Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические условия успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных служб по адаптации престарелых

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения исследования по теме диссертации, выводы и практические рекомендации докладывались и обсуждались на республиканском совещании руководителей специальных учреждений социального обслуживания (Москва, октябрь 1993 г.), межрегиональном научно-практическом семинаре руководителей и специалистов специальных учреждений социального обслуживания (Рязань, март 1994 г.), международном… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретико-методологические предпосылки исследования профессиональной деятельности работников социально-психологических и социально-педагогических систем
    • 1. Состояние проблемы исследования
    • 2. Психологическая готовность работников специальных соци- 26−44 альных служб к профессиональной деятельности как фактор ее успешности

    § 3. Процесс адаптации престарелых к условиям проживания в 45−68 специальных домах-интернатах как проблемное психолого-ак-меологическое поле достижения успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных служб

    Глава II. Пути достижения успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных служб по адаптации престарелых

    § 1. Экспериментальное исследование особенностей адаптации пре- 69 — 97 сгарелых в контексте реализации работниками специальных социальных служб в профессиональной деятельности психодиагностической функции

    § 2. Овладение работниками специальных социальных служб психо- 98 терапевтическим направлением профессиональной деятельности

    § 3. Снятие психологических барьеров в процессе профессиональ- 105−115 ного становления работников специальных социальных служб

    Заключение 116

Психологические условия успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных служб по адаптации престарелых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Избранная для исследования проблема имеет, по крайней мере, два аспекта, рассмотрение которых в научном плане представляется весьма важным. Один из них предопределяется высокой социальной значимостью вопросов повышения профессионализма работников, чья деятельность связана с социально-психологическими и социально-педагогическими системами, особенно той категории, которая обеспечивает поддержку людей преклонного возраста, вынужденных прибегать к помощи специальных социальных служб.

В последние годы в мире отчетливо наблюдается картина общего постарения населения, что предопределяет суть демографической революции. Так, в конце 80-х годов в стране насчитывалось 40 миллионов человек пенсионного возраста, а к 2000 году ожидается, что эта цифра возрастет до 57 миллионов. К этому же году 11% населения Земли составят люди в возрасте старше 60 лет. По данным ООН, число лиц в возрасте 60 лет и старше достигнет в ближайшие полвека свыше миллиарда. Таким образом, налицо прогрессирующий процесс старения. Значит, социальные изменения и судьба человеческой популяции могут оказаться в зависимости от того, насколько эффективно будут удовлетворены потребности пожилых людей.

Переходный период в России характеризуется не только сложной экономической и политической ситуацией, но и своеобразным «шоком», крушением надежд и чаяний людей пожилого возраста. В период исторической нестабильности, который переживает в настоящее время наша страна, происходит ломка устоявшихся точек зрения, переосмысление прошлого и т. д. Данный факт достаточно тяжело воспринимается не только людьми пожилого возраста, но и более молодых возрастных групп. Однако, именно пожилые люди испытывают наибольшую степень фрустрации, которая связана с переживаниями типа — «жизнь прожита зря и то, что делало их поколение на протяжении многих лет оказалось неправильным и никому ненужным». Пожилые люди переживают «драму невос-требованности» 1, суть которой — в нереализуемом потенциале, ощущении или опасении собственной ненужности. Очень часто такая драма заканчивается попыткой рассчитаться с жизнью. Именно в этот возрастной период наблюдается очередной пик суицидов2.

Существует зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических и многих других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня, когда все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Наряду с общим количеством правонарушений, асоциальных поступков, возрастает число престарелых, их совершивших. Так, в 1994 году, по данным МВД России, число освобождаемых составило 203,1 тыс. человек, а в 1995 году это число увеличилось на 400 тыс. человек., инвалиды и престарелые граждане среди них составили около 80,0 тыс. человек (20−21%). Не случайно в сферу деятельности государственных служб социальной защиты населения в последнее время все настойчивее входит необходимость решения сложных проблем социальной помощи указанной категории престарелых.

Второй аспект значимости изучаемой проблемы связан с необходимостью поиска таких средств деятельности работников специальных социальных служб, которые были бы напрямую связаны с реализацией главной цели — актуализацией имеющегося у подобной группы пожилых людей личностного потенциала, продвижением их в социально благоприятном развитии, и таким образом способствовали бы достижению социально-значимого результата профессиональной деятельности самих специалистов.

1 Вульфов Б. З. Пожилые люди: драма невостребованности. — Материалы семинара «Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты», Ульяновск, 1995. С.40−42.

2 Синягин Ю. В., Митина М. В. Посмертная судебно-психологическая экспертиза. М., МГУ, 1994.

В России одной из традиционных форм защиты и поддержки пожилых людей являются стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты). С 1989 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации развивается сеть специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов девиантного поведения, которая в настоящее время представлена 52 учреждениями, где проживает более 9 тыс. человек. Главной целью указанных учреждений, осуществляющих социально-бытовое и медицинское обслуживание престарелых и инвалидов, является содействие их ресоциализации и адаптации к новым условиям, к жизни на свободе.

Исследования как за рубежом, так и в нашей стране показывают, что даже при решении проблем экономического порядка, создании адекватной материальной базы домов-интернатов не происходит ощутимого улучшения субъективного отношения пожилых людей к этим учреждениям.

Поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального статуса — эти жизненные обстоятельства заставляют пожилого человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в нем самом. Процесс перестройки личности происходит очень болезненно и сложно.

Имеющийся в органах социальной защиты населения опыт работы по обслуживанию вышеназванной категории нетрудоспособных граждан в специальных домах-интернатах показывает, что подавляющее большинство лиц, поступающих в эти учреждения открытого типа, грубо нарушают правила проживания, совершают хищения и продажу материальных ценностей домов-интернатов и личных вещей проживающих. Нередки случаи пьянства, избиения сотрудников и проживающих в этих учреждениях лиц, нанесения им тяжких телесных повреждений, в том числе со смертельным исходом. По данным Минтруда России за 1994;1995 гг. лицами, проживающими в специальных домах-интернатах, совершено более 500 серьезных правонарушений и преступлений, в том числе 17 убийств и 58 случаев нанесения тяжких телесных повреждений- 91 чел. привлечен к уголовной, 79 — к административной ответственности. Не произошло изменения показателей уровня криминогенности в названных учреждениях и в последующие годы (См. приложение № 1). В этой связи остаются актуальными проблемы, связанные с организацией психологической помощи лицам «третьего возраста», направленной на адаптацию их к условиям проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Анализ деятельности указанных учреждений выявил целый ряд психологических проблем, связанных с особенностями отношения работников специальных домов-интернатов к профессиональной деятельности: значительная часть персонала имеет негативную установку по отношению к престарелым девиантного поведения, либо просто боятся ихбольшинство не владеет навыками общения с пожилыми, не понимает их и не считает необходимым стремиться к этому пониманию. Работа в подобных учреждениях с престарелыми девиантного поведения приводит к нервному истощению, а порой вызывает агрессивные чувства. Перечень вышеназванных симптомов психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с престарелыми девиантного поведения, укладывается в синдром «эмоционального сгорания» .

