Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Корпоративная культура современного общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Корпоративная культура представляет собой сложное многогранное социокультурное явление, основанное на ценностях «общей судьбы», профессионализма, самовыражения и саморазвития, творчества, «соучастия» личности в деятельности современной корпорации и общества, определяющее смысл существования корпорации, ее отношение к сотрудникам и обществу. Концептуальные подходы зарубежных (Д. Белл, Дж… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК
  • СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. Сущность современной корпоративной культуры
    • 1. 2. Ценностные основания корпоративной культуры
    • 1. 3. Структура корпоративной культуры
  • ГЛАВА II. ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 2. 1. Глобализация и корпоративная культура современного общества
    • 2. 2. Специфика формирования корпоративной культуры современной России. ф
    • 2. 3. Региональные аспекты формирования корпоративной культуры современного российского общества

Корпоративная культура современного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современном мире в условиях глобальной интеграции мирового сообщества, развития единого экономического пространства с особой силой ощущается, что технократический подход к социально-экономическому управлению на всех уровнях не эффективен. Новая «постиндустриальная» парадигма управления основана на переходе от технократического управления к инновационному развитию социально-экономических систем, требующему постоянной адаптации к быстро меняющейся среде, мобильности, гибкости, конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Обращение к проблеме корпоративной культуры обусловлено необходимостью решения ряда теоретико-методологических и практических задач по оптимизации регулирования социальных процессов в системе общественного производства российского социума, интеграции российской экономики в единую систему мирового хозяйства, развитие которого на современном этапе определяется приоритетами информационно-инновационной экономики рыночного типа. Такими приоритетами выступают наука, образование и культура управления, обеспечивающие разработку и внедрение в производство высоких технологий, а также создание социально-экономических условий для их успешного функционирования.

Представляется, что социально-экономическое реформирование современной России невозможно только лишь усилением административного контроля, совершенствованием управленческих структур и игнорирования социокультурного потенциала «человеческого капитала». Степень проникновения последнего в управленческую и производственно-хозяйственную сферу обуславливает скорость и качество движения социальной системы страны к новому циклу развития. Следовательно, ключевой проблемой современной России становится повышение общей культуры социально-экономического управления, развитие профессионального самосознания через формирование корпоративной культуры современного общества.

Актуальность проблемы корпоративной культуры в нашей стране обусловлена реальными общественными процессами, которые разворачиваются в настоящем и, очевидно, будут иметь место в будущем. Низкий уровень роста производительности труда и объемов производства вызван неудовлетворенностью трудом большинства россиян. Устранение командно-административных структур от выполнения властных функций обнаружило слабость, а порой и беспомощность общественных механизмов самоорганизации и самоуправления не только в политической, социальной, духовной сферах, но, что наиболее важно, в экономической. Личная свобода человека, особенно молодого, в выборе профессии и возможность самосовершенствования в интересующей его профессии в большинстве случаев жестоко заблокирована экономической зависимостью личности, необходимостью удовлетворять повседневные нужды за счет работы, не способствующей творческой самореализации личности в труде. Обесценивание, низкий престиж таких свойств работника, как профессионализм, компетентность, интерес к профессии, исполнение профессионального долга, профессиональное мастерство, творчество, талант и других качеств личности, которые пользуются наибольшим спросом в цивилизованном обществе. Неразвитость философских концепций огромного проблемного поля, лежащего между общественным трудом, его возможностями и действительностью, с одной стороны, и общественным мышлением — с другой, особенно в условиях рыночной экономики.

В связи с реальными общественными процессами актуальность темы определяется необходимостью исследования корпоративной культуры как социокультурного явления современной эпохи с выявлением ее ценностных оснований, структурных элементов, региональной специфики формирования.

Степень научной разработанности проблемы. Родоначальником изучения корпоративизма и корпоративной культуры признан М. Вебер1, который исследовал основы самоорганизации корпораций, взаимосвязь морально-этических принципов и социально-экономического благополучия отдельных корпоративных структур, а также разработал модель «рациональной организации свободного труда», требовавшей от работника строгой дисциплины, точности, ответственности и стабильности. В продолжении веберовской концепции Ф. Тейлор, А. Файоль2 создали монополярную модель промышленной организации производства индустриального общества, в которой доминировала жесткая иерархия предписанных ролей и статусов, и человек рассматривался лишь как функционер.

Исторические корни возникновения корпоративной культуры и коллективное сознание неформальных групп внутри производственной организации рассматриваются в работах зарубежных ученых Э. Джакуса, К. Дэвиса, Д. Кракхарда, Дж.В. Ньюстрома, Д. Хансона3, а также отечественных исследователей Н. Зарубиной, Ю. Резника и К. Кравченко4.

Ценностные ориентации современного общества были исследованы Д. Беллом, П. Дракером, Р. Инглхартом, А. Тоффлером, а также отечественным ученым В. Ильиным. Процессы вытеснения из сознания личности ценностей «экономического» характера «неэкономическими» рассмотрел П. Дракер5. Р.

1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. -М.: 1990. — С. 73, 83- Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. — М.: 1994. — С. 53.

2 Управление — это наука и искусство: Файоль А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. -М.: 1992. -С.39.

3 Jaques Е. The Changing Culture of Factory. New York: Dryden Press, 1952. — P.251- Krackhardt David, Hanson Jeffrey R., «Informal Networks: The Company Behind the Chart» // Harvard Business Review, July-August 1993, — P. 104- Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского — СПб.: 2000. — С. 44,296−297.

4 Зарубина Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. — М.: 1998. — С.250- Резник Ю. М., Кравченко К. А. Сущность корпоративной культуры в современной организации // Управление персоналом. — 1998. -№ 8.-С. 63−65.

5Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. JI. Иноземцева. — М.: 1999. — С. 93- Drucker P.F. Landmarks of.

Инглхарт1 выделил основные характеристики ценностей человека культуры «постмодерна» и сформулировал определение «постэкономической» мотивационной системы. А. Тоффлер2 разработал понятие «постэкономической системы ценностей». Д. Белл3 отметил противоречия между основными структурными составляющими культуры «постмодерна». С одной стороны, современное высокотехнологическое, наукоемкое производство ориентировано на рациональность и эффективность, рост производительности труда, который обретает новый культурный смысл как форма творческого самовыражения личности, с другой — принципиальный уход от ценностей аскетизма и рационализма, ориентация на гедонизм.

В работе В. Ильина4 ценности постиндустриального общества выступают как оптимальная стратегия бытия, связанная с воплощением принципа минимакса, предписывающего участникам исторического процесса стремление к максимально «достижительным», «гарантийным», успешным и выигрышным линиям поведения.

Исследования А. Блинова и О. Василевской, О. Зуевой, В. Козлова, Р. Кричевского, В. Михельсон-Ткача и Е. Скляра, А. Пригожина, Д. Реута, С. Седуна, В. Спивака, У. Чукаевой5 посвящены анализу определений корпоративной.

Tomorrow. New Brunswick (US) — L. (UK), 1996. — P. 127−128.

1 Инглхарт P. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. — 1997. — № 4. — С. 11.

2 Тоффлер А. Адаптивная корпорация // Новая постиндустриальная волна па Западе: Антология / Под ред. В. JI. Иноземцева. — М.: 1999. — С. 450.

3 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М.: 1999. — С. 20.

4 Ильин В. В. Философия истории. — М.: 2003. — С. 27.

5 Блинов А. О., Василевская О. В. Искусство управления персоналом. — М.: ГЕЛАН, 2001. -С.49- Зуева О. В. Конструирование корпоративной культуры как способ повышения этики поведения в организации // Социально-экономическая реальность и политическая власть. Вып.1. — Москва-Ставрополь, 2005. — С. 129- Козлов В., Козлова А. Корпоративная культура: «костюм» успешного бизнеса // Управление персоналом. — 2000. — № 1(53). — С. 35−38- Кричевский P.JI. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: 1998. -С.147- Михельсон-Ткач B.JI., Скляр Е. Н. Процесс согласования ценностей: проблемы и оценка // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. -№ 1. — С. 73- Пригожин А. И. Методы развития организаций. — М.: 2003. — С. 708- Реут Д. В. Корпоративный университет как ключевой момент консультирования корпоративности Корпоративная культура. Материалы встречи ODN 30 октября 2001 года. Москва — http: www/odn.ru/- Седун С. Миссия профессионала (Работник в роли философа. Рассуждения консультанта по созданию индивидуальной профессиональной миссии) // Управление культуры и организационной культуры. Одни исследователи считают, что данные концепты — синонимы, другие разделяют эти концепты, считая, что корпоративная культура специально формируется, как правило, первыми лицами в корпорации и объединяет ценностные основания этой организации, а организационная культура образовывается спонтанно через взаимодействие ценностей самих работников. Третьи — используют концепт «корпоративная культура» при исследовании крупной корпорации, а организационную культуру при анализе деятельности небольшой корпорации.

