕ.Ю. Подготовка учителей к формированию опыта морального поведения старших школьников // Педагогические исследования в образовании. Самара: Изд-во: Универс-групп, 2004. — С. 138 — 147.
  130. В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи // Проблемы способностей: Материалы конференций, 22−24 июня 1960 г. Ленинград. / Отв. ред. В. Н. Мясищев. М., 1962. — 308 с.
  131. В.Н. Психология отношений. М. — Воронеж, 1995. — 356 с.
  132. В.М. Технология формирования развивающего содержания профессиональной подготовки специалистов. Самара: СамГТУ, 2000. 77 с.
  133. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000. — 246 с.
  134. А.В., Романкова Л. И., Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием. М.:НИИВШ, 1981. — 252 с.
  135. С.М. У истоков советской методики обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1969. — 104 с.
  136. Новейшие методы преподавания иностранных языков студентам неязыковых специальностей вузов: Сб. ст. / Под. ред. Тер-Минасовой С.Г. М.: Изд-во МГУ, 1991.-207 с.
  137. И.А. Индивидуальная система повышения профессиональной культуры учителя. Самара: Изд-во: Самарский Университет, 2001. — 288 с.
  138. Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия. // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981.-С. 80−92.
  139. Обучение иностранному языку в вузах неязыковых специальностей на современном этапе: проблемы и перспективы: Сб. ст. / Редкол.: Павлова К. Г. и др. М.: Б, 1991.- 184 с.
  140. Обучение иностранным языкам в школе и вузе. СПб.: «Каро», 2001.- 240 с.
  141. Общесоюзный классификатор. Профессия рабочих, должности служащих и тарифные разряды ОКПДТР. М.: Экономика, 1987. — 168 с.
  142. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999.- 944 с.
  143. A.M. Управление: искусство общения. М.: Сов. Россия, 1983.- 237 с.
  144. А.Б. Перспективы гуманизации общения // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 142 — 146.
  145. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Знание, 1995. — 102 с.
  146. А.Б., ХазановаМ.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 68−73.
  147. Е.И., Кузовлев В.П, Кузовлева Н. Е, Царькова В. Б. Мастерство и личность учителя. Изд.2-е. М.: Изд-во «Флинта», 2001. — 239 с.
  148. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  149. Е.И., Кузовлев В. П., Коростелев B.C. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. М.: Изд-во Русский язык, — 1991. — С. 83 — 88.
  150. ПашуковаТ.И. Мотивирующая функция эмпатии // Исследования мотивационной сферы личности. Новосибирск, 1984. — С. 62 — 71.
  151. Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах// Вопросы психологии межличностного познания и общения.- Краснодар: Изд-во Кубан. Ун-та, 1983. С. 86 — 92.
  152. Т.Э. Развитие гуманитарного образования в Российской высшей школе: состояния и перспективы. // Университетская книга. 2000.- № 7.- С. 24 27.
  153. JI.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: Из-во МГУ, 1989. — 216 с.
  154. А.В., Платонов К. К. Психология межличностных отношений // Общая психология.- М.: Просвещение, 1976. 479 с.
  155. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Междунар. Пед. Академия, 1994. — 680 с.
  156. К.К. Структуры и развитие личности. М.: Наука, 1986.- 256 с.
  157. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1979.- 254 с.
  158. К. Нищета историцизма. М.: Прогресс: VIP, 1993. — 185 с.
  159. Примерная программа дисциплин. Обучение иностранным языкам (в неязыковых вузах) / Сост. Мусницкая Е. В., Гез Н. И., Громова Н. М. и др.- М.: ГНИИ ИТТ «Информика» (Интернет публикация), 2000.
  160. Проблемы гуманизации. Новое осмысление старых проблем. Тезаурус / Под. ред. Ю. Н. Кулюткина. СПб.: Ин-т образования взрослых РАО, 1957.-50 с.