Безусловно, что перечисленные психологические проблемы обосновывают необходимость введения в штат подобных социальных учреждений психотерапевтов (клинических психологов) и определения форм и методов психической коррекции. Однако самым важным остается проблема психологического обеспечения успешности профессиональной деятельности работников специальных домов-интернатов, непосредственно контактирующих с престарелыми и призванных оказывать им поддержку.

Таким образом, необходимость исследования данной проблемы определяется ее экономическим (актуализирует профессиональный потенциал), социальным (формирует профессионализм как нравственную ценность и ценностные отношения во всех сферах человеческой деятельности) и научным (служит средством познания интеллектуальных и профессиональных возможностей людей) значением.

В отечественной научной литературе достаточно широко представлены исследования по проблемам профессионализма. Особенно обстоятельно философско-психологический аспект деятельности изучен А. Н. Леонтьевым. Морфологический анализ деятельности представлен в исследованиях М. С. Кагана. Структурные элементы деятельности и типы деятельности по характеру взаимодействия субъекта раскрыты в работах М. С. Кветной. Вопросы теории человеческой деятельности в психологической науке рассматриваются также в трудах отечественных российских ученых К.А.Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. А. Деркача, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой.

Анализ работ по проблемам профессионализма показывает, что понятие успешности не равнозначно эффективности, результативности, продуктивности, хотя и связано с ними. Оно включает в качестве важнейшей психологической составляющей достижение личностью профессионала психо-эмоционального состояния, характеризующегося удовлетворенностью деятельностью, усилением мотивации достижения, согласованностью позиций «Я как личность» и «Я как профессионал», актуализацией потребности в саморазвитии, самосовершенствовании. Успешность рассматривается и как процесс, и как результат личностно-про-фессионального самосовершенствования. При этом достижение успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных учреждений предполагает в качестве важнейшей составляющей направленность деятельности на создание благоприятных условий для адаптации престарелых к условиям проживания в этих учреждениях, предопределяющей, в свою очередь, успешность развития этой категории людей в целом.

Состояние исследования обозначенных выше аспектов темы позволило выявить некоторые проблемные плоскости, недостаточно очерченные наукой, но требующие для решения поставленной проблемы более глубокого представления. В частности, одной из таких плоскостей является психолого-акмеологическое знание особенностей адаптации людей пожилого возраста девиантного поведения, проживающих в специальных домах-интернатах.

В отечественной научной литературе период пожилого возраста рассматривается как один из феноменов жизненного пути личности, который характеризуется богатством накопленного в прошлом опыта и имеет ряд новых, не встречаемых на ранних периодах развития, свойств и признаков. Вместе с тем, пока еще мало известно о психологических механизмах старения и путях нейтрализации отрицательных проявлений этого процесса. Важность изучения старения и социальной психогеронтологии связана и с тем, что автоматическое перенесение выводов, полученных в зарубежной науке, не дает полноценных результатов в связи с особенностями социальной ситуации в России. Не в полной мере рассмотрены в психологической науке соотношение процессов социализации и адаптации, социализированности и адаптированности, причины дезадаптации, а также другие вопросы, важные для глубины проникновения в психолого-акмелогическое поле успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных служб.

Цель исследования: выявить психологические составляющие и условия успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных служб по адаптации престарелых.

Объектом исследования является профессиональная деятельность работников специальных социальных служб.

Предмет исследования: условия, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности работников специальных социальных служб по адаптации престарелых.

Гипотеза исследования: успешность профессиональной деятельности работников специальных социальных служб является результатом развития психологической готовности к деятельности, предопределяемым:

— направленностью профессиональной деятельности на создание благоприятных условий для адаптации престарелых к условиям специальных социальных учреждений;

— использованием психодиагностической и психотерапевтической функций в профессиональной деятельности по адаптации престарелых;

— умением преодолевать в профессиональной деятельности психологические барьеры.

Задачи исследования.

1. Изучил" состояние проблемы в современной психологической науке.

2. Выявить проблемное психолого-акмеологическое поле профессиональной деятельности работников специальных социальных служб.

3. Определить основные пути достижения успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных служб по адаптации престарелых.

4. Разработать научно-практические рекомендации по достижению успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных служб.

Теоретико-методологической основой исследования являлись:

— общие методологические принципы психологии — детерминизма, развития, единства сознания и деятельности (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Е. В. Шорохова, и др.);

— частные методологические принципы изучения процесса социопа-тогенеза — уровневый подход к изучению человека, сравнительный анализ процесса социопатогенеза с благоприятным социальным развитием, самодетерминации, деятельностное опосредование (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьев, С. А. Беличева, А. И. Бернпггейн, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Ю. В. Микадзе, К. К. Платонов,);

— фундаментальные положения психологической науки о становлении личности (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Н. Леонтьев, В. И. Мясищев, С.А.Рубинштейн);

— положения акмеологической науки о достижении личностью вершин («акме») в своем развитии (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н.В.Кузьмина) — структурно-функциональный анализ профессионально-педагогической деятельности, представленный в психо лого-педагогических науках (Н.В.Кузьмина, А. К. Маркова, Л. Ф. Спирин, В. А. Сластенин и др.);

— анализ системно-структурных особенностей профессиональной готовности к деятельности (А.А.Деркач, М. И. Дьяченко, В.А.Сластенин);

— анализ факторов оптимизации профессиональной деятельности (Ю.К.Бабанский, А. А. Деркач, В. М. Коротов, М. М. Поташники др.) — структура психологии профессионального становления (Е.С.Романов);

— концепция анализа социопатогенеза с позиций междисциплинарного подхода (С.А.Беличева).