Процессы формирования корпоративной культуры в рамках становления гражданского общества рассматриваются в работах А. Ахиезера, А. Давыдова, М. Журовского, В. Иноземцева, Т. Сергеевой, И. Яковенко, Е. Ярковой1.

Концептуальные подходы к выделению структурных элементов и основных характеристик корпоративной культуры представлены в трудах зарубежных исследователей — М. Альберта и Ф. Хедоури, И. Кунде, М. Мескона2. Работы отечественных ученых Э. Капитонова, JT. Карташовой, Т. Никоновой, А. Погорадзе, Т. Соломанидиной, В. Спивака3 свидетельствуют о том, что распространенный в настоящее время подход к культуре корпораций и ее основным структурным элементам, базирующийся на моделях стран с развитым рынком, не является адекватным российской реальности. персоналом. — 1999. — № 12(42). — С. 53−56-Спивак В. А. Корпоративная культура. — СПб.: 2001. — С. 13- Чукаева У. А. Корпоративная культура и Паблик Рилейшнз (PR) в промышленных организациях // Социологические исследования. — 2000. — № 8. — С. 76.

1 Ахиезер А. С. Культура и пространственная динамика России / Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства / Под общ. ред. Т. И. Заславской. — М.: 1996. — С. 286−292- Ахиезер А. С., Давыдов А. П., Журовский М. А., Яковенко И. Г., Яркова Е. Н. Социокультурные основания и смысл большевизма. — Новосибирск: 2002. 607 сИноземцев B.JI. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. — М.: 1999. — С. 34- Сергеева Т. Б. Корпоративная культура как фактор социокультурной динамики // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов. Вып. XI. — М.: 2004, — С. 285.

2 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: 2000. — С. 135- Кунде Й. Корпоративная религия. — СПб.: 2002. — С. 54.

3 Капитонов Э. А., Капитонов А. Э. Корпоративная культура. Ростов — на — Дону: 2001. -С. 288−291- Капитонов Э. А., Зинчепко Г. П., Капитонов А. Э. Корпоративная культура: теория и практика. — М.: 2005. -С. 150−154- Карташова JI.B., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Организационное поведение. — М.:2000. — С. 186- Погорадзе А. А. Культура производства: сущность и факторы развития. — Новосибирск: 1990. — С. 47- Спивак В. А. Корпоративная культура. — СПб.: 2001. — С. 113.

В работах А. Зудина, П. Каткова, Г. Клейнера, Н. Косолапова1 рассматриваются процессы корпоративизации социальных структур с позиций политических и экономических отношений. С. Перегудов2 исследует крупные корпорации как специфические группы интересов и один из важнейших элементов политической системы и глобализирующегося мирового сообщества. Особое внимание автором уделяется отношениям корпорации с институтами государственной власти и общественными организациями, роли и месту корпораций в процессе формирования гражданского общества.

Процесс формирования корпоративной культуры находится во взаимосвязи с проблемами развития глобальной культурной среды, творческих, интеллектуальных и нравственных качеств личности и всего человечества. В этой связи следует отметить работы В. Каширина, Н. Моисеева, А. Панарина3.

Ценный аналитический материал по исследуемой проблеме был представлен в работах П. Быкова, Т. Малевой, А. Нещадина, А. Прохорова, В. Радаева, Б. Ручкина, Т. Санкиной, С. Смирнова, В. Титова4.

1 Зудин АЛО. Неокорпоративизм в России (Государство и бизнес при Владимире Путине) // Про и контра. — 2007. — № 4. — Том 6. — С. 192- Катков П. В. Критика глобального корпоративного меркантилизма (Н. Хомский) // Вопросы философии. — 2003. — № 11. С. 5158- Клейнер Г. Современная экономика России как «Экономика физических лиц» // Вопросы экономики. — 1996. — № 4. — С. 87- Клейнер Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя // Вопросы экономики. — 2000. — № 5. — С. 65- Косолапов Н. А. Международно-политическая организация глобализирующегося мира: модели на среднесрочную перспективу // Общественные науки и современность. — 2001. — № 6. — С. 149−152.

2 Перегудов С. П. Корпорации, общество, государство: Эволюция отношений /С.П. Перегудов. — М.: 2003. — С. 42.

3 Каширин В. И. Очерки философии планетарного самосознания — Ставрополь: 1996. — С. 34- Каширин В. И. Глобалистика и философия планетарного самосознания. — Ставрополь: 1998. — С. 27,46- Каширин В. И. Глобалистика и конфликтология // Вестник СГУ. Социо-гуманитарные науки. — 2000. — № 23. — С. 15−16- Каширин В. И. Синтез философии и науки в воспитательно-образовательном процессе // Вестник СГУ. Социо-гуманитарные науки. -2001. — № 27. — С. 28- Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. — М.: 1990. — С. 18, 236, 247−249- Моисеев Н. Н. Информационное общество: возможность и реальность // Политические исследования. — 1993. — № 3. — С. 9,13- Папарин А. Стратегическая нестабильность в XXI веке. — М.: 2004. — С. 487−494.

4 Быков П. Рабочая сила реформ // Эксперт. — 2000. — № 30. — С. 15- Малеева Т. Крутимся помаленьку // Эксперт. — 2000. — № 30. — С. 16- Нещадин А. Экономический рост и кадровый потенциал России // Вопросы экономики. — 2000. — № 7. — С. 109- Прохоров А. П. Русская.

Анализ существующей научной литературы показывает, что в современной отечественной науке отсутствует всесторонне разработанная концепция корпоративной культуры. Во многих работах корпоративная культура не выступает самостоятельным объектом исследования, а рассматривается в контексте проблем корпоративного управления. В первую очередь это обусловлено отсутствием понятийного аппарата этой проблемы. Значительный объем научной литературы, посвященной общим и специальным аспектам корпоративной культуры и усилению ее роли в социально-экономической жизни современного общества, не снимает необходимости социокультурного анализа проблем, связанных с развитием корпоративной культуры в условиях современного российского общества. Недостаточно изучены вопросы ценностных оснований и структурных элементов корпоративной культуры современного общества. Необходимость всестороннего анализа данной проблематики обусловила выбор темы диссертационного исследования.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют концепции и подходы, разработанные зарубежными исследователями М. Вебером, Г. Гегелем, И. Кантом, П. Сорокиным, А. Тойнби, Ф. Тейлором, О. Шпенглером и отечественными учеными А. Ахиезером, Н. Зарубиной, Т. Заславской, В. Иноземцевым, JI. Иониным, М. Каганом, В. Козловым, Н. Моисеевым, С. Перегудовым, А. Пригожиным.

Методологическую основу исследования составляет социокультурный подход, который имеет ряд особенностей, определяющих целесообразность и модель управления. — М.: 2002. — С. 55, 106−119- Радаев В. Сетевой мир // Эксперт. — 2000. -№ 12. — С. 34- Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. — 1998. — № 5. — С. 93- Санкина Т. П. Исследования трудовых мотиваций в современной российской экономике (1989 — 2002 гг.) Стратегическое управление социально-экономическими и политическими процессами в регионе: история, современность, перспективы: Материалы научно-практической конференции. Вып. I. -Ростов — на-Дону — Пятигорск: 2004. — С. 133−135- Смирнов С. Из света в тень // Эксперт. -2000. — № 30. — С. 8- Титов В. Ситуация на рынке труда в регионах // Эксперт. — 2000. — № 30. -С. 23 границы его применения в исследовании корпоративной культуры. Его специфической чертой является универсализм, позволяющий раскрыть историко-культурные, социально-экономические, политические и прочие элементы общественного целого, влияющие на становление корпоративной культуры. При социокультурном подходе в центре внимания находится человек активный, выступающий как многомерное существо и субъект действия, его нравственность, составляющая основание любой культуры.