  161. Программа курса «Иностранный язык для неязыковых факультетов вузов»: Научно-метод. совет по ин.яз. Мин. Образования РФ. М., 2000. -16 с.
  162. Программа обучения активному владению иностранным языком студентов неязыковых специальностей и методические рекомендации. М., 1998.-48 с.
  163. Программа по английскому языку для неязыковых специальностей высших учебных заведений. М., 1968. — 49 с.
  164. Е.П. Духовно- ценностная ориентация обучаемых в процессе формирования продуктивных речевых умений / Гуманизация и гуманитаризация образования: Теории, концепции, опыт. Самара: СГПУ, 1997.-2 с.
  165. Профессиональная этика и нравственная культура организационно-управленческой деятельности в трудовом коллективе. Тюмень: Тюмен. Индустр. Ин-т, 1981. — 254 с.
  166. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петербурга. Ун-та, 1991. — 152 с.
  167. Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. — 288 с.
  168. Рабочая программа дисциплины «иностранный язык» (английский) по специальности психология, дневное отделение.- Самара: СамГУ: каф. ин. яз. ест. ф-тов, 2000. 11 с.
  169. Рабочая программа дисциплины «иностранный язык» (английский) по специальности юриспруденция, дневное отделение. Самара: СамГУ: каф. ин. яз. гум. ф-тов, 2000. — 9 с.
  170. К. Эмпатия // Психология эмоций./ Под ред. Вилюноса В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. М.: Изд-во: Моск. ун-та. — 1993. — С. 248 — 251.
  171. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека./ Пер. с англ. Исениной Е.И.- Общ. Ред. Исенина И. Е. М.: Прогресс, 1994.
  172. Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
  173. C.JI. Основы общей психологии. СПб: Питер Ком, 1999. — 720 с.
  174. Е.В. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 1998. -221с.
  175. Т.И. Педагогика профессионализма. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. — 219 с.
  176. Т.И., Никулина Е. Б., Колесникова Н. Б., Баганова П. А. Нравственное развитие личности. -Самара: Изд-во Самарский ун-т, 2002. -319 с.
  177. А.А. Пути повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов учебных заведений МВД / Научные чтения в Самарском филиале ун-та РАО. Вып.2−3. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2002. — С. 423 — 425.
  178. А. А. Формирование профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД в процессе обучения иностранному языку: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Самара, 2003. — 18 с.
  179. Сартр Ж.-П. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992. — С. 47.
  180. Н.А., Татур Ю. Г., Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием. М.: Исслед. Центр Гособразования СССР, 1991. — С. 65.
  181. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика.- 1994. № 5. — С. 15 — 22.
  182. А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов: Автореф. дис. канд. психол. наук Иркутск, 1996. — 23 с.
  183. И.Н. Влияние общественного разделения труда на развитие человека // Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М.: Наука, 1972. — С. 99 — 114.
  184. В.А. Формирование личности учителя как предмет социально-педагогического исследования // Вопросы высшего педагогического образования. Томск: Томск, ун-т, 1971. — 192 с.
  185. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.:"Аспект Пресс", 1995. — 271 с.
  186. Э.М. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1977. — С. 140.
  187. А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997. — 350 с.
  188. Современные проблемы преподавания иностранного языка школе и в вузе: Зон. науч.-метод. конф.: Тез. докл. и выступлений / Редкол.: Бакина В. И. и др. Самара: СамГПИ, 1991. -61 с.
  189. Современный словарь по психологии // Сост. ЮрчукВ.В. Минск: Изд-во Элайда. — 2000. — 368 с.
  190. А.П. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1977. — С.89 — 95.
  191. Г. Основания психологии. Т.4. СПб.: Изд-во И. И. Билибина, 1976.- 111 с.
  192. Становление высшего образования в России: Вторая треть XVIII века // Высшее образование сегодня. 2002. — № 1. — С. 74 — 79.