В исследовании был использован комплекс методов: анализ структуры деятельности работников специальных социальных служб, правительственных документов, связанных с введением в России социальной помощи престарелым на профессиональном уровне, научных, философских трудов, трудов в области психологии, акмеологии, социологии, геронтологии. Использовались: интервью, исследование результатов деятельности (на основе экспериментальной оценки и самооценки) 380 работников специальных социальных учреждений, наблюдения, беседы с персоналом и клиентами специального дома-интерната, изучение медицинской документации (историй болезни, карт трудовой терапии), опрос персонала, анкетирование, что позволило выяснить общественные устремления престарелых девиантного поведенияизучался существующий опыт организации социальной помощи престарелым в регионах России.

Значительное место в исследовании заняли психодиагностические методики. Батареи тестов: модифицированный цветовой тест отношенийдиагностический опросник К. Роджерса (в модификации Т. Снегиревой), определяющий индекс адаптированности у 106 престарелыхопросник Г. Айзенка, позволяющий выявить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности у обследуемых и получить недостающие в психологии развития и акмеологии знания об особенностях адаптации престарелых к условиям проживания в специальных социальных учреждениях.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

На основе системного подхода раскрыта специфика профессиональной деятельности работников специальных социальных служб по адаптации престарелых, исследован объект и субъект этой деятельности, содержание и структура.

Впервые процесс адаптации престарелых к условиям проживания в учреждениях рассмотрен как проблемное психолого-акмеологическое поле профессиональной деятельности, влияющее на ее успешность.

Выявлены особенности индивидуально-личностных изменений престарелых, связанных с адаптацией к условиям проживания в стационарном учреждении социального обслуживания: (субдепрессивные, психопа-топодобные и неврологические расстройства), типы адаптации (конструктивный, защитный, активно-агрессивный и пассивный), знание которых позволяет профессионально грамотно отобрать адекватные способы воздействия на процесс активизации нереализованного личностного потенциала престарелых и обеспечить условия успешности профессиональной деятельности. Раскрыто соотношение адаптации с социализацией и развитием.

Определены уровни успешности профессиональной деятельности (социально-противоречивый и социально-значимый) по степени разрешения противоречия между удовлетворенностью деятельностью как психоэмоциональным состоянием объекта и субъекта и достижением объективированного результата деятельности — актуализации нереализованного личностного потенциала престарелого.

Раскрыты основные пути достижения успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных служб по адаптации престарелых: формирование направленности профессиональной деятельности на создание благоприятных условий для адаптации престарелых к условиям проживания в ниховладение психодиагностической и психотерапевтической функциями профессиональной деятельностиразвитие умения преодолевать психологические барьеры деятельности.

Практическая значимость работы определяется тем, что исследуемые в ней вопросы напрямую связаны с развитием специальных социальных служб для престарелых граждан в России. Итоги исследования дают возможность разработать научно-практические рекомендации в адрес учебных заведений, готовящих специалистов по социальной работе (социальных работников, социальных реабилитологов, психологов социальных служб различного типа), руководителей территориальных социальных служб по отбору кадров для специальных социальных учреждений и созданию условий, благоприятствующих профессиональному становлению, а также самих работников специальных социальных служб по достижению успешности профессиональной деятельности и разработке стратегии личностно-профессионального самосовершенствования.

Полученные данные можно использовать при разработке программ деятельности социальных учреждений различного типа: психоло-го-геронтологических центров, центров социально-психологической адаптации, домов-интернатов, социальных клубовпсихолого-акмеологических служб, а также обучающих программ, ставящих целью повышение психологической готовности работников специальных социальных служб к профессиональной деятельности.

Обоснованный в работе диагностический инструментарий может служить основой для изучения особенностей и оценки уровня адаптации престарелых к проживанию в специальных социальных учреждениях. Методические разработки и данные эмпирических исследований могут быть использованы для совершенствования профессиограммы работников социальных служб.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивались исходными методологическими позициями, реализацией комплекса методик, адекватных задачам исследования, репрезентативностью выборки, введением критерия верификации эмпирических данных.

Апробация результатов исследования.

Основные положения исследования по теме диссертации, выводы и практические рекомендации докладывались и обсуждались на республиканском совещании руководителей специальных учреждений социального обслуживания (Москва, октябрь 1993 г.), межрегиональном научно-практическом семинаре руководителей и специалистов специальных учреждений социального обслуживания (Рязань, март 1994 г.), международном симпозиуме «Социальная история и социальная политика России и европейских стран» (Москва, сентябрь 1994 г.), региональном научно-практическом семинаре-совещании социальных работников и специалистов учреждений социального обслуживания (Краснодар, август 1996 г.), международном (российско-греческом) научно-практическом семинаре руководителей и специалистов органов социальной защиты населения, учреждений социального обслуживания субъектов Российской Федерации (Афины, ноябрь 1996 г.), II Байкальском межрегиональном научно-практическом семинаре «Социальная работа: проблемы и перспективы развития» (Улан-Уде, июнь 1997 г.).

Автором подготовлен и прошел апробацию в Московском государственном социальном университете спецкурс «Состояние и тенденции развития социального обслуживания в стационарных учреждениях: психологический аспект» .

Положения, выносимые на защиту:

1. Успешность профессиональной деятельности работников специальных социальных служб является результатом развития психологической готовности к профессиональной деятельности, проявляющимся в позитивном психоэмоциональном состоянии как субъекта, так и объекта деятельности, в единстве ее направленностью на достижение основной цели деятельности — актуализации нереализованного личностного потенциала престарелых.

2. Успешность профессиональной деятельности на уровне субъектаработника специального социального учреждения, проявляется в таких показателях, как удовлетворенность деятельностью, усиление мотивации достижения, согласованность позиций «Я как личность» и «Я как профессионал», наличие потребности в самосовершенствовании в сфере данной профессии.

3. Успешность профессиональной деятельности работников специальных домов-интернатов предопределяется целостностью субъектно-профессиональной структуры личности, которая, в свою очередь, зависит от сформированности когнитивной, эмоционально-чувственной и операционально-технологической подструктур, имеющей для данного контингента профессионалов принципиально важное значение, и влияющей на развитие всех остальных подструктур.

4. Проблемным психолого-акмеологическим полем успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных служб является процесс адаптации престарелых к условиям проживания в специальных домах-интернатах, в рамках которого разрешается основное противоречие профессиональной деятельности: между удовлетворенностью деятельностью субъектом и объектом и достижением значимого в социальном аспекте результата — актуализации нереализованного личностного потенциала престарелого.

5. Основные пути достижения успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных учреждений состоят в:

— формировании направленности профессиональной деятельности на создание благоприятных условий для адаптации престарелых к условиям специальных домов-интернатов;

— овладении психодиагностической и психотерапевтической функциями профессиональной деятельности;

— развитии умения преодолевать в профессиональной деятельности психологические барьеры.