Междисциплинарный анализ в рамках теории и методологии социокультурного подхода способствует выявлению объективной природы и сущности корпоративной культуры, он позволяет найти объяснение самых разных проявлений социальности человека, сформировать механизм объективного анализа корпоративной культуры как социокультурного явления, использовать комплексный подход в его исследовании.

Объектом исследования выступает корпоративная культура как социокультурное явление современного общества.

Предметом исследования выступают основания и тенденции развития современной корпоративной культуры.

Цель диссертационного исследования — определить место и роль корпоративной культуры в духовной и социально-экономической жизни современного общества с позиций философии культуры.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть концептуальные подходы к исследованию корпоративной культуры и на их основе уточнить теоретическое понимание данного явленияопределить ценностные основания корпоративной культуры современного общества;

— выявить основные элементы структуры корпоративной культуры;

— раскрыть характер воздействия глобализации на процесс формирования корпоративной культуры;

— проанализировать факторы, влияющие на специфику формирования корпоративной культуры современного российского общества;

— изучить региональные аспекты формирования корпоративной культуры современной России.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— рассмотрены основные концептуальные подходы к анализу корпоративной культуры, что позволило исследовать данное явление в непосредственной связи с процессами эволюции культуры организации, управления, трудовых отношений в рамках индустриального и постиндустриального общества и уточнить теоретическое понимание корпоративной культуры;

— определено, что основой корпоративной культуры выступают ценности «общей судьбы», профессионализма, самовыражения и саморазвития, творчества, «соучастия» личности в деятельности современной корпорации и общества;

— выявлено, что основными структурными элементами корпоративной культуры являются корпоративная философия «общей судьбы», декларация корпоративной миссии, корпоративный дух, концепция развития «человеческого капитала», система внутрикорпоративного информирования, культура профессионального самосознания;

— показано, что процессы глобализации оказывают позитивное влияние на формирование корпоративной культуры современного обществадоказано, что проблемы развития человеческого капитала современной корпорации становятся основными задачами корпоративной культуры;

— доказано, что специфику формирования корпоративной культуры современной России определяет целый комплекс факторов: природно-климатический, особенности национальной культуры хозяйствования, труда и управления, характер современного социально-экономического состояния страны, а также внесистемное пересаживание на отечественную почву элементов западной корпоративной культуры;

— определено, что региональные аспекты формирования корпоративной культуры соответствуют общероссийским тенденциям, в то же время этнические и конфессиональные особенности культуры труда населения региона оказывают определенное влияние на содержание корпоративной культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Корпоративная культура представляет собой сложное многогранное социокультурное явление, основанное на ценностях «общей судьбы», профессионализма, самовыражения и саморазвития, творчества, «соучастия» личности в деятельности современной корпорации и общества, определяющее смысл существования корпорации, ее отношение к сотрудникам и обществу. Концептуальные подходы зарубежных (Д. Белл, Дж. Гэлбрайт, Р. Инглхарт, А. Тоффлер) и отечественных ученых (Ю. Васильчук, Н. Зарубина, Г. Зинченко, В. Иноземцев, Э. Капитонов, Н. Моисеев, JI. Скворцов) позволяют исследовать корпоративную культуру в контексте анализа эволюции культуры организации, управления, трудовых отношений в рамках индустриального и постиндустриального общества. В соответствии с представленными концептуальными подходами социокультурной средой возникновения, развития и функционирования корпоративной культуры выступает постиндустриальное общество, в рамках которого знания, информация и «человеческий капитал» приобрели доминирующее значение в производственной и хозяйственной деятельности. Корпоративная культура обеспечивает эффективность развития интеллектуальной и духовной энергии каждого участника постиндустриального производства.

2. Фундаментальное влияние на формирование системы ценностей корпоративной культуры современного общества оказала информационнокомпьютерная революция, расширившая поле приложения творческих, индивидуальных и профессиональных способностей личности. Значительный вклад в формирование ценностных оснований корпоративной культуры внесла культура «постмодерна», характеризующаяся распадом единства, плюрализмом ценностей, культурных форм и стилей, контекстуализмом, переходом от максимизации материального потребления к «качеству жизни»: гуманистическим, экологическим и «немонетарным», «постэкономическим» критериям бытия.

3. Структура корпоративной культуры обеспечивает внутреннюю прочность, устойчивость, высокую степень сопряженности и системной целостности ее элементов. Такие структурные элементы корпоративной культуры, как корпоративная философия «общей судьбы», декларация корпоративной миссии, корпоративный дух, концепция развития «человеческого капитала», система внутрикорпоративного информирования, культура профессионального самосознания, обеспечивают эффективность творческой и интеллектуальной деятельности личности в рамках современной корпорации. Представленные элементы структуры корпоративной культуры выступают как культурные образцы, которые, обладая высокими мобилизующими и консолидирующими началами, задают ориентиры внутренней социокультурной интеграции персонала, эффективных профессиональных, деловых отношений и внешней адаптации современной корпорации.

4. Основными задачами корпоративной культуры в условиях глобализации мировой экономики, роста международной конкурентной борьбы выступают: во-первых, развитие творческих потенций человека, его профессионализма и эрудиции;

— во-вторых, повышение профессиональной мобильности в различных сферах деятельности современной корпорации;

— в-третьих, гармонизация социальных внутрикорпоративных отношений на основе ценностей «общей судьбы» и «соучастия»;

— в-четвертых, формирование единого корпоративного духа с учетом национальных, социокультурных особенностей сотрудников;

— в-пятых, развитие социального партнерства и ответственности современной корпорации.

5. Специфика формирования корпоративной культуры в рамках российского общества обусловлена:

— во-первых, природно-климатическим фактором, который определил особенности национальной культуры хозяйствования, труда и управления, сформировал в сознании россиянина непродуктивное поле нравственных императивов хозяйственной деятельностиво-вторых, сохранением таких негативных элементов социалистической культуры хозяйствования и управления, как уравнительность, бюрократизм в системе социально-трудовых отношений;

— в-третьих, антисоциальным характером российских реформ 90-х годов XX века, сопровождавшихся болезненным разрушением привычных нравственных устоев, массовым обнищанием, невиданным размахом коррупции, несправедливой приватизацией, сокращением производства, безработицей, которые привели к депрофессионализации большей части населения, падению социальной ценности труда, трудовой морали и этики, приоритету утилитарных и прагматических ориентиров в производственной деятельности;

— в-четвертых, внесистемным пересаживанием на отечественную почву элементов западной корпоративной культуры без учета особенностей национальной культуры, в результате чего в большинстве случаев корпоративная культура формируется как неосознанное явление с преобладанием формы над содержанием.

6. Формирование корпоративной культуры Ставропольского края q происходит в рамках общероссийских тенденций становления данного социокультурного феномена. Наиболее развитой и эффективной корпоративной культурой обладают лидеры экономики региона: организации и предприятия, действующие с советской эпохи, и коммерческие организации, созданные в 90-е годы XX века. В соответствии с условиями рыночной экономики и конкуренции региональные корпорации используют потенциал корпоративной культуры в процессе развития кадрового и интеллектуального капитала, в повышении профессионализма каждого сотрудника, социальной ответственности и партнерства. В соответствии с общероссийскими тенденциями основной чертой региональной корпоративной культуры выступает синтез разных качеств: с одной стороны, продолжают действовать стереотипы социально-трудовых отношений советской эпохи, с другой стороны — активно внедряется опыт зарубежных компаний по созданию I эффективного производственного коллектива, развитию интеллектуального и инновационного капитала. Особенности содержания и функционирования корпоративной культуры обусловлены полиэтническим характером региона.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в диссертации положения и выводы ф могут расширить представление о месте и роли корпоративной культуры в трансформирующемся обществе. Теоретические обобщения и практические выводы исследования могут быть использованы философами, культурологами, политологами, экономистами, специалистами других областей обществоведения в целях дальнейшей разработки и уточнения теоретических вопросов, связанных с концепцией корпоративной культуры, последующего углубленного анализа специфики и значимости развития корпоративной # культуры в российском обществе и в преподавании философских, социальнополитических, культурологических и экономических дисциплин в высших учебных заведениях.