  193. A.M. Психологическая подготовка юриста в условиях перестройки образования и демократизации общества / A.M. Столяренко // Вопросы психологии. 1989. — № 4. — С. 16 — 23.
  194. Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Псих. иссл. М.: Педагогика, 1986. — С. 70 — 100.
  195. Студент и образовательное пространство: мотивация и социально-профессиональные ориентации. Самара: Изд-во: Самарский университет, 2001.- 180 с.
  196. Г. В. Математике психологические модели деятельности. — СПб.: Петрополис, 1994. — 62 с.
  197. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986. — 108 с.
  198. С.В. Развитие профессионально важных качеств педагогов -психологов в процессе обучения в вузе: Автореф. канд. псих. наук. Самара, 2004. — 29 с.
  199. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям служащих. М.: Изд. дом «ИНФРА-М», 1997. — 107 с.
  200. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998. — С. 36.
  201. Фрейд 3. Избранное. Р- н-Д: Феникс, 1998. — 350 с.
  202. А.И. Как составлять профессиограммы. Елабуга: Елабуж. гос. пед. ин-т, 1990. — 30 с.
  203. И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). М: Высш. шк., 1989. — 236 с.
  204. К.Н. Теоретические основы обучения культуре иноязычного речевого общения в специальном языковом вузе: Автореф. док. пед. наук. М., 2001.- 34 с.
  205. Л.А. Технология профессионального педагогического общения при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей: Автореф. канд. пед. наук. Тольятти, 2002. — 28 с.
  206. О.И. Эмпатия как профессиональная характеристика в деятельности психолога дошкольного учреждения: Дис. канд. псих. наук. М., 2000. — 208 с.
  207. Ю. А. Изучение зависимости самооценки способности от свойств нервной системы // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. научной тр. / Редкол.: Е. П. Ильин и др. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. — 163 с.
  208. Е.В. Психологические особенности затруднений общения в условиях совместной деятельности: Автореф. канд. псих, наук., М., 1980. 18с.
  209. Человек и мир профессий. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. — 190 с.
  210. М.А. Культура общения. Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1983. — 32 с.
  211. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  212. В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, ЯрГУ, 1979.-91 с.
  213. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
  214. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. — С. 258.
  215. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1991. — 33 с.
  216. А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. — 786 с.
  217. Л.В. Методика преподавания иностранных языков в средней школе. М.- Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. — 96 с.
  218. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. Батышева С. Я. М.: АПО, 1999. — 440 с, Т. 2. — М — П -1999.
  219. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.- 176 с.
  220. Л.Л. Интегрированный подход к деятельности преподавателя специального предмета по организации обучения учащихся профессиональных учебных заведений: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 23 с.
  221. И.М. Вчувствование, Проникновение, Понимание. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. — 199 с.
  222. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: СамГУ, 1995. — 332 с.
  223. И.С. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1979. -144с.
  224. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1997. — 222 с.
  225. Н.О. Проектирование Как педагогический феномен // Педагогика. 2002. — № 6. — С. 8 — 14.
  226. Goldstein А.Р., Michaels G.Y. Empathy: development training, consequences. New Jersey, London, 1985. — 287 p.
  227. Hoffman M. Moral conduct and character: a psychological perspective // «Psychol. Bull», 1973. vol.79/471.
  228. Ladousse G.P. Role Play. Oxford: OUP, 1995.
  229. Mehrabian A., Epstein N. A. Measure of Emotional Empathy // Journal of Personality, 1972. Vol. 40/72.
  230. Redmond M.V. The Function of Empathy (Decentering) in Human Relations // Human Relations, 1989. Vol. 42. — № 773.
  231. Rogers C. The necessary and sufficient conditions of therapevte personality Change // J. of Consult, Psychol., 1957. Vol. 21. — № 274.
  232. Rogers С. Freedom to learn for the 90s. Columbus-Toronto-London Sidney, 1983.
Заполнить форму текущей работой