Структура диссертации определяется ее целью, задачами и логикой психолого-акмеологического анализа исследуемой проблемы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, использованной в исследовании, а также приложения.

Результаты исследования показали, что проблемным психолого-акмеологическим полем успешности профессиональной деятельности является процесс адаптации престарелых к условиям проживания в специальных социальных учреждениях.

В связи с недостаточностью исследований такого процесса применительно к престарелым девиантного поведения, в диссертационной работе предпринята попытка исследования особенностей адаптации данной категории людей к проживанию в специальных домах-интернатах. В результате было выявлено несколько типов адаптации престарелых к условиям проживания в доме-интернате: конструктивный тип (оптимально-приспособленные к проживанию в учреждении) — защитный тип (престарелые, в целом адекватно приспосабливающиеся к условиям дома-интерната) — активно-агрессивный тип (приписывающие вину за собственные трудности внешним обстоятельствам) — пассивный тип (капитулирующие перед трудностями адаптации). Относительно каждого типа определены особенности мотивационно-потребностной сферы и поведения престарелых. Вместе с тем в исследовании определены и экспериментально проверен на пригодность для оценки уровня адаптации контингента престарелых девиантного поведения диагностический комплекс методик, который может быть использован работниками специальных социальных служб в целях реализации психодиагностического направления в профессиональной деятельности. Последнее, как подтверждено результатами исследования, является одним из условий достижения успешности профессиональной деятельности.

В исследовании также осуществлен поиск адекватных типу адаптации способов психотерапевтического воздействия на личность престарелого девиантного поведения. Как показали результаты, психотерапевтическое воздействие в профессиональной деятельности работников специальных социальных учреждений целесообразно осуществлять поэтапно.

Исследование психологических условий достижения работниками специальных социальных учреждений успешности профессиональной деятельности позволило выявить ряд факторов, представляющих собой ценностные и технологические психологические барьеры профессиональной деятельности и, соответственно, неблагоприятно влияющих на достижение успешности деятельности.

Наряду с ценностными и технологическими барьерами профессиональной деятельности, которые можно отнести к неблагоприятным факторам успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных служб, был выявлен еще один фактор отрицательного влияния на успешность профессиональной деятельности данной категории сотрудников — синдром «эмоционального сгорания», который является особенностью развития эмоционально-чувственной субъектно-профессиональной подструктуры. В диссертации подробно раскрыты глубинные механизмы данного синдрома, функциональные проявления, особенности нарастания и последствия влияния на профессиональное развитие работников специальных социальных учреждений.

Проведенное исследование позволило определить основные направления работы органов социальной защиты по психолого-акмеологическому обеспечению успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных служб. К числу таких направлений относятся:

— разработка целостной концепции системы работы с кадрами;

— программно-целевое моделирование профессиональной деятельности данных кадров с учетом их квалификации и профессиональных знаний, развития умений и способностей, овладения ими алгоритмами продуктивного решения профессиональных задач;

— экспертный мониторинг профессиональной и психологической готовности специалистов учреждений социального обслуживания к выполнению возложенных на них функций.

Эту работу в комплексе и профессионально могли бы выполнять психолого-акмеологические службы, создаваемые на уровне органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

В заключении определены перспективы дальнейшей научной работы по данному направлению: исследование теоретического и прикладного аспектов организации и развертывания психолого-акмеологических служб, поиск акметехнологий развития субъектно-профессиональной структуры личности, разработка стратегии самосовершенствования работников специальных социальных служб по работе с престарелыми.

Заключение

.

Исследованная в настоящей работе проблема предопределяется высокой социальной значимостью вопросов повышения профессионализма работников, деятельность которых связана с оказанием поддержки людям пожилого возраста, имеющим в прошлом судимости и поступающим в силу разных обстоятельств в учреждения социального обслуживания.

На основе системного подхода в работе раскрыта специфика профессиональной деятельности работников специальных социальных служб по адаптации престарелых, исследован объект и субъект этой деятельности, содержание и структура психологической готовности работников подобных учреждений к профессиональной деятельности, как фактора ее успешности.

Успешность профессиональной деятельности рассматривается, прежде всего, как результат развития психологической готовности к профессиональной деятельности, проявляющийся в позитивном психоэмоциональном состоянии как субъекта деятельности, так и объекта, ее направленности на достижение основной цели — актуализации нереализованного личностного потенциала престарелых.

Категория успешности применительно к профессиональной деятельности работников специальных социальных служб рассматривается в качестве важнейшей психологической составляющей достижения личностью профессионала психоэмоционального состояния, характеризующегося удовлетворенностью деятельностью, усилением мотивации достижения, согласованностью позиций «Я как личность» и «Я как профессионал», актуализацией потребности в саморазвитии, самосовершенствовании.

В основу изучения содержания и структуры психологической готовности к труду работников специальных социальных учреждений положены обобщенные результаты использования личностно-деятельностного подхода к анализу и оценке деятельности специалиста, раскрыта такая готовность через содержательное наполнение субъектно-профессиональных подструктур личности. Раскрытие специфики содержания субъектно-профессиональных подструктур работника специальной социальной службы выполняло подчиненную основной цели исследования задачу выявления совокупности показателей успешности профессиональной деятельности.

Применение факторного анализа в целях более углубленного изучения взаимосвязей между показателями, характеризующими каждую из восьми подструктур, показало, что информативными на уровне субъекта деятельности являются такие показатели как устойчивая мотивация достижения, удовлетворенность деятельностью, согласованность позиций «Я как личность» и «Я как профессионал», наличие потребности в самосовершенствовании в сфере данной деятельности. Вместе с тем в результате использования методов многомерного анализа была выявлена особая значимость трех из восьми субъектно-профессиональных подструктур: когнитивной, эмоционально-чувственной и операционально-технологической в аспекте достижения успешности профессиональной деятельности. Исследование показало, что уровень сформированности данных подструктур предопределяет целостность субъектно-профессиональной структуры работника специального социального учреждения.

В процессе исследования было выявлено основное противоречие профессиональной деятельности, которое лежит в зоне социально-ценностных психолого-акмеологических параметров личности. Это противоречие между удовлетворенностью деятельностью ее объектом и субъектом и объективированным результатом деятельности, выраженным актуализацией нереализованного личностного потенциала престарелого. Проведенный с помощью методов включенного наблюдения за процессом деятельности специалистов специальных домов-интернатов, изучения результатов деятельности работников специальных социальных учреждений, использования тестовых методик, анализ такого противоречия позволил выявить два уровня успешности деятельности.