Представляется целесообразным использование основных материалов и выводов диссертации в развитии практики взаимоотношений между субъектами обществав анализе форм воздействия процессов глобализации на обществов разработке образовательной политики с ориентацией на общественно-значимые ценности, в анализе конкретной социокультурной ситуации в странев создании индивидуальных программ формирования и развития корпоративной культуры предприятий РФ.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 — Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на Межрегиональной научно-практической конференции «Россия в условиях глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы» (г. Невинномысск, 2004 г.) — научно-практической конференции «Стратегическое управление социально-экономическими и политическими процессами в регионе: история, современность, перспективы» (г. Пятигорск, 2004 г.) — научно-практической конференции «Проблемы становления гражданского общества на Юге России» (г. Армавир 2005 г.) — II Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и будущая Россия» (г. Москва, 2005 г.) — VI Международной научной конференции «Россия: тенденции и перспективы развития» (г. Москва, 2005 г.) — на методологическом семинаре кафедры социальной философии и этнологии.

Основные положения и выводы диссертации изложены в 6 публикациях общим объемом 1,9 п.л.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух.

Выводы по второй главе:

1. Основными задачами корпоративной культуры в условиях глобализации мировой экономики, роста международной конкурентной борьбы выступают: во-первых, развитие творческих потенций человека, его профессионализма и эрудиции;

— во-вторых, повышение профессиональной мобильности в различных сферах деятельности современной корпорации;

— в-третьих, гармонизация социальных внутрикорпоративных отношений на основе ценностей «общей судьбы» и «соучастия»;

— в-четвертых, формирование единого корпоративного духа с учетом национальных, социокультурных особенностей сотрудников;

— в-пятых, развитие социального партнерства и ответственности современной корпорации.

2. Специфика формирования корпоративной культуры в рамках российского общества обусловлена:

— во-первых, природно-климатическим фактором, который определил особенности национальной культуры хозяйствования, труда и управления, сформировал в сознании россиянина непродуктивное поле нравственных императивов хозяйственной деятельностиво-вторых, сохранением таких негативных элементов социалистической культуры хозяйствования и управления, как уравнительность, бюрократизм в системе социально-трудовых отношений;

— в-третьих, антисоциальным характером российских реформ 90-х годов XX века, сопровождавшихся болезненным разрушением привычных нравственных устоев, массовым обнищанием, невиданным размахом коррупции, несправедливой приватизацией, сокращением производства, безработицей, которые привели к депрофессионализации большей части населения, падению социальной ценности труда, трудовой морали и этики, приоритету утилитарных и прагматических ориентиров в производственной деятельности;

— в-четвертых, внесистемным пересаживанием на отечественную почву элементов западной корпоративной культуры без учета особенностей национальной культуры, в результате чего в большинстве случаев корпоративная культура формируется как неосознанное явление с преобладанием формы над содержанием.

3. Формирование корпоративной культуры Ставропольского края происходит в рамках общероссийских тенденций становления данного социокультурного феномена. Наиболее развитой и эффективной корпоративной культурой обладают лидеры экономики региона: организации и предприятия, действующие с советской эпохи, и коммерческие организации, созданные в 90-е годы XX века. В соответствии с условиями рыночной экономики и конкуренции региональные корпорации используют потенциал корпоративной культуры в процессе развития кадрового и интеллектуального капитала, в повышении профессионализма каждого сотрудника, социальной ответственности и партнерства. В соответствии с общероссийскими тенденциями основной чертой региональной корпоративной культуры выступает синтез разных качеств: с одной стороны, продолжают действовать стереотипы социально-трудовых отношений советской эпохи, с другой стороны — активно внедряется опыт зарубежных компаний по созданию эффективного производственного коллектива, развитию интеллектуального и инновационного капитала. Особенности содержания и функционирования корпоративной культуры обусловлены полиэтническим характером региона.

Заключение

.

В современном мире культура все активнее завоевывает доминирующее Ш положение в человеческой деятельности, во всех сферах жизни общества, обретая самодостаточное значение. Она является необходимой предпосылкой консенсусных социальных связей, коммуникативно-информационного общения, гармонизации и сотрудничества интересов основных сил общества, организаций и их общественности. Теоретическим основанием деятельности современной корпорации является корпоративная философия «общей судьбы». Она ориентирует на то, что интересы сотрудников и общественности столь же важны, как и интересы акционеров. Сотрудничество, партнерство, система доверия и согласованных действий становятся не менее важными, нежели Ф система хозяйственного управления. В рамках современной корпоративной философии, формирующей характер самореализации в «рабочее» время, происходит совпадение ценностей корпорации и ее участников в пределах трудового процесса: продуктивная деятельность становиться важным источником развития личности, и связана с максимизацией качественного улучшения деятельности организации в целом.

На основе корпоративной философии «общей судьбы» в процессе совместного труда между работниками и работодателями формируется корпоративная культура, которая характеризуются единством ценностей, норм, правил, ритуалов поведения и общения. Они предстают как внутри и • внеорганизационные отношения управляющих и управляемых по вертикали, взаимодействия между сотрудниками по горизонтали и взаимоотношения их с общественностью. Эти отношения базируются на доктрине «человеческих отношений», которая и по сей день с определенными трансформациями служит теоретическим фундаментом современной корпоративной культуры.

Современная корпоративная культура является наиболее эффективным способом разрешения противоречия между субъективностью корпорации и ^ субъективностью ее участников, что позволяет ей как самоорганизующейся системе, преодолевать точки бифуркации с помощью выбора оптимальной стратегии управления деятельностью. Она выступает причиной и следствием, функцией и сущностью социальной субъектности корпорации, основным 9 фактором устойчивости ее деятельности. Корпоративная культура трансформирует принципы жизнедеятельности корпорации, способы производства, в сторону преимущественно социологизированпости: интеграция сотрудников в жизнь корпорации, мобилизация творчества, неэкономические мотивы и стимулы, как обязательные условия эффективных управленческих и трудовых процессов.

Корпоративная культура усиливает значение человеческих ресурсов, качество которых все чаще включается в «нематериальный актив» современных корпораций. Объединенные корпоративным духом человеческие? ресурсы, позволяют существенно улучшить базовую характеристику современного производства — производительность труда. Корпоративная культура выступает как фактор, интегрирующий интересы работника и работодателя посредством закрепления определенных «правил игры», т. е. ожидаемых поведенческих установок для конкретной ситуации, поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы и соблюдением норм.

Необходимо отметить, что современная корпорация существует в социальной сфере, деятельность ее направлена на удовлетворение потребностей заказчиков, а через это и своих собственных. Следовательно, эффективность ^ корпорации зависит от адаптации к изменениям внешней среды и гармоничности внутрикорпоративной атмосферы. Корпоративная культура призвана фиксировать основные задачи корпорации по внешней адаптации и внутренней интеграции. В современных условиях руководство корпораций оказывается перед необходимостью приспосабливать корпоративную культуру к динамичным изменениям условий хозяйствования. Это ставит культурный элемент в ряд важнейших в системе инновационной деятельности корпорации. В отличие от ® локального, разрозненного характера культурных ориентиров в предшествовавшие десятилетия новизна современных подходов — в попытках синтетического использования арсенала идеологических средств и методов воздействия на персонал. Обращает на себя внимание, во-первых, активное привнесение во Ш внутрифирменную практику пропагандистских инструментовво-вторых, усиление взаимодействия корпоративных механизмов поддержания идейно-политических установок, морально-этических ценностей и жизненных ориентиров работников со средствами массовой информации.

Основу корпоративной культуры составляют общечеловеческие ценности как доверие, ценность профессионализма, квалификации и способностей каждого индивида, возможности для его саморазвития в корпорацииценность творчества, автономности, приоритета самовыражения перед социальным статусомценность качества жизни и соучастия в щ деятельности коллектива. Эти ценности имеют долговременное значение и задают смысл деятельности членов корпорации, являются ядром, определяющим корпоративную культуру в целом. Необходимо отметить, что система корпоративных ценностей формируется в соответствии с базовыми ценностями конкретной культуры, присущих большинству сотрудников. Заданные ценности определяют и стили поведения, и стили общения с коллегами и клиентами, уровень мотивированности, активность. Их значение острее всего проявляется в критические моменты, когда особую роль играют морально-нравственные факторы. Ценностные ориентации той или иной национальной, хозяйственной и индивидуальной культуры определяют ® многообразие типологий и характеристик корпоративной культуры.