На социально-противоречивом уровне соотношение между удовлетворенностью деятельностью субъектом и объективированным результатом — актуализацией нереализованного жизненного потенциала престарелого имеет перевес в сторону того или иного. Здесь возможны два варианта: когда фиксируется удовлетворенность деятельностью со стороны субъекта, но нет удовлетворенности со стороны объекта и, наоборот, -когда объект практически полностью удовлетворен, но у субъекта такое состояние не возникает. Социально-значимый уровень характеризуется равновесием между двумя составляющими успешности: наличием удовлетворенности деятельностью объектом, возникшей вследствие актуализации нереализованного потенциала, условием чего является благоприятно протекающий процесс адаптации к условиям проживания в специальном доме-интернате и проявлением такого же состояния у субъекта деятельности за счет достижения объективированного ею результата.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Сдавская К. А. Стратегия жизни, М., Мысль, 1992.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука., 1980. С.136−137.
  3. С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия «адаптация». Ереван.: Ин-т народного хозяйства, 1984. 58 с.
  4. А.П. Социальные аспекты геронтологии. Ереван.: Айстан. 1989. 175 с.
  5. М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 175 с.
  6. Альтернативность общественного развития. / Отв. ред. Власова В. Б. М.: РАН Ин-т философии, 1992. 79 с.
  7. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. //Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.- Т.1. С. 97−125.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 318 с.
  10. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988.
  11. Психологические труды: в 2-х т., М., 1980., Т.2. С.10−127.
  12. Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу//Вопросы психологии, 1973, № 4, С.173−189.
  13. Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г.Эриксона., в кн. Принципы развития в психологии //под ред. Л.И.Анци-феровой, М., Наука, 1978, С.212−242.
  14. Л.И. К психологии личности как развивающейся си-сгемы//Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 10.
  15. Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы// Психологический журнал, том 15, № 3, 1994. С.99−105.
  16. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техника» ее бытия/ Психологический журнал, том 14, № 2. С.3−16.
  17. В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: Институт психологии РАН, 1993. 223 с.
  18. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития)// Вопр. психол. — 1992. — № 1,2. — С. 6−13.
  19. И.Д. Формирование у будущего учителя основ профессиональной деятельности., Л. 1990. 212 с.
  20. И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя. Дисс. .докт.психол. наук. Усть-Каменогорск, 1991.
  21. В.В., Тяпков С. А., Пленков О. Ю. и др. Человек в современном мире: Взгляд в будущее. Гуманист, ценности европ. цивилизаций и проблемы совр. мира. Учеб. пособие к курсу «Человек и общество». Спб.: Образование, 1993. 157 с.
  22. С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Социальное здоровье России, 1993. 198 с.
  23. П.Г. Социально-психологические факторы адаптации молодого специалиста в научном коллективе: Автореф. дис. .канд.психол.наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 23 с.
  24. П.Г., Емельянов Е. Н., Иванов М. А. Социально-психологическая адаптация молодого специалиста в научном коллективе. М.: АН СССР Ин-т истории естествознания и техники, Наука, 1987. 212 с.
  25. Р. Я-концепция и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  26. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978, 64 с.
  27. М.И. Психологические проблемы социального развития личности. В кн.: Социальная психология личности. М., 1979. С. 45−47.
  28. Бовуар де С. Старость/Социальная геронтология: современные исследования. М.: РАН ИНИОН, 1994. С.17−40.
  29. А.А. Личность и общение//Избранные труды. М., 1983. С.78−79.
  30. А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. — 188 с.
  31. В.В. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте. В кн.: Экспериментальные исследования в ратопсихологию/Под ред. А. А. Портнова, М., 1976. С. 163−167.
  32. В.В. Изменение личности у престарелых, проживающих в домах-интернатах. Автореф. дис. .канд.психолог.наук. М., МГУ, 1980.
  33. JI.B., Молчанова О. В. Особенности самооценки в позднем возрасте//Вестник МГУ, сер.14, Психология, 1988, № 1. С.23−41.
  34. Л .В., Спиридонова И. А. Временная трансперспектива личности (Обзор, исслед.)// М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 37 с.
  35. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  36. .С. К проблемам развития личности в зрелом возрасте //Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология., 1989, N2.
  37. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль. 1978.63 с.
  38. Э.П. Человек перед лицом старости// Социальная геронтология: современные исследования. М.: РАН ИНИОН, 1994. С. 3−16.
  39. В.Ф. Уровни построения переживания и методы психологической помощи//Вопросы психологии, № 5, 1988. С.27−37.
  40. В.Ф. Психология переживания /Анализ преодоления критических ситуаций/ Изд-во МГУ, 1984.
  41. А.Л. Структура психологического синдрома/ Вопросы психологии, 1994. № 4. С.82−91.
  42. Е.Г., Власова В. Б. Этика Вл.Соловьева и судьба отечественного самосознания// Альтернативность общественного развития/ Отв. ред.
  43. В.Б., М.: РАН Ин-т философии, 1992. С.42−62.
  44. К. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии// Социальная геронтология: современные исследования. М.: РАН ИНИОН, 1994. С. 41−57.
  45. С.П. Личность в системе нравственных отношений/Под ред. И. И. Жбанковой. Минск, 1988. С.48−62.
  46. О.А. Социальная адаптация женщин в условиях переходного периода. Автореф.дис. .канд.социол.наук., М.: Росс, академия управл., 1994. 21 с.
  47. Г. Д., Оконская Н. Б. Адаптация и ее уровни/ Философия пограничных проблем науки. Пермь: ПГУ, 1975, вып.7. С.134−142.
  48. .З. Драма невостребованности.- Материалы семинара «Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты», г. Ульяновск, 1995.
  49. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 198.
  50. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики/ Под ред. A.M. А. М. Мапошкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  51. Ган Ю. В. Проблема социальной адаптации личности (философско-социологический аспект). Автореф.дис. .канд.философ.наук, Свердловск, 1982. 18 с.