Корпоративной культуре современного общества свойственно понимание человека как иррационального, мотивированного не всегда осознанными эмоциональными и психологическими побуждениями, не изолированного, а включенного как в социальную, так и в коммуникативную, смысловую, экологическую и т. д. среду, ориентированного не только на выгоду и прибыль в прагматическом аспекте, но и на удовлетворение психологических, ® иррациональных потребностей.

Для того чтобы культура корпорации разделялась и поддерживалась работниками, она должна находить соответствующее практическое подтверждение и поддержку, которые возможно осуществлять по двум 0 направлениям: поведение руководителя и формирование культурных атрибутов (лозунги, ритуалы и т. д.). Для формирования и развития корпоративной культуры используются: во-первых, поведение высшего руководства и линейных менеджеров, дающее пример сотрудникам и демонстрирующее конкретные элементы корпоративной культуры;

— во-вторых, разработка и открытое использование системы оценки и стимулирования (или наказания) поведения, отклоняющегося от норм корпоративной культурыщ — в-третьих, не отсроченная реакция руководства на поведение работников в критических ситуациях, оценка продемонстрированного поведения в терминах корпоративной культуры;

— в-четвертых, моделирование типичных производственных ролей и обучение новых сотрудников традиционному для организации поведению;

— в-пятых, разработка системы критериев распределения и форм фиксации внутрикорпоративных статусов, внутренней дифференциацииразработка критериев внутрикорпоративного продвижениявнедрение корпоративных символов и обрядов.

Процессы глобализации формулируют новые задачи и параметры Ш функционирования корпоративной культуры, как политика поддержки и поощрения творческой активности, новаторства сотрудниковучет национальных, социокультурных особенностей сотрудников в процессе формирования единого корпоративного духаповышение инновационности производства и развитие интеллектуального капитала корпорацииразвитие социальной ответственности компании. Особое значение приобретает задача создания общекультурных условий, в которых сотрудники сами определяют, Ф как их производственный потенциал может совместиться с целями корпорации и обрести новые формы сотрудничества.

Специфика российской корпоративной культуры обусловлена особенностями национальной культуры хозяйствования, труда и управлениягеоклиматическими и этноконфессиональными факторамисохранением элементов социалистической хозяйственной культурыс мобилизационным и антисоциальным характером социально-экономического реформирования страныпрактикой прямого заимствования западного опыта социально-трудовых отношений и формирования корпоративной культуры без учета особенностей национальной культуры. Необходимо учитывать, что Россия все еще является по преимуществу страной индустриально-промышленного производства. Процесс модернизации «социализма в капитализм» актуализировал проблематику организационной культуры, формировавшейся на высшей стадии развития индустриального общества, и адаптации ее к новым российским условиям. В то же время, в условиях глобализации мирохозяйственных взаимосвязей, проникновение элементов постиндустриальной философии бизнеса обращает внимание российских руководителей и к наработкам в области современной корпоративной культуры. В результате, образуется смешанная культурно-организационная среда, отражающая неопределенность социокультурного пространства российского производства и хозяйственной жизни.

Определенную роль в становлении и современном развитии корпоративной культуры Ставрополья играют устойчивые группы национальных меньшинств, пребывающие в инонациональном окружении, вне своей исторической родины. При определяющей и объединяющей роли русского народа сложились особенный этнопсихологический климат, а также целостная аксиологическая система, в которой перемежаются как традиционные русские и российские, так и оригинальные северокавказские трудовые культурные ориентиры.