  52. А.Б., Петленко В. П., Сахно А. В., Царегородцев Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М.: «Мысль», 1975. 272 с.
  53. А.Б. Философское содержание и функции теории адаптации. Автореф.дис. .философ.наук. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. 33 с.
  54. А.Б. Эволюция адаптаций: Исгорико-методологические исследования. Л.: Наука, 1989. 188 с.
  55. Е.И., Бекешкина Н. Э., Небоженко B.C. Демократизация общества и развитие личности: От тоталитаризма к демократии. Киев: Нау-кова думка, 1992. 126 с.
  56. В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии. //Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1983.
  57. Е.Н. Идентификационные стратегии: российский выбор// Социальная идентификация личности 2/ Отв. ред. Ядов В. А., книга 1, М.: РАН Ин-т социологии, 1994. С.6−21.
  58. Е.Н., Ядов В. А. Контуры социально-групповых идентификаций личности в современном российском обществе// Социальная идентификация личности. М.: РАН Ин-т социологии, 1993. С. 124−149.
  59. Н.Ф., Болтенко В. В. Личностные особенности и социальная активность инвалидов с поражениями нервной системы.- «Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова», 1983, Т.83, в.5. С.744−749.
  60. Н.Ф. Об индивидуальных реабилитационных программах для инвалидов и престарелых в домах-интернатах.-В кн.: Врачебно-трудовая экспертиза и реабилитация инвалидов. Республиканский международный сборник, в.16., Киев, «Здоровье», 1984. С.98−105.
  61. А.А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985. — 308 с.
  62. А.А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психической и профессиональной зрелости личности. М., РАГС., 1995.
  63. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения профессионализма. М.: Луч, 1993.
  64. Т.Г. Методологические и социальные аспекты проблемы адаптации человека. Автореф.дис. .канд.философ.наук. М., 1973. С. 23.
  65. О.Н., Мытиль А. В. Социальная идентификация и адаптация личности (июль-август 1993 г.)// Социальная идентификация личности -Книга 2/ Отв. ред. Ядов В. А., М.: Ин-т социологии РАН, 1994. С. 178−201.
  66. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1975. 173 с.
  67. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптивности личности в новых условиях деятельности и общения. Автореф.дис. .канд. психол.наук. Л.: ЛГУЮ, 1989. 15 с.
  68. А.А. Личность и возраст. Тезисы доклада к IX Международному съезду геронтологов. М., 1972. 29 с.
  69. В.Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические аспекты профессии. М., 1992. — 168 с.
  70. .В. Личность и патология деятельности. М., Прогресс, 1990.
  71. .В. Теории личности в зарубежной психологии. Изд. МГУ, 1982.
  72. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности: в кн. Психологические механизмы регуляции социального поведения, М., 1979. С. 219.
  73. В.П. Философско-мировоззренческий анализ человеческой деятельности. Автореф. дис. доктора филос. наук. Киев, 1977.- 21.
  74. К.Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетних правонарушителей. М., 1968. С. 16.
  75. М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). Саратов, Изд-во Саратовского университета, 1974.-С.102.
  76. И.Д. Теория отражения и проблема приспособления/ Отв.ред. Шингаров Г. Х., М.: Наука, 1986. 144 с.
  77. Т.В. Человек стареющий.(В помощь лектору)//Л.: О-во «Знание» РСФСР Ленингр. орг., 1989. 32 с.
  78. Т.В., Щаталов А. Т. Философские аспекты геронтологии. М.: Наука, 1978. 216 с.
  79. С.В. Адаптация личности как социальное явление: (социал.-философ. аспект). Автореф.дис. .кандфилософ.наук. Л.: Ленингр. гос.пед.ин-т им. А. И. Герцена, 1978. 20с.
  80. Р., Оумен Л. Дифференциация субкультур//Социология преступности.
  81. И.Ф. Психологические особенности отношений к себе и другим как носителям нравственных ценностей на разных этапах онтогенеза личности. Автореф.дис.канд.психол.наук. М.: Моск.гос.пед.ин-т им.
  82. Е.А. Введение в психологию труда.- М., 1988.
  83. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. В. И. Ленина, 1987. 16 с.
  84. Г. А. Три парадигмы три стратегии психологического воздействия/Вопросы психологии, № 4, 1988.С.22.
  85. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. Автореф. канд.психол.наук., Л., 1980.
  86. Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности// Социальная идентификация личности/ Отв. ред. Ядов В. А. М.: РАН Ин-т социологии, 1993. С. 103−1123.
  87. Н.К., Балашова Е. Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте/ Вестник Московского университета. Сер 14, Психология, 1995, № 1. С. 18−23.
  88. Н.И. Прикладные аспекты современной психологии. Термины, законы, концепции, методы. М.: РАГС, 1994. С. 5.
  89. А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения//Социология сегодня., 1965, С. 520−521.
  90. О.В. Адаптация пожилых людей к современной социальной ситуации: Автореф.дис. канд.психол.наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. 16 с.
  91. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М.: МГУ, 1991.
  92. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности. Автореф.дис.. канд.психол.наук., М.: АН СССР Ин-т психологии, 1980. 24 с.
  93. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 214 с.
  94. В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия // Прикладные проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой, П. В. Левкович. М., 1982.
  95. Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979, С. 25.
  96. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. Вопросы психологии. № 6, 1967. С. 120.
  97. В.И. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 339 с.
  98. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-ое изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. С. 16.
  99. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
  100. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  101. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу. //Вопросы психологии, 1978, № 3 С. 150−158.
  102. Л.П. Отношения коллективности и старость. Ростов-н/Д.: Рост, гос. ун-т, 1984. 23 с.
  103. А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1980.
  104. Личная тектология руководителя (технологический практикум). М., 1994.
  105. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь. Принципы развития в психологии /Под ред. Л. И. Анциферовой. М., 1978.
  106. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1985.С. 444.
  107. М., Нуйа М., Листер Т. Личностные предпосылки в ролевой адаптации/ Человек, Среда, общение. Таллин, 1980. С. 106−117.
  108. А.И. Профессиональное становление социального работника.: Автор. .дис.канд.психол.наук. М., 1993.
  109. В. Состояние общественного сознания и факторы, его определяющие// Общественное сознание и проблемы социальной активности. М.: АН СССР ИНИОН, 1990. С.3−17.
  110. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  111. Мерлин В. СЛекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971 С. 100.
  112. Р. Социальная структура и аномия// Социология преступности. С.302−310.
  113. Методы исследования межличностного восприятия: спец. практикум по социальной психологии/ Под ред. Г. М. Андреевой. М., 1984.
  114. И.А. Адаптация как социально-психологическое явле-ние.-В кн.: Социальная психология и философия, вып.2, JL, 1973.
  115. И.А. Понятие и структура социальной адаптации. Ав-тореф.дис. канд.психол.наук. Л.: Ленингр. гос.пед.ин-т им. А. И. Герцена, 1974. 19 с.
  116. Моделирование деятельности специалиста на основе коллективного исследования/ под ред. Смирновой Е. А. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 217 с.
  117. Ф.В., Ткачева Н. Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. М., МГУ., 1981.
  118. Г. М., Сачук Н. Н. Социально-гигиенические аспекты изучения образа жизни населения в пред- и пенсионном периоде/ Тез. и реф.докл. 3-го Всесоюзного съезда геронтологов и гериатров. Киев., 1976.1. С. 87−94.
  119. В.Т. Психологическая готовность к художественно-творческой деятельности. М. — 1991.
  120. В.В., Дрогалина Ж. А. Транперсональное движение: возникновение и перспектива развития/ Психологический журнал, том 13, № 3, 1992. С. 130−139.
  121. А.А. Социально-психологическая адаптация личности, Ереван, 1988., гл. Н, С.101−108.
  122. А.А. Личность, групповая социализация и психическая адаптация. Ереван., 1986, гл.Н.
  123. Т.А. Специфика социально-психологических факторов генезиса эмоций и их проявление в позднем возрасте/ Вестник МГУ, Сер.6, вып. 4, 1984. С. 43−51.
  124. Н.В. Проблемы социальной адаптации пожилых людей к статусу пенсионера. Автореф.дис. .канд.философ.наук. М.: АН СССР Ин-т социол. исслед., 1980. 22 с.
  125. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. С.162−165.
  126. А.И. Некоторые соображения по вопросу о фрустрации. Вопросы психологии, 1969, № 2.
  127. Х.Дж. Престарелые в политической жизни// Социальная геронтология: современные исследования. М.: РАН ИНИОН, 1994. С. 99−103.
  128. Проблемы психологических компенсаторных механизмов и их типология. В кн.: Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974. С. 94−112.
  129. Психологический словарь. М., 1990. — 241 с.
  130. Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика. Пресс, 1996. 440 с.
  131. Психологические вопросы трудового воспитания// Под ред. В. М. Войпсо, В. М. Моляко. Киев, Радянська школа, 1979. — 118 с.
  132. Психология развивающейся личности. /Под ред.А. В. Петровского. М., 1987. С.8−18.
  133. Психология профессиональной деятельности кадров государственных служащих. М., РАГС., 1996.
  134. Л.Ц. Психологическая готовность к соревнованию в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1969. 88 с.
  135. Развитие социальных качеств личности специалиста интеллигента в процессе обучения в вузе /Коханович Л.И., Шахова Р. Ф., Фатхуллин М.Ф.-М., 1991.- 44 с.
  136. B.C., Аршавский В. В. Стресс и поисковая активность// Вопросы психологии, 1977, № 4, С. 117−127.
  137. К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте. Автореф.дис. канд.психол.наук. М.: АПН СССР НИИ общ. и пед. психологии, 1990. 19 с.
  138. С.Н. Бытие и сознание. М.: Педагогика, 1957. — 85 с.
  139. Рубинштейн С. Н Принципы и пути развития психологии. О психологии познания. М., 1959.- С. 170−173.
  140. Л.А. Талант: психология и сгановление//Социальная психология личности. Л.: «Знание», 1974. С.207−222.
  141. И. Некоторые вопросы социальной психологии// Психология и работа с людьми/ пер. с чешского. М.: Прогресс, 1981.
  142. Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста // Вестник высшей школы. 1969 — № 8. С. 16−21.
  143. И.Н., Степанов С. Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении. // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983.
  144. Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Канддис. Л., 1974. С. 232.
  145. Ю.В. К вопросу о некоторых ценностях, детерминирующих личностные изменения в пожилом возрасте.- Материалы семинара «Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты», г. Ульяновск, 1995.
  146. Ю.В., Митина М. В. Посмертная судебно-психологическая экспертиза. М., МГУ, 1994.
  147. Ю.В. Динамика процесса коллективообразования. //Вопросы психологии, 1992, № 1−2, С.111−117.
  148. Словарь иностранных слов.М., 1995. С.207−209.
  149. Л.В. Основы социально-психологической теории. М., 1971, С.162−165.
  150. Н.Ф. Управление профессии усвоения знаний. М: МГУ, 1975. — 343 с.
  151. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2 т/Ассоц. социал. педагогов и социал. работников Рос. Федерации, Рос. акад. образования- Отв.ред. Яркина Т. Ф., Бочарова В. Г. М.- Тула, 1993. Т.1. 460 с.
  152. А.У. Восстановительная терапия психических больных позднего возраста. Л.: Медицина, 1991. 146 с.
  153. В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987. С. 12.
  154. Дж.С., Оукс П.Дж., Хэслем С.Ам Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа/ Иностранная психология, том 2, 194, № 2 (4). С.8−17.
  155. И.В. Формирование профессионально-педагогической направленности личности учителя.: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -Киев, 1990. -23 с.
  156. М., Хегуорт М. Старение и старость: размышления о жизненном пути личности в постсовременном обществе// Социальная геронтология: современные исследования. М.: РАН ИНИОН, 1994. С. 112−134.
  157. В., Введение в криминологию.-М.: Прогресс, 1985.С.312.
  158. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  159. Т.К. Последний этап: исторические аспекты зрелости и старости// Социальная геронтология: современные исследования. М.: РАН ИНИОН, 1994. С.104−111.
  160. И.Ф. Кризис воспитания и педагогика//Сов.педагогика,-1991. № 10. С.62−64.