Основными инструментами укрепления и распространения корпоративных ценностей российских предприятий являются: социализация" персонала в рамках общей кадровой политики фирмы, увязка лидерства, в первую очередь на уровне высшего руководства, с распространением корпоративной культуры, активная работа корпоративной идеологической машины и ее взаимодействие со средствами массовой информации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.С., Бушуев В. В., Голубев B.C. Эргодинамическая модель человека и человеческий капитал // Общественные науки и современность. 2002. — № 6. — С. 98−106.
  2. С.Ю. Неформальные отношения в процессе производства: «взгляд изнутри» // Социологические исследования. 1995. — № 2. — С. 12−19.
  3. В.М. Постмодернизм: в поисках материального фундамента // Общественные науки и современность. 2001. — № 3. — С. 110−120.
  4. М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем /Пер, с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 509 с.
  5. М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. М.: ИНФРА — М, 2002. — 302 с.
  6. М.А. Межкультурный диалог в поле диаспор // Этнические проблемы современности. Вып. 6. Ставрополь, 2000. — С. 13−17.
  7. М.А. Современные тенденции межэтнических отношений в Ставропольском крае // Этнические проблемысовременности. Вып. 10. Ставрополь, 2004. — С. 29−47.
  8. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  9. А.С. Культура и пространственная динамика России / Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства /Под общ. ред. Т. Н. Заславской. М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 286−292.
  10. А.С., Давыдов А. П., Журовский М. А., Яковенко И. Г., Яркова Е. Н. Социокультурные основания и смысл большевизма. -Новосибирск: 2002. 607 с.
  11. И.И. Устойчивое человеческое развитие: размышления о понятии // Философия науки. 2001. -№ 3 (11). — С. 76−83.
  12. К.А., Бендуков М. Н., Исаева М. К., Хрусталев ЕЛО. Корпоративная культура в современной экономике России // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 2. — С. 59−64.
  13. В. А., Макаров JT.B. Корпоративная культура организаций в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 2. -С. 110−121.
  14. Бармин-Постников А. Царство отката // Эксперт. 2000. -№ 22. — С. 46.
  15. М.Н. История делового мира России. М.: АО «Аспект — Пресс» 1994. — 224 с.
  16. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999.-786 с.
  17. А. Главная ценность человек // Ставропольская правда. — 2004. — № 42−43. — С. 4.
  18. Н.А. Судьба России. М.: МГУ, 1990. — 240 с.
  19. А., Романовская К. Управление организацией, децентралистические концепции // Российский экономический журнал. -1999.-№ 3.-С. 70−79.
  20. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. — М.: Политиздат, 1991. — 412 с.
  21. А.О., Василевская О. В. Искусство управления персоналом. М.: ГЕЛАН, 2001. — 325 с.
  22. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир. 2002. — С. 265
  23. П. Рабочая сила реформ // Эксперт. 2000. — № 30. — С.15
  24. Н. Можно стать начальником, а лучше профессионалом // Ставропольская правда. 2004. — № 225. — С. 2
  25. Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность. 2001. — № 1. — С. 5−26.
  26. Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке. Фактор денег // Общественные науки и современность. 2001. — № 4. — С. 5−29.
  27. М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: «Прогресс», 1990. — 808 с.
  28. М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 702 с.
  29. В.И. Мысли о ноосфере. М.: Наука, 1989. — 537с.
  30. В.И. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994.-672 с.
  31. . В.И. Философские мысли натуралиста— М.:1. Наука, 1988.-520 с.
  32. Э. Прогресс труда на современном этапе НТР (соотношение детерминизма технологического, организационного и социокультурного) (статья вторая) // Мировая экономика и международные отношения. 1992. — № 10. — С. 32−43.
  33. Ю.Н. Культура реформаторства и реформирование культуры. М.: Юрайт, 1998. — 224 с.
  34. Я.Е. Население России за 400 лет (XVI-начало XX в.). -М.: Просвещение, 1973. 159 с.
  35. А. ЗИП «Энергомера» завод европейского уровня // Ставропольская правда. — 2004. — № 6. — С. 1−2.
  36. А. Паровоз по имени «Монокристалл» // Ставропольская правда. 2004. — № 28. — С. 2.
  37. А. Сапфир в короне «Энергомеры» // Ставропольская правда. 2004. — № 27. — С. 1.
  38. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993.-907 с.
  39. В. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия // Мировая экономика и международные отношения. 1993. — № 6. — С. 30−39.
  40. В. Есть ли что-то важнее денег? // Труд-7. 2005. -№ 132.-С.6
  41. О.И. Студент в условиях процесса формирования корпоративной культуры // Актуальные проблемы социогуманитарпого знания: Сборник научных трудов. Вып. XI, М.: Изд-во «Век книги-3», 2004. — С. 72−78.
  42. А.А., Клопов Э. В. Современные общественно-политические преобразования в масштабе социального времени // Социологические исследования. 1998. — № 1. — С. 9−10
  43. А.В. Хозяйствование на земле основа крестьянского мировосприятия'// Менталитет и аграрное развитие России (XIX — XX вв.). — М.: 1996. -С. 60−93.
  44. М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М.: Дело, 1993. — 207 с.
  45. М.В. Управление трудом (теория и практика капиталистического хозяйствования) М.: Наука. 1990. — 176 с.
  46. Дж. К. мл., (УДейл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  47. Дж.К. Новое индустриальное общество. М.:1. Прогресс, 1969.-480 с.
  48. О. Газовики за интеллект нации // Аргументы и Факты — Северный Кавказ. — 2004. — № 46. — С. 9
  49. Деменюк О. Слава России приходит к достойным // Аргументы и Факты Северный Кавказ. — 2005. — № 24. — С. 7.
  50. Ю. М. Бизнес PR. -М.: Бератор-Пресс, 2003. - 336 с.
  51. B.C. Феномен современного управления с позиций науки и философии//Философия науки. -2001.-№ 3 (11).-С. 106−118.
  52. В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. — № 4. — С. 139−145.
  53. А. И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования /А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, Е. Д. Цыренкова. СПб.: Наука, 1999. — 217 с.
  54. С. Мы обратим энергию природных ресурсов на благо жителей Ставрополья // Ставропольская правда. 2004. — № 50. — С. 3
  55. П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. JT. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — С. 67−101.
  56. О.Г. Ценность. Т. 5. — М.: Наука, 1970. — 621 с.
  57. Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. — № 2. — С. 17−20.62. Евангелие от Матфея.
  58. А.Д. Современная информационная революция // Социологические исследования. 2001. — № 10. — С. 29−38.
  59. Есть ли логика в отечественной истории? // Знание-сила. -1990. № 11. — С19−27.
  60. Е.В. Российская трудовая этика в социальнопсихологическом контексте экономической реформы // Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету. М.: Наука, 2000. — С. 193−210.
  61. X. Антропология техники. // Философия техники в ФРГ. М.: «Международные отношения», 1989. — С. 424−439.
  62. Зарплата: вечный камень преткновений или реальный экономический стимул // Человек и труд. 1999. — № 4. — С.54−66.
  63. Н.Н. Модернизация и хозяйственная культура (концепция М. Вебера и современные теории развития) // Социологические исследования. 1997. — № 4. — С. 46−54.
  64. Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: ИЧП «Издательство Магистр». 1998. — 360 с.
  65. Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2002. — 568 с.
  66. Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. -2005.-№ 3.-С. 5−16.
  67. .В. Дисбаланс в системе взаимодействия пластов культуры как фактор культурной динамики // Общественные науки и современность. — 2003. № 2. — С. 136−150.
  68. А.Ю. Неокорпоративизм в России (Государство и бизнес при Владимире Путине) // Про и контра. 2001. — № 4. — Том 6. — С. 171−198.
  69. О.В. Конструирование корпоративной культуры как способ повышения этики поведения в организации // Социально -экономическая реальность и политическая власть. Сборник статей. Вып. 1.- Москва Ставрополь: Изд-во «Век книги 3», 2005. — С. 129−135
  70. В.Н., Назарова М. М. Массовая коммуникация в условиях глобализации // Социологические исследования. 2003. — № 10. -С. 20−29.
  71. Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. -СПб.: «П. Востоковедение», 2003. 96 с.
  72. С.В. Корпоративная культура: традиции и современность http://www.rpd.ru/
  73. С.Ю. Взаимодействие этнического и общечеловеческого в современной культуре // Вестник СГУ. Социо-гуманитарные науки. 2000. — № 23. — С. 19−24.
  74. В.В. Философия истории. М.: «Издательство Московского университета», 2003. — 380 с.
  75. И.М., Бабочкин П. И. Идеалы, цели и принципы воспитания жизнеспособных поколений молодежи // Проблемы развития личности в современном российском обществе. Сборник научных трудов. -М.: 1996.-С. 12−25.
  76. Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — С. 245−261.
  77. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. — 1997. № 4. — С. 6−32.
  78. B.JI. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе // Социологические исследования. 2000. -№ 6. — С. 67−77.
  79. Иноземцев B. J1. Перспективы постиндустриальной теории вменяющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — С. 3−67.
  80. Иноземцев B. J1. Постиндустриальное хозяйство и «постиндустриальное» общество //Общественные науки и современность. -2001. № 3. -С. 140−151.
  81. B.JI. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. 1997. — № 10. — С. 29−44.
  82. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. JL: Изд. Ленинградского университета, 1991.-384 с.
  83. М.С. Философская теория ценности. СПб: Петрополис, 1997. — 205 с.
  84. И. Сочинения в 6-ти томах. Т.5. М.: Наука, 1966. -539 с.
  85. Э.А., Зинченко Г. П., Капитонов А. Э. Корпоративная культура: теория и практика. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2005.-352 с. 91. • Капитонов Э. А., Капитонов А. Э. Корпоративная культура. -Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2001. 384 с.
  86. Л.В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Организационное поведение. М.: Инфра-М, 2000. — 220 с.
  87. М. Информационная эпоха. Экономика, общества, культура. М.: ГУВШЭ, 2000. — 607 с.
  88. В.И. Глобалистика и конфликтология // Вестник СГУ. Социо-гуманитарные науки. 2000. — № 23. — С. 10−18.
  89. В.И. Глобалистика и философия планетарного самосознания. Ставрополь: 1998. — 126 с.
  90. В.И. Очерки философии планетарного самосознания Ставрополь: 1996. — 254 с.
  91. В.И. Синтез философии и науки в воспитательно-образовательном процессе // Вестник СГУ. Социо-гуманитарные науки. -2001.-№ 27.-С. 24−30.
  92. Р. Глобализация, постфордизм и современный контекст развития // Глобализация: Контуры XXI века: Реф. сб. / РАН ИНИОН. Центр научно-информ. исслед. глобальных и региональных пробл. Отд. Восточной Европы--4.2.-М.: 2002.-С. 132−142.
  93. К. О войне. М.: Эксмо, 2003. 865 с.
  94. Г. Современная экономика России как «Экономика физических лиц» // Вопросы экономики. 1996. — № 4. — С. 85−93.
  95. Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя // Вопросы экономики. 2000. — № 5. — С. 6274.
  96. В.О. Сочинения. В 8 т. Т. 1. М.: 1956. — 740 с.
  97. Т.Б. «Тяжкое благо». Христианская этика труда. Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа. М.: ИЭА РАН, 1994. — 278 с.
  98. В., Козлова А. Корпоративная культура: «костюм» успешного бизнеса // Управление персоналом. 2000. — № 1(53). — С. 35−38.
  99. В.В. Корпоративная культура и социокультурный подход в управлении // Бизнес-образование. 1999. — № 1(6). — С. 32−35.
  100. К.К. Информационная цивилизация. М.: ИПИ РАН, 2002.- 112 с.
  101. Коллективный договор ГУП СК ДЭСУ 2 им. В. И. Демидова на 2005−2007 гг. — 172 с.
  102. И. Интеллектуальный капитал // Персонал. 2000. -№ 5.-С. 55−57.
  103. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: 1987.- 197 с.
  104. А.Н. Социокультурная динамика современной России: факторы, тенденции, перспективы. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.- 159 с.
  105. Е.Д., Колобова А. А. Психологические особенности деятельности менеджера по мотивированию персонала с учетом организационной культуры // Социально-психологические исследования: Сборник научных трудов. Вып.II. -Тверь: 2002. С. 86−95.
  106. Корпорация // Словарь иностранных слов. М.: Рус, 1987. -С. 255.
  107. Н.А. Международно-политическая организация глобализирующегося мира: модели на среднесрочную перспективу // Общественные науки и современность. 2001. — № 6. — С. 140−165.
  108. Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. — № 3. — С. 122−139.
  109. А.И. Концепция капитализма М. Вебера и трудовая мотивация // Социологические исследования. 1997. — № 4. — С. 15−28.
  110. Кричевский P. J1. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993. — 352 с.
  111. X. Чего люди ожидают от техники? // Философия техники в ФРГ. -М.: «Международные отношения», 1989. С. 440−475.
  112. В.В. Феномен ценностей в культуре. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1990. — 123 с.
  113. Е. Наука побеждать от Hilti // Компания. 1998. -№ 30. — С. 48−49.
  114. И.Г. Корпоративная этика. М.: Алмафея, 2003. -480 с.
  115. Я., Гурков И., Лушников О., Авраамова Е. Руководители предприятий о перспективах управленческого образования // Экономика и организация. 1999. — № 12. — С. 50−66.
  116. Культура // Новейший философский словарь: 3-е изд., испр. -Мн.: Книжный дом, 2003. С. 527−529.
  117. Кунде Йесперс Корпоративная религия. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2002. — 270 с.
  118. Е.А. Сравнительный анализ корпоративной, инновационной культуры и культуры производства // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 5. — С. 25−32.
  119. И.Я. Постиндустриализм: проблема адекватности концепта // Общественные науки и современность. 2001. — № 3. — С. 153 161.
  120. К. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность // Вопросы экономики. 2000. — № 1. — С. 120−136.
  121. В. Почему мы бедны? // Эксперт. 2000. — № 1−2. -С. 34−41.
  122. Д. Надежное русло для автомобильных рек // ЭКСПЕРТ Ставрополья. 2003. — № 1. — С. 28−29
  123. М.И. Патриотизм персонала по отношению к своей организации решающее конкурентное преимущество. — http://www.hrm.ru
  124. В.Г. Культура предпринимательства. М.: Инфра-М, 2002.-218 с.
  125. Т. Крутимся помаленьку // Эксперт. 2000. — № 30. -С. 16−20.
  126. Малый энциклопедический словарь. Репринтное издание Ф. А. Брокгауз И.А. Эфрон.-М.: «Терра», 1994. -С. 194
  127. Л.А. Постмодернизм в науке, религии и философии // Философия науки. -2001. -№ 3 (11). С. 52−76.
  128. К. Экономико-философские рукописи 1844 г. // Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956. — 689 с.
  129. Д. Капитализм конца XX столетия: новоепонимание глобализации // Глобализация: Контуры XXI века: Реф. сб. / РАН ИНИОН. Центр научно-информ. исслед. глобальных и региональных пробл. Отд. Восточной Европы- 4.2. — М.: 2002. — С. 142−152.
  130. А. Мотивация и личность. СПб.: Евроазия, 1999. -479 с.
  131. May В. Либерализм всерьез и надолго // Эксперт. 2000. -№ 11.-С. 12−14.
  132. Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. Ставрополь, 1995. — 79 с.
  133. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 2000.-704 с.
  134. Л.В. Природно-климатический фактор и ментальность русского крестьянства // Общественные науки и современность. 1995. — № 1. — С. 76−88.
  135. Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. 1992. — № 4−5. -С. 37−57.
  136. . Управление знаниями вызов XXI века // Вопросы экономики. — 1999. — № 9. — С. 106−111.
  137. Михельсон-Ткач В.Л., Скляр Е. Н. Процесс согласования ценностей: проблемы и оценка // Менеджмент в России и за рубежом. -2002.-№ 1.-С. 71−73.
  138. Г. Социальные аспекты рынка труда // Общество и экономика. 1999. — № 9. — С. 100−106.
  139. Модернизация в России и конфликт ценностей. М.: ИФРАН, 1994.-248 с.
  140. Н.Н. Быть или не быть. человечеству? М.: 1999.-288 с.
  141. Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность // Политологические исследования. 1993. — № 3. — С. 6−14.
  142. Н.Н. Революция или стагнация? // Свободная мысль. 1998. — № 9−12. — С. 5−20.
  143. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.-351 с.
  144. Моисеев Н. Н. Пути к созиданию. М.: Республика, 1992. -255 с.
  145. JI.A., Фрид М. И. Постмодерн коммерции (трансформация коммерции в современном обществе). СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001. — 208 с.
  146. А.В. Этика глобализирующегося общества. М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. — 381 с.
  147. А.И., Паффер Ш., Джонс Э. Этическое отношение к работе: новые парадигмы (сравнительный анализ отношения к работе в России и США) // Менеджмент. 1995. — № 1. — С. 37−49.
  148. О. Взятки гадки // Труд 7. -2005. — № 235. — С. 6.
  149. А. Экономический рост и кадровый потенциал России // Вопросы экономики. 2000. — № 7. — С. 102−110.
  150. Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение /Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского СПб.: Издательство «Питер», 2000.-448 с.
  151. Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. М.: Республика, 1992. -414 с.
  152. А. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие. Тема 12 // Вопросы экономики. 1999. — № 12. — С. 125−149.
  153. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: МГИК, 1994. — 214 с.
  154. B.JI. Формирование трудовых ориентаций молодежи. Киев: 1985. — 189 с.
  155. А. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм, 2004. — 604 с.
  156. С.П. Корпорации, общество, государство: Эволюция отношений /С.П. Перегудов. М.: Наука, 2003. — 352 с.
  157. Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос, 2002. — 224 с.
  158. М. Человек и культура в НТР // Вопросы философии. 1999.-№ 5.-С. 78−83.
  159. Е. Свой почерк «Кавказтрансгаза» // Ставропольская правда. 2004. — № 188. — С. 2
  160. Д.В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект. Свердловск, 1986. — 174 с.
  161. Е. Управляйте ценностями и будьте эмоциональными! // Управление компанией. 2004. — № 3. — С. 66−68.
  162. А.А. Культура производства: сущность и факторы развития. Новосибирск: Наука, 1990. — 245 с.
  163. Положение о творческом конкурсе журналистов. «Кавказтрансгаз» поощряет творчество журналистов. // Ставропольская правда. 2004. — № 45.- С. 3
  164. Положение об адаптации персонала в ООО «Научно-технический центр». — 16 с.
  165. Э.В., Фоминых И. Б., Харин Н. П., Виньков М. М. Управление знаниями // Вестник РФФИ. 2004. — № 4(38). — С. 5−27.
  166. А.И. Деловая культура: сравнительный анализ // Социологические исследования. 1995. — № 9. — С. 74−80.
  167. А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.-864 с.
  168. И.Р. Природа, наука и новая реальность // В поисках нового мировидения: И. Пригожин, Е. и Н. Рерихи. (Серия «Философия и жизнь» № 7). — М.: Знание, 1991. — С. 20−47.
  169. В.А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии. Очерки. М.- Фонд им. И. Д. Сытина, 2-е изд., 2002. — 320 с.
  170. А. «Невинномысский Азот» в хорошей компании // Аргументы и факты Северный Кавказ. — 2005. — № 33. — С. 2
  171. А.П. Русская модель управления. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002. — 376 с.