  161. Г. Т. О понятийном аппарате педагогики // Сов.педагогика. -1991. № 5. С. 57.
  162. Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М.: РГСИ, 1993.- 19 с.
  163. П.Р. Психологическая готовность детей к труду и основные пути ее формирования. Ж.: Советская педагогика, 1960. — № 4, — С.23−31.
  164. В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипи-рованности от «внешнего» и «внутреннего'7Психологический журнал., Том 16, № 2, 1995.С. 15−26.
  165. Цит. по: Яковлев A.M. Преступность и социальная психология. М., 1971, С. 39.
  166. В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.- 165 с.
  167. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.-320 с.
  168. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 471.
  169. В.Н. Сокровища духовного мира/Психологический журнал, Том 13, № 1, 1992. С.86−89.
  170. . Структура ценностных ориентаций. Эмпирическое исследование/ Иностранная психология, том 2, 1994, № 2(4). С. 47−56.
  171. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии, 1971, № 4. С.6−24.
  172. Д.Б., Коссаковский А. Основные этапы психического развития. В кн. Педагогика/Под ред. О. А. Абдулиной, В. С. Аранского, Ю. К. Бабанского и др. М., Просвещение, 1978, С.79−92.
  173. Т.И. Поведение аффективных детей в конфликтных ситуациях. Вопросы психологии, 1975, № 2. С. 113−123.
  174. Н.И. Прикладные аспекты современной психологии. Термины, законы, концепции, методы. М.: РАГС, 1994.С.5.
  175. Agression. Asocial Psychologikal Analysic. 1962.
  176. Adelmann P. Psycholocal well-being and homtmfker vs. retiree identity amond women/ Se Poles, 1993, v.29, № 3−4. p. 195−212.
  177. Aizenberg R., Treas J., The Family in late life: psychosocial and demograhic considerations/ handbook of the psychology of aging (2 nd edition). №.4: Van Nostrand Reinhold, 1985. p. 169−186.
  178. Bandura A., Walters R. Social Lerning and Personality Development. N.Y.: Holt, 1964.
  179. Dollard J. et al. Frustration and Aggression. New York, Vale Univ., 1939.
  180. Dollard J., Miller № 76 Doob L 76 Mowrero O. and Sears R 6 Frus tration and Aggression, New Haven, 1964: Lawson R., Frustration. The Development of Scientific Concept. New Yorc-London, 1965.
  181. Encyclopedia of psychology H.J.Eysenck, W. Arnold and R. Meili (EDS), Herder, New York, 1872, vol. 1p.25.
  182. Crow L., Crow A. Understanding our behavior. The psychology of personal and social adjustment. N.Y. Alfred A.Knopf. 1956. 346 p.
  183. Grumbaugh J., Maholick L. An experimental study in existentialism- The psychmetric approach to FrankF’s concept of noogenic neurosis/J. of Clinicfl Psychology, 1964, v.20, № 3, p. 200−207.
  184. Education, training, and research for minorities in gerontology: Hearing before the select comm on aging. New Orleans, Wash, 1990. 26 p.
  185. GrofF C. Enhancing creativity in older adult. /J. Creative Behavior. 1992, v.26, № 3. p 40−49.
  186. Hand book of the psychology of aging/ Ed. Birren J., Warner K. 1985.931 p.
  187. Hartmann H. Psychology and the problem of Adaptation. Ж 4., 1958.
  188. Miller N.E. Frustration-Aggression. Hypothesis. Jn.: Lawson R. Frustration, p.72−76.
  189. Miller W., Dollard J. Personality and Psychotherapy. №. 4., 1950.
  190. Oswald J. Sleeping and waking. Amsterdam.-New Yore, 1962.
  191. Perdue С., Dovidio J., Gurtman M., Tyler. Us and them: Social categorization and the process of intergroup bias/ Journal og Personality and Social Psychology, 1990, № 59, p. 475−486.
  192. Philips L., Human adaptation and his failures. N.Y. and London, Academic Press, 1968.
  193. Rosow. Socialization to old age. Berkeley e.a., Univ. of California press, 1974.188 р.
  194. Rutter M. Temperament, Personality and Disorder//Brit.J.Psychiat.-1987.-bd.55, H.12. p. 255−260.
  195. Hartmann, H. Ego Psychology and Problem of adaptation. New Yore, 1958.
  196. Shaffer L., Shoben E. The Psychology of Adjustment. Boston, 1955.
  197. Schwartz A. Aging and life: An introd. to gerontology. N.Y. ets.: Holt Rineharta. Winston, 1984.400 p.
  198. Freud A. The Ego and I mechanisms of Defence. L., 1937, p.47.
  199. Freud A. Das ich die Adwehrmechanismen, L., 1946.1. АНАЛИЗкриминогенной обстановки в специальных домах-интерматах для престаренлых и инвалидов за период с 1992 г. по 1996 г.
  200. Показатели Годы j 1992−1993 | 1994−1995 | 1996 Число учреждений j 40 — 52 | 56
  201. Из них: 5 домов-интернатов >, 28: i 32 ! 34-отделений' 12 го | 22
  202. На сколько мест (фактичес- I | ки проживает) ! 6787(7173) 1 8689(9254) 1 8868(9377)
  203. Число учреждений, где есть 1 милицейские посты,? 28 1 42 43 В т.ч. круглдосуточные 2! j 29 3!
  204. Число проживающих, j j страдающих туберкулезом 1 1890 2132 2867
  205. Могут трудиться, ЗОЮ j 4173 4894
  206. Заняты трудом 1589 { 1810 1785
  207. Совершено противоправных j j действий, в т. ч.: 800 | 500 760f, ,. i i ^ i убийств! 14 ! 17 13
  208. Передано дел в органы внутренних дел! 230 | 283 364
  209. Возбуждено уголовных дел | 63 — 91 44
  210. Привлечено к администра- тивной отвестсвенности j 129 > 99 ! 123
  211. Огчисленно из интернатов данных нет 79 ! 58
  212. Данные исследуемых группы | 78 3 мес. 6 мес 1 год
  213. Всего участников 106 Трудности адаптацв том числе: мужчины 47 1 депрес. 52 19 29 4женщины 59 2 психоп. 11 0 И 03 неврол. 15 13 2 0
  214. Являются инвалидами II гр. 21 не отмечены 28
  215. Участвуют в труд, деят-ти 321. Шкала тревожности 75
  216. В возрасте 45−59 лет 1 2 Шкала фрустрации 7660.74 года 2 52 Шкала агресси 56 более 75 лет 3 52 Шкала ригидности 70
  217. Данные экспериментальной группы j
  218. Всего участников 53 Трудности адаптац 29 3 мес. 6 мес 1 годв том числе: мужчины 34 1 депрес. 19 7 10 2женщины 19 2 психоп. 10 0 10 03 неврол. 0 0 0 0
  219. Являются иивалидами II гр. 9 не отмечены 24
  220. Участвуют в труд, деят-ти 211. Шкала тревожности 36
  221. В возрасте 45−59 лет 1 1 Шкала фрустрации 3860.74 года 2 28 Шкала агресси 25 более 75 лет 3 24 Шкала ригидности 35
  222. Данные контрольной группы j 49 3 мес. 6 мес 1 год
  223. Всего участников 53 Трудности адаптацв том числе: мужчины 13 1 депрес. 33 12 19 2женщины 40 2 психоп. 1 0 1 03 неврол. 15 13 2 0
  224. Являются инвалидами 11 гр. 12 не отмечены 4
  225. Участвуют в труд, деят-ти 111. Шкала тревожности 39
  226. В возрасте 45−59 лет 1 1 Шкала фрустрации 3860.74 года 2 24 Шкала агресси 31 более 75 лет 3 28 Шкала ригидности 35
Заполнить форму текущей работой