  172. В. Сетевой мир // Эксперт. 2000. — № 12. — С.34−37.
  173. А., Сидоров И. Российская корпоративная экономика: сто лет одиночества // Вопросы экономики. 2000. — № 5. — С. 45−62.
  174. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. — 287 с.
  175. Региональный рынок труда в условиях социально-экономической трансформации российской экономики (на материалах Южного Федерального округа) / Под. ред. П. В. Акинина, С. В. Степановой. Ставрополь: Сервисшкола, 2002. — 368 с.
  176. Ю.М., Кравченко К. А. Сущность корпоративной культуры в современной организации // Управление персоналом. 1998. -№ 8. — С. 63−69
  177. Д.В. Корпоративный университет как ключевой моментконсультирования корпоративности Корпоративная культура. Материалы встречи ODN 30 октября 2001 года. Москва http:// odn.ru/
  178. Ро О. С. Передовые технологии коммуникации и организация // Социологические исследования. 2001. — № 3. — С. 64−73
  179. Э., Агарвала Роджерс Р. Коммуникации в организациях. — М.: Наука, 1980. — 254 с.
  180. В.М. Экономика с культурологической точки зрения // Общественные науки и современность. 2002. — № 6. — С. 107−114
  181. Русские. Этнографические очерки. М.: Изд-во МГУ, 1999. -423 с.
  182. О. Корпоративная культура инструмент конкурентной борьбы // Управление компанией. — 2004. — № 3. — С. 64−65.
  183. М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социологические исследования. -1998. № 6. — С. 3−12.
  184. .А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. — № 5. — С. 90−98.
  185. Р. Культура предпринимательства. М.: Эком, 1992.- 195 с.
  186. А.В. К вопросу о причинах происхождения философии нейрокомпыотеризации сознания // Философия науки. 2002. — № 1(12). — С.51−61.
  187. Т. Стоимость, создаваемая знаниями, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. J1. Иноземцева. М.: Academia, 1999. -С.337−372.
  188. Сартр Ж.-П. Избранные произведения. М.: Наука, 1992. -503 с.
  189. С. Миссия профессионала (Работник в роли философа. Рассуждения консультанта по созданию индивидуальной профессиональной миссии) // Управление персоналом. 1999. — № 12(42). -С. 53−56.
  190. И.С. Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество, культура // Политические исследования. 2003. — № 1.-С. 5−19.
  191. А.В. Ценностный аспект судьбы человека в условиях глобализации // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского конгресса (Москва, 24−28 мая 2005 г.). в 5 т. Т. 3. -М.: Современные тетради, 2005. С. 313.
  192. Т.Б. Корпоративная культура как фактор социокультурной динамики // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов. Вып. XI. М.: «Век книги -3» 2004. — С. 283−289.
  193. Р.Х. От национально-государственных объединений к региональным (проблемы мезоуровня в организации общественных систем) // Вопросы философии. 2005. — № 3. — С. 20−28.
  194. JI.B. Информационная культура и цельное знание. Избранные труды / РАН ИНИОН- Ред. кол.: Глинская И. Л. (отв.ред.) и др.- М.: 2001. 288 с.
  195. Л.В. Культура самосознания: человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
  196. Т. Там, где состязаются мечты // Ставропольская правда. 2005. — № 149. — С. 4
  197. А., Клементовичус Я., Бартоли М. Экономические трансформации и управление человеческими ресурсами. -Гренобль: 1999.-270 с.
  198. Д. «Невинномысский Азот»: сильное предприятие- сильная держава // Ставропольская правда. 2004. — № 55. — С. 3
  199. С. Из света в тень // Эксперт. 2000. — № 30. — С. 8
  200. Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М.: Прогресс, 1984. — 164 с.
  201. Соглашение между правительством Ставропольского края, федерацией профсоюзов Ставропольского края и конгрессом деловых кругов Ставропольского края на 2004−2006 годы // Ставропольская правда. -2004.-№ 51.-С. 6
  202. Т.О. Организационная культура компании. -М.: Изд-во ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. 456 с.
  203. Р. Женский взгляд от «ЛУКОЙЛ Югнефтепродукта» // Ставропольская правда. 2004. — № 192. — С. 3
  204. Л.В., Сохань И. П. Феномен трансформации капитализма и человек // Социологические исследования. 2000. — № 8. -С. 115−118.
  205. Социальное время и социальная политика в XXI веке: Специализированная информация / РАН ИНИОН, Центр социальных научно-информационных исследований, отдел социологии и социальной психологии- М.: ИНИОН, 2002. — 72 с.
  206. В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001. -352 с.
  207. Р. Глобализация и государство благосостояния // Глобализация: Контуры XXI века: Реф. сб. / РАН ИНИОН. Центр научно-информ. исслед. глобальных и региональных пробл. Отд. Восточной Европы- 4.2. — М.: 2002. — С. 83−94.
  208. И.М. Успех и удача: отношение к труду в американском и российском обществе // Вопросы философии. 2003. -№ 10.-С. 44−56.
  209. М.Х. Корпорации в формирующейся системепредпринимательства и их роль в регионе Кавказских минеральных вод // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1997. — № 2. — С. 25−29.
  210. Н.С. Культура в современном социогуманитарном знании // Социологические исследования. 1998. — № 8. — С. 109−112.
  211. В. Ситуация на рынке труда в регионах // Эксперт.2000.-№ 30.-С. 23.
  212. Т. Всеобщая бизнес-культура. http://www.azp.ru/culture-32.php.
  213. А. Адаптивная корпорация // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. J1. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — С. 448−465.
  214. А. Третья волна. М.: ACT. — 1999. — 781 с.
  215. А. Эра смещения власти // Философия истории. Антология. М.: «Аспект-Пресс», 1994. — С. 332−351
  216. .К. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2001.-398 с.
  217. Туроу J1. Есть ли будущее у капитализма? // Глобализация: Контуры XXI века: Реф. сб. / РАН ИНИОН. Центр научно-информ. исслед. глобальных и региональных пробл. Отд. Восточной Европы- 4.2. -М.: 2002. -С. 152−158.
  218. У. Организационный человек // Личность. Культура. Общество. 2003. — Вып. 1−2(15−16).- С. 230−254.
  219. Управление это наука и искусство: Файоль А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. — М.: Республика, 1992.-351 с.
  220. А.Д., Романович А. Л. Концепция устойчивого развития и проблема безопасности // Философия науки. 2001. — № 3 (11).-С. 83−106.
  221. JI.H. Паблик рилейшнз и общественное мнение. -СПб.: Питер, 2003. 352 с.
  222. Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1991.-206 с.
  223. В.И. Происхождение и эволюция живых систем / Международная академия организационных наук. Ин-т организационных систем. М.: Компания Спутник +, 2004. — 111 с.
  224. Р., Петри Э. Деловая этика и философский прагматизм // Вопросы философии. 1996. — № 3. — С.70−78.
  225. Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — С. 123−163.
  226. В.Н. Глобализация жизненного мира в свете социальной теории (К постановке проблемы) // Общественные науки и современность. 2000. — № 6. — С. 128−139.
  227. Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики. 2001. -№ 8.-С. 32−46.
  228. В. Реферат статьи Питера Друкера «Труд и управление в современном мире» // Российский экономический журнал. -1993.-№ 5.-С. 72−83.
  229. Р.Д. Проблема рациональности организационных структур // Социологические исследования. 1995. — № 7. — С. 122−131.
  230. Н.З. Внешние и внутренние факторы развития культуры // Культура и общественное развитие. Тбилиси: 1979. — С. 1527.
  231. Ю. Нужна ли России своя философия экономики? Академик Д.С. Львов об аксиоматическом обосновании нравственной доктрины экономического развития страны // «Обозреватель- Observer». -2005. № 5 (184). — С.5−16.
  232. Н.Г. Международные концерны: социальная политика, пропаганда. М.: Политиздат, 1985. — 190 с.
  233. У.А. Корпоративная культура и Паблик рилейшнз (PR) в промышленных организациях // Социологические исследования. -2000. -№ 8.-С. 74−78.
  234. Чучин-Русов А. Е. Конвергенция культур. М.: Изд-во Магистр, 1997.-40 с.
  235. А. Куда ведет дорога? // Философия истории. Антология. М.: «Аспект-Пресс», 1994. — С. 325−332.
  236. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
  237. М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — 413с.
  238. А.Г. Кадровая политика на промышленных предприятиях Урала // Экономика и организация. 1999. — № 9. — С. 3−14.
  239. О.И. Русская культура труда и управления // Общественные науки и современность. 2003. — № 1. — С.30−53.
  240. О. Закат Европы. -М.: Мысль, 1993. Т. 1. — 663 с.
  241. .М. Внутрифирменные отношения вцентрализованной компании «Форд мотор» и ее упадок в 20−30-е годы // Проблемы экономической истории: человек и общество в мировой экономике. М.: ИВИ РАН, 2002. — С. 167−175.
  242. .П. Российская цивилизация и технологический прогресс // Философия и общество. 2002. — № 2. — С. 138−162.
  243. В. Корпоративная культура: дань моде или неотъемлемый элемент современного бизнеса? // Человек и труд. 2002. -№ 9.-С. 81−83.
  244. А.Н. Из деревни. Письмо седьмое // Письма из деревни. 12 писем 1872/1887. -М.: Гос. издат, 1956.-491 с.
  245. С., Левицкий П. Шведская модель // Искусство управления. 2005.- № 1 (33). -С.51−67.
  246. Bezold С., Carlson R., Peck J. The Future of Work and Health. Dover-L., 1986.-190 p.
  247. Drucker P.F. Landmarks of Tomorrow. New Brunswick (US) -L. (UK), 1996.-204 p.
  248. Jaques E. The Changing Culture of Factory. New York: Dryden Press, 1952.-345 p.
  249. Krackhardt David, Hanson Jeffrey R., «Informal Networks: The Company Behind the Chart» // Harvard Business Review, July-August 1993. -P. 100−115.
  250. Kroeber A., Kluckholn C. Culture: a critical review of concepts and definitions // Cambridge, MA: Peabody Museum, 1952. Vol. 47, № 1. P. 94−100.
Заполнить форму текущей работой